В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2020 N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению", федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора приказываю:
1. Утвердить Учетную политику для целей бюджетного учета (Приложение).
2. Установить, что данная Учетная политика распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
3. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.07.2019 N 578 "Об утверждении учетной политики Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для целей бюджетного учета" признать утратившим силу.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
А.Ю. Попова |
Приложение
к приказу Роспотребнадзора
от 05.04.2024 г. N 246
Учетная политика
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для целей бюджетного учета
I. Организационные положения
1.1. Настоящая Учетная политика разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ);
- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ);
- Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ);
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.02.2020 N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений";
- приказ Казначейства России от 21.11.2022 N 31н "Об утверждении Графика документооборота при централизации учета";
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение активов", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 259н (далее - СГС "Обесценение активов");
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 N 274н (далее - СГС "Учетная политика");
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания N 49).
1.2. Основными задачами бюджетного учета являются:
- порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, информация о которых раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности, с учетом общих требований к организации инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;
- представление документов (сведений), необходимых для осуществления бухгалтерского учета уполномоченной организацией в соответствии с приказом Казначейства России от 21.11.2022 N 31н "Об утверждении Графика документооборота при централизации учета".
1.3. Ведение бухгалтерского учета осуществляет Межрегиональное бухгалтерское управление Федерального казначейства на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.02.2020 N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений".
Требования по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в отдел финансового обеспечения центрального аппарата Финансового управления Роспотребнадзора необходимых документов и сведений обязательны для всех должностных лиц Роспотребнадзора.
Отдел имеет право не принимать документы о фактах финансово-хозяйственной деятельности, оформленные с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
Деятельность должностных лиц отдела финансового обеспечения центрального аппарата Финансового управления Роспотребнадзора регламентируется Положением об отделе и должностными регламентами.
1.4. Ответственным за ведение и хранение документов бухгалтерского учета является начальник Финансового управления.
1.5. Ответственными за формирование учетной политики являются заместитель начальника Финансового управления и начальник отдела финансового обеспечения центрального аппарата Финансового управления.
1.6. Ответственным за выполнение хозяйственных операций является начальник Управления кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и административной работы.
1.7. Роспотребнадзором при осуществлении своей деятельности применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):
1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);
3 - средства во временном распоряжении.
1.8. Роспотребнадзор самостоятельно утверждает:
- перечень должностных лиц, которые вправе подписывать первичные документы, уполномочены подписывать денежные и расчетные документы, визировать финансовые обязательства в пределах и на основаниях, определенных законодательством;
- перечень должностных лиц, которым могут выдаваться наличные денежные средства, денежные документы под отчет и доверенности;
- состав постоянно действующей комиссии для проведения инвентаризации основных средств, нематериальных активов, денежных средств, финансовых активов и обязательств, принятия к учету, списанию и передаче имущества;
- состав комиссии, осуществляющей внезапную проверку кассы;
- лимит остатка кассы;
- перечень должностных лиц с разъездным характером работы, ежемесячно обеспечиваемых проездными документами;
- перечень должностных лиц, которым в связи с производственной необходимостью требуется пользоваться мобильной связью, а также суммы утвержденных лимитов указанных расходов в соответствии с нормами, утвержденными приказом Роспотребнадзора от 27.12.2016 N 1281 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций центрального аппарата Роспотребнадзора и Порядка их определения".
1.9. Первичные учетные документы составляются в виде электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью. В случае если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами предусмотрено составление и хранение на бумажном носителе первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа, изготавливается копия такого первичного учетного документа на бумажном носителе.
1.10. Первичные учетные документы хранятся на бумажном носителе в течение сроков, установленных приказом Росархива от 20.12.2019 N 236 "Об утверждении перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организации, с указанием сроков их хранения", но не менее пяти лет после окончания отчетного года, в котором (за который) они составлены.
1.11. Первичные учетные документы передаются в Федеральное казначейство в сроки и указанные в действующем приказе о графике документообороте при централизации учета;
1.12. Данные прошедших внутренний контроль первичных (сводных) учетных документов регистрируются, систематизируются и накапливаются в регистрах, составленных:
- по унифицированным формам, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н;
- по унифицированным формам первичных учетных документов, утвержденным приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н;
- по формам, разработанным самостоятельно.
1.13. Внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни осуществляется сотрудниками отделов Финансового управления в соответствии с Порядком, приведенным в приложении N 1 к Учетной политике.
1.14. Достоверность данных учета и отчетности подтверждается путем инвентаризаций активов и обязательств, проводимых в соответствии с Порядком, приведенным в приложении N 2 к Учетной политике.
1.15. Порядок ведения бюджетного учета операций со средствами Союзного государства приведен в приложении N 4 к Учетной политике.
1.16. Организация работы по принятию к учету и выбытию материальных ценностей осуществляется созданной на постоянной основе действующей комиссией для проведения инвентаризации основных средств, нематериальных активов, денежных средств, финансовых активов и обязательств, принятия к учету, списанию и передаче имущества, действующей в соответствии с Положением, приведенным в приложении N 3 к Учетной политике.
1.17. Изменения в Учетную политику можно вносить в следующих случаях:
1) при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
2) существенном изменении условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий или выполняемых им функций.
Приложение N 1
к Учетной политике
для целей бюджетного учета
Осуществление внутреннего финансового контроля
I. Общие положения
1. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Порядок) устанавливает правила осуществления внутреннего финансового контроля центрального аппарата Роспотребнадзора.
2. Внутренний финансовый контроль направлен на:
- соблюдение Роспотребнадзором установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (далее - внутренние бюджетные процедуры);
- подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
3. Задачами внутреннего финансового контроля являются:
- оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.
II. Осуществление внутреннего финансового контроля
4. Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
- составление и представление главному администратору (администратору) бюджетных средств документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета;
- составление и исполнение бюджетной сметы;
- принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
- осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле);
- принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле);
- принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле);
- ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
- исполнение судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений.
5. Внутренний финансовый контроль в объектах контроля осуществляется в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
- составление и ведение бюджетной сметы;
- исполнение бюджетной сметы;
- принятие бюджетных обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
- осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
- принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
- принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в федеральный бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
- процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов, отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
- исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам.
6. Субъектами внутреннего финансового контроля являются:
- руководитель (заместитель руководителя) Роспотребнадзора;
- должностные лица, ответственные за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля (пункты 2 и 3 настоящего приказа).
7. Объектами внутреннего финансового контроля являются:
- структурные подразделения центрального аппарата Роспотребнадзора, уполномоченные на осуществление действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур (далее - объекты контроля центрального аппарата Роспотребнадзора).
8. Субъекты внутреннего финансового контроля производят следующие контрольные действия:
- проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) правовых актов Роспотребнадзора;
- авторизация операций, подтверждающая правомочность их совершения;
- сверка данных, т.е. сравнение данных из разных источников информации;
- сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур;
- контрольные действия в процессе инвентаризации по изучению фактического наличия и состояния объектов имущества (денежных средств, материальных ценностей);
- иные контрольные действия.
9. Субъекты внутреннего финансового контроля производят контрольные действия в соответствии с должностными обязанностями, установленными в их должностных регламентах.
10. К способам проведения контрольных действий относятся:
- сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
- выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
11. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.
Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации.
Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц.
Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
12. Контрольные действия внутреннего финансового контроля осуществляются в ходе самоконтроля, контроля по уровню подчиненности и смежного контроля (далее - методы контроля).
13. Самоконтроль осуществляется объектами внутреннего финансового контроля сплошным способом путем проведения проверки каждой выполняемой ими операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, правовым актам Роспотребнадзора и должностным регламентам (должностным обязанностям), а также путем оценки причин, негативно влияющих на совершение операции.
14. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом субъектами внутреннего финансового контроля путем подтверждения (согласования) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых соответствующими должностными лицами.
15. Смежный контроль осуществляется сплошным или выборочным способом начальником (заместителем начальника) Финансового управления, руководителями структурных подразделений объектов контроля, исполняющих бюджетные полномочия, путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых другими структурными подразделениями центрального аппарата Роспотребнадзора, и объектов контроля.
Приложение N 2
к Учетной политике
для целей бюджетного учета
Порядок
проведения инвентаризации активов и обязательств
1. Организация проведения инвентаризации
1.1. Целями инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества, сопоставление с данными учета и проверка полноты и корректности отражения в учете обязательств.
1.2. Количество инвентаризаций, дата их проведения, перечень активов и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются отдельным распорядительным актом руководителя, кроме случаев, предусмотренных в пункте 81 СГС "Концептуальные основы".
1.3. Для осуществления контроля, обеспечивающего сохранность материальных ценностей и денежных средств, помимо обязательных случаев проведения инвентаризации в течение отчетного периода, может быть инициировано проведение внеплановой инвентаризации.
1.4. О проведении инвентаризации издается приказ Роспотребнадзора, в котором указываются:
- наименование имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации;
- даты начала и окончания проведения инвентаризации;
- причина проведения инвентаризации.
1.5. На основании приказа Роспотребнадзора о проведении инвентаризации оформляется решение о проведении инвентаризации.
Решение о проведении инвентаризации должно содержать следующие сведения:
а) наименование комиссии и ее состав;
б) дату, по состоянию на которую проводится инвентаризация, и сроки проведения инвентаризации (даты начала и окончания ее проведения);
в) перечень объектов инвентаризации;
г) иную информацию, необходимую для проведения инвентаризации и (или) предусмотренную унифицированной формой решения о проведении инвентаризации, утвержденной приказом Минфина России от 15.04.2021 г. N 61н.
1.6. До начала проведения инвентаризации допускается внесение изменений в решение о проведении инвентаризации, которое оформляется изменениями в утвержденное решение о проведении инвентаризации.
1.7. Председатель инвентаризационной комиссии перед началом инвентаризации готовит план работы, проводит инструктаж с членами комиссии и организует изучение ими законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов по проведению инвентаризации, организации и ведению учета имущества и обязательств, знакомит членов комиссии с материалами предыдущих инвентаризаций, ревизий и проверок.
До начала проверки фактического наличия активов (начала проведения инвентаризации) лицом, ответственным за использование объектов инвентаризации по их назначению, и (или) за сохранность имущества, в том числе с полной материальной ответственностью, и (или) за оформление фактов хозяйственной жизни, в результате которых признаются, прекращаются в бухгалтерском учете объекты инвентаризации, либо изменяется их стоимостная оценка (далее - ответственное лицо), представляются комиссии первичные учетные документы, подтверждающие операции с объектами инвентаризации (в частности, приходные и расходные документы, отчеты о движении активов, документы-основания на принятие обязательств), не представленные им для отражения в бухгалтерском учете.
Сформированные инвентаризационные описи, содержащие номенклатурный перечень, представляются комиссии лицом, осуществляющим ведение учета (централизованной бухгалтерией), в день начала проведения инвентаризации либо по завершении рабочего дня, предшествующего дню начала проведения инвентаризации.
1.8. Материально ответственные лица в состав инвентаризационной комиссии не входят. Их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.
С материально ответственных лиц члены инвентаризационной комиссии обязаны взять расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы для отражения в учете или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственное хранение, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
1.9. Фактическое наличие имущества при инвентаризации проверяют путем подсчета, взвешивания, обмера. Для этого руководитель должен предоставить членам комиссии необходимый персонал и механизмы (весы, контрольно-измерительные приборы и т.п.). При проведении инвентаризации фактическое наличие объектов инвентаризации должно выявляться путем установления их действительного существования, обоснованности их наличия, оценки их состояния.
1.10. Результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационных описях (актах). Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность данных о фактических остатках имущества, правильность и своевременность оформления материалов. Для каждого вида имущества оформляется своя форма инвентаризационной описи.
1.11. Инвентаризационные описи составляются не менее чем в двух экземплярах отдельно по каждому месту хранения ценностей и материально ответственным лицам. Указанные документы подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица делают запись об отсутствии каких-либо претензий к членам комиссии и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Данная запись также подтверждает проведение проверки имущества в присутствии указанных лиц. Один экземпляр передается для отражения записей в учете, а второй остается у материально ответственных лиц.
2. Обязанности и права инвентаризационной комиссии и иных лиц при проведении инвентаризации
2.1. В целях проведения инвентаризации руководителем создается, если иное не установлено настоящим приложением, комиссия, в полномочия которой входит проведение инвентаризации соответствующих объектов инвентаризации (далее соответственно - комиссия, полномочия по проведению инвентаризации). По решению руководителя полномочия по проведению инвентаризации возлагаются на постоянно созданную комиссию по поступлению и выбытию активов и принятию решения о списании имущества.
При большом количестве (объеме) объектов инвентаризации решением руководителя полномочия по проведению инвентаризации возлагаются на несколько комиссий, в том числе созданных на время проведения обязательной инвентаризации. Распределение обязанностей между комиссиями и порядок их взаимодействия устанавливаются порядком проведения инвентаризации и (или) положениями о комиссиях.
2.2. Состав комиссии (не менее трех человек) включает: председатель комиссии, осуществляющий общее руководство деятельностью комиссии и обеспечивающий коллегиальность работы комиссии, в том числе при обсуждении спорных вопросов; лицо, замещающее председателя комиссии в случае его временного (в течение проведения инвентаризации) отсутствия по уважительной причине (болезнь, отпуск, служебная командировка) (далее - заместитель председателя комиссии); иные члены комиссии, а также распределение полномочий между членами комиссии.
2.3. Не допускается включение в состав комиссии лиц, на которых возложена материальная ответственность за объекты, инвентаризируемые комиссией.
2.4. Председатель комиссии обязан:
- быть принципиальным, соблюдать профессиональную этику и конфиденциальность;
- определять методы и способы инвентаризации;
- распределять направления проведения инвентаризации между членами комиссии;
- организовывать проведение инвентаризации согласно утвержденному плану (программе);
- осуществлять общее руководство членами комиссии в процессе инвентаризации;
- обеспечивать сохранность полученных документов, отчетов и других материалов, проверяемых в ходе инвентаризации.
2.5. Председатель комиссии имеет право:
- проходить во все здания и помещения, занимаемые объектом инвентаризации, с учетом ограничений, установленных законодательством;
- давать указания должностным лицам о предоставлении комиссии необходимых для проверки документов и сведений (информации);
- получать от должностных и материально ответственных лиц письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения инвентаризации, копии документов, связанных с осуществлением финансовых, хозяйственных операций объекта инвентаризации;
- привлекать по согласованию с руководителем должностных лиц к проведению инвентаризации;
- вносить предложения об устранении выявленных в ходе проведения инвентаризации нарушений и недостатков.
2.6. Члены комиссии обязаны:
- быть принципиальными, соблюдать профессиональную этику и конфиденциальность;
- проводить инвентаризацию в соответствии с утвержденным планом (программой);
- незамедлительно докладывать председателю комиссии о выявленных в процессе инвентаризации нарушениях и злоупотреблениях;
- обеспечивать сохранность полученных документов, отчетов и других материалов, проверяемых в ходе инвентаризации.
2.7. Члены комиссии имеют право:
- проходить во все здания и помещения, занимаемые объектом инвентаризации, с учетом ограничений, установленных законодательством;
- ходатайствовать перед председателем комиссии о предоставлении им необходимых для проверки документов и сведений (информации).
2.8. Руководитель и проверяемые должностные лица в процессе контрольных мероприятий обязаны:
- предоставить инвентаризационной комиссии оборудованное персональным компьютером помещение, позволяющее обеспечить сохранность переданных документов;
- оказывать содействие в проведении инвентаризации;
- представлять по требованию председателя комиссии и в установленные им сроки документы, необходимые для проверки;
- давать справки и объяснения в устной и письменной форме по вопросам, возникающим в ходе проведения инвентаризации.
2.9. Инвентаризационная комиссия несет ответственность за качественное проведение инвентаризации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
#2.7. Члены комиссии освобождаются от выполнения своих функциональных обязанностей по основной занимаемой должности на весь срок проведения инвентаризации.
3. Имущество и обязательства, подлежащие инвентаризации
3.1. Инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения, а также все виды обязательств, в том числе:
- имущество и обязательства, учтенные на балансовых счетах;
- имущество, учтенное на забалансовых счетах;
- другое имущество и обязательства в соответствии с распоряжением об инвентаризации.
Фактически наличествующее имущество, не учтенное по каким-либо причинам, подлежит принятию к учету.
4. Оформление результатов инвентаризации и регулирование выявленных расхождений
4.1. На основании инвентаризационных описей, по которым выявлено несоответствие фактического наличия финансовых и нефинансовых активов, иного имущества и обязательств данным учета, составляются ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В них фиксируются установленные расхождения с данными учета: недостачи и излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении. Ценности, не принадлежащие на праве оперативного управления, но числящиеся в учете на забалансовых счетах, вносятся в отдельную ведомость.
4.2. По всем недостачам и излишкам, пересортице инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц, что должно быть отражено в инвентаризационных описях. На основании представленных объяснений и материалов проверок инвентаризационная комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных учета.
4.3. По результатам инвентаризации председатель инвентаризационной комиссии готовит для руководителя предложения:
- по отнесению недостач имущества, а также имущества, пришедшего в негодность, за счет виновных лиц либо по списанию;
- оприходованию излишков;
- необходимости создания (корректировки) и определения величин оценочных резервов в случаях, установленных нормативными актами и (или) Учетной политикой;
- списанию невостребованной кредиторской задолженности;
- оптимизации приема, хранения и отпуска материальных ценностей;
- иные предложения.
4.4. На основании инвентаризационных описей комиссия составляет акт о результатах инвентаризации (ф. 0510463). При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к акту прилагается ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).
4.5. При выявлении по результатам инвентаризации расхождений и на основании представленных председателем инвентаризационной комиссии предложений руководитель Роспотребнадзора издает приказ об утверждении результатов инвентаризации и урегулировании выявленных расхождений.
Приложение N 3
к Учетной политике
для целей бюджетного учета
Положение
по поступлению и выбытию активов
1. Общие положения
1.1. Поступление и выбытие активов осуществляется на основании решений постоянно действующей комиссии для проведения инвентаризации основных средств, нематериальных активов, денежных средств, финансовых активов и обязательств, принятия к учету, списанию и передаче имущества (далее - комиссия), состав которой утверждается отдельным распорядительным актом руководителя.
1.2. Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии.
1.3. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
1.4. Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 календарных дней.
1.5. Заседание комиссии правомочно при наличии не менее 2/3 ее состава.
1.6. Для участия в заседаниях комиссии могут приглашаться эксперты, обладающие специальными знаниями. Они включаются в состав комиссии на добровольной основе.
1.7. Экспертом не может быть лицо, отвечающее за материальные ценности, в отношении которых принимается решение о списании.
1.8. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывают председатель и члены комиссии, присутствовавшие на заседании.
2. Принятие решений по поступлению активов
2.1. В части поступления активов комиссия принимает решения по следующим вопросам:
- физическое принятие активов в случаях, прямо предусмотренных внутренними актами организации;
- определение категории нефинансовых активов (основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы или материальные запасы), к которой относится поступившее имущество;
- выбор метода определения справедливой стоимости имущества в случаях, установленных нормативными актами и (или) Учетной политикой;
- определение справедливой стоимости безвозмездно полученного и иного имущества в случаях, установленных нормативными актами и (или) Учетной политикой;
- определение первоначальной стоимости и метода амортизации поступивших объектов нефинансовых активов;
- определение срока полезного использования имущества в целях начисления по нему амортизации в случаях отсутствия информации в законодательстве Российской Федерации и документах производителя;
- определение величин оценочных резервов в случаях, установленных нормативными актами и (или) Учетной политикой;
- изменение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе в результате проведенных достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации.
2.2. Решение о первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов при их приобретении, сооружении, изготовлении (создании) принимается комиссией на основании контрактов, договоров, актов приемки-сдачи выполненных работ, накладных и других сопроводительных документов поставщика.
2.3. Первоначальной стоимостью нефинансовых активов, поступивших по договорам дарения, пожертвования, признается их справедливая стоимость на дату принятия к бюджетному учету.
Первоначальной стоимостью нефинансовых активов, оприходованных в виде излишков, выявленных при инвентаризации, признается их справедливая стоимость на дату принятия к бюджетному учету.
Размер ущерба от недостач, хищений, подлежащих возмещению виновными лицами, определяется как справедливая стоимость имущества на день обнаружения ущерба.
Справедливая стоимость имущества определяется комиссией по поступлению и выбытию активов методом рыночных цен, а при невозможности использовать его - методом амортизированной стоимости замещения.
Размер ущерба в виде потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу определяется как стоимость восстановления (воспроизводства) испорченного имущества.
2.4. В случае достройки, реконструкции, модернизации объектов основных средств производится увеличение их первоначальной стоимости на сумму сформированных капитальных вложений в эти объекты.
Прием объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации комиссия оформляет Актом приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103). Частичная ликвидация объекта основных средств при выполнении работ по его реконструкции оформляется Актом приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103).
2.5. Поступление нефинансовых активов комиссия оформляет следующими первичными учетными документами:
- решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441);
- приходным ордером на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
2.6. В случаях изменения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации, срок полезного использования по этому объекту комиссией пересматривается.
2.7. Присвоенный объекту инвентарный номер наносится материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии в порядке, определенном Учетной политикой.
3. Принятие решений по выбытию (списанию) активов и списанию задолженности неплатежеспособных дебиторов
3.1. В части выбытия (списания) активов и задолженности комиссия принимает решения по следующим вопросам:
- о выбытии (списании) нефинансовых активов (в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 10000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом счете 21);
- о возможности использовать отдельные узлы, детали, конструкции и материалы, полученные в результате списания объектов нефинансовых активов;
- о частичной ликвидации (разукомплектации) основных средств и об определении стоимости выбывающей части актива при его частичной ликвидации;
- о пригодности дальнейшего использования имущества, возможности и эффективности его восстановления;
- о списании задолженности неплатежеспособных дебиторов, а также списании с забалансового учета задолженности, признанной безнадежной к взысканию.
3.2. Решение о выбытии имущества принимается, если оно:
- непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
- выбыло из владения, пользования, распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе в результате хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации, а также если невозможно выяснить его местонахождение;
- передается государственному (муниципальному) учреждению, органу государственной власти, местного самоуправления, государственному (муниципальному) предприятию;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3.3. Решение о списании имущества принимается комиссией после проведения следующих мероприятий:
- осмотр имущества, подлежащего списанию (при наличии такой возможности), с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
- установление причин списания имущества: физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, авария, стихийное бедствие, длительное неиспользование имущества, иные причины;
- установление виновных лиц, действия которых привели к необходимости списать имущество до истечения срока его полезного использования;
- подготовка документов, необходимых для принятия решения о списании имущества.
3.4. В случае признания задолженности неплатежеспособных дебиторов нереальной к взысканию комиссия принимает решение о списании такой задолженности на забалансовый учет.
Решение о списании задолженности с забалансового счета 04 комиссия принимает при признании задолженности безнадежной к взысканию после проверки документов, необходимых для списания задолженности неплатежеспособных дебиторов.
3.5. Выбытие (списание) нефинансовых активов оформляется следующими документами:
- решение о прекращении признания активом (ф. 0510440);
- акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);
- акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0510454);
- акт о списании транспортного средства (ф. 0504105);
- акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);
- акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).
3.6. Оформленный комиссией акт о списании имущества утверждается руководителем.
3.7. До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных этим актом, не допускается.
Реализация мероприятий осуществляется самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждается комиссией.
4. Принятие решений по вопросам обесценения активов
4.1. При выявлении признаков возможного обесценения (снижения убытка) соответствующие обстоятельства рассматриваются комиссией.
4.2. Если по результатам рассмотрения выявленные признаки обесценения (снижения убытка) признаны существенными, комиссия выносит заключение о необходимости определить справедливую стоимость каждого актива, по которому выявлены признаки возможного обесценения (снижения убытка), или об отсутствии такой необходимости.
4.3. Если выявленные признаки обесценения (снижения убытка) являются несущественными, комиссия выносит заключение об отсутствии необходимости определять справедливую стоимость.
4.4. В случае необходимости определить справедливую стоимость комиссия утверждает метод, который будет при этом использоваться.
4.5. Заключение о необходимости (отсутствии необходимости) определить справедливую стоимость и о применяемом для этого методе оформляется в виде представления для руководителя.
4.6. В представление могут быть включены рекомендации комиссии по дальнейшему использованию имущества.
4.7. Если выявлены признаки снижения убытка от обесценения, а сумма убытка не подлежит восстановлению, комиссия выносит заключение о необходимости (отсутствии необходимости) скорректировать оставшийся срок полезного использования актива. Это заключение оформляется в виде представления для руководителя.
Приложение N 4
к Учетной политике
для целей бюджетного учета
Порядок
ведения бюджетного учета операций со средствами Союзного государства, осуществляемых Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
В целях реализации Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 3 "О порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства" (далее - Декрет), а также в соответствии с Положением о бюджетной классификации Союзного государства, утвержденным постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 июля 2015 г. N 6, установить:
1. Бюджетный учет операций со средствами бюджета Союзного государства согласно разделу 77 Декрета Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет в соответствии с приложениями N 1, 2 к приказу Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", а также согласно приложению N 1 к приказу Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
2. Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов, оформленных в установленном порядке, систематизируются по датам совершения операций со средствами Союзного государства, осуществляемых в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, и отражаются накопительным способом в регистрах бухгалтерского учета согласно учетной политике Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3. Отражение операций при ведении бюджетного учета осуществляется в соответствии с рабочим планом счетов бюджетного учета Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для отражения в учете операций со средствами Союзного государства (приложение к Порядку - не приводится).
4. В целях обеспечения достоверности отчетных данных Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проводит инвентаризацию активов и обязательств в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена новая учетная политика центрального аппарата Роспотребнадзора для целей бюджетного учета. Она распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 5 апреля 2024 г. N 246 "Об утверждении Учетной политики центрального аппарата Роспотребнадзора для целей бюджетного учета"
Учетная политика, утвержденная настоящим приказом, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
-