г. Краснодар |
|
14 августа 2024 г. |
Дело N А32-21380/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от ответчика - муниципального автономного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа N 52 имени Героя Советского Союза Якова Кобзаря (ИНН 2312052713, ОГРН 1032307165439) - Соковнина А.А. (доверенность от 07.07.2023), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922), надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального автономного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа N 52 имени Героя Советского Союза Якова Кобзаря на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2024 по делу N А32-21380/2023, установил следующее.
ООО "Краснодар Водоканал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к МАОУ МО город Краснодар средняя общеобразовательная школа N 52 имени Героя Советского Союза Якова Кобзаря (далее - учреждение) о взыскании 174 533 рублей 42 копеек платы по государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения от 24.02.2021 N 1866 за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов с 01.10.2021 по 31.12.2021, 149 794 рублей 20 копеек платы по государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения от 07.02.2022 N 1866 за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов с 01.01.2022 по 31.01.2022, с 01.09.2022 по 31.10.2022, с 01.02.2022 по 31.12.2022, 828 179 рублей 71 копейки платы по государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения от 07.02.2022 N 1866 за негативное воздействие на систему водоотведения с 01.09.2022 по 30.11.2022, 40 745 рублей 50 копеек платы по государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения от 09.01.2023 N 1866 за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов с 01.01.2023 по 28.02.2023, 47 715 рублей 68 копеек платы по государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения от 09.01.2023 N 1866 за негативное воздействие на систему водоотведения с 01.02.2023 по 28.02.2023.
Решением от 09.02.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.05.2024, с учреждения в пользу общества взыскано 174 533 рубля 42 копейки платы по государственному (муниципальному) контракту холодного водоснабжения и водоотведения от 24.02.2021 N 1866 за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов с 01.10.2021 по 31.12.2021, 149 794 рубля 20 копеек платы по государственному (муниципальному) контракту холодного водоснабжения и водоотведения от 07.02.2022 N 1866 за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов с 01.01.2022 по 31.01.2022, с 01.09.2022 по 31.10.2022, с 01.12.2022 по 31.12.2022, 828 179 рублей 71 копейка платы за негативное воздействие на систему водоотведения с 01.09.2022 по 30.11.2022, 40 745 рублей 50 копеек платы по государственному (муниципальному) контракту холодного водоснабжения и водоотведения от 09.01.2023 N 1866 за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов с 01.01.2023 по 28.02.2023, 47 715 рублей 68 копеек платы за негативное воздействие на систему водоотведения с 01.02.2023 по 28.02.2023, а также 25 410 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, школьный пищеблок осуществляет вспомогательную (а не самостоятельную) деятельность по организации питания и только обучающихся, а не всего населения (ограниченный бытовой характер); возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг не располагает, другие услуги не оказывает. То есть деятельность предприятий общественного питания не ведет. Организация питания обучающихся не тождественна деятельности предприятий общественного питания и производства пищевых продуктов как самостоятельному виду экономической деятельности, а представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, направленных на обеспечение детей питанием. Целью деятельности учреждения является образовательная деятельность (обучение учащихся), а не деятельность общественного питания. Позиция ответчика соответствует сложившейся практике.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, общество (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и учреждение (абонент) заключили государственные (муниципальные) контракты холодного водоснабжения и водоотведения от 24.02.2021 N 1866, от 07.02.2022 N 1866 и от 09.01.2023 N 1866, по условиям которых организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную (питьевую) воду установленного качества в сроки и порядке, которые определены контрактами, соблюдать в соответствии с контрактами режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Абонент обязан соблюдать установленные нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, в том числе обеспечивать реализацию плана снижения сбросов и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; абонент обязан производить оплату по контрактам в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с контрактами, в том числе в случае перехода прав на объекты, в отношении которых осуществляется водоснабжение и водоотведение в соответствии с контрактами, до даты расторжения контрактов в соответствии с пунктом 18.6, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту (пункты 4.3 контрактов).
Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, а также за негативное воздействие на систему водоотведения; организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе иметь беспрепятственный доступ к водопроводным и канализационным сетям и иным объектам, местам отбора проб холодной воды, сточных вод, приборам учета (узлам учета) холодной воды, сточных вод и иным устройствам, которыми абонент владеет и пользуется на праве собственности или ином законном основании и (или) которые находятся в границах его эксплуатационной ответственности, в порядке, предусмотренном разделом 6 контрактов (пункты 4.2 контрактов).
Истец произвел расчет и выставил ответчику счета для внесения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в размере 365 073 рублей 12 копеек и негативное воздействие на централизованную систему водоотведения в размере 875 895 рублей 39 копеек.
Поскольку требования об оплате задолженности оставлены учреждением без удовлетворения, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Абонент производит оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносит плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами (подпункт "ж" пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644)).
На основании пункта 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены названными Правилами.
В пункте 167 Правил N 644 указано, что нормативы состава сточных вод распространяются в отношении объектов абонентов: а) при среднесуточном сбросе с объекта абонента 30 и более кубических метров в сутки - вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности; б) при среднесуточном сбросе с объекта абонента менее 30 кубических метров в сутки - при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в четвертом абзаце пункта 167 Правил N 644.
Виды деятельности абонентов, указанные в четвертом абзаце пункта 167 Правил N 644, аналогичны видам деятельности, отраженным в пункте 203 Правил N 644, регламентирующем порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод абонентам, объем сточных вод которых составляет менее 30 кубических метров в сутки.
В пункте 203 Правил N 644 указано, что расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, в том числе без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных названным пунктом: среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 кубических метров при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644 (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц); отсутствие физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы четвертый - пятый пункта 203 Правил N 644).
Факт осуществления абонентами, сбрасывающими стоки менее объема, указанного в пункте 124 Правил N 644, и осуществляющими соответствующий вид деятельности, в результате которой образуются стоки, состав которых предполагает наличие загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, является достаточным основанием для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод. Законодательство, помимо абонентов, указанных в абзаце третьем пункта 167 Правил N 644, не содержит исключений в зависимости от того, является ли соответствующая деятельность коммерческой, либо необходима для достижения целей, для которых создавалось юридическое лицо.
По смыслу нормативного регулирования (пункт 203 Правил N 644) законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения с учетом вида хозяйственной деятельности, фактически осуществляемой на объекте абонента.
Условия, при которых невозможно начисление платы абонентам в порядке, предусмотренном абзацами вторым - шестым пункта 203 Правил N 644, указаны в абзаце восьмом этого пункта. Это случаи, когда произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных во втором и третьем абзацах названного пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов.
При этом, исходя из содержания пунктов 119, 123, 123 (4) Правил N 644, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется ежемесячно двумя способами: по формулам, предусматривающим учет фактической концентрации загрязняющих веществ, на основании декларации, представляемой абонентом, или на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; в соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644 без исследования состава сточных вод.
На основании статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) общеобразовательной организацией является образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (подпункт 15 пункта 3 статьи 28 Закона N 273-ФЗ).
Из части 1 статьи 37 Закона N 273-ФЗ следует, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В силу пункта 3.4.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (далее - СП 2.4.3648-20), для всех обучающихся должны быть созданы условия для организации питания; при обеденном зале устанавливаются умывальники из расчета один кран на 20 посадочных мест.
Поскольку на образовательные учреждения возложена организация питания обучающихся в них детей, у общеобразовательного учреждения должны быть документы, подтверждающие наличие в нем структурного подразделения, обеспечивающего учеников питанием (например, столовой), отдельное помещение для приема пищи учениками, соответствующее санитарным требованиям (часть 1 статьи 37 Закона N 273-ФЗ; пункт 1 статьи 25.2 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; приложение к письму Рособрнадзора от 04.08.2017 N 05-375;
пункт 3.4.3 СП 2.4.3648-20), а также договор на организацию питания с иной организацией (индивидуальным предпринимателем) или, при отсутствии у образовательной организации столовой полного цикла или столовых-доготовочных, возможны иные способы обеспечения учащихся бесплатным горячим питанием.
Ответчик является образовательным учреждением, поэтому по общему правилу должен соответствовать названным стандартам деятельности.
В материалы дела ответчиком не представлены доказательства, опровергающие доводы о наличии в школе кухонного блока, в котором производятся из продуктов питания готовые блюда и осуществляется мойка посуды после приема пищи обучающимися, а также подтверждающие организацию питания обучающихся иным образом.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что применительно к спорной ситуации, с учетом объема сбрасываемых сточных вод с объекта ответчика менее 30 куб. м в сутки, а также осуществления учреждением деятельности по организации питания обучающихся, указанной в абзаце втором пункта 203 Правил N 644, ответчик относится к категории абонентов, в отношении которых при расчете платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод применяется формула, указанная в пункте 203 Правил N 644.
Кроме того, суды признали правомерными расчеты предприятия платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
Проверив произведенные истцом расчеты платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, суды признали их произведенными арифметически и методологически верно, в связи с чем удовлетворили иск в полном объеме.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами, что исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения решения и постановления по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2024 по делу N А32-21380/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность взыскания с образовательного учреждения платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах, превышающих установленные нормативы, а также за негативное воздействие на систему водоотведения. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, поскольку доводы кассационной жалобы не содержат оснований для их отмены.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 августа 2024 г. N Ф08-7311/24 по делу N А32-21380/2023