Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Губернатора
города Севастополя
от 28.03.2024 N 128-РГ
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора
города Севастополя
от 27.03.2023 N 99-РГ
(в редакции распоряжения
Губернатора города Севастополя
от 28.03.2024 N 128-РГ)
Инвестиционная декларация города Севастополя
1. Общие положения
1.1. Инвестиционная декларация города Севастополя является документом, определяющим перспективы развития города Севастополя в рамках реализации инвестиционной политики, и направлена на информирование субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности:
1) о целях инвестиционного развития города Севастополя, включая перспективные направления привлечения инвестиций;
2) внедрении на территории города Севастополя системы поддержки новых инвестиционных проектов, включая обновленный региональный инвестиционный стандарт;
3) инвестиционных преимуществах ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории города Севастополя (в том числе преференциальных режимах);
4) инвестиционных обязательствах города Севастополя (в том числе мерах поддержки);
5) составе инвестиционной команды и распределении ответственности за соблюдение положений настоящей инвестиционной декларации.
1.2. Инвестиционная декларация города Севастополя утверждается на пять лет. Изменения в инвестиционную декларацию вносятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
В случае смены высшего должностного лица города Севастополя допускается внесение изменений в инвестиционную декларацию без ухудшения условий ведения инвестиционной деятельности в городе Севастополе.
1.3. Текст инвестиционной декларации города Севастополя размещен на инвестиционном портале Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://sevinvestportal.ru).
2. Общее описание целей инвестиционного развития города Севастополя
2.1. Инвестиционная декларация города Севастополя (далее - Декларация) разработана в целях создания условий для опережающего инвестиционного развития города Севастополя, достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", установления основ реализации инвестиционной политики города Севастополя, а также взаимодействия исполнительных органов города Севастополя с инвесторами при реализации инвестиционных проектов на территории города Севастополя.
2.2. Главными целями инвестиционного развития города Севастополя являются:
- обеспечение к 2030 году реального роста инвестиций в основной капитал на уровне не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года в рамках достижения национальной цели развития "Достойный; эффективный труд и успешное предпринимательство" в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- обеспечение до 2025 года (включительно) увеличения инвестиций в основной капитал (за исключением инвестиций за счет средств федерального бюджета) в размере не менее чем до 200 млрд руб. в рамках исполнения подпункта "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 07.04.2021 N Пр-536;
- улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности на территории города Севастополя;
- повышение качества жизни и благосостояния населения города Севастополя за счет обеспечения устойчивого развития городской экономики.
2.3. Основными направлениями развития региона, за счет которых будет обеспечен рост инвестиций в основной капитал, станут:
- развитие судоремонта и судостроения;
- развитие высокотехнологичного машиностроения;
- развитие информационно-коммуникационных технологий (в том числе широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
- развитие научной и инновационной деятельности;
- развитие сельского хозяйства, виноградарства и виноделия;
- развитие рыболовства, марикультуры и рыбопереработки;
- развитие туризма, использование кластерного подхода для комплексного развития инфраструктуры города Севастополя;
- развитие строительства, комплексное развитие территорий;
- инфраструктурное развитие как в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63, так и за счет применения механизмов государственно-частного партнерства;
- профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров.
3. Общее описание регионального инвестиционного стандарта, реализуемого в городе Севастополе
В целях формирования системы поддержки новых инвестиционных проектов в городе Севастополе внедрен региональный инвестиционный стандарт (далее - Стандарт).
Стандарт включает в себя следующие элементы:
- Декларация - основной элемент Стандарта, закрепляющий принципы работы и взаимосвязь других элементов Стандарта, инструменты поддержки инвестора, обязательства города Севастополя перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий ведения бизнеса;
- инвестиционный комитет города Севастополя, созданный под председательством Губернатора города Севастополя, основными задачами которого являются: формирование благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности, досудебное урегулирование споров и защита прав инвесторов;
- агентство развития города Севастополя, созданное в целях привлечения частных инвестиций, поддержки и сопровождения реализации новых инвестиционных проектов на территории города Севастополя;
- Свод инвестиционных правил города Севастополя - оптимальный алгоритм действий инвесторов ("клиентский путь"), планирующих реализацию инвестиционных проектов на территории города Севастополя по основным приоритетным направлениям (подключение к электрическим сетям, объектам водоснабжения и водоотведения, сетям теплоснабжения, сетям газораспределения; получение земельного участка в аренду, получение разрешения на строительство, получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, оформление права собственности на введенный в эксплуатацию объект; обеспечение доступа к дорожной инфраструктуре путем строительства или реконструкции пересечений и (или) примыканий к автомобильным дорогам);
- инвестиционная карта города Севастополя, на которой размещается информация о распределении ресурсов для реализации инвестиционных проектов на территории города Севастополя, необходимой инфраструктуре и площадках для реализации инвестиционных проектов, преференциальных режимах.
Информация о Стандарте (элементах Стандарта) размещена на инвестиционном портале Севастополя (https://sevinvestportal.ru).
4. Ключевые характеристики города Севастополя
4.1. Севастополь расположен в юго-западной части Крымского полуострова. Общая площадь территории города Севастополя составляет 1 079,6 кв. км, из них 216 кв. км - акватория бухт, 863,6 кв. км - суша. В состав субъекта входит четыре административных района и 10 внутригородских муниципальных образований.
Численность населения города Севастополя на 01.01.2024 составляет 561,4 тыс. человек. Ожидается, что численность населения города на 01.01.2025 составит 572,2 тыс. человек.
Инвестиционная привлекательность города Севастополя обусловлена:
1) благоприятными природно-климатическими условиями, значительными территориальными пространствами, наличием в границах города значительных территорий с различными режимами и видами их разрешенного использования (в том числе в составе сельскохозяйственных, производственных, общественно-деловых территориальных зон);
2) наличием протяженной береговой линии с большим числом удобных бухт (более 30), позволяющей развивать военную и гражданскую морские инфраструктуры;
3) наличием опыта и материально-технической основы для базирования флота и воинских соединений, ремонта и обслуживания кораблей, судов, вооружений и военной техники;
4) действием режима свободной экономической зоны;
5) наличием сформированной системы городского хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
6) наличием сформированной транспортной системы (дорожная сеть, порт, аэропорт, железная дорога);
7) высоким уровнем образования населения, благоприятной социокультурной средой для подготовки новых поколений высококвалифицированных специалистов;
8) наличием сформированной системы начального, среднего, высшего образования и здравоохранения;
9) наличием истории, традиций и комплексов культурно-исторического назначения мирового уровня;
10) наличием благоприятных природных условий, традиций, инфраструктуры и потенциала для развития туризма, курортного отдыха;
11) высокой привлекательностью города для проживания, работы и отдыха.
По данным Росстата объем валового регионального продукта (далее - ВРП) за 2021 год составил 188,0 млрд руб., в структуре которого на сферу реальной экономики приходится 75%.
На 2022 год ВРП составил 229,7 млрд руб., что на 9,4% больше, чем в 2021 году в сопоставимых ценах. На 2023 год ВРП прогнозируется в размере 252,7 млрд руб.
В 2022 году в экономику города Севастополя вложено 104,7 млрд руб. инвестиций в основной капитал по полному кругу хозяйствующих субъектов, что в 2,6 раза выше уровня 2021 года.
В январе - декабре 2023 г. согласно первой статистической оценке организациями и предприятиями (по полному кругу хозяйствующих субъектов) использовано 54,0 млрд руб. инвестиций в основной капитал. Из них внебюджетные инвестиции составили 29,1 млрд руб., что на 7 млрд руб. больше в действующих ценах, чем в январе - декабре 2022 г. по первой оценке Росстата.
Ожидается, что в 2025 году объем инвестиций в основной капитал достигнет 100,5-101,3 млрд руб.
Индекс промышленного производства в 2023 году увеличился на 7,3% по сравнению с 2022 годом.
Предполагается, что в условиях стабилизации экономики в целом производство сохранит положительную динамику с ежегодным ростом в 2024 году - на 4,0-4,6%, в 2025 году - на 2,9-4,0%.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2023 году в сопоставимых ценах к 2022 году составил 100,6%.
Площадь сельскохозяйственных земель составляет 21 тыс. га, в том числе пашня - 8,7 тыс. га, виноградники - 7,5 тыс. га, пастбища - 2,7 тыс. га, сады - 1,6 тыс. га, сенокос - 0,4 тыс. га. Под плодоносящими многолетними насаждениями занято более 5,4 тыс. га.
Природно-климатические условия обусловили выбор в качестве приоритетного направления развития сельского хозяйства виноградарство и виноделие.
В условиях сокращения импортной продукции сельского хозяйства и замещения ее отечественной ожидается, что индекс производства продукции сельского хозяйства составит 101,5% ежегодно.
В 2023 году построено 482,7 тыс. кв. м общей площади жилых помещений. Прогнозируется, что в текущем году объемы строительных работ увеличатся на 7,5-10,9% по сравнению с 2023 годом, в 2025 году также сохранится положительная динамика - рост на 2,3-4,1% по сравнению с предыдущим годом. Продолжится ввод в эксплуатацию объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, объектов культуры и спорта, социальных объектов.
В информационно-телекоммуникационной сфере в 2023 году населению оказано телекоммуникационных услуг в объеме 4,3 млрд руб. Обеспечен перевод в электронный вид 81 массовой социально значимой услуги. Услуги доступны на едином портале государственных и муниципальных услуг.
В электронном виде оказываются 157 региональных государственных услуг, электронных сервисов и мер поддержки.
Модернизирована автоматизированная информационная система электронного взаимодействия бизнеса и власти города Севастополя, в том числе создана система заключения в электронном виде договоров на участие в свободной экономической зоне в городе Севастополе.
В период 2024 - 2025 годов расширится спектр предоставляемых государственных услуг в электронном виде, улучшится качество мобильной связи благодаря строительству антенно-мачтовых сооружений.
4.2. Инвестиционный климат.
В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее - Национальный рейтинг) город Севастополь в 2023 году занял 12-е место.
В целом с момента включения в данный рейтинг в 2017 году город Севастополь поднялся с 78-го (по итогам 2016 года) на 12-е место (по итогам 2022 года).
В дальнейшем планируется улучшение позиции города Севастополя в Национальном рейтинге (в 2024 году - 11-е место, в 2025 году - 10-е место, в 2026 году - 9-е место, в 2027 году - 9-е место, в 2028 - 2029 годах - 8-е место, в 2030 году - 7-е место).
4.3. Наличие преференциальных режимов.
В целях создания комфортных условий для инвесторов и привлечения инвестиций в городе Севастополе функционирует режим свободной экономической зоны (далее - СЭЗ), который регулируется Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ), а также федеральными законами о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
По состоянию на 01.01.2024 согласно заключенным договорам об условиях деятельности в СЭЗ 356 участников СЭЗ осуществляют реализацию 385 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 11,17 млрд руб. в следующих отраслях экономики: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, топливо и энергетика, туризм, торговля, услуги, социальная сфера. Предполагается к созданию 8 139 рабочих мест.
В рамках развития СЭЗ до 2025 года (включительно) планируется:
1) предоставить статус участника СЭЗ не менее чем 416 субъектам предпринимательской деятельности;
2) привлечь капитальных вложений участников СЭЗ (нарастающим итогом) в объеме не менее 19,812 млрд руб.;
3) обеспечить условия для создания новых рабочих мест (нарастающим итогом) в количестве не менее 20,075 тыс. рабочих мест.
4.4. Наличие необходимой инфраструктуры для инвесторов.
Севастополь обладает промышленным, научно-техническим и рекреационным потенциалом, развитой транспортно-логистической инфраструктурой, необходимой для реализации инвестиционных проектов, включая железнодорожное и автомобильное сообщение, незамерзающий морской порт.
4.4.1. Транспортная инфраструктура.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63, построена основная часть трассы федерального значения "Таврида", способствующая увеличению туристического потока, снижению транспортных издержек для бизнеса, ускоренному социально-экономическому развитию субъекта.
Система городского пассажирского транспорта общего пользования в городе Севастополе представлена тремя видами транспорта: наземным электрическим (троллейбусы), автомобильным (автобусы) и водным (катера и паромы). Перспективным направлением развития транспортного каркаса города Севастополя является включение в систему общественного транспорта железнодорожного сообщения.
Учитывая высокий потенциал использования электротранспорта, город Севастополь включен в перечень пилотных территорий по развитию зарядной инфраструктуры электрического автомобильного транспорта.
За счет средств инвестора до 2025 года планируется разместить не менее 31 быстрой зарядной станции для электромобилей, что улучшит туристическую привлекательность и комфортность жизни жителей и гостей города Севастополя. По состоянию на 01.01.2024 в городе Севастополе установлено 26 высокоскоростных зарядных станций для всех видов электротранспорта.
Железнодорожный транспорт в городе Севастополе представлен севастопольским участком железнодорожных путей протяженностью 31 км, находящимся в ведении ФГУП "Крымская железная дорога". Положительно влияет на экономику региона возможность проезда железнодорожного транспорта через Крымский мост.
Менее чем в 90 км от города Севастополя располагается Международный аэропорт "Симферополь" имени И.К. Айвазовского.
4.4.2. Морской порт.
На территории города Севастополя функционирует морской порт Севастополь, незамерзающая акватория которого позволяет осуществлять круглогодичную навигацию. Границы акватории морского порта Севастополь установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2015 N 2168-р.
Порт выполняет погрузочно-разгрузочные работы, складские, транспортно-экспедиторские и буксировочные операции.
Морской порт Севастополь признан свободным портом с применением отдельного порядка осуществления процедур пограничного, таможенного и иного контроля в отношении пассажиров, животных, грузов и транспортных средств.
4.4.3. Инженерная инфраструктура.
Формирование инфраструктуры для эффективного привлечения инвестиций в субъект осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63 (далее - ГП РФ СЭР), и государственных программ города Севастополя.
За период реализации ГП РФ СЭР введено в эксплуатацию 68 объектов инженерной инфраструктуры, в том числе девять объектов дорожной инфраструктуры, восемь объектов водоснабжения, четыре объекта водоотведения (канализования), 15 объектов газоснабжения, 11 объектов теплоснабжения, два катерных пассажирских пирса, две берегозащитные дамбы, один объект связи и массовых коммуникаций.
В 2024 и 2025 годах в рамках ГП РФ СЭР запланировано создание 48 объектов инженерной инфраструктуры, в том числе восемь объектов дорожной инфраструктуры, 17 объектов теплоснабжения, 15 объектов газификации, пять объектов водоснабжения, один объект водоотведения (канализационный коллектор), один промышленный комплекс, а также одно мероприятие по снижению потерь в сетях водоснабжения.
Также с 2018 года на территории города Севастополя функционирует Балаклавская ТЭС, которая обеспечивает потребности экономики субъекта и создает потенциал для ее развития.
4.5. Характеристика трудовых ресурсов и качества образования.
Город Севастополь обладает значительным трудовым потенциалом.
По данным отчетного баланса трудовых ресурсов, сформированного Росстатом, в 2022 году трудовые ресурсы города Севастополя насчитывали
357.8 тыс. человек (или 110,5% по отношению к 2021 году). В 2023 году трудовые ресурсы города Севастополя составят 363,7 тыс. человек, в 2026 году - 378,5 тыс. человек.
Среднегодовая численность занятых в экономике в 2022 году увеличилась до 233,0 тыс. человек (в 2021 году - 205,0 тыс. человек).
Основная доля занятых сложилась в следующих отраслях экономики:
- в торговле оптовой и розничной - 50,3 тыс. человек;
- строительстве - 30,5 тыс. человек;
- обрабатывающем производстве - 20,2 тыс. человек;
- государственном управлении и обеспечении военной безопасности - 18,4 тыс. человек;
- в образовании - 15,4 тыс. человек;
- сфере транспортировки и хранения - 15,0 тыс. человек;
- здравоохранении и сфере социальных услуг - 14,0 тыс. человек;
- деятельности гостиниц и предприятий общественного питания - 12,7 тыс. человек.
В 2023 году среднегодовая численность занятых в экономике составит 236.8 тыс. человек, в 2026 году - 246,0 тыс. человек.
Уровень официально зарегистрированной безработицы по состоянию на 01.01.2024 - 0,16% от численности рабочей силы. Численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете, составила 427 человек (что на 35,2% меньше по сравнению с показателем на 01.01.2023). К концу 2026 года зарегистрированная безработица сохранится на уровне 0,3%.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в 2023 году составила 47,65 тыс. руб., что на 10,5% больше, чем в 2022 году. К 2026 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата оценивается в размере 57,4-58,2 тыс. руб.
Город Севастополь обладает высоким научно-исследовательским образовательным потенциалом, необходимым для подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе для реализации инвестиционных проектов и обеспечения инвестиционной деятельности.
Цель развития системы образования города Севастополя определена исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в организации доступности качественного образования, обеспечении квалифицированными кадрами сферы экономики, интеграции образования и научно-технической деятельности, повышении эффективности использования научно-технических достижений.
Научная и образовательная базы города Севастополя состоят:
из четырех крупных научных академических учреждений (ФГБУН Федеральный исследовательский центр "Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН", ФГБУН Федеральный исследовательский центр "Морской гидрофизический институт РАН", ФГБНУ "Институт природно-технических систем", ФГБУ "Государственный океанографический институт имени Н.Н. Зубова");
- четырех конструкторских бюро (ООО "Конструкторское бюро коммутационной аппаратуры", АО "ЦКБ "Коралл", конструкторское бюро судостроения, АО "Конструкторское бюро радиосвязи");
- семи высших учебных заведений;
- десяти организаций профессионального образования.
4.6. Инструменты для достижения целей инвестиционного развития.
4.6.1. Реализация ключевых инвестиционных проектов (в том числе приоритетных проектов города Севастополя) в следующих отраслях экономики: промышленность, сельское хозяйство, туризм, информационные технологии, строительство, транспорт, торговля и услуги.
4.6.2. Создание и развитие производств с высокой добавленной стоимостью (разработка и производство робототехнических (беспилотных) комплексов; высокоточное машиностроение; производство радиотехники и микроэлектроники; электротехническое производство; энергетическое машиностроение; металлообработка; производство строительных материалов; изготовление мебели; производство одежды).
4.6.3. Увеличение доли инновационных предприятий, развитие высокотехнологичных отраслей экономики.
4.6.4. Создание и развитие на территории города Севастополя современных инвестиционных площадок для удовлетворения существующей потребности бизнеса и инвесторов в подготовленной инвестиционной инфраструктуре.
4.6.5. Реализация инфраструктурных проектов, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства.
4.6.6. Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства города Севастополя.
4.6.7. Создание условий для развития туризма в городе Севастополе, в том числе: создание Балаклавского туристического кластера и туристического кластера на Северной стороне города Севастополя, направленных на формирование доступной и комфортной туристической среды; создание и развитие туристической инфраструктуры; повышение туристической привлекательности города Севастополя; привлечение инвестиций в отрасль.
4.6.8. Создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций участниками СЭЗ в городе Севастополе.
4.7. Новые инновационные отрасли экономики.
Существующий с 2021 года Межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня "МореАгроБиоТех" (далее - НОЦ) является точкой притяжения для высокотехнологичных производств, выпускающих продукцию нового поколения с учетом новейших достижений прикладной науки.
Одним из целевых рынков деятельности НОЦ является рынок "Маринет", который определен в качестве приоритетного в рамках Национальной технологической инициативы Российской Федерации.
В городе Севастополе по направлениям деятельности НОЦ реализуются три ключевых сегмента рынка "Маринет": инновационное судостроение, цифровая навигация, освоение ресурсов Мирового океана (включая морской туризм и реабилитацию).
Рынок "Маринет" выбран в качестве ключевого в связи с тем, что значительные компетенции основных предприятий и организаций региона концентрируют свои компетенции в области морских технологий.
4.8. Отрасли экономики, в которых планируются к реализации ключевые инвестиционные проекты, оказывающие влияние на инвестиционный климат, в том числе проекты государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), концессии, соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК).
На сопровождении на различных стадиях реализации по состоянию на 01.01.2024 (по итогу 2023 года) находилось около 110 проектов (в том числе приоритетных) с общим объемом внебюджетных инвестиций - 245,3 млрд руб.
Среди планируемых к реализации и реализуемых инвестиционных проектов можно выделить следующие ключевые проекты, оказывающие влияние на инвестиционный климат:
1) в социально-культурной отрасли: проект "Музейный и театрально-образовательный комплекс в г. Севастополе" с объемом инвестиций порядка 70,0 млрд руб.;
2) в туристической отрасли:
- приоритетный проект "Развитие Балаклавы" с объемом инвестиций - 40,7 млрд руб.;
- проект "Создание туристического кластера на Северной стороне города Севастополя" с объемом инвестиций - 20 млрд руб.;
- приоритетный проект "Создание парка живой истории "Федюхины высоты" с объемом инвестиций - 0,45 млрд руб.;
- приоритетный проект "Развитие экологического туризма и маршрута активного отдыха "Большая Севастопольская тропа" с объемом инвестиций - 0,053 млрд руб.;
3) в отрасли сельского хозяйства: приоритетный проект города Севастополя "Терруар Севастополь" с объемом инвестиций - 4,1 млрд руб.;
4) в отрасли информационных технологий:
- приоритетный проект "Создание ИТ технопарка на территории города Севастополя" с объемом инвестиций - 3,34 млрд руб.;
- приоритетный проект "Умный город" с объемом бюджетных инвестиций - 2,99 млрд руб. и планируемым привлечением внебюджетных инвестиций для реализации отдельных мероприятий проекта;
5) в строительной отрасли: приоритетный проект "Реализация комплексного развития территорий в городе Севастополе" с объемом инвестиций порядка 80,0 млрд руб.;
6) в отрасли промышленности и инноваций:
- приоритетный проект "Создание индустриального парка "Гераклид" с объемом инвестиций - 6 млрд руб.;
- приоритетный проект "Создание рыбопромышленного кластера на территории города Севастополя" с объемом инвестиций - 1,5 млрд руб.
Также планируется продолжить работу по реализации как уже существующих проектов, так и по разработке новых инвестиционных проектов, в том числе:
- заключение соглашения о государственно-частном партнерстве по созданию гостиничного комплекса;
- заключение концессионного соглашения в отношении объекта по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии - Севастопольской ТЭЦ, находящейся по адресу: 299703, г. Севастополь, Инкерман, ул. Ангарская, д. 10;
- заключение концессионного соглашения в отношении объекта "Севастопольский экотехнопарк по обработке и утилизации ТКО мощностью 250 000 тонн/год";
- заключение соглашений в рамках Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации".
С учетом реализации ключевых инвестиционных проектов доля внебюджетных средств в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал будет увеличиваться, в том числе за счет участников СЭЗ, реализующих инвестиционные проекты в следующих отраслях экономики по состоянию на 01.01.2024:
- промышленность - 83 проекта;
- услуги (в том числе связь и телекоммуникации) - 89 проектов;
- строительство - 72 проекта;
- торговля - 57 проектов;
- сельское хозяйство (в том числе рыболовство) - 30 проектов;
- туризм - 19 проектов;
- транспорт "12 проектов;
- топливо и энергетика - четыре проекта;
- социальная сфера - 19 проектов.
5. Инвестиционные обязательства города Севастополя
5.1. Инвестиционными обязательствами субъекта являются:
- неухудшение условий реализации инвестиционных проектов;
- общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории города Севастополя, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;
- неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в городе Севастополе;
- соблюдение алгоритмов действий инвестора по основным приоритетным направлениям в рамках Свода инвестиционных правил города Севастополя;
- оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории города Севастополя, в досудебном порядке Инвестиционным комитетом города Севастополя.
5.2. Неухудшение условий реализации инвестиционных проектов.
5.2.1. Механизмы обеспечения гарантий неухудшения условий реализации инвестиционных проектов в рамках СЭЗ.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 377-ФЗ установлено, что в случае если вступают в силу новые федеральные законы, которые приводят к увеличению налоговых ставок по федеральным налогам (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и тарифов страховых взносов (за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), либо если в федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации вносятся изменения, которые приводят к установлению обязательных платежей для участников СЭЗ или увеличению их размеров либо устанавливают режим запретов, ухудшающий его положение по сравнению с режимом, действовавшим в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день включения участников СЭЗ, такие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения, внесенные в федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение срока действия договора об условиях деятельности в СЭЗ в отношении участника СЭЗ при условии выполнения им требований Федерального закона N 377-ФЗ.
Порядок установления (фиксации) факта введения запретов или ограничений в отношении осуществления видов деятельности либо совершения операций участниками СЭЗ на территории города Севастополя определен Методикой, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 06.12.2019 N 627-ПП "Об утверждении Методики установления (фиксации) факта введения запретов или ограничений в отношении осуществления видов деятельности либо совершения операций в свободной экономической зоне".
Данная Методика не применяется в случаях установления запретов и ограничений в отношении участников СЭЗ, возникающих вследствие принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, здоровья граждан, их прав и законных интересов, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также регулирования отношений в области установления, исчисления, взимания и уплаты пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и таможенных сборов в связи с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации.
5.2.2. Механизмы обеспечения гарантий неухудшения условий реализации инвестиционных проектов в рамках СЗПК.
Статьей 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" установлено, что в отношении организации, реализующей проект, не применяются акты (решения), указанные в части 3 указанной статьи, ухудшающие условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, по сравнению с условиями, определенными на момент заключения такого соглашения (стабилизационная оговорка), и представленные организацией, реализующей проект, согласно перечням, утвержденным органами государственной власти в соответствии с частью 7.1 указанной статьи при соблюдении условий, установленных частью 4 указанной статьи.
Ухудшающими условиями ведения предпринимательской и (или) иной деятельности признаются акты (решения), которые:
1) увеличивают сроки осуществления процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
2) увеличивают количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
3) увеличивают размер взимаемых с организации, реализующей проект, платежей, уплачиваемых в целях реализации инвестиционного проекта;
4) устанавливают дополнительные требования к условиям реализации инвестиционного проекта, в том числе требования о предоставлении дополнительных документов;
5) устанавливают дополнительные запреты, препятствующие реализации инвестиционного проекта.
Перечень законов и иных нормативных правовых актов города Севастополя, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", утвержден постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2022 N 747-ПП.
5.3. Меры государственной поддержки инвестора, информация о которых является общедоступной.
Город Севастополь предлагает инвестору воспользоваться рядом мер государственной поддержки, основной из которых является преференциальный режим - СЭЗ.
5.3.1. Присвоение статуса участника СЭЗ предусматривает следующие льготы и преференции (в соответствии с Федеральным законом N 377-ФЗ, а также федеральными законами о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельными законодательными актами Российской Федерации):
1) налоговые льготы по налогу на прибыль, земельному налогу, налогу на имущество, страховым взносам:
- налог на прибыль организаций - 13,5%; 6% - для участников, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях (ОКВЭД:
01 (за исключением 01.7), 03, 10, 11, 13, 14, 16, 21, 22, 23.1, 25-31, 33, 36-38, 50, 52, 55, 61-63, 72, 85-88, 93);
- налог на землю - 0% в течение трех лет;
- налог на имущество предприятий - 0% в течение 10 лет;
- тарифы страховых взносов - 7,6% до конца 2039 года;
2) предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов на срок, необходимый для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ, если меньший срок не заявлен участником СЭЗ;
3) применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ (освобождение от таможенных платежей);
4) для участников СЭЗ с 2022 года запущен механизм льготного кредитования.
Цель кредита: на осуществление капитальных вложений, а именно приобретение и (или) создание (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств (включая строительство, реконструкцию, модернизацию объектов капитального строительства, в том числе выполнение инженерных изыскании, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, модернизации) в соответствии с договором об условиях деятельности в СЭЗ.
Сумма кредита - от 10 млн руб. до 10 млрд руб.
Объем планируемых инвестиций - не менее 30 млн руб.
Правительством Севастополя планомерно осуществляются мероприятия, нацеленные на повышение доступности государственных услуг и мер поддержки для бизнеса.
Создана автоматизированная информационная система электронного взаимодействия бизнеса и власти города Севастополя, которая включает автоматизацию процессов в рамках СЭЗ, в том числе прием отчетов участников СЭЗ.
Переведен в онлайн-формат процесс сдачи участниками СЭЗ ежеквартальной отчетности, что позволило существенно сократить временные и финансовые издержки бизнеса.
Начиная с 2022 года внедрена возможность получения статуса участника СЭЗ и заключения договора об участии в СЭЗ путем подачи заявления в любом отделении МФЦ города Севастополя.
Также на региональном портале Госуслуг в 2022 году создан сервис для подачи документов и подписания договора по участию в СЭЗ полностью в электронном виде, что позволило максимально упростить процедуру получения статуса участника СЭЗ и процесс инвестирования в экономику города Севастополя.
5.3.2. Предоставление земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя, в аренду юридическому лицу без проведения торгов в целях размещения на нем объекта социально-культурного, коммунально-бытового назначения, реализации масштабного инвестиционного проекта при условии соответствия такого объекта (масштабного инвестиционного проекта) критериям, установленным Законом города Севастополя от 08.06.2018 N 418-ЗС "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя, в аренду юридическому лицу без проведения торгов".
5.3.3. Комплексные инструменты, предусматривающие комбинирование различных мер поддержки (финансового и нефинансового характера):
1) заключение СЗПЕС: в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" Правительство Севастополя обязуется применить к инвесторам, заключившим на территории города Севастополя СЗПК, "стабилизационную оговорку" (в отношении организации, реализующей проект, не применяются акты (решения), ухудшающие условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, связанной с реализацией проекта, в отношении которого заключено СЗПК, по сравнению с условиями, определенными на момент заключения такого соглашения), а также компенсировать затраты на обеспечивающую и сопутствующую инфраструктуры в рамках реализации проекта (меры государственной поддержки по СЗПК предоставляются в рамках объема уплаченных инвестором налоговых платежей);
2) заключение специального инвестиционного контракта, позволяющего инвестору воспользоваться соответствующими федеральными и региональными мерами поддержки (предусмотрено Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации");
3) заключение концессионных соглашений, соглашений о ГЧП, предусматривающих для инвестора возможность получения в аренду земельного участка без торгов для реализации проекта, передачи части рисков публичному партнеру, софинансирования проекта публичной стороной, возможность возникновения права частной собственности на объект соглашения, получения дополнительных гарантий, закрепления условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочного соглашения (регламентируется федеральными законами от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
5.3.4. В городе Севастополе предоставляются отраслевые субсидии, стимулирующие инвестиционную деятельность, актуальная информация о которых представлена на инвестиционном портале Севастополя в разделе "Меры поддержки".
5.3.5. Льготные займы и гарантии.
С целью развития реального сектора экономики города Севастополя в сфере промышленности некоммерческая организация - фонд "Государственный фонд развития промышленности города Севастополя" (далее - Фонд развития промышленности) осуществляет финансирование проектов, направленных на технологическое перевооружение, модернизацию или создание промышленного производства, разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, производство комплектующих, повышение производительности труда, путем предоставления льготных займов в размере от 5 до 100 млн руб. под 1-5% годовых на срок до семи лет.
Некоммерческой организацией "Микрокредитная компания фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Севастополе" (далее - Фонд микрокредитования города Севастополя) в 2022 году введено ранжирование процентных ставок по льготным программам кредитования субъектов малого и среднего бизнеса от 2 до 6% годовых.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), осуществляющих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ужесточения внешнего санкционного давления, снижена стоимость поручительства, выдаваемого некоммерческой организацией "Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Севастополе" (далее - Гарантийный фонд), до размера 0,75% годовых.
Для упрощения доступа к заемным финансовым ресурсам стоимость поручительства Гарантийного фонда начинающим предпринимателям установлена на минимальном уровне в 0,5% годовых.
5.3.6. Нефинансовые меры поддержки инвестора:
1) сопровождение инвестиционных проектов в соответствии с Регламентом сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" на территории города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 24.05.2018 N 329-ПП.
Уполномоченной организацией, обеспечивающей комплексное сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна" на территории города Севастополя, является акционерное общество "Корпорация развития Севастополя" (далее - АО "КРС"), АО "КРС" оказывает информационную и консультационную поддержку инвесторов, в том числе предоставляет информацию о возможных мерах федеральной/региональной поддержки, в частности о мерах поддержки, предоставляемых Фондом развития промышленности, Фондом микрофинансирования города Севастополя, Гарантийным фондом, иных грантах либо целевых субсидиях, проводит конференции, семинары, круглые столы;
2) некоммерческая организация "Севастопольский фонд поддержки предпринимательства" оказывает информационную и консультационную поддержку бизнеса, а также комплексные услуги для субъектов МСП, проводит семинары и другие мероприятия для субъектов МСП, физических лиц, планирующих начать ведение бизнеса, самозанятых.
5.3.7. Информационные ресурсы для инвестора.
В городе Севастополе функционирует инвестиционный портал Севастополя (https://sevinvestportal.ru) - официальный ресурс города Севастополя в сфере инвестиционной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который предоставляет инвестору доступ к актуальной информации о мерах поддержки бизнеса, внедренных элементах Стандарта, инвестиционных предложениях и реализуемых проектах.
Кроме того, для развития инвестиционной активности на инвестиционном портале Севастополя размещена инвестиционная карта города Севастополя с информацией о существующей инженерной и транспортной инфраструктурах региона, мерах государственной поддержки, инвестиционных площадках для реализации инвестиционных проектов, налоговых ставках и тарифах и др.
5.3.8. Институты поддержки бизнеса.
Важную роль во взаимодействии с предпринимателями также играет Центр "Мой бизнес" (далее - Центр), на площадке которого сосредоточены все возможные институты поддержки. На базе институтов поддержки бизнеса, расположенных в Центре, оказывается финансовая помощь в виде микрозаймов, поручительств, кредитов на покупку основных средств и оборудования.
5.4. Соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в городе Севастополе.
В отношении субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности Правительством Севастополя гарантируется соблюдение условий предоставления мер государственной поддержки в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.
5.5. Соблюдение алгоритмов действий инвестора по основным приоритетным направлениям в рамках Свода инвестиционных правил.
В городе Севастополе соблюдаются сроки согласований и предоставления разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности, в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.
В целях повышения прозрачности и упрощения взаимодействия инвестора с исполнительными органами города Севастополя, контрольными (надзорными) органами и ресурсными организациями при реализации инвестиционных проектов в городе Севастополе внедрен Свод инвестиционных правил, который включает в себя пошаговые алгоритмы ("клиентские пути") инвестора для решения типовых задач, в том числе получение доступа к ключевым элементам инфраструктуры, получение земельных участков в аренду, получение разрешения на строительство, ввод объекта в эксплуатацию, оформление права собственности на введенный в эксплуатацию объект.
Исполнительными органами города Севастополя, уполномоченными на ведение алгоритмов действий по процедурам основных приоритетных направлений в рамках Свода инвестиционных правил, являются:
1) Департамент городского хозяйства города Севастополя, Управление по тарифам города Севастополя (в части участия в разработке и согласовании алгоритмов действий инвестора) - в части:
- алгоритма действий инвестора по процедурам подключения к электрическим сетям (до 150 кВт);
- алгоритма действий инвестора по процедурам подключения к электрическим сетям (свыше 150 кВт);
- алгоритма действий инвестора по процедурам подключения к объектам водоснабжения и водоотведения;
- алгоритма действии инвестора по подключению газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения;
- алгоритма действий инвестора по процедурам подключения к сетям теплоснабжения;
2) Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - в части:
- алгоритма действий инвестора для получения земельного участка в аренду (на торгах);
- алгоритма действий инвестора для получения земельного участка в аренду (без торгов);
3) Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя - в части:
- алгоритма действий инвестора для получения разрешения на строительство;
- алгоритма действий инвестора для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
4) Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя - в части алгоритма действий инвестора по процедурам оформления прав собственности на введенный в эксплуатацию объект;
5) Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя - в части алгоритма действий инвестора для обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре путем строительства или реконструкции пересечений и (или) примыканий к автомобиль
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Губернатора г. Севастополя от 28 марта 2024 г. N 128-РГ "О внесении изменений в распоряжение Губернатора города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.