Во исполнение НП-090-11 "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (приказ ОАО "Концерн Росэнергоатом" от 22.06.2012 N 9/581-П "О внедрении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-090-11"), ПОР 1.1.3.19.1739-2020 "Программы обеспечения качества АО "Концерн Росэнергоатом". Порядок разработки, введения в действие, проверки выполнения и оценки результативности выполнения" (приказ АО "Концерн Росэнергоатом" от 12.11.2020 N 9/01/1801-П "О введении в действие ПОР 1.1.3.19.1739-2020 "Программы обеспечения качества АО "Концерн Росэнергоатом". Порядок разработки, введения в действие, проверки выполнения и оценки результативности выполнения"), пункта 1.12 Детализированного плана развития и совершенствования в АО "Концерн Росэнергоатом" Интегрированной системы управления и системы качества на 2023 год (приказ АО "Концерн Росэнергоатом" от 23.03.2023 N 9/01/475-П "Об утверждении Детализированного плана развития и совершенствования в АО "Концерн Росэнергоатом" Интегрированной системы управления и системы качества на 2023 год, Графика разработки моделей процессов АЭС, ПАТЭС, ОДИЦ и ОДИЦ РБМК") приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 15.12.2023 Изменение N 1 к ПРГ 1.2.2.15.999.0075-2022 "Общая программа обеспечения качества эксплуатирующей организации АО "Концерн Росэнергоатом" (приказ АО "Концерн Росэнергоатом" от 01.12.2022 N 9/01/2000-П "О введении в действие ПРГ 1.2.2.15.999.0075-2022 "Общая программа обеспечения качества эксплуатирующей организации АО "Концерн Росэнергоатом") (далее - Изменение N 1 к ПРГ 1.2.2.15.999.0075-2022, приложение).
2. Первым заместителям Генерального директора, заместителям Генерального директора - директорам по направлениям деятельности, заместителям Генерального директора - директорам филиалов АО "Концерн Росэнергоатом" - действующих атомных станций, директорам филиалов АО "Концерн Росэнергоатом", директорам по направлениям деятельности, Главному бухгалтеру Шалимову А.В., руководителю Аппарата Генерального директора Дубровиной С.В., руководителю Проектного офиса по региональной политике и развитию территорий Карчаа Р.И.:
2.1. Принять Изменение N 1 к ПРГ 1.2.2.15.999.0075-2022 к руководству и исполнению.
2.2. Привести локальные нормативные акты в соответствие с Изменением N 1 к ПРГ 1.2.2.15.999.0075-2022 при их очередном пересмотре, внесении изменений.
3. Руководителю Управления планирования и технического обеспечения производства Костюченко В.В. обеспечить внесение в установленном порядке Изменения N 1 к ПРГ 1.2.2.15.999.0075-2022 в Указатель технических документов, регламентирующих обеспечение безопасности на всех этапах жизненного цикла атомных станций (обязательных и рекомендуемых к использованию), размещение его электронной версии в каталоге "Указатель ТД Концерна" в АСУТД.
4. Директору по качеству и процессному управлению Блинкову В.Н. обеспечить координацию работ по внедрению Изменения N 1 к ПРГ 1.2.2.15.999.0075-2022.
Генеральный директор |
А.В. Шутиков |
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом АО "Концерн Росэнергоатом"
от 07.12.2023 N 9/01/2045-П
Изменение N 1
к ПРГ 1.2.2.15.999.0075-2022 "Общая программа обеспечения качества эксплуатирующей организации АО "Концерн Росэнергоатом" (приказ АО "Концерн Росэнергоатом" от 01.12.2022 N 9/01/2000-П "О введении в действие ПРГ 1.2.2.15.999.0075-2022 "Общая программа обеспечения качества эксплуатирующей организации АО "Концерн Росэнергоатом")
1. Раздел "Введение" изложить в новой редакции:
"Настоящая Общая программа обеспечения качества эксплуатирующей организации АО "Концерн Росэнергоатом" разработана во исполнение требований N ФЗ-170, НП-001, НП-022, НП-090, ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 19443, с учетом положений ТПРГ 1.1.3.09.1799, Общих требований по безопасности МАГАТЭ GSR Part 2.".
2. В разделе 2 "Нормативные ссылки":
2.1. Исключить следующие абзацы:
"РД-11-02-2006 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения";
"РД-11-05-2007 Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства";
"РД ЭО 1.1.2.01.0654-2014 Положение по проведению застройщиком и техническим заказчиком контроля качества строительно-монтажных работ при сооружении объектов атомных станций".
2.2. Заменить обозначения:
"СТО 1.1.1.04.004.1108-2017" на "СТО 1.1.1.04.004.1108-2023";
"СТО 1.1.1.04.003.0542-2019" на "СТО 1.1.1.04.003.0542-2023";
"СТО 1.1.1.01.002.11710-2020" на "СТО 1.1.1.01.002.1710-2020";
"ПОР 1.1.3.19.1480-2021" на "ПОР 1.1.3.19.1480-2023".
2.3. Заменить обозначения и наименования документов:
"РД ЭО 1.1.2.01.0698-2016 Организация взаимодействия и разработки корректирующих мер при проверках безопасности и качества для безопасности АО "Концерн Росэнергоатом" федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом". Положение" на "СТО 1.1.1.04.004.1990-2023 Организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и Госкорпорацией "Росатом" при проверках безопасности и качества в АО "Концерн Росэнергоатом";
"РД ЭО 1.1.2.01.0956-2014 Положение по оценке соответствия требованиям безопасности организационно-технологической документации на строительно-монтажные работы при сооружении объектов атомных станций" на "СТО 1.1.1.01.003.2155-2023 Оценка соответствия требованиям безопасности организационно-технологической документации на строительно-монтажные работы при сооружении объектов атомных станций".
2.4. Раздел дополнить новыми абзацами в следующей редакции;
"НП-022-17 "Общие положения обеспечения безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами"
ПО 1.1.3.18.1965-2023 "Распределение обязанностей эксплуатирующей организации между первыми заместителями Генерального директора, заместителями Генерального директора - директорами по направлениям деятельности, заместителями Генерального директора - директорами действующих атомных станций, Главным бухгалтером, директорами по направлениям деятельности. Положение"
ПО 1.1.3.18.2154-2023 "Положение об организации, эксплуатирующей объекты использования атомной энергии и осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии (АО "Концерн Росэнергоатом")"
МУ 1.1.4.01.1520-2018 "Разработка требований к программам обеспечения качества при сооружении ОИАЭ. Методические указания".
3. По всему тексту ПРГ 1.2.2.15.999.0075-2022 заменить нормативные ссылки "РД ЭО 1.1.2.01.0698" на "СТО 1.1.1.04.004.1990", "РД ЭО 1.1.2.01.0956" на "СТО 1.1.1.01.003.2155".
4. По всему тексту ПРГ 1.2.2.15.999.0075-2022 исключить нормативную ссылку "РД ЭО 1.1.2.01.0654".
5. По всему тексту ПРГ 1.2.2.15.999.0075-2022:
- нормативную ссылку "РД-11-02" заменить на библиографическую ссылку "[65]";
- нормативную ссылку "РД-11-05" заменить на библиографическую ссылку "[66]".
6. В разделе 4 "Сокращения":
6.1. Дополнить раздел новыми сокращениями и расшифровками к ним:
"ГТС - гидротехнические сооружения;
ОНАО - образующиеся низко активные отходы (промышленные отходы АС, содержащие техногенные радионуклиды);
ПХЯМиРВ - пункт хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
ХРАО - хранилище ядерных материалов и радиоактивных веществ".
6.2. Заменить сокращения "МВД" на "МВД России"; "МЧС" на "МЧС России"; "ФСБ" на "ФСБ России".
6.3. Заменить сокращения и расшифровки к ним:
1) "ФАС - Федеральная антимонопольная служба" на:
"ФАС России - Федеральная антимонопольная служба России";
2) "ФМБА - Федеральное медико-биологическое агентство" на
"ФМБА России - Федеральное медико-биологическое агентство России".
7. По всему тексту ПРГ 1.2.2.15.999.0075-2022 заменить сокращения "МВД" на "МВД России"; "МЧС" на "МЧС России"; "ФСБ" на "ФСБ России"; "ФАС" на "ФАС России", "ФМБА" на "ФМБА России".
8. В разделе 5 "Политика в области качества":
8.1. В пункте 5.1:
8.1.1. Перечисления 1), 3), 4) изложить в новой редакции соответственно:
"1) обеспечение ядерной, радиационной, промышленной, технической, пожарной, экологической, энергетической безопасности ОИАЭ, безопасности ГТС и охраны труда;";
"3) достижение передовых экономических показателей и обеспечение конкурентоспособности АЭС на оптовом рынке электрической энергии и мощности, а также на рынках тепловой энергии, снижение себестоимости продукции и сроков протекания процессов, развитие Производственной системы Росатома, а также развитие новых бизнесов, реализации международных проектов по предоставлению сервисных услуг на всех этапах ЖЦ ОИАЭ, повышение доли на международных рынках
4) совершенствование ИСУ путём результативного функционирования и развития СК, отвечающей требованиям законодательства РФ и ФНП, документов МАГАТЭ по безопасности, стандартов серии ISO:9000, а также требованиям потребителей, заказчиков и других заинтересованных сторон, интеграции в систему управления задач обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, физической защиты, профессиональной безопасности, экономики, социальной ответственности и энергоэффективности;".
8.1.2. Перечисление 6) исключить.
8.2. В пункте 5.2:
8.2.1. Первое, четвертое и пятое перечисления изложить в новой редакции соответственно:
"1) исполнение решений и указаний Госкорпорации "Росатом", требований Ростехнадзора, ориентация на требования российских и зарубежных потребителей и заказчиков, документов МАГАТЭ;";
"4) определение полномочий и ответственности, распределение функций и обязанностей между подразделениями и работниками, исключающее "утерю" или дублирование обязанностей, а также вовлечение всех работников Концерна в процесс совершенствования СК;
5) проведение аудитов (проверок) выполнения и оценок результативности выполнения ПОК филиалами Концерна и организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги Концерну, определение причин возникновения нарушений и недостатков в работе, разработка и выполнение мероприятий по их устранению и недопущению;".
8.2.2. Перечисление 6) исключить.
8.3. В пункте 5.3 перечисления 1) и 4) изложить в новой редакции соответственно:
"1) довести данную Политику до сведения всех работников, разъяснять и последовательно проводить ее в практической деятельности, собственным поведением и практикой управления доносить до работников суть Политики, установить необходимые полномочия и ответственность за её реализацию;";
"4) установить требования к качеству процессов, обеспечить их выполнение и соответствие документированным процедурам Концерна в рамках ИСУ;".
9. В разделе 6 "Общие положения", в пункте 6.2 второе предложение изложить в новой редакции:
"ЭО в соответствии с НП-001 реализовывает управление в целях безопасности и для этого сформировала ИСУ.".
10. В разделе 7 "Организационная деятельность":
10.1. В подразделе 7.1 "Эксплуатирующая организация":
10.1.1. В пункте 7.1.4 обозначение и библиографическую ссылку "РО-273К(04-08)2020 [9]" заменить на нормативную ссылку "ПО 1.1.3.18.1965".
10.1.2. Пункт 7.1.5 изложить в новой редакции:
"7.1.5 ЭО в соответствии с требованиями Федерального закона [3], НП-001, НП-022, НП-090, ПО 1.1.3.18.2154:
1) в установленном порядке выполняет функции ЭО ЯУ (АС), РИ, ПХ ЯМ и РАО на АС;
2) ЭО несет всю полноту ответственности за обеспечение безопасности на всех этапах ЖЦ ЯУ, ПХ ЯМ и РАО, РИ, а также за надлежащее обращение с ЯМ и PB;
3) осуществляет собственными силами или с привлечением других организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги ЭО, деятельность в области ИАЭ по:
- размещению, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ЯУ, РИ и ПХ ЯМ и PB, хранилищ РАО;
- обращению с ЯМ и PB при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении;
- обращению с РАО при их хранении, переработке и транспортировании;
- использовании ЯМ и PB при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- конструированию и изготовлению оборудования для ЯУ, РИ, ПХ ЯМ и PB, хранилищ РАО;
- проектированию и конструированию ЯУ, РИ, ПХ ЯМ и PB, хранилищ РАО;
4) получает разрешения (лицензии) на право ведения работ в области ИАЭ, на другие лицензируемые виды деятельности, проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, которые выдаются органами государственного регулирования безопасности, Федеральной службой безопасности России;
5) обладает полномочиями, финансовыми, материальными и иными ресурсами, достаточными для осуществления своих функций;
6) создает специальный фонд для финансирования затрат, связанных с выводом из эксплуатации ЯУ, ПХ ЯМ и РАО, РИ и для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности ЯУ, ПХ ЯМ и РАО, РИ;
7) разрабатывает и осуществляет мероприятия по поддержанию безопасности ЯУ, ПХ ЯМ и РАО, РИ, создает при необходимости специальные службы, осуществляющие контроль за безопасностью, представляет информацию о состоянии безопасности ЯУ, ПХ ЯМ и РАО, РИ в органы государственного регулирования безопасности;
8) обеспечивает использование ЯУ, ПХ ЯМ и РАО, РИ только для тех целей, для которых они предназначены;
9) обеспечивает разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на ЯУ, ПХ ЯМ и РАО, РИ и по снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды;
10) обеспечивает безопасное для работников ОИАЭ и населения обращение с ЯМ, РВ и РАО и их хранение;
11) обеспечивает реализацию прав работников ОИАЭ на социально-экономические компенсации;
12) обеспечивает учет индивидуальных доз облучения работников ОИАЭ;
13) обеспечивает планирование, разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии на ЯУ, ПХ ЯМ и РАО, РИ и других ЧС;
14) обеспечивает учет и контроль ЯМ, PB и РАО;
15) обеспечивает осуществление физической защиты ЯУ, ПХ ЯМ и РАО, РИ на всех этапах ЖЦ АС, антитеррористической устойчивости, экономической безопасности, защиты государственной и коммерческой тайны;
16) обеспечивает разработку и реализацию мер пожарной безопасности;
17) обеспечивает реализацию мероприятий и обеспечение обязательных требований в области промышленной безопасности;
18) обеспечивает реализацию мероприятий и обеспечение обязательных требований в области безопасности ГТС;
19) обеспечивает радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;
20) обеспечивает подбор, подготовку и поддержание квалификации работников ЯУ, ПХ ЯМ и РАО, РИ и создание для них необходимых социально-бытовых условий на производстве;
21) обеспечивает информирование населения о радиационной обстановке в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;
22) обеспечивает оперативной информацией о радиационной обстановке при возникновении аварии на ЯУ, ПХ ЯМ и РАО, РИ, приведшей к выбросу PB сверх установленных пределов в окружающую среду, параметрах других ЧС, произошедших на объектах ЭО, органы управления и силы ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС;
23) информирует работников, принимающих участие в работах по предотвращению развития аварии или по ликвидации ее последствий, связанных с повышенным облучением, о возможном риске облучения выше установленных дозовых пределов;
24) осуществляет оповещение работников ЭО об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
25) обеспечивает организацию предупреждения транспортных происшествий и аварий при транспортировании ЯМ, PB и РАО;
26) организует финансовое обеспечение предела ответственности ЭО за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием;
27) получает заключения государственной экологической экспертизы на проектные и иные документы в области ИАЭ в порядке, установленном законодательством РФ, а также по оценке радиационного воздействия ЯУ, ПХ ЯМ и РАО, РИ на окружающую среду;
28) возмещает убытки, причиненные установлением санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения в порядке, установленном законодательством РФ;
29) осуществляет противоаварийное планирование и обеспечивает аварийную готовность к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС на ЯУ, ПХ ЯМ и РАО, РИ;
30) планирует и организует проведение мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации ЧС;
31) выполняет иные обязанности в соответствии с законодательством РФ.
32) организует и координирует разработку, утверждение, введение в действие, выполнение, проверки выполнения и оценки результативности выполнения своих общих и частных ПОК на всех этапах ЖЦ ЯУ, ПХ ЯМ и РАО, РИ (Приложение А);
Примечание - В соответствии с требованиями НП-090 допускается разработка одной общей ПОК на несколько ОИАЭ: ЯУ (блоки АЭС), РИ, ПХ ЯМ и PB, хранилищ РАО.
33) Определяет требования к частным ПОК организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги ЭО на всех этапах ЖЦ ЯУ, ПХ ЯМ и РАО, РИ;
34) организует и координирует согласование, проверки выполнения и оценки результативности выполнения ПОК организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги ЭО.
ЭО создает филиалы и/или представительства на площадках действующих и строящихся АС в соответствии с законодательством Российской Федерации. Филиалы и представительства ЭО осуществляют свою деятельность от имени ЭО. ЭО несет ответственность за деятельность созданных им филиалов и представительств (приложение Г).".
10.1.3. Подраздел дополнить новыми подпунктами 7.1.5а, 7.1.5б в следующей редакции:
"7.1.5а ЭО формирует и проводит ЕТП [12], формирует и совершенствует организационные структуры ЦА и филиалов (приложение Г), планирует деятельность по управлению качеством, разрабатывает, вводит в действие и сопровождает документы по качеству.
7.1.5б Распределение ответственности за разработку, согласование, утверждение, ввод в действие, контроль выполнения, оценку результативности выполнения ПОК между структурными подразделениями Концерна, организациями, выполняющими работы и оказывающими услуги ЭО, приведено в приложении Б.".
10.1.4. Из пункта 7.1.7 исключить второе предложение.
10.2. В подразделе 7.4 "Основные функциональные обязанности руководителей эксплуатирующей организации в части программ обеспечения качества":
10.2.1. В пункте 7.4.5:
10.2.1.1. Перечисления 7)-9) изложить в новой редакции:
"7) обеспечение безопасности и качества при размещении, проектировании и сооружении ЯУ, РИ и ПХ (до момента первого завоза на блок АС или в ПХ свежего ядерного топлива), рассмотрение и согласование общих ПОК в части вопросов размещения, проектирования и сооружения ЯУ и ПХ, организацию разработки общей ПОК строящейся АС (при отсутствии филиала Концерна - дирекции строящейся АС) в установленном в Концерне порядке;
8) организация и координация разработки, утверждения, ввода в действие частных ПОК ЭО при проектировании, при сооружении ОИАЭ; организацию и координацию выполнения, проверки выполнения, оценки результативности выполнения частных ПОК ЭО при проектировании, при сооружении ОИАЭ, в части организационных и технических мероприятий по обеспечению качества, влияющих на безопасность ОИАЭ при выполнении СМР;
9) согласование, контроль за выполнением и оценку результативности выполнения частных ПОК организаций, выполняющих работы и (или) предоставляющих услуги для ЭО на этапах размещения, проектирования и сооружения ОИАЭ (до момента первого завоза на блок АС или в ПХ ядерного топлива);".
10.2.1.2. Перечисления 1), 11) исключить.
10.2.2. В пункте 7.4.8:
10.2.2.1. Перечисление 3) изложить в новой редакции:
"3) обеспечение безопасности РИ и ПХ при вводе в эксплуатацию (с момента первого завоза на ПХ ядерного топлива), при эксплуатации ЯУ, РИ и ПХ, при подготовке к выводу из эксплуатации при выводе из эксплуатации;
9.2.2.2.# Перечисление п) изложить в новой редакции:
"п) организацию и координацию разработки, утверждения, ввода в действие, выполнения, проверки выполнения, оценки результативности выполнения частных ПОК на подэтапе "Ввод в эксплуатацию" этапа "Сооружение" ПХ (с момента завоза свежего ЯТ в ПХ), этапах эксплуатации ЯУ, РИ, ПХ, при подготовке к выводу и выводе из эксплуатации; согласование, контроль за выполнением и оценку результативности выполнения ПОК организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги на этапах эксплуатации ЯУ, РИ, ПХ, при подготовке к выводу их из эксплуатации и при выводе из эксплуатации;".
10.2.3. Пункт 7.4.9 изложить в новой редакции:
"7.4.9 ЗГД - директор по специальным проектам и инициативам обеспечивает:
1) контроль и координацию реализации пилотного отраслевого проекта "Сооружение АСММ с РУ РИТМ-200" в рамках кросс-дивизиональной проектной команды;
2) руководство инвестиционным проектом "НИОКР по технологиям атомно-водородной энергетики для крупномасштабного производства и потребления водорода";
3) представляет интересы Концерна в Техническом комитете проектного направления "Прорыв" по задачам, выполняемым Концерном в интересах проектного направления "Прорыв".".
10.2.4. В пункте 7.4.15:
10.2.4.1. Перечисление 6) изложить в новой редакции:
"6) обеспечение качества в период "Ввод в эксплуатацию" этапа "Сооружение" до получения разрешения на ввод в эксплуатацию, включая согласование, проверку выполнения и оценку результативности выполнения частных ПОК на лицензируемые виды деятельности сооружаемых АС;".
10.2.4.2. Перечисление б) изложить в новой редакции:
"б) согласование, контроль за выполнением и оценку результативности выполнения ПОК организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги для ЭО при выполнении ПНР на указанном этапе;".
10.2.4.3. Пункт 7.4.18 дополнить новыми перечислениями г) и д) в следующей редакции:
"г) формирование резерва, предназначенного для финансирования затрат по обеспечению ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при эксплуатации АС, содержанию и оснащению аварийно-спасательных формирований, оплате их работ (услуг) по предотвращению и ликвидации последствий ЧС;
д) формирование резерва, предназначенного для финансирования затрат по обеспечению физической защиты, учета и контроля ядерных материалов на атомных станциях."
10.2.5. В пункте 7.4.20, в перечислении в) перечисление 3) изложить в новой редакции:
"3) организация согласования, утверждения, ввода в действие, выполнения, проверки выполнения, оценки результативности выполнения ПОК АС при конструировании и изготовлении продукции;
- организация согласования, проверки выполнения, оценки результативности выполнения частных ПОК (ПОК (К) и/или ПОК (И)) предприятий-изготовителей оборудования, ядерного топлива и комплектующих изделий к ним, поставляемых на действующие и строящиеся АС;".
10.3. В подразделе 7.5 "Основные функциональные обязанности подразделений эксплуатирующей организации в части программ обеспечения качества":
10.3.1. Пункт 7.5.1 изложить в новой редакции:
"7.5.1 Департамент инженерной поддержки осуществляет: обеспечение условий для выполнения функций ЭО в части осуществления инженерной поддержки эксплуатации, модернизации и разработки электротехнического оборудования, тепломеханического оборудования, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, зданий и сооружений, систем диагностики, ресурса оборудования, выполнения работ по эксплуатационному неразрушающему контролю металла и реакторному материаловедению, выполнения работ по обращению с РАО и ОНАО на ОИАЭ Концерна; организацию деятельности по разработке, согласованию, утверждению, введению в действие приказом по ЭО, проверка выполнения, оценка результативности выполнения ПОК при эксплуатации АС, ПОК при эксплуатации РИ, ПОК при эксплуатации ЯЭУ ПЭБ, ПОК при обращении с РАО при их хранении, переработке и транспортировании, согласование ПОКАС(О) на этапе эксплуатации, ПОК на этапе строительства РИ, ПХ; согласование, контроль за выполнением и оценка результативности выполнения ПОК организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги на этапах эксплуатации ОИАЭ, при обращении с РАО при их хранении, переработке и транспортировании.".
10.3.2. Пункт 7.5.4 изложить в новой редакции:
"7.5.4 Департамент по реализации проектов ввода энергоблоков в эксплуатацию осуществляет: создание на площадках, сооружаемых АЭС в РФ и за рубежом условий для достижения целей Концерна и заказчика по качественному выполнению работ в оптимальные сроки на этапах ввода в эксплуатацию АЭС при обеспечении ядерной, промышленной, пожарной, экологической безопасности АЭС, радиационной безопасности персонала и населения с соблюдением требований ФНП (национальных норм и правил субъекта размещения АЭС); участие в проведении на площадках сооружаемых энергоблоков АЭС в РФ проверок с целью контроля выполнения ПОКАС(С) в части организации ПНР при вводе в эксплуатацию сооружаемых энергоблоков АЭС в РФ; контроль обеспечения качества в период ввода в эксплуатацию на этапе сооружения энергоблоков АЭС в РФ до получения разрешения на ввод в эксплуатацию; согласование, контроль за выполнением и оценку результативности выполнения ПОК организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги ЭО при выполнении ПНР.".
10.3.3. Пункт 7.5.10 изложить в новой редакции
"7.5.10 Департамент энергополитики и устойчивого развития осуществляет повышение эффективности деятельности Концерна по разработке, утверждению, актуализации и реализации энергетической стратегии РФ, в том числе стратегических и программных документов энергетической политики Концерна, а также документов в области устойчивого развития.".
10.3.4. Пункт 7.5.19 изложить в новой редакции:
"7.5.19 Департамент физической защиты осуществляет обеспечение физической защиты и антитеррористической защищенности филиалов Концерна и организаций, входящих в контур управления Концерна.".
10.3.5. Подраздел дополнить новыми пунктами 7.5.18а, 7.5.18б, 7.5.18в в новой редакции:
"7.5.18а Департамент экономики и контроллинга осуществляет экономически эффективное управление в рамках процессов планирования и прогнозирования, контроль исполнения планов и бюджетов, а также экономический анализ хозяйственной деятельности Концерна и организаций, входящих в контур управления Концерна.
7.5.18б Казначейство осуществляет обеспечение функционирования централизованной системы управления финансовыми ресурсами, управление ликвидностью, направленное на реализацию стратегических и тактических целей Концерна, минимизацию имущественных и финансовых рисков,
7.5.18в Департамент управления и развития бизнеса ЦОД осуществляет: развитие направления "Центры обработки и хранения данных и инфраструктурные площадки ЦОД", как нового направления бизнеса Концерна и Госкорпорации "Росатом" и новых интегрированных продуктов Госкорпорации "Росатом" на рынке комплексных высокотехнологичных цифровых продуктов на базе мощностей ЦОД Концерна, направленного на получение прибыли; наращивание собственных инновационных компетенций в области создания ЦОД на площадках АЭС Концерна и других площадках Госкорпорации "Росатом" и коммерческих площадках; освоение, развитие и коммерциализации цифровых продуктов ЦОД.".
10.3.6. Подраздел дополнить новым пунктом 7.5.23а в следующей редакции:
"7.5.23а Департамент энергосбыта и сопровождения новых бизнесов осуществляет обеспечение условий эффективной реализации электроэнергии и мощности Концерна на оптовом рынке, обеспечение учета выработанной и отпущенной в сеть электроэнергии и мощности с целью получения максимально возможной прибыли и выручки, развитие и сопровождение новых видов бизнеса по направлениям сбыта электроэнергии, сертификатов происхождения электроэнергии и сопутствующих услуг.".
10.3.7. Пункт 7.5.24 дополнить новыми словами в следующей редакции: ", рассмотрение и согласование, а также организацию и проведение проверок выполнения и оценок результативности выполнения ПОК предприятиями - изготовителями ядерного топлива и комплектующих изделий к нему.".
10.3.8. Пункт 7.5.25 изложить в новой редакции:
"7.5.25 Управление инспекции безопасности АЭС обеспечивает: недопущение событий на АЭС (включая ПАТЭС), ОДИЦ, ОДИЦ РБМК, превышающих установленные целевые ориентиры безопасности, а также информирование руководства ЭО и филиалов Концерна о результативности системы управления в целях безопасности на АЭС, ПАТЭС, ОДИЦ, ОДИЦ РБМК; организацию инспекционных проверок АЭС, ОДИЦ, ПАТЭС, ОДИЦ РБМК на всех этапах ЖЦ комиссиями Концерна; контроль за выполнением предписаний ФОИВ, устранением нарушений, выявленных ВКБК; контроль за организацией и проведением расследований аварий, происшествий и инцидентов на АЭС, ОДИЦ, ОДИЦ РБМК, ПАТЭС".
10.3.9. Подраздел дополнить новыми пунктами 7.5.25а, 7.5.25б, 7.5.25в в следующей редакции:
"7.5.25а Департамент контрольно-ревизионной деятельности осуществляет содействие достижению целей Концерна, предотвращение (минимизацию) рисков (потерь) в ходе финансово-хозяйственной деятельности, повышение эффективности закупочной и договорной деятельности Концерна, его филиалов и организаций, входящих в контур управления Концерна, в том числе через предоставление руководству Концерна и организаций, входящих в контур управления Концерна независимых и объективных оценок/гарантий и внутренних консультаций.
7.5.25б Департамент внутреннего аудита осуществляет поддержание эффективности системы внутреннего контроля, направленной на снижение существенных рисков Концерна, его филиалов и организаций, входящих в контур управления Концерна, через предоставление руководству Концерна независимых и объективных оценок/гарантий и внутренних консультаций, координацию контрольной деятельности Специализированного органа внутреннего контроля Концерна в части планирования и обобщения результатов контрольных мероприятий, мониторинга и анализа внутреннего контроля и аудита в Концерне, его филиалах, организациях, входящих в контур управления Концерна.
7.5.25в Отдел контроля конкурентной политики осуществляет обеспечение законности и досудебного урегулирования споров в сфере осуществления процедур закупок и реализации для нужд Концерна, его филиалов и организаций, входящих в контур управления Концерна.".
10.3.10. Пункт 7.5.32 изложить в следующей редакции:
"7.5.32 Департамент подготовки персонала осуществляет: управление системой обучения и профессиональной подготовки персонала российских и зарубежных АЭС, системой оценки, развития и управления карьерой и преемственностью персонала ЦА, филиалов Концерна и организаций, входящих в контур управления Концерна, системой управления эффективностью деятельности в Электроэнергетическом дивизионе и психофизиологическим обеспечением персонала АЭС, направленное на обеспечение безопасной эксплуатации объектов атомной энергетики, формирование приоритета приверженности безопасности и развитие культуры безопасности и организации функционирования систем подготовки Инозаказчика для достижения стратегических целей Концерна по повышению доли на международных рынках и развитию новых продуктов.".
10.3.11. Подраздел дополнить новым пунктом 7.5.32а в следующей редакции:
"7.5.32а Департамент цифровизации и развития в электроэнергетике осуществляет координацию и обеспечение технологического присоединения, готовности схем выдачи мощности сооружаемых и действующих энергоблоков АЭС, вывод из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (окончательный останов) и объектов электросетевого хозяйства Концерна, развитие и реализацию проектов по цифровой трансформации по направлению "Цифровая энергетика" и реализацию инициатив по цифровизации энергосистемы, обеспечение роста выручки по новым направлениям бизнеса на новых энергетических рынках.".
10.3.12. Подраздел дополнить новым пунктом 7.5.48а в следующей редакции:
"7.5.48а Бухгалтерия осуществляет формирование полной, достоверной и качественной бухгалтерской (финансовой), налоговой, статистической отчетности Концерна в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности, своевременное предоставление Госкорпорации "Росатом", налоговым органам, органам статистики и иным пользователям отчетности.".
10.3.13. Подраздел дополнить новыми пунктами 7.5.53а, 7.5.53б в следующей редакции:
"7.5.53а Проектный офис по обеспечению деятельности функциональной службы по поддержке выполнения АО "ЭО ЗАЭС" функций эксплуатирующей организации осуществляет обеспечение организации, администрирования и информационно-аналитического сопровождения деятельности функциональной службы по поддержке выполнения АО "ЭО ЗАЭС", направленное на выполнение задач службы.
7.5.53б Проектный офис по управлению и интеграции международных проектов Концерна осуществляет обеспечение интеграции вновь создаваемых и/или приобретаемых компаний в контуре управления Концерна в рамках реализации международных проектов в структуру финансово-экономической отчетности (включая консолидированную отчетность МСФО/GAAP), регламентное поле группы Госкорпорации "Росатом" в части применяемых аспектов финансовой политики, при соблюдении требований и ограничений регуляторов как РФ, так и юрисдикции других стран, где реализуется международный проект. Выявление финансово-экономических рисков реализуемых проектов и подготовка данных о них для ГД.".
10.3.14. В пункте 7.5.54:
10.3.14.1. Шестое и седьмое перечисления изложить в новой редакции:
"организацию и координацию разработки, утверждения и ввода в действие частных ПОК ЭО при проектировании и сооружении ОИАЭ; организацию и координацию выполнения, проверки выполнения, оценки результативности выполнения частных ПОК ЭО при проектировании, при сооружении ОИАЭ в части организационных и технических мероприятий по обеспечению качества, влияющих на безопасность ОИАЭ при выполнении строительно-монтажных работ;".
10.3.14.2. Пункт дополнить новым перечислением в следующей редакции:
"рассмотрение и согласование общих ПОК в части вопросов размещения, проектирования и сооружения ЯУ и ПХ, организацию разработки общей ПОК строящейся АС (при отсутствии филиала Концерна - дирекции строящейся АС) в установленном в Концерне порядке.".
10.3.15. Подраздел дополнить новым пунктом 7.5.58а в следующей редакции:
"7.5.58а Обособленное подразделение Концерна в г. Кисловодске обеспечивает строительство, реконструкцию отраслевого лечебного и реабилитационно-оздоровительного центра в городе Кисловодске, организацию и осуществление производственной и хозяйственной деятельности объектов Концерна, находящихся в городе Кисловодске Ставропольского края.".
10.4. В подразделе 7.6 "Внешние взаимодействия Концерна":
10.4.1. В пункте 7.6.2 первое перечисление изложить в новой редакции:
"- с Госкорпорацией "Росатом": по вопросам перспективного и текущего планирования, разработки и согласования НД, отчетности, организации и проведения проверок, финансовым и экономическим вопросам;".
10.4.2. Пункт 7.6.3 изложить в следующей редакции:
"7.6.3 Форма взаимоотношений ЭО с внешними организациями регламентирована ФЗ [3], Указом Президента Российской Федерации [8], Уставом Концерна [2], ПО 1.1.3.18.2154, Положениями о филиалах Концерна, Положениями об организациях, указанных в п. 7.6.2.".
10.4.3. В пункте 7.6.6 шестое перечисление изложить в следующей редакции:
"- ПО 1.1.3.18.2154".
11. В пункте 10.2 второе предложение изложить в следующей редакции:
"Проверки выполнения ПОК подрядными организациями проводятся как подразделениями ЦА Концерна, так и филиалами, в том числе АЭС в соответствии с ПОР 1.1.3.19.1759, ПОР 1.2.2.19.1360 и соответствующими графиками проверок.".
12. В пункте 11.4.2 перечисление 9) изложить в новой редакции:
"9) при выявлении несоответствий и недостатков при проведении самооценок эксплуатационной безопасности в соответствии с СТО 1.1.1.01.003.1084;".
13. Раздел 13 "Требования к частным программам обеспечения качества" изложить в новой редакции:
"13. Требования к частным программам обеспечения качества
13.1 Общие требования
13.1.1 В подразделах 13.1-13.18 устанавливаются основные принципы и требования к структуре и содержанию частных ПОК (АЭС, организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги ЭО) на всех этапах ЖЦ АЭС и обязательны для всех организаций - участников размещения, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации ОИАЭ.
13.1.2 ЭО и организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги ЭО, разрабатывают частные ПОК (приведенные в ПРГ-1.2.2.15.999.0075, в приложении А) по осуществляемым ими направлениям деятельности, влияющим на безопасность АЭС, на отдельном этапе ЖЦ АЭС (включая ОИАЭ, расположенные на территории АЭС) и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности в области использования атомной энергии. Частные ПОК должны разрабатываться с учетом требований НП-090 и соответствующей общей ПОК.
13.1.3 Необходимость наличия частной ПОК у организации, выполняющей работы (предоставляющей услуги), описывающей заявленную деятельность, определяется заказчиком работ при выполнении конкурентных процедур закупки, регламентированных ЕОСЗ [18].
13.1.4 Основная (содержательная) часть частных ПОК должна включать следующие разделы (указанные в НП-090 (пункты 14-25) и разработанные применительно к деятельности, на которую распространяется ПОК):
1) область распространения;
2) нормативные ссылки;
3) термины и определения;
4) сокращения;
5) политика в области качества;
6) организационная деятельность;
7) управление персоналом;
8) управление документацией;
9) контроль проектирования (конструирования);
10) управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг;
11) производственная деятельность;
12) метрологическое обеспечение;
13) обеспечение качества программных средств и расчетных методик;
14) обеспечение надежности;
1)# управление несоответствиями;
2) аудиты (проверки).
13.1.5 В указанных разделах частных ПОК должны быть приведены описания порядка выполнения соответствующей деятельности с учетом существующей организационной структуры, распределения обязанностей и ответственности между должностными лицами и структурными подразделениями, действующей НД, установленными взаимоотношениями.
13.1.6 При разработке частных ПОК на этапах конструирования и изготовления продукции для ОИАЭ должны дополнительно учитываться требования, установленные в ОТ 1.1.8.02.1177.
13.1.7 При разработке частных ПОК при поставке систем и элементов важных для безопасности ОИАЭ должны дополнительно учитываться требования ТПРГ 1.1.3.09.1814.
13.1.8 Требования к содержанию и разработке ПОК при сооружении ОИАЭ, разрабатываемых АС, определены ОТР 1.1.3.12.1308. Требования к техническому содержанию ПОК сооружения ОИАЭ для организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги ЭО при сооружении ОИАЭ, определены МУ 1.1.4.01.1520. ПОК при сооружении ОИАЭ должны разрабатываться с учетом рекомендаций РБ-143.
13.1.9 При разработке частных ПОК на этапе эксплуатации ОИАЭ должны дополнительно учитываться требования, установленные в ТПРГ 1.1.3.09.1808. При разработке частной ПОК на эксплуатацию РИ должны учитываться требования НП-038.
13.1.10 При разработке ПОК при обращении с РАО должны дополнительно учитываться требования к ПОК, установленные в документах: НП-002, НП-019, НП-020, НП-021, а также рекомендуется учитывать положения РБ-086.
13.1.11 При разработке частных ПОК на размещение, сооружение (изготовление) РИ, ПОК на изготовление систем и элементов, важных для безопасности РИ, или ПОК на предоставление иных услуг в области использования атомной энергии для ЭО РИ, должны учитываться требования НП-038.
13.1.12 При разработке частных ПОК рекомендуется дополнительно учитывать требования ГОСТ Р ИСО 9001 и положения, приведенные в документах МАГАТЭ N GSR Part 2 [4], N GS-G-3.1 [5], N GS-G-3.5 [6].
13.1.13 В частные ПОК допускается не включать отдельные разделы из перечисленных в пункте 13.1.4, если предусмотренная в них деятельность не осуществляется в рамках этой программы.
13.1.14 В зависимости от специфики деятельности, выполняемой подрядной организацией, допускается разработка дополнительных разделов в частных ПОК, не перечисленных в пункте 13.1.4.
13.1.15 Согласование и утверждение частных ПОК Концерна должно осуществляться в соответствии с порядком, установленным в ПОР 1.1.3.19.1739, согласование частных ПОК подрядных организаций, в соответствии с ПОР 1.1.3.19.1759. Частная ПОК должна вводиться в действие приказом (распоряжением) по организации, разработавшей эту программу. Согласование с заказчиком (при необходимости) и ввод в действие частных ПОК осуществляется до начала работ, регламентируемых в этих программах.
13.1.16 Допускается разработка одной ПОК для нескольких видов деятельности в области использования атомной энергии в отношении одного или нескольких ОИАЭ, на которых осуществляется указанная деятельность, а также допускается разработка одной частной ПОК при проектировании (конструировании) и (или) при изготовлении ряда изделий, поставляемых на ОИАЭ, или при выполнении работ (предоставлении услуг) на различных ОИАЭ, при условии наличия обоснований в соответствующей ПОК.
13.2 Требования к содержанию раздела "Область распространения"
13.2.1 В разделе "Область распространения":
1) приводится информация о документах, содержащих требования, в обеспечение которых разработана частная ПОК;
2) указывается основное назначение частной ПОК и общая ПОК, в обеспечение требований которой разработана данная ПОК;
3) определяется область распространения ПОК - осуществляемые организацией-разработчиком направления и виды деятельности, влияющей на безопасность АС, приводится перечень ОИАЭ, на которую распространяется данная частная ПОК;
4) информация о статусе частной ПОК в отношении подрядных организаций (субподрядных организаций);
5) приводится информация о порядке ввода ПОК в действие, внесения изменений и пересмотра.
13.3 Требования к содержанию раздела "Нормативные ссылки"
В разделе приводится перечень НД, на которые в тексте частной ПОК даны ссылки.
13.4 Требования к содержанию раздела "Термины и определения"
В разделе приводятся термины и их определения, важные для понимания ПОК, с целью исключения неоднозначного толкования терминов. При раскрытии терминов и определений, как правило, приводятся ссылки на НД, из которых взяты термины и их определения.
13.5 Требования к содержанию раздела "Сокращения"
В разделе приводится перечень использованных по тексту аббревиатур в алфавитном порядке с их расшифровкой.
13.6 Требования к содержанию раздела "Политика в области качества"
13.6.1 В разделе "Политика в области качества" должна быть приведена политика организации в области качества (или ее описание), которая определяется, формируется и утверждается высшим руководством организации.
13.6.2 К содержанию раздела предъявляются следующие требования:
- политика должна содержать заявление о приоритете обеспечения безопасности ОИАЭ при осуществлении организацией деятельности в области использования атомной энергии;
- в политике должны быть сформулированы основные цели организации в области качества и методы их достижения;
- политика должна содержать обязательства руководства организации в области качества.
13.7 Требования к содержанию раздела "Организационная деятельность"
13.7.1 В разделе необходимо привести информацию:
1) об основных организационно-правовых документах организации - разработчика ПОК;
2) об организационной структуре управления организации в части, относящейся к выполнению ПОК, описание порядка управления организационными изменениями;
3) об основных функциональных обязанностях, полномочиях и ответственности должностных лиц, руководящих разработкой и реализацией ПОК, а также контролирующих выполнение и оценивающих результативность выполнения ПОК, включая информацию о распределении ответственности лиц (подразделений), выполняющих работы и осуществляющих контроль их качества;
4) о функциях и взаимодействии структурных подразделений организации, участвующих в реализации ПОК;
5) о порядке взаимодействий с заказчиком, вышестоящими организациями (при их наличии), подрядными организациями, другими организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии;
6) о СМК, разработанной в соответствии с положениями национальных и (или) международных стандартов (при ее функционировании в организации - разработчике ПОК), включая область применения СМК, сведения о сертификате ее соответствия установленным требованиям, сроке его действия и др.
13.8 Требования к содержанию раздела "Управление персоналом"
13.8.1 Раздел должен содержать описание порядка управления персоналом, участвующим в выполнении и контроле выполнения работ, на которые распространяется ПОК, при его подборе, комплектовании, подготовке, поддержании и повышении квалификации, допуске к самостоятельной работе.
13.8.2 В разделе должно быть приведено описание действующих в организации процедур, предусматривающих:
1) определение потребностей в количестве персонала, уровне его подготовки и квалификации;
2) формирование и поддержание культуры безопасности в организации;
3) аттестацию и (или) проверку знаний и навыков персонала, выполняющего работы (предоставляющего услуги), влияющие на безопасность ОИАЭ;
4) разработку, выполнение, анализ и корректировку программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проверки знаний и (или) аттестации персонала;
5) ведение документации (записей) по управлению персоналом.
13.8.3 Раздел должен содержать информацию:
1) об обязательном наличии в должностных инструкциях персонала и (или) в других документах организации требований к обязанностям персонала, его квалификации, объемам знаний и навыков;
2) о распределении ответственности должностных лиц и структурных подразделений за осуществление деятельности, связанной с управлением персоналом;
3) о системном подходе к обучению персонала;
4) о применении технических средств обучения для подготовки персонала (при необходимости);
5) о порядке анализа результативности деятельности, связанной с управлением персоналом.
13.8.4 В разделе должно быть также приведено описание деятельности по формированию и поддержанию у персонала культуры безопасности, а также приведена информация о действующих в организации процедурах по формированию и поддержанию культуры безопасности.
13.9 Требования к содержанию раздела "Управление документацией"
13.9.1 В разделе должно быть приведено распределение ответственности, описание порядка и действующих в организации процедур:
а) разработки, согласования, утверждения, ввода в действие, идентификации, учета, внесения изменений, пересмотра, рассылки, хранения документов, поддержания их приемлемого качества, а также отмены и уничтожения утративших силу документов;
б) формирования и ведения документов, содержащих объективные данные о качестве (записей) (например: исполнительная документация на сооружение, ремонт, модернизацию; акты проверок, инспекций, ревизий, входного контроля, сдачи-приемки и т.п.; акты и протоколы испытаний; данные журналов - оперативных, дефектов, распоряжений и т.п.; данные о квалификации персонала и т.д.), в том числе установления вида записей, идентификации, регистрации, хранения, защиты, восстановления и уничтожения записей;
13.9.2 Раздел должен содержать перечень нормативных и технических документов, применяемых в организации при осуществлении деятельности, описанной в ПОК (или ссылку на него), разработанный с учетом требований Указателя [30].
13.10 Требования к содержанию раздела "Контроль проектирования (конструирования)"
13.10.1 В разделе должно быть приведено распределение ответственности, описание порядка и действующих в организации процедур:
1) контроля соблюдения в ПД требований ФНП, технического задания (или иного документа, содержащего необходимые и достаточные требования для разработки продукции), других документов;
2) обеспечения и контроля качества, проверки ПД, включая контроль входных и выходных данных, процесса проектирования (конструирования);
3) внесения изменений в ПД, а также внесения изменений в конструкцию зданий, сооружений АЭС и системы (элементы), важные для безопасности АЭС (в том числе при их ремонте, реконструкции, модернизации, замене).
13.10.2 В разделе должны быть:
1) приведены (или даны ссылки) на действующие в организации документы, нормы и правила, по которым осуществляется контроль проектирования (конструирования);
2) определены виды проектных и конструкторских работ для АЭС, по которым осуществляется контроль;
3) описаны этапы контроля, указаны характерные контрольные точки и отчетная документация, подтверждающая выполнение требований норм и правил, правильность принятых проектных решений, удовлетворяющих требованиям Заказчика;
4) описан порядок контроля проектирования (конструирования) со стороны Заказчика и порядок устранения выявленных отклонений;
5) установлены требования к квалификации специалистов, осуществляющих контроль качества проектирования;
6) отражены вопросы организации контроля проектирования у субподрядчиков.
Примечание - Для организаций, основным направлением деятельности которых является проектирование (конструирование), данный раздел может быть объединен с разделом "Производственная деятельность".
13.11 Требования к содержанию раздела "Управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг"
13.11.1 В разделе должно быть приведено распределение ответственности и описание порядка и действующих в организации процедур, в том числе:
1) оценки и выбора подрядных организаций в соответствии с установленными критериями;
2) анализа документации на закупаемую продукцию и предоставляемые услуги, связанной с качеством и безопасностью закупаемого оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставлением услуг, проведенного с целью обеспечения выполнения установленных требований;
3) идентификации, обеспечения полноты видов контроля и испытаний закупаемого оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств;
4) хранения, транспортирования, консервации, упаковки оборудования, комплектующих изделий, материалов и полуфабрикатов;
5) оценки соответствия оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств;
6) проведения входного контроля закупаемого оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств;
7) приемки выполненных работ и предоставленных услуг.
13.12 Требования к содержанию раздела "Производственная деятельность"
13.12.1 В разделе "Производственная деятельность" должны быть определены административные и технологические процессы (направления и виды деятельности), составляющие основную производственную деятельность организации, на которую распространяется ПОК.
13.12.2 В разделе должны быть приведены описания порядка и действующих процедур планирования, выполнения и контроля работ для каждого направления и вида производственной деятельности, включая (если применимо к заявленной деятельности организации, на которую распространяется ПОК, и соответствующему этапу ЖЦ АС) следующие процессы:
1) планирования и подготовки производства;
2) выполнения и контроля выполнения работ (производственной деятельности) с указанием контрольных точек (в том числе процессов, в которых подтверждение соответствия конечной продукции затруднено или экономически нецелесообразно);
3) технического контроля (в том числе неразрушающего);
4) авторского сопровождения и сервисного обслуживания.
13.12.3 В разделе должно быть приведено описание:
1) действующих процедур подготовки производства, предусматривающих:
а) отработку технологических процессов в соответствии с установленными требованиями;
б) проверку готовности к реализации разработанного технологического процесса, его оснащенности необходимыми средствами технологического оснащения, средствами измерений и испытаний, обеспеченности необходимой документацией;
в) отработку вопросов по операционному контролю, в том числе неразрушающему контролю;
г) разработку методов и критериев контроля по выявлению скрытых дефектов;
д) разработку схемы операционного контроля, выбор (разработку) методов, критериев и оборудования для контроля, ориентированных на самоконтроль, автоматизацию контроля и статистическую обработку получаемой информации;
е) разработку требований к условиям производства (запыленность окружающей среды, влажность, температура и др.) на важнейших технологических операциях и контроль за их соблюдением;
ж) определение состава средств технологического оснащения, средств измерений и испытаний, необходимых производственных запасов для выполнения и контроля технологических процессов;
2) действующих процедур выполнения и контроля производственной деятельности (в том числе процессов, в которых подтверждение соответствия конечной продукции затруднено или экономически нецелесообразно) в процессе реализации мероприятий, обеспечивающих:
а) наличие на рабочих местах документов, регламентирующих порядок и способы выполнения технологических и контрольных операций, а также регистрации их результатов;
б) регулирование технологических процессов (операций) и управление ими в соответствии с разработанными процедурами;
в) управление специальными процессами на основании имеющихся в ТД указаний на используемые специальные производственные и контрольные методы (например, ультразвуковой контроль, рентгеновский контроль, контроль толщины покрытия);
г) контроль соблюдения технологической дисциплины, осуществляемый на основании соответствующих графиков или при получении рекламаций;
д) документальное оформление и направление в вышестоящие организации и Ростехнадзор результатов производственной деятельности;
3) действующих процедур технического контроля с указанием:
а) областей контроля и контролируемых характеристик продукции, применяемых аттестованных методик измерений, контрольного и измерительного оборудования;
б) видов и методов контроля (включая разрушающий или неразрушающий, сплошной или выборочный, непрерывный или периодический контроль);
в) способов формирования выборок контролируемой продукции, обработки результатов контроля и интерпретации полученных результатов;
4) действующих процедур организации и проведения авторского сопровождения (планового и оперативного), документального оформления и реализации его результатов;
5) действующих процедур сервисного обслуживания продукции, поставляемой организацией - разработчиком ПОК, с учетом гарантийных и (или) постгарантийных обязательств.
13.12.4 В разделе приводят описание порядка:
1) проведения технических освидетельствований систем (элементов) с указанием НД, в которой устанавливаются объем, методы и сроки проведения технических освидетельствований;
2) проведения ТОиР систем (элементов), предусматривающего разработку графиков проведения ТОиР, разработку ТД на ремонт, изготовление специальной оснастки и инструмента (при необходимости), выполнение и контроль качества выполнения работ, оформление ремонтной документации и передачу ее на хранение;
3) реконструкции, модернизации систем (элементов), предусматривающего выявление проблем их эксплуатации, принятие решения о необходимости модернизации, реконструкции, модернизации систем (элементов), планирование работ по реконструкции, модернизации систем, разработку проектно-сметной документации, подготовку, рассмотрение и принятие решения по изменениям ПД и эксплуатационной документации, выполнение и приемку строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ, подготовку и ввод в эксплуатацию систем (элементов) после реконструкции (модернизации) и в период ввода энергоблока в эксплуатацию;
4) продления ресурса систем (элементов), обеспечивающего поддержание в принятых пределах их характеристик (вследствие старения, износа, коррозии, эрозии, усталости и других факторов) с учетом условий изменения окружающей среды, в которой эксплуатируются системы (элементы), цикличности нагрузок, периодичности планово-предупредительных ремонтов и технического обслуживания, объёмов и результатов испытаний;
5) обеспечения необходимых контроля (включая эксплуатационный контроль металла), диагностики, испытаний и проверок систем (элементов), важных для безопасности АЭС, их проведения в соответствии с установленными графиками и критериями, предусматривающими:
а) контроля состояния металла (включая предэксплуатационный, периодический и внеочередной контроль) при эксплуатации систем (элементов), проводимый неразрушающими и разрушающими методами с целью выявления, регистрации и оценки изменения физико-механических характеристик и сплошности металла;
б) проведения контроля, диагностики, испытаний и проверок систем (элементов) с применением аттестованных средств и методик;
в) разработки требований к персоналу, осуществляющему контроль, диагностику, испытания и проверки систем (элементов);
г) разработки требований к программам контроля, диагностики, испытаний и проверок систем (элементов) и отчетной документации по их проведению;
6) аттестации технологии ведения сварочных работ (в том числе исследовательской и производственной аттестации), обеспечивающей подтверждение ее технологичности, проверку всего комплекса свойств сварных соединений и эффективность методов их контроля и диагностики;
7) аттестации методик контроля и диагностики оборудования, включающей разработку и выполнение программ экспериментальных исследований для аттестации методик, обработку результатов экспериментальных исследований, разработку и выполнение программ аттестации методик, разработку отчетов (протоколов) аттестации методик контроля и диагностики оборудования;
8) оценки соответствия изготавливаемых оборудования, комплектующих изделий, полуфабрикатов и материалов с указанием применяемых форм оценки соответствия (в случае, когда разработчиком частной ПОК является организация-изготовитель);
9) обеспечения аварийной готовности на АЭС путем выполнения противоаварийных действий, обеспечивающих готовность к ликвидации аварий и аварийных ситуаций, недопущение или максимально возможное уменьшение неблагоприятного воздействия последствий аварий и предаварийных ситуаций на персонал, население и окружающую# (в случае, когда разработчиком частной ПОК является ЭО);
10) обращения с ядерным топливом;
11) обращения с радиоактивными отходами;
12) учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
13) химических технологий;
14) обеспечения ядерной, радиационной, пожарной, технической и промышленной, специальной безопасности, охраны окружающей среды, охраны труда, готовности к ликвидации аварий, аварийных и чрезвычайных ситуаций;
15) инспекционного и производственного контроля;
16) управления ресурсом систем (элементов), важных для безопасности АС (ОИАЭ);
17) продления срока эксплуатации блоков АС;
18) деятельности по получению и сопровождению лицензий.
13.12.5 В ПОК при обращении с РАО в разделе "Производственная деятельность" необходимо привести перечень контролируемых характеристик РАО, методы и средства их контроля, а также порядок документирования и хранения результатов контроля.
13.13 Требования к содержанию раздела "Метрологическое обеспечение"
13.13.1 В разделе должна быть приведена информация о распределении обязанностей, порядке и действующих процедурах метрологического обеспечения основной производственной деятельности организации, в том числе:
1) идентификации и учета средств измерений (в том числе измерительных систем и измерительных каналов, как самостоятельных, так и входящих в состав более сложных структур - систем контроля, управления технологическими процессами, безопасности, противоаварийной защиты, технического диагностирования, мониторинга, контроля, включая измерительный допусковый, радиационный, производственный и эксплуатационный контроль, других систем и оборудования), индикаторов и других средств (систем) допускового контроля, не выполняющих измерения, средств испытаний (включая испытательное оборудование), эталонов единиц величин, стандартных образцов, аттестованных объектов; а также идентификации и учета методик (методов) измерений, методик испытаний, контроля, вычислительных алгоритмов (реализующих их программных средств) обработки результатов измерений (измерительной информации);
2) поддержания в рабочем состоянии, включая обеспечение технического обслуживания и метрологических процедур, эталонов и применяемых в качестве эталонов средств измерений, вспомогательных средств измерений, другого метрологического оборудования;
3) обеспечения применения поверенных (калиброванных) средств измерений утвержденного типа (в обоснованных случаях в соответствии с законодательством при применении вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений тип средства измерений может быть не утвержден), аттестованных методик (методов) измерений, аттестованного испытательного оборудования, документации, не содержащей ошибочных требований или решений в области измерений и метрологического обеспечения, посредством:
а) поверки (калибровки) силами метрологической службы предприятия и организации поверки (калибровки) в сторонних организациях;
б) организации аттестации методик (методов) измерений, участия в аттестации испытательного оборудования;
в) метрологической экспертизы документации, являющейся объектом метрологического обеспечения;
г) осуществления метрологического надзора в подразделениях организации за состоянием измерений, испытаний и контроля, состоянием и применением средств измерений, эталонов единиц величин, методик (методов) измерений, стандартных образцов, аттестованных объектов, испытательного оборудования, средств допускового контроля, соблюдением метрологических правил и норм.
13.14 Требования к содержанию раздела "Обеспечение качества программных средств и расчетных методик"
13.14.3# В разделе должно быть приведено описание применяемых в организации процедурах обеспечения и документального подтверждения качества программных средств и расчетных методик, предусматривающих проверку их верификации и аттестации.
13.14.4 В разделе необходимо привести перечень (либо ссылку на него) действующих расчетных методик и аттестованных программных средств (с указанием сведений об их верификации и аттестации), используемых при обосновании и (или) обеспечении безопасности АЭС, а также при оценке характеристик систем (элементов), важных для безопасности АЭС.
13.15 Требования к содержанию раздела "Обеспечение надежности"
13.15.1 В разделе должно быть приведено описание порядка обеспечения надежности и контроля соответствия установленным требованиям показателей надежности систем (элементов), важных для безопасности АЭС, других систем (элементов), учитываемых при проведении вероятностного анализа безопасности АЭС, предусматривающего, в том числе:
1) строгое выполнение требований НД, ПД, ТД с документальным оформлением всех отклонений и результатов контроля, испытаний и проверок систем (элементов);
2) обеспечение соблюдения гарантийных условий изготовителей систем (элементов), поставляемых на АЭС;
3) определение и контроль показателей надежности систем (элементов) в соответствии с разработанными методиками;
4) регистрацию частоты возникновения отказов в работе систем (элементов) и анализ степени влияния на безопасность АЭС неисправностей систем (элементов);
5) использование результатов этого анализа для выявления причин неисправностей и их применение в качестве входных данных для программы профилактического технического обслуживания систем (элементов);
6) сбор, регистрацию, обработку, накопление, хранение, анализ и передачу информации о надёжности систем (элементов), важных для безопасности АЭС, заинтересованным организациям, выполняющим работы и (или) предоставляющим услуги для ЭО.
13.16 Требования к содержанию раздела "Управление несоответствиями"
13.16.1 В разделе должна быть приведена информация о распределении обязанностей при осуществлении деятельности, связанной с управлением несоответствиями и должен быть описан порядок:
1) выявления, регистрации, рассмотрения (расследования) несоответствий и анализа причин их возникновения (с учетом влияния несоответствий на безопасность ОИАЭ), определения тенденций изменения причин и характера нарушений по результатам этого анализа;
2) недопущения возможности применения (в том числе случайного) материалов и изделий, а также приемки выполненных работ и (или) предоставленных услуг, не соответствующих установленным требованиям;
3) уведомления о выявленных несоответствиях руководства соответствующего уровня организации-разработчика ПОК, а также ЭО (АЭС) и органов государственного регулирования безопасности (при необходимости);
4) применения в организации ЕОС-Качество;
5) разработки, выполнения, контроля выполнения корректирующих и предупреждающих действий, направленных на устранение причин выявленных и потенциальных несоответствий и совершенствование действующей системы качества, анализа их результативности.
13.17 Требования к содержанию раздела "Аудиты (проверки)"
13.17.1 В разделе "Аудиты (проверки)" должен быть описан порядок проведения организацией-разработчиком ПОК внутренних и внешних, плановых и неплановых аудитов (проверок) выполнения разработанной ПОК, а также ПОК подрядных (субподрядных) организаций, предусматривающий:
1) планирование аудитов выполнения ПОК;
2) создание проверяющей комиссии из компетентных и независимых от проверяемой деятельности специалистов;
3) разработку программы (плана) аудита (проверки) выполнения ПОК;
4) разработку критериев оценки результативности выполнения ПОК;
5) заблаговременное уведомление руководства проверяемой организации (проверяемого подразделения) об объеме и сроках проведения аудита (проверки) выполнения ПОК (в случае проведения внепланового аудита (проверки) допускается проведение проверки без предварительного уведомления);
6) оценку результативности выполнения ПОК в соответствии с установленными критериями;
7) рассмотрение результатов аудита (проверки) выполнения ПОК на заседании проверяющей комиссии с участием руководства проверяемой организации (проверяемого подразделения);
8) документальное оформление проверяющей комиссией результатов аудита (проверки) выполнения ПОК в виде акта/отчета, содержащего, в том числе предложения по устранению выявленных несоответствий и оценку результативности корректирующих и предупреждающих действий, принятых по результатам предыдущей проверки;
9) рассмотрение результатов проведения аудита (проверки) и оценки результативности выполнения ПОК руководством организации-разработчика ПОК.
10) подготовку, выполнение и контроль выполнения планов корректирующих и предупреждающих действий (при необходимости).
13.17.2 В разделе необходимо указать, что внешние аудиты (проверки) выполнения ПОК со стороны ЭО (АЭС), Госкорпорации "Росатом", надзорных органов, осуществляются в соответствии с установленным ими порядком.".
14. В приложении Г "Организационно-функциональная структура управления АО "Концерн Росэнергоатом" рисунок Г1 изложить в новой редакции:
Организационная структура АО "Концерн Росэнергоатом"
".
15. В пункте 8.3.17 библиографическую ссылку "[33]" заменить на ссылку "[27]".
16. В пункте 10.2.5 библиографическую ссылку "МУ-ПО.02.00.01 [60]" заменить на ссылку "МУ-ПО.01.02.01 [60]".
17. В пункте 12.2.3 библиографическую ссылку "ПОР-УПК.00.00.01 [64]" заменить на библиографическую ссылку "МУ-УПК.01.00.02 [64]".
18. Библиографическую ссылку "И-АУ.03.00.02 [48]" заменить на библиографическую ссылку "И-АУ.00.00.00 [48]" по всему тексту документа.
19. Библиографическую ссылку "ПО-ПРО.00.00.01 [56]" заменить на библиографическую ссылку "МУ-ПРО.00.00.07 [56]" по всему тексту документа.
20. Библиографическую ссылку "ПОР-ПРО.96.03.03 [57]" исключить по всему тексту документа.
21. В разделе "Библиография":
21.1. Исключить ссылочные документы [9], [11], [13], [33], [57].
21.2. Реквизиты в ссылках [47], [58], [63] изложить в новой редакции:
"[47] (приказ АО "Концерн Росэнергоатом" от 29.08.2023 N 9/01/1373-П)";
"[58] (приказ АО "Концерн Росэнергоатом" от 30.10.2023 N 9/01/1786-П)";
"[63] (приказ АО "Концерн Росэнергоатом" от 22.09.2023 N 9/01/1525-П)".
21.3. Ссылки [12], [30], [44], [48], [56], [60], [64] изложить в новой редакции соответственно:
"[12] Приказ АО "Концерн Росэнергоатом" от 19.06.2023 N 9/01/934-П "О введении в действие заявлений о политиках АО "Концерн Росэнергоатом";
"[30] Указатель технических документов, регламентирующих обеспечение безопасности на всех этапах жизненного цикла атомных станций (обязательных и рекомендуемых к применению) (приказ АО "Концерн Росэнергоатом" от 21.08.2023 N 9/01/1327-П)";
"[44] Заявление о Политике АО "Концерн Росэнергоатом" в области культуры безопасности (приказ АО "Концерн Росэнергоатом" от 19.06.2023 N 9/01/934-П)";
"[48] Инструкция по делопроизводству центрального аппарата АО "Концерн Росэнергоатом" И-АУ.00.00.00 (приказ АО "Концерн Росэнергоатом" 18.08.2023 N 9/01/1315-П)";
"[56] Методические указания о порядке разработки, утверждения, хранения проектной и рабочей документации на строительство АЭС, а также внесения в нее изменений МУ-ПРО.00.00.07 (приказ АО "Концерн Росэнергоатом" от 10.04.2023 N 9/01/577-П)";
"[60] Методические указания по осуществлению договорной деятельности МУ-ПО.01.02.01 (приказ АО "Концерн Росэнергоатом" от 21.08.2023 N 9/01/1332-П)";
"[64] Методические указания по оценке систем менеджмента качества организаций, входящих в контур управления АО "Концерн Росэнергоатом" МУ-УПК.01.00.02 (приказ АО "Концерн Росэнергоатом" от 19.09.2023 N 9/01/1499-П)".
21.4. Дополнить раздел новыми ссылочными документами [65], [66] в следующей редакции:
"[65] Состав исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.05.2023 N 344-пр);
[66] Форма Общего журнала, в котором ведется учет выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.12.2022 N 1026-пр)".
Директор по качеству |
В.Н. Блинков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ АО "Концерн Росэнергоатом" от 7 декабря 2023 г. N 9/01/2045-П "Об утверждении и введении в действие Изменения N 1 к ПРГ 1.2.2.15.999.0075-2022 "Общая программа обеспечения качества эксплуатирующей организации АО "Концерн Росэнергоатом"
Изменение N 1, утвержденное настоящим приказом, вводится в действие с 15 декабря 2023 г.
Опубликование:
-