Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Е
(справочное)
Пример расчета на прочность и эксплуатационную надежность
Е.1 Пример расчета дорожной одежды переходного типа
Требуется запроектировать дорожную одежду переходного типа на автомобильной дороге с НИД на подъезде к коттеджному поселку категории IVБ-п, устраиваемой в дорожно-климатической зоне II, подзона 1. Ежегодный прирост интенсивности движения составляет 3 %. Коэффициент надежности дорожной одежды 0,82. Прогнозируемая, на срок службы дорожной одежды 12 лет (до ремонта), среднесуточная интенсивность движения в неблагоприятный (весенний) период года будет равна 300 авт./сут.
Состав движения, следующий:
- легковые автомобили - 227 авт./сут;
- двухосные грузовые автомобили - 52 авт./сут;
- трехосные грузовые автомобили - 16 авт./сут;
- четырехосные грузовые автомобили - 5 авт./сут.
Конструкция дорожной одежды переходного типа согласно рисунку А.1а) представлена в таблице Е.1.
Таблица Е.1 - Предлагаемая конструкция дорожной одежды
Схема |
Материалы слоев |
Модуль деформации, МПа |
Толщина, см |
|
1 - защитный слой из одиночной шероховатой поверхностной обработки |
- |
3 (в расчете не учитывается) |
2 - щебеночно-гравийно-песчаная смесь, обработанная органическим вяжущим |
130 |
10 |
|
3 - крупный песок |
35 |
30 |
|
4 - легкий суглинок |
13 |
- |
Е.2 Расчет интенсивности движения нормативной нагрузки и требуемого модуля деформации для заданных конструкций
Согласно 6.2 Q = 100 кН, P = 0,6 МПа, D = 32,6 см.
Определяют по формуле (5) величину интенсивности движения нормативной нагрузки N p на последний год срока службы:
.
Определяют коэффициент, учитывающий повторность воздействия нагрузки K в соответствии с формулой (4):
.
Определяют требуемый модуль деформации дорожной одежды с учетом состава и интенсивности перспективного движения по формуле (3):
.
Е.3 Расчет конструкции дорожной одежды по модулю деформации
Общий модуль деформации дорожной одежды по номограмме (см. рисунок 1):
- общий модуль деформации дорожной одежды на поверхности крупного песка:
;
;
- общий модуль деформации дорожной одежды на поверхности щебеночно-гравийно-песчаного слоя обработанного органическим вяжущим:
;
.
.
E д.общ = 33,8 МПа > 28,7 МПа, что на 17,8 % больше, это не противоречит требованиям 6.4 настоящего стандарта.
Конструкцию дорожной одежды, определенную по условиям прочности (см. таблицу Е.1), проверяют на эксплуатационную надежность.
Проверку на эксплуатационную надежность выполняют по следующим условиям: колееобразования, износа покрытия, морозоустойчивости и осушения дорожной одежды.
Е.4 Проверка на колееобразование
Интенсивность движения различных типов автомобилей N 0 на первый год эксплуатации дорожной одежды определяют по формуле
,
(Е.1)
где N t - интенсивность движения на t-й год эксплуатации;
q t - показатель ежегодного роста интенсивности движения на t-й год эксплуатации.
а) для легковых автомобилей:
;
б) для двухосных грузовых автомобилей:
;
в) для трехосных грузовых автомобилей:
;
г) для четырехосных грузовых автомобилей:
.
Определяют интенсивность движения нормативной нагрузки N p на первый год эксплуатации дорожной одежды N p0 по формуле (9):
.
Определяют толщину истирания материала покрытия в полосе наката h н по формуле (8):
,
- при T = 1:
h н = 2,5(1,4 1 + 5
57((1,07
1,03) 1 - 1)/1000
(1,07
1,03 - 1)) = 4 мм;
- при T = 2:
h н = 2,5(1,4 2 + 5
57((1,07
1,03) 2 - 1)/1000
(1,07
1,03 - 1)) = 9 мм;
- при T = 3:
h н = 2,5(1,4 3 + 5
57((1,07
1,03) 3 - 1)/1000
(1,07
1,03 - 1)) = 13 мм;
- при T = 4:
h н = 2,5(1,4 4 + 5
57((1,07
1,03) 4 - 1)/1000
(1,07
1,03 - 1)) = 17 мм;
- при T = 5:
h н = 2,5(1,4 5 + 5
57((1,07
1,03) 5 - 1)/1000
(1,07
1,03 - 1)) = 22 мм;
- при T = 6:
h н = 2,5(1,4 6 + 5
57((1,07
1,03) 6 - 1)/1000
(1,07
1,03 - 1)) = 27 мм;
- при T = 7:
h н = 2,5(1,4 7 + 5
57((1,07
1,03) 7 - 1)/1000
(1,07
1,03 - 1)) = 31 мм;
- при T = 8:
h н = 2,5(1,4 8 + 5
57((1,07
1,03) 8 - 1)/1000
(1,07
1,03 - 1)) = 36 мм;
- при T = 9:
h н = 2,5(1,4 9 + 5
57((1,07
1,03) 9 - 1)/1000
(1,07
1,03 - 1)) = 41 мм;
- при T = 10:
h н = 2,5(1,4 10 + 5
57((1,07
1,03) 10 - 1)/1000
(1,07
1,03 - 1)) = 47 мм;
- при T = 11:
h н = 2,5(1,4 11 + 5
57((1,07
1,03) 11 - 1)/1000
(1,07
1,03 - 1)) = 52 мм;
- при T = 12:
h н = 2,5(1,4 12 + 5
57((1,07
1,03) 12 - 1)/1000
(1,07
1,03 - 1)) = 57 мм.
Вычисляют значение общей толщины износа материала покрытия h ср по формуле (10):
- при T = 1: h ср = kh н = 0,6 4 = 3 мм;
- при T = 2: h ср = kh н = 0,6 9 = 5 мм;
- при T = 3: h ср = kh н = 0,6 13 = 8 мм;
- при T = 4: h ср = kh н = 0,6 17 = 10 мм;
- при T = 5: h ср = kh н = 0,6 22 = 13 мм;
- при T = 6: h ср = kh н = 0,6 27 = 16 мм;
- при T = 7: h ср = kh н = 0,6 31 = 19 мм;
- при T = 8: h ср = kh н = 0,6 36 = 22 мм;
- при T = 9: h ср = kh н = 0,6 41 = 25 мм;
- при T = 10: h ср = kh н = 0,6 47 = 28 мм;
- при T = 11: h ср = kh н = 0,6 52 = 31 мм;
- при T = 12: h ср = kh н = 0,6 57 = 34 мм.
Определяют остаточную деформацию слоев дорожной одежды и грунта земляного полотна S по формуле (7):
.
Определяют глубину колеи по формуле (6):
h k = S + h н,
- при T = 1: h k = S + h н = 16 + 4 = 20 мм;
- при T = 2: h k = S + h н = 16 + 9 = 25 мм;
- при T = 3: h k = S + h н = 16 + 13 = 29 мм;
- при T = 4: h k = S + h н = 16 + 17 = 33 мм;
- при T = 5: h k = S + h н = 16 + 22 = 38 мм;
- при T = 6: h k = S + h н = 16 + 27 = 43 мм;
- при T = 7: h k = S + h н = 16 + 31 =49 мм;
- при T = 8: h k = S + h н = 16 + 36 = 52 мм;
- при T = 9: h k = S + h н = 16 + 41 = 57 мм;
- при T = 10: h k = S + h н = 16 + 47 = 63 мм;
- при T = 11: h k = S + h н = 16 + 52 = 68 мм;
- при T = 12: h k = S + h н = 16 + 57 = 73 мм.
Толщина истирания материала покрытия в полосе наката, общая толщина износа покрытия, глубина колеи за годы эксплуатации рассчитываемой дорожной одежды приведены на рисунке Е.1 и в таблице Е.2.
- толщина истирания материала покрытия, мм;
- общая толщина износа материала покрытия, мм;
- глубина колеи, мм.
Рисунок Е.1 - Изменение толщины истирания полосы наката, износа покрытия и глубины колеи в процессе эксплуатации дорожной одежды
Таблица Е.2 - Изменение толщины истирания полосы наката, износа покрытия и глубины колеи в процессе эксплуатации дорожной одежды
Расчетные характеристики |
Год эксплуатации дорожной одежды |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Толщина истирания материала покрытия в полосе наката, мм |
4 |
9 |
13 |
17 |
22 |
27 |
31 |
36 |
41 |
47 |
52 |
57 |
Общая толщина износа покрытия, мм |
3 |
5 |
8 |
10 |
13 |
16 |
19 |
22 |
25 |
28 |
31 |
34 |
Глубина колеи, мм |
20 |
25 |
29 |
33 |
38 |
43 |
49 |
52 |
57 |
63 |
68 |
73 |
Результаты расчета на колееобразование показывают (см. рисунок Е.2), что при отсутствии защитного слоя шероховатой поверхностной обработки глубина колеи достигнет в течение трех лет службы предельных значений (согласно ГОСТ 33220 для дорог категории IV при первом и втором уровнях содержания - 30 мм). Поэтому, для защиты покрытия дорожной одежды, согласно 5.1.2 настоящего стандарта в конструкции дорожной одежды изначально был предусмотрен защитный слой одиночной шероховатой поверхностной обработки с одиночным распределением щебня общей толщиной 20 мм.
- сплошная линия - глубина колеи с учетом изначального устройства поверхностной обработки, мм;
пунктирная - без устройства поверхностной обработки после трех лет эксплуатации, мм;
- глубина колеи с учетом устройства поверхностной обработки после трех лет эксплуатации, мм
Рисунок Е.2 - Изменение глубины колеи дорожной одежды в процессе эксплуатации
Слой поверхностной обработки толщиной 20 мм не позволит образоваться колее, превышающей по глубине предельное значение, в течение эксплуатации менее семи лет.
Для обеспечения межремонтного срока службы на основе технико-экономического сравнения вариантов могут быть выбраны следующие проектные решения с учетом работ по содержанию в процессе эксплуатации:
- единовременные строительные затраты, а именно: в проектной документации конструкции дорожной одежды помимо защитного слоя дополнительно предусматривают устройство слоя износа на толщину 20 мм (проектная толщина будет равна 100 + 20 = 120 мм) для обеспечения поперечной ровности в процессе эксплуатации до следующего межремонтного срока (что и выполнено в настоящем примере);
- разновременные эксплуатационные расходы, а именно: устройство на седьмой год эксплуатации покрытия нового защитного слоя поверхностной обработки толщиной 20 мм;
- выполнение работ по содержанию в процессе эксплуатации [устранение колеи, досыпка щебня (при необходимости) и т.д.].
Е.5 Проверка на износ покрытия
Износ щебеночного слоя покрытия при отсутствии защитного слоя шероховатой поверхностной обработки на конец межремонтного срока службы (двенадцать лет) составит 34 мм (см. рисунок Е.3), то есть в этом случае т
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.