Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Российской Федерации о ходе выполнения Плана мероприятий по реализации в 2022 - 2026 годах Концепции миграционной политики Союзного государства (далее - План), утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 9 декабря 2022 г. N 40 (прилагается).
2. В связи с предложением Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства внутренних дел Республики Беларусь о продлении срока реализации мер, необходимых для прекращения использования миграционной карты единого образца на территории Российской Федерации, в пункте 3 Плана цифры "2023" заменить цифрами "2025".
3. Министерству внутренних дел Республики Беларусь и Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Беларусь и Российской Федерации продолжить работу по выполнению мероприятий Плана в установленные в нем сроки.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель |
М. Мишустин |
Информация о ходе выполнения Плана мероприятий по реализации в 2022 - 2026 годах Концепции миграционной политики Союзного государства, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 9 декабря 2022 г. N 40
По пункту 1 Плана "Определение объема и порядка информационного обмена между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в целях реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств - участников Договора о создании Союзного государства" (срок исполнения - 2022 год):
Требования к информационному обмену и порядку взаимодействия в электронном виде между Российской Федерацией и Республикой Беларусь утверждены Министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 29 ноября 2022 года и Министром внутренних дел Республики Беларусь 16 декабря 2022 года.
По пункту 2 Плана "Дополнение Перечня сведений, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства внутренних дел Республики Беларусь, и подлежащих информационному обмену в электронном виде по линии гражданства и миграции, сведениями о датах и целях въезда и выезда граждан Сторон, а также о выданных документах, определяющих правовой статус пребывания граждан Сторон" (срок исполнения - 2022 год):
Протокол о внесении изменений в Технический протокол N 2 информационного взаимодействия при обмене информацией в электронном виде по вопросам, относящимся к компетенции органов внутренних дел, между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь утвержден Министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции Российской Федерации В.А. Колокольцевым и Министром внутренних дел Республики Беларусь генерал-лейтенантом милиции И.В. Кубраковым в мае 2023 года.
По пункту 3 Плана "Реализация мер, необходимых для прекращения использования миграционной карты единого образца на территории Российской Федерации" (срок исполнения - 2023 год):
В качестве результата исполнения данного пункта Плана определено прекращение действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года (далее - Соглашение).
При этом прекращение действия Соглашения взаимоувязано с принятием и вступлением в силу Федерального закона "Об условиях въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также условиях их пребывания и проживания на территории Российской Федерации", не предусматривающего использование миграционной карты в Российской Федерации.
В настоящее время проект федерального закона дорабатывается на площадке МВД России.
В этой связи в ходе 20-го заседания Межгосударственной межведомственной рабочей группы по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики, состоявшегося 31 мая 2023 года (далее - ММРГ), с Белорусской Стороной согласован перенос срока исполнения данного мероприятия с 30 декабря 2023 года на 2025 год (предложение Российской Стороны).
По пункту 4 Плана "Выработка совместных действий, направленных на повышение стандартов качества, совершенствование механизмов и форм предоставления государственных услуг (административных процедур) и выполнения функций в сфере миграции, включая вопросы межгосударственного межведомственного взаимодействия и обмена информацией в электронном виде" (срок исполнения - 2023 год):
Сторонами осуществлен обмен справочной информацией. В ноябре 2023 года Белорусской Стороной в адрес Российской Стороны представлены соответствующие предложения по дальнейшей реализации указанного пункта Плана, которые в настоящий момент прорабатываются Российской Стороной.
Выработанные предложения будут рассмотрены на очередном заседании ММРГ.
По пункту 5 Плана "Выработка общих подходов, направленных на предоставление равных возможностей гражданам третьих государств и лицам без гражданства для получения государственных услуг (административных процедур) в сфере миграции в государствах - участниках Договора о создании Союзного государства" (срок исполнения - 2023 год):
Сторонами осуществлен обмен справочной информацией. В ноябре 2023 года в целях выработки консолидированной позиции Белорусской Стороной подготовлены и направлены на согласование Российской Стороне соответствующие предложения по совершенствованию предоставления государственных услуг (административных процедур) в сфере миграции, которые в настоящий момент прорабатываются Российской Стороной и будут обсуждены на очередном заседании ММРГ.
По пункту 8 Плана "Согласование подходов к вопросам социальной и культурной адаптации граждан третьих государств и лиц без гражданства, включая выработку мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов и маргинализации находящихся на территории государств - участников Договора о создании Союзного государства граждан третьих государств и лиц без гражданства" (срок исполнения - 2022 - 2026 гг.):
Федеральным агентством по делам национальностей (далее - ФАДН) разработаны и размещены в открытом доступе на официальном сайте данного ведомства методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации", утвержденные приказом ФАДН от 17 ноября 2020 г. N 142, а также методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по повышению эффективности реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории Российской Федерации, утвержденные приказом ФАДН от 29 декабря 2022 г. N 199.
В указанных методических рекомендациях представлены единые подходы к вопросам социальной и культурной адаптации граждан третьих государств и лиц без гражданства.
При этом в 2023 году ФАДН разработаны изменения в Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, внесенные Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. N 342, в части определения основных направлений миграционной политики в области содействия адаптации иностранных граждан.
В соответствии с Законом Республики Беларусь "О национальных меньшинствах в Республике Беларусь" не допускаются какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан за их принадлежность к национальному меньшинству, а также попытки ассимиляции против их воли; гражданам Республики Беларусь, относящим себя к национальным меньшинствам гарантируются равные политические, экономические и социальные права и свободы.
В Республике Беларусь создаются и действуют республиканские и местные общественные объединения граждан, относящих себя к национальным меньшинствам. В настоящее время их более 170 (включая структурные подразделения).
Основными направлениями деятельности национально-культурных общественных объединений (далее - НКОО) являются возрождение и развитие национальной культуры и языка, участие в различных мероприятиях, акциях, выставках, фестивалях, семинарах, проводимых в республике.
Аппаратом Уполномоченного по делам религий и национальностей систематически оказывается методическая, организационная и иная помощь НКОО в реализации их уставных задач.
Сохранение стабильных межэтнических отношений и развитие конструктивного межкультурного диалога как в каждом отдельно взятом регионе республики, так и на всем ее территориальном пространстве в целом есть и останется одним из приоритетов государственной национальной политики Республики Беларусь, а правильно выстроенная работа с представителями диаспор вносит важный вклад в духовно-нравственное воспитание белорусских граждан.
Стороны продолжат работу, направленную на согласование подходов к вопросам социальной и культурной адаптации граждан третьих государств и лиц без гражданства, включая выработку мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов и маргинализации находящихся на территории государств - участников Договора о создании Союзного государства граждан третьих государств и лиц без гражданства.
По пункту 11 Плана "Проработка вопроса о единых подходах по учету граждан третьих государств, пребывающих в государствах - участниках Договора о создании Союзного государства" (срок исполнения - 2022 - 2026 гг.):
В целях реализации мероприятия Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь осуществлен обмен информацией относительно учета иностранных граждан и лиц без гражданства.
По итогам состоявшегося 31 мая 2023 года 20-го заседания ММРГ Стороны подтвердили, что выработка единых подходов по учету граждан третьих государств, пребывающих на территории государств - участников Договора о создании Союзного государства, возможна только после вступления в силу и начала практической реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств - участников Договора о создании Союзного государства.
По пункту 12 Плана "Проработка вопроса о согласовании мер и способов борьбы с правонарушениями в сфере миграции, включая сближение форм административного принуждения в отношении граждан третьих государств и лиц без гражданства" (срок исполнения - 2022 - 2026 гг.):
В целях проработки вопроса о согласовании мер и способов борьбы с правонарушениями в сфере миграции, включая сближение форм административного принуждения в отношении граждан третьих государств и лиц без гражданства, а также выработки предложений по гармонизации нормативных правовых актов государств - участников Договора о создании Союзного государства, содержащих основания для временного ограничения права граждан третьих государств и лиц без гражданства на выезд за пределы территории указанных государств, Сторонами произведен обмен информацией о положениях национального законодательства, регламентирующих данные вопросы.
Анализ указанной информации показал, что многие нормативные предписания законодательства России и Беларуси в части применения мер государственного принуждения в целом имеют схожий характер.
При этом дальнейшая реализация указанного пункта Плана взаимоувязана с принятием и вступлением в силу Федерального закона "Об условиях въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также условиях их пребывания и проживания на территории Российской Федерации".
По пункту 14 Плана "Формирование единого статистического учета миграции (миграционного учета) населения на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства" (срок исполнения - 2022 - 2026 гг.):
26-27 мая 2022 года в г. Могилев (Республика Беларусь) состоялось заседание Статистического совета Национального статистического комитета и Федеральной службы государственной статистики, в ходе которого представлена презентация на тему "Гармонизация официальной статистической методологии Республики Беларусь и Российской Федерации для формирования единого миграционного учета населения на территориях государств - участников Союзного государства".
По результатам заседания принято решение о продолжении работы по гармонизации официальной статистической методологии для формирования единого миграционного учета населения на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства.
Кроме того, Федеральной службой государственной статистики подготовлен расширенный перечень показателей ежеквартального мониторинга "Информация о социально-экономическом развитии Беларуси и России".
При этом Росстатом совместно с МВД России проводятся мероприятия по организации перехода на электронный ввод данных по формам федерального статистического наблюдения за процессами миграции населения, а также мероприятия по передаче информации от МВД России в Росстат.
МВД России в Росстат направлено предложение об организации единого статистического наблюдения за миграцией населения в пределах территории Союзного государства и методологии учета информации о прибывших и выбывших лицах из одного государства - участника Союзного государства в другое при оценке совокупной численности населения, а также единого учета сведений в целом по Союзному государству о предоставлении иностранным гражданам гражданства, убежища, резидентного статуса, разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности.
По пункту 15 Плана "Подготовка кадров компетентных органов государств - участников Договора о создании Союзного государства, осуществляющих деятельность в сфере миграции" (срок исполнения - 2022 - 2026 гг.):
В рамках реализации Плана в 2023 году организовано обучение сотрудников МВД Республики Беларусь:
с 17 по 21 апреля 2023 года на базе Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя по программе "Актуальные вопросы миграционного контроля на территории Союзного государства" (2 человека);
с 29 мая по 2 июня 2023 на базе Казанского юридического института МВД России по программе "Проблемы теории и практики противодействия организованной преступности органами внутренних дел Союзного государства" (5 человек);
с 23 октября по 5 ноября 2023 года на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России по программе "Противодействие незаконной миграции" (1 человек).
В соответствии с запросом МВД Республики Беларусь в период с 4 по 14 декабря 2023 года на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России запланирован курс повышения квалификации по теме "Методы выявления, предупреждения и пресечения каналов незаконной миграции иностранных граждан на приграничных территориях Союзного государства".
По пункту 16 Плана "Анализ нормативных правовых актов государств - участников Договора о создании Союзного государства, содержащих основания для временного ограничения права граждан третьих государств и лиц без гражданства на выезд за пределы территории государств - участников Договора о создании Союзного государства, и выработка предложений по их гармонизации" (срок исполнения - 2022 год):
Осуществлен обмен информацией по принятым нормативным правовым актам государств - участников Договора о создании Союзного государства, содержащим основания для временного ограничения права граждан третьих государств и лиц без гражданства на выезд за пределы территории государств - участников Договора о создании Союзного государства.
По пункту 17 Плана "Определение целесообразности сближения законодательства государств - участников Договора о создании Союзного государства по вопросам защищенности документов, удостоверяющих личность, и для выезда за границу, выдаваемых гражданам третьих государств и лицам без гражданства" (срок исполнения - 2022 год):
Сторонами осуществлен обмен информацией о защищенности документов, удостоверяющих личность, и для выезда за границу, выдаваемых гражданам третьих государств и лицам без гражданства.
При этом сближение законодательства государств - участников Договора о создании Союзного государства по указанным вопросам, по итогам 20-го заседания ММРГ признано нецелесообразным, поскольку выдаваемые Российской Федерацией и Республикой Беларусь документы соответствуют стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
По пункту 18 Плана "Организация и проведение совместного мониторинга миграционной ситуации на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства и оценки эффективности функционирования единого миграционного пространства, совместная оценка рисков" (срок исполнения - 2022 - 2026 гг.):
Сторонами осуществлен обмен информационно-аналитическими материалами о миграционной ситуации в 2022 году в Российской Федерации и Республике Беларусь соответственно и проработана структура доклада по проведению совместного мониторинга миграционной ситуации на территории Союзного государства.
По итогам 20-го заседания ММРГ Стороны договорились совместно с Постоянным Комитетом Союзного государства проработать возможность создания на одном из официальных ресурсов Союзного государства в сети Интернет инструмента для совместного мониторинга миграционной ситуации.
В связи с этим в адрес МВД Республики Беларусь направлены соответствующие предложения.
В настоящее время Белорусской Стороной осуществляется активная проработка указанного вопроса. Соответствующие замечания будут направлены Российской Стороне. Ход работы по данному направлению также будет рассмотрен на очередном заседании ММРГ.
По пункту 19 Плана "Обеспечение реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о реадмиссии и Исполнительного протокола о его реализации" (срок исполнения - 2022 - 2026 гг.):
МВД России и МВД Республики Беларусь на постоянной основе осуществляется взаимный обмен сведениями о ходе реализации Соглашения и Исполнительного протокола.
Кроме того, ход реализации Соглашения и Исполнительного протокола обсуждался в рамках состоявшего 31 мая 2023 года заседания ММРГ.
По пункту 20 Плана "Выработка согласованных подходов по внесению изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о реадмиссии и Исполнительный протокол о порядке его реализации" (срок исполнения - 2023 год):
МВД Республики Беларусь в адрес МВД России направлено письмо с проектами Протоколов о внесении изменений и дополнений в Соглашение о реадмиссии и Исполнительный протокол, а также о рассмотрении вопроса о создании Совместного комитета по реадмиссии.
В ходе рабочей встречи представителей МВД Республики Беларусь и МВД Российской Федерации по вопросам приграничного сотрудничества в целях повышения эффективности контроля за пребыванием иностранных граждан на территории Союзного государства, состоявшейся в период с 30 по 31 октября 2023 года в г. Гомеле (Республика Беларусь), Российская Сторона проинформировала о предоставлении своей позиции по подготовленным Белорусской Стороной предложениям после согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
По пункту 21 Плана "Обеспечение реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств - участников Договора о создании Союзного государства" (срок исполнения - 2022 - 2026 гг.):
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств - участников Договора о создании Союзного государства от 19 июня 2020 года до настоящего момента не вступило в силу.
Указанное Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу.
На данном этапе техническая готовность к реализации указанного межправительственного соглашения как с Российской, так и с Белорусской сторон отсутствует.
Нотой МИД России от 7 марта 2023 г. N 3062/2дснг Белорусская Сторона проинформирована о намерении Российской Стороны направить соответствующее уведомление по достижении технической готовности компетентных российских и белорусских ведомств к осуществлению информационного обмена в рамках Соглашения.
Справочно: Минцифры России разработаны и направлены на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти проекты Соглашения и Протокола об информационном обмене между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации в рамках государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.
МВД России письмом от 04.10.2023 N 9/11323 сообщило об отсутствии принципиальных замечаний к Соглашению и Протоколу.
По пункту 22 Плана "Обеспечение реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке обмена сведениями о гражданах Российской Федерации и Республики Беларусь, в отношении которых действуют ограничения на выезд" (срок исполнения - 2022 - 2026 гг.):
Данная проблематика обсуждена в ходе 20-го заседания ММРГ.
Стороны обменялись контактными данными сотрудников компетентных органов Сторон для оперативного решения возникающих проблемных ситуаций по ограничению выезда граждан в третьи страны.
По пункту 23 Плана "Обмен информацией о беженцах и лицах из третьих государств, ищущих убежище на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства" (срок исполнения - 2022 - 2026 гг.):
Обмен информацией о беженцах и лицах из третьих государств, ищущих убежище на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства на постоянной основе осуществляется в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об информационном взаимодействии и обмене информацией в электронном виде по вопросам, относящимся к компетенции органов внутренних дел, от 13 декабря 2018 года.
Кроме того, в истекшем периоде 2023 года в МВД России из МВД Республики Беларусь направлено 23 запроса с просьбой оказать содействие в получении информации в отношении ряда иностранных граждан, обратившихся с ходатайствами о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь.
По итогам рассмотрения представленных материалов в МВД Республики Беларусь направлена соответствующая информация.
По пункту 28 Плана "Обеспечение информационного сопровождения мероприятий по реализации Концепции миграционной политики Союзного государства" (срок исполнения - по мере необходимости):
МВД России подготовлен проект дорожной карты информационного освещения мероприятий по реализации в 2023 - 2026 годах Концепции миграционной политики Союзного государства, который направлен в МИД России для согласования и последующей передачи Белорусской Стороне.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Министров Союзного государства от 29 ноября 2023 г. N 32 "О ходе выполнения Плана мероприятий по реализации в 2022 - 2026 годах Концепции миграционной политики Союзного государства"
Вступает в силу с 29 ноября 2023 г.
Опубликование:
-