Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 29.03.2024 N 206
Государственная программа Санкт-Петербурга
"Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга"
1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга" (далее - государственная программа)
2. Характеристика текущего состояния в сфере социально-экономического развития территории и обеспечения устойчивого экономического роста Санкт-Петербурга с указанием основных проблем
Санкт-Петербург - четвертый по количеству жителей субъект Российской Федерации с населением 5 598,5 тыс. человек по состоянию на 01.01.2024 (по предварительной оценке Федеральной службы государственной статистики).
Санкт-Петербург располагает мощным потенциалом развития. Экономический потенциал определяется масштабами хозяйственного комплекса и диверсифицированной структурой экономики. Санкт-Петербург является крупным промышленным, транспортным, научно-образовательным, культурным и туристическим центром. Эти направления эффективно дополняют друг друга, обеспечивают высокую конкурентоспособность, сглаживают негативные последствия кризисных явлений, что является основой устойчивого экономического развития.
Территориальный потенциал определяется большой площадью Санкт-Петербурга, которая составляет 1,45 тыс. кв. км, и значительной долей свободных от застройки земель. Важным фактором пространственного развития Санкт-Петербурга является его расположение в дельте р. Невы с низменным, преимущественно равнинным рельефом и прямым выходом на побережье Финского залива Балтийского моря.
В структуре функционального использования территории Санкт-Петербурга (без учета акватории) 29,4% площади занимают территории рекреационного назначения, значительную часть которых занимают городские леса. Около 5,92% территории занимают функциональные зоны с назначением для сельскохозяйственного использования, Территории, предназначенные для жилой застройки, занимают 20,3% территории Санкт-Петербурга. Такая структура функционального зонирования, характерная для агломераций, объясняется включением в административные границы Санкт-Петербурга территорий бывших пригородных поселений, которые сейчас составляют Пушкинский, Колпинский, Петродворцовый, Курортный и Кронштадтский районы Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург характеризуется неоднородными плотностью населения и размещением мест приложения труда. Плотность населения в Адмиралтейском, Калининском, Фрунзенском и Центральном районах Санкт-Петербурга превышает 10 тыс. человек на кв. км, плотность населения в Колпинском, Курортном, Пушкинском и Петродворцовом районах Санкт-Петербурга - менее 2 тыс. человек на кв. км. Наиболее населенными районами Санкт-Петербурга с общим количеством населения чуть более 3 млн. человек или 57% от общего населения (на 01.01.2023) являются Приморский, Калининский, Невский, Фрунзенский и Выборгский районы Санкт-Петербурга. 50% рабочих мест сосредоточено в Центральном, Адмиралтейском, Московском, Выборгском и Приморском районах Санкт-Петербурга.
Таким образом, баланс видов функционального использования земельных участков, плотность населения, размещение мест приложения труда и характер застройки сильно различаются как для застроенной территории и пригородных районов Санкт-Петербурга (Курортный, Петродворцовый, Пушкинский, Колпинский и Кронштадтский районы Санкт-Петербурга), так и для центральных (Адмиралтейский, Центральный, Петроградский, Василеостровский районы Санкт-Петербурга) и периферийных районов Санкт-Петербурга (Калининский, Красногвардейский, Невский, Фрунзенский, Кировский, Приморский, Выборгский, Московский, Красносельский районы Санкт-Петербурга).
Территориальное планирование в Санкт-Петербурге необходимо осуществлять с учетом документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, прилегающих к Санкт-Петербургу, расположенных в границах Всеволожского, Кировского, Тосненского, Гатчинского, Ломоносовского, Выборгского районов Ленинградской области.
В Санкт-Петербурге можно выделить также несколько территорий, на которых наблюдается сочетание определенных проблем и вариативности социально-экономического развития территорий. К таким территориям приоритетного развития относятся:
территория, прилегающая к морскому порту Большой порт Санкт-Петербург в границах Кировского и Адмиралтейского районов Санкт-Петербурга, имеющая большой потенциал развития в связи с перспективным выводом избыточных портовых мощностей и возможностью комплексного редевелопмента данной территории. Анализ опыта поэтапного комплексного преобразования крупных портовых территорий с созданием новых районов общественно-деловой и жилой застройки показывает их социально-экономическую эффективность;
"Южное ядро" - часть территории Московского, Пушкинского и Красносельского районов Санкт-Петербурга, прилегающая к таким "точкам роста", как аэропорт "Пулково" и конгрессно-выставочный центр "ЭкспоФорум". Фактором активного развития для данной территории может стать улучшение транспортной доступности аэропорта "Пулково" и прилегающих территорий за счет строительства линии железнодорожного сообщения и сети линий легкорельсового транспорта. Для территории, прилегающей к конгрессно-выставочному центру "ЭкспоФорум", приоритетным направлением развития является использование потенциала обширных незастроенных территорий для создания объектов спорта и рекреации, центров туристического притяжения общегородского и международного значения.
Кронштадтский район Санкт-Петербурга отличается уникальным местоположением в границах о. Котлин и бывших фортификационных сооружений в акватории Финского залива. Вследствие улучшения транспортной доступности после открытия движения на всем протяжении кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и вовлечения в хозяйственный оборот недвижимого имущества Министерства обороны Российской Федерации в г. Кронштадте появился потенциал для реализации крупных инвестиционных проектов в области транспорта (логистическая инфраструктура, морской терминал, центр яхтенного туризма) и комплексного освоения территории. Уникальная городская среда, объекты культурного наследия являются основой для превращения г. Кронштадта в центр туристического притяжения национального значения.
Планирование размещения на территории Санкт-Петербурга производительных сил осуществляется главным образом в рамках создания и функционирования производственных и производственно-логистических зон, а также отраслевых кластеров. В Санкт-Петербурге сформирована сеть относительно компактных производственных зон, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2023 N 1295 внесены изменения в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 (далее - Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга), в части, касающейся изменения территориальной зоны, обеспечивающей размещение на земельном участке с кадастровым номером 78:12:0007157:1746 производственных объектов, необходимых для обеспечения выполнения государственного оборонного заказа.
В целях повышения эффективности использования государственного имущества проводятся мероприятия по актуализации Реестра имущества Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 15.11.2023 N 663-143 "О Порядке учета имущества Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 663-143). Обеспечено содержание объектов недвижимого имущества, переданных Министерством обороны Российской Федерации в собственность Санкт-Петербурга.
Несбалансированность территорий Санкт-Петербурга по соотношению количества населения и мест приложения труда приводит к интенсивной маятниковой миграции, перегрузке транспортной системы, увеличению затрат на перемещение по территории Санкт-Петербурга, прямым и косвенным экономическим потерям и в конечном итоге к снижению качества жизни населения Санкт-Петербурга.
Одной из серьезных проблем Санкт-Петербурга является относительно низкий уровень развития транспортных связей и доступность его различных частей, что приводит к транспортной перегрузке практически по всей территории Санкт-Петербурга и увеличению количества времени, затраченного горожанами на перемещение по Санкт-Петербургу.
Активное формирование районов массовой жилой застройки в периферийных и пригородных районах Санкт-Петербурга без создания необходимого количества мест приложения труда усугубляет дисбаланс пространственного развития Санкт-Петербурга и усиливает его моноцентрический характер. Кроме того, экстенсивное развитие застройки Санкт-Петербурга ведет к значительному увеличению затрат на создание необходимой коммунальной и транспортной инфраструктуры.
Острыми проблемами социально-экономического развития территорий нового жилищного строительства являются значительное отставание темпов строительства объектов транспортной и социальной инфраструктуры от темпов строительства жилья, крайне высокая плотность населения и недостаток мест приложения труда.
Несмотря на то, что уровень обеспеченности местами в дошкольных образовательных организациях по Санкт-Петербургу для детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 100%, внутри районов Санкт-Петербурга в микрорайонах активной жилищной застройки наблюдается неоднородность по обеспеченности дошкольными образовательными организациями: дети посещают дошкольные образовательные организации не по месту проживания семьи.
В 2023 году в целях обеспечения жителей Санкт-Петербурга объектами регионального значения приобретено 25 объектов недвижимости, в том числе:
9 объектов дошкольного образования (детские сады) на 1 755 мест;
2 объекта общего образования (школы) на 2 475 мест;
4 объекта здравоохранения (помещения, здания) общей мощностью 1 344 посещений в смену;
3 объекта социального обслуживания населения;
иные объекты.
Значительная часть организаций отдыха и развлечений (театры, музеи, концертные залы) сосредоточена в центре Санкт-Петербурга. Периферийные районы Санкт-Петербурга недостаточно обеспечены культурно-досуговыми организациями, организациями дошкольного образования и дополнительного образования детей, театрами и концертными залами. Серьезный потенциал повышения качества городской среды скрыт в развитии парков, скверов, улиц, набережных и площадей, обладающих не только высоким уровнем благоустройства, комфорта и безопасности, но и предлагающих жителям и гостям Санкт-Петербурга широкий спектр услуг в области досуга, спорта и культуры.
Экономика Санкт-Петербурга отличается многоотраслевым характером.
По итогам 2021 года объем ВРП Санкт-Петербурга составил 9 440,4 млрд. руб. (в 2020 году - 5 332,6 млрд, руб.). Индекс физического объема ВРП Санкт-Петербурга по итогам 2021 года составил 120,0% (в 2020 году - 97,5%).
Санкт-Петербург входит в десятку регионов-лидеров по привлечению инвестиций. В 2023 году Санкт-Петербург сохранил свои позиции и занял 6 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
3. Приоритеты и цели государственной политики на соответствующий период в сфере социально-экономического развития территорий Санкт-Петербурга и обеспечения устойчивого экономического роста Санкт-Петербурга, прогноз развития соответствующей сферы и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы
При сохранении существующей модели управления социально-экономическим развитием территорий Санкт-Петербурга на период до 2029 года можно прогнозировать сохранение существующих тенденций пространственного развития Санкт-Петербурга:
увеличение площади территории, занятой много- и среднеэтажной жилой застройкой; увеличение нагрузки на транспортную систему и среднего времени ежедневных поездок населения за счет появления новых жилых районов в периферийных районах Санкт-Петербурга и сохранения территориальной структуры мест размещения труда;
синхронизация развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры с темпами массового жилищного строительства.
Комплексное развитие территорий должно основываться на приоритете смешанного землепользования, равномерном распределении жилья и мест приложения труда. Комплексное развитие может происходить как по модели нового строительства инфраструктуры и объектов недвижимости на незастроенных территориях (возможно, в периферийных районах Санкт-Петербурга и при создании искусственных земельных участков), так и по модели реконструкции со сменой видов использования объектов капитального строительства.
Преимуществом Санкт-Петербурга является использование уникального потенциала прибрежных территорий для строительства комфортного жилья и рекреационных зон за счет дальнейшего развития искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, постепенного вывода портовых мощностей и промышленных предприятий с прибрежных территорий Адмиралтейского, Василеостровского и Кировского районов Санкт-Петербурга, развития территорий, прилегающих к рекам и каналам Санкт-Петербурга. Начало активного развития прибрежных территорий положено реализацией таких масштабных проектов, как строительство общественно-делового комплекса "Лахта-центр", футбольного стадиона на Крестовском о-ве, реализацией проекта "Морской фасад" в Василеостровском районе Санкт-Петербурга.
Ключевым фактором повышения качества городской среды и, как следствие, качества жизни горожан должно стать развитие территорий общего пользования, включающих парки, сады, скверы, улицы и площади, набережные и пляжи.
Принципиально важным вопросом является переход от отраслевой системы планирования развития территорий к целостному подходу, основанному на приоритетах развития конкретной территории. В основу такого подхода может быть положен анализ и планирование комплексного социально-экономического развития районов Санкт-Петербурга.
Целями планирования устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития территорий Санкт-Петербурга являются:
разработка целостного видения социально-экономического и пространственного развития Санкт-Петербурга с закреплением приоритетов территориального развития в Генеральном плане Санкт-Петербурга, утвержденном Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99 (далее - Генеральный план Санкт-Петербурга), и Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга и дифференциацией градостроительной политики для различных территорий Санкт-Петербурга;
анализ потребностей в территориальных ресурсах развития с учетом прогноза развития демографической ситуации в Санкт-Петербурге, экономической активности, изменения плотности населения и обеспеченности жильем;
определение оптимальной модели пространственного развития, основанной на балансе расширения осваиваемых территорий и интенсификации и повышения плотности использования застроенных территорий;
соответствие транспортного планирования функциональному зонированию и землепользованию для сокращения длительности регулярных поездок жителей Санкт-Петербурга;
отказ от затратной экстенсивной модели строительства сети автомобильных дорог регионального значения, ориентирование на решение острых проблем с задержками движения и аварийностью транспорта;
перенаправление финансовых ресурсов на мероприятия по совершенствованию системы общественного транспорта, в том числе на строительство новых линий метрополитена в крупных жилых массивах Приморского, Красногвардейского и Красносельского районов Санкт-Петербурга, более активная интеграция железнодорожной инфраструктуры в систему городского общественного транспорта;
устранение неравномерности обеспеченности населения объектами регионального значения, в первую очередь объектами в области здравоохранения, образования, культуры и спорта. Это особенно актуально для районов нового жилищного строительства и комплексного освоения территорий;
совершенствование законодательства Санкт-Петербурга в части стратегического и территориального планирования, инвестиционного развития и градостроительной деятельности для обеспечения сбалансированного социально-экономического развития территорий;
разработка и внедрение политики активного вовлечения экспертного сообщества и населения в осуществление градостроительной деятельности.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены на основе положений правовых актов, в том числе документов стратегического планирования Российской Федерации и Санкт-Петербурга;
Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2024 N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года";
Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Указа Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указа Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 68);
Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316;
Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р;
Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164 (далее - Стратегия 2035).
К числу приоритетных направлений экономического развития Санкт-Петербурга относятся:
снижение издержек производства;
снижение уровня инфляции;
улучшение предпринимательского климата и увеличение объемов привлекаемых инвестиций;
осуществление технологической модернизации предприятий и организаций в Санкт-Петербурге;
повышение энергоэффективности экономики;
повышение эффективности бюджетных расходов;
формирование эффективной системы государственной поддержки традиционных и приоритетных видов экономической деятельности;
создание системы управления социально-экономическим развитием на основе принципов устойчивого развития;
повышение качества предоставления государственных услуг субъектам предпринимательства в Санкт-Петербурге;
сокращение дефицита в объектах недвижимого имущества, в том числе объектах социальной инфраструктуры.
С учетом указанных проблем и приоритетных направлений экономического развития Санкт-Петербурга в целях обеспечения устойчивого и эффективного развития экономики Санкт-Петербурга требуется реализация социально-экономической политики, которая должна способствовать:
1. Развитию конкурентной среды во всех сферах экономики.
2. Повышению инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, обеспечению благоприятных условий инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге.
3. Формированию и реализации модели управления экономикой на основе принципов устойчивого развития; повышению качества управления экономикой Санкт-Петербурга.
4. Повышению эффективности управления государственным имуществом Санкт-Петербурга.
5. Сокращению потребности в объектах социальной инфраструктуры, в том числе за счет их приобретения в государственную собственность Санкт-Петербурга.
4. Описание целей и задач государственной программы
Необходимость решения выявленных проблем и оптимизации градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге обуславливает необходимость реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга - "Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития территорий Санкт-Петербурга". Цели государственной программы на период ее реализации - создание условий для сбалансированного социально-экономического развития территорий Санкт-Петербурга и обеспечения устойчивого экономического роста Санкт-Петербурга.
Реализация цели государственной программы должна быть обеспечена выполнением следующих задач:
правовое и организационное обеспечение деятельности органов государственной власти в сфере градостроительной деятельности, направленное на устранение диспропорций пространственного развития Санкт-Петербурга;
приобретение в государственную собственность Санкт-Петербурга объектов недвижимого имущества, в том числе объектов социальной инфраструктуры;
формирование и реализация планов комплексного социально-экономического развития территорий (г. Кронштадт);
улучшение делового климата в Санкт-Петербурге, формирование условий для развития в Санкт-Петербурге системы управления экономикой на основе принципов устойчивого развития;
обеспечение благоприятных условий инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге.
5. Целевые показатели государственной программы, индикаторы подпрограмм и отдельных мероприятий
Целевые показатели государственной программы
Таблица 1 | ||||||||||
N |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение целевого показателя по годам |
Ответственный за достижение целевого показателя |
Принадлежность целевого показателя к показателям Стратегии 2035, региональных проектов, Указа Президента РФ N 68, финансовым соглашениям и нефинансовым соглашениям |
|||||
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 г. |
2029 г. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Средняя плотность рабочих мест по районам Санкт-Петербурга |
тыс. мест на 1 кв. км |
3,94 |
3,96 |
3,99 |
4,10 |
4,16 |
4,21 |
КЭПиСП |
Стратегия 2035 |
2 |
Отклонение фактической обеспеченности населения Санкт-Петербурга объектами регионального значения от расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения Санкт-Петербурга объектами регионального значения |
% |
18,87 |
18,61 |
18,45 |
18,42 |
18,24 |
18,07 |
КЭПиСП |
- |
3 |
Индекс физического объема ВРП Санкт-Петербурга |
% |
102,60 |
102,81 |
102,97 |
103,29 |
103,43 |
103,56 |
КЭПиСП |
Стратегия 2035 |
4 |
Доля инвестиций в основной капитал в ВРП Санкт-Петербурга |
% |
9,43 |
9,56 |
9,61 |
9,61 |
9,61 |
9,61 |
КИ |
Стратегия 2035 |
Индикаторы подпрограмм государственной программы
Таблица 2 | |||||||||||
N |
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Значение индикатора по годам |
Ответственный за достижение индикатора |
Наименование целевого показателя, на достижение которого оказывает влияние индикатор |
Принадлежность индикатора к показателям Стратегии 2035, региональных проектов, Указа Президента РФ N 68, финансовым соглашениям и нефинансовым соглашениям |
|||||
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 г. |
2029 г. |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. Подпрограмма 1 "Планирование экономического и социального развития территорий Санкт-Петербурга" | |||||||||||
1.1 |
Количество зарегистрированных градостроительных планов земельных участков |
шт. |
2 100 |
2 100 |
2 100 |
2 100 |
2 300 |
2 300 |
КГА |
Средняя плотность рабочих мест по районам Санкт-Петербурга |
- |
1.2 |
Количество проектов изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга и Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга |
шт. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
КГА |
Средняя плотность рабочих мест по районам Санкт-Петербурга |
- |
1.3 |
Количество разработанной и откорректированной документации по планировке территории |
шт. |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
КГА |
Средняя плотность рабочих мест по районам Санкт-Петербурга |
- |
1.4 |
Количество документации, обеспечивающей реализацию работ в области благоустройства, дизайна (в том числе ландшафта) городской среды |
шт. |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
КГА |
Средняя плотность рабочих мест по районам Санкт-Петербурга |
- |
1.5 |
Количество материалов и документов, размещенных в государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Автоматизированная информационная система управления градостроительной деятельностью" |
шт. |
29 150 |
29 200 |
29 250 |
29 300 |
29 350 |
29 400 |
КГА |
Средняя плотность рабочих мест по районам Санкт-Петербурга |
- |
1.6 |
Количество материалов и документов, размещенных в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности |
шт. |
7500 |
7 550 |
7 600 |
7 650 |
7 700 |
7 750 |
КГА |
Средняя плотность рабочих мест по районам Санкт-Петербурга |
- |
1.7 |
Обеспечение мероприятий по восстановлению и сохранности геодезических пунктов Санкт-Петербурга |
шт. |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
КГА |
Средняя плотность рабочих мест по районам Санкт-Петербурга |
- |
1.8 |
Обеспечение перевода данных по инженерной геологии в цифровую форму |
п. м |
60 000 |
60 000 |
60 000 |
60 000 |
60 000 |
60 000 |
КГА |
Средняя плотность рабочих мест по районам Санкт-Петербурга |
- |
1.9 |
Выполнение комплексных инженерных изысканий |
га |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
КГА |
Средняя плотность рабочих мест по районам Санкт-Петербурга |
|
1.10 |
Количество объектов капитального строительства, включенных в пообъектное распределение бюджетных ассигнований, которые введены в эксплуатацию Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Фонд капитального строительства и реконструкции" |
шт. |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
КС |
Средняя плотность рабочих мест по районам Санкт-Петербурга |
- |
2. Подпрограмма 3 "Развитие г. Кронштадта" | |||||||||||
2.1 |
Численность туристов, посещающих о. Котлин |
чел./год |
1 850 000 |
1 900 000 |
1 950 000 |
2000 000 |
2 050 000 |
2 100 000 |
Администрация Кронштадтского района Санкт-Петербурга |
Средняя плотность рабочих мест по районам Санкт-Петербурга |
- |
2.2 |
Дож вовлеченных в хозяйственный оборот объектов недвижимого имущества Министерства обороны Российской Федерации, переданных в собственность Санкт-Петербурга, от общего количества объектов недвижимого имущества, переданных в собственность Санкт-Петербурга |
% |
50 |
70 |
90 |
100 |
100 |
100 |
Администрация Кронштадтского района Санкт-Петербурга |
Средняя плотность рабочих мест по районам Санкт-Петербурга |
- |
3. Подпрограмма 4 "Формирование благоприятных условий развития экономики Санкт-Петербурга" | |||||||||||
3.1 |
Среднегодовой темп роста ВРП Санкт-Петербурга на душу населения (в основных ценах) |
% |
108,4 |
108,1 |
108,0 |
108,0 |
107,9 |
107,8 |
КЭПиСП |
Индекс физического объема ВРП Санкт-Петербурга |
Стратегия 2035 |
3.2 |
Отношение количества выданных электронных карт "Единая карта петербуржца" к численности населения Санкт-Петербурга |
% |
33,6 |
37,2 |
40,3 |
43,2 |
45,9 |
48,3 |
КЭПиСП |
Индекс физического объема ВРП Санкт-Петербурга |
- |
4. Подпрограмма 5 "Повышение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга" | |||||||||||
4.1 |
Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, % к уровню 2020 года |
% |
121,2 |
126,9 |
133,2 |
139,9 |
147,4 |
158,7 |
КИ |
Доля инвестиций в основной капитал в ВРП Санкт-Петербурга |
Указ Президента РФ N 68 |
4.2 |
Позиция Санкт-Петербурга в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах Российской Федерации |
место в рейтинге |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
АГ |
Доля инвестиций в основной капитал в ВРП Санкт-Петербурга |
Стратегия 2035 |
5-1. Информация о налоговых расходах, соответствующих целям государственной программы
Таблица 3 | |||||||
N |
Наименование налогового расхода |
Основания налогового расхода |
Наименование целевых показателей государственной программы, индикаторов подпрограмм и отдельных мероприятий, на достижение которых оказывают влияние соответствующие налоговые расходы |
Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы, тыс. руб. |
Куратор налогового расхода |
||
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций в размере 90% расходов на инвестиции в основные средства для организаций, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств, транспортной обработки грузов, телекоммуникаций |
Статья 11-11-1 Закона N 81-11 |
Доля инвестиций в основной капитал в ВРП Санкт-Петербурга |
2 214 661,0 |
2 367 473,0 |
2 530 829,0 |
КИ |
2 |
Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций в размере 90% расходов на инвестиции в основные средства для организаций, осуществляющих деятельность в сфере железнодорожного транспорта, при осуществлении вложений на общую сумму от 500 млн. руб. и более |
Статья 11-11-2 Закона N 81-11 |
Доля Инвестиций в основной капитал в ВРП Санкт-Петербурга |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
КИ |
3 |
Инвестиционный налоговый вычет в размере 90% в отношении расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, указанных в подпунктах 1-5 пункта 2 статьи 262 НК РФ для организаций в сфере обрабатывающих производств |
Статья 11-11-4 Закона N 81-11 |
Доля инвестиций в основной капитал в ВРП Санкт-Петербурга |
1347,0 |
1 440,0 |
1 539,0 |
КИ |
4 |
Освобождаются от уплаты налога на имущество организаций организации в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением федеральных автомобильных дорог общего пользования), а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью |
Подпункт 20 пункта 1 статьи 11-1 Закона N 81-11 |
Доля инвестиций в основной капитал в ВРП Санкт-Петербурга |
5 307 769,0 |
5 307 769,0 |
5 307 769,0 |
КИ |
5 |
Освобождаются от уплаты налога на имущество организаций организации в отношении объекта недвижимого имущества, созданного ими и (или) переданного им в рамках концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного с Санкт-Петербургом, и используемого для нужд образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения, в течение срока действия указанных соглашений |
Подпункт 29 пункта 1 статьи 11-1 Закона N 81-11 |
Доля инвестиций в основной капитал в ВРП Санкт-Петербурга |
692 126,0 |
678 283,0 |
664 718,0 |
КИ |
6 |
Освобождаются от уплаты налога на имущество организаций организации - в отношении объекта недвижимого имущества, созданного ими и (или) переданного им в рамках концессионного соглашения, заключенного с Российской Федерацией, и используемого на территории Санкт-Петербурга для нужд образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения |
Подпункт 32 пункта 1 статьи 11-1 Закона N 81-11 |
Доля инвестиций в основной капитал в ВРП Санкт-Петербурга |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
КИ |
7 |
Освобождаются от ушаты налога на имущество организаций организации, осуществившие в течение Не более трех любых календарных лет подряд начиная с 01.01.2015 вложения на общую сумму не менее 300 млн. руб. в отношении объектов недвижимого имущества, включенных в расчет общей суммы вложений |
Статья 11-2-1 Закона N 81-11 |
Доля инвестиций в основной капитал в ВРП Санкт-Петербурга |
660 494,0 |
673 704,0 |
687 178,0 |
КИ |
8 |
Освобождаются от ушаты налога на имущество организаций организации, осуществляющие деятельность в области грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом (коды ОКВЭД 49.1, 49.2) и вспомогательную деятельность, связанную с железнодорожным транспортом (код ОКВЭД 52.21.1), осуществившие в течение не более трех любых календарных лет подряд в период с 01.01.2020 по 31.12.2029 вложения на общую сумму не менее 1,5 млрд. руб. в отношении объектов недвижимого имущества, включенных в расчет общей суммы вложений |
Статья 11-2-3 Закона N 81-11 |
Доля инвестиций в основной капитал в ВРП Санкт-Петербурга |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
КИ |
9 |
Уменьшение на 50% суммы налога на имущество организаций - в отношении объекта недвижимого имущества, используемого для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения |
Пункт 9 статьи 2 Закона N 684-96 |
Отклонение фактической обеспеченности населения Санкт-Петербурга объектами регионального значения от расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения Санкт-Петербурга объектами регионального значения, % |
1 104 885,0 |
- |
- |
КЭПиСП |
10 |
Уменьшение суммы земельного налога (ушата налога в размере 3,33% от исчисленной суммы налога) в отношении земельных участков, предназначенных и используемых для размещения объектов образования, объектов физической культуры и (или) спорта, а также эксплуатации объектов спорта, объектов здравоохранения и (или) социального обеспечения |
Абзацы второй - четвертый подпункта 2 пункта 3-3 статьи 11-7-1 Закона N 81-11 |
Отклонение фактической обеспеченности населения Санкт-Петербурга объектами регионального значения от расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения Санкт-Петербурга объектами регионального значения, % |
1 602 753,0 |
1 763 028,0 |
1 939 331,0 |
КЭПиСП |
11 |
Уменьшение суммы земельного налога (уплата налога в размере 6,66% от исчисленной суммы налога) в отношении земельных участков, предназначенных и используемых для размещения объектов культуры, искусства, религии |
Подпункт 3 пункта 3-3 статьи 11-7-1 Закона N 81-11 |
Отклонение фактической обеспеченности населения Санкт-Петербурга объектами регионального значения от расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения Санкт-Петербурга объектами регионального значения, % |
63 331,0 |
69 665,0 |
76 631,0 |
КЭПиСП |
6. Перечень и краткое описание подпрограмм государственной программы с обоснованием их выделения
Для достижения целей и задач государственной программы предусмотрена реализация четырех подпрограмм:
1. Планирование экономического и социального развития территорий Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма 1);
2. Развитие г. Кронштадта (далее - подпрограмма 3);
3. Формирование благоприятных условий развития экономики Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма 4);
4. Повышение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма 5).
Подпрограмма 1 направлена на повышение качества и эффективности пространственного планирования Санкт-Петербурга, дальнейшее развитие градостроительной политики Санкт-Петербурга, определение приоритетов пространственного развития, формирование и развитие территорий, в том числе путем обеспечения их соответствующей градостроительной документацией.
Подпрограмма 3 направлена на создание условий для обеспечения сбалансированного социально-экономического развития территории г. Кронштадта (о. Котлин).
Подпрограмма 4 направлена на повышение эффективности функционирования экономики Санкт-Петербурга для достижения целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Подпрограмма 5 направлена на создание условий для улучшения инвестиционного климата Санкт-Петербурга и привлечения инвестиционных ресурсов в приоритетные отрасли экономики.
7. Информация об источниках финансирования государственной программы
Объем финансирования государственной программы Санкт-Петербурга
Объем
финансирования государственной программы по ответственному исполнителю, исполнителям и участникам государственной программы
8. Паспорт подпрограммы 1
9. Характеристика текущего состояния сферы подпрограммы 1 с указанием основных проблем и прогноз ее развития
Действующая нормативно-правовая база градостроительной деятельности Санкт-Петербурга основывается на Градостроительном кодексе Российской Федерации, Генеральном плане Санкт-Петербурга, Законе Санкт-Петербурга от 05.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" и Законе Санкт-Петербурга от 28.10.2009 N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" и постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 11.04.2017 N 257 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга" (далее - постановление N 257).
Территориальное планирование Санкт-Петербурга осуществляется посредством разработки и утверждения Генерального плана Санкт-Петербурга и внесения в него необходимых изменений. Генеральный план Санкт-Петербурга разработан в соответствии с основными принципами и стратегическими направлениями градостроительного развития Санкт-Петербурга, принятыми концепцией Генерального плана Санкт-Петербурга, одобренной Правительством Санкт-Петербурга в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2004 N 1273 "О концепции Генерального плана Санкт-Петербурга".
В составе Генерального плана Санкт-Петербурга выделены следующие временные сроки его реализации:
первая очередь Генерального плана Санкт-Петербурга - 2030 год;
расчетный срок Генерального плана Санкт-Петербурга - 2040 год;
прогнозируемый период - 2050 год.
Основной задачей планирования социально-экономического развития территорий Санкт-Петербурга на период действия государственной программы является комплексная актуализация Генерального плана Санкт-Петербурга на основе положений Стратегии 2035.
В целях повышения эффективности реализации Генерального плана Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 21.01.2015 N 4-5 "О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге, порядке внесения изменений в такую документацию, порядке отмены такой документации или ее отдельных частей, порядке признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга", принято постановление N 257.
В 2023 году Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2023 N 785-169 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" Генеральный план Санкт-Петербурга утвержден в новой редакции.
В 2023 году постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2023 N 1357 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.04.2017 N 257" актуализированы нормативы градостроительного проектирования Санкт-Петербурга (далее - НГП).
Основной проблемой реализации территориального планирования является неполное достижение показателей обеспеченности объектами регионального значения, установленных НГП, Особенно остро данная проблема стоит в районах нового массового жилищного строительства, где ввод жилья в эксплуатацию существенно опережает строительство объектов необходимой инфраструктуры. Для решения этой проблемы в приложении N 6 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга обозначены территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию. Такой подход позволит исключить несбалансированную точечную застройку.
В целях совершенствования системы планирования социально-экономического развития территорий Санкт-Петербурга также необходимо:
обеспечить синхронизацию подготовки документов стратегического и территориального планирования на основе прогнозирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга с учетом прилегающих территорий Ленинградской области (агломерации);
осуществить переход к планированию комплексного развития территорий путем дифференциации градостроительной политики и формирования подпрограмм государственной программы по развитию отдельных территорий, обладающих спецификой градостроительного и социально-экономического развития (г. Кронштадт и др.);
повысить эффективность реализации Генерального плана Санкт-Петербурга путем увеличения площади территории, на которую разработана документация по планировке территории.
Динамика жилищного строительства в Санкт-Петербурге на протяжении уже многих лет превышает общероссийские показатели. При этом темпы строительства объектов социальной инфраструктуры существенно отстают от темпов жилищного строительства. Основной проблемой в связи с активным жилищным строительством является обеспеченность объектами социальной инфраструктуры в Приморском, Пушкинском, Красногвардейском, Красносельском, Выборгском, Невском и Московском районах Санкт-Петербурга.
В целях снижения потребности населения Санкт-Петербурга в объектах социальной инфраструктуры осуществляется приобретение в государственную собственность Санкт-Петербурга объектов недвижимости, в том числе объектов дошкольного и общего образования, здравоохранения, в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.06.2022 N 475 "Об утверждении перечней объектов недвижимости, планируемых к приобретению в 2022 - 2024 годах".
10. Перечень мероприятий подпрограммы 1
Проектная часть
Процессная часть
11. Механизм реализации мероприятий подпрограммы 1
1. Реализация мероприятия, указанного в пункте 1 проектной части раздела 10 государственной программы, осуществляется КИО путем закупки объектов недвижимости для обеспечения нужд Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) после включения объектов в перечень объектов недвижимости, планируемых к приобретению в соответствующем году, утверждаемый Правительством Санкт-Петербурга, и принятия Правительством Санкт-Петербурга решений о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.08.2022 N 719 "О порядках принятия решений о подготовке, реализации и предоставлении бюджетных инвестиций за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, порядке их осуществления и внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039".
2. В рамках реализации мероприятий, указанных в пунктах 1 и 2 процессной части раздела 10 государственной программы, КГА утверждает бюджетные сметы Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга" (далее - ГКУ "НИПЦ Генплана") и Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности" (далее - ГКУ "ЦИОГД"), предусматривающие направления расходования средств бюджета Санкт-Петербурга в том числе на содержание ГКУ "НИПЦ Генплана" и ГКУ "ЦИОГД".
Финансовое обеспечение деятельности ГКУ "НИПЦ Генплана" и ГКУ "ЦИОГД" в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и на основании бюджетных смет.
ГКУ "НИПЦ Генплана" и ГКУ "ЦИОГД" в течение года осуществляют расходование бюджетных средств по направлениям, указанным в бюджетных сметах.
3. Реализация мероприятия, указанного в пункте 3 процессной части раздела 10 государственной программы, осуществляется КГА путем закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ на основании утвержденного правовым актом КГА адресного перечня мероприятий по подготовке материалов инженерных изысканий для государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Автоматизированная информационная система управления градостроительной деятельностью". Указанный правовой акт издается не позднее 1 ноября года, предшествующего году реализации мероприятий.
4. Реализация мероприятий, указанных в пунктах 4 и 5 процессной части раздела 10 государственной программы, осуществляется КИО путем закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ на основании утвержденного правовым актом КИО адресного перечня мероприятий. Указанный правовой акт издается ежегодно не позднее 1 ноября года, предшествующего году реализации мероприятий.
5. Реализация, мероприятия, указанного в пункте 6 процессной части раздела 10 государственной программы, осуществляется КППИТ путем закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ на основании перечня мероприятий по развитию территорий нежилых зон Санкт-Петербурга (территорий, предназначенных для размещения объектов производственного, транспортно-логистического, общественно-делового и складского назначения, в границах, установленных постановлениями Правительства Санкт-Петербурга), утвержденного правовым актом КППИТ. Указанный, правовой акт издается КППИТ ежегодно не позднее 10 декабря года" предшествующего году реализации мероприятий.
КЭПиСП согласовывает перечень мероприятий по развитию территорий нежилых зон на предмет соответствия приоритетам социально-экономической политики Санкт-Петербурга и пространственного развития.
Под развитием территорий нежилых зон понимается инвентаризация территорий нежилых зон" разработка документации по планировке территорий для последующей ее инженерной подготовки, а также подготовка отчетов об оценке рыночной стоимости размера арендной платы за земельные участки на даты заключений КППИТ о соответствии инвестиционных проектов по строительству объектов производственного назначения требованиям, установленным Правительством Санкт-Петербурга.
В рамках реализации государственной функции по организации разработки проектной документации территорий нежилых зон производится весь комплекс работ по определению очередности, подготовке обоснований финансовых затрат, заключению и сопровождению государственных контрактов, согласованию и утверждению проектов планировки и проектов межевания территорий нежилых зон.
6. Реализация мероприятия, указанного в пункте 7 процессной части раздела 10 государственной программы" осуществляется КИО в порядке, установленном главой VII.1 "Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" Земельного кодекса Российской Федерации.
7. Реализация мероприятия, указанного в пункте 8 процессной части раздела 10 государственной программы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", Законом N 663-143. Реализация мероприятия осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга путем закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, В случае осуществления закупок товаров, работ, услуг государственными бюджетными или автономными учреждениями, подведомственными исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, реализация мероприятия осуществляется путем предоставления указанным учреждениям субсидий на иные цели в порядке, установленном в пункте 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 07.10.2020 N 809 "О мерах по реализации пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели". Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга представляют информацию в КИО на электронных и бумажных носителях в отношении имущества Санкт-Петербурга. На основании указанной информации в Реестр имущества Санкт-Петербурга вносятся соответствующие изменения.
8. Реализация мероприятия, указанного в пункте 9 процессной части раздела 10 государственной программы, осуществляется КИО на основании пункта 3.45 Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 N 98 "О Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга", путем закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
9. Реализация мероприятия, указанного в пункте 10 процессной части раздела 10 государственной программы, осуществляется ККИ на основании пунктов 3.18 и 3.21 Положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", путем закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
10. В рамках реализации мероприятия, указанного в пункте 11 процессной части раздела 10 государственной программы, ККИ утверждает бюджетную смету Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" (далее - ГКУ "Центр повышения эффективности"), предусматривающую направления расходования средств бюджета Санкт-Петербурга, в том числе на содержание ГКУ "Центр повышения эффективности".
Финансовое обеспечение деятельности ГКУ "Центр повышения эффективности" в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и на основании бюджетной сметы.
ГКУ "Центр повышения эффективности" в течение года осуществляет расходование бюджетных средств по направлениям, указанным в бюджетной смете.
11. Реализация мероприятия, указанного в пункте 12 процессной части раздела 10 государственной программы, осуществляется КС путем закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
12. В рамках реализации мероприятия, указанного в пункте 13 процессной части раздела 10 государственной программы, КС утверждает бюджетную смету Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Фонд капитального строительства и реконструкции" (далее - ГКУ "ФКСР").
Финансовое обеспечение деятельности ГКУ "ФКСР" в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и на основании бюджетной сметы.
13. Реализация мероприятия, указанного в пункте 14 процессной части раздела 10 государственной программы осуществляется КИО путем закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 марта 2024 г. N 206 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.