г. Краснодар |
|
02 сентября 2024 г. |
Дело N А32-34163/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Садовникова А.В. и Твердого А.А., в отсутствие в судебном заседании истца - государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Октябрьский" (ИНН 2319009026, ОГРН 1022302927217), ответчика - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), третьего лица - министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2024 по делу N А32-34163/2023, установил следующее.
ГУП Краснодарского края "Октябрьский" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа о возложении обязанности произвести действия по согласованию списания государственного имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство).
Решением суда от 12.02.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.07.2024, признан незаконным отказ департамента от 02.06.2023 N 52-24-10-21619/23; на департамент возложена обязанность в установленном порядке принять решение о согласовании списания из реестра государственной собственности Краснодарского края объект имущества: склад, реестровый номер Н00008486 (литера Б), площадь 183,1 кв. м, адрес объекта: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Кипарисовая.
В дополнительном решении от 24.04.2024 указано, что решение суда от 12.02.2024 является основанием для исключения из реестра государственной собственности Краснодарского края здания склада с реестровым номером Н00008486 (литера Б), площадью 183,1 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Кипарисовая.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы ссылается на следующие обстоятельства. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 15.03.2005 N 215 "Об утверждении порядка согласования списания государственного имущества Краснодарского края" (далее - Порядок) определен порядок согласования списания государственного имущества Краснодарского края. Министерство в нарушение требований Порядка не представило все документы, необходимые для принятия решения о согласовании списания имущества, в связи с чем, департамент на законных основаниях возвратил представленные документы. Суды не установили, какому нормативному правовому акту не соответствует отказ департамента в списании имущества и исключении его из Реестра имущества Краснодарского края. Департамент не являлся стороной по делу N А32-38644/2022; выводы суда по данному делу не имеют преюдициального значения для настоящего спора.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что постановлением главы администрации Краснодарского края от 02.06.2000 N 403 "О порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края" (далее - постановление N 403) в целях организации учета краевого имущества, а также совершенствования механизма управления и распоряжения этим имуществом, было утверждено Положение о порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края.
В письме от 11.09.2015 N 52-17388/15-26.77 департамент указал, что по состоянию на 01.09.2015 за предприятием числится 84 объекта недвижимого имущества, однако в нарушение положений вышеуказанного постановления сведения о зарегистрированных правах государственной собственности и хозяйственного ведения на объекты в департамент не представлены. Департамент просил оформить права на данные объекты, числящиеся на балансе предприятия. Аналогичные требования содержались в иных письмах департамента.
Согласно предоставленной департаментом предприятию выписке из Реестра государственной собственности Краснодарского края (приложение к письму департамента от 25.12.2020) за предприятием закреплено (учтено в реестре) 83 объекта государственной собственности, в том числе объект: склад (литера Б), площадь 183,1 кв. м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Кипарисовая.
При этом отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на объекты учета, о государственной регистрации права хозяйственного ведения, о передаче данных объектов в ведение заявителя по акту передачи или иному передаточному документу, о кадастровом учете, иных документах.
В соответствии с актом проверки использования государственного имущества Краснодарского края от 31.01.2017 предприятию департаментом было предписано: принять меры по государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия и права собственности Краснодарского края на объекты недвижимости; принять меры по списанию в установленном порядке отсутствующих объектов недвижимого имущества, включенных в Реестр, подготовить и направить в департамент необходимые документы для внесения изменений в Реестр государственной собственности Краснодарского края в части исключения из него фактически отсутствующих объектов недвижимого имущества.
Предприятие в адрес департамента направило запрос от 01.04.2021 N 31 о предоставлении документов, на основании которых данные объекты были включены в Реестр государственной собственности Краснодарского края.
Департамент в ответе от 29.04.2021 N 52-21-07/117801/21 указал, что правоустанавливающие документы предприятие в адрес департамента не предоставляло, а сведения в Реестр государственной собственности внесены на основании карт учета краевого имущества.
Также в адрес департамента направлены запросы от 28.07.2020 N 64 и от 24.03.2021 N 24 об указании алгоритма действий по объектам, включенным в Реестр государственной собственности, в отношении которых отсутствуют адресные ориентиры, и невозможно определить их местоположение.
В ответах департамент указал, что 15.04.2021 министерство организовало рабочую встречу, по результатам которой подготовлен протокол для решения вопроса, который предлагается исполнить. 28.04.2021 департамент совестно с министерством провел совещание, на котором даны дополнительные разъяснения по вопросу сбора пакета документов для исключения из Реестра государственной собственности объектов, а также подготовки заключений об отнесении объектов к объектам движимого имущества.
Предприятие также направляло в адрес департамента иные запросы.
29 июня 2022 года предприятие подало заявление N 42 в министерство о согласовании списания несуществующего объекта из Реестра государственной собственности Краснодарского края: склад (литера Б), площадь 183,1 кв. м по адресу:
Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Кипарисовая, с приложением имеющихся документов для списания объектов недвижимого имущества с целью последующего исключения объекта из реестра государственной собственности Краснодарского края. Основание: объекты прекратили существование, в результате полной утраты потребительских свойств. Представленный на списание и исключение из реестра объект не находится в ведении предприятия. Объект не имеет правоустанавливающих, правоудостоверяющих, исходно-разрешительных документов, не состоял на кадастровом учете.
Министерство направило письмо об отказе от 12.07.2022 N 206-04-07-6178/22 ввиду отсутствия основания для списания и заключения специализированной организации, подтверждающего отсутствие объекта, зарегистрированных прав на объект.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2022 N А32-38644/2022 указанный отказ министерства признан незаконным. Суд установил, что спорный объект перестал существовать (фактически отсутствует), в связи с чем, сохранение объекта в реестре государственной собственности противоречит основным принципам правового регулирования вещных прав. Материалами дела не подтверждается, что спорный объект находится в хозяйственном ведении предприятия.
25 мая 2023 года министерство направило в адрес департамента доработанный пакет документов для рассмотрения и согласования процедуры списания государственного имущества Краснодарского края (склад литера Б), учтенного в составе основных средств предприятия.
В письме от 02.06.2023 N 52-24-10-21619/23 департамент указал, что министерство в нарушение требований Порядка не представило все документы, необходимые для принятия решения о согласовании списания имущества, в связи с чем, департамент возвратил представленные документы.
Полагая действия департамента по отказу в согласовании списания государственного имущества Краснодарского края незаконными, предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Согласно пункту 7 постановления N 403 зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица, имеющие государственное имущество Краснодарского края в хозяйственном ведении, оперативном управлении, получившие государственное имущество Краснодарского края в аренду, залог и по иным основаниям, имеющие акции (доли, вклады), находящиеся в собственности Краснодарского края, и государственное имущество Краснодарского края, не вошедшее в уставный капитал, а также уполномоченные органы исполнительной власти Краснодарского края по управлению объектами казны Краснодарского края обязаны представлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в департамент сведения об указанном имуществе для внесения в Реестр государственной собственности Краснодарского края в сроки, установленные в приложении к настоящему постановлению.
Руководитель организации, имеющей на балансе или в пользовании по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, государственное имущество Краснодарского края, а также руководитель хозяйствующего субъекта, имеющего акции (доли), принадлежащие Краснодарскому краю, в уставном капитале, или в пользовании которого находится, государственное имущество Краснодарского края, не вошедшее в уставный капитал, либо на ином основании, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, несет ответственность за полноту и достоверность представленных данных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Краснодарского края (пункт 8 постановления N 403).
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно пункту 3 статьи 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено данным Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Порядок предусматривает списание государственного имущества, которое находится в собственности Краснодарского края и находящегося в оперативном управлении исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, государственных учреждений Краснодарского края и хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий Краснодарского края, а также имущества, составляющего казну Краснодарского края.
В силу пункта 4.1.1 Порядка решение об отказе в согласовании списания имущества и возврате документов принимается в случаях: 1) представления документов, оформленных с нарушением требований действующего законодательства; 2) выявления в представленных документах неполных, необоснованных или недостоверных сведений;
3) неподтверждения отсутствия возможности дальнейшей эксплуатации имущества, а также экономической целесообразности проведения восстановительного ремонта, модернизации и дальнейшего его использования; 4) если планируемое списание противоречит нормам действующего законодательства.
Суды установили, что спорный объект прекратил свое существование; его физическое отсутствие подтверждено; доказательств, свидетельствующих о наличии правопритязаний каких-либо лиц на объект, не представлено.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения сторон, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, приняв во внимание обстоятельства, установленные в деле N А32-38644/2022, суды пришли к правомерному выводу о том, что отказ департамента не соответствует закону и нарушает права предприятия, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права или нарушении норм процессуального права, являются позицией заявителя и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286 и 287 Кодекса.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2024 по делу N А32-34163/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным отказ департамента имущественных отношений в согласовании списания государственного имущества, так как спорный объект фактически отсутствует и не имеет правоустанавливающих документов. Суды установили, что действия департамента нарушают права истца, и обязали его принять решение о списании объекта из реестра государственной собственности. Кассационная жалоба департамента не была удовлетворена.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 сентября 2024 г. N Ф08-7232/24 по делу N А32-34163/2023
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7232/2024
01.07.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4664/2024
24.04.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34163/2023
12.02.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34163/2023