Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I
Оценка и анализ текущего состояния строительной отрасли Тверской области
1. Строительный комплекс Тверской области - это один из наиболее значимых сегментов экономики, обеспечивающих развитие остальных видов экономической деятельности Тверского региона.
Государственная программа разработана в целях реализации Указов N 204 и N 68.
Обеспечение сбалансированного развития территории Тверской области, включая повышение качества жизни населения, невозможно осуществить без обеспечения населения региона доступным и комфортным жильем и объектами инфраструктуры.
2. На протяжении последних лет в Тверской области наблюдается ежегодное увеличение темпов жилищного строительства. Планируется увеличение объемов жилищного строительства с 0,451 млн кв. м в 2024 году до 0,699 млн кв. м в 2029 году.
С начала реализации регионального проекта "Жилье" на территории тверского региона введено более 2,9 млн кв. м, жилья. Ежегодно в среднем вводится 668 тыс. кв. м жилья, из них более 50% приходится на жилье, построенное населением за счет собственных и заемных средств, в среднем - 385 тыс. кв. м. Также за период реализации регионального проекта "Жилье" улучшили жилищные условия более 108 тысяч семей.
По показателю "общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя в Тверской области" с 2016 по 2022 годы наблюдается положительная динамика по сравнению с динамикой по Российской Федерации, показатель выше в среднем на 25%.
В сельских поселениях Тверской области показатель общей площади жилых помещений, приходящейся на одного жителя Тверской области, выше, чем в городских поселениях, в среднем на 60%, это связано с действием программы социальной газификации, продолжением действия программы льготной ипотеки и упрощенной регистрацией жилых домов по дачной амнистии.
Одновременно всеми видами благоустройства (водопроводом, водоотведением, отоплением, горячим водоснабжением, газом) оборудовано 49,9% всего жилищного фонда Тверской области, в городских поселениях - 67,2%, в сельской местности - 18,1%.
Активно развивается индивидуальное жилищное строительство. Полностью за счет индивидуального жилищного строительства, доля введенных в эксплуатацию индивидуальных жилых домов, составила 61,2% от общего объема введенного жилья. Наиболее активно индивидуальное строительство ведется в Калининском, Конаковском, Кимрском, Калязинском муниципальных округах Тверской области.
3. С 2019 года Минстроем Тверской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области проводится работа по выявлению земельных участков, возможных для использования в целях жилищного строительства. Сформирован банк земельных участков, пригодных для использования в целях жилищного строительства.
Между Правительством Тверской области и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии заключено соглашение от 10.06.2021 N 5-28/0119/21 о взаимодействии в целях обеспечения достижений показателей национального проекта "Жилье и городская среда", во исполнение Указа N 204. От лица Правительства Тверской области уполномоченным исполнительным органом, осуществляющим взаимодействие с Управлением Росреестра по Тверской области, а также обработку информации, полученной от лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для жилищного строительства, является Минстрой Тверской области.
В целях реализаций положений вышеуказанного соглашения создан оперативный штаб по анализу эффективности использования земельных участков для определения возможности вовлечения их в оборот в целях жилищного строительства.
В задачу оперативного штаба входит выявление в границах территории Тверской области неэффективно используемых земельных участков и территорий (земель), из которых могут быть образованы новые земельные участки для целей их дальнейшего использования в целях жилищного строительства, а также сбор данных для проведения анализа с целью подготовки предложений по вовлечению их под жилищное строительство. Сведения о выявленных земельных участках формируются с использованием сервиса публичной кадастровой карты "Земля для стройки".
Сформированный перечень земельных участков создает возможность вовлечения в оборот земельных участков и территорий в целях жилищного строительства.
Также будет продолжена реализация мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным законодательством.
Рост объемов жилищного строительства в последние годы опережает темпы строительства объектов социальной инфраструктуры. Ранее построенные объекты социальной инфраструктуры имеют высокий уровень износа и не соответствуют современным требованиям. Остро стоит вопрос обеспеченности дошкольными образовательными организациями. Существует потребность в строительстве спортивно-оздоровительных комплексов и площадок, школ, организаций образования и здравоохранения. В результате дефицита мощности объектов социальной инфраструктуры снижаются комфортные условия проживания граждан.
Увеличение объемов жилищного строительства, необходимое для удовлетворения существующего спроса и повышения его доступности для населения, требует строительства новых объектов социального назначения, проведения реконструкции либо капитального ремонта существующих объектов социальной инфраструктуры.
4. В целях улучшения технического состояния жилищного фонда планируется проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.
В целях повышения качественных характеристик жилищного фонда и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Правительством Тверской области создана некоммерческая организация Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (далее - Фонд). Региональная программа по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2014 - 2043 годы включает 10 241 дом. За период 2014 - 2022 годов выполнен капитальный ремонт отдельных конструктивных элементов (2 923 вида работ) в 2 167 домах.
5. Одновременно следует решать поставленную Правительством Российской Федерации задачу по ликвидации аварийного жилищного фонда.
На территории Тверской области ликвидация аварийного жилищного фонда является одной из социальных задач. Жилое помещение в многоквартирном доме, находящееся в аварийном состоянии, угрожает безопасности и здоровью проживающих в нем граждан.
На территории Тверской области расположено 37 956 многоквартирных домов площадью 24 388,50 тыс. кв. м, из которых 446 - аварийные дома, признанные таковыми после 1 января 2012 года.
Неудовлетворительное состояние жилищного фонда Тверской области обусловлено неэффективной работой системы управления жилищным фондом, недостаточным объемом финансовых ресурсов, направляемых на его содержание и текущий ремонт, отсутствием средств на проведение мероприятий по расселению многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Тверской области от 10.04.2019 N 108-пп утверждена региональная программа "Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2024 годы" (далее - Программа), в которую включены 365 многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее также - аварийные многоквартирные дома), общей площадью 87,95 тыс. кв. м.
Программный способ решения указанной проблемы обусловлен необходимостью комплексного финансового (из различных источников) и организационного обеспечения переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в муниципальных образованиях Тверской области с учетом адресного характера переселения.
6. В настоящее время важнейшим направлением в строительстве является цифровизация строительной отрасли.
Концепция внедрения системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства с использованием технологий информационного моделирования в Российской Федерации разработана Минстроем России. Предусматривается переход от управления документами к управлению данными, оптимизация количества и сроков прохождения административных процедур в рамках подготовки землеустроительной, градостроительной, проектной документации, строительства, ввода объекта в эксплуатацию, государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости.
В настоящее время Минстроем России разработана информационная система управления проектами государственного заказчика в сфере строительства (далее - ИСУП).
ИСУП - облачная информационная система для автоматизации процессов управления строительными проектами на уровне государственного (муниципального) заказчика в сфере строительства, позволяющая сопровождать реализацию строительных проектов на этапе их планирования, проектирования и строительства, обеспечивающая в том числе ведение информационной модели, а также создание комплексной инфраструктуры мониторинга и аналитики этапов жизненного цикла объектов капитального строительства. Пользователями системы являются федеральные, региональные и муниципальные заказчики в сфере строительства. Система сформирована на принципах микросервисной архитектуры.
Внедрение ИСУП является основной задачей в рамках цифровой трансформации строительной отрасли. В рамках этой задачи ИСУП должна обеспечить взаимосвязь различных типов информационных систем и сервисов, применяемых участниками строительства на всех уровнях на основе единых форматов и правил обмена данными.
Работа по внедрению ИСУП в настоящее время проводится в тверском регионе совместно с Минстроем России.
Строительство и реконструкция объектов государственной и муниципальной собственности Тверской области осуществляется в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.