В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 N 125-п "О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ", распоряжением Правительства Новосибирской области от 21.08.2018 N 310-рп "О перечне государственных программ Новосибирской области" Правительство Новосибирской области постановляет:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 N 126-п "О государственной программе Новосибирской области "Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области" следующие изменения:
В государственной программе Новосибирской области "Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области":
1. Раздел I "Паспорт государственной программы Новосибирской области" изложить в следующей редакции:
"I. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Новосибирской области "Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Возможности выхода российской экономики на траекторию устойчивого развития находятся в прямой зависимости от эффективности предпринимаемых совместных действий органов власти, бизнеса и общества по активизации инвестиционной деятельности, прозрачной инвестиционной политики на всех уровнях управления и соответственно наличия четкой и понятной потенциальному инвестору инвестиционной стратегии на региональном уровне.
Новосибирская область - устойчиво развивающийся регион с диверсифицированной экономикой и высоким уровнем деловой активности, мощным научно-образовательным комплексом и кадровым потенциалом, высоким инфраструктурным и транспортно-логистическим потенциалом, выгодным географическим положением на пересечении важнейших транспортных путей, наличием большого количества наукоемких технологий производства, высоким потребительским потенциалом и комфортной средой жизнедеятельности (качества жизни), что создает благоприятные условия для привлечения инвестиций и ведения бизнеса.
По итогам 2022 года объем инвестиций в основной капитал в Новосибирской области составил 343,3 млрд рублей. При этом за последние пять лет среднегодовой темп роста инвестиций в основной капитал в Новосибирской области составил 106,7% (в сопоставимых ценах).
В регионе сформирована развитая система мер государственной поддержки инвесторов. Базовыми законами для инвесторов являются:
Закон Новосибирской области от 16.10.2003 N 142-ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области";
Закон Новосибирской области от 01.07.2015 N 583-ОЗ "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов";
Закон Новосибирской области от 29.06.2016 N 75-ОЗ "Об отдельных вопросах государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области";
Закон Новосибирской области от 29.06.2016 N 78-ОЗ "Об инвестиционном фонде Новосибирской области".
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29.09.2011 N 418-п "О перспективных направлениях инвестиционной деятельности и нормативных значениях показателей бюджетной эффективности" определены перспективные направления инвестиционной деятельности.
Важнейшим направлением стимулирования инвестиционной активности является непрерывное совершенствование и актуализация регионального инвестиционного законодательства, разработка новых, более эффективных и актуальных мер государственной поддержки инвестиционной деятельности.
В числе задач, которые стоят перед Новосибирской областью в плане привлечения новых инвесторов, пристальное внимание запланировано уделить улучшению показателей Национального рейтинга инвестиционного климата субъектов Российской Федерации. С 2021 года Новосибирская область занимает 13 место в Национальном рейтинге инвестиционного климата.
Новосибирская область - один из лидеров развития государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в стране. В 2015 и 2017 годах регион стал лауреатом Национальной премии "РОСИНФРА". В 2023 году Новосибирская область заняла 34 место в Рейтинге регионов по уровню развития ГЧП. В планах быть в десятке лучших среди регионов по уровню развития ГЧП.
Как показывает российская и международная практика, создание индустриальных и технологических парков является одним из высокоэффективных механизмов привлечения инвестиций на территорию региона. Реализация проектов на территории индустриальных и технологических парков создает для инвесторов следующие преимущества:
значительно сокращается продолжительность процедур предоставления земельных участков и подключения к инфраструктуре;
снижаются затраты на инфраструктуру, поскольку она создается централизованно для всего пула инвесторов, и издержки распределяются пропорционально;
в парковой зоне обеспечивается высокая концентрация сервисных услуг: технологических, логистических, консалтинговых.
Для региональных органов власти новые индустриальные и технологические парки это, прежде всего, возможность создания новых рабочих мест, увеличения налоговой базы, решения задач комплексного развития территорий.
В рамках решения указанной задачи по реализации парковой политики на территории Новосибирской области требуется сформировать "жесткую" и "мягкую" инфраструктуру в целях привлечения эффективных резидентов, полного заполнения действующих индустриальных, технологических и иных парков, промышленных площадок, вовлечения в инвестиционный процесс новых площадок типа "гринфилд" и "браунфилд", в том числе в муниципальных районах Новосибирской области.
Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п "О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года), кластерная политика определена генеральным направлением реализации конкурентных преимуществ и поддержки региональных точек роста Новосибирской области. В целях совершенствования системы управления реализацией кластерной политики Новосибирской области, а также в целях обеспечения организационной поддержки формирования новых кластеров и кластерных проектов на территории региона государственным казенным учреждением Новосибирской области "Центр регионального развития" определено Центром кластерного развития Новосибирской области.
В рамках решения задачи по созданию условий для реализации кластерной политики на территории Новосибирской области требуется наращивание объемов государственной поддержки кластерных инициатив, совершенствование системы управления и развития инновационных территориальных и промышленных кластеров, разработка региональных проектов для получения финансовой поддержки от институтов развития Российской Федерации в рамках государственных программ, федеральных целевых программ и софинансирования из бюджета Российской Федерации на модернизацию или переоборудование производственных мощностей хозяйствующих субъектов - потенциальных участников кластеров, на финансирование прорывных технологий и проектов кластеров, а также развитие инновационной инфраструктуры и развитие территорий базирования кластеров, подготовку новых площадок и развитие существующих индустриальных и технологических парков Новосибирской области.
В целях стимулирования инвестиционной активности и дальнейшего роста экономического потенциала на территории региона продолжается реализация механизмов "инфраструктурного меню" - набора мер по поддержке инвестиционных проектов, разработанных Правительством Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации.
Первый элемент "инфраструктурного меню" - реструктуризация бюджетных кредитов и направление высвобождаемых средств на развитие инфраструктуры новых инвестиционных проектов, связанных с развитием и созданием новых промышленных парков, подведением инженерной, транспортной инфраструктуры для площадок будущего жилищного строительства в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2020 N 1704 "Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". Стоимость строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры для 32 новых инвестиционных проектов составляет 15,8 млрд рублей, что является общим лимитом высвобожденных средств областного бюджета Новосибирской области в результате списания долгов по бюджетным кредитам, предоставленным региону из федерального бюджета. Общий объем инвестиционных затрат по инвестиционным проектам составляет 154,6 млрд рублей, количество создаваемых рабочих мест - более 14 тыс. Планируемый объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней с 2021 по 2029 год составит 32,27 млрд рублей (в федеральный бюджет 16,34 млрд рублей, в консолидированный бюджет Новосибирской области порядка 15,93 млрд рублей).
Второй элемент "инфраструктурного меню" - инфраструктурные бюджетные кредиты (далее - ИБК) на осуществление расходов инвестиционного характера в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1189 "Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации". На заседании Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина, состоявшегося в 2023 году, одобрены инфраструктурные бюджетные кредиты на сумму 8,6 млрд рублей. Общая сумма планируемых инвестиций по проектам, финансируемым за счет ИБК, в 2023 году составила 11 398,5 млн рублей, всего по проектам сумма планируемых инвестиций составляет более 130,7 млрд рублей, что обеспечивает положительный эффект налоговой отдачи в размере 16,9 млрд рублей, количество создаваемых рабочих мест - более 7 тыс.
Сегодня ощущается крайняя необходимость формирования системного подхода к вопросам маркетингового продвижения Новосибирской области. Проблемы качественного позиционирования Новосибирской области сегодня кроются, прежде всего, в качестве коммуникаций и методах передачи информации до целевых групп. Для решения данной проблемы дополнительно необходимо определить стратегическое позиционирование региона и принципиально важные для социального и экономического развития региона целевые аудитории, для каждой из которых выявить свои каналы донесения информации и получения обратной связи. Разрозненность конгрессно-событийной активности, информационного сопровождения Новосибирской области должна быть преодолена в самые короткие сроки, и инструментом этого является государственная программа через реализацию регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта (Новосибирская область)".
Одним из основных сдерживающих факторов экономического роста в Новосибирской области является низкая производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики региона. Повышение производительности труда - ключевой фактор развития экономики и улучшения делового и инвестиционного климата. Мероприятия государственной программы направлены на повышение производительности труда в базовых несырьевых отраслях экономики региона посредством стимулирования развития производств с высокой добавленной стоимостью и внедрения технологий бережливого производства, что реализуется в таких региональных проектах, как "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" и "Системные меры по повышению производительности труда".
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
Целью государственной программы является рост объема инвестиций в основной капитал в Новосибирской области до 728,5 млрд рублей к 2030 году.
В соответствии с положениями Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 N 541-п "Об утверждении Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года", и прогнозом социально-экономического развития Новосибирской области на 2016 - 2030 годы, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 27.12.2016 N 450-п "Об утверждении прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2016 - 2030 годы", основными направлениями государственной инвестиционной политики являются:
активизация инвестиционных процессов за счет развития механизмов стимулирования частных инвестиций, в том числе с использованием механизмов ГЧП;
создание условий для размещения новых производств за счет формирования индустриальных и технологических парков и их инфраструктурного обустройства по стратегическим направлениям экономического развития Новосибирской области;
эффективное вовлечение региональных институтов развития в инвестиционный процесс;
усиление кооперации между крупными, средними и малыми предприятиями за счет реализации кластерной политики, повышение эффективности их взаимодействия с научными и образовательными учреждениями;
привлечение средств федерального бюджета, коммерческих структур на реализацию проектов комплексного развития и создания современной инфраструктуры;
формирование системы поддержки и активизации инвестиционных процессов на уровне муниципальных районов и городских округов Новосибирской области;
формирование и развитие инновационных территориальных и промышленных кластеров и "прорывных", критических технологий на территории Новосибирской области;
развитие систем информирования бизнес-сообщества об инвестиционном потенциале Новосибирской области;
формирование образа Новосибирской области как инвестиционно привлекательного региона инновационного развития, обеспечивающего высокое качество жизни граждан, продвижение ее интересов на внутреннем и внешнем рынках товаров, услуг и капиталов;
формирование и развитие туристско-рекреационного кластера Новосибирской области;
содействие в повышении производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Новосибирской области в рамках реализации регионального проекта.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа взаимосвязана с стратегическими приоритетами, отраженными в Федеральном законе от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
4. Задачи (направления) государственной программы, способы их эффективного решения
Задачами государственной программы являются:
1. Привлечение инвестиций на территорию Новосибирской области.
Реализация данной задачи будет осуществляться путем:
формирования организационно-правовых условий для улучшения инвестиционного климата Новосибирской области;
стимулирования привлечения инвестиций и оказания мер государственной поддержки инвестиционной деятельности;
применения механизмов ГЧП для содействия реализации инфраструктурных и социальных проектов Новосибирской области.
2. Повышение инвестиционной привлекательности Новосибирской области.
Реализация данной задачи будет осуществляться путем:
развития парковых проектов Новосибирской области;
развития инновационных и промышленных кластеров Новосибирской области;
информационной поддержки инвестиционной деятельности.
3. Содействие развитию международной кооперации и экспорта в целях повышения инвестиционной активности на территории Новосибирской области.
Реализация данной задачи будет осуществляться путем осуществления системных мер развития международной кооперации и экспорта.
4. Содействие в повышении производительности труда и создание условий для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Новосибирской области.
Реализация данной задачи будет осуществляться путем адресной поддержки повышения производительности труда на предприятиях, системных мер по повышению производительности труда.".
2. Признать утратившими силу:
раздел II "Обоснование необходимости реализации государственной программы";
раздел IV "Система основных мероприятий государственной программы";
приложение N 2 "Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области "Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области".
3. Приложение N 1 "Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области "Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области" изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
4. Приложение N 2.1 "Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области "Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области" изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
5. Приложение N 3 "Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области "Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области" изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
6. Признать утратившими силу с 01.06.2024:
приложение N 1 "Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области "Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области";
приложение N 2.1 "Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области "Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области";
приложение N 3 "Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области "Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области".
Губернатор Новосибирской области |
А.А. Травников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Новосибирской области от 27 марта 2024 г. N 143-п "О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 N 126-п"
Вступает в силу с 27 марта 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 29 марта 2024 г. N 5400202403290007