Во исполнение НП-090-11 "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (приказ ОАО "Концерн Росэнергоатом" от 22.06.2012 N 9/581-П "О внедрении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-090-11"), поручения по пункту 25 решающей части протокола от 06.10.2023 N 9-Д/3-Пр заседания Директората АО "Концерн Росэнергоатом" приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 06.05.2024 Изменение N 4 к ПОР 1.1.3.19.1759-2020 "Порядок согласования, проверки выполнения и оценки результативности выполнения программ обеспечения качества организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги АО "Концерн Росэнергоатом" (приказ АО "Концерн Росэнергоатом" от 23.12.2020 N 9/01/2109-П "О введении в действие ПОР 1.1.3.19.1759-2020 "Порядок согласования, проверки выполнения и оценки результативности выполнения программ обеспечения качества организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги АО "Концерн Росэнергоатом") (далее - Изменение N 4 к ПОР 1.1.3.19.1759-2020, приложение).
2. Первым заместителям Генерального директора, заместителям Генерального директора - директорам по направлениям деятельности, заместителям Генерального директора - директорам филиалов АО "Концерн Росэнергоатом" - действующих атомных станций, директору филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Опытно-демонстрационный инженерный центр по выводу из эксплуатации" Кулеватову А.С., директору Технологического филиала АО "Концерн Росэнергоатом" Карпутову С.А., директорам по направлениям деятельности, руководителю Аппарата Генерального директора Дубровиной С.В.:
2.1. Принять Изменение N 4 к ПОР 1.1.3.19.1759-2020 к руководству и исполнению.
2.2. Обеспечить доведение настоящего приказа до сведения заинтересованных работников, находящихся в непосредственном подчинении, в порядки и сроки, установленные Инструкцией по делопроизводству центрального аппарата АО "Концерн Росэнергоатом" (приказ АО "Концерн Росэнергоатом" от 18.08.2023 N 9/01/1315-П).
3. Первому заместителю Генерального директора - директору Филиала АО "Концерн Росэнергоатом" по реализации капитальных проектов Тверитинову Д.И., заместителям Генерального директора - директорам филиалов АО "Концерн Росэнергоатом" - действующих атомных станций, директору филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Опытно-демонстрационный инженерный центр по выводу из эксплуатации" Кулеватову А.С. обеспечить приведение локальных нормативных актов, регламентирующих вопросы организации деятельности по проверкам выполнения и оценке результативности выполнения программ обеспечения качества организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги АО "Концерн Росэнергоатом", в соответствие с Изменением N 4 к ПОР 1.1.3.19.1759-2020.
Срок - 27.05.2024.
4. Директору филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Опытно-демонстрационный инженерный центр по выводу из эксплуатации энергоблоков АЭС с реакторными установками канального типа" Симонову В.Н., директору филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Инженерный центр "Аккую" Власенко Е.И. принять Изменение N 4 к ПОР 1.1.3.19.1759-2020 к сведению.
5. Руководителю Управления планирования и технического обеспечения производства Куликову А.С. обеспечить внесение в установленном порядке Изменения N 4 к ПОР 1.1.3.19.1759-2020 в Указатель технических документов, регламентирующих обеспечение безопасности на всех этапах жизненного цикла атомных станций (обязательных и рекомендуемых к использованию), размещение его электронной версии в каталоге "Указатель ТД Концерна" в АСУТД-2.
И.о. Генерального директора |
В.Н. Бессонов |
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом АО "Концерн Росэнергоатом"
от 22.03.2024 N 9/01/480-П
Изменение N 4
к ПОР 1.1.3.19.1759-2020 "Порядок согласования, проверки выполнения и оценки результативности выполнения программ обеспечения качества организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги АО "Концерн Росэнергоатом" (приказ АО "Концерн Росэнергоатом" от 23.12.2020 N 9/01/2109-П "О введении в действие ПОР 1.1.3.19.1759-2020 "Порядок согласования, проверки выполнения и оценки результативности выполнения программ обеспечения качества организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги АО "Концерн Росэнергоатом", далее - ПОР 1.1.3.19.1759-2020)
1. Структурный элемент "Содержание" дополнить новыми абзацами:
"Приложение Р (обязательное) Форма анкеты по культуре безопасности предприятий-изготовителей продукции для АЭС
Приложение С (обязательное) Форма реестра положительных практик по развитию и поддержанию культуры безопасности персонала на предприятиях - изготовителях оборудования для АЭС
Приложение Т (обязательное) Порядок ведения Реестра положительных практик по развитию и поддержанию культуры безопасности персонала на предприятиях - изготовителях оборудования для АЭС".
2. Раздел 2 "Нормативные ссылки" дополнить новым абзацем:
"ГОСТ Р 50.05.11-2018 Персонал, выполняющий неразрушающий и разрушающий контроль металла. Требования и порядок подтверждения компетентности".
3. Раздел 3 "Термины и определения":
3.1. Дополнить новым пунктом 3.11б в следующей редакции:
"3.11б культура безопасности: Набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что вопросам обеспечения безопасности АС, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью.".
3.2. Дополнить новым пунктом 3.17б в следующей редакции:
"3.17б положительная практика: Не использованное ранее системное или единичное улучшение производственной деятельности, обладающее потенциалом применения в других организациях, выполняющих работы и предоставляющих услуги эксплуатирующей организации.".
4. Примечания к пункту 6.3.5 изложить в новой редакции:
"Примечания
1 Право выпуска ОРД об организации и проведении проверки может быть делегировано уполномоченному лицу.
2 При проверке выполнения ПОК (К), ПОК (И) структурное подразделение - организатор проверки включает в рассылку Анкету по форме приложения Р настоящего Порядка с требованием ее заполнения проверяемой организацией до начала проверки.".
5. Примечания к пункту 6.4.2 изложить в новой редакции:
"Примечания
1 В случае, если завод - изготовитель продукции не подтверждает готовность к проверке и не предоставляет ПОК(И), процедуры, документы и информацию в запрашиваемый срок, подразделение Концерна, ответственное за проведение проверки, организует повторный запрос. Если в ответ на повторный запрос заводом - изготовителем продукции не подтверждена готовность к проверке, по решению директора по качеству и процессному управлению, выполняются следующие действия:
- выдаются указания специализированной организации - до подтверждения заводом-изготовителем готовности к проверке выполнения ПОК(И), не приступать к освидетельствованию конкретных контрольных точек по планам качества на изготавливаемую заводом-изготовителем продукцию;
- направляется информация по данной ситуации в Ростехнадзор, с целью выработки последующих согласованных действий;
- другие действия, направленные на обеспечение проверки.
2 При проведении проверки выполнения ПОК (К), ПОК (И) ответственное подразделение - организатор проверки в запрос включает Анкету по форме, приведенной в приложении Р к настоящему Порядку с требованием ее заполнения проверяемой организацией до начала проверки.".
6. Пункт 6.7.5 дополнить примечаниями в следующей редакции:
"Примечания
1 При проверке выполнения ПОК (К), ПОК (И) описательная часть акта должна содержать ссылку на заполненную Анкету (приложение Р), выявленные несоответствия, положительные практики (приложение Т) и выданные рекомендации по культуре безопасности.
2 Заполненная подрядной организацией Анкета является приложением к акту проверки.".
7. Приложение И изложить в новой редакции:
"Приложение И
(обязательное)
Типовые контрольные вопросы по проверке выполнения требований ПОК подрядными организациями
Таблица И.1 - Типовые контрольные вопросы по проверке выполнения требований НП-090-11, ГОСТ Р ИСО 19443, общей ПОК Концерна
Номер пункта ГОСТ Р ИСО 19443 |
Номер пункта НП-090 |
Содержание вопроса* |
На подготовительном этапе проверки проводится проверка соответствия частной ПОК подрядной организации требованиям ФНП, общей ПОК Концерна, а также: - наличие согласования ПОК и изменений с ЦА Концерна/филиалом Концерна; - наличие ОРД организации о введении в действие ПОК | ||
1 Культура ядерной безопасности
| ||
5.1.3 |
|
1.1 Наличие в договорах поставки продукции/работ/услуг важных для безопасности приложения "Требования к программе обеспечения качества в части описания процедуры формирования и поддержания культуры безопасности в организации". 1.2 Наличие в программе обеспечения качества описания процедуры формирования и поддержания культуры безопасности в организации по обозначенным в договорах направлениям. Подтверждение действующих процедур, обеспечивающих реализацию формирования и поддержания культуры безопасности по обозначенным в договорах направлениям. |
2 Политика в области качества
| ||
5.2** |
14 |
2.1 Наличие в организации утвержденной Политики в области качества, устанавливающей: - приоритет обеспечения безопасности ОИАЭ при осуществлении деятельности; - основные цели организации в области качества и методы их достижения; - обязательства руководства организации в области качества. |
2.2 Подтверждение ознакомления всех работников организации с Политикой в области качества. | ||
2.3 Подтверждение доступности Политики в области качества для заинтересованных сторон. | ||
3 Организационная деятельность
| ||
4.2**, 7.2** |
15 |
3.1 Наличие утвержденной ОФСУ организации, ее соответствие приведенной в ПОК. |
3.2 Наличие порядка управления организационными изменениями, его выполнение, своевременность корректировки ПОК при изменении ОФСУ. | ||
3.3 Соответствие информации об обязанностях, полномочиях и ответственности должностных лиц, руководящих разработкой и реализацией ПОК, а также контролирующих выполнение и оценивающих результативность выполнения ПОК, приведенной в ПОК, действительности (наличие функций в ПП, ДИ, ОРД, соответствие функций, заявленных в ПП и ДИ, реально выполняемым задачам и функциям). | ||
3.4 Наличие в организации службы управления качеством, службы контроля качества, производственных подразделений, необходимых для реализации деятельности, заявленной в ПОК и договоре с Концерном. | ||
3.5 Порядок взаимодействия с Концерном, надзорными органами, подрядными организациями (наличие процедур, ОРД, регламентирующих такое взаимодействие, их фактическое выполнение). | ||
3.6 Выполнение предписаний органов регулирования безопасности при использовании атомной энергии, сроки и установление ответственности за их выполнение в документах организации. Выполнение Планов КД по результатам проверок Концерна, устранение несоответствий, выявленных при приемке работ и др. | ||
4 Управление персоналом
| ||
5.1.3, 7.2**, 7.3** |
16 |
4.1 Наличие в должностных инструкциях работников (персонала): - ответственности; - полномочий; - требований к квалификации (соответствие установленной квалификации и выполняемой работы); - объема знаний и навыков, соответствующих установленной квалификации; - обязанностей по обеспечению качества, включение в объем знаний работников документов по качеству. |
4.2 Наличие процедуры, предусматривающей определение потребностей в количестве персонала, уровне его подготовки и квалификации, ее фактическая реализация. Планирование набора персонала в организации. Соответствие численности и категорий работников штатному расписанию. | ||
4.3 Наличие в ПОК организации раздела по формированию и поддержанию культуры безопасности. 4.4 Фактическое выполнение в организации мероприятий по поддержанию культуры безопасности: - как обеспечивается строгое соблюдение дисциплины и четкое распределение полномочий и персональной ответственности руководителей и исполнителей за выполнение и контроль выполнения работ (соблюдение ПП, ДИ, ОРД и др.); - наличие системы соблюдения требований НД, ПОК, производственных инструкций, процедур и технологических регламентов, ее выполнение; - наличие и реализация системы разработки и актуализация производственных инструкций, процедур с учетом накапливаемого опыта и выхода новых нормативных документов; - наличие и реализация системы обучения и поддержания квалификации, аттестации и (или) проверки знаний и навыков персонала, выполняющего работы (предоставляющего услуги), влияющие на безопасность ОИАЭ (В случае, если на продукцию распространяются НП-089, проверке подлежит соблюдение процедур аттестации (проверки знаний) контролеров, сварщиков, работников, осуществляющих сборку под сварку, подогрев, термическую обработку сварных соединений, проверки знаний НТД по безопасности в АЭ у рядовых работников и ИТР.); - как в организации доводится до сведения работников влияние их деятельности на безопасность и последствия, к которым может привести несоблюдение или некачественное выполнение требований НД, ПОК, производственных инструкций и регламентов; - функционирует ли в организации система поощрений и взысканий по результатам производственной деятельности, которая стимулирует открытость действий работников и не способствует сокрытию ошибок в их работе. Анализ Анкеты по культуре безопасности предприятий - изготовителей продукции для АЭС (Приложение Р), заполненной подрядной организацией. Проверка информации/документации, указанной в Анкете. | ||
4.5 Проверка знаний и навыков персонала. - наличие в ПОК порядка прохождения проверки знаний членами аттестационной комиссии; - наличие приказа о создании аттестационной комиссии; - наличие графика проверки знаний у руководителей и ИТР, участвующих в конструировании и изготовлении продукции для АЭ; - наличие протоколов проверки знаний у руководителей и ИТР, участвующих в конструировании и изготовлении продукции для АЭ; - наличие в ПОК порядка подтверждения компетенции персонала, проводящего разрушающий и неразрушающий контроль; - наличие документа, подтверждающего компетенцию персонала, проводящего разрушающий и неразрушающий контроль (для персонала соответствующего требованиям ГОСТ Р 50.05.11/не соответствующего требованиям ГОСТ Р 50.05.11); - наличие в ПОК порядка подготовки, проверки знаний и навыков персонала, осуществляющего сварку и наплавку, а также проверка выполнения данного порядка (прохождение сварщиками теоретической и практической подготовки, допуск к самостоятельной работе); - наличие в ПОК порядка подготовки, проверки знаний и навыков персонала, осуществляющего термическую обработку, а также проверка выполнения данного порядка. | ||
4.6 Наличие и реализация программ подготовки/переподготовки, повышения квалификации, проверки знаний, аттестации работников (разработка, согласование, анализ и корректировка). Наличие материалов по качеству и культуре безопасности в программах подготовки персонала. | ||
4.7 Ведение документации (записей) по управлению персоналом. | ||
|
5 Управление документацией |
|
4.4.3**, 7.5** |
17 |
5.1 Наличие действующих процедур по разработке, согласованию, утверждению, вводу в действие, идентификации, учету, внесению изменений, пересмотру, рассылке, хранению и уничтожению утративших силу документов и их выполнение. В случае, если на продукцию распространяются НП-089, проверяется наличие согласования с головной материаловедческой организацией, соответствующей ПТД и ПКД. |
5.2 Проверка выполнения установленного порядка согласования РКД предприятием-изготовителем (службами завода-изготовителя, если оно является разработчиком РКД), учета, обращения, внесения изменений, обеспечения рабочих мест РКД. | ||
5.3 Наличие действующих процедур формирования и ведения записей, в том числе установления вида записей, идентификации, регистрации, хранения, защиты, восстановления и уничтожения записей. В случае, если на продукцию распространяются НП-089, проверяется выполнение требований к отчетной документации, установленных НП-089. | ||
5.4 Поддержание в актуальном состоянии перечня технических документов, регламентирующих обеспечение безопасной эксплуатации ОИАЭ, включая процедуры системы качества, действующие в организации. | ||
5.5 Наличие графиков разработки и актуализации документации в организации, порядок их управления, выполнение графиков. Наличие и полнота перечней документации на рабочих местах персонала (обязательно проверяется наличие в перечнях НД Концерна). | ||
5.6 Порядок и условия хранения технической документации в организации (наличие архивов, их соответствие установленным требованиям). | ||
|
6 Контроль проектирования (конструирования) |
|
8.3** |
18 |
6.1 Проверка наличия у организации лицензии на проектирование/конструирование систем/элементов для атомных станций. Соответствие выполняемых работ по проектированию/конструированию области распространения/условиям действия лицензии, соответствие конструируемых систем/элементов области распространения лицензии. |
6.2 Проверка выполнения порядка контроля соблюдения в проектной/рабочей/конструкторской документации требований ФНП, технического задания (или иного документа, содержащего необходимые и достаточные требования для разработки продукции), других документов. В случае, если на продукцию распространяются НП-089, проверяется: - согласование конструкторской документации на оборудование групп А и В с разработчиком проекта АЭУ (или РУ); - наличие проверки конструкторской документации на соответствие требований ФНП специалистами организации, не участвующими в ее разработке. | ||
6.3 Проверка выполнения порядка обеспечения и контроля качества процесса проектирования/конструирования, проверки проектной/рабочей/конструкторской документации. | ||
6.4 Проверка выполнения порядка внесения изменений в проектную/рабочую/конструкторскую документацию, а также внесения изменений в конструкцию элементов важных для безопасности, конструкцию зданий, сооружений ОИАЭ и системы (элементы), важные для безопасности ОИАЭ (в том числе при их ремонте, реконструкции, модернизации, замене). | ||
6.5 Управление несоответствиями при контроле проектирования/конструирования. | ||
7 Управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг
| ||
8.1.1**, 8.2.3**, 8.4.3** |
19 |
7.1 Соблюдение требований ЕОСЗ при осуществлении закупочной деятельности (в том числе в части наличия лицензий и ПОК на лицензируемый вид деятельности у поставщиков и подрядчиков). Согласование ПОК Концерном (ЦА, филиалы/филиалы Московского региона), установленный порядок и его выполнение. Порядок доведения требований ПОКАС(О) до работников подрядной организации, до своих субподрядчиков. Согласование подрядной организацией ПОК субподрядчиков. |
7.2 Проверка выполнения порядка анализа документации, связанной с качеством и безопасностью закупаемого оборудования, комплектующих, изделий, материалов и полуфабрикатов и программных средств, а также предоставленных услуг, проведенного с целью обеспечения выполнения установленных требований. | ||
7.3 Проверка выполнения порядка идентификации, обеспечения полноты видов контроля и испытаний закупаемого оборудования, комплектующих, изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств. | ||
7.4 Проверка выполнения порядка хранения, транспортирования, консервации, упаковки оборудования, комплектующих, изделий, материалов, полуфабрикатов. Поверка складирования. | ||
7.5 Проверка выполнения порядка оценки соответствия комплектующих, изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств. | ||
7.6 Проверка выполнения порядка проведения верификации (входного контроля) закупаемого оборудования, комплектующих, изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств. Кроме этого проверяется: - наличие перечня продукции, подлежащей верификации (входному контролю); - соответствие перечня продукции, подлежащей верификации (входному контролю), требованиям ГОСТ 24297; - выполнение требований НП-089 при передачах материалов для изготовления оборудования и трубопроводов (п. 86 НП-089); - выполнение требований ГОСТ Р 50.06.01, РД ЭО 1.1.2.01.0713 при применении копий документов о качестве на полуфабрикаты, выданных изготовителем и заверенных неофициальным дилером (для продукции, которая не подпадает под требования НП-089). | ||
7.7 Проверка выполнения порядка приемки выполненных работ и предоставленных услуг. | ||
7.8 Актуализация действующих процедур по организации закупок оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг. Ведение документов на закупку. | ||
8 Производственная деятельность**
| ||
6.1.3**, 6.1.4**, 8.5** |
20 |
8.1 Проверка наличия у подрядной организации (завода-изготовителя) лицензии на выполнение работ/предоставление услуг для ЭО/изготовление продукции для ОИАЭ и соответствия выполняемой деятельности/изготавливаемой продукции области распространения лицензии. |
8.2 Проверка выполнения установленных процедур подготовки производства. | ||
8.3 Проверка соблюдения установленного порядка планирования, выполнения и контроля основных производственных процессов, выполняемых при осуществлении деятельности, на которую распространяется ПОК. | ||
8.4 Проверка выполнения установленных процедур выполнения и контроля производственной деятельности (в том числе процессов, в которых подтверждение соответствия конечной продукции затруднено или экономически нецелесообразно) технического контроля, авторского сопровождения и сервисного обслуживания. | ||
8.5 Проверка выполнения процедур технического контроля (в том числе неразрушающего). | ||
8.6 Проверка выполнения процедур аттестации технологии ведения сварочных работ, методик контроля и диагностики оборудования. | ||
8.7 Проверка выполнения процедур по оценке соответствия продукции, комплектующих изделий, полуфабрикатов и материалов (для заводов-изготовителей). | ||
|
9 Метрологическое обеспечение |
|
7.1.5.1** |
21 |
9.1 Проверка выполнения порядка поддержания в рабочем состоянии средств измерений. |
9.2 Проверка выполнения порядка поверки (калибровки) средств измерений. | ||
9.3 Проверка выполнения порядка учета и аттестации испытательного оборудования. | ||
9.4 Проверка выполнения порядка учета и аттестации методик (методов) измерений. | ||
9.5 Проверка выполнения порядка метрологической экспертизы документации, разрабатываемой в организации. | ||
9.6 Проверка выполнения порядка осуществления метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, эталонов, методик (методов) измерений, соблюдением графиков поверки (калибровки) средств измерений. | ||
10 Обеспечение качества программных средств и расчетных методик
| ||
- |
22 |
10.1 Проверка наличия в ПОК перечня (либо ссылки на него) действующих расчетных и аттестованных программных средств, используемых при обосновании и (или) обеспечении безопасности ОИАЭ, а также при оценке характеристик систем (элементов), в том числе их прочности, долговечности, безотказности. |
10.2 Проверка выполнения действующих в рамках ПОК процедур обеспечения качества программных средств и расчетных методик, включая их аттестацию и верификацию. | ||
11 Обеспечение надежности
| ||
8.3.5**, 8.5.1.2** |
23 |
11.1 Проверка выполнения установленного в организации порядка обеспечения надежности и контроля соответствия установленным требованиям показателей надежности систем (элементов), важных для безопасности ОИАЭ, и других систем (элементов), учитываемых при проведении вероятностного анализа безопасности ОИАЭ, в течение их срока эксплуатации (в том числе продленного срока эксплуатации). |
11.2 Проверка выполнения установленного в организации порядка сбора, регистрации, обработки, накопления, хранения, анализа и передачи информации о надежности систем (элементов), важных для безопасности ОИАЭ, заинтересованным организациям, выполняющим работы и (или) предоставляющим услуги для эксплуатирующей организации. | ||
12 Управление несоответствиями
| ||
7.3**, 8.1.1**, 8.4.3**, 8.7**, 9.3.2.4**, 10.2** |
24 |
12.1 Наличие процедуры (процедур) по управлению несоответствиями (согласование Концерна (при необходимости), учет в процедуре методологии 8D). Порядок выявления, регистрации и учета несоответствий (с учетом их значимости для безопасности ОИАЭ). Работа в модулях ЕОС-Качество "Управление несоответствиями", "Контрольные операции", "Оценка соответствия". |
12.2 Порядок установления коренных причин выявленных несоответствий (с учетом влияния несоответствий на безопасность ОИАЭ). Порядок уведомления руководства о выявленных несоответствиях (в том числе Ростехнадзора, Концерна). Как организовано хранение документированной информации по выявленным несоответствиям. Доведение до сведения работников Единого отраслевого порядка по управлению несоответствиями. Наличие обучения работников организации методологии 8D и ЕОС-качество. | ||
12.3 Идентификация несоответствий (в том числе, несоответствующей продукции, работ, услуг). Установленный порядок по недопущению применения продукции, а также приемки выполненных работ и (или) предоставленных услуг, не соответствующих установленным требованиям. Порядок обращения с продукцией и (или) предоставленными услугами, признанными непригодными к использованию. | ||
12.4 Наличие установленных требований по определению тенденций изменения причин и характера нарушений по результатам анализа несоответствий, их выполнение. Использование результатов. | ||
12.5 Порядок осуществления и реализация деятельности по коррекции, временным сдерживающим действиям (ВСД), корректирующим действиям по устранению коренных причин. Результативность реализации корректирующих действий. Статистические данные по повторяющимся несоответствиям. Определение рисков процесса, в ходе реализации которого выявлены несоответствия, оценка степени их негативного воздействия на этот процесс, систему качества. Использование такой оценки как основы для разработки предупреждающих действий. Реализация предупреждающих действий. | ||
12.6 Порядок взаимодействия сторон (должностных лиц, подразделений организации), вовлеченных в управление несоответствиями, с распределением обязанностей и ответственности, включая ответственность за согласование мероприятий по (ВСД) и коррекции, корректирующим и предупреждающим действиям, организацию и контроль их выполнения, с указанием сроков выполнения работ. | ||
12.7 Порядок получения данных о сумме затрат, понесённых организацией в результате устранения несоответствия, рассчитанных в зависимости от специфики деятельности организации в соответствии с требованиями Единых отраслевых методических указаний по расчёту затрат, обусловленных несоответствием продукции установленным требованиям [9], или ЛНА организации Корпорации, разработанных на основе методологии указанных документов, с учётом специфики осуществляемой деятельности. | ||
13 Аудиты (проверки)
| ||
8.4**, 9.2**, 9.3.2** |
25 |
13.1 Проверка выполнения установленного порядка при планировании аудитов (проверок) выполнения ПОК подрядной организацией (в том числе порядка проверок выполнения ПОК субподрядными организациями). |
13.2 Наличие порядка создания комиссий из компетентных и независимых от проверяемой деятельности работников. Наличие требований к опыту и знаниям аудиторов и их соблюдение. Комплектование комиссии с учетом объема аудита (проверки), специфики деятельности подразделения (организации). | ||
13.3 Наличие процедуры по оценке результативности выполнения ПОК организацией/выполнения ПОК ее субподрядными организациями, содержащей методику и критерии такой оценки. | ||
13.4 Выполнение графика аудитов (проверок) выполнения ПОК организацией, графика проверок выполнения ПОК субподрядными организациями. Документирование результатов аудитов (проверок). | ||
13.5 Результаты проведения оценки результативности выполнения ПОК подрядной организацией, выполнения ПОК ее субподрядными организациями. Адекватность оценки результативности выполнения ПОК подрядными организациями реальному объему проведенного аудита (проверки). | ||
13.6 Доведение до сведения руководства подрядной организации, ее субподрядных проверяемых организаций результатов аудитов и оценки результативности выполнения ПОК. | ||
13.7 Решения, принятые руководством по итогам анализа результатов аудитов (проверок) и оценок результативности выполнения ПОК подрядных организаций. Наличие порядка разработки, согласования и утверждения корректирующих и предупреждающих действий (учет всех заинтересованных сторон). Разработка корректирующих действий по устранению причин несоответствий. Корреляция между причинами несоответствий и корректирующими действиями, направленными на устранение причин выявленных несоответствий. Контроль выполнения корректирующих и предупреждающих действий. Мероприятия, направленные на выявление и устранение причин, приведших к нерезультативности выполнения ПОК. | ||
* Приведенные в данной графе контрольные вопросы являются базовыми и отражают основные требования НП-090, они могут быть изменены и конкретизированы при формировании программы проверки, с учетом специфики производственной деятельности частной ПОК подрядной организации, деятельность которой проверяется. ** Проверка выполнения данного пункта подрядной организацией осуществляется при наличии информации о соответствии ее системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 19443. |
".
8. Дополнить ПОР 1.1.3.19.1759-2020 новыми приложениями Р, С, Т в следующей редакции:
"Приложение Р
(обязательное)
Форма анкеты по культуре безопасности предприятий - изготовителей продукции для АЭС
N |
Вопрос |
Ответ |
Примечание (в ответе должны быть указаны) |
1 |
Проводит ли организация обучение руководителей и персонала с целью поддержания уровня знаний для обеспечения качества продукции, формирования и поддержания КБ, самостоятельно или во внешних организациях, учебных центрах, технической академии Росатома и т.п.? |
|
Программа/план/график обучения, свидетельства об обучении - удостоверения, сертификаты и т.п.) |
2 |
Имеется ли у организации/персонала опыт изучения и применения лучших практик, навыков работы аналогичных организаций с целью повышения уровня знаний для обеспечения качества продукции, формирования и поддержания КБ? |
|
Приглашения/программы подтверждения участия руководителей, сотрудников в конференциях, семинарах, рабочих совещаниях по вопросам обеспечения качества продукции, культуры безопасности |
3 |
Определен ли в организации перечень рисков/проблем и возможностей для улучшения, которые могут оказать влияние на соответствие продукции/услуг обязательным требованиям и на безопасность производства? |
|
Процедура/стандарт организации/перечень рисков, отчеты по анализу рисков и возможностей по улучшению, отчет по анализу СМК со стороны руководства, предложения/программы по улучшению, протоколы, отчеты и т.п.) |
4 |
Проводится ли анализ, оценка выявленных проблем/рисков с учетом их влияния на соответствие продукции/услуг обязательным требованиям и на безопасность производства? |
|
Отчеты по анализу, оценке выявленных проблем/рисков с учетом их влияния на соответствие продукции/услуг обязательным требованиям и на безопасность производства |
5 |
Разрабатываются ли корректирующие и предупреждающие мероприятия для решения выявленных проблем/снижения рисков? Проводится ли анализ коренных причин, условий возникновения проблем/рисков? |
|
Корректирующие и предупреждающие мероприятия, информация по выполнению корректирующих и предупреждающих мероприятий, отчеты о результативности/эффективности предпринятых действий |
6 |
Применяется ли в организации политика, поддерживающая индивидуальные права и ответственность персонала за выражение обеспокоенности по вопросам качества продукции и безопасности производства, функционирует ли система сообщений работников о своей обеспокоенности? |
|
Наличие возможности сообщения о проблемах, наличие "горячей линии", странички по безопасности на корпоративном сайте, наличие в протоколах производственных и оперативных совещаний вопросов по качеству продукции, культуре безопасности и безопасности производства |
7 |
Организован ли в организации альтернативный процесс выражения работником своей обеспокоенности по вопросам качества продукции и безопасности производства? |
|
Наличие возможности анонимного сообщения о проблемах по "горячей линии" или на страничке по безопасности на корпоративном сайте |
8 |
Имеются ли в организации в достаточном количестве необходимые ресурсы (персонал, оборудование, процедуры и др.), выделяемые руководством для обеспечения качества продукции, формирования и поддержания КБ? |
|
Фактическая численность персонала в соответствии с орг. структурой, перечень оборудования, технологической оснастки, перечень НД и документов СМК и т.п. |
9 |
Руководители совершают обходы для наблюдения за выполнением работ по конструированию и изготовлению, входит ли это в обязанности, где зафиксировано, как часто? |
|
Распорядительные документы, - ДИ, - положения о подразделении, - протоколы, записи, например, по проверке своевременно ли принимаются меры воздействия к нарушителям технологической дисциплины |
10 |
Существует ли в организации разработанная система поощрения по формированию и поддержанию КБ? |
|
Положение о премировании/поощрения и стимулирования персонала к соблюдению обязательных требований к продукции, за предложения по повышению качества продукции, по формированию и поддержанию КБ; - положение по проведению конкурсов на лучшего по профессии, на лучшее подразделение, на знание обязательных требований к продукции, КБ, безопасности производства и т.п. |
11 |
Какие документы организации регламентируют, что вопросам качества продукции и КБ уделяется наивысший приоритет? |
|
Политика в области качества, политика или заявление о политике в области безопасности/политика в области культуры безопасности, цели в области качества, план/программа мероприятий по улучшению деятельности организации, миссия организации, в договорах с субподрядными организациями, программах обеспечения качества и т.п. |
12 |
Определены ли функции, ответственность и полномочия по обеспечению качества продукции, формирования и поддержания КБ? |
|
Приказы/распоряжения о наличии в организации сотрудников, ответственных/уполномоченных за формирование и поддержание культуры безопасности, ДИ, положения о подразделении, матрицы ответственности и т.п. |
13 |
Каким образом принимаются решения, влияющие на качество продукции? Имеется ли чётко установленная последовательность действий при принятии решений, влияющих на качество продукции? |
|
Наличие процедур, регламентирующих порядок/процесс принятия решений |
14 |
Определены ли требования к работнику о необходимости проведения анализа перед принятием решения, влияющего на качество продукции? Есть ли примеры обращения при принятии решений к коллегам в различных ситуациях с целью снижения влияния человеческого фактора на качество продукции? Методы принятия работником решения, влияющего на качество продукции, установлены исходя из расчёта получения наиболее неблагоприятных последствий? |
|
Протоколы, акты, ДИ, распорядительные документы - приказы/распоряжения и т.п. |
15 |
Установлена ли индивидуальная ответственность за принятые решения, влияющие на качество продукции? |
|
В процедурах, регламентирующих порядок/процесс принятия решений определены ответственные за принятие решений, наличие записей с принятыми решениями с указанием ответственного лица |
16 |
Ценятся и учитываются мнения работников? При разрешении конфликтных ситуаций применяются ли объективные и справедливые методы? Имеются ли примеры поощрения работников, которые озвучивают свои сомнения, предложения решений и вопросы? |
|
Протоколы производственных совещаний, решения заседаний постоянно действующих комиссий, положение о премировании, содержащее методы мотивации сотрудников для поощрения их поведения и деятельности, придающих качеству продукции наивысший приоритет |
17 |
Какие документы, регламентирующие требования к качеству продукции, КБ и безопасности производства, применяются в организации? Ознакомлены ли с ними сотрудники, задействованные в изготовлении продукции для АЭС, осведомлены ли о значимости их работы для ЯРБ ОИАЭ? Являются ли применяемые документы, регламентирующие требования к качеству продукции, КБ и безопасности производства, краткими и понятными? |
|
Перечень документов, наличие записей в ДИ персонала о знании документов и их требований, листы ознакомления с документами, стандарты |
18 |
Какими документами установлена персональная ответственность работника за отклонение от требований стандартов? Имеется ли у сотрудников понимание требований, изложенных в документах, регламентирующих требования к качеству продукции, КБ и безопасности производства? Может ли работник объяснить зачем было введено то или иное требование? |
|
Положение о премировании/мотивации или иные записи, ДИ, умение объяснить необходимость требования в производственной инструкции и т.п. |
19 |
Имеются ли в организации механизмы взаимодействия между работниками с целью обеспечения качества продукции, формирования и поддержания КБ? |
|
Положения о подразделениях, наличие системы предупреждения ошибок (неправильных действий) персонала при проверке знаний, повышении квалификации, проведении инструктажей и т.п., наличие примеров извлечения уроков из ошибочных действий и корректировок программ по проверке знаний |
20 |
Способен ли персонал отличить продукцию для АЭС от остальной продукции на производстве? |
|
На производстве применяются "яркие индикаторы", обращающие внимание работников на продукцию для АЭС, записи, подтверждающие об осведомленности работников о значимости их работы при изготовлении продукции для АЭС |
21 |
Имеются ли случаи отклонения от требований, указанных в документах, регламентирующих требования к качеству продукции и безопасности производства, при выполнении работы? Порядок действий организации/персонала при этом? Каким образом в организации осуществляется проверка деятельности персонала и персональной ответственности за действия и методы работы по обеспечению качества продукции и безопасности производства? |
|
Процедура/порядок действий при нарушениях требований к качеству продукции и безопасности производства, при проверке качества продукции, деятельности персонала |
22 |
Имеется ли у персонала, влияющего на качество продукции, возможность проанализировать правильность порученных действий перед выполнением или в процессе выполнения работ, влияющих на качество продукции? |
|
ДИ; у персонала имеется доступ к базам НД, КД, ТД и т.п. |
23 |
Имеются ли возможности у работников организации остановить выполнение работ в случае, если что-то пошло не по установленным правилам, порядкам и предложить свои варианты решения проблемы? |
|
Производственные инструкции, ДИ, отчеты о несоответствиях, записи, содержащие добровольные сообщения персонала по выявленным им недостаткам, собственным ошибкам, свершившимся и не свершившимся событиям |
24 |
Обсуждаются ли вопросы качества продукции при планировании, выполнении работ? Обеспечивают ли руководители при этом своевременное обсуждение оснований для принятия технических и организационных решений? |
|
Протоколы оперативных и производственных совещаний, содержащие сведения о рассмотрении вопросов, связанных с устранением проблем при выполнении работ по изготовлению продукции для АЭС; решения и т.п. |
25 |
Каким образом доводится информация до работников внутри организации? |
|
Протоколы оперативных и производственных совещаний, содержащие список рассылки заинтересованным сотрудникам, листы ознакомления; распорядительные документы - приказы, распоряжения; наличие информационных средств связи для доведения информации о КБ/ожиданиях руководства до сведения персонала, например, информационные стенды, корпоративная почта, сайт организации и т.п. |
26 |
Проводится ли в организации регулярное обсуждение руководителями своих ожиданий в области обеспечения качества продукции? Как часто и какими документами регламентируется? |
|
Процедуры, правила, инструкции, программы/планы улучшения деятельности организации, СМК, содержащие вопросы обеспечения качества продукции для АЭС, формирования и поддержания КБ; протоколы оперативных совещаний и т.п. |
Приложение С
(обязательное)
Форма реестра положительных практик по развитию и поддержанию культуры безопасности персонала на предприятиях - изготовителях оборудования для АЭС
Наименование предприятия, номер и дата акта проверки |
Описание практики |
Описание достигнутого результата практики |
Рекомендация о тиражировании положительной практики |
|
|
|
|
Приложение Т
(обязательное)
Порядок ведения Реестра положительных практик по развитию и поддержанию культуры безопасности персонала на предприятиях - изготовителях оборудования для АЭС
Т.1 По итогам проверки выполнения и оценки результативности выполнения программ обеспечения качества организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги АО "Концерн Росэнергоатом", комиссии, сформированной в рамках выполнения требований 6.3.3 (плановая проверка) или 6.4.3 (внеплановая проверка) настоящего Порядка, необходимо получить заполненную Анкету по культуре безопасности предприятий - изготовителей продукции для АЭС (приложение Р к настоящему Порядку).
Комиссии в ходе проверки предприятия, а также по результатам анализа представленных в Анкете ответов, необходимо выявить положительные практики по развитию и поддержанию культуры безопасности, применяемые предприятием. Выявленные положительные практики и полученные от их применения результаты, необходимо отразить в акте проверки, оформленном в соответствии с требованиями 6.7.1 Порядка по форме, приведённой в приложении К настоящего Порядка.
Т.2 Председателю комиссии, проводившей проверку, необходимо направить акт проверки, содержащий описание выявленных положительных практик и их результаты, в адрес директора по качеству и процессному управлению АО "Концерн Росэнергоатом" для проведения анализа положительных практик на предмет возможности внесения их в Реестр (приложение С к настоящему Порядку).
Т.3 Ответственные сотрудники, подчиненные директору по качеству и процессному управлению АО "Концерн Росэнергоатом", проводят анализ положительных практик, изложенных в актах проверки, и по результатам анализа принимают решение о внесении (или невнесении) их в Реестр (приложение С к настоящему Порядку). Основными критериями для выбора и внесения положительной практики в Реестр являются:
- тиражируемость - возможность применения практики на других предприятиях;
- результативность - применение практики приводит к очевидному и измеримому результату.".
Т.4 Реализация тиражирования положительных практик выполняется по отдельным распоряжениям директора по качеству и процессному управлению АО "Концерн Росэнергоатом.".
Директор по качеству и |
В.Н. Блинков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ АО "Концерн Росэнергоатом" от 22 марта 2024 г. N 9/01/480-П "Об утверждении и введении в действие Изменения N 4 к ПОР 1.1.3.19.1759-2020 "Порядок согласования, проверки выполнения и оценки результативности выполнения программ обеспечения качества организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги АО "Концерн Росэнергоатом"
Изменение N 4, утвержденное настоящим приказом, вводится в действие с 6 мая 2024 г.
Опубликование:
-