Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 08.04.2024 N 241
Отчет
о реализации государственной программы Ростовской области "Обеспечение общественного порядка и профилактика правонарушений", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 26.10.2018 N 678, за 2023 год
1. Конкретные результаты, достигнутые за 2023 год
В целях создания условий для повышения качества и результативности реализуемых мер по охране общественного порядка, снижения уровня преступности, противодействия терроризму и экстремизму в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Обеспечение общественного порядка и профилактика правонарушений", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 26.10.2018 N 678 (далее - государственная программа), ответственным исполнителем и участниками государственной программы в 2023 году реализован комплекс мероприятий, в результате которых:
проведен мониторинг общественного мнения о состоянии коррупции в Ростовской области;
организовано проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Ростовской области и их проектов;
повышен уровень подготовки специалистов за счет профессионального развития государственных гражданских служащих Ростовской области (далее - гражданских служащих) и муниципальных служащих муниципальных образований Ростовской области (далее - муниципальных служащих) по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации "Противодействие коррупции в органах государственного управления", "Противодействие коррупции при проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", "Противодействие коррупции в органах местного самоуправления";
обеспечен доступ граждан, общественных объединений и средств массовой информации к информации о деятельности органов исполнительной власти;
обеспечено информационно-пропагандистское противодействие экстремизму;
обеспечено функционирование системы постоянного мониторинга за состоянием межэтнических отношений - во всех администрациях муниципальных образований в Ростовской области действуют соответствующие отделы, сектора и ответственные работники;
обеспечено проведение психолого-лингвистических экспертиз в целях выявления признаков экстремизма и пропаганды террористической идеологии в информационных материалах;
организована сдача гражданами незаконно хранящегося огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств за вознаграждение;
проведен мониторинг наркоситуации и работы по организации профилактики наркомании в Ростовской области;
проведена работа по формированию системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая отказ от вредных привычек; значительная часть проектных мероприятий по профилактике наркомании, пропаганде социально-позитивного и здорового образа жизни проведена с использованием возможности социальных сетей и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": онлайн-трансляции, вебинары, марафоны, конкурсы; всего проведено более 600 тыс. показов целевой аудитории;
доля обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составила 93,7 процента согласно итогам сбора и анализа годового статистического наблюдения по форме N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" за 2023 год;
повысилась выявляемость несовершеннолетних, входящих в "группу риска" немедицинского потребления наркотиков, что позволит обеспечить более высокую эффективность профилактической работы;
проведены мероприятия по развитию системы наркологической помощи больным наркоманией и их социальной реабилитации: граждане, больные наркоманией и прошедшие лечение от наркомании, реализовали 40 сертификатов для получения услуг по социальной реабилитации за счет средств областного бюджета на сумму 4,5 млн рублей; уровень заболеваемости наркологическими расстройствами сократился со 180,0 до 175,2 в расчете на 100 тыс. населения;
проведена работа по выявлению и устранению причин и условий, способствующих распространению наркомании, незаконного оборота наркотиков: все образовательные организации обеспечены различными видами охраны; проведены мероприятия с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе и в социально опасном положении; уничтожены 12 086 очагов произрастания дикорастущей конопли на площади 10,4 гектара; силами казачьих дружин оказано содействие правоохранительным органам в противодействии незаконному обороту наркотиков.
2. Результаты реализации основных мероприятий, а также сведения о достижении контрольных событий государственной программы
Достижению результатов в 2023 году способствовала реализация ответственным исполнителем, соисполнителями и участниками государственной программы основных мероприятий.
В рамках подпрограммы 1 "Противодействие коррупции в Ростовской области" предусмотрена реализация 11 основных мероприятий и 10 контрольных событий.
Основное мероприятие 1.1 "Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере противодействия коррупции, в том числе по вопросам деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ростовской области" выполнено.
В целях совершенствования правового регулирования в сфере противодействия коррупции в отчетном периоде приняты:
Областной закон Ростовской области от 06.04.2023 N 853-ЗС "О внесении изменений в Областной закон "О противодействии коррупции в Ростовской области";
Областной закон Ростовской области от 07.11.2023 N 21-ЗС "О внесении изменений в отдельные областные законы";
указ Губернатора Ростовской области от 30.11.2023 N 108 "О внесении изменения в указ Губернатора Ростовской области от 23.09.2015 N 96";
распоряжение Губернатора Ростовской области от 06.12.2023 N 322 "Об определении порядка использования государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон" и должностных лиц, уполномоченных на работу с ней";
постановление Правительства Ростовской области от 07.06.2023 N 419 "О некоторых мерах по реализации статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ".
Внесены изменения в постановление Правительства Ростовской области от 22.03.2012 N 220 "Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Ростовской области, при замещении которых государственные гражданские служащие Ростовской области обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".
Основное мероприятие 1.2 "Повышение эффективности механизмов выявления, предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе Ростовской области, в том числе проведение мониторинга участия лиц, замещающих отдельные государственные должности Ростовской области (далее - должностные лица), в управлении коммерческими и некоммерческими организациями" выполнено.
В целях повышения эффективности механизмов выявления, предотвращения урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе Ростовской области (далее - гражданская служба) комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Ростовской области приняты решения о совершенствовании системы антикоррупционного мониторинга в Ростовской области, о проведении мониторинга участия должностных лиц в управлении коммерческими и некоммерческими организациями.
Управлением по кадровой работе Правительства Ростовской области, кадровыми подразделениями государственных органов Ростовской области осуществляется контроль за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах государственных гражданских служащих об их родственниках и свойственниках (в порядке, предусмотренном действующим законодательством).
Осуществляется анализ анкетных данных и материалов личных дел для установления возможности возникновения конфликта интересов, связанного с работой членов семьи, а также предыдущими местами работы гражданского служащего (актуализировано 50 анкет, проанализировано 96 анкет).
В отношении лиц, претендующих на замещение должности государственной гражданской службы Ростовской области, проводятся поверки через базы единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на предмет участия в управлении коммерческими организациями и занятия предпринимательской деятельностью (проведены проверки в отношении 53 работников).
Назначение на должность государственной гражданской службы в Правительство Ростовской области осуществляется при получении информации управления по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области о наличии правовых оснований для назначения кандидата.
Основное мероприятие 1.3 "Обеспечение соблюдения лицами, замещающими отдельные государственные должности Ростовской области, должности государственной гражданской службы Ростовской области (далее - должностные лица) антикоррупционных норм, в том числе проведение мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Ростовской области в области противодействия коррупции, включая их обучение по дополнительным профессиональным программам в области противодействия коррупции" выполнено.
В соответствии с указом Губернатора Ростовской области от 31.10.2011 N 20 "Об утверждении Положения о кадровой работе в Правительстве Ростовской области" проводился анализ документов, направляемых управлением по кадровой работе, представленных кандидатом (победителем конкурса), в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Ростовской области, справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в течение 10 дней со дня их поступления на предмет соблюдения положений законодательства Российской Федерации и Ростовской области о противодействии коррупции.
При проведении анализа у кандидата (победителя конкурса) запрашивались сведения о его близких родственниках, указанных в части 2 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", изучалась информация о кандидате (победителе конкурса), находящаяся в открытом доступе; по результатам анализа управление по кадровой работе было информировано о наличии (отсутствии) правовых оснований для назначения кандидата (победителя конкурса) на соответствующую должность.
В 2023 году были организованы мероприятия по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Ростовской области, в частности, 46 государственных гражданских служащих Ростовской области, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, приняли участие в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции.
По дополнительным профессиональным программам в области противодействия коррупции прошли курсы повышения квалификации 43 государственных гражданских служащих Ростовской области, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, в том числе 5 государственных гражданских служащих Ростовской области в рамках подпрограммы "Противодействие коррупции в Ростовской области" государственной программы Ростовской области "Обеспечение общественного порядка и профилактика правонарушений" (государственный контракт от 31.05.2023 N 105) (далее - в рамках подпрограммы), на оказание образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам "Противодействие коррупции в органах государственного управления" и "Противодействие коррупции при проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" (18 учебных часов) на базе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Южный федеральный университет".
138 государственных гражданских служащих Ростовской области, впервые поступивших на государственную гражданскую службу Ростовской области, приняли участие в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции.
По дополнительным профессиональным программам в области противодействия коррупции прошли курсы повышения квалификации 64 государственных гражданских служащих Ростовской области, впервые поступивших на государственную гражданскую службу Ростовской области, в том числе 6 государственных гражданских служащих Ростовской области в рамках подпрограммы. 91 государственный гражданский служащий Ростовской области, в должностные обязанности которых входит участие в проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, приняли участие в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции.
По дополнительным профессиональным программам в области противодействия коррупции прошли курсы повышения квалификации 44 государственных гражданских служащих Ростовской области, в должностные обязанности которых входит участие в проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в том числе 3 государственных гражданских служащих Ростовской области в рамках подпрограммы.
Кроме того, государственные гражданские служащие Ростовской области указанных категорий принимали участие в иных мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции, в том числе в проведении семинаров, тренингов, круглых столов, конференций и мастер-классов.
Основное мероприятие 1.4 "Осуществление антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Ростовской области и их проектов с учетом мониторинга соответствующей правоприменительной практики, практики участия в антикоррупционной экспертизе независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы" выполнено.
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов (далее - НПА) Ростовской области определяется постановлением Правительства Ростовской области от 30.09.2015 N 9.
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы НПА Ростовской области регламентируется разделом III Регламента Правительства Ростовской области, утвержденного указом Губернатора Ростовской области от 21.08.2023 N 74.
Антикоррупционная экспертиза НПА государственных органов Ростовской области проводится в порядке, установленном НПА соответствующих государственных органов Ростовской области.
В 2023 году исполнительными органами Ростовской области, иными государственными органами Ростовской области была проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 4 936 проектов нормативных правовых актов. Проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 178 действующих нормативных правовых актов Ростовской области, в результате которой коррупциогенных факторов не выявлено.
В установленном порядке исполнительными органами Ростовской области, иными государственными органами Ростовской области размещены 4 121 проект нормативных правовых актов, 179 нормативных правовых актов на Едином портале независимой антикоррупционной экспертизы Ростовской области (regulation.donland.ru).
Независимые эксперты, аккредитованные Министерством юстиции Российской Федерации, проводили независимую антикоррупционную экспертизу в пределах своей компетенции, по результатам экспертизы выявлено 4 коррупциогенных фактора, 3 из которых устранены в установленном порядке.
Основное мероприятие 1.5 "Совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" выполнено.
Министерством экономического развития Ростовской области проведен мониторинг случаев несоблюдения требований об отсутствии конфликта интересов в органах исполнительной власти Ростовской области.
Согласно представленной в адрес министерства экономического развития Ростовской области информации, вышеуказанные случаи не выявлены, проведено обобщение практики обжалования в Ростовское управление федеральной антимонопольной службы Российской Федерации процедур закупок для государственных нужд, отмены заказчиками Ростовской области процедур закупок товаров, работ, услуг с учетом вынесенных в отношении них решений и предписаний.
Основное мероприятие 1.6 "Проведение среди всех социальных слоев населения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в Ростовской области" выполнено.
В рамках ежегодного проведения в субъектах Российской Федерации социологических исследований по проблемам коррупции с использованием методики, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 N 662 "Об утверждении методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации", заключен государственный контракт от 14.09.2023 N 2023.1075157/104 "Проведение социологического исследования по теме "О состоянии коррупции в Ростовской области в текущем году". Исполнитель - общество с ограниченной ответственностью "ИМИДЖ-ФАКТОР".
В рамках заключенного государственного контракта проведено социологическое исследование "О состоянии коррупции в Ростовской области в текущем году". Аналитический отчет "Общественное мнение о состоянии коррупции в Ростовской области в 2023 году" (краткая и полная версии) в печатном виде и на электронных носителях представлен в управление по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области.
Основное мероприятие 1.7 "Повышение эффективности взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, привлечение их к участию в противодействии коррупции" выполнено.
На официальном сайте Правительства Ростовской области в открытом доступе публиковалась информация о деятельности исполнительных органов Ростовской области в сфере противодействия коррупции (82 материала, из них 32 новостных сообщения), 16 анимационных роликов об антикоррупционном поведении.
Министерством региональной политики и массовых коммуникаций Ростовской области обеспечено информационное освещение мероприятий антикоррупционной тематики. Наиболее широкое освещение в средствах массовой информации (далее - СМИ) получили научно-практические конференции антикоррупционной тематики, декларационная кампания, конкурсы "Экзамен по профессии: мы против коррупции" и "Вместе против коррупции", акция "День с министром", заседание региональной комиссии по координации работы по противодействию коррупции, результаты социологического исследования по изучению представлений студентов о состоянии коррупции в вузах региона, конкурсы "Чистые руки" и "СМИ против коррупции", цикл мероприятий антикоррупционного просвещения.
Основное мероприятие 1.8 "Участие в обеспечении профессионального развития муниципальных служащих муниципальных образований в Ростовской области, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции (далее - муниципальные служащие), в том числе их обучение по дополнительным профессиональным программам в области противодействия коррупции" выполнено.
В 2023 году организованы мероприятия по профессиональному развитию муниципальных служащих, в частности 731 муниципальный служащий, в должностные обязанности которого входит участие в противодействии коррупции, приняли участие в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции. По дополнительным профессиональным программам в области противодействия коррупции прошли обучение 587 муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
Из них:
67 муниципальных служащих прошли курсы повышения квалификации в рамках подпрограммы "Противодействие коррупции в Ростовской области" государственной программы Ростовской области "Обеспечение общественного порядка и профилактика правонарушений" (государственный контракт от 02.06.2023 N 112 на оказание образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации муниципальных служащих "Противодействие коррупции в органах местного самоуправления" (18 учебных часов), в соответствии с которым в период с 24 по 26 октября 2023 г. на базе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Южный федеральный университет");
517 муниципальных служащих прошли обучение на курсах повышения квалификации по антикоррупционной тематике за счет средств местных бюджетов;
3 муниципальных служащих прошли профессиональную переподготовку по антикоррупционной тематике за счет средств местных бюджетов.
585 муниципальных служащих, впервые поступивших на муниципальную службу и замещающих должности, связанные с соблюдением антикоррупционных стандартов, приняли участие в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции.
По дополнительным профессиональным программам в области противодействия коррупции прошли обучение 279 муниципальных служащих, впервые поступивших на муниципальную службу и замещающих должности, связанные с соблюдением антикоррупционных стандартов.
Из них:
7 муниципальных служащих прошли курсы повышения квалификации в рамках подпрограммы (государственный контракт от 02.06.2023 N 112 на оказание образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации муниципальных служащих "Противодействие коррупции в органах местного самоуправления" (18 учебных часов), в соответствии с которым в период с 24 по 26 октября 2023 г. на базе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Южный федеральный университет");
270 муниципальных служащих прошли курсы повышения квалификации по антикоррупционной тематике за счет средств местных бюджетов;
2 муниципальных служащих прошли профессиональную переподготовку по антикоррупционной тематике за счет средств местных бюджетов.
762 муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, приняли участие в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции. По дополнительным профессиональным программам в области противодействия коррупции прошли обучение 457 муниципальных служащих указанной категории.
Из них:
450 муниципальных служащих прошли курсы повышения квалификации по антикоррупционной тематике за счет средств местных бюджетов;
7 муниципальных служащих прошли профессиональную переподготовку по антикоррупционной тематике за счет средств местных бюджетов.
Кроме того, муниципальные служащие указанных категорий принимали участие в иных мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции, в том числе в проведении семинаров, тренингов, круглых столов, конференций и мастер-классов.
Основное мероприятие 1.9 "Проведение конкурса журналистских материалов по противодействию коррупции" выполнено.
В соответствии с Положением о порядке проведения конкурса журналистских работ на лучшее освещение вопросов противодействия коррупции в Ростовской области "СМИ против коррупции", утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 20.08.2014 N 576, 20 января 2023 г. объявлен конкурс журналистских материалов по противодействию коррупции "СМИ против коррупции" в 2023 году (далее - конкурс).
Конкурс проводился по 9 номинациям, подано 53 заявки, на 5 заявок больше, чем в прошлом году. Из них 23 заявки поступили от периодических печатных изданий, 17 - от сетевых изданий, 1 - от информационного агентства, 4 - от радиоканалов, 3 - от телеканалов, 5 - от социальных медиа.
Основное мероприятие 1.10 "Проведение областного конкурса социальной рекламы "Чистые руки" выполнено.
В честь Международного дня борьбы с коррупцией в г. Ростове-на-Дону на базе регионального центра креативных индустрий "арт-резиденция "квАРТира" состоялась торжественная церемония награждения победителей областного конкурса социальной рекламы и антикоррупционных работ "Чистые руки".
В рамках церемонии 16 победителей областного конкурса социальной рекламы и антикоррупционных работ "Чистые руки" награждены дипломами и ценными призами. В конкурсе приняли участие индивидуальные авторы, творческие коллективы, организации, студенческие сообщества и объединения. В общей сложности, на конкурс подали заявки жители 44 городов и районов области, представившие 92 работы.
Основное мероприятие 1.11 "Разработка и размещение социальной рекламной продукции антикоррупционной направленности" выполнено.
В рамках исполнения указанного мероприятия заключен государственный контракт от 21.02.2023 N 2023.208526/39 на оказание услуг по изданию и размещению социальной рекламной продукции, направленной на создание в обществе нетерпимости к коррупционному поведению на общую сумму 250,0 тыс. рублей, контракт исполнен и оплачен в полном объеме.
По подпрограмме 1 "Противодействие коррупции в Ростовской области" предусмотрено выполнение 10 контрольных событий, из них достигнуты в установленные сроки 10. Все 11 основных мероприятий подпрограммы исполнены.
В рамках подпрограммы "Профилактика экстремизма и терроризма в Ростовской области" предусмотрена реализация 6 основных мероприятий и 13 контрольных событий.
Основное мероприятие 2.1 "Информационно-пропагандистское противодействие экстремизму и терроризму" выполнено.
В условиях проведения Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции в целях совершенствования информационно-пропагандистской работы министерством региональной политики и массовых коммуникаций Ростовской области во взаимодействии с комитетом по молодежной политике Ростовской области сформирован пул журналистов региональных и муниципальных СМИ для их привлечения к созданию информационных материалов в области противодействия идеологии терроризма, освещению героических поступков земляков, проявивших мужество в борьбе с терроризмом.
Для оперативного информационного взаимодействия создан чат в мессенджере "Телеграмм", в котором состоят более 460 представителей СМИ. Создан и функционирует телеграм-канал "Война с фейками. Ростов", где на постоянной основе размещаются публикации с опровержением информационно-пропагандистских материалов, распространяемых иностранными спецслужбами, террористическими и неонацистскими организациями.
Также, совместно с "Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организовано на постоянной основе определение материалов для размещения на официальных сайтах и аккаунтах в социальных сетях Правительства Ростовской области, исполнительных органов и органов местного самоуправления.
Министерством региональной политики и массовых коммуникаций Ростовской области организовано информационное сопровождение мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом.
За отчетный период в средствах массовой информации Ростовской области размещено более 5,5 тыс. материалов, направленных на информационно-пропагандистское противодействие экстремизму и терроризму.
На постоянной основе размещаются видеоролики антитеррористической направленности в эфире региональных телеканалов "Дон-24" (охват - 3,3 млн человек) и "Первый Ростовский" (охват - 1,1 млн человек), а также на сайтах муниципальных средств массовой информации (охват 77 тыс. человек ежемесячно), на официальных страницах Правительства Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (76 тыс. подписчиков) и администраций муниципальных образований в Ростовской области (480 тыс. подписчиков).
Организована работа Экспертного совета по выработке информационной политики в сфере профилактики терроризма при антитеррористической комиссии Ростовской области (далее - экспертный совет). В рамках заседания экспертного совета 12 июля 2023 г. рассмотрены вопросы: о реализации в системе образования программ по формированию у лиц, прибывших с территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также Украины, критического отношения к распространяемым в молодежной среде идеям радикального толка.
В рамках заседания экспертного совета 23 ноября 2023 г. рассмотрены вопросы: о дополнительных мерах по реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы в части организации индивидуальной профилактической работы с лицами, подверженными и (или) подпавшими под влияние идеологии терроризма среди спецконтингента; о социальном самочувствии и отношении студенческой молодежи вузов Ростовской области к специальной военной операции Российской Федерации на Украине (по результатам регионального социологического исследования).
На базе образовательных организаций, расположенных на территории Ростовской области, проведено 47 727 воспитательных и культурно-просветительских мероприятий, направленных на развитие у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей, из них 4 007 с участием представителей религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искусства. В указанных мероприятиях приняли участие 451 099 обучающихся.
Основное мероприятие 2.2 "Осуществление комплекса мер по предупреждению террористических актов и соблюдению правил поведения при их возникновении" выполнено.
Во всех учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, спорта и на судебных участках мировых судей разработаны планы мероприятий по предотвращению террористических актов, организована их реализация.
Во всех муниципальных образованиях в Ростовской области утверждены графики проведения межведомственных тренировок. Проведение тренировок осуществляется ежеквартально.
В соответствии с планами по предотвращению террористических актов проведены следующие мероприятия:
усилен пропускной контроль на прилегающей территории учреждений;
отработан порядок оповещения силовых структур и Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Ростовской области;
проведены тренировочные занятия по эвакуации людей (отработка практических действий) при возникновении чрезвычайных ситуаций;
проведены дополнительные инструктажи по действиям персонала и обучающихся при обнаружении бесхозных предметов на территории учреждения;
проведены дополнительные проверки состояния эвакуационных выходов и путей эвакуации;
проведены разъяснительные мероприятия, направленные на формирование антитеррористического сознания подрастающего поколения.
Основное мероприятие 2.3 "Обеспечение выполнения функций государственными учреждениями (в том числе в рамках выполнения государственного задания) в части реализации комплекса антитеррористических мероприятий" выполнено.
В соответствии с заявками организаций предусмотрено финансирование на: приобретение контрольно-пропускных пунктов, устройство охранной и тревожной сигнализаций, устройство систем оповещения при чрезвычайных ситуациях - голосом, устройство систем контроля доступа, приобретение стационарных и ручных металлодетекторов, оборудование дополнительными ограждениями с целью недопущения проникновения на территорию посторонних лиц. Произведены инженерные изыскания и выпуск проектно-сметной документации по восстановлению рабочих параметров подпорной стены стадиона "Труд" им. Сергея Литвинова, а также оборудованы система контроля и управления доступом и система оповещения на объекте Аксайского филиала государственного бюджетного учреждения Ростовской области психоневрологический диспансер, расположенного по адресу: 346709, Ростовская область, Аксайский район, п. Ковалевка, ул. Центральная, 3.
Основное мероприятие 2.5 "Организация добровольной сдачи гражданами незаконно хранящихся огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств за вознаграждение" выполнено.
Принято постановление Правительства Ростовской области от 21.03.2023 N 197 "О мерах по организации добровольной сдачи гражданами незаконно хранящихся огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств за вознаграждение в 2023 году".
Сдано: винтовка, карабин - 1 штука; гладкоствольных ружей - 11 штук; газовый пистолет - 1 штука; взрывных устройств - 75 штук; средств взрывания - 4 штуки; боевых гранат - 2 штуки; патронов к стрелковому оружию - 21 035 штук; боеприпасов времен Великой Отечественной войны - 136.
Основное мероприятие 2.6 "Проведение экспертных работ по выявлению признаков экстремизма и пропаганды террористической идеологии в информационных материалах, в том числе доследственной проверки, предшествующей принятию решения о возбуждении уголовного дела" выполнено.
В соответствии с государственным контрактом от 20.03.2023 N 01582000033230000140001/60 в 2023 году проведен ряд запланированных психолого-лингвистических экспертиз. Запланированные мероприятия выполнены в полном объеме.
Основное мероприятие 2.7 "Проведение конкурса журналистских работ на лучший журналистский материал, посвященный противодействию терроризму и экстремистской идеологии "Безопасный Дон" выполнено.
В 2023 году конкурс прошел в 6-й раз. В отчетном периоде было подано 85 заявок (на 10 больше, чем в 2022 году), включающих в себя 267 материалов (в 2022 году были поданы 173 материала) от представителей 65 областных и муниципальных СМИ. Из них 39 заявок поступило от периодических печатных изданий, 19 заявок - от сетевых изданий, 2 заявки - от информационного агентства, 16 - от телеканалов, 5 - от радиоканалов, 4 - от социальной сети. Условиями конкурса определено 11 номинаций. В соответствии с оценками членов комиссии по проведению конкурса победителями в 2023 году признаны 11 журналистов, материалы 2 представителей СМИ были отмечены специальными дипломами за многолетнюю и эффективную работу по информационному освещению тематики профилактики терроризма и экстремистской идеологии.
Победителям конкурса осуществлена выплата премий в размере 50,00 тыс. рублей по каждой номинации. Премиальный фонд конкурса составляет 550,00 тыс. рублей.
В 2023 году большое количество материалов было посвящено теме исполнения нашими соотечественниками воинского долга при проведении специальной военной операции. Большой отклик в материалах у журналистов находили акции, способствующие формированию у населения нравственных и патриотических ценностей, примеры мирной совместной жизни представителей разных национальностей и верований на территории Ростовской области, взаимодействие граждан, общественных объединений и исполнительных органов, направленные на профилактику и борьбу с терроризмом и экстремистской идеологией.
По подпрограмме 2 "Профилактика экстремизма и терроризма в Ростовской области" предусмотрено выполнение 13 контрольных событий, из них достигнуты в установленные сроки 13. Из 6 основных мероприятий исполнено 6, в том числе одно мероприятие исполнено не в полном объеме.
В рамках подпрограммы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту" предусмотрена реализация 17 основных мероприятий и 17 контрольных событий.
Основное мероприятие 3.1 "Проведение мониторинга наркоситуации и работы по организации профилактики наркомании в Ростовской области" выполнено.
Мониторинг наркоситуации и работы по организации профилактики наркомании в Ростовской области проведен во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 N 485 "Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации". По его результатам подготовлены доклады председателю Государственного антинаркотического комитета о наркоситуации в Ростовской области и о работе антинаркотической комиссии Ростовской области за 2022 год. Доклад о наркоситуации в Ростовской области утвержден на заседании антинаркотической комиссии Ростовской области 22 марта 2023 г.
При подготовке доклада использовались:
статистические, информационно-аналитические сведения и экспертные оценки 17 государственных органов и Совета ректоров высших учебных заведений Ростовской области;
доклады муниципальных антинаркотических комиссий;
результаты социологического исследования, проведенного в Ростовской области Всероссийским центром изучения общественного мнения.
Доклад содержит данные о ходе реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.11.2020 N 733 (далее - Стратегия). Кроме того, приведены тенденции развития ситуации, связанной с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - наркотики, запрещенные вещества, подконтрольные вещества), даны рекомендации по совершенствованию работы органов государственной власти в установленной сфере деятельности.
В течение 2023 года проведена работа по изучению наркоситуации в муниципальных образованиях, оказанию помощи специалистам органов местного самоуправления в организации работы по профилактике наркомании. Изучено мнение жителей Ростовской области о незаконном обороте и потреблении наркотиков.
Основное мероприятие 3.2 "Обеспечение обучения работников системы образования и иных субъектов профилактической деятельности навыкам ведения профилактической работы, формам и методам своевременного выявления первичных признаков злоупотребления психоактивными веществами" выполнено.
С 17 по 20 октября 2023 г. на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" проведен семинар, на котором 150 работников системы образования Ростовской области обучены по программе повышения квалификации "Навыки ведения профилактической деятельности. Формы и методы своевременного выявления первичных признаков злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетних".
Основное мероприятие 3.3 "Обучение секретарей антинаркотических комиссий муниципальных образований в Ростовской области, представителей общественных объединений, занимающихся профилактикой наркомании, методам и формам ведения профилактической работы" выполнено.
В мае-июне 2023 г. в онлайн-режиме проведен цикл обучающих семинаров (практических занятий) по кустовому принципу с секретарями муниципальных антинаркотических комиссий по подготовке различных организационных документов (разработка критериев оценки эффективности работы комиссий, для смоделированных учебных территорий подготовка планов по стабилизации наркоситуации, мероприятий по профилактике наркомании среди несовершеннолетних, протоколов заседаний и другие). Количество участников 55 - человек.
В течение года при проведении мероприятий с выездом в муниципальные образования с секретарями муниципальных антинаркотических комиссий проводились практические занятия, оказывалась методическая помощь в организации антинаркотической работы (всего проведено 14 выездных мероприятий).
23 - 24 ноября 2023 г. на базе Южного федерального университета проведен IX Международный научный форум по проблемам профилактики зависимостей в молодежной среде. Организаторы мероприятия - Южный федеральный университет и Правительство Ростовской области.
В его работе приняли участие ученые из Болгарии, Кубы, участниками являлись также секретари муниципальных антинаркотических комиссий, специалисты органов системы профилактики, руководители общественных организаций.
Основное мероприятие 3.4 "Проведение конкурса среди муниципальных образований в Ростовской области на лучшую организацию антинаркотической работы в подростково-молодежной среде" выполнено.
В феврале - апреле 2023 г. комитетом по молодежной политике Ростовской области проведен конкурс на лучшую организацию антинаркотической работы в подростково-молодежной среде.
Награждение победителей указанного конкурса состоялось на заседании антинаркотической комиссии Ростовской области 22 июня 2023 г.
Основное мероприятие 3.5 "Организация и проведение информационно-пропагандистских, спортивных и культурно-массовых мероприятий, направленных на профилактику наркомании" выполнено.
Информационно-пропагандистские, спортивные и культурно-массовые мероприятия, направленные на профилактику наркомании, осуществлялись в соответствии с внутренними планами работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В целях эффективной профилактики наркомании реализуется программа продвижения позитивного и гармоничного образа жизни в молодежной среде. Ежегодно в период с 26 мая по 26 июня проводится месячник антинаркотической направленности и популяризации здорового образа жизни на территории Ростовской области. В этот период проведены: 2 357 бесед "О вреде наркотиков"; 438 классных часов "Профилактика потребления наркотических веществ"; 830 "уроков здоровья"; 3 450 спортивных соревнований. Были также организованы конференции, вебинары, семинары, флешмобы и семинары.
Общий охват месячника в 2023 году составил 314 143 тыс. молодых людей, а также более 100 тыс. просмотров в социальных сетях.
Во всех муниципальных образованиях области в сентябре 2023 г. проведен муниципальный этап Всероссийского конкурса "Стиль жизни - здоровье 2023". Обучающиеся более 700 школ Ростовской области стали участниками федеральной акции "Здоровое питание в школе и дома".
В период с 25 сентября по 4 октября проведена дополнительная декада мероприятий по профилактике потребления наркотических и психотропных веществ в образовательных организациях.
На территории Ростовской области с участием детей и подростков проведены массовые многоэтапные комплексные спартакиады, спортивные турниры и другие массовые мероприятия, в которых приняли участие более 400 тыс. подростков.
Ведется работа по приему испытаний (тестов) нормативов комплекса Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). В соответствии с Планом мероприятий, направленных на организацию массовых пропагандистских акций по продвижению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в Ростовской области ежегодно проводится 700 мероприятий.
В выполнении нормативов ГТО приняли участие более 47 тыс. человек (6 - 17 лет), более 16 тыс. человек выполнили на знаки отличия. Всего с 2016 года приняли участие в выполнении нормативов ГТО более 357 тыс. человек (6 - 17 лет), более 153 тыс. человек выполнили на знаки отличия.
В Ростовской области ежегодно проводится физкультурное мероприятие "Зарядка с чемпионом" для всех категорий населения.
В 2023 году в мероприятии приняли участие олимпийские и паралимпийские чемпионы и известные тренеры. Количество участников - более 17 тыс. человек.
Значительным ресурсом профилактики незаконного потребления наркотиков являются общественные объединения.
В настоящее время в Ростовской области открыто 55 местных и 1 247 первичных отделений регионального отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых", в работе которых участвуют более 130 000 человек. Проекты, мероприятия и акции реализуются по 12 направлениям деятельности "Движения первых", из них можно выделить такие направления, как "Здоровьесберегающее" - привитие навыков здорового образа жизни, "Спортивное" - участие в соревнованиях.
Кроме "Движения первых" в Ростовской области проводится широкая работа по вовлечению детей и молодежи в работу общественных организаций, в том числе по профилактике незаконного потребления наркотиков.
В Ростовской области ведется реестр детских общественных объединений и организаций, осуществляющих добровольческую (волонтерскую) работу в сфере профилактики наркомании, в который включены 316 наиболее эффективных общественных объединений и организаций, среди которых зарегистрированные некоммерческие объединения, казачьи организации, спортивные клубы, органы молодежного самоуправления и волонтерские организации.
Активное участие в пропаганде среди детей и подростков здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам и к наркомании в частности принимают участники регионального отделения движения "Юнармия", на текущий момент численность которого составляет более 34,4 тыс. человек, и члены казачьей детско-молодежной организации "Донцы", численность которых на 31 декабря 2023 г. составляет 13 257 человек.
С их участием, по состоянию на отчетную дату, было организовано и проведено свыше 1 000 спортивных, военно-патриотических и духовно-нравственных мероприятий.
Основное мероприятие 3.6 "Проведение областного фестиваля-конкурса молодежного творчества "Сильному государству - здоровое поколение!" выполнено.
В октябре - ноябре 2023 г. проведен областной фестиваль-конкурс молодежного творчества "Сильному государству - здоровое поколение" (далее - Фестиваль) по 4 жанрам: "Хореографический конкурс", "Конкурс театров малых форм", "Вокальный конкурс", "Инструментальный конкурс". Общее количество участников Фестиваля составило около 3 тыс. подростков и молодежи.
11 ноября в Областном доме народного творчества прошел гала-концерт областного Фестиваля. В нем приняли участие 34 творческих коллектива, а также индивидуальные исполнители - победители жанровых конкурсов. Общее количество участников концерта составило 246 молодых людей в возрасте от 15 до 35 лет.
Основное мероприятие 3.7 "Проведение областной спартакиады среди воспитанников детско-подростковых и физкультурно-спортивных клубов по месту жительства" выполнено.
В феврале - августе 2023 г. проведены муниципальный и зональный этапы спартакиады среди воспитанников детско-подростковых и физкультурно-спортивных клубов по месту жительства.
В программу соревнований были включены 5 видов спорта (настольный теннис, уличный баскетбол, мини-футбол, шахматы, шашки). В отборочном муниципальном этапе приняли участие более 7 тыс. детей.
Финальные соревнования спартакиады состоялись 7 - 8 октября 2023 г. в г. Сальске, в которых приняли участие 216 человек.
Основное мероприятие 3.8 "Организация цикла печатных публикаций, направленных на пропаганду антинаркотического мировоззрения" выполнено.
Министерством региональной политики и массовых коммуникаций Ростовской области в областных средствах массовой информации опубликовано 20 полос в газете "ШАНС Школьное агентство новостей старшеклассников" (г. Шахты), организована работа по подготовке и размещению публикаций в печатных средствах массовой информации. Всего в областных и муниципальных средствах массовой информации Ростовской области размещено свыше 12 тыс. публикаций, направленных на информирование населения о содержании проблемы наркомании, мерах борьбы с ее распространением, формирование здорового образа жизни и мотивации к отказу от потребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Основное мероприятие 3.9 "Производство и размещение тематической социальной рекламы, изготовление и размещение тематической полиграфической продукции в местах массового пребывания молодежи" выполнено.
На странице Правительства Ростовской области в социальной сети "ВКонтакте" "Я выбираю счастливую жизнь без наркотиков" (https://vk.com/happylife_ro) размещено 100 постов; организованы 4 прямых эфира и 3 опроса пользователей в социальной сети с участием экспертов по антинаркотической тематике; организован и проведен конкурс антинаркотической тематики среди студентов вузов и сузов Ростовской области в возрасте от 18 лет; организован показ социальной антинаркотической рекламы (видеороликов, текстов, размещенных на странице Правительства Ростовской области https://vk.com/happylife_ro в социальной сети "ВКонтакте").
В рекламной сети российской единой платформы размещения контекстной и медийной рекламы "Яндекс" - не менее 225 000 показов целевой аудитории ежемесячно; в социальной сети "ВКонтакте" - не менее 225 000 показов целевой аудитории ежемесячно, в течение четырех месяцев.
В октябре - ноябре 2023 г. проведен региональный онлайн-конкурс социальной антинаркотической рекламы и пропаганды здорового образа жизни "Я выбираю счастливую жизнь без наркотиков", который проводит областная антинаркотическая комиссия с целью привлечения внимания молодежи к проблеме незаконного потребления наркотиков, формирования в обществе негативного отношения к их незаконному потреблению и обороту, а также популяризации здорового образа жизни. 29 ноября 2023 г. в арт-резиденции "Квартира" состоялась церемония подведения итогов конкурса и награждения его победителей. Участниками стали более 150 донских студентов вузов и профессиональных образовательных организаций.
Основное мероприятие 3.10 "Подготовка и организация конкурса среди печатных и электронных средств массовой информации на лучшую информационную кампанию, посвященную формированию антинаркотического мировоззрения" выполнено.
Правительством Ростовской области проведен конкурс среди печатных и электронных средств массовой информации на лучшую информационную кампанию, посвященную формированию антинаркотического мировоззрения, "СМИ против наркотиков" в 2023 году. Всего на конкурс представлены 262 творческие работы от периодических печатных изданий, интернет-изданий, телерадиоканалов.
Итоги конкурса рассмотрены на заседании конкурсной комиссии 9 августа 2023 г. Определены 11 победителей конкурса. Победителям выплачены денежные премии на общую сумму 500,0 тыс. рублей. На заседании антинаркотической комиссии Ростовской области 30 ноября 2023 г. победителям конкурса Губернатор Ростовской области Голубев В.Ю. вручил дипломы победителей.
Основное мероприятие 3.11 "Организация и проведение профилактических мероприятий с "группами риска" немедицинского потребления наркотиков и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации" выполнено.
Важнейшим направлением снижения спроса на наркотики является раннее выявление несовершеннолетних, входящих в "группу риска" возможного вовлечения в потребление наркотиков.
В 2023 году минобразованием Ростовской области проведено социально-психологическое тестирование обучающихся. В тестировании приняли участие 237,3 тыс. обучающихся - 97,5 процента от всех, подлежащих тестированию (2021 год - 95,1 процента).
Из общего количества полученных результатов 8 663 обучающихся (3,6 процента) могут быть отнесены к "группе риска" по возможному вовлечению в употребление наркотических и психотропных веществ (2022 год - 12 083 человека, 5,3 процента от протестированных).
С учетом результатов тестирования в образовательных организациях реализуются профилактические мероприятия.
С целью обеспечения предоставления обучающимся качественных психологических услуг, оказания помощи в разрешении конфликтов различной этимологии (семейных, личных, служебных, национальных и так далее), возникающих между участниками образовательного процесса в Ростовской области, действует 1 150 служб школьной медиации (примирения) и 1 157 педагогов-психологов.
Специалистами учреждений социального обслуживания семьи и детей во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляются мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, правовому и духовно-нравственному воспитанию.
Образовательными организациями в летний период 2023 года на базе дневных и загородных лагерей организована работа более 245 профильных смен различной направленности. Из них 71 антинаркотическая смена, в том числе для детей "группы риска". Работу осуществляли лагеря с дневным пребыванием детей на базе образовательных организаций. В планы лагерных смен антинаркотической направленности включены мероприятия по формированию здорового образа жизни и полезных привычек детей и подростков.
Основное мероприятие 3.12 "Медицинская реабилитация и лечение наркопотребителей" выполнено.
Для обеспечения деятельности государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Наркологический диспансер" (далее - ГБУ Ростовской области "Наркологический диспансер") приобретены 13 анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе "Алкотектор Юпитер-П", 64 врача психиатра-нарколога и 13 медицинских психологов прошли курсы повышения квалификации в рамках последипломной подготовки.
По данным ГБУ Ростовской области "Наркологический диспансер", на 1 января 2024 г. заболеваемость наркологическими расстройствами по состоящим на динамическом наблюдении больным с диагнозом "наркомания" в расчете на 100 тыс. населения составила 175,2 (7 296 человек), в 2022 году общая заболеваемость составляла 180,0 (7 475 человек).
При этом ежегодно отмечается уменьшение первичной выявляемости наркозависимых больных и положительный прирост обращений пациентов с диагнозом "пагубное (с вредными последствиями) употребление наркотиков", (2023 год - 5 790 человек, 2022 год - 5 627 человек), то есть до развития синдрома зависимости. Кроме того, в 2023 году снято с диспансерного наблюдения по выздоровлению на 34 процента больше, чем в прошлом году (2023 год - 187 человек, 2022 год - 139 человек). Таким образом, численность пациентов, состоящих на диспансерном наблюдении с диагнозом "наркомания", составила в 2023 году 7 296 человек или 175,2 на 100 тыс. населения. Это указывает на повышение эффективности работы по раннему выявлению наркопотребителей и организации их лечения на ранних стадиях.
Основное мероприятие 3.13 "Социальная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотиков" выполнено.
Приняты меры для повышения эффективности проведения работы по профилактике наркомании специалистами учреждений социального обслуживания семьи и детей. Проведено 14 обучающих семинаров по актуальным вопросам профилактической и реабилитационной работы.
Комитетом по молодежной политике Ростовской области лица, проходящие социальную реабилитацию и ресоциализацию в связи с потреблением наркотиков без назначения врача, привлекаются к социальной и патриотической деятельности.
Проводились мероприятия по сокращению количества наркопотребителей, выведению их из системы незаконного оборота наркотиков и, в целом, из криминальной среды, вовлечения в трудовую деятельность. Органами службы занятости организованы 17 выходов в реабилитационные центры с использованием мобильных офисов центров занятости населения и 2 консультации в режиме видео-конференц-связи, в результате которых лицам, допускающим незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ, проходящим реабилитацию в реабилитационных центрах и комплексах, предоставлены 374 консультации по профессиональной ориентации, законодательству о занятости, поиску работы и банку вакансий.
ГБУ Ростовской области "Наркологический диспансер" взаимодействует на основе договоров с 7 реабилитационными негосударственными организациями. На некоммерческой основе им оказывается квалифицированная информационная и консультативная помощь.
Гражданам, больным наркоманией и прошедшим лечение от наркомании, оказываются услуги по социальной реабилитации с использованием сертификата в организациях, осуществляющих деятельность в сфере социальной реабилитации больных наркоманией. Организация и проведение этой работы возложены на министерство труда и социального развития Ростовской области. В 2023 году граждане, больные наркоманией и прошедшие лечение от наркомании, реализовали 40 сертификатов для получения услуг по социальной реабилитации за счет средств областного бюджета на сумму 4,5 млн рублей.
Основное мероприятие 3.14 "Субсидии организациям, кроме некоммерческих организаций, осуществляющим деятельность в сфере социальной реабилитации больных наркоманией, на возмещение затрат по оказанию гражданам, больным наркоманией и прошедшим лечение от наркомании, услуг по социальной реабилитации с использованием сертификата" выполнено не в полном объеме.
Услуги по социальной реабилитации с использованием сертификата были оказаны 9 гражданам коммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере социальной реабилитации больных наркоманией.
Реабилитанты имеют право самостоятельно выбирать организацию для получения услуг по реабилитации из числа организаций, входящих в Перечень, утвержденный распоряжением министерства труда и социального развития Ростовской области от 23.03.2023 N 12.
Таким образом, количество сертификатов, предоставленных в коммерческие организации, ниже ожидаемого (20 сертификатов) в связи с тем, что большая часть реабилитантов выбрали прохождение курса реабилитации в некоммерческих организациях (основное мероприятие 3.15).
Основное мероприятие 3.15 "Субсидии некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере социальной реабилитации больных наркоманией, на возмещение затрат по оказанию гражданам, больным наркоманией и прошедшим лечение от наркомании, услуг по социальной реабилитации с использованием сертификата" выполнено.
Услуги по социальной реабилитации с использованием сертификата были оказаны 31 гражданину коммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере социальной реабилитации больных наркоманией.
Основное мероприятие 3.16 "Ликвидация местной сырьевой базы для изготовления и производства наркотиков растительного происхождения, оказание содействия правоохранительным органам в противодействии незаконному обороту наркотиков" выполнено.
Проводится комплекс мероприятий по выявлению и уничтожению очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений. Органы местного самоуправления проинформировали население и руководителей организаций об ответственности за их незаконное культивирование либо непринятие мер по уничтожению произрастающих на их территории дикорастущих наркосодержащих растений.
Казачьи дружины войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское" общей штатной численностью 1 084 казака оказывают содействие органам местного самоуправления в реализации установленных задач и функций, включая деятельность по антинаркотической работе, в том числе во взаимодействии с правоохранительными органами.
В муниципальных образованиях из числа дружинников казачьих дружин сформированы мобильные группы по выявлению очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений общей численностью 158 дружинников.
В период с июня по сентябрь 2023 г. войсковым казачьим обществом "Всевеликое войско Донское" проведены 3 этапа акции "Единый день борьбы с дикорастущей коноплей".
Всего на территории Ростовской области органами местного самоуправления во взаимодействии с казачьими дружинами и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти уничтожено 12 086 очагов произрастания дикорастущей конопли на площади 10,4 гектара.
Дружинниками казачьих дружин при оказании содействия правоохранительным органам проведено 12 557 рейдов и спецмероприятий по обеспечению безопасности граждан, в результате которых из незаконного оборота изъято 2,5 кг наркотических средств.
Основное мероприятие 3.17 "Организация и проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению возможного вовлечения несовершеннолетних в потребление психоактивных веществ" выполнено.
Проведен комплекс мероприятий, направленных на устранение ситуаций, которые могут привести несовершеннолетних к совершению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Все образовательные организации обеспечены различными видами охраны (кнопки экстренного вызова, системы видеонаблюдения, системы контроля и управления доступом). Студенческие отряды принимают участие в работе по уничтожению на зданиях и прилегающих к ним территориях рисунков и надписей (граффити), содержащих признаки рекламы и пропаганды наркотиков.
Министерством общего и профессионального образования Ростовской области (далее - минобразование Ростовской области) в 2023 году выявлены 3 семьи, в которых родители (иные законные представители) несовершеннолетних вовлекали их в совершение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. С каждой семьей проводится коррекционно-реабилитационная работа.
В целях минимизации и предотвращения информационных угроз, направленных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на детей, подростков и молодежь, Национальным центром информационного противодействия экстремизму в образовательной среде и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" совместно с минобразованием Ростовской области при поддержке Правительства Ростовской области реализуется проект "Интернет без угроз" в форме деятельности регионального общественного движения. Добровольные исполнители проекта (волонтеры) осуществляют поиск противоправных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", создают и распространяют полезный контент и профилактические материалы, принимают участие в информационно-просветительской деятельности в молодежной среде. В 2023 году добровольными участниками движения "Интернет без угроз" проведены 3 онлайн-акции по выявлению противоправного контента (10 марта 2023 г. - 17 марта 2023 г., 2 мая 2023 г. - 12 мая 2023 г., 1 июня 2023 г. - 9 июня 2023 г.).
По итогам онлайн-акций, а также дополнительной активности киберволонтеров, за период 2023 года выявлено более 2 000 ссылок на противоправный контент. После фильтрации в правоохранительные органы были направлены 463 ссылки на противоправный контент, в том числе пропаганда и продажа наркотиков - 94 ссылки.
По подпрограмме 3 "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту" предусмотрено выполнение 17 контрольных событий, из них достигнуты в установленные сроки 12. Четыре контрольных события реализованы досрочно. Одно выполнено не в полном объеме. Из 17 основных мероприятий подпрограммы исполнены все мероприятия.
Сведения о выполнении основных мероприятий подпрограмм, а также контрольных событий государственной программы за 2023 год приведены в приложении N 1 к отчету о реализации государственной программы.
3. Анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы
В 2023 году основным внешним фактором, оказавшим влияние на ход реализации государственной программы, явилось проведение Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами специальной военной операции (далее - СВО) на сопредельной с Ростовской областью территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также Херсонской и Запорожской областей и связанное с нею усиление охраны пограничными войсками административных границ с новыми субъектами Российской Федерации.
К участию в СВО активно привлекались подразделения, силы и средства Управления Росгвардии по Ростовской области, а также Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области, которые изымали незаконно хранящееся оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства на освобожденных территориях.
Существенно изменились приоритеты в организации их оперативно-служебной деятельности, что отразилось на реализации основного мероприятия 2.5 "Организация добровольной сдачи гражданами незаконно хранящихся огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств за вознаграждение".
На проведение программных мероприятий выделялись финансовые средства в сумме 675 тыс. рублей. В связи с проведением СВО и частичной мобилизации на территории Ростовской области Областным законом от 14.12.2023 N 58-ЗС "Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" 500,0 тысяч рублей были перераспределены на иные цели.
Из оставшихся 175 тыс. рублей исполнено 175 тыс. рублей.
4. Сведения об использовании бюджетных ассигнований и внебюджетных средств на реализацию государственной программы
Объем запланированных расходов на реализацию государственной программы на 2023 год, предусмотренный государственной программой, составил 66 682,0 тыс. рублей, в том числе 66 682,0 тыс. рублей - областной бюджет.
План ассигнований в соответствии с Областным законом от 16.12.2022 N 795-ЗС "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" составил 66 682,0 тыс. рублей. В соответствии со сводной бюджетной росписью - 66 682,0 тыс. рублей из средств областного бюджета. Иные источники финансирования не предусматривались.
Исполнение расходов по государственной программе составило 57 673,3 тыс. рублей, в том числе областной бюджет - 57 673,3 тыс. рублей.
Объем неосвоенных ассигнований составил 9 008,7 тыс. рублей в том числе: в результате экономии при проведении закупок - 3 153,1 тыс. рублей - областной бюджет, в результате неисполнения подрядной организацией условий заключенного государственного контракта - 5 855,6 тыс. рублей - областной бюджет.
Сведения об использовании бюджетных ассигнований и внебюджетных средств на реализацию государственной программы за 2023 год приведены в приложении N 2 к отчету о реализации государственной программы.
5. Сведения о достижении значений показателей государственной программы, подпрограмм государственной программы за 2022 год
Государственной программой и подпрограммами государственной программы предусмотрено 17 показателей, из которых по 8 показателям фактические значения соответствуют плановым, по 9 показателям фактические значения имеют отклонения от плановых.
Показатель 1 "Доля жителей Ростовской области, столкнувшихся с проявлениями коррупции" - плановое значение - 25,5 процента, фактическое значение - 6,9 процента.
Отклонение (уменьшение) значения показателя отражает большую эффективность и обусловлено реализацией комплекса мер, направленных на формирование антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к коррупционному поведению.
Показатель 2 "Доля граждан, опрошенных в ходе мониторинга общественного мнения, которые лично сталкивались с конфликтами на межнациональной почве" - плановое значение - 4,0 процента, фактическое значение - 4,0 процента.
Показатель 3 "Численность пациентов, состоящих на учете в лечебно-профилактических организациях с диагнозом "наркомания", в расчете на 100 тыс. населения" - плановое значение - 186,0 человека, фактическое значение - 175,2 человека.
Отклонение (превышение) показателя связано с тем, что показатель численности пациентов с диагнозом "наркомания", находящихся под диспансерным наблюдением, имеет стабильную динамику снижения, как и запланировано в государственной программе.
При этом ежегодно отмечается уменьшение первичной выявляемости наркозависимых больных и положительный прирост обращений пациентов с пагубным употреблением наркотических веществ (2023 год - 5 790 человек, 2022 год - 5 627 человек), то есть до развития синдрома зависимости.
Показатель 1.1 "Количество государственных гражданских служащих Ростовской области и муниципальных служащих муниципальных образований в Ростовской области, прошедших обучение по образовательным программам в области противодействия коррупции, - плановое значение - 130 человек, фактическое значение - 88 человек.
Отклонение (снижение) значения показателя обусловлено отсутствием в подпрограмме жестких ограничений (лимитов) количества обучающихся на семинарах или курсах по указанной тематике.
Показатель 1.2 "Количество педагогических работников, реализующих мероприятия антикоррупционного просвещения и воспитания в образовательных организациях (элективные, факультативные курсы, модули в рамках предметов, дисциплин правовой направленности)" - плановое значение - 1 172 человека, фактическое значение - 1 172 человека.
Показатель 1.3 "Количество руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций, прошедших обучение по реализации мероприятий антикоррупционного просвещения и воспитания в образовательных организациях (элективные, факультативные курсы, модули в рамках предметов, дисциплин правовой направленности)" - плановое значение - 800 человек, фактическое значение - 800 человек.
Показатель 1.4 "Доля обучающихся и воспитанников, прошедших обучение по образовательным программам профилактической направленности: общеобразовательные школы (от общего количества обучающихся III ступени)" - плановое значение - 100 процентов, фактическое значение - 100 процентов.
Показатель 1.5 "Доля обучающихся и студентов профессиональных образовательных организаций, участвующих в мероприятиях, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения, повышение уровня правосознания (от общего количества обучающихся)" - плановое значение - 100 процентов, фактическое значение - 100 процентов.
Показатель 1.6 "Доля граждан, положительно оценивающих открытость деятельности органов исполнительной власти Ростовской области" - плановое значение - 45,5 процента, фактическое значение - 45,8 процента.
Отклонение (увеличение) значения показателя находится в пределах допустимой статистической погрешности.
Показатель 1.7 "Доля размещенных органами исполнительной власти Ростовской области на Едином портале независимой антикоррупционной экспертизы Ростовской области (regulation.donland.ru) проектов нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы от количества проектов нормативных правовых актов, прошедших антикоррупционную экспертизу" - плановое значение - 100 процентных пунктов, фактическое значение - 100 процентных пунктов.
Показатель 2.1 "Доля учреждений социальной сферы, судебных участков мировых судей Ростовской области с наличием системы технической защиты объектов" - плановое значение - 98,0 процента, фактическое значение - 93,0 процента. Отклонение (уменьшение) показателя связано с увеличением количества объектов здравоохранения (на 133 учреждения) с учетом муниципальных образований, в соответствии с Областным законом от 29.06.2022 N 708-ЗС "О признании утратившими силу отдельных областных законов (отдельного положения Областного закона) по вопросу наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по организации оказания медицинской помощи".
Показатель 2.2 "Доля муниципальных образовательных организаций, учреждений, имеющих ограждение территории по периметру" - плановое значение - 96,0 процента, фактическое значение - 96,0 процента.
Показатель 2.3 "Количество зарегистрированных преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе на улицах с использованием оружия, имитирующих их устройств, в том числе огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств" - плановое значение - 140 преступлений, фактическое значение - 91 преступление.
Отклонение (уменьшение) значения показателя отражает большую эффективность и связано с усилением оперативно-розыскной и профилактической деятельности на данной линии работы правоохранительных органов Ростовской области.
Показатель 2.4 "Количество зарегистрированных преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом" - плановое значение - 29 преступлений, фактическое значение - 62 преступления.
Отклонение (увеличение) показателя обусловлено активизацией иностранных спецслужб, в том числе украинских, а также террористических и неонацистских организаций по вовлечению граждан Российской Федерации в экстремистскую и террористическую деятельность, а также активизацией усилий по совершению диверсионно-террористических актов. Соответственно усилилась работа специальных служб и правоохранительных органов Ростовской области в рамках оперативно-розыскной и профилактической деятельности на данной линии работы.
Показатель 3.1 "Доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее двух лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию" - плановое значение - 7,7 процента, фактическое значение - 7,7 процента.
Показатель 3.2 "Доля обучающихся и воспитанников, прошедших социально-психологическое тестирование с целью раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, от числа подлежащих тестированию" - плановое значение - 94,0 процента, фактическое значение - 95,1 процента.
Отклонение (превышение) показателя связано с повышением эффективности работы по мотивированию несовершеннолетних к здоровому образу жизни.
Показатель 3.3 "Доля обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, систематически занимающихся физической культурой и спортом" - плановое значение - 92,1 процента, фактическое значение 93,7 - процента.
Ожидаемое отклонение (превышение) показателя связано с вводом в эксплуатацию новых спортивных сооружений на территории Ростовской области и соответствует уровню 2023 года.
Также приняты дополнительные меры по повышению эффективности работы по мотивированию несовершеннолетних к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом.
Сведения о достижении значений показателей приведены в приложении N 3 к отчету о реализации государственной программы.
6. Результаты оценки эффективности реализации государственной программы
6.1. Эффективность государственной программы определяется на основании степени выполнения целевых показателей, основных мероприятий и оценки бюджетной эффективности государственной программы:
6.1.1. Степень достижения целевых показателей государственной программы, подпрограмм государственной программы:
степень достижения целевого показателя 1 - 3,7;
степень достижения целевого показателя 2 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 3 - 1,06;
степень достижения целевого показателя 1.1 - 0,68;
степень достижения целевого показателя 1.2 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 1.3 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 1.4 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 1.5 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 1.6 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 1.7 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 2.1 - 0,95;
степень достижения целевого показателя 2.2 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 2.3 - 1,54;
степень достижения целевого показателя 2.4 - 2,14;
степень достижения целевого показателя 3.1 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 3.2 - 1,01;
степень достижения целевого показателя 3.3 - 1,02.
Суммарная оценка степени достижения целевых показателей государственной программы составляет 0,94 (16/17), что характеризует удовлетворительный уровень эффективности реализации государственной программы по степени достижения целевых показателей.
6.1.2. Степень реализации основных мероприятий оценивается как доля основных мероприятий, выполненных в полном объеме.
Степень реализации основных мероприятий составляет 0,97 (33/34), что характеризует высокий уровень эффективности реализации государственной программы по степени реализации основных мероприятий.
6.1.3. Бюджетная эффективность реализации государственной программы рассчитывается в несколько этапов.
6.1.3.1. Степень реализации основных мероприятий, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, оценивается как доля мероприятий, выполненных в полном объеме.
Степень реализации основных мероприятий государственной программы составляет 0,95 (18/19).
6.1.3.2. Степень соответствия запланированному уровню расходов за счет средств областного бюджета и местных бюджетов оценивается как отношение фактически произведенных в отчетном году бюджетных расходов на реализацию государственной программы к их плановым значениям.
Степень соответствия запланированному уровню расходов:
57 673,3 тыс. рублей / 66 682,0 тыс. рублей = 0,86
6.1.3.3. Эффективность использования средств областного бюджета рассчитывается как отношение степени реализации основных мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов за счет средств областного бюджета и местных бюджетов.
Эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию государственной программы:
0,95 / 0,86 = 1,10, в связи с чем бюджетная эффективность реализации является высокой.
Уровень реализации государственной программы в целом:
0,94 х 0,5 + 0,97 х 0,3 + 1,10 х 0,2 = 0,98, в связи с чем уровень реализации государственной программы является высоким.
6.2. По итогам 2023 года объемы ассигнований, предусмотренные на реализацию государственной программы, соответствуют объемам ассигнований областного бюджета. Произведенные в 2023 году расходы участников государственной программы полностью соответствуют их установленным расходным полномочиям.
Софинансирование расходных обязательств муниципальных образований при реализации основных мероприятий государственной программы, подпрограмм государственной программы не планировалось.
Средства внебюджетных источников на реализацию основных мероприятий государственной программы в 2023 году не привлекались.
Фактов отступлений от требований законодательства о размещении заказов, преимущественно связанных с изменениями стоимости контрактов и уменьшением объемов выполняемых работ, продлением сроков их осуществления, не имелось.
Экономия бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию государственной программы в 2023 году, составила 3 153,1 тыс. рублей.
7. Предложения по дальнейшей реализации государственной программы
Фактическое значение показателя в пункте 3.1 раздела 3 таблицы подраздела 2 раздела V государственной программы в отчетном периоде перевыполнило плановое значение.
С учетом, что указанная тенденция сохраняется второй год подряд, предлагается провести корректировку указанного показателя на период 2024 - 2029 годов.
Предложения по оптимизации бюджетных ассигнований в 2024 году на реализацию основных мероприятий подпрограмм государственной программы отсутствуют.
Начальник управления |
В.В. Лозин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.