Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 2. Основные требования к проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов
1. Коррупциогенными факторами являются положения муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
2. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.
3. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы муниципального нормативного правового акта или положения проекта муниципального нормативного правового акта и излагать ее результаты в заключении с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов, в том числе с указанием структурных единиц муниципального нормативного правового акта или проекта муниципального нормативного правового акта (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы).
Оценка проекта муниципального нормативного правового акта проводится во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.
4. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы в экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в муниципальном нормативном правовом акте (проекте муниципального нормативного правового акта) выявленных коррупциогенных факторов. Факторы, не относящиеся к коррупциогенным в рамках данного Порядка, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
5. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным органом на стадии согласования проектов муниципальных нормативных правовых актов, одновременно с проведением правовой экспертизы. Первоначальная антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов до их направления в уполномоченный орган осуществляется разработчиками проектов с учетом требований настоящего Порядка. Сотрудники структурных подразделений Администрации Тюменского муниципального района, осуществляющие экспертизу, несут ответственность за соответствие данных проектов муниципальных нормативных правовых актов действующему законодательству.
6. При выявлении в рамках правовой экспертизы квалифицирующих признаков, относящихся к коррупциогенным факторам, в действующих муниципальных нормативных правовых актах, в том числе связанных с необходимостью внесения в них изменений, обусловленных вступлением в силу федеральных и (или) областных нормативных правовых актов, муниципальных нормативных правовых актов, проводится антикоррупционная экспертиза действующего муниципального нормативного правового акта с последующим направлением служебной записки в соответствующие структурные подразделения Администрации Тюменского муниципального района.
Руководители структурных подразделений Администрации Тюменского муниципального района при получении служебной записки уполномоченного органа, в котором отражены сведения о наличии коррупциогенных факторов, в течение 10 рабочих дней со дня получения служебной записки разрабатывают соответствующие проекты муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений либо о признании утратившими силу действующих муниципальных нормативных правовых актов.
7. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов) проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупциогенных факторов, определенных в частях 8 и 9 настоящей статьей.
8. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
1) широта дискреционных полномочий отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
2) определение компетенции по формуле "вправе" диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
3) выборочное изменение объема прав возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
4) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
5) принятие муниципального нормативного правового акта за пределами компетенции нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии муниципальных нормативных правовых актов;
6) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
7) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
8) отказ от конкурсных (аукционных) процедур закрепление административного порядка предоставления права (блага);
9) нормативные коллизии противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
9. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
1) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
2) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
3) юридико-лингвистическая неопределенность употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
10. В случае необходимости к участию в проведении антикоррупционной экспертизы по решению уполномоченного органа (лица) могут привлекаться представители разработчиков проектов муниципальных нормативных правовых актов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.