г. Краснодар |
|
03 сентября 2024 г. |
Дело N А32-33481/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 сентября 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 сентября 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Малыхиной М.Н. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН 2311981102, ОГРН 1132300005650) - Левченко А.Е. (доверенность от 25.07.2024), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Центр услуг по управлению жилыми домами" (ИНН 2309127302, ОГРН 1112309001760) - Журавлевой С.Г. (доверенность от 08.05.2024), рассмотрев кассационную жалобу некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 по делу N А32-33481/2023, установил следующее.
НУО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - фонд) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края к ООО "Центр услуг по управлению жилыми домами" (далее - общество) с иском о взыскании 135 017 рублей 79 копеек, перечисленных собственниками помещений многоквартирного дома на специальный счет.
Решением суда от 20.11.2023 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 04.04.2024 в иске отказано. Апелляционный суд исходил из того, что спорные работы относятся к работам по капитальному ремонту общего имущества дома, носящим неотложный характер; работы по ремонту лифтов произведены в период, когда дом находился в управлении ТСЖ "Красина 1", и на ответчика не может быть возложена обязанность по возмещению взносов на капитальный ремонт, израсходованных собственниками помещений дома на ремонт лифтов.
В кассационной жалобе фонд просит отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, ответчик при переходе к нему прав и обязанностей, как к владельцу специального счета, имел возможность предпринять необходимые действия для возврата с прежнего владельца специально счета (ТСЖ "Красина 1") денежных средств, израсходованных из фонда капитального ремонта многоквартирного дома. В силу положений части 10 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации к обществу перешли все права и обязанности прежнего владельца специального счета. Работы по замене канатоведущего шкива не являются работами по восстановлению полного или близкого к полному ресурсу лифта, поэтому не относятся к капительному ремонту. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 7 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 2735-КЗ) зачет стоимости капитального ремонта производится в случае, когда произведена замена не менее 80% элемента общего имущества в многоквартирном доме или выполнен капитальный ремонт не менее 80 процентов элемента общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого рассматривается вопрос о зачете стоимости капитального ремонта. По мнению заявителя, выполненный объем работ составляет менее 80% от ремонтируемого лифтового оборудования, поэтому спорные работы не могут быть признаны как работы, выполненные в рамках капитального ремонта лифтового оборудования, что в силу положений статей 166, 174 Жилищного кодекса Российской Федерации исключает финансирование за счет средств фонда капитального ремонта.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, собственники помещений в многоквартирном жилом доме N 1 по ул. им. Красина в г. Краснодаре (далее - МКД) выбрали способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья, которое зарегистрировано в качестве юридического лица 31.08.2005 (ТСЖ "Красина 1", ИНН 2309094174).
В период управления МКД товариществом фонд капитального ремонта формировался на специальном счете, владельцем которого являлось ТСЖ "Красина 1".
В 2017 году на основании договора на выполнение работ от 26.06.2017 подрядчик (ООО "Стройсервис") выполнил работы по замене в двух лифтах МКД канатоведущих шкивов лифтовой лебедки и замену вкладышей башмака стоимостью 135 017 рублей 79 копеек. Работы оплачены товариществом за счет средств фонда капитального ремонта, формирующегося на специальном счете.
МКД находится в управлении общества с 01.01.2019.
Товарищество прекратило свою деятельность в качестве юридического лица 21.01.2021.
Собственниками МКД принято решение, оформленное протоколом от 01.12.2022 N 1, о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (фонда).
Письмом от 23.12.2022 N 8881-05/22 фонд уведомил общество, что с учетом положений части 6 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации формирование фонда капитального ремонта МКД на счете регионального оператора будет реализовано с 12.01.2023.
Письмом от 02.02.2023 N 464-04/23 ответчик уведомил истца о том, что платежным поручением от 25.01.2023 N 538916 перечислил денежные средства в сумме 810 905 рублей 88 копеек, поступившие от собственников помещений МКД и находящиеся на специальном счете, а также передал документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта МКД.
Согласно полученной фондом от общества информации со специального счета израсходовано 1 682 947 рублей 79 копеек.
Региональный оператор, изучив предоставленные документы, пришел к выводу, что работы по ремонту лифтового оборудования стоимостью 135 017 рублей 79 копеек, проведенные в 2017 году, относятся к текущему ремонту и не могут быть приняты к зачету.
Поскольку ответчик не исполнил обязанность по перечислению денежных средств в сумме 135 017 рублей 79 копеек на счет регионального оператора, фонд обратился в арбитражный суд с иском.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции, повторно исследовав и оценив представленные доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) исходил из того, что денежные средства в размере 135 017 рублей 79 копеек, уплаченные собственниками МКД в качестве взносов на капитальный ремонт и направленные на оплату работ по капитальному ремонту лифтового оборудования, проведенного в период управления МКД товариществом "Красина 1", не подлежат взысканию с общества.
В части 4 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора вступает в силу через один месяц после направления владельцу специального счета решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 названной статьи, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 указанной статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения владелец специального счета перечисляет средства фонда капитального ремонта на счет регионального оператора.
При изменении способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных этим кодексом, региональный оператор в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Платежным поручением от 25.01.2023 N 538916 общество перечислило средства фонда капитального ремонта, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора, а письмом от 02.02.2023 N 464-04/23 общество передало региональному оператору документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта.
Апелляционный суд отметил, что на общество не может быть возложена обязанность обеспечить восстановление денежных средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете, использованных иным лицом - товариществом "Красина 1" на цели ремонта лифтового оборудования.
Правовая природа взносов на капитальный ремонт состоит в том, что, будучи обязательной платой за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, они предназначены для оплаты расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества (включая отдельные элементы строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома), в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения их эксплуатационных характеристик, и тем самым - для поддержания многоквартирного дома в состоянии, обеспечивающим его безопасность и надежность, что отвечает, прежде всего, интересам собственников помещений в таком доме.
Денежные средства, поступающие на специальный счет, являются накопительными, вносятся с целью оказания такой услуги в будущем и носят целевое назначение, учитывая, что в соответствии с нормами действующего законодательства такие денежные средства не поступают в собственность владельца специального счета, а являются собственностью плательщиков и могут быть потрачены исключительно на ремонтные работы капитального характера на основании соответствующего решения собственников.
Товарищество с целью выполнения требований законодательства, предъявляемых к лицу, ответственному за содержание и ремонт общего имущества в доме, а также безопасность жителей МКД провело капитальный ремонт лифтового оборудования.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт включен в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта.
Согласно статьям 3, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" работа лифтов как элементов системы инженерно-технического обеспечения должна быть безопасной и требует постоянного технического обслуживания, осмотров и проверок.
Правилами N 491 и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен перечень работ, относящихся к текущему и капитальному ремонту жилого фонда.
В силу пункта 5.10.2 Правил N 170 эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290), устанавливают порядок оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; предложений о проведении капитального ремонта и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации (подпункт "г" пункта 6 Правил N 290).
Согласно приложению N 1 к Положению о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, утвержденному приказом Госстроя России от 30.06.1999 N 158, текущий ремонт лифта представляет собой ремонт с целью восстановления его исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей; капитальный ремонт лифта - ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса лифта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
В соответствии с пунктом 7.6.2 "ГОСТ Р 55964-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации", утвержденным Приказом Росстандарта от 06.03.2014 N 93-ст, в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта (работ капитального характера), входят ремонт или замена одного или нескольких узлов (составных частей), в том числе канатоведущего шкива лебедки главного привода, барабана трения.
Капитальный ремонт лифта не входит в состав работ по техническому обслуживанию лифта и не входит в тариф на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Ссылка фонда на положения статьи 7 Закона N 2735-КЗ не принимается судом округа, поскольку названная норма регулирует порядок проведения региональным оператором зачета по основанию, предусмотренному пунктом 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пункт 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 7 Закона N 2735-КЗ регулируют ситуации, когда собственники помещений в МКД, формирующие фонд на счете регионального оператора, провели капитальный ремонт до наступления установленного региональной программой планового периода проведения капитального ремонта элемента общего имущества в многоквартирном доме, и лицо, осуществляющее управление МКД, обращается к региональному оператору с заявлением о проведении зачета стоимости капитального ремонта в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственников помещений в МКД.
В период проведения спорных работ фонд капитального ремонта формировался на специальном счете, владельцем которого являлось ТСЖ "Красина 1". Оплата работ по капитальному ремонту лифтового оборудования произведена по решению собственников помещений МКД за счет собственных денежных средств, накопленных к этому времени ими на специальном счете.
Контроль за целевым расходованием средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете, осуществляют собственники помещений в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 16 (1) Закона N 2735-КЗ).
Контроль за формированием фонда капитального ремонта осуществляет орган государственного жилищного надзора Краснодарского края (пункт 3 статьи 14 и пункт 3 статьи 16 (2) и Закона N 2735-КЗ).
При этом судом апелляционной инстанции учтено, что решение о расходовании денежных средств со специального счета принято непосредственно жильцами многоквартирного жилого дома до даты начала управления МКД ответчиком. Органом государственного жилищного надзора Краснодарского края указанное решение незаконным не признано, факт нецелевого расходования денежных средств не установлен.
С учетом изложенного апелляционный суд обоснованно указал на отсутствие оснований для удовлетворения иска.
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 по делу N А32-33481/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу на решение апелляционного суда, который отказал в удовлетворении иска о взыскании средств, потраченных на ремонт лифтов, проведенный до перехода управления домом к ответчику. Суд установил, что работы не относятся к капитальному ремонту, а средства были использованы товариществом собственников, что исключает ответственность нового управляющего.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 сентября 2024 г. N Ф08-5815/24 по делу N А32-33481/2023