Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1 к распоряжению
Комитета по образованию
от 20.03.2024 N 302-р
Концепция
развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге
1. Основные понятия
Для целей Концепции развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге (далее - Концепция, ГОУО) используются следующие основные понятия:
1.1 Государственно-общественное управление образованием - особый тип взаимодействия государства и общества, предполагающий постоянное и ответственное участие в управлении субъектов, выражающих и представляющих интересы государства в сфере образования, и субъектов, выражающих и представляющих интересы населения, социальных институтов, родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) и непосредственно самих обучающихся.
1.2. Общественная составляющая в управлении образовательной организацией - понятие, характеризующее в обобщенном виде все субъекты управления образовательной организацией, представляющие интересы гражданского общества, общественности, социальных партнеров, прежде всего - различных групп участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогических работников и управленческих кадров), а также их деятельность по управлению образовательной организацией.
1.3. Общественное участие в оценке качества условий осуществления образовательной деятельности - система форм участия органов самоуправления образовательных организаций, представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в процедурах оценки качества условий осуществления образовательной деятельности.
2. Общие положения
2.1. Концепция разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Федеральным закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Концепцией проекта "Школа Минпросвещения России", поддержанной Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 08.04.2022 N ПК-1вн;
Методическими рекомендациями по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации, направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.10.2015 N 08-1729 "О направлении методических рекомендаций";
Методическими рекомендациями по формированию и развитию управляющих советов в образовательных организациях Российской Федерации, направленными письмом Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 03.03.2023 N 03-322.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Письмом Министерства просвещения РФ от 3 марта 2023 г. N 03-322"
2.2. Концепция определяет цели, перспективные направления и механизмы развития ГОУО.
2.3. В соответствии с Законом об образовании принципами управления системой образования являются законность, демократия, автономия образовательных организаций, информационная открытость системы образования и учет общественного мнения, государственно-общественный характер. ГОУО представляет, прежде всего, качественную характеристику управления образованием, а государственно-общественный характер выступает критерием эффективности управления деятельностью системы образования.
2.4. Сущность ГОУО в современном образовании предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для обучающихся.
2.5. Система ГОУО как качественная характеристика управления определяет методологические основы деятельности коллегиальных органов управления образовательной организацией Санкт-Петербурга, представляющих интересы различных заинтересованных общественных групп и обеспечивающих условия для реализации авторских инициатив в совместной деятельности коллегиальных органов управления образовательной организацией Санкт-Петербурга, направленной на повышение эффективности управления образованием.
2.6. Система ГОУО включает в себя:
всех участников образовательных отношений и участников отношений в сфере образования;
нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов ГОУО;
процедуры и механизмы их взаимодействия.
2.7. Объектами ГОУО является система образования и ее структурные элементы, то есть вся система отношений, взаимодействия и совместной деятельности государства и общества (в лице граждан и их объединений) в сфере образования.
2.8. Формами ГОУО являются:
на уровне государственного управления в сфере образования - консультативные, совещательные и иные органы, созданные органами государственной власти;
на уровне управления образовательной организацией - коллегиальные органы управления образовательной организацией и совещательные и (или) представительные органы образовательной организации.
2.9. Модель организации ГОУО в образовательной организации включает в себя конкретный перечень обязательных и факультативных коллегиальных органов управления образовательной организации (далее - коллегиальные органы управления) и совещательных и (или) представительных органов образовательной организации (далее - совещательные органы) и должна быть направлена на обеспечение развития образовательной организации и решение совокупности проблем деятельности образовательной организации.
2.10. Государственно-общественный характер управления образовательной организаций в условиях развития национальной, суверенной системы образования предусматривает дальнейшее развитие современных форматов консолидации интересов всех участников образовательных отношений с целью повышения эффективности управления процессом обеспечения современного качественного образования.
2.11. Основным результатом развития ГОУО выступает объединение усилий государства и общества для решения задач обеспечения качества образования, в предоставлении общественности больших прав в принятии компетентных управленческих решений, направленных на повышение качества образования.
Реализация положений Концепции в практике организации ГОУО на уровне образовательной организации позволит обеспечить расширение компетентного общественного участия в управлении образованием, рост влияния общества в обеспечении условий достижения качества образования и его доступности для всех обучающихся, повышение эффективности управленческой деятельности образовательных организаций, открытости деятельности системы образования для социальных партнеров, общественности, населения Санкт-Петербурга.
3. Анализ функционирования и приоритетные направления развития ГОУО
3.1. В Санкт-Петербурге создана региональная модель ГОУО. При Комитете по образованию созданы: Совет по образовательной политике, который является государственно-общественным органом, обеспечивающим согласованные действия Комитета по образованию, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Санкт-Петербурга, Совет при Комитете по образованию по развитию инновационной инфраструктуры в сфере образования; Общественный совет при Комитете по образованию по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности государственными образовательными организациями.
При администрациях районов Санкт-Петербурга созданы общественные органы по развитию образования. Ежегодно общественности представляются информационные (публичные) доклады о результатах деятельности системы образования Санкт-Петербурга.
3.2. В соответствии с Концепцией создания единой Федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 N Р-174, и распоряжением Комитета по образованию от 08.04.2022 N 746-р "О функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга" сформирована широкая сеть профессиональных педагогических сообществ.
3.3. В образовательных организациях Санкт-Петербурга сложилась оптимальная структура органов государственно-общественного управления образовательными организациями, включающая:
обязательные коллегиальные органы управления образовательной организацией (общее собрание работников образовательной организации, педагогический совет образовательной организации);
факультативные коллегиальные органы управления образовательной организацией (попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные Законом об образовании и уставом соответствующей образовательной организации);
совещательные и представительные органы образовательной организации (студенческие советы, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, советы обучающихся, профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации или иные органы).
3.5. Анализ потенциала развития государственно-общественного характера управления в системе образования Санкт-Петербурга выявил общую для повышения его эффективности задачу - расширение участия и формирование управленческой компетентности представителей общественности, входящей в органы ГОУО (родительская общественность, ученическая общественность, педагогическая общественность, социальные партнеры) в управлении образовательной организации.
3.6. В этих условиях приоритетными направлениями развития общественной составляющей в управлении образованием выступают:
3.6.1. Институционализация современных авторских форматов ГОУО, адекватных требованиям развития суверенной системы образования, национальным традициям и фундаментальным ценностям российского общества, потребностям образовательной организации и возможностям привлекаемого сообщества родителей и социальных партнеров.
3.6.2. Разработка и апробация формальных и неформальных моделей развития управленческой компетентности представителей общественности в процессе многоуровневого вовлечения их в систему управления образованием. Эффективность управления образовательной организацией определяется слаженной работой управленческой команды, в которую входят также общественные управляющие и руководители комиссий, которые создаются внутри коллегиальных органов управления образовательной организацией Санкт-Петербурга.
3.6.3. Модернизация современных форматов информационного взаимодействия образовательных организаций и общественности, педагогов и родителей в системе управления образованием.
3.6.4. Анализ удовлетворенности общественности результатами участия в управлении образовательными организациями.
4. Цель и задачи развития ГОУО
4.1. Целью развития ГОУО является разработка и институционализация современных форматов инициативного участия общественности в принятии управленческих решений по обеспечению повышения качества образования, распределении ответственности всех участников образовательных отношений за результаты образовательной деятельности.
4.2. Задачами развития ГОУО являются:
апробация современных моделей ГОУО, адекватных требованиям качества образования, потребностям образовательной организации и возможностям привлекаемого общества;
разработка многоуровневой открытой системы вовлечения общественности в систему управления образованием;
расширение современных форматов информационного взаимодействия образовательных организаций и общественности в системе управления образованием;
анализ удовлетворенности общественности результатами участия в управлении образовательными организациями.
5. Механизмы реализации Концепции
5.1. Реализация задач Концепции осуществляется с использованием следующих механизмов управления развитием системы ГОУО.
5.2. Механизм 1. Проектирование, внедрение и апробация современных моделей государственно-общественного характера управления образованием, адекватных требованиям качества образования, потребностям образовательной организации и возможностям привлекаемого общества.
По итогам анализа имеющихся ресурсов и своих целей развития каждая образовательная организация разрабатывает эффективную модель деятельности ГОУО, адекватную потребностям образовательной организации и возможностям родителей и социальных партнеров.
5.3. Проектируя деятельность коллегиальных органов управления и совещательных органов, необходимо исходить из трех оснований:
5.3.1. Способность коллегиальных органов управления и совещательных органов представлять интересы определенных групп общественности, заинтересованных в повышении качества образования.
5.3.2. Закрепление за коллегиальными органами управления обязанности выполнения определенного направления деятельности, которые он способен наиболее профессионально выполнить в продуктивном взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений и социальными партнерами.
5.3.3. Выбор оптимальной формы функционирования коллегиального органа управления: совет, ассоциация, объединение, сообщество по интересам, проектная группа, группа общественного контроля и др.
5.4. Полномочия каждого коллегиального органа управления должны быть регламентированы соответствующими локальными нормативными правовыми актами образовательной организации.
5.5. Одним из документов, определяющих стратегию развития образования в Российской Федерации, является концепция проекта "Школа Минпросвещения России". Ведущим целевым ориентиром магистрального направления "Образовательная среда" в проекте выступает "Реализация государственно-общественного управления". Показателем данного целевого ориентира выступает функционирование управляющего совета образовательной организации. Руководствуясь материалами "Методических рекомендаций по формированию и развитию управляющих советов в образовательных организациях Российской Федерации", размещенных в Настольной книге директора школы, образовательная организация может спроектировать модель деятельности коллегиального органа управления "Управляющий совет" (далее - управляющий совет) для решения собственных задач в обеспечении качества образования.
5.6. При реализации модели деятельности управляющего совета следует учитывать, что управляющий совет вправе:
согласовывать программу развития общеобразовательного организации;
заслушивать и согласовывать публичный доклад директора, отчет о самообследовании, отчет о поступлении и расходовании финансовых и иных ресурсов;
согласовывать образовательные программы образовательной организации;
вносить на рассмотрение учредителя образовательной организации предложения о поощрении работников образовательной организации;
вырабатывать рекомендации по установлению режима занятий обучающихся;
осуществлять контроль над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в образовательной организации;
согласовывать план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации;
согласовывать сметы расходования средств, полученных образовательной организацией от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников.
5.7. Управляющий совет самостоятельно разрабатывает и утверждает локальные нормативные и иные правовые акты, отнесенные уставом образовательной организации к его исключительной компетенции, а также согласовывает локальные акты, отнесенные уставом образовательной организации к совместной компетенции управляющего совета и других органов управления образовательной организации.
5.8. Апробация деятельности управляющих советов в образовательных организациях Санкт-Петербурга показала, что управляющий совет в системе образования Санкт-Петербурга может взять на себя следующие актуальные функции:
интеграционной (переговорной) площадки по выработке и согласованию единой общественной позиции по стратегическим вопросам развития образования;
активного управленческого органа, способного к программно-целевому управлению качеством образования в образовательной организации (диагностике проблем, принятию управленческих решений в рамках своих компетенций и реализации этих решений во взаимодействии с участниками образовательных отношений);
общественного органа, проводящего активную просветительскую, обучающую, консультативную и психолого-педагогическую работу с различными группами участников образовательных отношений и социальными партнерами на основе согласованных регламентов продуктивного решения актуальных проблем.
5.9. Пример региональных особенностей деятельности управляющего совета в образовательных организациях Санкт-Петербурга показал его способность стать "драйвером" сохранения традиции совершенствования эффективности государственно-общественного характера управления и внедрения инновационных форматов деятельности коллегиальных органов управления в системе образования Санкт-Петербурга.
5.10. Механизм 2. Разработка многоуровневой открытой системы вовлечения общественности (особенно родительской общественности) в систему управления образованием.
5.11. Последовательными уровнями вовлечения родительской общественности в систему управления образованием выступают:
уровень информирования и диагностики образовательных запросов родительской общественности о работе образовательной организации;
уровень просвещения, оказания психологический, педагогической помощи и обучения родительской общественности основам их вклада в обеспечение высокого качества образования;
уровень активного участия в различных видах деятельности образовательной организации по обеспечению качества образования (наставничество, волонтерство, тьюторство и др.);
уровень непосредственной работы в коллегиальных органах управления и (или) совещательных органах.
5.12. Механизм 3. Подготовка компетентных общественных управляющих из числа представителей педагогической, родительской, ученической общественности и социальных партнеров. Эта работа предполагает совершенствование программ обучения общественных управляющих основам управленческой деятельности и распределенной ответственности за достижение результатов. Эффективным форматом совершенствования управленческих компетенций общественных управляющих может стать создание районных и городского объединения общественных управляющих.
5.13. Механизм 4. Расширение современных форматов информационного взаимодействия образовательных организаций и общественности в системе управления образованием.
Традиционными форматами взаимодействия участников коллегиальных органов выступают: конференции, собрания, публичный доклад, общественное наблюдение, общественная экспертиза. Эти форматы показали свою эффективность в организации участия родителей в управлении образовательной организацией.
5.14. В условиях развития цифровой образовательной среды традиционные форматы дополняются специфическими формами оперативного, мобильного и индивидуализированного взаимодействия образовательных организаций и общественности в системе управления образованием. Эти форматы предполагают опору на активную роль родителей в принятии управленческих решений во всех сферах деятельности образовательного организации.
5.15. К новым форматам взаимодействия образовательного организации и родительской общественности относятся:
официальные группы, чаты, каналы образовательных организаций в социальных сетях;
сообщества родителей, отдельных классов, групп учащихся;
блоги отдельных педагогов;
блоги (каналы) руководителей образовательных организаций;
онлайн-сервисы для создания форм обратной связи и опросов;
чат-боты по содержанию сайта образовательной организации, образовательной программы;
голосовой помощник на сайте образовательной организации;
открытая студия, открытая приемная и др.
5.16. Помимо этого, появляется методический инструментарий, обеспечивающий компетентную работу общественных органов управления образованием на каждом уровне вовлеченности родителей. Например, электронный планировщик совещаний и подготовки итоговых документов.
6. Проектирование системы анализа удовлетворенности общественности результатами участия в управлении образовательной организацией
6.1. Проектируя систему оценки уровня удовлетворенности общественности результатами участия в управлении образовательной организации, руководителю образовательной организации необходимо предусмотреть следующие показатели.
6.1.1. Степень полноты и достаточности созданных коллегиальных органов управления и совещательных органов в модели ГОУО, их компетенций.
6.1.2. Степень регламентации деятельности участников образовательных отношений в системе ГОУ О. Отсутствие регламентации деятельности участников отношений в сфере образования затрудняет возможность их полноценного участия в управлении образованием.
6.2. Качество взаимодействия коллегиальных органов управления и совещательных органов в процессе управления образовательной деятельностью, результатом чего является выработка эффективных управленческих решений. Это качество взаимодействия зависит от степени подготовленности представителей коллегиальных органов управления и совещательных органов к управленческой деятельности.
7. Комплексные мероприятия по реализации задач Концепции
7.1. Совершенствование организационно-правовых условий развития ГОУО осуществляется за счет:
совершенствования действующих и разработки новых нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, повышающих эффективность работы системы ГОУО;
проведения мероприятий, направленных на распространение и внедрение инновационного опыта по привлечению представителей общественности в систему ГОУО и повышению правовой, информационной и педагогической культуры участников образовательных отношений, а также граждан, представителей их объединений, действующих в сфере образования;
создания и обеспечения работы государственно-общественных органов управления образованием, действующих при исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, с участием представителей общественных объединений, иных частных некоммерческих организаций, родительской общественности;
организации и обеспечение проведения анализа развития системы ГОУО в образовательной организации;
разработки и реализации образовательных программ, направленных на повышение эффективности участия общественности в управлении образованием;
разработки учебно-методического обеспечения (рекомендаций, вариантов анкет, инструкций и др.), направленных на повышение эффективности ГОУО;
разработки и апробации механизмов общественного участия в оценке условий реализации качественного образования и современных информационных технологий открытости образования;
развития сообщества общественных управляющих.
7.2. Информационное обеспечение и популяризация среди жителей Санкт-Петербурга ГОУО осуществляется за счет:
анализа состояния и динамики развития ГОУО;
развития современных форм информирования населения Санкт-Петербурга о функционировании органов ГОУО;
распространения информации о развитии ГОУО;
повышения информационной открытости образовательных организаций: обеспечение ежегодного представления публичных докладов и др.;
организации и проведения конкурсов, направленных на выявление лучшего опыта по развитию ГОУО.
8. Ожидаемые результаты реализации Концепции
8.1. Реализация Концепции позволит:
повысить мотивацию представителей общественности к участию в ГОУО;
построить новую образовательную среду с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства;
обеспечить конструктивный характер взаимодействия всех участников образовательных отношений и социальных партнеров в обеспечении качества образования;
развить механизмы общественной экспертизы;
расширить масштабы общественного участия в оценке условий осуществления образовательной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.