г. Краснодар |
|
25 октября 2024 г. |
Дело N А32-53521/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Малыхиной М.Н. и Ташу А.Х., при участии от истца - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Куиз А.К. (доверенность от 13.09.2024), в отсутствие ответчиков: администрации муниципального образования Мостовский район (ИНН 2342010887, ОГРН 1022304340992) и администрации Губского сельского поселения Мостовского района (ИНН 2342016053, ОГРН 1052323610756), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Мостовский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2024 по делу N А32-53521/2021, установил следующее.
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования Мостовский район (далее - администрация района) и администрации Губского сельского поселения Мостовского района (далее - администрация) о взыскании солидарно 2 321 190 рублей ущерба, причиненного окружающей среде (уточненные требования).
Решением от 28.04.2022, оставленным без изменения постановлениями апелляционного суда от 25.07.2022 и суда округа от 05.10.2022, в иске отказано.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 20.04.2023 N 308-ЭС22-27164 решение от 28.04.2022, постановление апелляционного суда от 25.07.2022 и постановление суда округа от 05.10.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Верховный Суд Российской Федерации указал на то, что в случае если причинитель вреда не установлен, по общему правилу имущественную ответственность за вред окружающей среде подлежит взысканию с собственника, либо с соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления.
При новом рассмотрении спора, решением от 29.03.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.07.2024 с администрации района взыскано 2 321 190 рублей вреда, причиненного окружающей среде. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация района, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что администрация района признана потерпевшей в рамках возбужденного уголовного дела, что исключает возможность ее привлечения в качестве ответчика по данному спору. Кроме того, территория спорных земельных участков передавалась в безвозмездное пользование администрации с целью размещения площадки для временного вывоза твердых коммунальных отходов.
В отзыве на жалобу управление указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонило ее доводы.
В судебном заседании представитель управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
До судебного заседания от администрации района поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что на основании запросов Прокуратуры Краснодарского края от 03.09.2019 N 7/3-19-2019/21-19-2003001 и от 04.09.2019 N 7/3-19-2019/75541 старшим помощником прокурора Мостовского района при участии представителя управления 10.09.2019 на территории Мостовского района проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности обращения с отходами I и II классов опасности, в ходе которой было установлено, что на двух участках площадью 802,5 кв. м и 46,8 кв. м, расположенных по адресу: Краснодарский край, Мостовской район, осуществляется несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), доступ к указанным местам не ограничен. Свалка состоит из бытовых отходов (куски пластика, бой стекла, полиэтилен, обломки древесины, металлические банки), мешков со строительным мусором, срубленных ветвей деревьев.
В соответствии с данными кадастрового инженера, привлеченного к участию в проверке, установлена площадь земельных участков, на которых складированы отходы, за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 23:20:0704001:1525 - 849,3 кв. м.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" (далее - ФГБУ ЦЛАТИ) произвело отбор проб отходов и почв в местах несанкционированного размещения отходов. В соответствии с экспертным заключением от 17.09.2019 N 260 по результатам испытаний (измерений) проб отходов (протокол отбора (измерений) проб отходов от 10.09.2019 N 303-1, протокол испытаний (измерений) проб от 11.09.2019 N 321-0, протокол биотестирования проб отходов от 16.09.2019 N 322-О-БИО), исходя из тела свалки и расчета класса опасности для окружающей среды, результаты биотестирования относят отобранные отходы к III классу опасности для окружающей среды.
По результатам исследований установлено завышение предельно допустимых концентраций веществ в почве в месте размещения отходов, в частности, концентрация нефтепродуктов в почве на площадке размерами 80,2510 м превышена в 1,76 раз,
ПДК меди в почве - в 2,87 раз. Концентрация загрязняющих веществ в месте несанкционированного размещения отходов на площадке размерами 3,1215 м превышает ПДК, в частности, концентрация нефтепродуктов в почве превышена в 1,92 раз, норматив концентрации меди в почве - в 2,53 раза.
Земельные участки, где осуществляется складирование отходов, расположены в границах кадастрового квартала N 23:20:0704001, в самостоятельные участки не выделены и относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
В связи с выявленными фактами, 03.12.2019 старшим государственным инспектором межрайонного отдела Управления, составлен протокол об административном правонарушении N 02-04-800ИЭ по признакам совершения администрацией района административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением Мостовского районного суда администрация района признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
Размер вреда, причиненного почвам, определен управлением на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.07.2010 N 238, и составил 2 321 190 рублей.
Управление направило администрации района претензию от 09.07.2021, в которой предложило в месячный срок с даты получения претензии оплатить указанную сумму.
Претензия оставлена администрацией района без исполнения, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор повторно, суды руководствовались положениями статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), статей 12 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 125, 210, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 77 Закон N 7 установлена обязанность полного возмещения вреда юридическими и физическими лицами, причинившими вред окружающей среде в соответствии с законодательством.
Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановление ее нарушенного состояния, в связи с этим истец вправе выбрать способы, предусмотренные статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Закона N 7-ФЗ при обращении за судебной защитой, а суд с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - постановление N 49) разъяснил, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающегося в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 названного постановления, по смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона N 7-ФЗ), то есть имеет место презумпция причинения вреда, размер которого определяется расчетным путем.
В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В данном случае администрация выступает не от своего имени, а как муниципальный орган от имени муниципального образования в защиту его прав и законных интересов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон с учетом изложенных норм, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебные инстанции указали, что доказательств причинения вреда почвам иным лицом, имеющим титул владения спорным земельным участком, администрация района не представила. Лица, участвующие в деле не оспаривают, что несанкционированная свалка, выявленная в ходе проверки прокуратурой, расположена на землях, государственная собственность которых не разграничена, непосредственно в границах муниципального образования Мостовской район Краснодарского края.
При этом суды исходили из того, что обязанность по поддержанию в надлежащем состоянии расположенных на территории сельских поселений земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возлагается на органы местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Отклоняя доводы администрации района о том, что она является ненадлежащим ответчиком по делу, суды указали, что управление и распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Мостовский район возложено на администрацию района, поэтому на этот орган возложена и обязанность поддерживать участок в надлежащем состоянии.
Администрация района, будучи ответственной за содержание и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального района, не предприняла достаточных мер к предотвращению незаконного использования земельного участка, что привело к загрязнению земельных участков. При этом поскольку на собственника земельного участка в силу закона возложена обязанность по проведению обязательных мероприятий по улучшению, защите и охране земель, от имени которого в отношении данных земельных участков выступает администрация района, то и исполнение данных обязанностей должно осуществляться ответчиком (пункт 26 "Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.06.2022).
Вопреки доводам жалобы о том, что администрация района признана потерпевшей стороной в рамках уголовного дела, в отсутствие лица, допустившего несанкционированную свалку, суды правомерно удовлетворили исковые требования к администрации района.
Таким образом, суды рассмотрели спор повторно с учетом указаний, данных Верховным Судом Российской Федерации при отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
Несогласие подателя жалобы с выводами судов, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2024 по делу N А32-53521/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность взыскания с администрации муниципального района ущерба, причиненного несанкционированным размещением твердых коммунальных отходов. Судебные инстанции отметили, что администрация несет ответственность за содержание земель, находящихся в государственной собственности, и не представила доказательства, подтверждающие вину третьих лиц в загрязнении. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 октября 2024 г. N Ф08-8535/24 по делу N А32-53521/2021
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8535/2024
12.07.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7460/2024
29.03.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53521/2021
05.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9819/2022
25.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10131/2022
28.04.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53521/2021