Руководствуясь Федеральными Законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Московской области от 23.07.2003 N 96/2003-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в целях приведения муниципального правового акта Одинцовского городского округа Московской области в соответствие с нормами действующего законодательства Российской Федерации, Совет депутатов Одинцовского городского округа
Решил:
1. Утвердить Положение об особо охраняемых природных территориях местного значения Одинцовского городского округа Московской области (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
1) решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 07.04.2006 N 13/7 "Об утверждении "Положения об особо охраняемых природных территориях местного значения Одинцовского района";
2) решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 22.12.2009 N 21/40 "О внесении изменений в Положение об особо охраняемых природных территориях местного значения Одинцовского района, утвержденное решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 07.04.2006 N 13/7".
3. Опубликовать настоящее решение в официальных средствах массовой информации Одинцовского городского округа и разместить на официальном сайте Одинцовского городского округа Московской области в сети "Интернет".
4. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.
5. Контроль за исполнением решения возложить на заместителя Главы Одинцовского городского округа Московской области - начальника Управления правового обеспечения Администрации Одинцовского городского округа Московской области Тесля А.А.
И.о. Председателя Совета депутатов |
А.А. Гусев |
Глава Одинцовского городского округа |
А.Р. Иванов |
Утверждено
решением Совета депутатов
Одинцовского городского округа
Московской области
от 29.03.2024 N 5/55
Положение
об особо охраняемых природных территориях местного значения Одинцовского городского округа Московской области
Настоящее Положение разработано в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Московской области от 23.07.2003 N 96/2003-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон Московской области от 23.07.2003 N 96/2003-ОЗ), Постановлением Правительства Московской области от 26.01.2010 N 34/2 "Об утверждении Порядка организации особо охраняемых природных территорий местного значения в Московской области", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области.
Настоящее Положение регулирует отношения в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий местного значения в Одинцовском городском округе Московской области (далее - округ).
I. Основные понятия
1. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
особо охраняемая природная территория местного значения (далее - ООПТ) - участок земли, находящийся в собственности округа, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, и для которого установлен режим особой охраны;
режим особой охраны - система ограничений, устанавливаемых в границах ООПТ и их охранных зон, в отношении хозяйственной и иной деятельности, если она противоречит целям создания ООПТ;
схема развития и размещения ООПТ - утверждаемая Администрацией Одинцовского городского округа Московской области (далее - Администрация округа) документация (план) по созданию, размещению и развитию ООПТ в округе, включающая графический и текстовый материал;
резервируемые земли - земли, на которых предполагается создание ООПТ или расширение существующих ООПТ;
комплексное экологическое обследование территории - сбор, изучение и обобщение информации о природных и природно-антропогенных комплексах и объектах в местах предполагаемой к созданию ООПТ, об их природоохранном, научном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном значении с целью последующей разработки документации, обосновывающей необходимость создания ООПТ;
паспорт ООПТ - правовой акт, утверждаемый решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области (далее - Совет депутатов), содержащий сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной ООПТ, природных объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах, иную информацию;
туризм на ООПТ - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства на ООПТ в целях посещения уникальных природных комплексов и объектов и иных предусмотренных законодательством Московской области целях.
II. Общие положения
2. ООПТ создаются на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования "Одинцовский городской округ Московской области".
Земельные участки в составе ООПТ, а также здания, сооружения и помещения, находящиеся в оперативном управлении государственных или муниципальных природоохранных учреждений особо охраняемых природных территорий, приватизации не подлежат.
3. ООПТ, паспорта, категории и режим охраны ООПТ, созданные до 01.01.2019, сохраняют действие.
4. ООПТ могут создаваться как с изъятием земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов (далее - землепользователи), так и без такового.
5. Ограничения прав землепользователей земельных участков в связи с соблюдением режима охраны ООПТ устанавливаются решением Совета депутатов о создании ООПТ по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Государственная регистрация ограничений (обременений), установленных нормативно-правовым актом о создании ООПТ в связи с соблюдением режима ООПТ, осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
6. С учетом категории ООПТ, режима охраны в границах ООПТ могут устанавливаться различные функциональные зоны, сведения о которых указываются в паспорте ООПТ.
7. ООПТ и их охранные зоны (при наличии) обозначаются на местности специальными информационными знаками. Границы функциональных зон также могут обозначаться на местности информационными знаками.
III. Управление и контроль за особо охраняемыми природными территориями местного значения
8. Управление и контроль в области создания и функционирования ООПТ в округе осуществляется Администрацией округа.
IV. Категории особо охраняемых природных территорий местного значения
9. На территории округа могут быть созданы особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения.
10. Категория и порядок образования особо охраняемой природной территории федерального и регионального значения определяются законодательством Российской Федерации и Московской области.
11. На территории округа могут создаваться следующие категории ООПТ:
1) особо охраняемые водные объекты;
2) природные рекреационные комплексы;
3) природные резерваты;
4) памятники живой природы;
5) ландшафтные парки.
На территории округа созданы и функционируют Пространственные экологические коридоры.
12. Особенности правового статуса отдельных категорий ООПТ:
1) Особо охраняемые водные объекты
Особо охраняемыми водными объектами являются природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Особо охраняемые водные объекты местного значения создаются по решениям Совета депутатов, принимаемым в отношении прудов, обводненных карьеров, находящихся в муниципальной собственности.
Особо охраняемый водный объект может быть самостоятельной ООПТ либо являться её частью.
Особенности создания ООПТ устанавливаются Водным кодексом Российской Федерации и Законом Московской области от 23.07.2003 N 96/2003-ОЗ.
2) Природные рекреационные комплексы
Природными рекреационными комплексами являются ООПТ, включающие ценные в природоохранном и рекреационном отношении природные объекты, используемые для отдыха населения, туризма, оздоровительного спорта.
Природные рекреационные комплексы функционируют с целью сохранения и восстановления их особого природоохранного значения в условиях регулируемого рекреационного использования территорий и прилегающих акваторий.
На территориях природных рекреационных комплексов могут быть выделены функциональные зоны с различным режимом особой охраны исходя из природоохранной и рекреационной ценности отдельных участков.
3) Природные резерваты
Природными резерватами являются ООПТ, включающие земельные участки, имеющие особое природоохранное значение и играющие особую роль в сохранении или восстановлении природных объектов.
Природные резерваты создаются с целью их сохранения в естественном состоянии, сохранения биологического разнообразия и поддержания экологического баланса.
В пределах Природных резерватов функциональные зоны не выделяются.
4) Памятники живой природы
Памятниками живой природы являются локальные уникальные или особо ценные природные объекты, имеющие особое природоохранное и эстетическое значение.
Памятники живой природы создаются с целью их сохранения в естественном состоянии.
Памятниками живой природы могут быть объявлены колонии птиц или рукокрылых, отдельные гнезда крупных птиц, убежища млекопитающих, иные отдельные ценные зоологические объекты, участки массового произрастания редких видов растений, деревья-долгожители, единичные экземпляры экзотов и реликтов, родники с их экосистемами, иные локальные уникальные или особо ценные природные объекты.
В пределах Памятников живой природы функциональные зоны не выделяются.
Охранная зона Памятников живой природы - деревьев-долгожителей устанавливается по периметру кроны, но не менее 5 метров от ствола.
5) Ландшафтные парки
Ландшафтные парки являются ООПТ, включают природные объекты, имеющие значительную экологическую, эстетическую и историко-культурную ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
На Ландшафтные парки возлагаются следующие задачи: сохранение природной среды, природных ландшафтов; создание условий для отдыха и сохранения рекреационных ресурсов; разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий.
На территориях Ландшафтных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств.
6) Пространственные экологические коридоры
Пространственными экологическими коридорами являются ООПТ, играющие особую роль в беспрепятственном перемещении диких животных и выполняющие экосистемную функцию связи отдельных ценных природных территорий, в том числе иных ООПТ, друг с другом.
Пространственные экологические коридоры организованы и функционируют с целью сохранения и восстановления условий, обеспечивающих беспрепятственное перемещение диких животных, сохранение популяций диких животных за счет обеспечения условий для их транзита и миграционной активности, устойчивой связи популяций диких животных с соответствующими местообитаниями, достаточной для поддержания их жизнеспособности, возможности свободного генетического обмена между популяциями, доступа мигрирующим видам диких животных к местам зимовки и размножения.
V. Полномочия органов местного самоуправления городского округа в сфере охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий местного значения
13. Совет депутатов:
1) принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны и использования, в том числе создания, реорганизации, упразднения и ликвидации ООПТ;
2) принимает решения о создании, реорганизации или упразднении ООПТ, утверждает паспорта ООПТ;
3) утверждает границы ООПТ и их охранные зоны (при наличии);
4) утверждает правила организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на ООПТ;
5) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, Уставом Одинцовского городского округа Московской области (далее - Устав округа).
14. Глава Одинцовского городского округа Московской области:
1) обращается в соответствующие органы исполнительной власти Московской области с ходатайством о передаче государственных земель, включенных в состав ООПТ, в собственность округа;
2) рассматривает и согласовывает предложения о резервировании земель для последующей организации ООПТ;
3) осуществляет иные полномочия, установленные Федеральным законодательством и законодательством Московской области, Уставом округа.
15. Администрация округа:
1) разрабатывает, утверждает и обеспечивает реализацию схемы развития и размещения ООПТ;
2) направляет предложения в исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения, о включении природных комплексов и объектов в схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий областного значения;
3) обеспечивает проведение комплексного экологического обследования территории для решения вопроса о создании;
4) разрабатывает паспорта ООПТ;
5) направляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) документы для внесения сведений об ООПТ в Единый государственный реестр недвижимости;
6) рассматривает предложения граждан и юридических лиц по созданию, реорганизации и упразднению ООПТ;
7) осуществляет сбор данных и их обновление, подготовку, утверждение и представление в центральный исполнительный орган Московской области в сфере охраны и использования сведений по ООПТ, в том числе для включения в Государственный кадастр ООПТ;
8) взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, Министерством экологии и природопользования Московской области по вопросам создания, реорганизации и упразднения ООПТ;
9) согласовывает материалы по созданию, реорганизации и упразднению особо охраняемых природных территорий в границах округа;
10) осуществляет муниципальный контроль в области охраны и использования ООПТ;
11) согласовывает положения о природных парках;
12) утверждает порядок расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий местного значения при осуществлении туризма;
13) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством Московской области.
VI. Планирование развития особо охраняемых природных территорий местного значения
16. С целью планирования развития ООПТ разрабатывается и утверждается схема развития и размещения ООПТ с учетом генерального плана развития округа.
17. В Схему включаются существующие и планируемые к организации ООПТ, их охранные зоны (при наличии), а также существующие ООПТ областного значения, их охранные зоны.
18. Существующие ООПТ, их охранные зоны включаются в Схему на основании нормативных правовых актов об образовании ООПТ и сведений государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, а также по результатам инвентаризации ООПТ областного значения.
19. Планируемые к организации, реорганизации ООПТ, а также их охранные зоны включаются в Схему на основании Генерального плана развития округа и по предложениям органов государственной власти Московской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических лиц и граждан.
20. Схема развития и размещения ООПТ должна включать в себя графический и текстовый материал.
Графическая часть разрабатывается на общегеографической основе масштаба не менее 1:200000. На основу наносятся существующие особо охраняемые природные территории местного и областного значения, их охранные зоны, категории и площади, планируемые ООПТ с указанием предполагаемой категории и площади, а также планируемое существенное изменение границ существующих ООПТ и их охранных зон.
Текстовая часть схемы должна содержать:
1) общую часть (с описанием целей и задач) - пояснительную записку, в которой приводятся общие сведения о существующих в округе ООПТ, с указанием названия, категории, местоположения, наличия или отсутствия их охранных зон и пообъектные сведения о планируемых к организации ООПТ, включающие:
2) краткое описание природных комплексов или объектов, требующих введения режима особой охраны, обосновывающих создание ООПТ;
3) указание проблем, представляющих опасность для сохранности природных комплексов или объектов;
4) описание границ планируемых ООПТ;
5) предполагаемую площадь ООПТ;
6) сроки проектирования и организации.
21. Схема подлежит согласованию с центральными исполнительными органами государственной власти Московской области.
22. Схема развития и размещения ООПТ утверждается Администрацией округа.
23. Внесение изменений в Схему производится в порядке, предусмотренном для ее разработки.
VII. Создание особо охраняемых природных территорий местного значения в округе
24. ООПТ в округе создаются на основании утвержденной Администрацией округа схемы развития и размещения ООПТ, в соответствии с документами территориального планирования Московской области и округа, а также по предложениям органов государственной власти Московской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических лиц, граждан и общественных объединений.
25. Предложения о создании ООПТ с указанием экологических систем и объектов, нуждающихся в особой охране, предполагаемых границ и площади ООПТ направляются на рассмотрение в отдел сельского хозяйства и экологии Управления муниципального земельного контроля, сельского хозяйства и экологии Администрации округа (далее - Отдел), который обеспечивает проведение комплексного экологического обследования территории для принятия решения об организации ООПТ, специализированной организацией.
Предложения рассматриваются в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством о рассмотрении обращений граждан.
Отдел организует подготовку обосновывающих материалов, включающих в себя:
1) пояснительную записку о необходимости создания ООПТ и, при необходимости, ее охранной зоны;
2) материалы комплексного экологического обследования участков территории, обосновывающие придание этой территории статуса ООПТ;
3) проект паспорта ООПТ;
4) сведения о границах ООПТ с графическим описанием местоположения границ, перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
5) схема территории с данными по категориям земель, формам собственности, собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков;
6) экономическое обоснование создания ООПТ с указанием необходимых затрат, в том числе компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
7) анализ альтернативных вариантов сохранения объектов природы, находящихся на проектируемой ООПТ.
26. В случае, если по результатам комплексного экологического обследования организация ООПТ признана целесообразной, Отдел обеспечивает подготовку проектной документации ООПТ.
27. Паспорт ООПТ должен содержать:
1) наименование, категорию, значение;
2) сведения о местонахождении и площади;
3) описание границ;
4) схему;
5) краткие сведения о природных комплексах и объектах, находящихся в границах ООПТ, описание их состояния;
6) сведения о природных комплексах и объектах, в целях охраны которых была организована ООПТ;
7) требования режима особой охраны, в том числе для различных функциональных зон и для охранной зоны (при ее наличии);
8) перечень мероприятий, необходимых для исполнения режима особой охраны и функционирования, в том числе для различных функциональных зон и для охранной зоны (при ее наличии);
9) перечень функциональных зон с описанием их границ, указанием площади;
10) сведения об охранной зоне с описанием ее границ, указанием площади (при ее наличии).
В случае если ООПТ расположена на двух или более обособленных (кластерных) участках, сведения о каждом из них в паспорте приводятся отдельно.
28. Создание ООПТ и проект паспорта ООПТ должны быть согласованы с:
1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
2) Правительством Московской области, если предполагается организация лечебно-оздоровительной местности или курорта местного значения;
3) Министерством экологии и природопользования Московской области (за исключением организации лечебно-оздоровительной местности или курорта местного значения).
29. После получения согласований Совет депутатов округа принимает решение о создании ООПТ и утверждает паспорт ООПТ.
Решение о создании ООПТ подлежит официальному опубликованию в соответствии с порядком, установленным Уставом округа.
Сведения о создании ООПТ подлежат внесению в Государственный кадастр ООПТ.
30. ООПТ может быть упразднена в случае необратимого разрушения природных комплексов и (или) объектов, в целях охраны которых она создана.
Упразднение ООПТ по другим основаниям не допускается.
Решение об упразднении ООПТ принимается Советом депутатов округа на основании материалов комплексного экологического обследования ООПТ в соответствии с документами территориального планирования Московской области и округа.
31. Реорганизацией ООПТ является изменение их границ, режима, категории, значения.
Реорганизация ООПТ осуществляется в соответствии с документами территориального планирования Московской области и округа, а также по предложениям органов государственной власти Московской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических лиц, граждан и общественных объединений.
VIII. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий местного значения
32. Охранные зоны ООПТ устанавливаются с учетом требований Закона Московской области от 23.07.2003 N 96/2003-ОЗ.
Режим охранной зоны конкретной ООПТ, включая ограничения хозяйственной и иной деятельности, границы охранной зоны устанавливаются с учетом категории и местонахождения ООПТ.
33. Охранная зона может быть установлена как одновременно с созданием новой ООПТ, так и для уже существующей ООПТ при необходимости. При одновременном создании ООПТ и ее охранной зоны, сведения об охранной зоне, включая обоснование ее установления, режим, границы, включаются в обосновывающие материалы и паспорт ООПТ.
IX. Функционирование и охрана особо охраняемых природных территорий местного значения
34. Муниципальный контроль в области охраны и использования ООПТ осуществляется Администрацией округа.
35. Нарушение режима охраны ООПТ влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.
X. Финансирование особо охраняемых природных территорий местного значения
36. Финансирование расходов на содержание ООПТ в округе осуществляется за счет средств бюджета Одинцовского городского округа Московской области и других источников, не запрещенных законодательством.
Заместитель Главы |
А.А. Тесля |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 29 марта 2024 г. N 5/55 "Об утверждении Положения об особо охраняемых природных территориях местного значения Одинцовского городского округа Московской области"
Вступает в силу с 5 апреля 2024 г.
Опубликование:
сайт органов местного самоуправления Одинцовского городского округа Московской области (odin.ru) 5 апреля 2024 г.