г. Краснодар |
|
31 июля 2024 г. |
Дело N А32-29336/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Рассказова О.Л., при участии от истца - индивидуального предпринимателя Мельниковой Елены Станиславовны (ИНН 231300222040, ОГРН 304231315300112) - Соколовой Г.Н. (доверенность от 30.08.2023), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Экоцентр" (ИНН 3444177534, ОГРН 1103444003002) - Соколовой О.Г. (доверенность от 11.03.2024), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЦентр" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 по делу N А32-29336/2023, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Мельникова Елена Станиславовна (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "Экоцентр" (далее - общество) об урегулировании разногласий, возникших между сторонами при заключении договора от 28.11.2022 N 0304/01106, изложив спорные условия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующей редакции:
- пункт 4 договора "дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.10.2023";
- пункт 14 договора "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим образом:
- расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления";
- приложение N 1 к договору от 28.11.2022 N 0304/01106 "Информация по предмету договора" I. Объем и место сбора накопления твердых коммунальных отходов изложить в следующей редакции: - графа "Наименование объекта": "352380 Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Красная, д. 15/1";
- графа "Объем принимаемых твердых коммунальных отходов в месяц, (м3)": 1,5 м3 в месяц, 0,75 м3 за каждый вывоз с 01.10.2023";
- графа "Место сбора и накопления твердых коммунальных отходов": "352280, Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Базарная, д. 14" (объем контейнера (тары): 0,75 куб. м) с 01.10.2023";
- графа "Место сбора и накопления крупногабаритных отходов": "-";
- графа "Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов": "2 раза в месяц во второй и четвертый вторник каждого месяца с 8-00 час. до 17-00 час." (уточненные требования).
Решением от 01.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.03.2024, исковые требования удовлетворены частично. Урегулированы разногласия сторон при заключении договора от 28.11.2022 N 0304/01106 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, изложив спорные условия в следующей редакции:
- пункт 4 договора "дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - дата вступления в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-29336/2023";
- пункт 14 договора "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим образом:
- расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления";
- приложение N 1 к договору от 28.11.2022 N 0304/01106 "Информация по предмету договора" I. Объем и место сбора накопления твердых коммунальных отходов изложить в следующей редакции: - графа "Наименование объекта":
"352380 Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Красная, д. 15/1";
- графа "Объем принимаемых твердых коммунальных отходов в месяц, (м3)":
1,5 куб. м в месяц, 0,75 куб. м за каждый вывоз с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-29336/2023";
- графа "Место сбора и накопления твердых коммунальных отходов": "352280, Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Базарная, д. 14" (объем контейнера (тары): 0,75 куб. м) с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-29336/2023";
- графа "Место сбора и накопления крупногабаритных отходов": "-";
- графа "Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов": "2 раза в месяц во второй и четвертый вторник каждого месяца с 8-00 час. до 17-00 час.".
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт. Доводы заявителя сводятся к несогласию с установленной периодичностью вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
В отзыве на жалобу предприниматель указал на законность и обоснованность решения и постановления и отклонил ее доводы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Представитель предпринимателя возражал против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что начиная с 20.08.2020 предприниматель (потребитель) и общество (региональный оператор) действовал договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 0304/00456 (далее - договор), предусматривающий порядок оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 15 договора стороны производили учет объема ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для складирования.
В соответствии с приложениями к данному договору объем ТКО составлял 1,44 куб. м в месяц, вывоз осуществлялся по заявкам предпринимателя. Данный договор был заключен на 1 год (пункт 33 договора).
Дополнительными соглашениями от 29.12.2020, 24.12.2021, 27.11.2022 сторонами договора согласованы тарифы, а также пролонгировано действие договора на следующий год.
Дополнительным соглашением от 27.11.2022 N 1-0304/00456 предусмотрено, что оно вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.12.2022. Объем ТКО, предусмотренный данным дополнительным соглашением составлял 1,44 куб. м в месяц в январе, феврале, апреле, мае, июле, сентябре, октябре и декабре и 1,8 куб. м в марте, июне, августе и ноябре месяцах, или 18,72 куб. м в год.
2 декабря 2022 года предпринимателю от общества поступил проект договора от 28.11.2022 N 0304/01106, согласно которому региональный оператор предложил производить учет объема ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема (пункт 14). Приложением N 1 к договору от 28.11.2022 N 0304/01106 предусмотрен объем принимаемых ТКО - 264,55 куб. м в год, или 22,046 куб. м в месяц.
24 апреля 2023 года предприниматель направил обществу проект договора с протоколом разногласий от 24.04.2023, согласно которому потребитель предложил иную редакцию преамбулы, а также пунктов 4, 14, 23, 29 договора от 28.11.2022 N 0304/01106.
В ответ на указанное обращение общество направило предпринимателю протокол урегулирования разногласий от 10.05.2023 к договору от 28.11.2022 N 0304/01106, в соответствии с которым региональный оператор принял условия редакции потребителя по пунктам 23 и 29 и не согласился с редакцией потребителя по пунктам 4 и 14.
Предприниматель направил обществу досудебную претензию, в связи с отказом от подписания протокола разногласий.
Поскольку региональный оператор не подписал протокол разногласий в редакции потребителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Разрешая спор, суды руководствовались положениями статей 426, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 6, 13.3, 24.6, 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон с учетом изложенных норм, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Судебные инстанции указали, что в материалах дела отсутствуют документальные доказательства того, что контейнерная площадка истца не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Контейнерная площадка предпринимателя согласована администрацией Кропоткинского городского поселения Кавказского района и внесена в реестр мест накопления ТКО, что подтверждается письмом администрации от 28.02.2023 N 200-1032/23-17 и постановлением администрации от 21.02.2023 N 209.
Доказательства того, что объемы ТКО либо количество контейнеров у предпринимателя с момента заключения договора от 20.08.2020 N 0304/00456 изменились, в материалы дела не представлены. Фактические объемы накопления ответчиком ТКО полностью соответствуют ранее установленным объемам и периодичности вывоза. Складирование предпринимателем образующихся ТКО осуществляется в контейнер в согласованных договором объеме и месте. Ответчик не представил доказательства того, что контейнер, расположенный на контейнерной площадке и поименованный в договоре, не покрывает необходимость ответчика в размещении ТКО. Доказательства наличия необходимости вывоза ТКО в большем объеме, чем предложено предпринимателем, в материалы дела не представлены. Факты переполнения контейнеров, захламления контейнерной площадки в период действия договора от 20.08.2020 N 0304/00456 региональным оператором не зафиксированы. К ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства ответчик не привлекался.
Региональный оператор не вправе навязывать предпринимателю невыгодные условия при заключении договора по обращению с ТКО, которые выражаются в учете объема и (или) массы отходов расчетным путем исходя из норматива накопления отходов, а не исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО (пункт 41 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023).
При урегулировании условия, касающегося периодичности вывоза ТКО, необходимо учитывать следующее.
Периодичность и время вывоза ТКО относятся к существенным условиям договора на оказание услуг по обращению с ТКО (подпункт "в" пункта 25 Правил N 1156).
Согласно абзацу первому пункта 3 Правил N 1156 накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с абзацем девятнадцатым статьи 1 Закона N 89-ФЗ накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрены более сокращенные сроки временного накопления несортированных ТКО: исходя из среднесуточной температуры в течение трех суток при температуре + 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток (пункт 11 СанПиН 2.1.3684-21).
Из материалов дела следует, что фактические объемы накопления предпринимателем ТКО полностью соответствуют ранее установленным объемам и периодичности вывоза.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса).
По общему правилу в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса установлена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий, пока не доказано иное.
Изначально стороны (договор от 20.08.2020) согласовали вывоз ТКО с периодичностью один раз в месяц. При этом доказательств того, что региональный оператор, исполняя обязательства по названному договору в течение нескольких лет, фиксировал случаи переполнения контейнера предпринимателя или складирование продовольственных отходов, в материалы дела не представлено.
В пункте 17 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, отмечено, что стороны заключенного в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с ТКО вправе согласовать условие о периодичности вывоза сухих сортированных отходов по заявке потребителя.
Таким образом, периодичность вывоза ТКО может выступать предметом согласования сторон и не является во всех случаях императивно установленной примененным судами пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 вне зависимости от вида отходов и объекта отходообразования.
При выборе заявителем согласно предоставленной ему законодателем альтернативе такого способа учета, как определение объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров, существенное значение имеет периодичность вывоза ТКО, поскольку приведенный способ расчета не учитывает наполняемость контейнера. Увеличение периодичности вывоза влечет увеличение расчетного объема ТКО.
Соответственно, при принятии решения об организации индивидуальной контейнерной площадки, в том числе об объеме и количестве устанавливаемых контейнеров, заявитель исходит как из планируемого объема образования ТКО, так и из предполагаемой им, с учетом требований законодательства, необходимой периодичности вывоза ТКО в зависимости от вида таковых.
При разрешении спора суды учли вид образуемых на объектах предпринимателя ТКО, наличие правовых оснований для императивного применения к вывозу таких отходов периодичности, а также объем и количество контейнеров.
Доводы заявителя жалобы сводятся, по сути, к иной оценке доказательств, представленных в материалы дела, однако такими полномочиями суд кассационной инстанции не наделен (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Нарушения, влекущие отмену решения и постановления, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 по делу N А32-29336/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса).
По общему правилу в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса установлена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий, пока не доказано иное.
...
В пункте 17 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, отмечено, что стороны заключенного в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с ТКО вправе согласовать условие о периодичности вывоза сухих сортированных отходов по заявке потребителя.
Таким образом, периодичность вывоза ТКО может выступать предметом согласования сторон и не является во всех случаях императивно установленной примененным судами пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 вне зависимости от вида отходов и объекта отходообразования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 июля 2024 г. N Ф08-4845/24 по делу N А32-29336/2023