Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Омской области
от 29 марта 2024 г. N 197-п
Порядок
деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных ландшафтными (природными) пожарами на территории Омской области
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию ландшафтных (природных) пожаров и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории Омской области (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации), осуществляемых силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), расположенными на территории Омской области.
2. Организация тушения ландшафтных (природных) пожаров осуществляется в соответствии с пунктом 3 Положения об организации тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 24 ноября 2021 года N 551-п "Об отдельных вопросах организации тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Омской области".
3. Реагирование на возникновение ландшафтных (природных) пожаров осуществляется в режимах повседневной деятельности и повышенной готовности в соответствии с планами привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на соответствующих территориях муниципальных районов Омской области (далее - Планы привлечения), а в случае введения режима чрезвычайной ситуации - в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующего муниципального района Омской области (далее - Планы действий) незамедлительно при обнаружении очагов ландшафтных (природных) пожаров в границах населенных пунктов поселений, за границами городских и сельских населенных пунктов, вблизи объектов инфраструктуры и экономики силами и средствами РСЧС, дислоцированными на территории соответствующего муниципального района или муниципального, городского округа Омской области.
4. Состав сил и средств РСЧС, привлекаемых для тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Омской области в режимах повседневной деятельности и повышенной готовности, определяется Планами привлечения, а действия по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате ландшафтного (природного) пожара, определяются Планами действий.
5. Привлечение сил и средств РСЧС к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности для ликвидации угроз возникновения чрезвычайной ситуации либо последствий ее возникновения.
6. Решения о принятии дополнительных мер по предупреждению и тушению ландшафтных (природных) пожаров могут приниматься межведомственными оперативными штабами по контролю за выполнением мероприятий по организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода и пожароопасного сезона на территории соответствующего муниципального района Омской области, а также комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований Омской области (далее - КЧС и ОПБ МО), постоянно действующим оперативным штабом при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Омской области, комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Омской области.
7. До начала и в период пожароопасного сезона организации независимо от форм собственности, владеющие на праве собственности земельными участками за пределами границ населенных пунктов, включенные в состав сил и средств РСЧС, обязаны создавать и поддерживать в готовности силы и средства, предназначенные для тушения ландшафтных (природных) пожаров.
8. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности обеспечивают установление уровней реагирования на ландшафтные (природные) пожары в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 года N 2263 "Об утверждении уровней реагирования на ландшафтные (природные) пожары".
II. Регламент действий органов управления и сил РСЧС
9. Органами повседневного управления на всех уровнях постоянно осуществляются мониторинг и оценка угрозы населенным пунктам, объектам экономики и инфраструктуры вследствие обнаруженных (действующих) термических точек, ландшафтных (природных) пожаров.
Мониторинг обстановки проводится с использованием средств космического мониторинга, позволяющих в режиме реального времени отслеживать возникновение термических точек, ландшафтных (природных) пожаров на территории муниципальных образований Омской области, а также осуществлением патрулирования территорий и другими способами.
10. При выявлении в границах соответствующего муниципального района Омской области действующих термических точек, ландшафтных (природных) пожаров орган повседневного управления муниципального уровня незамедлительно направляет к ним соответствующие силы и средства, предусмотренные Планом привлечения.
Дополнительно орган повседневного управления муниципального уровня информирует диспетчера местного пожарно-спасательного гарнизона, главу муниципального района (городского округа).
Орган повседневного управления муниципального уровня после направления сил и средств, предусмотренных Планом привлечения, вносит сведения о количестве направленных человек, технике, а также оборудовании в журнал учета.
11. Для предупреждения и ликвидации термических точек, ландшафтных (природных) пожаров или чрезвычайных ситуаций, связанных с ландшафтными (природными) пожарами, привлекаются силы и средства, предусмотренные соответствующими Планами привлечения или Планами действий.
Дополнительно для предупреждения и ликвидации термических точек могут привлекаться добровольцы (волонтеры), объединенные во временно сформированные группы, в том числе создаваемые органами местного самоуправления патрульные, патрульно-маневренные, маневренные и патрульно-контрольные группы в соответствии с методическими рекомендациями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, основными задачами которых являются выявление термических точек на ранней стадии развития, ликвидация их минимальными силами, проведение профилактических мероприятий, выявление нарушителей и привлечение их к административной ответственности.
В целях предупреждения распространения ландшафтных (природных) пожаров, если они по своей локализации, скорости и иным особенностям распространения представляют угрозу перехода на земли лесного фонда, Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее - Главное управление) содействует в пределах своей компетенции организации тушения таких ландшафтных (природных) пожаров при наличии у специализированных автономных учреждений, подведомственных Главному управлению, сил и средств пожаротушения, не задействованных на тушении лесных пожаров на территории земель лесного фонда, и при недостаточности иных сил и средств пожаротушения. Привлечение сил и средств пожаротушения специализированных автономных учреждений, подведомственных Главному управлению, в указанных в настоящем абзаце случаях осуществляется в соответствии с соглашениями, заключаемыми между Министерством региональной безопасности Омской области (далее - МРБ Омской области), администрациями муниципальных районов Омской области, Главным управлением и специализированными автономными учреждениями, подведомственными Главному управлению.
12. Привлечение сил и средств к ликвидации термических точек, ландшафтных (природных) пожаров осуществляется в соответствии с Планом привлечения в 3 этапа в целях обеспечения выполнения следующих задач:
1) на 1 этапе - реагирование на поступившее сообщение о термической точке или ландшафтном (природном) пожаре, определение площади возгорания и наличия угрозы населенным пунктам и лесам, принятие первоначальных мер по локализации и ликвидации термической точки или ландшафтного (природного) пожара, передача информации в соответствующие органы повседневного управления о складывающейся обстановке, определение потребности задействования сил и средств 2 этапа;
2) на 2 этапе - локализация и ликвидация термической точки или ландшафтного (природного) пожара, определение угрозы населенным пунктам и лесам, ликвидация угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, определение потребности задействования сил и средств 3 этапа;
3) на 3 этапе - усиление группировки сил и средств для обеспечения ликвидации чрезвычайной ситуации, определение потребности введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил РСЧС.
13. В случае установления для соответствующих органов управления и сил РСЧС режима чрезвычайной ситуации орган повседневного управления привлекает к ликвидации чрезвычайной ситуации силы и средства, предусмотренные Планом действий.
14. Выдвижение сил и средств РСЧС к месту возникновения термической точки, ландшафтного (природного) пожара или на территорию, где в связи с ландшафтными (природными) пожарами сложилась чрезвычайная ситуация, осуществляется незамедлительно при получении сигнала от соответствующего органа повседневного управления независимо от режима функционирования органов управления и сил РСЧС в порядке, предусмотренном Планом привлечения или Планом действий.
15. Дополнительными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС, являются:
1) в режиме повседневной деятельности:
- разработка и корректировка планирующих документов в области организации тушения ландшафтных (природных) пожаров, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- оснащение органов управления и сил РСЧС современными образцами специальной техники, предназначенной в том числе для тушения ландшафтных (природных) пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
- проведение командно-штабных, тактико-специальных учений и тренировок по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с ландшафтными (природными) пожарами;
- сбор и обработка информации о возникающих термических аномалиях, очагах возгорания и задымления, поступающей из любых источников информации;
- уточнение списков групп, указанных в абзаце втором пункта 11 настоящего Порядка (далее - группы), их контактных телефонов, порядка радиообмена, маршрутов патрульных и патрульно-маневренных групп на период осуществления дежурства;
- доведение информации о местонахождении термических аномалий, очагов возгорания и задымления до Центра управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - Главное управление МЧС России по Омской области), подразделений федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Омской области, бюджетного учреждения Омской области "Пожарно-спасательная служба Омской области", добровольной пожарной охраны, руководителей администраций муниципальных образований Омской области, собственников территорий (участков) и других заинтересованных должностных лиц;
- направление к месту возникновения термической точки и (или) ландшафтного (природного) пожара ближайших сил и средств в соответствии с Планом привлечения;
- проведение профилактических мероприятий среди населения в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе направленных на профилактику возникновения ландшафтных (природных) пожаров;
2) в режиме повышенной готовности:
- проведение дополнительных инженерно-технических мероприятий, направленных на защиту населенных пунктов от ландшафтных (природных) пожаров;
- сбор и непрерывная обработка информации о возникающих термических точках, ландшафтных (природных) пожарах, поступающей от любых источников информации;
- направление патрульных, патрульно-маневренных, маневренных групп в целях выявления несанкционированных отжигов сухой растительности, сжигания населением мусора и других горючих материалов на территории соответствующих поселений Омской области;
- прием докладов о ходе патрулирования от старших патрульных и патрульно-маневренных групп;
- направление сил и средств ближайшего к месту чрезвычайной ситуации подразделения муниципального звена РСЧС в соответствии с Планом действий;
- идентификация и выявление возникших термических точек вблизи населенных пунктов поселений Омской области;
- принятие мер по локализации и ликвидации выявленных термических точек, ландшафтных (природных) пожаров;
- определение причины возникновения термической точки, ландшафтного (природного) пожара;
- установление (выявление) лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении термической точки, ландшафтного (природного) пожара, с дальнейшей передачей информации в надзорные органы.
16. На заседаниях КЧС и ОПБ МО заслушиваются руководители населенных пунктов (поселений), определяется необходимость ликвидации термических точек, ландшафтных (природных) пожаров в отдаленных от населенных пунктов местностях, определяется достаточность привлеченных к локализации и ликвидации термических точек, ландшафтных (природных) пожаров сил и средств РСЧС, эффективность их применения, проводится корректировка действий с учетом прогноза складывающейся метеорологической обстановки.
III. Руководство ликвидацией термических точек, ландшафтных (природных) пожаров или чрезвычайных ситуаций, связанных с ландшафтными (природными) пожарами
17. Непосредственное руководство ликвидацией термической точки, ландшафтного (природного) пожара осуществляется руководителем ликвидации термической точки, ландшафтного (природного) пожара или чрезвычайной ситуации, связанной с ландшафтными (природными) пожарами, который управляет на принципах единоначалия силами и средствами РСЧС, участвующими в ликвидации термической точки, ландшафтного (природного) пожара или чрезвычайной ситуации, связанной с ландшафтными (природными) пожарами, а также иными привлеченными к ликвидации термической точки, ландшафтного (природного) пожара или чрезвычайной ситуации, связанной с ландшафтными (природными) пожарами силами.
18. Руководителем ликвидации термической точки или ландшафтного (природного) пожара является руководитель (старший) первого прибывшего к месту термической точки, ландшафтного (природного) пожара или чрезвычайной ситуации, связанной с ландшафтными (природными) пожарами, подразделения (группы).
19. Лицо, принявшее руководство ликвидацией термической точки, ландшафтного (природного) пожара, докладывает о данном факте и иную информацию о термической точке и (или) ландшафтном (природном) пожаре в соответствующий орган повседневного управления, на территории которого действует термическая точка, ландшафтный (природный) пожар.
20. Руководитель ликвидации термической точки, ландшафтного (природного) пожара:
1) осуществляет общее руководство имеющимися силами и средствами пожаротушения с целью ликвидации термической точки и (или) ландшафтного (природного) пожара;
2) определяет достаточность сил и средств для ликвидации термической точки и (или) ландшафтного (природного) пожара, в случае недостаточности сил и средств запрашивает дополнительные силы и средства через орган повседневного управления;
3) отвечает за выполнение поставленных задач, разработку тактики и стратегии ликвидации термических точек, ландшафтных (природных) пожаров, безопасность участников их тушения;
4) устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по ликвидации термических точек и (или) ландшафтных (природных) пожаров, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решение о спасении людей и имущества, при необходимости организует поиск и эвакуацию лиц, пострадавших от ландшафтного (природного) пожара;
5) взаимодействует с КЧС и ОПБ МО;
6) не оставляет место возникновения термической точки и (или) ландшафтного (природного) пожара до тех пор, пока термическая точка или ландшафтный (природный) пожар не будет полностью локализован;
7) назначает ответственное лицо для проведения окарауливания места локализации термической точки и (или) ландшафтного (природного) пожара.
21. Способы и особенности ликвидации термической точки и (или) ландшафтного природного пожара определяются руководителем ликвидации термической точки, ландшафтного (природного) пожара исходя из вида термических точек, ландшафтных (природных) пожаров в соответствии с методикой, утвержденной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
IV. Порядок привлечения сил и средств РСЧС к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с ландшафтными (природными) пожарами
22. Силы и средства РСЧС привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с ландшафтными (природными) пожарами, в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Омской области.
23. Привлечение сил и средств РСЧС на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, связанных с ландшафтными (природными) пожарами, и координация их действий осуществляются органами повседневного управления РСЧС соответствующих уровней.
24. При угрозе перехода ландшафтного (природного) пожара на территорию населенного пункта, согласно информации, полученной от единой дежурно-диспетчерской службы, ЦУКС Главного управления МЧС России по Омской области, для локализации и ликвидации ландшафтного (природного) пожара или чрезвычайной ситуации направляются силы и средства подразделений Государственной противопожарной службы, добровольной пожарной охраны, дислоцированных в этих населенных пунктах.
25. При угрозе перехода ландшафтного природного (пожара) на территорию объектов инфраструктуры и экономики защита таких объектов осуществляется в первую очередь силами и средствами нештатных аварийно-спасательных формирований этих объектов и другими силами собственников этих объектов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Омской области от 29 марта 2024 г. N 197-п "Об утверждении Порядка деятельности органов управления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.