г. Краснодар |
|
09 октября 2024 г. |
Дело N А32-21347/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Коржинек Е.Л.,
судей Садовникова А.В. и Твердого А.А.,
при участии в судебном заседании от ответчика - Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" (ИНН 2308265684, ОГРН 1192375039119) - Бакланова С.А. (доверенность от 09.01.2024),
третьего лица - индивидуального предпринимателя Ворчик Александра, в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Комбинат Здорового питания" (ИНН 2309129204, ОГРН 1112309005764),
третьего лица - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница города Краснодара" министерства здравоохранения Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ворчик Александра Евгеньевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2024 по делу N А32-21347/2023,
установил следующее.
ООО "Комбинат Здорового питания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями к ГКУ Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" (далее - учреждение) о признании незаконным решения о признании второй части заявки индивидуального предпринимателя Ворчик А.Е. (далее -предприниматель) соответствующей требованиям, установленным документацией (закупка N 223230908178523110100107990015629244), принятым на основании протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 20.01.2023 N 0818500000822010048-ЭК-З по подведению итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по оказанию "Услуг лечебного питания" ГБУЗ "Детская городская клиническая больница города Краснодара" министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - больница; измененные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены больница и предприниматель.
Решением суда от 26.12.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.06.2024, требования удовлетворены. Распределены судебные расходы.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты на основании недопустимых доказательств, поскольку общество незаконно получили сведения из заявки предпринимателя.
В судебном заседании представители предпринимателя и учреждения поддержали доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить судебные акты.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно и суды установили, что 30.12.2022 учреждение разместило единой информационной системе извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме по определению победителя на право заключить контракт на оказание услуг лечебного питания (извещение N 0818500000822010048).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 15 600 тыс. рублей.
На участие в торгах подано две заявки: от общества и от предпринимателя.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.01.2023 N 0818500000822010048-ЭК-З победителем конкурса признан предприниматель (заявка N 2).
1 февраля 2023 года учреждение и предприниматель заключили контракт N 0818500000822010048-ЭК на оказание услуг лечебного питания.
Ссылаясь на то, что действия учреждение при рассмотрении вопроса об оценке второй части заявки предпринимателя на участие в закупке не соответствуют принципам, указанным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), общество обратилось в арбитражный суд.
Разрешая заявленные требования, суды исходили из следующего.
По смыслу статей 1, 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -Гражданский кодекс) и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов истца, которое должно быть доказано им в порядке статьи 65 Кодекса.
В пункте 44 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
В соответствии с пунктами 1 и 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" при рассмотрении требования о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов; лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством; нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
В силу положений статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно части 2 статьи 48 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные "а", "б", "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 данного Закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 названного Закона.
В соответствии с частями 1,4, 8, 9 статьи 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 утверждено положение (далее - Положение), устанавливающее порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пунктам 24 - 25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из приведенных в пункте 24 показателей оценки, в том числе: наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (подпунктом "д" пункта 24 Положения N 2604).
В соответствии с пунктом 30 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "д" пункта 24 Положения, устанавливаются: а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки; б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что при проведении спорных торгов в соответствии с извещением о проведении закупки заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", который включает показатель оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (пункт 1.2 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (т. 1, л. д.32 - 33), определяемый по количеству предлагаемых для оказания услуг поваров 5-го разряда, из числа сотрудников участника (пункт 1.2.1 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе) на основании копий следующих документов:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию профстандарт N 557 Утвержденный приказом Министерства труда и Социальной защиты Российской Федерации от 09.03.2022 N 113н, уровень квалификации 4 (разряд 5);
- документы по количеству предлагаемых для оказания услуг поваров 6-го разряда, из числа сотрудников участника (пункт 1.2.2 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе) на основании копий следующих документов: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию профстандарт N 557 Утвержденный приказом Министерства труда и Социальной защиты Российской Федерации от 09.03.2022 N 113н, уровень квалификации 5 (разряд 6).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.01.2023 N 0818500000822010048-ЭК-З победителем конкурса признан предприниматель (заявка N 2).
В отношении заявки участника N 2 указана следующая информация:
- общее количество исполненных участником закупки договоров - 332 шт.;
- общая цена исполненных участником закупки договоров - 510 195 125 рублей;
- количество предлагаемых для оказания услуг поваров 5-го разряда, из числа сотрудников участника - 31 человек;
- количество предлагаемых для оказания услуг поваров 6-го разряда, из числа сотрудников участника - 69 человек.
По показателю "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" данным участником представлены только копии трудовых договоров.
Комиссией Краснодарского УФАС России (далее - управление) рассмотрено заявление общества о нарушении комиссии рассмотрения второй заявки предпринимателя.
По результатам рассмотрения представленных материалов и проведенной внеплановой проверки комиссия Краснодарского УФАС России 14.06.2023 вынесло решение N ВП-311/2023 по делу N 023/06/99-2814/2023, в соответствии с которым признала в действиях комиссии учреждения при проведении спорного конкурса нарушение части 11 статьи 48 Закона N 44-ФЗ, установив, что предприниматель в заявке N 2 не представил требуемые законодательством о контрактной системе и Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе документы:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2023 по делу N А32-35082/2023, оставленным без имения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2024, установлено, что управление правомерно признало в действиях учреждения нарушение части 11 статьи 48 Закона N 44-ФЗ, поскольку комиссией учреждения при рассмотрении заявки предпринимателя нарушен Порядок рассмотрения н оценки заявок на участие в конкурсе, утвержденный заказчиком, не представлена трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 661 Трудового кодекса Российской Федерации.
В рамках названного дела суд указал, что согласно положениям абзаца 2 статьи 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации в сведения о трудовой деятельности включаются информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора, другая предусмотренная названным Кодексом, иным федеральным законом информация.
Абзац 4 статьи 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает места, где можно получить работнику сведения о трудовой деятельности, если у него имеется стаж работы по трудовому договору.
Суд отметил, что трудовым договором подтверждается наличие трудовых отношений между конкретным работодателем и работником, однако договор не раскрывает все сведения, предусмотренные абзацем 2 статьи 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, не подтверждает наличие у работника соответствующей квалификации, поскольку разряд определяется согласно документу об образовании, в том числе повышении квалификации. О присвоении разряда может быть сделана запись в трудовой книжке.
Поскольку заказчик установил требование по представлению определенного перечня документов, на основании которого подлежала оценка заявки, в котором отсутствует конкретное указание, что допустимо представление только трудового договора в целях подтверждения наличия трудовых отношений с участником торгов на настоящий момент, суд указал, что комиссия заказчика могла произвести такую оценку заявки только на основании таких документов.
В соответствии с частью 1 статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт определяет характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Подтверждением квалификации может быть соответствующий документ о квалификации согласно статье 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (диплом, удостоверение о повышении квалификации, свидетельство о профессии рабочего, должности служащего).
В рассматриваемом случае, объектом проводимой закупки является оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания для нужд больницы, с учетом установленных законодательством специальных требований к обеспечению им, комиссия учреждения нарушила при проведении конкурса Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, утвержденный заказчиком, который правомерно установил критерий опыта исполнителя по оказанию услуг по организации лечебного питания.
Судами, верно указано, что представленные предпринимателем трудовые договоры не могут служить подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным к опыту выполнения работ.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Довод заявителя о том, что суды сделали свои выводы, основываясь на недопустимых доказательствах, суд апелляционной инстанции правильно отклонил, указав, что они не свидетельствуют о правомерности решения учреждения при рассмотрении второй части заявки предпринимателя на участие в закупке, указанные заявителем (трудовые книжки, сведения из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации) не представлялись в материалы дела.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в частности, в определении от 17.02.2015 N 274-0, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального
права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2024 по делу N А32-21347/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о признании заявки индивидуального предпринимателя соответствующей требованиям, отметив, что нарушения в процессе оценки не повлияли на результат торгов. Суд указал на необходимость соблюдения установленных критериев и правил при проведении закупок, а также на недопустимость использования недоказанных доводов для оспаривания результатов конкурса.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 октября 2024 г. N Ф08-8100/24 по делу N А32-21347/2023