г. Краснодар |
|
28 октября 2024 г. |
Дело N А63-8708/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от должника - министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644) - Карнаухова А.В. (доверенность от 17.04.2024), в отсутствие взыскателя - общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис плюс" (ИНН 2626039833, ОГРН 1082650004095), органов (должностных лиц), осуществляющих принудительное исполнение судебного акта - управление Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю в лице межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края на определение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2024 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2024 по делу N А63-8708/2018, установил следующее.
ООО "Жилсервис плюс" (далее - общество, взыскатель) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство, должник) об обязании подписать акты приема-передачи жилых помещений и принять жилые помещения по государственному контракту от 07.11.2014 N 0121200001914000068-0150067-02.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 30.06.2020, оставленным без изменения постановлениями Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020 и Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.01.2021, на министерство возложена обязанность в тридцатидневный срок с момента вступления судебного акта в законную силу принять квартиры N 18 и 23 по государственному контракту от 07.11.2014 N 0121200001914000068-0150067-02 (фактически указанные квартиры имеют номера 19 и 24). В части понуждения ответчика к подписанию актов приема-передачи жилых помещений производство по делу прекращено. Судебные акты мотивированы тем, что выполненные обществом работы соответствуют действующим санитарным, техническим, строительным, градостроительным, пожарным нормам и правилам, качественные характеристики спорных объектов не ухудшают, следовательно, ответчик обязан их принять.
Для принудительного исполнения решения от 30.06.2020 выдан исполнительный лист от 24.06.2021 серии ФС N 034944099.
Министерство обратилось в суд первой инстанции с заявлением о прекращении исполнительного производства N 104237/21/26037-ИП (т. 7, л. д. 58 - 64). Заявитель указывает, что квартиры не отвечают требованиям контракта, находятся в неудовлетворительном состоянии. В отношении сотрудников взыскателя возбуждено уголовное дело, при производстве по которому министерство признано потерпевшим. В качестве основания для прекращения исполнительного производства заявитель ссылается на объективные и неустранимые обстоятельства, исключающие принудительное исполнение требований исполнительного документа (пункт 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; далее - Закон N 229-ФЗ).
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2024, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2024, в удовлетворении заявления отказано. Судебные инстанции указали, что для исполнения судебного акта по рассматриваемому делу от министерства не требовалось проведения каких-либо дополнительных процедур в целях принятия жилых помещений. Должник на протяжении нескольких лет не исполнял вступившее в законную силу решение арбитражного суда, не принимал квартиры, поэтому ухудшение их технического состояния в данном случае не влечет прекращения исполнительного производства.
В кассационной жалобе министерство, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить судебные акты, принятые по вопросу о прекращении исполнительного производства, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает, что взыскатель уклоняется от передачи министерству спорных квартир, не является для совместного осмотра. В результате проведенного должником осмотра установлено, что жилые помещения повреждены и не соответствуют условиям государственного контракта. Поскольку акт приема-передачи объекта долевого строительства не подписан, риск случайной гибели, повреждения и ответственность за его сохранность возлагаются на застройщика (взыскатель). Суды не приняли во внимание, что объективная возможность исполнения судебного акта утрачена. Кроме того, суд первой инстанции своевременно не рассмотрел заявление министерства о принятии обеспечительных мер.
Общество представило отзыв, в котором указало, что судебные акты основаны на представленных в дело доказательствах и нормах действующего законодательства.
В суд округа поступило дополнение к кассационной жалобе министерства, к которому приобщены копия экспертного заключения от 06.06.2014 N 19-2024 (на цифровом носителе), копия постановления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края от 04.07.2024 N 1504.
Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с частью 3 которой при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу, а также по исследованию ранее не представлявшихся доказательств. В связи с этим представленные министерством новые доказательства не могут быть приняты и оценены судом округа.
Как разъяснено в абзацах втором и третьем пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" (далее - постановление Пленума N 13), новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу, судом кассационной инстанции не принимаются. Если лицо, участвующее в деле, представило в суд кассационной инстанции дополнительные доказательства, не представленные им в суд первой, апелляционной инстанции, в том числе вместе с отзывом на кассационную жалобу, то такие доказательства судом кассационной инстанции к материалам дела не приобщаются и при необходимости возвращаются.
В судебном заседании представитель министерства на удовлетворении кассационной жалобы настаивал.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что определение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно части 1 статьи 327 Кодекса арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Исчерпывающий перечень оснований для прекращения исполнительного производства содержится в статье 43 Закона N 229-ФЗ.
На основании пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
По смыслу указанной нормы исполнительное производство прекращается в случае невозможности исполнить решение суда в силу объективно существующих обстоятельств (либо действий взыскателя (третьих лиц)), за которые должник не несет ответственности.
В силу части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о реальной утрате возможности исполнения исполнительного документа, лежит на должнике.
Исследовав и оценив доводы, приведенные в обоснование заявления о прекращении исполнительного производства, судебные инстанции правомерно заключили о том, что должник не доказал наличие условий для прекращения спорного исполнительного производства. Доводы должника о ненадлежащем исполнении взыскателем по государственному контракту правильно отклонены судами, поскольку противоречат вступившему в законную силу судебному акты по настоящему делу, возложившему на министерство обязанность в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять квартиры по государственному контракту (т. 4, л. д. 70 - 80).
Установленные обстоятельства, связанные с исполнением министерством возложенных на него судом обязанностей, позволили судам сделать правильный вывод о том, что должник не доказал невозможность исполнения судебного акта.
Министерство, ссылаясь на уклонение взыскателя от передачи квартир, не учитывает, что с учетом возбуждения исполнительного производства такие обстоятельства должны быть зафиксированы судебным приставом-исполнителем. Уклонение судебного пристава-исполнителя от составления соответствующего акта может быть оспорено в судебном порядке. Представленные должником акты осмотра 2023 года имеют общий характер и не позволяют достоверно установить техническое состояние квартир, подлежащих приемке в рамках рассматриваемого исполнительного производства.
Доводы должника о признании аварийным всего многоквартирного жилого дома основаны на документах, которые не были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
В абзаце 4 пункта 30 постановления Пленума N 13 разъяснено, что доводы лиц, участвующих в деле, относительно фактических обстоятельств, на которые такие лица ранее не ссылались, которые не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались, не принимаются во внимание и не могут быть положены в основу постановления суда кассационной инстанции.
Вопрос об отсутствии оснований для приостановления исполнительного производства разрешен судом, поэтому доводы о нарушении порядка и срока рассмотрения соответствующего заявления о наличии условий для отмены обжалуемых судебных актов не свидетельствует (часть 3 статьи 288 Кодекса).
При таких обстоятельствах основания для отмены определения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судов подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2024 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2024 по делу N А63-8708/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить министерству имущественных отношений Ставропольского края копию экспертного заключения от 06.06.2024, копию постановления от 04.07.2024 N 1504.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу на определение о прекращении исполнительного производства, установив, что должник не доказал невозможность исполнения судебного акта. Судебные инстанции указали на отсутствие оснований для прекращения производства, так как обязательства по принятию жилых помещений не были исполнены, а ухудшение их состояния не освобождает от ответственности.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 октября 2024 г. N Ф08-7364/24 по делу N А63-8708/2018
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7364/2024
10.06.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4976/19
06.12.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4976/19
11.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13764/2022
31.08.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4976/19
12.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11347/20
17.09.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4976/19
30.06.2020 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-8708/18
17.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1045/20
16.12.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4976/19
26.09.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-8708/18