Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к приказу
министерства здравоохранения
Ставропольского края
от 09 апреля 2024 г. N 01-05/248
"Приложение 12
к Примерному положению
об оплате труда работников
государственных бюджетных
и автономных учреждений
здравоохранения, подведомственных
министерству здравоохранения
Ставропольского края
Примерное положение
о наставничестве
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о наставничестве определяет цели, задачи наставничества.
1.2. Участниками наставничества являются:
молодой специалист - лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (работник, окончивший образовательное учреждение высшего профессионального образования и (или) среднего профессионального образования, и (или) дополнительного профессионального образования, прошедший процедуру первичной аккредитации специалиста, поступивший на работу в медицинскую организацию и осуществляющий свою профессиональную деятельность под наблюдением наставника в течение установленного срока (далее - молодой специалист);
наставник-высококвалифицированный сотрудник медицинской организации, имеющий стаж работы по данной специальности не менее семи лет, первую или высшую квалификационную категорию, обладающий высокими профессиональными качествами, имеющий стабильные показатели в работе, пользующийся уважением в коллективе;
руководитель медицинской организации;
заместитель руководителя медицинской организации, курирующий вопросы наставничества (далее - заместитель руководителя медицинской организации);
руководитель структурного подразделения медицинской организации - лицо управляющее процессом наставничества в структурном подразделении, в котором молодой специалист осуществляет свои должностные обязанности (далее руководитель структурного подразделения);
руководитель кадровой службы медицинской организации - лицо, координирующее процесс реализации наставничества в медицинской организации, осуществляющее организационное и документационное сопровождение процесса наставничества (далее - кадровая служба).
1.3. Списочный состав наставников утверждается приказом медицинской организации, по форме являющейся приложением 1 к настоящему Примерному положению.
1.4. Сроки наставничества устанавливаются индивидуально до одного года.
В исключительных случаях, при необходимости, сроки наставничества могут быть продлены до двух лет.
1.5. Прикрепление наставника производится не позднее двух недель со дня назначения на должность молодого специалиста.
2. Цели и задачи
2.1. Целью наставничества является оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, приобретении ими необходимых профессиональных навыков и опыта работы, повышении профессионального мастерства и уровня компетенции, овладении нормами медицинской этики и деонтологии, а также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда, повышении культурного уровня, а также привлечение к участию в общественной жизни медицинской организации.
2.2. Организация и проведение работы по оказанию помощи молодым специалистам в становлении индивидуальных профессиональных навыков, овладения нормами медицинской этики и деонтологии, повышение общеобразовательного и культурного уровня.
2.3. Воспитание молодых специалистов на примерах работы лучших работников медицинской организации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.3. Ознакомление с историей медицинской организации, этапами ее деятельности, задачами по оказанию медицинской помощи населению.
2.4. Использование личного примера наставника в воспитании молодых специалистов, в отношении которых осуществляется наставничество.
2.5. Ознакомление с условиями быта и оказание моральной поддержки молодому специалисту по его просьбе в решении сложных для него проблем.
2.6. Вовлечение молодых специалистов в выполнение научно-практической работы.
2.7. Формирование у молодых специалистов высокой ответственности за выполняемую работу, стремления к постоянному совершенствованию, изучению и внедрению в практику новых современных методов профилактики, диагностики и лечения.
2.8. Постоянное совершенствование форм и методов наставничества.
2.9. Изучение и внедрение передового опыта наставничества других организаций здравоохранения.
2.10. Ведение установленной документации (индивидуальная программа наставничества, дневник наставника и др.).
2.11. Подведение итогов работы по наставничеству за год.
3. Организация наставничества
3.1. Наставничество устанавливается в отношении лиц, исполнение должностных обязанностей которых требует обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей, в том числе расширения или освоения новых профессиональных знаний, овладения новыми практическими навыками, а также для лиц, не имеющих опыта практической деятельности по соответствующей специальности, в том числе:
а) лиц, получивших высшее профессиональное образование по программе специалитет и прошедших первичную аккредитацию специалиста или среднее профессиональное образование и прошедших первичную аккредитацию специалиста;
б) лиц, получивших высшее профессиональное образование по программе ординатура и прошедших первичную аккредитацию;
в) лиц, получивших высшее профессиональное образование (уровень бакалавриат), прошедших первичную специализированную аккредитацию;
г) лиц, получивших дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки и прошедших первичную специализированную аккредитацию.
3.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, приобретает статус молодого специалиста - совокупность прав и обязанностей, возникающих у работника со дня заключения трудового договора с медицинской организацией, издания приказа руководителя медицинской организации о присвоении статуса молодого специалиста.
В случае перемещения молодого специалиста, в порядке, установленном в медицинской организации из одного структурного подразделения в другое, этот статус за ним сохраняется, период его действия не прерывается.
3.3. Статус молодого специалиста может быть продлен в случае:
призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
направления по основному месту работы на стажировку или обучение с отрывом от производства;
длительного, более 3 месяцев, периода нетрудоспособности, в том числе по причине беременности и родов;
предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
3.4. Статус молодого специалиста не может быть присвоен или продлен работнику, принявшему решение о прохождении военной службы по контракту.
3.5. Статус молодого специалиста утрачивается в случае расторжения трудового договора с молодым специалистом.
3.6. Обязательным требованием для присвоения статуса молодого специалиста является трудоустройство в медицинскую организацию:
в год окончания обучения на основе договора о целевом обучении;
в год окончания обучения на основании направления на работу, выданного образовательной организацией по заявке медицинской организации (распределение).
Кадровая служба медицинской организации ведет учет молодых специалистов, наставников.
3.7. Период наставничества составляет не более года и устанавливается приказом руководителя медицинской организации.
3.8. Продолжительность наставничества определяется уровнем профессиональной подготовки молодого специалиста, его индивидуальными способностями к накоплению и обновлению профессионального опыта в срок наставничества не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия по уважительным причинам молодого специалиста.
Наставничество прекращается до истечения установленного срока в следующих случаях:
перехода молодого специалиста на иную должность, исполнение должностных обязанностей по которой не требует осуществления наставничества;
переход молодого специалиста на работу в другое медицинское учреждение;
увольнение молодого специалиста;
по инициативе наставника в случае быстрого и успешного освоения молодым специалистом необходимых навыков (по согласованию с руководителем структурного подразделения).
3.9. Наставник назначается из лиц, предложенных на утверждение руководителю медицинской организации, заместителем руководителя медицинской организации, руководителем структурного подразделения, кадровой службой.
3.10. К работе в качестве наставников привлекаются профессионально компетентные специалисты медицинской организации, показавшие высокие результаты профессиональной деятельности, пользующиеся авторитетом в коллективе, имеющие практические навыки осуществления должностных обязанностей по должности, замещаемой молодым специалистом, в отношении которого осуществляется наставничество.
3.11. Наставник должен иметь стаж работы по данной специальности не менее 7 лет, первую или высшую квалификационную категорию по занимаемой должности.
3.12. Перечень должностей наставника (врача - специалиста) определяется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 мая 2023 г. N 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием".
3.13. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с его письменного согласия, путем составления дополнительного соглашения к трудовому договору.
3.14. Кандидатура наставника утверждается приказом руководителя медицинской организации не позднее 1 недели со дня назначения на должность лица, в отношении которого будет осуществляться наставничество.
Основанием для издания приказа о наставничестве является служебная записка руководителя структурного подразделения и согласие наставника.
3.15. Наставничество осуществляется наряду с исполнением наставником основных должностных обязанностей.
3.16. Максимальное число молодых специалистов, в отношении которых одним наставником осуществляется наставничество, не может превышать трех человек.
3.17. О целях стимулирования и поощрения к достижению целей наставнику устанавливается надбавка за наставничество к должностному окладу в соответствии с Положением об оплате труда работников медицинской организации и трудовым договором.
Надбавка за наставничество устанавливается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.
Рекомендуемые размеры надбавки за наставничество к должностному окладу:
10 процентов - при одном наставляемом молодом специалисте;
20 процентов - при двух или трех наставляемых молодых специалистах.
Надбавка устанавливается в пределах фонда оплаты труда, утвержденного в медицинской организации на финансовый год за счет всех источников финансирования.
4. Руководство наставничеством
4.1. Организацию и руководство наставничеством в конкретном структурном подразделении осуществляет руководитель данного структурного подразделения, который:
определяет количество молодых специалистов, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня профессиональной подготовки, объема выполняемой работы;
определяет срок наставничества в зависимости от уровня профессиональной подготовки молодого специалиста;
определяет кандидатуру наставника, осуществляет контроль его деятельности и деятельности закрепленного за ним молодого специалиста, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс по наставничеству;
создает необходимые условия для совместной работы наставника и молодого специалиста;
проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с молодым специалистом, обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества в кадровую службу медицинской организации.
4.2. Замена наставника осуществляется приказом руководителя медицинской организации по письменному обращению руководителя структурного подразделения, в котором молодой специалист, осуществляет свои должностные обязанности, наставника или молодого специалиста:
при прекращении наставником трудовых отношений с медицинской организацией;
при продолжительной болезни наставника;
при длительной командировке наставника;
при переводе (назначении) наставника или молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа, в другое отделение медицинской организации или на иную должность;
по просьбе наставника или молодого специалиста;
при привлечении наставника к дисциплинарной ответственности;
по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа.
4.3. Наставник совместно с молодым специалистом разрабатывает индивидуальную программу наставничества по форме, являющейся приложением 2 к настоящему Примерному положению и в дальнейшем оценивает эффективность ее выполнения.
4.4. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение запланированных целей и задач молодым специалистом в период наставнического срока. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
4.5. Контроль за организацией наставничества в медицинской организации осуществляет руководитель кадровой службы, который обеспечивает систематическое рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных совещаниях.
4.6. Кадровая служба осуществляет организационное и документационное сопровождение процесса наставничества и координацию работы по наставничеству.
Организационное сопровождение наставничества заключается:
в информационном обеспечении наставников;
анализе, обобщении опыта работы наставников;
поддержании контакта с наставником и молодым специалистом для оказания необходимой помощи в рамках компетенции.
Документационное сопровождение процесса наставничества заключается в:
подготовке проектов нормативных актов, сопровождающих процесс наставничества;
оказании консультативной помощи в разработке индивидуального плана наставничества;
осуществлении контроля за завершением периода наставничества и внесении в личные дела сотрудников записей о наставничестве и соответствующих документов.
Координация работы по наставничеству заключается:
в проведении анкетирования молодых специалистов с целью выявления эффективности работы с ними наставников;
ликвидации выявленных трудностей в процессе адаптации молодого специалиста в медицинской организации;
анализе, обобщении и распространении позитивного опыта наставничества.
Кадровая служба может проводить выборочное тестирование молодых специалистов с целью проверки приобретенных ими знаний и навыков.
4.7. В целях методического обеспечения и организации процесса прохождения наставничества, контроля результатов наставничества, обмена опытом между наставниками и оказания помощи руководителю медицинской организации в подборе и координации деятельности наставников, а также повышения эффективности профессиональной и должностной адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в медицинской организации может быть создан Совет наставников, который будет осуществлять свою деятельность по координации наставничества по соответствующему профилю оказания медицинской помощи.
5. Обязанности сторон
5.1. В своей работе наставник руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством Ставропольского края, настоящим Примерным положением о наставничестве, должностной инструкцией.
Наставник обязан:
максимально индивидуализировать процесс воспитания молодого специалиста;
разработать совместно с молодым специалистом индивидуальную программу наставничества и оценивать ее эффективность с регистрацией результатов в дневнике;
просто и доступно заострять внимание молодого специалиста на проблемных для него вопросах и своевременно их устранять, ненавязчиво поддерживать, осуществлять помощь в утверждении профессионального мастерства, уметь выслушать;
получить представление об отношении молодого специалиста к труду, дисциплине, самопознанию, самоконтролю и иных личностных способностях;
содействовать ознакомлению молодого специалиста с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы в медицинской организации, в выполнении распоряжений и указаний, связанных с его служебной деятельностью;
передавать молодому специалисту накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
периодически докладывать заведующему отделением о процессе адаптации молодого специалиста, его дисциплине, результатах его профессионального становления;
составлять заключение об итогах выполнения молодым специалистом индивидуальной программы наставничества.
Наставник имеет право:
участвовать при решении вопросов о выдвижении, перемещении, определении соответствия занимаемой должности молодого специалиста;
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения заведующему отделением о поощрении молодого специалиста, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей.
5.2. Молодой специалист обязан:
выполнять Правила внутреннего трудового распорядка медицинской организации и руководствоваться в работе должностной инструкцией;
в соответствии с поставленными задачами овладеть необходимыми профессиональными навыками, изучить Устав учреждения, получить и использовать в работе необходимую информацию о действующих законодательных и нормативных документах, регламентирующих деятельность медицинской организации и конкретного специалиста;
максимально использовать опыт и знания наставника для овладения профессией, ознакомления с особенностями работы в организации;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на работе и вне работы, активно участвовать в общественной жизни коллектива.
Молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа, имеет право:
пользоваться имеющейся в медицинской организации служебной, нормативной, учебно-методической документацией по вопросам служебной деятельности;
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к заведующему структурным подразделением.
Права и ответственность наставников и молодых специалистов основываются на правах и ответственности сотрудников медицинской организации, определенных законодательством Российской Федерации, законодательством Ставропольского края и соответствующими должностными обязанностями.
6. Завершение наставничества, стимулирование работы наставника
6.1. В течение десяти календарных дней по окончании установленного приказом руководителя медицинской организации срока наставничества:
молодой специалист оформляет отчет молодого специалиста, представляет его наставнику и руководителю структурного подразделения для согласования;
наставник оформляет отчет наставника и согласовывает его с руководителем структурного подразделения.
6.2. Отчет наставника и отчет молодого специалиста, согласованные с руководителем структурного подразделения, предоставляются в кадровую службу в течение 5 дней.
6.3. Кадровая служба подготавливает отчет о прохождении и результатах наставничества и направляет его для ознакомления заместителю руководителя медицинской организации и руководителю медицинской организации.
6.4. Итоговый отчет за первое полугодие и годовой отчет о прохождении и результатах наставничества и заключение об итогах индивидуальной программы наставничества, по форме являющейся приложением 3 к настоящему Примерному положению), согласованные руководителем медицинской организации, с приложением копий отчетов наставников и молодых специалистов кадровая служба ежегодно направляет в Министерство здравоохранения Ставропольского края в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
6.5. Результатами эффективной работы наставника считается:
освоение и использование молодым специалистом в практической работе актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности;
положительная самостоятельность молодого специалиста при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
дисциплинированность и исполнительность молодого специалиста при выполнении распоряжений, указаний, связанных с профессиональной деятельностью.
6.6. Результаты работы наставника могут учитываться при проведении аттестации наставника, при рассмотрении вопроса о назначении на более высокую должность, материальном и нематериальном стимулировании.
6.7. Наставники, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя медицинской организации к следующим видам поощрения:
объявление благодарности;
награждение почетной грамотой;
вручение ценного подарка;
награждение иными ведомственными наградами;
помещение фотографии наставника на доску почета медицинской организации;
материальное поощрение (выплата премии за выполнение особо важного и сложного задания, выплата материальной помощи).
Заместитель министра |
Н.П. Гавриленко |
Приложение 1
к Примерному положению
о наставничестве
Форма
Списочный состав наставников
Занимаемая должность |
Стаж |
Фамилия, имя, отчество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
к Примерному положению
о наставничестве
Форма
Индивидуальная программа наставничества
Фамилия, имя, отчество молодого специалиста |
|
Структурное подразделение учреждения |
|
Должность |
|
Период адаптации Срок наставничества |
с "__"____ 202__ года по "__"____ 202__ года |
N п/п |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственный |
Отметка об исполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Ознакомление с должностной инструкцией и Правилами внутреннего распорядка организации, трудовой дисциплиной |
|
|
|
2. |
Изучение действующих нормативных документов по санитарно-противоэпидемическому режиму, охране труда, проблемам организации здравоохранения. Изучение иных приказов, инструкций, методических рекомендаций по организации и выполнению должностных обязанностей данным специалистом |
|
|
|
3. |
Освоение и совершенствование практических навыков в работе специалиста |
|
|
|
4. |
Специальные навыки по профилю больницы. Порядок предоставления отчетов |
|
|
|
5. |
Изучение вопросов медицинской этики и деонтологии |
|
|
|
6. |
Оказание консультативной помощи в работе по специальности |
|
|
|
7. |
Изучение медицинской литературы |
|
|
|
8. |
Посещение конференций и семинаров (лекций) |
|
|
|
9. |
Ознакомление с Положением о санитарном просвещении, формами пропаганды здорового образа жизни |
|
|
|
10. |
Контроль за своевременным прохождением наставляемыми медицинских осмотров |
|
|
|
11. |
Участие в проводимых в организации конкурсах, других общественных мероприятиях (вечера отдыха, спортивные соревнования) |
|
|
|
12. |
Ведение документации по наставничеству |
|
|
|
13. |
Оформление стенда по наставничеству |
|
|
|
14. |
Участие в заседаниях совета наставников для координации работы |
|
|
|
15. |
Организация работы по оказанию молодым специалистам помощи в овладении профессией, нормами медицинской этики и деонтологии, в повышении общеобразовательного и культурного уровня, привлечение к участию в общественной жизни медицинской организации |
|
|
|
16. |
Оформление альбома по истории организации |
|
|
|
Индивидуальную программу наставничества разработали:
Наставник __________________________ "___"_______ 20___ года
(должность, Ф.И.О., подпись)
Молодой специалист _________________ "___"_______ 20___ года
(должность, Ф.И.О., подпись)
Приложение 3
к Примерному положению
о наставничестве
Форма
Заключение
об итогах выполнения индивидуальной программы наставничества
_______________________________________________________
(Ф.И.О., должность работника)
Период осуществления наставничества: с _________ по _________
Краткая характеристика:
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Вывод:
_______________________________________________________
Рекомендации молодому специалисту по результатам осуществления наставничества:
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Наставник ________________________ ______________________
Должность (Ф.И.О.) (подпись)
"___"_________ 20___ года
Согласовано:
Заместитель главного врача ________________ _______________
(Ф.И.О.) (подпись)
"___"_________ 20___ года
С выводом ознакомлен(а)
Молодой специалист __________________ ___________________
(Ф.И.О.) (подпись)
"___"_________ 20___ года"
<< Приложение 5 Приложение 5 |
Приложение 7 >> Приложение 7 |
|
Содержание Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края от 9 апреля 2024 г. N 01-05/248 "О внесении изменений в примерное... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.