Правительство Смоленской области постановляет:
Внести в областную государственную программу "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области", утвержденную постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2013 N 974 (в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 26.03.2014 N 212, от 30.05.2014 N 402, от 19.06.2014 N 444, от 01.08.2014 N 544, от 01.09.2014 N 609, от 24.10.2014 N 730, от 11.11.2014 N 758, от 28.11.2014 N 808, от 29.12.2014 N 933, от 30.12.2014 N 959, от 02.03.2015 N 73, от 28.05.2015 N 301, от 18.06.2015 N 348, от 06.08.2015 N 492, от 08.10.2015 N 619, от 03.12.2015 N 759, от 23.12.2015 N 834, от 12.02.2016 N 62, от 25.02.2016 N 99, от 26.02.2016 N 103, от 26.04.2016 N 236, от 06.05.2016 N 246, от 17.06.2016 N 335, от 29.06.2016 N 378, от 01.09.2016 N 534, от 09.09.2016 N 552, от 14.10.2016 N 599, от 20.12.2016 N 769, от 30.12.2016 N 837, от 06.04.2017 N 187, от 07.04.2017 N 189, от 24.05.2017 N 340, от 30.06.2017 N 436, от 10.08.2017 N 519, от 18.09.2017 N 628, от 13.10.2017 N 696, от 31.10.2017 N 725, от 05.12.2017 N 817, от 27.12.2017 N 922, от 19.01.2018 N 18, от 02.02.2018 N 58, от 19.04.2018 N 226, от 22.05.2018 N 299, от 18.06.2018 N 378, от 18.07.2018 N 496, от 10.09.2018 N 602, от 17.10.2018 N 661, от 29.11.2018 N 785, от 27.12.2018 N 943, от 31.01.2019 N 16, от 18.03.2019 N 114, от 15.04.2019 N 212, от 17.05.2019 N 290, от 17.06.2019 N 361, от 12.08.2019 N 471, от 23.10.2019 N 622, от 22.11.2019 N 698, от 25.12.2019 N 809, от 30.12.2019 N 844, от 30.03.2020 N 151, от 29.04.2020 N 249, от 25.06.2020 N 366, от 28.07.2020 N 454, от 10.09.2020 N 554, от 30.10.2020 N 647, от 18.11.2020 N 685, от 26.12.2020 N 846, от 26.12.2020 N 904, от 11.02.2021 N 59, от 12.02.2021 N 68, от 26.05.2021 N 321, от 17.06.2021 N 358, от 02.07.2021 N 413, от 20.08.2021 N 551, от 22.11.2021 N 724, от 08.12.2021 N 783, от 24.12.2021 N 840, от 29.12.2021 N 898, от 30.03.2022 N 183, от 11.04.2022 N 233, от 17.05.2022 N 318, от 23.06.2022 N 406, от 12.08.2022 N 553, от 18.10.2022 N 728, от 01.11.2022 N 793, от 06.12.2022 N 894, от 29.12.2022 N 1076, от 31.01.2023 N 21, от 29.03.2023 N 127, от 31.05.2023 N 283, от 22.06.2023 N 330, от 28.08.2023 N 506, постановлений Правительства Смоленской области от 20.11.2023 N 105, от 14.12.2023 N 208, от 29.12.2023 N 323), следующие изменения:
1) паспорт Государственной программы признать утратившим силу;
2) раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Стратегические приоритеты в сфере реализации Государственной программы
В Смоленской области реализацию государственной политики в области социальной поддержки населения осуществляет Министерство социального развития Смоленской области (далее - Министерство). Министерство организует работу отделов (сектора) социальной защиты населения города Смоленска и Смоленской области. Часть полномочий по приему от граждан заявлений и документов, а также по обработке получаемой информации передана смоленскому областному государственному казенному учреждению "Центр социальных выплат, приема и обработки информации", которое является учреждением, подведомственным Министерству. Создание указанного учреждения оказалось актуальным направлением в проводимой сегодня социальной политике государства, направленной на предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна.
Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан является одной из функций государства, направленных на поддержание и (или) повышение уровня их денежных доходов в связи с особыми заслугами перед Родиной, утратой трудоспособности и тяжестью вреда, нанесенного здоровью, компенсацией ранее действовавших социальных обязательств, а также в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Смоленской области, базируются на применении двух подходов:
- категориального подхода к предоставлению мер социальной поддержки - без учета (проверки) нуждаемости граждан (семей);
- адресного подхода к предоставлению мер социальной поддержки - с учетом нуждаемости граждан (семей), определяемой в соответствии с областными нормативными правовыми актами, устанавливающими соответствующие меры социальной поддержки.
Преобладающим в настоящее время является категориальный подход к предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Меры социальной поддержки в категориальной форме дифференцированы с учетом заслуг граждан по защите Отечества, безупречной военной службы, продолжительного добросовестного труда. Наибольший объем льгот предоставляется ветеранам (в том числе ветеранам, принимавшим непосредственное участие в боевых действиях), труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Необходимость дифференциации обусловлена потребностью в наиболее полной реализации принципа социальной справедливости.
К установленной федеральным законодательством мере социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемой по принципу адресности и с учетом критериев нуждаемости, относится субсидия гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемая в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, являющаяся расходным обязательством Смоленской области.
С 2022 года введены меры социальной поддержки для участников специальной военной операции и членов их семей. В настоящее время для указанной категории граждан предусмотрено 10 социальных выплат.
В соответствии с распоряжением Администрации Смоленской области от 20.10.2022 N 1928-р/адм "О создании смоленского областного государственного казенного учреждения "Центр поддержки участников специальной военной операции и членов их семей" на территории региона функционирует смоленское областное государственное казенное учреждение "Центр поддержки участников специальной военной операции и членов их семей" (далее - Центр), что позволило создать в Смоленской области целостную систему поддержки участников специальной военной операции и членов их семей, которая строится на межведомственном взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и некоммерческих организаций. Кроме того, на базе Центра внедрена программа социального патронажа "Za Добро", осуществляется выдача социальных дисконтных карт "Za Добро".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения следует читать как "20 декабря 2022 г."
С 01.01.2023 в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2022 N 455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" введена новая мера социальной поддержки в виде ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее также - пособие).
Пособие объединило ряд таких мер социальной поддержки граждан, как:
- ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;
- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, осуществляемая за счет средств материнского (семейного) капитала;
- ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет;
- ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
- ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Размер пособия устанавливается в зависимости от дохода семьи и может составлять 50 процентов, 75 процентов или 100 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за пособием.
Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области.
На основании Соглашения о предоставлении субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета г. Байконура, бюджета федеральной территории "Сириус" бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации из бюджета Смоленской области бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации предоставляется субвенция на осуществление выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 29.12.2018 N 981, одним из приоритетных направлений социально-экономического развития является обеспечение семей, имеющих трех и более детей, ежемесячной денежной выплатой, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет. Размер указанной выплаты зависит от величины регионального прожиточного минимума для детей и является значимым в бюджете семьи. С 1 января по 31 мая 2022 года размер данной выплаты составлял 11 784 рубля, с 1 июня по 31 декабря 2022 года - 12 962 рубля, с 1 января по 31 декабря 2023 года - 13 526 рублей, в 2024 году - 14 690 рублей.
В 2023 году Министерством предоставлялось 104 меры социальной поддержки, в том числе для старшего поколения - 62 вида денежных выплат, для семей с детьми - 17 видов денежных выплат. На эти цели было израсходовано 6,3 млрд. рублей, в том числе 4,6 млрд. рублей - средства федерального бюджета, 1,7 млрд. рублей - средства областного бюджета. В 2023 году меры социальной поддержки предоставлены 367 141 гражданину, средний размер меры социальной поддержки составил 1 425,12 рубля.
В 2024 году Министерством предоставляется 104 меры социальной поддержки, в том числе для старшего поколения - 60 видов денежных выплат, для семей с детьми - 19 видов денежных выплат. На их реализацию в консолидированном бюджете Смоленской области предусмотрено 6,1 млрд. рублей, в том числе 0,9 млрд. рублей - средства федерального бюджета, 5,2 млрд. рублей - средства областного бюджета.
По состоянию на 1 января 2024 года нуждающимися в улучшении жилищных условий признаны 535 молодых семей и 75 граждан, которые попадают под действие государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710.
Обеспечение жильем инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, ветеранов боевых действий, граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области до 01.01.2005, осуществляется в виде субвенций за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на реализацию переданных Российской Федерацией полномочий.
За период с 2019 по 2023 год в Смоленскую область из федерального бюджета поступило 75,4 млн. рублей, что позволило улучшить жилищные условия 97 граждан из числа указанных категорий. В 2024 году планируется улучшить жилищные условия 15 граждан.
Необходимость оказания органами государственной власти Смоленской области поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы связана с тенденцией роста численности молодых семей, не имеющих собственного жилья. Основным фактором, препятствующим улучшению жилищных условий данной категории граждан, является высокая рыночная стоимость жилья.
За счет средств консолидированного бюджета Смоленской области (федерального, областного и местного) молодым семьям предоставляются социальные выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. За период с 2019 по 2023 год жилищные условия улучшили 228 семей, в том числе 101 семья, имеющая трех и более детей. В 2024 году планируется предоставить социальные выплаты 36 молодым семьям.
Одной из существующих мер социальной поддержки семей в Смоленской области является предоставление областного материнского (семейного) капитала. Данная мера социальной поддержки предоставляется в соответствии с:
- областным законом от 28.02.2008 N 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области". В соответствии с указанным областным законом право на получение областного материнского (семейного) капитала имеют женщины, родившие (усыновившие) в период с 01.01.2008 по 31.12.2016 второго ребенка либо последующих детей. Размер областного материнского (семейного) капитала составляет 163 300 рублей. На 01.01.2024 выдано 39 047 сертификатов на областной материнский (семейный) капитал, выплачены средства областного материнского (семейного) капитала по 28 954 обращениям на сумму свыше 4 298 млн. рублей;
- областным законом от 30.11.2016 N 130-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих трех и более детей, на территории Смоленской области". В соответствии с указанным областным законом право на получение областного материнского (семейного) капитала имеют женщины, родившие (усыновившие) в период с 01.01.2017 по 31.12.2019 третьего ребенка либо последующих детей. Размер областного материнского (семейного) капитала составляет 80 000 рублей. На 01.01.2024 выдано 633 сертификата на областной материнский (семейный) капитал, выплачены средства областного материнского (семейного) капитала по 240 обращениям на сумму свыше 17,3 млн. рублей;
- областным законом от 19.12.2019 N 143-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих двух и более детей, на территории Смоленской области". В соответствии с указанным областным законом право на получение областного материнского (семейного) капитала имеют женщины, родившие (усыновившие) в период с 01.01.2020 по 31.12.2021 второго ребенка либо последующих детей. Размер областного материнского (семейного) капитала составляет 163 300 рублей. На 01.01.2024 выдано 3 811 сертификатов на областной материнский (семейный) капитал, выплачены средства областного материнского (семейного) капитала по 412 обращениям на сумму свыше 65,1 млн. рублей;
- областным законом от 17.12.2021 N 158-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих трех и более детей, на территории Смоленской области". В соответствии с указанным областным законом право на получение областного материнского (семейного) капитала имеют женщины, родившие (усыновившие) в период с 01.01.2022 по 31.12.2024 третьего ребенка либо последующих детей. С 2023 года стало возможным неоднократное получение областного материнского (семейного) капитала. Размер областного материнского (семейного) капитала при рождении в 2022 году третьего или последующего ребенка составляет 163 300 рублей. При рождении с 2023 года третьего ребенка размер областного материнского (семейного) капитала составляет 163 300 рублей, а при рождении четвертого или последующего ребенка - 100 000 рублей. На 01.01.2024 выдан 781 сертификат на областной материнский (семейный) капитал, выплачены средства областного материнского (семейного) капитала по 4 обращениям на сумму 653,2 тыс. рублей.
Направить средства областного материнского (семейного) капитала можно на:
- улучшение жилищных условий;
- получение образования ребенком (детьми);
- приобретение автотранспортного средства;
- газификацию домовладения.
Заявление о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения ребенка, в связи с рождением которого был выдан сертификат на областной материнский (семейный) капитал.
В случае когда в семье есть двое либо более детей, рожденных одновременно, либо пятый или последующий ребенок, заявление о направлении средств областного материнского (семейного) капитала на погашение кредита может быть подано по истечении одного года со дня рождения (усыновления) этих детей.
Заявление о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала, направляемыми на приобретение автотранспортного средства, может быть подано в любое время по истечении одного года со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры поддержки семей.
Заявление о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала, направляемыми на газификацию домовладения, может быть подано в любое время по истечении одного года со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры поддержки семей.
На территории Смоленской области с 2021 по 2023 год в соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 30.04.2021 N 283 "Об утверждении Положения о размерах, условиях и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта" малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", проживающим на территории Смоленской области, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории Смоленской области, предоставлялась государственная социальная помощь на основании социального контракта (далее соответственно - государственная социальная помощь, малоимущая семья, малоимущий гражданин). С 01.01.2024 государственная социальная помощь предоставляется в рамках постановления Правительства Смоленской области от 27.12.2023 N 287 "Об утверждении Положения о размерах, условиях и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта".
С 01.01.2024 государственная социальная помощь назначается малоимущей семье, малоимущему гражданину на реализацию мероприятий:
1) по поиску работы - в размере 16 507 рублей в течение месяца после заключения социального контракта и трех месяцев после подтверждения факта трудоустройства;
2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности - единовременно в размере до 350 000 рублей;
3) по ведению личного подсобного хозяйства - единовременно в размере до 200 000 рублей;
4) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, - ежемесячно в течение срока действия социального контракта в размере 16 507 рублей.
В 2023 году заключено 629 социальных контрактов, из них:
- на реализацию мероприятий по поиску работы - 213;
- на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности - 328;
- на реализацию мероприятий по ведению личного подсобного хозяйства - 5;
- на реализацию иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, - 83.
Государственной социальной помощью охвачено 1 621 человек.
Государственная социальная помощь предоставляется в приоритетном порядке малоимущим семьям.
На территории Смоленской области функционируют 14 областных государственных бюджетных учреждений социального обслуживания семьи и детей, в которых дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, проходят комплексную реабилитацию. С 01.01.2024 областное государственное бюджетное учреждение "Реабилитационный центр для несовершеннолетних "Красный Бор" является учреждением, подведомственным Министерству.
Социальная реабилитация несовершеннолетних осуществляется в соответствии с индивидуальной программой, которая составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменений этой потребности, но не реже чем раз в три года.
В 2023 году реабилитацией детей-инвалидов на территории Смоленской области занимались два учреждения: смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Вишенки" (далее - СОГБУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Вишенки") и смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - СОГБУ "Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей").
Кроме того, данные учреждения занимались реабилитацией инвалидов молодого возраста.
Целью деятельности СОГБУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Вишенки" является комплексная социальная реабилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями в возрасте от рождения до 18 лет, инвалидов молодого возраста от 18 до 30 лет, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, социальной реабилитации, обучении и воспитании.
В 2020 году прошли реабилитацию 491 ребенок-инвалид и 35 инвалидов молодого возраста; в 2021 году - 557 детей-инвалидов и 30 инвалидов молодого возраста; в 2022 году - 655 детей-инвалидов и 29 инвалидов молодого возраста; в 2023 году - 624 ребенка-инвалида и 36 инвалидов молодого возраста.
Распоряжением Правительства Смоленской области от 22.01.2024 N 60-рп СОГБУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Вишенки" переименовано в смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Многопрофильный центр комплексной реабилитации и абилитации "Вишенки". Целью деятельности указанного учреждения является осуществление полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере социального обслуживания и реализации мероприятий комплексной реабилитации и абилитации, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Целью деятельности СОГБУ "Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" является предоставление в стационарных условиях социальных услуг детям в возрасте от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой реабилитации, обучении и воспитании, инвалидам молодого возраста в возрасте от 18 до 35 лет с отклонениями в умственном развитии, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой реабилитации.
В 2020 году на обслуживании находилось 93 ребенка-инвалида и 75 инвалидов молодого возраста; в 2021 году - 89 детей-инвалидов и 76 инвалидов молодого возраста; в 2022 году - 86 детей-инвалидов и 78 инвалидов молодого возраста; в 2023 году - 78 детей-инвалидов и 84 инвалида молодого возраста.
Учреждения социального обслуживания семьи и детей осуществляют в соответствии с государственными заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к их основным видам деятельности.
В каждом областном государственном бюджетном учреждении социального обслуживания семьи и детей разработаны и реализуются пятилетние планы повышения квалификации работников.
Постоянно проводится работа по информированию работников учреждений социального обслуживания семьи и детей о необходимости обучения и повышения квалификации, развития наставничества в социальной сфере.
В рамках сотрудничества с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2023 году победителями конкурсного отбора инфраструктурных проектов по созданию специализированных социальных служб "Домашний микрореабилитационный центр" стали:
- проект "Когда мои друзья со мной", реализуемый на базе смоленского областного государственного бюджетного учреждения "Демидовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Исток" (период реализации: 01.07.2023 - 31.10.2024), целью которого является повышение доступности, качества и эффективности услуг для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, проживающих на территории Демидовского и Велижского районов Смоленской области (грантовая поддержка в 2023 году составила 2 453,97 тыс. рублей);
- проект "Я сам и со мною рядом", реализуемый на базе смоленского областного государственного бюджетного учреждения "Рославльский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Теремок" (период реализации: 01.07.2023 - 31.10.2024). В ходе реализации проекта на территории г. Рославля и Рославльского района будет внедрена программа комплексной помощи семьям с детьми-инвалидами, проживающим в отдаленных сельских поселениях, а также воспитывающим в домашних условиях детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (грантовая поддержка в 2023 году составила 1 452,91 тыс. рублей).
В Смоленской области также учреждена региональная форма морального поощрения многодетных матерей в виде почетного знака Смоленской области "Материнская слава" имени Анны Тимофеевны Гагариной (далее также - почетный знак).
В соответствии с областным законом "О почетном знаке Смоленской области "Материнская слава" имени Анны Тимофеевны Гагариной" (далее - областной закон) за заслуги в воспитании детей и укреплении семейных традиций почетным знаком награждаются женщины, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Смоленской области, которые:
- начиная с 1 января 2008 года родили (усыновили в установленном законом порядке детей в возрасте до 8 лет) четвертого и (или) последующих детей и воспитывают (воспитали) детей;
- являлись опекунами (попечителями) и воспитали трех или более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет либо до приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
Представление указанной категории женщин к награждению почетным знаком производится:
- по истечении одного года со дня рождения (усыновления) четвертого и (или) последующих детей и при наличии в живых остальных детей, если иное не установлено областным законом;
- по достижении третьим и (или) последующими детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, находящимися под опекой (попечительством), возраста 18 лет либо по приобретении ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
В целях обеспечения общественного признания и уважения к женщинам, создавшим многодетные семьи, осуществляется их материальное поощрение. Женщинам, награжденным почетным знаком, одновременно выплачивается единовременное денежное вознаграждение в размере 30 тыс. рублей. Ежегодно почетным знаком награждаются 30 женщин-матерей. Расходы областного бюджета на данные выплаты в 2024 году составят 900 тыс. рублей. Всего в Смоленской области почетным знаком награждена 441 женщина.
Одной из форм укрепления института семьи, пропаганды семейных ценностей, полной, состоящей в законном браке семьи с двумя и более детьми является организация и проведение социально значимых мероприятий, в том числе посвященных Международному дню семьи, Дню семьи, любви и верности, Всероссийскому дню матери. Ежегодно в этих мероприятиях принимают участие более 8 000 семей, воспитывающих детей.
В рамках празднования в Российской Федерации Дня семьи, любви и верности в регионе производится награждение общественной наградой - медалью "За любовь и верность" и грамотой Организационного комитета по проведению Дня семьи, любви и верности в Российской Федерации супружеских пар, проживших вместе в зарегистрированном браке не менее 25 лет, получивших известность среди сограждан крепостью семейных устоев, основанных на взаимной любви и верности, а также добившихся благополучия, обеспеченного совместным трудом, воспитавших детей достойными членами общества.
В Смоленской области общественной наградой - медалью "За любовь и верность" начиная с 2008 года награждены 949 супружеских пар. С 2021 по 2023 год 210 супружеских пар были удостоены указанной общественной награды и получили подарочные сертификаты (ежегодно награждались 70 супружеских пар).
Реализация таких мероприятий, как проведение торжественных церемоний награждения многодетных матерей почетным знаком Смоленской области "Материнская слава" имени Анны Тимофеевны Гагариной, чествование и награждение супружеских пар общественной наградой - медалью "За любовь и верность", позволяет сформировать в обществе идеи приоритета семейно-нравственных ценностей, включая идеологию сплоченности семьи, повышения ответственности родителей за воспитание детей, а также способствует всестороннему укреплению института семьи.
Поддержка семей, воспитывающих детей, находится в фокусе особого внимания.
В рамках проведения Года семьи в Российской Федерации распоряжением Правительства Смоленской области от 31.01.2024 N 132-рп утвержден план основных мероприятий по проведению в 2024 году в Смоленской области Года семьи, включающий в себя различные направления работы. Данный план реализуется всеми исполнительными органами Смоленской области на межведомственной основе.
Разработана Региональная программа по повышению рождаемости на 2023 - 2025 годы, которая включает в себя основные направления поддержки семей с детьми, содержит 59 мероприятий и 20 мер социальной поддержки.
Особое внимание в Смоленской области уделяется поддержке многодетных семей.
В областной закон "О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Смоленской области" были внесены изменения, в соответствии с которыми было расширено понятие "многодетная семья".
Многодетной семьей является семья, состоящая из родителей (родителя), или усыновителей (усыновителя), или опекунов (опекуна), или попечителей (попечителя), за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", или приемных родителей (приемного родителя) и совместно проживающих с ними (ним) троих и более детей в возрасте до 18 лет и (или) детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения или проходящих военную службу по призыву.
В результате указанных изменений более 120 замещающих семей смогли воспользоваться мерами социальной поддержки и льготами, предусмотренными в регионе для многодетных семей.
Детям, проживающим на территории региона, предоставляются путевки в организации отдыха детей и их оздоровления, расположенные на территории Российской Федерации, бесплатно либо за частичную плату. На проведение детской оздоровительной кампании ежегодно выделяется более 158 млн. рублей.
Всего в стационарных организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Смоленской области, за счет средств областного бюджета в период оздоровительной кампании 2023 года отдохнули 8 562 ребенка, из них 3 137 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе 58 детей-инвалидов).
За пределами региона на морском побережье Крыма отдохнули 298 детей, из них 180 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
За счет средств областного бюджета предоставляется компенсация стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации загородные лагеря отдыха и оздоровления детей сезонного действия в летний период, приобретенных самостоятельно родителями (законными представителями) детей в возрасте от 7 до 15 лет включительно, проживающих на территории Смоленской области. В 2023 году по 357 заявлениям родителей были произведены выплаты на сумму около 3 млн. рублей.
На территории Смоленской области с 2023 года реализуется пилотный проект "Предоставление электронного сертификата, дающего право на частичную оплату стоимости путевки детям в возрасте от 7 до 17 лет включительно, проживающим на территории Смоленской области, в организации отдыха детей и их оздоровления, расположенные на территории Смоленской области". Положение о порядке и условиях предоставления электронного сертификата, дающего право на частичную оплату стоимости путевки детям в возрасте от 7 до 17 лет включительно, проживающим на территории Смоленской области, в организации отдыха детей и их оздоровления, расположенные на территории Смоленской области, утверждено постановлением Администрации Смоленской области от 09.10.2023 N 613.
Электронный сертификат позволяет родителю (законному представителю) ребенка оплатить пребывание ребенка в организации отдыха детей и их оздоровления из расчета 1 000 рублей за сутки. В случае необходимости недостающую сумму доплачивает родитель (законный представитель) ребенка за счет собственных средств.
Максимальная стоимость сертификата составляет 21 тыс. рублей за 21 день пребывания ребенка в организации отдыха детей и их оздоровления в летний период, а в зимний, весенний и осенний периоды - 14 тыс. рублей за 14 дней. В 2023 году было реализовано 49 таких электронных сертификатов.
Сохранение здоровья и продление активного периода жизни граждан старшего поколения является одной из приоритетных задач в Смоленской области.
В государственной системе социального обслуживания населения Смоленской области функционирует 43 организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, находящиеся в ведении Смоленской области, среди них:
- 15 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в том числе 2 специальных дома для престарелых и супружеских пар пожилого возраста и 1 геронтологический центр;
- 8 психоневрологических интернатов;
- 20 комплексных центров социального обслуживания населения.
В настоящее время коечная мощность стационарных учреждений удовлетворяет потребности пожилого населения Смоленской области.
Услуги, оказываемые гражданам, проживающим в стационарных учреждениях, ориентированы на всестороннюю помощь, поддержку пожилых людей, создание условий для активного образа жизни, полноценного отдыха с учетом индивидуальных запросов, возрастных и личностных особенностей пожилых людей.
Большое внимание в стационарных учреждениях уделяется двигательной активности получателей социальных услуг. Одним из основных направлений в профилактической работе является лечебная физкультура: организуются занятия по утренней гимнастике, которые в летнее время года проводятся на свежем воздухе, а также занятия скандинавской ходьбой.
Кроме этого, очень важным для граждан старшего поколения является общение. Общение поднимает настроение, повышает внутренний тонус, что помогает гражданам старшего поколения избежать психических недугов, а также положительно сказывается на общем укреплении и оздоровлении организма. Для проведения культурно-массовых и досуговых мероприятий в стационарных учреждениях работают культорганизаторы.
В стационарных учреждениях успешно реализовывались мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе (далее также - система долговременного ухода). В рамках социально-бытовой адаптации и социально-трудовой реабилитации организованы комнаты, где проводятся обучающие занятия по формированию навыков самообслуживания, необходимых для самостоятельной жизни, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации, созданы швейные мастерские, организованы условия для развития творческого потенциала всех проживающих, развивается огородничество.
Ведущая роль в социальном обслуживании граждан старшего поколения и инвалидов Смоленской области отводится комплексным центрам социального обслуживания населения (далее также - КЦСОН), деятельность и расположение которых максимально приближены к реальным нуждам граждан старшего поколения и к месту их проживания.
Для предоставления социальных услуг на дому в КЦСОН функционирует 72 отделения социального обслуживания на дому, которыми ежегодно оказываются услуги более 10 тыс. человек.
На территории Смоленской области наряду с традиционными формами социального обслуживания не прекращается поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания. Четко формулируется и становится всеобщим достоянием базовый принцип современного социального обслуживания - индивидуальный подход к каждому.
На базе КЦСОН внедрены и успешно реализуются следующие технологии:
- "школы здоровья", в которых граждан (в том числе граждан старшего поколения и инвалидов) в форме индивидуальных и групповых тематических бесед обучают навыкам сохранения активного долголетия, правилам санитарно-гигиенического ухода за больными;
- "школы социально-бытовой адаптации и ухода", которые способствуют восстановлению и поддержанию навыков самообслуживания, снижению уровня зависимости от посторонней помощи, формированию здорового образа жизни, обучению правилам использования технических средств реабилитации;
- "школы безопасности", направленные на повышение безопасности жизни, в том числе на профилактику и преодоление возрастных кризисов;
- "классы двигательной активности", созданные в целях вовлечения граждан старшего поколения и инвалидов в регулярные занятия физической культурой;
- технология "Скандинавская ходьба", направленная на общее укрепление организма, повышение качества жизни граждан старшего поколения;
- стационарозамещающая технология - "приемная семья", созданная в целях повышения качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, максимального продления их пребывания в семейной обстановке;
- услуга сиделки, введенная в целях удовлетворения потребностей в социальных услугах граждан старшего поколения;
- служба "Социальный патронаж", открытая с целью развития системы долговременного ухода.
С целью повышения социальной активности и жизненного тонуса, укрепления здоровья и расширения круга общения, а также организации досуга граждан старшего поколения в 27 муниципальных районах Смоленской области открыты "Клубы золотого возраста" (далее - Клубы).
Все Клубы оборудованы современной аудио- и видеотехникой, для них в достаточном количестве закуплены настольные игры и музыкальные инструменты, утверждены планы работы (графики проведения мероприятий).
Культорганизаторами Клубов совместно с районными отделениями Совета ветеранов проводятся социокультурные мероприятия среди граждан старшего поколения.
При Клубах работают гостиные, кружки, мини-клубы по интересам; организовываются культурно-развлекательные мероприятия, круглые столы, литературные гостиные, занятия физической культурой. Во взаимодействии с волонтерами (добровольцами), образовательными и общественными организациями региона обеспечено обучение граждан пожилого возраста навыкам активного долголетия; проводятся курсы, включающие в себя обучение по различным направлениям, а именно: компьютерная грамотность, английский язык, основы медицинской самопомощи, занятия, направленные на профилактику когнитивных расстройств, основы юридической и финансовой грамотности и много другое. Осуществляется межпоколенное общение.
Мероприятия в Клубах проводятся как в очной форме, так и в формате онлайн.
Все Клубы очень востребованы среди граждан старшего поколения. В 2023 году в работе Клубов приняли участие около 15 тыс. граждан пожилого возраста.
В рамках реализации регионального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" комплексными центрами социального обслуживания населения организована доставка граждан старшего поколения в медицинские организации.
С 2023 года расширен перечень услуг по доставке граждан 65 лет и старше, а также инвалидов, проживающих в сельской местности Смоленской области, к социально значимым объектам (доставка на гемодиализ, на прохождение реабилитационных программ после перенесенной коронавирусной инфекции (COVID-19), на вакцинацию и др.).
За 2023 год осуществлено 2 114 выездов мобильных бригад в целях доставки
2 801 гражданина в медицинские организации и другие учреждения для реализации социально значимых задач.
На территории Смоленской области действует региональная программа "Укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения, проживающих на территории Смоленской области" на 2019 - 2024 годы, утвержденная постановлением Администрации Смоленской области от 22.11.2019 N 706.
В рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" с 2019 года Смоленская область участвует в реализации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе. На 2024 год из федерального бюджета бюджету Смоленской области на реализацию системы долговременного ухода выделено более 67 млн. рублей, из областного бюджета - около 2 млн. рублей.
В настоящее время в систему долговременного ухода включено около 250 граждан. Планируется увеличение количества граждан, нуждающихся в долговременном уходе, на 17 человек.
Долговременный уход позволяет обеспечить максимально долгое сохранение привычного качества жизни, а также трудоустроить граждан, осуществляющих долговременный уход, на постоянное место работы.
В систему долговременного ухода включаются граждане пожилого возраста, инвалиды старше 18 лет, а также участники специальной военной операции и боевых действий, признанные нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе граждане с психическими расстройствами. Работа в данном направлении будет продолжена и в 2024 году.
Большую социальную значимость имеют вопросы повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения.
Во исполнение статей 210, 211, 2113 Трудового кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.03.2022 N 101 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда" разработан комплекс процессных мероприятий "Улучшение условий и охраны труда".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названной статьи следует читать как "211.3"
В целях снижения производственного травматизма и устранения причин организационного характера, существенно влияющих на показатели тяжелого и смертельного производственного травматизма, реализуются мероприятия, направленные на профилактику производственного травматизма, повышение культуры безопасного труда и пропаганду основных достижений в сфере охраны труда, основанных на передовых и наиболее эффективных технологиях в области охраны труда.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Смоленской области имеют следующую динамику. По данным Государственной инспекции труда в Смоленской области, в 2021 году отмечалось снижение количества тяжелых несчастных случаев в сравнении с 2020 годом на 43 процента (в 2020 году - 35 работников, в 2021 году - 20 работников). Кроме того, в 2021 году снизилось количество несчастных случаев со смертельным исходом по сравнению с показателем 2020 года (в 2020 году - 17 человек, в 2021 году - 16 человек). В 2022 году, по данным Государственной инспекции труда в Смоленской области, количество несчастных случаев со смертельным исходом, связанных с производством, по сравнению с показателями 2021 года уменьшилось в 4 раза (4 человека), а тяжелых несчастных случаев уменьшилось на 25,7 процента (28 человек). В 2023 году в сравнении с прошлым годом наблюдается увеличение количества несчастных случаев со смертельным исходом, связанных с производством, на 75 процентов (7 работников). Вместе с тем количество тяжелых несчастных случаев уменьшилось на 25 процентов (21 человек).
Важным механизмом стимулирования работодателей к осуществлению контроля и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является специальная оценка условий труда на рабочих местах.
Удельный вес инвалидов (по группам инвалидности) составляет: инвалиды I группы - 10 процентов, инвалиды II группы - 41 процент, инвалиды III группы - 45 процентов, дети-инвалиды - 4 процента.
Для повышения качества жизни инвалидов, обеспечения условий их жизнедеятельности на территории Смоленской области был принят ряд социальных программ, в рамках которых начиная с 2013 года осуществляются мероприятия, направленные на повышение количества социально значимых объектов социальной инфраструктуры, оборудованных в целях обеспечения их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, увеличение количества специализированных транспортных средств, создание условий для получения инвалидами и другими маломобильными группами населения бесплатной информации, повышение эффективности социального обслуживания инвалидов, расширение спектра услуг по социальной реабилитации, на создание для инвалидов и других маломобильных групп населения оптимальных условий жизнедеятельности и обеспечение социальной интеграции инвалидов в общество.
В 2024 году за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с Правилами предоставления и распределения в 2024 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов по предоставлению субсидий льготным категориям граждан на покупку и установку газоиспользующего оборудования, проведение работ при социальной газификации (догазификации) (приложение N 37 к государственной программе Российской Федерации "Развитие энергетики") (далее - Правила), продолжится предоставление меры социальной поддержки льготным категориям граждан на покупку и установку газоиспользующего оборудования, проведение работ при социальной газификации (догазификации).
Значение результата использования субсидии, предоставленной из федерального бюджета областному бюджету в соответствии с Правилами, приведено в таблице.
Таблица
Наименование результата использования субсидии из федерального бюджета |
Наименование меры социальной поддержки |
Значение результата использования субсидии из федерального бюджета |
Отчетный период достижения результата использования субсидии из федерального бюджета |
1 |
2 |
3 |
4 |
Количество договоров о подключении, заключенных между физическими лицами и газораспределительными организациями |
предоставление субсидий льготным категориям граждан на покупку и установку газоиспользующего оборудования, проведение работ при социальной газификации (догазификации) |
111 |
2024 год |
3) раздел 2 изложить в следующей редакции:
"2. Правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам
Порядок
предоставления и распределения субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных районов Смоленской области, бюджетов городских округов Смоленской области на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства
1. Настоящий Порядок устанавливает цели и условия предоставления и распределения субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных районов Смоленской области, бюджетов городских округов Смоленской области на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - субсидии).
2. Субсидии предоставляются муниципальным районам Смоленской области, городским округам Смоленской области (далее - муниципальные образования) для софинансирования расходов, указанных в пункте 1 настоящего Порядка.
3. Главным распорядителем средств субсидий является Министерство социального развития Смоленской области (далее - Министерство).
Источником финансового обеспечения субсидий являются средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 (далее - Государственная программа Российской Федерации), и средства областного бюджета, предусмотренные на реализацию областной государственной программы "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области" (далее - Государственная программа).
4. Критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидий является наличие сформированного органом местного самоуправления муниципального образования списка молодых семей - участников Государственной программы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, составленного по форме, приведенной в приложении N 3 к Порядку организации работы по улучшению жилищных условий молодых семей, утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 26.03.2014 N 213 (далее - список молодых семей, изъявивших желание принять участие в Государственной программе).
Отбор муниципальных образований для предоставления субсидий осуществляется комиссией. Порядок образования и работы указанной комиссии утверждается приказом министра социального развития Смоленской области.
5. Результатом использования субсидий является количество молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - социальная выплата).
6. Условием предоставления субсидий является заключение органами местного самоуправления муниципальных образований с Министерством соглашений о предоставлении субсидии (далее также - соглашения) в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в срок не позднее 30-го дня со дня вступления в силу соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
7. Органы местного самоуправления муниципальных образований для получения субсидий в следующем финансовом году представляют в Министерство в срок до 1 июня текущего финансового года следующие документы:
- заявку на выделение в следующем финансовом году средств субсидий в рамках Государственной программы по форме, утвержденной приказом министра социального развития Смоленской области;
- информационную карту муниципального образования по форме, утвержденной приказом министра социального развития Смоленской области;
- список молодых семей, изъявивших желание принять участие в Государственной программе.
8. В целях заключения соглашения органы местного самоуправления муниципальных образований представляют в Министерство в срок до 15 января текущего финансового года следующие документы:
- копию муниципального правового акта об утверждении муниципальной программы обеспечения жильем молодых семей;
- копию муниципального правового акта, устанавливающего учетную норму площади жилого помещения на территории муниципального образования;
- копию муниципального правового акта, устанавливающего норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на территории муниципального образования;
- выписку из муниципального правового акта о бюджете муниципального образования, подтверждающую финансирование расходов, указанных в пункте 1 настоящего Порядка.
9. Расчет субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования, осуществляется следующим образом:
1) промежуточные объемы средств, выделяемых бюджету i-го муниципального образования на предоставление молодым семьям социальных выплат, рассчитываются по следующим формулам:
, где:
ФО1 i - промежуточный объем средств на предоставление молодым семьям социальных выплат, выделяемых бюджету i-го муниципального образования, исходя из объема средств, предусмотренных в бюджетах муниципальных образований на предоставление жилья молодым семьям;
ФМ i - объем средств, предусмотренный в бюджете i-го муниципального образования на предоставление жилья молодым семьям в соответствующем финансовом году;
СМ - общий объем средств, предусмотренный в бюджетах всех муниципальных образований на предоставление жилья молодым семьям в соответствующем финансовом году;
СФО - общий объем субсидий, предусмотренный областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
, где:
ФО2 i - промежуточный объем средств, выделяемый бюджету i-го муниципального образования, исходя из количества молодых семей - участников муниципальной программы обеспечения жильем молодых семей;
МС i - количество семей в списке молодых семей - участников муниципальной программы обеспечения жильем молодых семей i-го муниципального образования;
ОС - количество семей в сводном списке молодых семей - участников Государственной программы, изъявивших желание получить социальную выплату;
2) объем субсидии, выделяемой из областного бюджета бюджету i-го муниципального образования (С i), рассчитывается по следующей формуле:
.
10. Министерство осуществляет перечисление субсидий бюджетам муниципальных образований в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов областного бюджета в соответствии с соглашениями.
Соглашение должно предусматривать:
- перечисление субсидии из областного бюджета местному бюджету в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя средств местного бюджета, соответствующих цели предоставления субсидии;
- осуществление территориальным органом Федерального казначейства операций по перечислению субсидии из областного бюджета местному бюджету в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя средств местного бюджета, соответствующих цели предоставления субсидии, от имени получателя средств областного бюджета;
- перечисление субсидии из областного бюджета в местный бюджет в доле, соответствующей уровню софинансирования расходного обязательства муниципального образования, установленному соглашением о предоставлении субсидии;
- установление результата использования субсидии, соответствующего пункту 5 настоящего Порядка, а также обязательство муниципального образования по его достижению;
- наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, софинансирование которого осуществляется из областного бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включая размер планируемой к предоставлению субсидии из областного бюджета;
- применение мер ответственности к муниципальным образованиям за недостижение результата использования субсидии в порядке, предусмотренном пунктами 16 - 18 настоящего Порядка.
11. Соглашение заключается на срок, который не может быть менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение субсидий между муниципальными образованиями.
12. Органы местного самоуправления муниципальных образований ежемесячно в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Министерство в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчетность о расходовании субсидий. Состав и форма отчетности о расходовании субсидий определяются Министерством.
13. Достижение значения результата использования субсидий определяется Министерством по итогам финансового года на основании сравнения фактического и планового значений индикатора, которым является количество молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты.
14. Перечисление субсидий осуществляется в соответствии с соглашением в порядке, установленном Федеральным казначейством.
15. Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
16. В случае нарушения условий, установленных соглашением, субсидии подлежат возврату на лицевой счет Министерства, открытый в Министерстве финансов Смоленской области.
17. В случае нарушений условий, установленных соглашением, выявленных по истечении соответствующего финансового года, средства субсидии подлежат возврату в областной бюджет.
18. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года, в котором предоставляется субсидия, допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении результата использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии (V возврата ), рассчитывается по следующей формуле:
V возврата=(V субсидииkm/n)0,1, где:
V возврата - размер субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования в отчетном финансовом году;
k - коэффициент возврата субсидии;
m - количество результатов использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии, имеет положительное значение;
n - общее количество результатов использования субсидии.
При расчете объема средств, подлежащего возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет, в размере субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования в отчетном финансовом году (V субсидии ), не учитывается размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, потребность в котором не подтверждена главным администратором доходов областного бюджета, осуществляющим администрирование доходов областного бюджета от возврата остатков субсидий.
Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по следующей формуле:
k=D i/m, где:
D i - индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии.
При расчете коэффициента возврата субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го результата использования субсидии.
Индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии, определяется по следующей формуле:
D i=1-T i/S i, где:
T i - фактически достигнутое значение i-го результата использования субсидии на отчетную дату;
S i - плановое значение i-го результата использования субсидии, установленное соглашением.
Порядок
предоставления и распределения субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных районов Смоленской области, бюджетов городских округов Смоленской области на создание в образовательных организациях условий для получения качественного образования детьми с расстройствами аутистического спектра
1. Настоящий Порядок устанавливает цели и условия предоставления и распределения субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных районов Смоленской области, бюджетов городских округов Смоленской области на создание в образовательных организациях условий для получения качественного образования детьми с расстройствами аутистического спектра (далее - субсидии).
2. Субсидии предоставляются муниципальным районам Смоленской области, городским округам Смоленской области (далее - муниципальные образования) для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований, возникающих при реализации одного или нескольких мероприятий:
- создание в образовательных организациях архитектурной доступности и (или) проведение ремонтных работ в учебных кабинетах и иных помещениях в соответствии с потребностями и особенностями детей с расстройствами аутистического спектра;
- оснащение образовательных организаций специальным учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием, в том числе мебелью, позволяющим обеспечить получение качественного образования детьми с расстройствами аутистического спектра;
- обучение и повышение квалификации педагогических и иных работников, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра.
3. Условием предоставления субсидий является заключение органами местного самоуправления муниципальных образований с Министерством образования и науки Смоленской области (далее - Министерство) соглашения о предоставлении субсидии, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
4. Критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидий является наличие на территории муниципального образования образовательных организаций, в которых имеются дети в возрасте от 6,5 года, которым рекомендовано обучение по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
5. Расчет субсидий, предоставляемых бюджету муниципального образования, осуществляется по следующей формуле:
S=S обл/N i, где:
S - размер средств, предоставляемых бюджету муниципального образования;
S обл - размер средств областного бюджета, предусмотренных на создание в образовательных организациях условий для получения качественного образования детьми с расстройствами аутистического спектра;
N i - планируемое количество образовательных организаций, в которых будут созданы условия для получения качественного образования детьми с расстройствами аутистического спектра в i-м году.
6. Результатом использования субсидий является создание условий для получения качественного образования детьми с расстройствами аутистического спектра в муниципальной общеобразовательной организации.
7. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств.
8. Для получения субсидий органы местного самоуправления муниципальных образований представляют в Министерство:
- заявку на предоставление субсидии по форме, установленной приказом министра образования и науки Смоленской области;
- выписку из муниципального правового акта о бюджете муниципального образования, подтверждающую наличие в местном бюджете (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии.
9. Субсидии перечисляются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Министерством и органом местного самоуправления муниципального образования в соответствии с Правилами, устанавливающими общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Смоленской области, утвержденными постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2019 N 715 (далее - Правила).
10. Органы местного самоуправления муниципальных образований ежеквартально в срок до 10-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным, представляют в Министерство в соответствии с Правилами отчет о расходовании субсидий по форме, утверждаемой приказом министра образования и науки Смоленской области.
11. Перечисление субсидий осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии в порядке, установленном Федеральным казначейством.
12. Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
13. Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Министерством.
14. Основания и порядок применения мер финансовой ответственности к муниципальному образованию при невыполнении условий соглашения о предоставлении субсидии определены Правилами.
Порядок
предоставления и распределения субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных районов Смоленской области, бюджетов городских округов Смоленской области на создание в образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования
1. Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления и распределения субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных районов Смоленской области, бюджетов городских округов Смоленской области на создание в образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (далее - субсидии).
2. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных районов Смоленской области, городских округов Смоленской области (далее - муниципальные образования) для софинансирования расходов на создание в образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
3. Целью предоставления субсидий является реализация комплекса мер, который включает в себя создание в образовательных организациях архитектурной доступности, оснащение образовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием.
4. Критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидий является наличие на территории муниципального образования детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, чьи родители зарегистрировались в электронной очереди в дошкольную образовательную организацию.
5. Источником финансового обеспечения субсидий являются средства областного бюджета, предусмотренные на реализацию областной государственной программы "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области".
6. Главным распорядителем средств субсидий является Министерство образования и науки Смоленской области (далее - Министерство).
7. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на цель, указанную в пункте 3 настоящего Порядка.
8. Результатом использования субсидий является создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования в муниципальных образовательных организациях.
9. Оценка эффективности использования субсидии производится путем сравнения фактически достигнутых муниципальным образованием значений результата использования субсидии за соответствующий период со значениями результата использования субсидии, предусмотренными соглашением о предоставлении субсидии.
10. Условием предоставления субсидий является заключение органами местного самоуправления муниципальных образований с Министерством соглашения о предоставлении субсидии, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет").
11. Размер субсидии на очередной финансовый год и плановый период бюджету i-го муниципального образования рассчитывается по следующей формуле:
, где:
S i - размер субсидии на очередной финансовый год и плановый период бюджету i-го муниципального образования;
S обл - размер средств областного бюджета, предусмотренных в областном бюджете на создание в образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования;
N - планируемое количество образовательных организаций, в которых будут созданы условия для получения качественного образования детьми-инвалидами в соответствующем финансовом году;
K i - количество образовательных организаций в i-м муниципальном образовании, в которых будут созданы условия для получения качественного образования детьми-инвалидами в соответствующем финансовом году.
12. Для перечисления субсидий органы местного самоуправления муниципальных образований представляют в Министерство:
- заявку на предоставление субсидии по форме, установленной приказом министра образования и науки Смоленской области;
- выписку из муниципального правового акта о бюджете муниципального образования, подтверждающую наличие в местном бюджете (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии.
13. Перечисление субсидии осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством.
14. Органы местного самоуправления муниципальных образований представляют в системе "Электронный бюджет":
- отчет о достижении значений результата использования субсидий - ежегодно в течение 15 рабочих дней года, следующего за отчетным;
- отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, - ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
15. Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
16. Контроль за целевым использованием субсидии осуществляется Министерством.
17. Основания и порядок применения мер финансовой ответственности к муниципальному образованию при невыполнении условий соглашения о предоставлении субсидии установлены постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2019 N 715 "Об утверждении Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Смоленской области".";
5) разделы 5, 6 изложить в следующей редакции:
"5. Оценка применения мер государственного регулирования в части налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам и сборам в сфере реализации областной государственной программы "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области"
Наименование налоговой льготы, освобождения, иной преференции по налогам и сборам |
Вид налога (сбора), по которому предоставлены налоговая льгота, освобождение, иная преференция по налогам и сборам |
Цель (цели) введения налоговой льготы, освобождения, иной преференции по налогам и сборам |
Период действия налоговой льготы, освобождения, иной преференции по налогам и сборам |
Фактический объем налогового расхода областного бюджета за 2022 год (тыс. рублей) |
Оценочный объем налогового расхода областного бюджета за 2023 год (тыс. рублей) |
Прогнозный объем налоговых расходов областного бюджета (тыс. рублей) |
Целевой показатель (индикатор) налогового расхода |
||
2024 год |
2025 год |
2026 год |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Освобождение от уплаты транспортного налога |
транспортный налог |
освобождение от уплаты налога одного из членов семьи, являющейся многодетной в соответствии с областным законом "О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Смоленской области" и имеющей: 1) трех и более детей, - в отношении одного транспортного средства с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно; 2) четырех и более детей, - в отношении одного транспортного средства (автомобиль легковой) с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил (до 147,1 кВт) включительно |
не ограничен - до даты прекращения льготы |
5 702,0 |
6 329,0 |
6 329,0 |
6 329,0 |
6 329,0 |
количество семей, являющихся многодетными, воспользовавшихся налоговой льготой |
транспортный налог |
освобождение от уплаты налога родителей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий) |
не ограничен - до даты прекращения льготы |
115,0 |
159,0 |
159,0 |
159,0 |
159,0 |
количество граждан, являющихся родителями военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), воспользовавшихся налоговой льготой |
|
транспортный налог |
освобождение от уплаты транспортного налога одного из членов семьи (родителя, усыновителя), имеющей ребенка-инвалида, совместно проживающего с ребенком-инвалидом, в отношении одного транспортного средства (автомобиль легковой) с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно |
не ограничен - до даты прекращения льготы |
19,0 |
3 050,0 |
3 050,0 |
3 050,0 |
3 050,0 |
количество граждан, являющихся одним из членов семьи (родителем, усыновителем), имеющей ребенка-инвалида, совместно проживающим с ребенком-инвалидом, воспользовавшихся налоговой льготой |
|
транспортный налог |
освобождение от уплаты транспортного налога ветеранов боевых действий в отношении одного транспортного средства (автомобиль легковой) с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно |
не ограничен - до даты прекращения льготы |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
количество граждан, являющихся ветеранами боевых действий, воспользовавшихся налоговой льготой |
6. Сведения о финансировании структурных элементов областной государственной программы "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области"
".
Губернатор Смоленской области |
В.Н. Анохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Смоленской области от 29 марта 2024 г. N 212 "О внесении изменений в областную государственную программу "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области"
Вступает в силу с 29 марта 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 2 апреля 2024 г. N 6700202404020002