В целях актуализации локальных правовых актов Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Порядок осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового аудита, утвержденный распоряжением Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 28.02.2020 N 19-Р "Об утверждении Порядка осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового аудита" (с изменениями, внесенными распоряжениями Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 21.07.2020 N 63-Р, от 22.12.2020 N 100-Р, от 27.09.2021 N 70-Р, от 27.12.2021 N 100-Р, от 13.10.2022 N 57-Р, от 13.11.2023 N 108-Р, от 26.12.2023 N 132-Р).
2. Управлению организационного обеспечения Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области обеспечить размещение настоящего распоряжения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу с 01.01.2024.
И.о. Управляющего делами |
С.В. Рахманов |
Утверждены
распоряжением Управления делами
Губернатора Московской области
и Правительства Московской области
от 29.12.2023 N 140-Р
Изменения,
которые вносятся в Порядок осуществления управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового аудита
Порядок осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового аудита изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕН
распоряжением Управления делами
Губернатора Московской области
и Правительства Московской области
от 28.02.2020 N 19-Р
(в редакции распоряжения
Управления делами Губернатора
Московской области и Правительства
Московской области
от 29 декабря 2023 г. N 140-Р)
Порядок
осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового аудита (далее - Порядок; Управление делами) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет правила организации и осуществления Управлением делами внутреннего финансового аудита.
2. Термины, определения которым даны в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита, используются в настоящем Порядке в том же значении, в каком они используются в таких нормативных правовых актах.
3. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
1) оценки надежности внутреннего процесса Управления делами, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Подтверждение достоверности бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, в том числе являющегося одновременно получателем средств соответствующего бюджета, и (или) администратором доходов соответствующего бюджета, и (или) администратором источников финансирования дефицита соответствующего бюджета, осуществляется в отношении его годовой индивидуальной бюджетной отчетности и одновременно соблюдения порядка составления и представления годовой консолидированной бюджетной отчетности;
3) повышения качества финансового менеджмента.
II. Организация внутреннего финансового аудита
4. Внутренний финансовый аудит осуществляется Контрольно-ревизионным отделом Управления делами (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
5. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита и членов аудиторской группы основывается на принципах: законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
6. Права и обязанности должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (руководителя и членов аудиторской группы) определяет федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт N 195н).
7. Объектом внутреннего финансового аудита являются бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры.
8. Субъектами бюджетных процедур являются руководитель (заместители руководителя), руководители и должностные лица (работники) структурных подразделений Управления делами, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры.
9. Права и обязанности субъектов бюджетных процедур установлены Стандартом N 195н.
10. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет Управляющий делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области (далее - Управляющий делами).
11. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских мероприятий (совокупности профессиональных действий членов аудиторской группы, выполняемых на основании программы аудиторского мероприятия, в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций).
Плановые аудиторские мероприятия проводятся на основании плана проведения аудиторских мероприятий.
Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения Управляющего делами, оформляемого приказом о проведении внепланового аудиторского мероприятия. Приказ о проведении внепланового аудиторского мероприятия должен содержать тему и сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
III. Оценка бюджетных рисков, формирование и ведение (актуализация) реестра бюджетных рисков
12. Под бюджетным риском понимается возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента Управления делами.
Оценкой бюджетного риска является осуществляемое субъектом внутреннего финансового аудита и субъектами бюджетных процедур выявление (обнаружение) бюджетного риска и определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния, а также актуализация значимости (уровня) выявленных (обнаруженных) бюджетных рисков по результатам анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетного риска и возможных последствий реализации бюджетного риска.
13. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита формируется и ведется реестр бюджетных рисков Управления делами по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
14. В реестр бюджетных рисков включаются операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры как со значимыми бюджетными рисками, так и с незначимыми бюджетными рисками.
15. При формировании и ведении реестра бюджетных рисков необходимо обеспечить возможность ранжирования бюджетных рисков по значимости (уровню) от наиболее значимого к наименее значимому (незначимому) бюджетному риску, а также возможность актуализации реестра бюджетных рисков.
16. Бюджетный риск оценивается с применением критериев вероятности и степени влияния:
"вероятность" - степень возможности наступления выявленного бюджетного риска;
"степень влияния" - уровень потенциального негативного воздействия выявленного бюджетного риска на результат выполнения бюджетной процедуры.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".
17. Критерий "вероятность" оценивается с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетного риска, например:
1) отсутствие организованного внутреннего финансового контроля в Управлении делами и (или) неосуществление контрольных действий;
2) недостаточность положений правовых актов Управления делами, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение бюджетной процедуры и (или) их несоответствие положениям законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
3) низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых субъектам бюджетных процедур и необходимых для совершения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
4) наличие конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур (например, назначение председателем инвентаризационной комиссии лица, ответственного за использование имущества по его назначению и (или) за сохранность имущества, в отношении которого проводится инвентаризация);
5) отсутствие прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий Управления делами, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
6) недостаточная укомплектованность подразделения Управления делами, ответственного за выполнение бюджетной процедуры;
7) иные причины и условия (обстоятельства), которые могут привести к реализации бюджетного риска.
18. Критерий "степень влияния" оценивается с учетом результатов анализа возможных последствий реализации бюджетного риска, например:
1) недостижение Управлением делами целевых (максимальных) значений показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2 - 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
2) искажение бюджетной отчетности;
3) причинение ущерба публично-правовому образованию, в том числе утрата или повреждение государственного имущества, включая утрату бюджетных средств;
4) отклонение от целевых значений показателей государственной программы;
5) применение мер уголовной, административной, материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (работникам) Управления делами;
6) негативное воздействие последствий реализации бюджетного риска на репутацию Управления делами;
7) снижение результативности и экономности использования бюджетных средств Управлением делами;
8) иные последствия реализации бюджетного риска, которые могут оказать влияние на деятельность Управления делами.
19. Бюджетный риск оценивается как значимый, если значение хотя бы одного из критериев его оценки - "вероятность" или "степень влияния" - оценивается как "высокое", либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как "среднее", а также по решению Управляющего делами бюджетный риск может быть оценен как значимый.
В иных случаях бюджетный риск оценивается как незначимый.
20. В реестре бюджетных рисков содержатся предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков (конкретные, достижимые и имеющие срок выполнения действия, направленные на снижение вероятности и (или) степени влияния бюджетного риска, устранение его причин, в том числе контрольные действия) и по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия) в случае принятия решения о реализации соответствующих мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков:
Управляющим делами;
субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений Управления делами.
21. Особенности оценки рисков искажения бюджетной отчетности установлены в приложении N 1 к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2021 N 120н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт N 120н).
22. Переоценка (определение значимости) бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков, а также выявление бюджетных рисков, присущих текущему и очередному финансовому году, в целях их включения в реестр бюджетных рисков (далее - актуализация реестра бюджетных рисков) проводится регулярно (не реже одного раза в год) путем актуализации оценки бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков.
Актуализация реестра бюджетных рисков проводится перед составлением проекта плана проведения аудиторских мероприятий.
Субъекты бюджетных процедур оценивают бюджетные риски, анализируют способы их минимизации (устранения), а также анализируют выявленные нарушения и (или) недостатки и по необходимости, но не реже одного раза в год (в срок до 1 декабря текущего финансового года), вносят предложения по ведению реестра бюджетных рисков субъекту внутреннего финансового аудита по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Субъект внутреннего финансового аудита рассматривает предложения субъектов бюджетных процедур по ведению реестра бюджетных рисков, оценивает бюджетные риски, выявленные в ходе проведения аудиторских мероприятий, и способы их минимизации, анализирует выявленные нарушения и недостатки и формирует (актуализирует) реестр бюджетных рисков.
Субъект внутреннего финансового аудита в течение 5 рабочих дней с даты подписания реестра бюджетных рисков передает субъектам бюджетных процедур копию реестра бюджетных рисков.
IV. Планирование внутреннего финансового аудита
23. Планирование аудиторских мероприятий осуществляется в соответствии с положениями федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2020 N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт N 160н).
24. Особенности планирования аудиторских мероприятий и формирования программы аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ведомственным (внутренним) актам установлены Стандартом N 120н.
25. Планирование аудиторских мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий включает следующие этапы:
1) формирование данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий;
2) составление проекта плана проведения аудиторских мероприятий;
3) утверждение плана проведения аудиторских мероприятий по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
26. Должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита проводится анализ данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий, указанных в пункте 4 Стандарта N 160н, и результатов оценки (актуализации оценки) бюджетных рисков, с учетом которого определяются приоритетные к проведению аудиторские мероприятия, их темы, возможные сроки окончания этих мероприятий и составляется проект плана проведения аудиторских мероприятий.
27. По решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита проект плана проведения аудиторских мероприятий может быть направлен субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Управления делами, в целях представления ими предложений о проведении плановых аудиторских мероприятий, в том числе предложений об уточнении тем и сроков окончания аудиторских мероприятий.
28. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита:
1) планирует деятельность субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе рассматривает проект плана проведения аудиторских мероприятий и поступившие предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Управления делами (при наличии);
2) подписывает план проведения аудиторских мероприятий;
3) представляет план проведения аудиторских мероприятий на утверждение Управляющему делами.
29. План проведения аудиторских мероприятий должен содержать перечень планируемых к проведению в Управлении делами аудиторских мероприятий, одно из которых проводится в целях подтверждения достоверности годовой бюджетной отчетности Управления делами и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе содержать тему и дату (месяц) окончания аудиторского мероприятия.
30. План проведения аудиторских мероприятий включает не менее двух планируемых к проведению в Управлении делами в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, необходимых для достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита, окончание которых приходится на очередной финансовый год или период с начала года, следующего за очередным финансовым годом, до наиболее позднего из установленных сроков представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за очередной финансовый год, полномочия по составлению которой осуществляет Управление делами.
31. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности в плане проведения аудиторских мероприятий предусматривается один из следующих вариантов проведения аудиторских мероприятий:
1) проведение одного аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в году, за который составляется годовая бюджетная отчетность, и до наиболее позднего из установленных сроков представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности, полномочия по составлению которой осуществляет Управление делами;
2) проведение не менее одного аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение года, за который составляется годовая бюджетная отчетность, и одного аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в году, за который составляется годовая бюджетная отчетность, и до наиболее позднего из установленных сроков представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности, полномочия по составлению которой осуществляет Управление делами.
32. Аудиторское мероприятие, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, должно быть завершено до момента наступления одного из следующих событий, в зависимости от того, какое из событий наступит ранее:
1) до даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия, указанной в плане проведения аудиторских мероприятий;
2) до подписания руководителем субъекта бюджетной отчетности годовой консолидированной бюджетной отчетности Управления делами.
33. Управляющий делами утверждает план проведения аудиторских мероприятий до начала очередного финансового года, не позднее 29 декабря.
34. По решению Управляющего делами или руководителя субъекта внутреннего финансового аудита план проведения аудиторских мероприятий может быть направлен субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Управления делами, в целях их информирования о запланированных аудиторских мероприятиях.
35. В утвержденный план проведения аудиторских мероприятий могут вноситься изменения в случае:
1) принятия Управляющим делами решения о необходимости внесения изменений в план проведения аудиторских мероприятий;
2) направления руководителем субъекта внутреннего финансового аудита в адрес Управляющего делами предложений о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, в том числе по причине невозможности проведения плановых аудиторских мероприятий в связи с:
наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
недостаточностью временных и (или) трудовых ресурсов при необходимости проведения внеплановых аудиторских мероприятий;
внесением изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующие осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
выявлением в ходе подготовки аудиторского мероприятия существенных обстоятельств (необходимость изменения темы и (или) даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия);
реорганизацией, ликвидацией Управления делами и (или) субъекта внутреннего финансового аудита.
Изменения в план проведения аудиторских мероприятий утверждаются Управляющим делами.
36. В целях планирования аудиторского мероприятия должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита формируется программа аудиторского мероприятия, которая содержит следующую информацию:
1) основание проведения и тему аудиторского мероприятия (пункт плана проведения аудиторских мероприятий или приказ о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
2) сроки проведения аудиторского мероприятия;
3) цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия;
4) методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия;
5) наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего финансового аудита;
6) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
7) сведения о руководителе и членах аудиторской группы.
37. Сроки проведения аудиторского мероприятия содержат дату начала и дату окончания аудиторского мероприятия.
Дата начала аудиторского мероприятия определяется исходя из:
1) поставленных целей и объема задач аудиторского мероприятия;
2) перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
3) требования, в соответствии с которым программа аудиторского мероприятия должна быть утверждена до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
Датой окончания аудиторского мероприятия является дата подписания заключения.
38. При определении цели (целей) и задач аудиторского мероприятия учитываются:
1) цели осуществления внутреннего финансового аудита, установленные пунктом 3 настоящего Порядка;
2) задачи внутреннего финансового аудита, определенные пунктами 14 - 16 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт N 196н).
39. Методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия, определяются исходя из целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки бюджетных рисков, степени обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество проведения аудиторского мероприятия), а также во взаимосвязи с вопросами, подлежащими изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия.
40. К методам внутреннего финансового аудита относятся аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.
41. Наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего финансового аудита, а также перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, определяются исходя из результатов анализа данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий, указанных в пункте 4 Стандарта N 160н, во взаимосвязи с целью (целями) и задачами аудиторского мероприятия.
42. В программе аудиторского мероприятия указываются сведения о руководителе и членах аудиторской группы.
Аудиторская группа формируется из нескольких должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита или из не менее одного должностного лица (работника) субъекта внутреннего финансового аудита и не менее одного привлеченного к проведению аудиторского мероприятия должностного лица (работника) Управления делами и (или) эксперта.
43. Привлечение должностных лиц (работников) Управления делами и (или) экспертов к проведению аудиторских мероприятий осуществляется в соответствии с приложением N 2 к Стандарту N 160н.
44. В случае необходимости привлечения к аудиторскому мероприятию эксперта - физического лица, в том числе являющегося сотрудником экспертной (научной) или иной организации, обладающего специальными знаниями, умениями, профессиональными навыками и опытом по вопросам, подлежащим изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия в соответствии с целями и задачами аудиторского мероприятия, руководитель субъекта внутреннего финансового аудита направляет на имя Управляющего делами служебную записку с мотивированным предложением о необходимости привлечения эксперта.
В качестве эксперта также может быть привлечен работник бюджетного учреждения, функции и полномочия учредителя которого осуществляет Управление делами. Привлечение к проведению аудиторского мероприятия указанного работника осуществляется по согласованию с соответствующим руководителем бюджетного учреждения.
45. Местом проведения аудиторского мероприятия могут быть как помещения, занимаемые субъектом внутреннего финансового аудита, так и помещения и территории, занимаемые субъектами бюджетных процедур.
Выбор мест проведения аудиторского мероприятия для выполнения программы аудиторского мероприятия осуществляет руководитель аудиторской группы.
46. Должностное лицо (работник) субъекта внутреннего финансового аудита, предлагаемый к назначению руководителем аудиторской группы, подписывает сформированную программу аудиторского мероприятия до ее утверждения руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
47. При проведении аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы может прийти к выводу о необходимости изменения программы аудиторского мероприятия в связи с актуализацией оценки бюджетных рисков, в том числе на основании полученной информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры, подготовить и представить на согласование руководителю субъекта внутреннего финансового аудита предложения по изменению программы аудиторского мероприятия.
Изменения в программу аудиторского мероприятия утверждаются руководителем субъекта внутреннего финансового аудита в срок не позднее 5 рабочих дней с даты представления предложений по изменению программы аудиторского мероприятия.
48. Руководитель аудиторской группы обеспечивает ознакомление субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Управления делами, с программой аудиторского мероприятия.
V. Проведение внутреннего финансового аудита
49. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с утвержденной программой аудиторского мероприятия путем выполнения членами аудиторской группы профессиональных действий (применения совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих проводить аудиторское мероприятие), в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций.
50. Члены аудиторской группы в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, установленными пунктом 5 настоящего Порядка, в том числе в соответствии с принципом профессионального скептицизма, при проведении аудиторского мероприятия осуществляют сбор обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств.
51. Аудиторские доказательства представляют собой полученные с использованием методов внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию в отношении вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, включая расчеты (результаты расчетов), числовые показатели и информацию, полученную при оценке бюджетных рисков и проведении мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, а также иные сведения, используемые для формирования выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита по результатам проведения аудиторского мероприятия.
52. Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем изучения объектов внутреннего финансового аудита.
Изучение объектов внутреннего финансового аудита может осуществляться сплошным или выборочным способом в зависимости от цели (целей) и задач аудиторского мероприятия, характеристик исследуемых документов и информации, в том числе о бюджетных процедурах и операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры, а также в зависимости от использования прикладных программных средств или информационных систем для изучения объектов внутреннего финансового аудита.
53. Выбор способа изучения объектов внутреннего финансового аудита производится с учетом требований пунктов 36 - 39 Стандарта N 160н.
54. В случаях, когда аудиторские доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют аудиторским доказательствам, полученным из другого источника, или надежность информации, полученной в качестве аудиторских доказательств, не подтверждена, то членами аудиторской группы должны быть проведены дополнительные профессиональные действия для сбора аудиторских доказательств, а также могут быть подготовлены предложения по внесению изменений в программу аудиторского мероприятия (при необходимости), предложения в части приостановления и (или) продления сроков аудиторского мероприятия.
55. Аудиторское мероприятие может быть приостановлено или продлено в соответствии с пунктами 41 и 42 Стандарта N 160н и на основании письменного обращения руководителя субъекта внутреннего финансового аудита на имя Управляющего делами.
56. Общий срок приостановлений аудиторского мероприятия не может составлять более одного года. На время приостановления аудиторского мероприятия течение его срока прерывается. После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия его проведение возобновляется.
57. Решение о приостановлении, возобновлении аудиторского мероприятия и (или) о продлении срока проведения аудиторского мероприятия принимается Управляющим делами и оформляется соответствующим приказом, при этом изменения в план проведения аудиторских мероприятий и (или) программу аудиторского мероприятия не вносятся.
58. В целях проведения аудиторского мероприятия члены аудиторской группы формируют рабочую документацию аудиторского мероприятия, руководитель аудиторской группы обеспечивает выполнение программы аудиторского мероприятия в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, осуществляя контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств.
59. Аудиторское мероприятие, целью которого является подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ведомственными (внутренними) актами, проводится с учетом требований Стандарта N 120н.
60. Субъект внутреннего финансового аудита обязан сформировать суждение о достоверности годовой бюджетной отчетности, суждение о достоверности промежуточной бюджетной отчетности формируется по решению Управляющего делами или руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
Суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности отражает основанный на полученных аудиторских доказательствах вывод (мнение) руководителя аудиторской группы:
1) о соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, включая соблюдение порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, хранения документов бюджетного учета;
2) о соответствии информации, содержащейся в подтверждаемой бюджетной отчетности (бюджетной отчетности, подтверждение достоверности которой является целью аудиторского мероприятия), качественным характеристикам информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, определенным пунктами 65 - 72 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", включая:
соответствие состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности;
составление бюджетной отчетности на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
соблюдение порядка проведения инвентаризации активов и обязательств;
соблюдение Управлением делами порядка составления и представления консолидированной бюджетной отчетности;
3) о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета.
61. По решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита Управляющему делами и (или) субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Управления делами, не позднее 5 (пяти) рабочих дней до дня окончания аудиторского мероприятия и (или) по мере выявления направляются промежуточные и (или) предварительные результаты аудиторского мероприятия, содержащие информацию о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности, иных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), в целях обеспечения их устранения субъектами бюджетных процедур до подписания годовой бюджетной отчетности.
VI. Документирование аудиторских мероприятий
62. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация аудиторского мероприятия (совокупность документов и фактических данных, информации (материалов), подготавливаемых либо получаемых в связи с проведением аудиторского мероприятия).
Рабочая документация аудиторского мероприятия должна быть достаточной для обеспечения понимания результатов проведения аудиторского мероприятия.
Рабочие документы аудиторского мероприятия могут вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях, а также должны быть сформированы до окончания аудиторского мероприятия.
63. Членом аудиторской группы, проводившим изучение вопроса, указанного в программе аудиторского мероприятия, составляется и подписывается справка, представляется руководителю аудиторской группы.
Справки прилагаются к заключению, а информация, изложенная в них, учитывается при составлении заключения.
Член аудиторской группы, подписавший справку по отдельным вопросам программы аудиторского мероприятия, несет персональную ответственность за полноту и правильность оформления справки и выводов, содержащихся в ней, достоверность ее результатов и соблюдение установленных сроков.
64. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны подтверждать, что:
1) объекты внутреннего финансового аудита исследованы в соответствии с программой этого аудиторского мероприятия;
2) при проведении аудиторского мероприятия собраны аудиторские доказательства, которые позволяют сформировать и обосновать выводы, предложения и рекомендации по результатам аудиторского мероприятия.
65. Рабочие документы аудиторского мероприятия проверяются руководителем аудиторской группы, который должен убедиться в том, что программа (соответствующий пункт программы) аудиторского мероприятия выполнена и получены обоснованные, надежные и достаточные аудиторские доказательства для достижения целей аудиторского мероприятия.
66. При хранении рабочих документов аудиторских мероприятий должна исключаться возможность их изменения, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов или их части.
Оформление документов, содержащих сведения, составляющие государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.
67. Результаты проведения аудиторского мероприятия оформляются заключением.
68. В заключении по окончании проведения аудиторского мероприятия отражается информация о качестве финансового менеджмента Управления делами, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента.
Кроме того, по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита вышеуказанная информация, а также предложения и рекомендации могут быть отражены в ходе проведения аудиторского мероприятия (промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия), в том числе в форме аналитических записок (справок), направляемых субъектам бюджетных процедур.
69. Заключение должно содержать следующую информацию:
1) тему аудиторского мероприятия;
2) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий;
3) описание значимых бюджетных рисков, в том числе остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
4) выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита, установленной(ых) пунктом 3 настоящего Порядка и (или) программой аудиторского мероприятия, включая один или несколько из следующих выводов:
о степени надежности внутреннего финансового контроля;
о достоверности бюджетной отчетности (суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем тридцать первым статьи 165 и пунктом 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и (или) информация о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности);
о качестве финансового менеджмента, в том числе о достижении Управлением делами значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2 - 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
5) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
6) дату подписания заключения;
7) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя аудиторской группы (при наличии);
8) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
70. Члены аудиторской группы принимают участие в подготовке заключения. Руководитель аудиторской группы обеспечивает подготовку заключения и представляет проект заключения руководителю субъекта внутреннего финансового аудита.
71. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита имеет право направить проект заключения субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Управления делами, в целях информирования о предварительных результатах аудиторского мероприятия.
72. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита рассматривает проект заключения, письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Управления делами, к проекту заключения (при наличии), осуществляет контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, включая соблюдение требований пункта 6 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт N 91н), и при необходимости вносит корректировки в проект заключения.
73. По окончании проведения каждого аудиторского мероприятия руководитель субъекта внутреннего финансового аудита подписывает заключение.
Дата подписания заключения является датой окончания аудиторского мероприятия.
74. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита представляет заключение Управляющему делами с сопроводительной служебной запиской.
75. Субъекты бюджетных процедур имеют право представить субъекту внутреннего финансового аудита возражения (предложения) в течение 5 рабочих дней со дня получения промежуточных и (или) предварительных результатов аудиторского мероприятия, включая проекты аналитических записок, проект заключения, и (или) заключения.
Субъект внутреннего финансового аудита в случае несогласия с представленными возражениями (предложениями) представляет субъектам бюджетных процедур, направившим их, мотивированную позицию в течение 5 рабочих дней со дня получения последнего возражения (предложения) по аудиторскому мероприятию.
76. В случае если в подписанном руководителем субъекта внутреннего финансового аудита заключении содержится существенная ошибка или искажение, а также если после подписания заключения руководитель субъекта внутреннего финансового аудита получил информацию, которая не была доступна на дату окончания аудиторского мероприятия и существенно влияет на выводы, предложения и рекомендации по его результатам, то руководитель субъекта внутреннего финансового аудита должен довести исправленную информацию до сведения всех сторон, получивших первоначальный вариант заключения.
77. Информация о результатах аудиторского мероприятия размещается в течение пяти рабочих дней с даты подписания заключения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Управления делами.
VII. Решения, принимаемые Управляющим делами и (или) субъектами бюджетных процедур
78. Управляющий делами рассматривает заключение и принимает одно или несколько решений, указанных в пункте 17 Стандарта N 91н, с указанием сроков их выполнения.
Указанные решения утверждаются письменным поручением (в том числе в форме резолюций), поручением, оформляемым протоколом совещания, или устными указаниями.
В случае принятия Управляющим делами по результатам рассмотрения заключения решения о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций (полностью или частично) Управляющий делами вправе не принимать решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
79. Управляющий делами вправе принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, на основании информации, как содержащейся в заключениях субъекта внутреннего финансового аудита, так и полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основании информации руководителя субъекта внутреннего финансового аудита о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений, о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, об итогах консультирования субъектов бюджетных процедур.
80. Субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений Управления делами, в целях выполнения решений Управляющего делами, а также на основании информации о проведении и результатах аудиторского мероприятия, в том числе указанной в аналитических записках (справках) субъекта внутреннего финансового аудита, проекте заключения и заключении, вправе самостоятельно принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, включая разработку и выполнение перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
81. Информация о решениях, принятых в соответствии с пунктами 78 - 80 настоящего Порядка, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по минимизации (устранению) бюджетного риска используется должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
VIII. Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков
82. Во исполнение решений, принятых в соответствии с пунктами 78 - 80 настоящего Порядка, субъекты бюджетных процедур выполняют меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
83. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита регулярно (не реже одного раза в год) проводят мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в рамках которого формируют информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
84. Целью проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков является подтверждение исполнения решений, принятых в соответствии с пунктами 78 - 80 настоящего Порядка, а также оценка их влияния на повышение качества финансового менеджмента, включая оценку бюджетных рисков с учетом указанных решений.
85. Способы, сроки и периодичность проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков определяет руководитель субъекта внутреннего финансового аудита в соответствии с положениями Стандарта N 91н.
86. В случае если при проведении мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита выявлена необходимость проведения дополнительных мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, то руководитель субъекта внутреннего финансового аудита информирует об этом Управляющего делами.
87. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
IX. Составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита
88. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита формируют годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, а руководитель субъекта внутреннего финансового аудита подписывает ее и представляет Управляющему делами.
89. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, указанную в пункте 29 Стандарта N 91н.
90. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита представляется не позднее 20 рабочих дней после наиболее позднего из установленных сроков представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за отчетный финансовый год, полномочия по составлению которой осуществляет Управление делами.
Приложение 1
к Порядку
Реестр бюджетных рисков Управления делами Губернатора
Московской области и Правительства Московской области
по состоянию на "___" _________ 20__ г.
N |
Бюджетная процедура |
Операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры, в которой выявлен бюджетный риск |
Выявленный бюджетный риск |
Причины бюджетного риска |
Возможные последствия реализации бюджетного риска |
Оценка по критерию "вероятность" ("вероятность допущения ошибки") |
Оценка по критерию "степень влияния" ("существенность ошибки") |
Значимость (уровень) бюджетного риска |
Структурные подразделения, ответственные за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск |
Необходимость (отсутствие необходимости) принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска |
Меры по минимизации (устранению) бюджетного риска (при необходимости 1 принятия) |
Приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного 1 риска |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита
_____________ _________ _____________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии)
"___" ___________ 202__ г.
------------------------------
1 Меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков (при необходимости
принятия) и приоритетность их принятия указываются в случае возможности и
(или) необходимости (целесообразности) принятия Управлением делами
Губернатора Московской области и Правительства Московской области мер по
минимизации (устранению) бюджетного риска.
------------------------------
Приложение 2
к Порядку
Предложения по ведению реестра бюджетных рисков Управления
делами Губернатора Московской области и
Правительства Московской области
по состоянию на "___" _________ 20__ г.
N п/п |
Бюджетная процедура |
Операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры, в которой выявлен бюджетный риск |
Выявленный бюджетный риск |
Причины бюджетного риска |
Возможные последствия реализации бюджетного риска |
Оценка по критерию "вероятность" ("вероятность допущения ошибки") |
Оценка по критерию "степень влияния" ("существенность ошибки") |
Значимость (уровень) бюджетного риска |
Структурные подразделения, ответственные за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск |
Необходимость (отсутствие необходимости) принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска |
Меры по минимизации (устранению) бюджетного риска (при необходимости 1 принятия) |
Приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного 1 риска |
Справочно: нормативный правовой и (или) правовой акт, определяющий порядок (сроки) выполнения бюджетной процедуры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель структурного подразделения
_____________ _________ _____________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии)
"___" ___________ 202__ г.
------------------------------
1 Меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков (при необходимости
принятия) и приоритетность их принятия указываются в случае возможности и
(или) необходимости (целесообразности) принятия Управлением делами
Губернатора Московской области и Правительства Московской области мер по
минимизации (устранению) бюджетного риска.
------------------------------
Приложение 3
к Порядку
ПЛАН
проведения аудиторских мероприятий на 20__ год и период
до срока представления консолидированной (индивидуальной)
годовой бюджетной отчетности за 20__ год
N |
Тема аудиторского мероприятия |
Проверяемый период |
Месяц окончания аудиторского мероприятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита
_____________ _________ _____________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии)
"___" ___________ 20__ г.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 29 декабря 2023 г. N 140-Р "О внесении изменений в Порядок осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового аудита"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
сайт Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области (ud.mosreg.ru) 20 февраля 2024 г.