Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Ненецкого автономного округа
от 29.03.2024 N 66-п
"О внесении изменений
в постановление Администрации
Ненецкого автономного округа
от 09.10.2014 N 381-п"
Изменения
в постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 09.10.2014 N 381-п
1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01.08.2023 N 225-п, Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:".
2. Государственную программу Ненецкого автономного округа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" изложить в следующей редакции:
"Государственная программа
Ненецкого автономного округа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов"
Раздел I
Общие положения
1. Государственная программа Ненецкого автономного округа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.05.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01.08.2023 N 225-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона от 28.05.2014 N 172-ФЗ следует читать как "28.06.2014"
2. Срок реализации Программы с 2015 по 2027 годы.
3. Ответственный исполнитель Программы - Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа.
4. Соисполнитель Программы - казенное учреждение Ненецкого автономного округа "Центр природопользования и охраны окружающей среды".
Раздел II
Стратегические приоритеты и цели в сфере реализации Программы
Глава 1. Оценка текущего состояния сферы реализации Программы на территории Ненецкого автономного округа
5. В рамках реализации Программы за период с 2017 по 2023 годы выявлено 520 стихийно образованных несанкционированных свалок, из которых ликвидировано 198 свалок, из них 7 свалок - в 2023 году. Площадь зачищенной от свалок территории составляет порядка 35 га. Доля утилизированных свалок в 2023 году составила 38,2% от выявленных в целом.
В результате проведения работ протяженность установленных береговых линий (границ водных объектов), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории Ненецкого автономного округа (далее также - округ) на 2023 год составляет порядка 4 995,25 км.
В настоящее время в Ненецком автономном округе действует 14 особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), из них 2 ООПТ федерального значения и 12 ОППТ регионального значения. Общая площадь действующих ООПТ составляет 2 278 тыс. га, в том числе региональных ООПТ - 1 656,60 тыс. га (11,4% от общей площади территории округа, в том числе 8,88% ООПТ регионального значения).
Ежегодно на территории округа проводятся экологические акции с привлечением большого количества местного населения:
акция "Рекам и озерам - чистые берега" в рамках Всероссийской акции "Вода России", в которой приняло участие порядка 1 500 человек;
акция "Сохраним лес", в рамках которой приняло участие порядка 1 000 человек и высажено 1 100 саженцев березы и рябины на территории г. Нарьян-Мара;
проект "Чистая Арктика", в которой приняло участие порядка 700 человек, собрано около 300 тонн отходов.
6. С каждым годом количество проведенных акций увеличивается; реализуется как в населенных пунктах, так и на отдаленных прибрежных территориях округа. Самым крупным по объему собранного мусора стала недельная акция по очистке побережья Баренцева моря в районе п. Старый Варандей. В рамках которой собрано более 200 тонн отходов.
Взяты под охрану все виды птиц и млекопитающих, занесенных в Красную книгу России и Красную книгу Ненецкого автономного округа, в том числе путем создания ООПТ регионального значения.
Упрощена процедура получения государственных услуг в области охоты, что позволило увеличить количество оказываемых услуг.
Введена система жеребьевки распределения разрешений на добычу лимитируемых видов охотничьих ресурсов.
Значительно усилена профилактическая работа с населением, что позволило существенно снизить браконьерство.
7. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Все большее значение при решении социальных и экономических задач в регионах страны приобретают обеспеченность природными ресурсами и состояние окружающей среды - качество водных ресурсов, подземных вод, атмосферного воздуха, почвы.
Преобладающую роль в экономике Ненецкого автономного округа играет нефтегазодобывающий комплекс, являющийся одним из основных загрязнителей окружающей среды. Наравне с производственным фактором загрязнения природы обозначился и другой фактор - негативное воздействие на окружающую среду объектов жилищно-коммунального комплекса. Указанные негативные воздействия приводят к загрязнению водных объектов, образованию несанкционированных свалок в связи с отсутствием в жилищно-коммунальной сфере объектов размещения отходов, соответствующих требованиям природоохранного законодательства.
Самым существенным недостатком в понимании проблем окружающей среды является несформированное экологическое сознание. Таким образом, в целях сохранения окружающей среды необходимо развивать экологическое просвещение среди всех слоев населения округа и повышать уровень экологической культуры населения.
Вышеуказанные факторы оказывают существенную негативную нагрузку на состояние окружающей среды, являются постоянной угрозой причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.
8. В Ненецком автономном округе наиболее острыми, социально значимыми остаются следующие проблемы:
во-первых, это ликвидация накопленного экологического ущерба и стихийно образованных несанкционированных свалок. Экологический ущерб в округе накоплен в результате прошлой деятельности природопользователей, связанной с дислокацией войсковых частей, с деятельностью геологических, строительных предприятий, а также образованием несанкционированных мест размещения отходов;
во-вторых, это загрязнение и негативное воздействие вод. Состояние водных ресурсов имеет определяющее значение для устойчивого экономического развития округа и сохранения качества жизни населения Ненецкого автономного округа. Поддержание чистоты водных объектов связано, в том числе и с соблюдением режима охраны водоохранных зон водных объектов. Хозяйственная деятельность человека приводит к захламлению, загрязнению водоохранных зон;
в-третьих, это сохранение биоразнообразия Ненецкого автономного округа. Сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, в том числе на ООПТ регионального и местного значения;
в-четвертых, это отсутствие комплексной системы наблюдений за состоянием окружающей среды. Существенным компонентом природоохранной деятельности, направленной в первую очередь на обеспечение экологической безопасности, является организация и осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), который позволит обеспечить население Ненецкого автономного округа, органы власти всех уровней оперативной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды и своевременно предотвратить и (или) уменьшить неблагоприятные последствия вследствие ухудшения состояния окружающей среды;
в-пятых, это низкий уровень экологического образования, просвещения и воспитания населения округа в сфере охраны окружающей среды. Экологическое образование и просвещение населения являются основой для понимания проблем развития и охраны окружающей среды. Исследования социологов свидетельствуют, что у обывателей продолжает доминировать "отношение к природе как к кладовой", восприятие растений и животных как источника материальной пользы.
9. Низкая экологическая культура жителей округа является одним из факторов, наносящих значительный ущерб окружающей среде. Без поддержки населения снижается эффективность любых природоохранных мероприятий, в том числе в сфере обращения с отходами производства и потребления. Одним из эффективных методов устранения нарушений в сфере охраны окружающей среды является повышение экологической культуры, привлечение жителей к проблемам обеспечения чистоты своего места проживания.
Таким образом, рациональное природопользование и охрана окружающей среды не могут быть реализованы в полной мере без осуществления систематизации проблем и выделения основных приоритетов. Многообразие направлений в сфере охраны окружающей среды и природопользования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов хозяйственной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках Программы.
Глава 2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы
10. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены в соответствии со следующими документами:
1) Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
2) Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
3) Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
4) Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176 "О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";
5) Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2020 N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года";
6) Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года";
7) Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30.04.2012;
8) Стратегией деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 1458-р;
9) Стратегией социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года, утвержденной постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 07.11.2019 N 256-сд.
11. Основными приоритетами и целями государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности являются решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений граждан Ненецкого автономного округа и реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, а также укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
12. Основными приоритетами и целями в сфере сохранения биологического разнообразия являются:
1) формирование современной эффективной системы государственного управления в природоохранной сфере;
2) обеспечение долговременного сохранения природных экологических систем, видового разнообразия в естественной среде обитания с особым вниманием к редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира и местам их обитания;
3) повышение роли гражданского общества в охране окружающей среды и сохранении биологического разнообразия, формирование экологического мышления, экологической культуры граждан, а также создание эффективной системы экологического воспитания и образования на базе ООПТ.
13. Основным приоритетом и целью государственной политики в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды является формирование территориальной системы наблюдений за состоянием окружающей среды, обеспечивающей создание базы данных о состоянии окружающей среды округа в целях обеспечения потребителей доступной информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией).
14. Исходя из определенных направлений государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусмотрено достижение следующей цели: повышение качества окружающей среды и жизни населения посредством снижения негативного воздействия на окружающую среду и сохранение биоразнообразия Ненецкого автономного округа.
Глава 3. Задачи государственного управления в сфере реализации Программы, способы их эффективного решения
15. Достижение целей Программы осуществляется путем решения следующих задач ее структурных элементов:
1) ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены;
2) ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде;
3) сохранение и восстановление водных объектов;
4) создание условий устойчивого развития ООПТ и экологического туризма;
5) участие государственных органов в осуществлении государственного экологического мониторинга окружающей среды на территории Ненецкого автономного округа и создание условий для осуществления эффективного регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Ненецкого автономного округа;
6) развитие системы экологического образования, просвещения и воспитания в сфере охраны окружающей среды;
7) обеспечение охраны лесов от пожаров;
8) сокращение негативного воздействия на водные объекты;
9) обеспечение выполнения казенным учреждением Ненецкого автономного округа "Центр природопользования и охраны окружающей среды" возложенных на него функций;
10) обеспечение повышения квалификации сотрудников казенного учреждения Ненецкого автономного округа "Центр природопользования и охраны окружающей среды";
11) обеспечение выполнения переданных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов;
12) обеспечение деятельности органа исполнительной власти Ненецкого автономного округа;
13) обеспечение выполнения переданных полномочий в области водных отношений на территории Ненецкого автономного округа;
14) обеспечение выполнения переданных полномочий в области лесных отношений на территории Ненецкого автономного округа;
15) обеспечение выполнения переданных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов) на территории Ненецкого автономного округа.
16. Для решения указанных задач в Программе предусмотрены следующие комплексы процессных мероприятий и региональные проекты:
1) Региональный проект "Чистая страна";
2) Региональный проект "Сохранение уникальных водных объектов";
3) Региональный проект "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма";
4) Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Ненецкого автономного округа;
5) Обеспечение экологической безопасности водных объектов и снижение негативного воздействия вод;
6) Обеспечение и реализация функций в области охраны окружающей среды, лесных и водных отношений.
Глава 4. Сведения о взаимосвязи Программы с национальными целями, государственными программами Российской Федерации
17. В рамках Программы реализуется региональный проект "Чистая страна", обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Чистая страна", входящего в состав национального проекта "Экология", направленного на достижение национальных целей развития Российской Федерации и их целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в частности на достижение национальной цели, направленной на эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 01.01.2018 несанкционированных свалок в границах городов.
18. Также с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации заключено нефинансовое соглашение о реализации на территории Ненецкого автономного округа государственных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", в рамках которого декомпозированы следующие целевые показатели:
1) доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров;
2) лесистость территории Российской Федерации;
3) объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда;
4) отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины;
5) площадь лесных пожаров на землях лесного фонда.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 29 марта 2024 г. N 66-п "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.