В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Хабаровского края и Методики оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края" Правительство края постановляет:
Внести изменение в государственную программу Хабаровского края "Доступная среда", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2015 г. N 491-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Доступная среда" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края", изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор, Председатель |
М.В. Дегтярев |
Приложение
к постановлению Правительства
Хабаровского края
от 29 марта 2024 г. N 121-пр
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Хабаровского края
от 30 декабря 2015 г. N 491-пр
Государственная программа
Хабаровского края "Доступная среда"
1. Оценка текущего состояния сферы социальной защиты инвалидов в Хабаровском крае
В настоящее время на территории Хабаровского края (далее также - край) проживает 64,2 тыс. инвалидов (5,0 процентов населения края), дети-инвалиды - 5,5 тыс. человек (8,6 процента).
Краевая динамика соответствует общероссийской тенденции к постепенному снижению количества инвалидов.
Государственная программа Хабаровского края "Доступная среда" (далее также - край, Программа соответственно) разработана с учетом положений государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363.
Решение задачи повышения качества оказания реабилитационных услуг инвалидам непосредственно связано с решением проблемы реконструкции, капитального ремонта объектов учреждений приоритетных социальных сфер, оснащения их современной реабилитационной техникой.
Многие здания, в которых расположены указанные учреждения, не предусматривают условий беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения (далее также - МГН). Обустройство указанных учреждений специальными приспособлениями позволит повысить комфортность пребывания в них; компенсировать утраченные функции организма, что будет способствовать полной адаптации инвалидов и других МГН в обществе.
В целях реализации Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее - Федеральный закон N 419-ФЗ) распоряжением Правительства края от 30 сентября 2015 г. N 668-рп утвержден план мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов действующих объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и условий для беспрепятственного пользования услугами в Хабаровском крае", согласно которому планируется достижение полной доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН к 2030 году.
Программой и данным планом предусмотрен ряд инновационных мероприятий по повышению доступности для инвалидов и других МГН объектов и услуг. Для их реализации сформирована нормативная правовая база, создана система постоянного мониторинга состояния доступности объектов для инвалидов и других МГН, осуществляется паспортизация приоритетных объектов социальной инфраструктуры, информация о них заносится на карту доступности социальных объектов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://zhit-vmeste.ru), проводятся другие мероприятия.
В крае сформирован реестр приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН края (далее - Краевой реестр), отобранных с участием представителей общественных организаций инвалидов края.
По состоянию на 1 января 2024 г. в Краевом реестре числится 245 объектов краевой и муниципальной собственности.
В целях приспособления жилых помещений и общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, к потребностям инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, в рамках Программы предоставляется мера социальной поддержки по выплате компенсации расходов инвалидам и детям-инвалидам, передвигающимся на креслах-колясках, на расширение дверных проемов, ликвидацию межкомнатных порогов, установку поручней, а также приобретение стационарных или передвижных подъемников, временных съемных инвентарных пандусов.
Дополнительно к федеральному перечню средств реабилитации постановлением Губернатора края от 26 июня 2013 г. N 49 "Об обеспечении средствами реабилитации инвалидов и неработающих граждан пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае" утвержден Перечень средств реабилитации, предоставляемых инвалидам и неработающим гражданам пожилого возраста без группы инвалидности в крае, содержащий 23 наименования средств реабилитации и ухода.
Для временного обеспечения реабилитационными средствами отдельных категорий граждан, нуждающихся в указанных средствах, на базе 15 комплексных центров социального обслуживания населения оснащены пункты проката средств реабилитации.
Серьезную проблему для инвалидов и других МГН представляет передвижение по улицам и пользование общественным транспортом.
Важное значение в создании доступности транспортных услуг имеет адаптация к потребностям инвалидов пешеходных путей, светофоров, парковочных мест, остановок общественного транспорта.
По состоянию на 1 января 2024 г. в крае осуществляют перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок 1 247 единиц автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования (трамваи, троллейбусы), из них 894 (71,7 процентов) частично или полностью доступны для инвалидов и других МГН.
Для обеспечения инвалидам транспортной доступности объектов социальной инфраструктуры на базе краевых государственных бюджетных (казенных) учреждений социального обслуживания населения функционирует служба "Социальное такси", которая в настоящее время обслуживает население на территории двух городских округов и шести муниципальных районов края, автомобильный парк службы составляет 13 машин, из них 8 оснащены подъемниками. Это позволяет увеличить транспортную доступность приоритетных объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, детей-инвалидов и граждан, достигших возраста 80 лет, с использованием специально оборудованного для их перевозки транспорта.
В целях повышения качества и доступности предоставления государственных услуг, в рамках создания единой государственной системы социальной защиты населения края в структуре краевых государственных казенных учреждений - центров социальной поддержки населения края (далее - центры социальной поддержки населения) созданы клиентские службы, работающие в режиме "одного окна".
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ведутся официальные сайты исполнительных органов края, в том числе адаптированные для слабовидящих. Для населения предоставлена возможность получения доступа к формам документов и направлению обращений.
Осуществлена полная модернизация портала "Голос 27" (https://golos27.ru/#/main), предназначенная для оценки деятельности руководителей организаций и органов местного самоуправления муниципальных образований края, и портала "Открытый регион" (www.open27.ru), основным функционалом которого является организация работы с обращениями граждан в электронном виде.
В крае реализован проект для обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" для лиц с ограниченными возможностями по слуху. В базе данных Системы-112 внесены данные обо всех лицах с ограниченными возможностями по слуху. Для них разработаны пользовательские инструкции и шаблоны SMS-сообщений для различных служб экстренного реагирования.
В целях распространения идей, принципов и средств формирования доступной среды организуются ежегодные информационно-просветительские мероприятия и обучающие семинары.
В крае сформирована система комплексной реабилитации или абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в целях повышения уровня обеспеченности инвалидов услугами, ранней помощью, услугами по сопровождаемому проживанию, а также повышение уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в крае.
Создание условий, позволяющих инвалидам получить комплексную реабилитацию или абилитацию как можно ближе к месту их непосредственного жительства, является одной из важнейших задач, необходимость решения которой вытекает из требований законодательства Российской Федерации.
К основными составляющим при реабилитации детей раннего возраста относятся предупреждение инвалидизации, снижение разрушающих факторов, имеющихся у детей заболеваний.
Для формирования комплексного и системного подходов к оказанию ранней помощи детям от рождения до 3 лет и их семьям в крае созданы службы ранней помощи на базе 67 учреждений различной ведомственной принадлежности: система здравоохранения - 36, система образования - 20, система социальной защиты - 11. Кроме того, в крае функционируют 4 негосударственные организации, оказывающие услуги ранней помощи.
В целях развития межведомственной модели ранней помощи определены участники сетевого взаимодействия: министерство социальной защиты края (далее - Министерство), министерство образования и науки края, министерство здравоохранения края, главное управление социального развития Губернатора и Правительства края, федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Хабаровскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, негосударственные организации.
Общее количество специалистов, оказывающих услуги ранней помощи в крае составляет 351 человек. Алгоритм работы специалистов строится на выявлении детей, нуждающихся в оказании услуг ранней помощи, оценке их жизнедеятельности с использованием диагностических методик KID и RCDI, оказании услуг ранней помощи и направлении семьи в организации иной ведомственной принадлежности, дальнейшем сопровождении семьи.
Услуги по социальной реабилитации инвалидов оказывают краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровский центр социальной реабилитации инвалидов" (далее также - КГБУ, Центр социальной реабилитации соответственно), КГБУ "Бикинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья", КГБУ "Комсомольский-на-Амуре реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья", КГБУ "Советско-Гаванский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья" и одиннадцать отделений социальной реабилитации на дому при краевых государственных бюджетных учреждениях - комплексных центрах социального обслуживания населения (далее - комплексные центры социального обслуживания населения).
На базе Центра социальной реабилитации открыто отделение средств реабилитации, которое позволяет проводить индивидуальный подбор и обучение пользованию средствами реабилитации инвалидов, ознакомление специалистов учреждений здравоохранения, медико-социальной экспертизы и социального обслуживания населения края с устройством и принципами работы средств реабилитации.
На базе Центра социальной реабилитации открыт пункт дистанционного сурдоперевода, обеспечивающий возможность для инвалидов по слуху получить государственные услуги в учреждениях социальной защиты населения с сурдопереводом.
Надомное социальное обслуживание предоставляется 15 комплексными центрами социального обслуживания населения и КГБУ "Хабаровский специальный дом ветеранов N 1".
В систему стационарного социального обслуживания в крае входят: 7 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 4 психоневрологических интерната, 2 дома социального обслуживания, детский психоневрологический интернат.
С целью продления пребывания инвалидов в привычной для них среде развиваются стационарозамещающие технологии. На территории края введен институт возмездной опеки, позволяющий осуществлять выплату вознаграждения малоимущим опекунам, не получающим дохода за счет имущества подопечного и не пользующимся безвозмездно имуществом подопечного.
В 14 комплексных центрах социального обслуживания населения внедрено в практику социальное партнерство "Соседская помощь", заключающееся в тесном взаимодействии социальных работников с соседями обслуживаемых граждан, что позволяет расширить возможности оказания помощи инвалидам, в том числе временно, в выходные и нерабочие праздничные дни, и в случаях, когда она не может быть оказана социальным работником.
В целях поддержки семей, имеющих родственников или опекаемых, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, профилактики эмоционального выгорания граждан, осуществляющих уход, в крае реализована стационарозамещающая технология "Передышка" на базе стационарных учреждений, в рамках которой имеется возможность временного размещения: на период отпуска, в связи с болезнью, убытием в командировку или по иной причине, гражданина, нуждающегося в постоянном постороннем уходе и присмотре, в стационаре. За 2023 год услугами охвачено 49 человек.
Внедрена технология "Родственный уход" по подготовке членов семей к осуществлению домашнего ухода за родственниками, утратившими способность к передвижению. В рамках реализации проекта в пяти комплексных центрах социального обслуживания населения действует "Школа ухода за пожилыми людьми", обучение на курсах в среднем проходят 220 человек в год.
При комплексных центрах социального обслуживания населения созданы службы социального сопровождения. Целью деятельности которых является оказание содействия в предоставлении гражданам медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.
Дополнительно к оказанию услуг привлечено 30 негосударственных поставщиков социальных услуг.
В соответствии с постановлением Правительства края от 27 октября 2014 г. N 399-пр "О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг в Хабаровском крае" создан реестр поставщиков социальных услуг, доступ к которому возможен через официальный сайт Министерства.
Правительством края осуществляется финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в виде субсидий, выделяемых на реализацию социальных проектов по различным приоритетным направлениям, в том числе по социальной адаптации инвалидов и их семей.
Развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта на территории края осуществляет краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Хабаровская краевая спортивно-адаптивная школа паралимпийского и сурдлимпийского резерва" (далее - спортивно-адаптивная школа) по 27 дисциплинам в четырех видах спорта: спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорт глухих, спорт слепых, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями.
Спортивно-адаптивная школа имеет филиалы в г. Хабаровске, г. Комсомольске-на-Амуре, Амурском, Бикинском, Ванинском, Верхнебуреинском, имени Лазо, Советско-Гаванском, Солнечном, Николаевском и Комсомольском муниципальных районах края, Охотском муниципальном округе края.
Количество занимающихся по состоянию на 31 декабря 2023 г. составляет 685 человек, из них 426 - дети-инвалиды.
В рамках коррекционной подготовки проводятся занятия по иппотерапии на базе конно-спортивного клуба "Мустанг" (г. Хабаровск) для детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и с интеллектуальными нарушениями.
Инструментом привлечения инвалидов к регулярным занятиям спортом являются ежегодные физкультурно-спортивные фестивали для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Одной из важных составляющих общего реабилитационного процесса является создание условий для участия инвалидов и детей-инвалидов в культурной жизни общества, обеспечение доступа инвалидов к информационным ресурсам и услугам учреждений культуры, развитие их творческих способностей.
Не менее 7 тыс. инвалидов ежегодно принимают участие в фестивалях художественного творчества, физкультурно-спортивных фестивалях, выставках изобразительного, прикладного творчества и фотоискусства, изданий альманаха художественных произведений инвалидов. Данные мероприятия формируют толерантное отношение общества к инвалидам, способствуют преодолению социальной разобщенности.
Основными задачами по предоставлению услуг в сфере культуры людям с ограниченными возможностями здоровья являются: обеспечение доступа инвалидов к информационным ресурсам и услугам учреждений культуры, развитие их творческих способностей.
В крае созданы условия непрерывного инклюзивного и специального образования для детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет.
В образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, на 1 января 2024 г. обучается 678 детей-инвалидов и 4 932 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее также - ОВЗ).
Для детей, не имеющих возможности по медицинским показаниям посещать дошкольные образовательные организации в обычном режиме, обучение осуществляется (по выбору родителей): на дому (с ребенком занимается приходящий воспитатель или узкий специалист) или в дошкольной образовательной организации в группе кратковременного пребывания.
Развитие системы общего образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в крае осуществляется по двум приоритетным направлениям - развитие инклюзивного образования и развитие существующей сети коррекционных учреждений: 30 процентов детей с ОВЗ или инвалидностью получают образование в коррекционных учреждениях, 70 процентов - обучаются инклюзивно вместе со своими сверстниками.
В 2023/2024 учебном году в общеобразовательных школах и коррекционных учреждениях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, обучается 3 045 детей-инвалидов и 12 942 ребенка с ОВЗ. Для их сопровождения в каждом муниципальном образовании края созданы базовые школы инклюзивного образования, работают краевые центры для комплексного сопровождения обучающихся с нарушением зрения, слуха, интеллектуальными проблемами. Общую координацию деятельности по данному направлению осуществляет краевое государственное автономное нетиповое образовательное учреждение "Хабаровский центр развития психологии и детства "Псилогия".
В крае работают три базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ: в краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Хабаровский промышленно-экономический техникум", краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса" (далее - ККТИС), краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум", ресурсном учебно-методическом центре (далее - РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе ККТИС.
В 11 профессиональных образовательных организациях края обучение инвалидов и лиц с ОВЗ, не имеющих основного общего образования или среднего общего образования, осуществляется в отдельных группах по 15 человек по 22 профессиям.
Мероприятия в сфере занятости инвалидов осуществляют краевые государственные казенные учреждения - центры занятости населения края (далее - службы занятости), расположенные в городских округах, муниципальном округе и муниципальных районах края.
В 2023 году в органы службы занятости в поисках подходящей работы обратились 519 инвалидов.
За 2023 г. органами службы занятости трудоустроено 268 человек из числа обратившихся инвалидов, в том числе 63 инвалида на квотируемые рабочие места.
Службами занятости организована работа по информированию населения и выявлению желающих организовать собственное дело.
В рамках предоставления государственной услуги по содействию началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование, по направлению службы занятости гражданам выплачивается единовременная финансовая помощь на организацию самозанятости, а также оказывается финансовая помощь на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, оплату государственной пошлины, нотариальных действий, приобретение бланочной документации, изготовление печатей и штампов.
В 2022 - 2023 гг. 17 инвалидов открыли собственное дело, из них 7 инвалидов получили единовременную финансовую помощь из средств краевого бюджета. Основными видами деятельности стали: перевозка грузов, услуги такси, производство молока и молочной продукции, строительные работы, услуги графического и полиграфического дизайна, ремонт обуви.
Одним из основных факторов, сдерживающих трудоустройство инвалидов, является несоответствие между требованиями работодателей к уровню квалификации кандидатов в заявленных вакансиях на квотируемые рабочие места для приема на работу инвалидов и уровнем квалификации инвалидов, состоящих на учете в органах службы занятости населения края.
Уровень образования инвалидов, ищущих работу, недостаточен для трудоустройства на высококвалифицированные (следовательно, более высокооплачиваемые) должности. Из числа состоящих на учете инвалидов 46 процентов не имеют профессионального образования. В связи с этим для инвалидов актуально приобретение новых профессиональных навыков. Вместе с тем их направление на профессиональное обучение затруднено ограниченным кругом профессий, рекомендуемых инвалидам для обучения. Кроме того, возрастной состав инвалидов, ищущих работу, не позволяет подбирать им образовательные программы для переобучения по профессиям, востребованным на рынке труда.
В крае реализуются мероприятия по стимулированию работодателей к оборудованию (оснащению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов путем предоставления работодателям грантов в форме субсидий из краевого бюджета на оборудование (оснащение) рабочих мест для приема на работу инвалидов (далее - грант).
Специалистами органов службы занятости населения в 2023 году 63 инвалидам оказана государственная услуга по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, из них 53 человека трудоустроены.
Методическое обеспечение системы реабилитации в крае осуществляется Министерством и отделением приема граждан и методического обеспечения Центра социальной реабилитации по направлениям: разработка методических рекомендаций для реабилитационных учреждений (отделений) социального обслуживания; разработка методических рекомендаций для учреждений социального обслуживания иных типов, в том числе инновационных технологий в сфере социальной реабилитации инвалидов.
В работе краевых государственных казенных (бюджетных) учреждений социального обслуживания населения применяются программы, разработанные Центром социальной реабилитации, по социальной реабилитации и адаптации инвалидов, имеющих нарушения по слуху, зрению, функций опорно-двигательного аппарата; психологическому сопровождению процесса социальной реабилитации; адаптивной физической культуре в позднем восстановительном периоде в зависимости от уровня поражения.
В крае создан и функционирует совет при Губернаторе края по делам инвалидов. Деятельность совета позволила объединить усилия органов государственной власти края, федеральных, краевых государственных учреждений, общественных организаций в решении вопросов по улучшению условий жизни инвалидов, обеспечению их профессионального образования, трудовой занятости, социальной реабилитации.
В целях автоматизации процессов учета получателей мер социальной поддержки, государственной социальной помощи, социальных услуг эксплуатируется и развивается автоматизированная информационная система "Электронный социальный регистр населения Хабаровского края", позволяющая обеспечить учет получателей мер социальной поддержки, непрерывность и бесперебойность процесса назначения и выплаты социальных пособий, а также обмен информацией с учреждениями и организациями в соответствии с соглашениями об информационном взаимодействии.
Введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система "Социальное обслуживание населения", которая предназначена для автоматизации процессов учета оказания социальных услуг, предоставляемых краевыми государственными казенными (бюджетными) учреждениями социального обслуживания населения, подведомственными Министерству.
Исполнительные органы края, участвующие в реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (далее - ИПРА), обеспечивают исполнение ИПРА и организовывают обмен информацией об исполнении ИПРА с федеральным бюро медико-социальной экспертизы.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать дальнейшему развитию в крае системы социальной реабилитации инвалидов.
Порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по реализации мероприятий по созданию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения приведен в приложении к Программе.
2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в сфере социальной поддержки инвалидов в Хабаровском крае
Обеспечение доступной среды для инвалидов является одной из важнейших задач общества, необходимость решения которой вытекает из требований законодательства Российской Федерации.
Согласно Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О Ратификации Конвенции о правах инвалидов" (далее - Конвенция), государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
В связи с ратификацией Конвенции принят Федеральный закон N 419-ФЗ.
Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрены требования к публичной власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за их неисполнение.
В рамках Программы реализуются мероприятия, направленные на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и ее целевого показателя "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет", определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
3. Цели и задачи Программы, способы их эффективного решения
Основными целями Программы являются:
- формирование безбарьерной среды в крае посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 77,1 процента к 2030 году;
- повышение качества жизни инвалидов посредством обеспечения 95,5 процентов, нуждающихся качественными реабилитационными услугами к 2030 году.
Для достижения целей Программы предусматривается решение следующих задач:
- формирование безбарьерной среды в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- обеспечение средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями отдельные категории граждан;
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам.
Выполнение задач Программы обеспечивается путем реализации комплексов процессных мероприятий:
- "Адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения";
- "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов".
Приложение
к Государственной программе
Хабаровского края
"Доступная среда
Порядок
предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по реализации мероприятий по созданию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает условия, цели и порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края (далее также - край) на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на реализацию мероприятий по созданию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках реализации государственной программы Хабаровского края "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства края от 30 декабря 2015 г. N 491-пр (далее - субсидия).
1.2. Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований края по вопросам местного значения по реализации мероприятий по созданию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее также - мероприятия).
1.3. Субсидия предоставляется министерством образования и науки края (далее - министерство) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству в текущем финансовом году законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период (далее - закон о краевом бюджете) и (или) сводной бюджетной росписью краевого бюджета на текущий финансовый и год и плановый период (далее - сводная бюджетная роспись краевого бюджета) цели предоставления субсидии, посредством конкурсного отбора муниципальных образований края для предоставления субсидии в соответствии с настоящим Порядком (далее - отбор).
2. Критерии отбора муниципальных образований края для предоставления субсидии. Условия предоставления субсидии
2.1. Критериями отбора муниципальных образований края для предоставления субсидии являются:
1) наличие на территории муниципального образования края муниципальной образовательной организации, нуждающейся в проведении мероприятий за счет средств субсидии (далее - образовательная организация);
2) непредоставление ранее муниципальному образованию края субсидии для реализации мероприятий в образовательной организации, в которой запланировано проведение мероприятий.
2.2. Условиями предоставления субсидии являются:
1) наличие муниципальной программы, включающей перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и перечень образовательных организаций, в которых запланировано проведение мероприятий (далее - муниципальная программа);
2) заключение соглашения (дополнительного соглашения к соглашению) между министерством и муниципальным образованием края о предоставлении из краевого бюджета субсидии бюджету муниципального образования края на софинансирование расходных обязательств муниципального образования края в соответствии с подпунктами "а" - "г", "и" - "м", "о", "п" пункта 9 Порядка формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 7 мая 2019 г. N 181-пр (далее - Порядок N 181-пр), типовой формой соглашения, утвержденной министерством финансов края, а также содержащего обязательства муниципального образования края по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (далее - соглашение, дополнительное соглашение и типовая форма соответственно);
3) возврат муниципальным образованием края средств субсидии в соответствии с пунктами 14 - 17, 21 Порядка N 181-пр.
3. Проведение отбора муниципальных образований края
3.1. В целях проведения отбора министерство не позднее 1 февраля года предоставления субсидии публикует на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://minobr.khabkrai.ru) (далее - официальный сайт министерства) извещение о проведении отбора с указанием срока приема документов (даты начала и даты окончания) и места приема документов (далее - извещение).
3.2. Для участия в отборе муниципальное образование края в срок приема документов, указанный в извещении, представляет в министерство:
1) заявку об участии в отборе по форме, установленной в извещении (далее - заявка), с указанием наименования образовательной организации, в которой запланировано проведение мероприятий, перечня запланированных мероприятий, общего объема затрат, необходимого для реализации мероприятий, а также наличия (отсутствия):
- положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта образовательной организации;
- перечня запланированного к приобретению оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам образовательной организации (далее - перечень оборудования);
- подтверждения информации о ценах товаров из перечня оборудования;
2) копию муниципальной программы;
3) копию паспорта доступности образовательной организации, оформленного в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 6 мая 2016 г. N 295-рп "Об организации работы по паспортизации приоритетных объектов социальной инфраструктуры, размещению информации о них на карте доступности края";
4) копию проектной документации на капитальный ремонт образовательной организации;
5) копию положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта образовательной организации (при наличии);
6) перечень оборудования (при наличии) с указанием количества, цены и стоимости каждого наименования товара, подписанный главой муниципального образования края (лицом, исполняющим его обязанности);
7) документы, подтверждающие информацию о ценах товаров из перечня оборудования (рекламные проспекты, каталоги, описания, предложения товаров, иные документы, обращенные к неопределенному кругу лиц и признаваемые в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами) (при наличии).
На копиях документов, указанных в подпунктах 2 - 5 настоящего пункта, муниципальным образованием края проставляется отметка о заверении в соответствии с требованиями пункта 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов", утвержденного Приказом Росстандарта от 08 декабря 2016 г. N 2004-ст.
Заявка и иные документы, предусмотренные настоящим пунктом (далее - документы), представляются в отношении каждой образовательной организации, в которой запланировано проведение мероприятий.
3.3. Заявка и документы представляются в министерство на бумажном носителе или направляются через систему электронного документооборота Правительства края (далее - СЭД) и подлежат регистрации в день их поступления в соответствии с установленными в министерстве правилами делопроизводства.
3.4. Заявка должна быть подписана главой муниципального образования края (лицом, исполняющим его обязанности) и заверена печатью администрации муниципального образования края.
При представлении заявки и документов на бумажном носителе они должны быть прошиты, скреплены печатью администрации муниципального образования края, иметь сквозную нумерацию, и содержать сопроводительное письмо о направлении заявки и документов.
В случае предоставления муниципальным образованием края заявки и документов одновременно на бумажном носителе и через СЭД (в форме сканированных документов), рассматривается заявка, поступившая через СЭД.
3.5. Муниципальное образование края до окончания срока приема документов может внести изменения в заявку и(или) документы путем направления письменного уведомления, подписанного главой муниципального образования края (лицом, исполняющим его обязанности) и заверенного печатью местной администрации, с приложением документов, подтверждающих (обосновывающих) указанные изменения.
3.6. Муниципальное образование края вправе до окончания срока приема документов, указанного в извещении, отозвать свою заявку путем направления в министерство письменного уведомления об отзыве заявки, подписанного главой муниципального образования края (лицом, исполняющим его обязанности) и заверенного печатью местной администрации.
3.7. Министерство не позднее 10 рабочих дней со дня окончания срока приема документов, указанного в извещении, рассматривает заявку и документы, представленные в соответствии с пунктами 3.2, 3.5 настоящего раздела, и принимает одно из следующих решений:
1) о допуске муниципального образования края к отбору - в случае отсутствия оснований для отказа в допуске к отбору, предусмотренных пунктом 3.8 настоящего раздела;
2) об отказе в допуске муниципального образования края к отбору - в случае наличия одного или нескольких оснований для отказа в допуске к отбору, предусмотренных пунктом 3.8 настоящего раздела.
Решения министерства, указанные в настоящем пункте, размещаются на официальном сайте министерства в течение трех рабочих дней со дня их принятия.
3.8. Основания для отказа в допуске муниципального образования края к отбору:
- несоответствие критериям отбора, предусмотренным пунктом 2.1 раздела 2 настоящего Порядка;
- невыполнение условия предоставления субсидии, установленного подпунктом 1 пункта 2.2 раздела 2 настоящего Порядка;
- заявка и документы представлены с нарушением срока приема документов, указанного в извещении;
- несоответствие заявки и документов требованиям, установленным пунктами 3.2 - 3.5 настоящего раздела;
- непредставление заявки и документов или их представление не в полном объеме;
- наличие недостоверной информации в заявке и документах, представленных в соответствии с пунктами 3.2, 3.5 настоящего раздела.
3.9. Не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного абзацем первым пункта 3.7 настоящего раздела, министерство проводит отбор посредством конкурсной оценки образовательных организаций в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка (далее - конкурсная оценка).
4. Критерии и порядок конкурсной оценки
4.1. Конкурсная оценка осуществляется по следующим критериям:
N |
Наименование критерия конкурсной оценки |
Значение оценки (баллов) |
1 |
2 |
3 |
1. |
Приоритетность образовательной организации: |
|
1.1. |
включена в Реестр приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения Хабаровского края, размещенный на официальном сайте министерства социальной защиты Хабаровского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
2 |
1.2. |
не включена в Реестр приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения Хабаровского края, размещенный на официальном сайте министерства социальной защиты Хабаровского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
0 |
2. |
Общее состояние доступности образовательной организации согласно паспорту доступности, действующему на дату подачи заявки и документов: |
|
2.1. |
доступна частично (с обустройством специально выделенных путей и мест обслуживания маломобильных групп населения); |
1 |
2.2. |
доступна условно (с обеспечением индивидуальной мобильности и (или) с помощью персонала образовательной организации); |
2 |
2.3. |
доступна условно (с оказанием услуг на дому и (или) дистанционно). |
3 |
3. |
Наличие положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта образовательной организации: |
|
3.1. |
имеется; |
2 |
3.2. |
отсутствует. |
0 |
4. |
Наличие подтверждающей информации о ценах товаров из перечня оборудования: |
|
4.1. |
имеются документы, подтверждающие информацию о ценах товаров из перечня оборудования (рекламные проспекты, каталоги, описания, предложения товаров, иные документы, обращенные к неопределенному кругу лиц и признаваемые в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами); |
2 |
4.2. |
отсутствуют документы, подтверждающие информацию о ценах товаров из перечня оборудования (рекламные проспекты, каталоги, описания, предложения товаров, иные документы, обращенные к неопределенному кругу лиц и признаваемые в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами). |
0 |
4.2. Министерство в срок не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного абзацем первым пункта 3.7 раздела 3 настоящего Порядка, по итогам конкурсной оценки заявок формирует рейтинг образовательных организаций с указанием муниципальных образований края, на территории которых они находятся, для предоставления субсидии в текущем финансовом году (далее - рейтинг).
Первой в рейтинге указывается образовательная организация, набравшая наибольшее количество баллов. Далее в рейтинге в порядке убывания указываются образовательные организации, набравшие меньшее количество баллов, чем предшествующая образовательная организация.
В случае если образовательные организации по результатам конкурсной оценки набрали одинаковый балл, то меньший порядковый номер в рейтинге присваивается образовательной организации, заявка и документы на которую поступили в министерство раньше.
Рейтинг размещается на официальном сайте министерства не позднее трех рабочих дней со дня формирования.
5. Порядок определения объема субсидии
5.1. Субсидия распределяется между муниципальными образованиями края в соответствии с рейтингом в порядке убывания не позднее 10 рабочих дней со дня формирования рейтинга.
Объем субсидии муниципальному образованию края на реализацию мероприятий в i - ой образовательной организации (S i) определяется по формуле:
S i = V x k,
где:
V - объем затрат, необходимый на реализацию мероприятий в соответствии с заявкой;
k - установленный правовым актом Правительства Хабаровского края предельный уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования края из краевого бюджета.
5.2. Муниципальному образованию края, образовательная организация которого является первой в рейтинге, субсидия предоставляется в объеме, определенном в соответствии с пунктом 5.1 настоящего раздела, но не более размера бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете и (или) сводной бюджетной росписью краевого бюджета на цели предоставления субсидии (далее - бюджетные ассигнования).
5.3. В случае если после распределения субсидии муниципальному образованию края, образовательной организации которого присвоен первый номер в рейтинге, имеется остаток бюджетных ассигнований (далее - остаток субсидии), эти средства предоставляются муниципальным образованиям края, образовательным организациям которых в рейтинге присвоены очередные порядковые номера, в объеме, определенном в соответствии с пунктом 5.1 настоящего раздела, но не более остатка субсидии.
5.4. В случае если остаток субсидии меньше объема, определенного в соответствии с пунктом 5.1 настоящего раздела, министерство в пределах срока, предусмотренного абзацем первым пункта 5.1 настоящего раздела, направляет муниципальному образованию края через СЭД запрос о согласии (несогласии) с реализацией мероприятий в пределах остатка субсидии.
5.5. Муниципальное образование края не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса, указанного в пункте 5.4 настоящего раздела, направляет через СЭД письмо о согласии (несогласии) с реализацией мероприятий в пределах остатка субсидии.
5.6. В случае поступления в министерство в срок, предусмотренный пунктом 5.5 настоящего раздела, письма муниципального образования края о согласии с реализацией мероприятий в пределах остатка субсидии субсидия предоставляется муниципальному образованию края в размере остатка субсидии.
5.7. В случае непоступления в министерство в срок, предусмотренный пунктом 5.5 настоящего раздела, письма о согласии с реализацией мероприятий в пределах остатка субсидии или поступления в министерство письма о несогласии с реализацией мероприятий в пределах остатка субсидии, остаток субсидии распределяется муниципальным образованиям края, образовательным организациям которых присвоены очередные порядковые номера в рейтинге, в соответствии с пунктами 5.3 - 5.6 настоящего раздела.
6. Порядок распределения (дополнительного распределения) субсидии между муниципальными образованиями края
6.1. Распределение субсидии между муниципальными образованиями края утверждается распоряжением Правительства края, принимаемым в порядке и сроки в соответствии с Регламентом Правительства края, утвержденным постановлением Правительства края от 20 июля 2006 г. N 117-пр (далее - распоряжение о распределении и Регламент соответственно).
Проект распоряжения о распределении подготавливается министерством не позднее 10 рабочих дней со дня формирования рейтинга.
6.2. Министерством осуществляется дополнительное распределение субсидии в году предоставления субсидии между муниципальными образованиями края, образовательные организации которых включены в рейтинг (далее - дополнительное распределение), при наступлении следующих обстоятельств:
1) наличие остатка бюджетных ассигнований в случаях, указанных в пункте 6.11 настоящего раздела;
2) увеличение объема бюджетных ассигнований в текущем финансовом году;
3) поступление письменного отказа муниципального образования края от выполнения мероприятий.
6.3. Условиями предоставления субсидии при дополнительном распределении являются:
1) включение образовательной организации в рейтинг;
2) неполучение субсидии в объеме, определенном в соответствии с пунктом 5.1 раздела 5 настоящего Порядка;
3) представление заявки на дополнительное распределение в соответствии с пунктом 6.5 настоящего раздела (далее - дополнительная заявка).
6.4. Министерство не позднее 10 рабочих дней со дня наступления одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 6.2 настоящего раздела, размещает на официальном сайте министерства уведомление о проведении дополнительного распределения с указанием объема денежных средств, подлежащих дополнительному распределению, и срока подачи дополнительной заявки.
6.5. Для участия в дополнительном распределении муниципальные образования края представляют в министерство на бумажном носителе или через СЭД (в форме сканированного документа) подписанные главой муниципального образования края (лицом, исполняющим его обязанности) и заверенные печатью местной администрации дополнительные заявки в произвольной форме в срок, указанный в уведомлении о проведении дополнительного распределения.
Дополнительная заявка представляется в отношении образовательных организаций, включенных в рейтинг, и подлежит регистрации в день ее поступления в соответствии с установленными в министерстве правилами делопроизводства.
6.6. Министерство в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока приема дополнительных заявок, указанного в уведомлении о проведении дополнительного распределения, принимает одно из следующих решений:
1) о включении муниципального образования края в дополнительное распределение - в случае отсутствия оснований для признания муниципального образования края не подлежащим включению в дополнительное распределение, предусмотренных пунктом 6.7 настоящего раздела;
2) о признании муниципального образования края не подлежащим включению в дополнительное распределение - в случае наличия одного или нескольких оснований для признания муниципального образования края не подлежащим включению в дополнительное распределение, предусмотренных пунктом 6.7 настоящего раздела.
Уведомления о решениях, принятых в соответствии настоящим пунктом, с обоснованием причин принятия решений, предусмотренных подпунктом 2 настоящего пункта, направляются в муниципальные образования края в течение пяти рабочих дней со дня их принятия.
6.7. Основаниями для признания муниципального образования края не подлежащим включению в дополнительное распределение являются:
- нарушение срока подачи дополнительной заявки, указанного в уведомлении о проведении дополнительного распределения;
- несоответствие дополнительной заявки требованиям пункта 6.5 настоящего раздела;
- несоблюдение условий, установленных пунктом 6.3 настоящего раздела.
6.8. Размер субсидии, предоставляемой муниципальным образованиям края, в отношении которых принято решение о включении в дополнительное распределение в соответствии с подпунктом 1 пункта 6.6 настоящего раздела, определяется министерством в соответствии с разделом 5 настоящего Порядка и не может превышать разницы между объемом субсидии, определенном в соответствии с разделом 5 настоящего Порядка, и объемом субсидии, утвержденным указанным муниципальным образованиям распоряжением о распределении.
6.9. Дополнительное распределение осуществляется в соответствии с Регламентом путем внесения изменений в распоряжение о распределении.
Проект распоряжения Правительства края о внесении изменения в распоряжение о распределении (далее - распоряжение о внесении изменений) подготавливается министерством не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решений, указанных в пункте 6.6 настоящего раздела.
6.10. Не позднее 10 рабочих дней со дня принятия распоряжения о распределении (распоряжения о внесении изменений) министерство направляет муниципальным образованиям края, включенным в распоряжение о распределении (распоряжение о внесении изменений) через СЭД проект соглашения (дополнительного соглашения) для подписания.
Не позднее пяти рабочих дней со дня направления проекта соглашения (дополнительного соглашения) муниципальное образование края представляет в министерство подписанный проект соглашения (дополнительного соглашения) в двух экземплярах на бумажном носителе или направляет через СЭД (в форме сканированного документа) с последующим представлением на бумажном носителе.
Министерство не позднее трех рабочих дней со дня получения подписанного муниципальным образованием края проекта соглашения (дополнительного соглашения) подписывает его и один экземпляр направляет в муниципальное образование края.
6.11. В случае непоступления в министерство подписанных муниципальным образованием края двух экземпляров проекта соглашения (дополнительного соглашения) в срок, установленный абзацем вторым пункта 6.10 настоящего раздела, министерство в течение одного рабочего дня, следующего за днем истечения указанного срока, принимает решение об отказе в предоставлении субсидии и направляет муниципальному образованию края письменное уведомление о принятом решении с обоснованием причин его принятия.
6.12. Перечисление субсидии осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Муниципальные образования края ежемесячно не позднее чем за 15 календарных дней до начала очередного месяца представляют в министерство в произвольной форме заявку на перечисление субсидии для включения в кассовый план краевого бюджета на очередной месяц.
Перечисление средств субсидии осуществляется ежемесячно не позднее 28-го числа текущего месяца в пределах утвержденного кассового плана краевого бюджета на текущий месяц.
6.13. При наличии нераспределенного остатка бюджетных ассигнований после проведения дополнительного распределения либо в случае, если все муниципальные образования края, включенные в рейтинг, получили субсидию в объеме, определенном в соответствии с пунктом 5.1 раздела 5 настоящего Порядка, министерство проводит дополнительный отбор муниципальных образований края для предоставления субсидии в соответствии с настоящим Порядком (далее - дополнительный отбор).
Извещение о проведении дополнительного отбора публикуется министерством на официальном сайте министерства не позднее 15 ноября года предоставления субсидии.
7. Обеспечение соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, оценка эффективности использования субсидии
7.1. Министерство обеспечивает соблюдение муниципальными образованиями края условий, целей и порядка предоставления субсидии.
7.2. Муниципальные образования края представляют в министерство ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, ежегодно не позднее 15 января года, следующего за отчетным годом, отчеты по формам, установленным типовой формой:
1) об осуществлении расходов бюджета муниципального образования края, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
2) о достижении значений результатов использования субсидии (далее - отчет).
7.3. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется министерством на основании сравнения установленного соглашением значения результата использования субсидии и фактически достигнутого значения результата использования субсидии согласно ежегодному отчету.
Результатами использования субсидии являются:
- доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;
- доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;
- доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования.
7.4. Возврат муниципальным образованием края средств субсидии в краевой бюджет осуществляется в сроки и порядке в соответствии с пунктами 14 - 17, 21 Порядка N 181-пр.
7.5. Государственный финансовый контроль осуществляется органами государственного финансового контроля края в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Хабаровского края от 29 марта 2024 г. N 121-пр "О внесении изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2015 г. N 491-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Доступная среда" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края"
Вступает в силу с 29 марта 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 29 марта 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 3 апреля 2024 г. N 2700202404030020