Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I
Оценка и анализ текущего состояния в сфере лесного хозяйства Тверской области
1. Государственная программа Тверской области "Лесное хозяйство Тверской области" (далее - государственная программа) определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования лесного хозяйства Тверской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий и показателей их результативности. Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех направлений лесного хозяйства Тверской области.
2. Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.
3. Государственное управление лесным хозяйством в Тверской области осуществляется Министерством лесного комплекса Тверской области (далее - Министерство), подведомственными государственными казенными учреждениями - лесничествами Тверской области (11 учреждений) и государственным бюджетным учреждением "Лесозащитный противопожарный центр - Тверьлес".
4. В 2022 году достигнуты следующие результаты:
1) увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда до 76,1 процента;
2) сохранена лесистость Тверской области на уровне 54,7 процента;
3) обеспечена доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства до 70,2 процента;
4) обеспечено функционирование специализированной диспетчерской службы в целях предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров и проведены проверки в установленные сроки;
5) осуществлен федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) государственными лесными инспекторами численностью 535 человек;
6) осуществлено искусственное лесовосстановление на площади 9 910,7 гектара;
7) выращен посадочный материал в количестве 26,6 млн штук.
Согласно рейтингу субъектов Российской Федерации в области лесного хозяйства Тверская область в период 2019 - 2022 годов входила в первую десятку регионов по эффективному осуществлению переданных полномочий в области лесных отношений.
5. В целях осуществления прорывного развития Российской Федерации утвержден Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ). В рамках Указа определены 5 национальных целей развития Российской Федерации. Одна из целей - цель 3 "Комфортная и безопасная среда для жизни". Для ее достижения в Тверской области реализуется национальный проект "Экология", структурой которого предусмотрен федеральный проект "Сохранение лесов". В 2024 году планируется достижение основного показателя проекта "Сохранение лесов (Тверская область)" - "Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений" в объеме 100%.
6. Министерством уделяется особое внимание вопросам своевременного проведения противопожарных мероприятий, надлежащему мониторингу пожарной обстановки на землях лесного фонда как факторам, значительно влияющим на экологическую ситуацию в регионе.
В рамках подготовки к пожароопасному сезону разрабатываются и утверждаются планы тушения лесных пожаров. В соответствии со Сводным планом тушения лесных пожаров патрулирование лесного фонда Тверской области осуществляется по 187 маршрутам наземного патрулирования протяженностью 12 793,5 км и по 3 маршрутам авиационного патрулирования протяженностью 2 002 км (811 км, 746 км и 445 км) в зависимости от лесопожарной обстановки.
Мониторинг лесных пожаров на территории Тверской области осуществляется наземным и авиационным патрулированием с помощью камер видеонаблюдения, космического мониторинга (ИСДМ-Рослесхоз), а также с использованием беспилотных летательных аппаратов. Также в рамках предупредительных противопожарных мероприятий в лесах Министерством и подведомственными учреждениями организовано информирование населения через средства массовой информации о пожарной обстановке, правилах поведения и порядке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными и торфяными пожарами.
7. Одной из важных социальных задач остается обеспечение потребности населения в деловой и дровяной древесине, предоставляемой на корню. Задача обеспечения населения дровяной древесиной особенно актуальна для районов, где отсутствует природный газ. В 2022 году объемы заготовки деловой древесины на территории Тверской области населением составили 74,3 тыс. куб. м, дровяной древесины - 96,3 тыс. куб. м.
Проводится разъяснительная работа с населением о порядке заготовки древесины посредством размещения информации на официальном сайте Министерства и в средствах массовой информации.
8. Главным элементом воспроизводства лесов является искусственное лесовосстановление, которое осуществляется путем создания лесных культур на вырубках и других, не покрытых лесом, землях и на его выполнение приходится более 50% от общего объема лесовосстановления.
Ежегодно на территории лесного фонда области проводятся сплошные рубки на лесосеках, лесными пожарами уничтожаются молодняки и спелые насаждения, то есть увеличивается не покрытая лесом площадь. Не покрытая лесом площадь при отсутствии искусственного лесовосстановления быстро воспроизводится малоценными порослевыми лиственными породами, от чего породный состав лесного фонда ухудшается, а также происходит задернение площадей травянистой растительностью, переходящих в пустыри и редины, возобновление которых даже естественным путем в ближайшие десятилетия невозможно.
При недостаточности и несвоевременности ухода за лесными культурами в молодом возрасте они оказываются заглушенными травянистой растительностью и пологом мягколиственных пород. Трудовые, финансовые и материальные затраты по созданию лесных культур окажутся напрасными.
Поэтому необходимо проведение своевременного ухода за созданными лесными культурами. Для повышения качественного состава лесов необходимо проведение рубок ухода за лесом, особенно рубок ухода в молодняках хозяйственно-ценных насаждений.
9. Принципиально важным с точки зрения обеспечения экологической и санитарной безопасности территории Тверской области является своевременное проведение лесопатологического обследования с целью получения достоверной информации об очагах вредных организмов леса, об участках захламления леса. За период 2021 - 2023 годов санитарное состояние на землях лесного фонда Тверской области значительно улучшилось. Площадь ветровалов снизилась на 92,2% и площадь распространения очагов короеда-типографа - на 82,4%. Ежегодно на территории Тверской области от вредных организмов и неблагоприятных погодных и антропогенных факторов в среднем погибают лесные насаждения на площади 4,0 тыс. га (0,08% от площади лесного фонда). Без реализации мер санитарной безопасности в лесах ущерб может составить десятки миллионов рублей.
10. Лесоустройство является важнейшим элементом лесоучетных работ, главным информационным ресурсом, обеспечивающим устойчивое управление лесами, включает в себя целый комплекс работ по оценке состояния лесов, а также проектирование мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов, повышение их продуктивности и устойчивости.
В настоящее время около 30% лесов Тверской области имеют давность лесоустройства более 10 лет. Ситуация ухудшилась в связи с сокращением с 2007 года финансирования лесоустроительных работ за счет федерального бюджета.
11. Для организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, заинтересованных граждан и юридических лиц необходимо ведение государственного лесного реестра.
12. Одной из важных функций государственного управления и одновременно способом обеспечения строгого соблюдения и исполнения норм права участниками лесных отношений является федеральный государственный лесной контроль (надзор), лесная охрана.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 83, статьями 96, 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации Министерство осуществляет федеральный государственный лесной контроль (надзор) и лесную охрану на землях лесного фонда на территории Тверской области.
Нарушения лесного законодательства выявляются при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в рамках плановых и внеплановых проверок, при патрулировании лесных участков на предмет охраны лесов от незаконных рубок, при патрулировании лесных участков на предмет охраны лесов от пожаров, при проверке физических лиц на предмет заготовки древесины для собственных нужд, при осмотре мест рубок (мест заготовки древесины), при проверке информации по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц о нарушениях лесного законодательства, иных мероприятиях на лесных участках на территории Тверской области.
13. В рамках цифровизации лесной отрасли с целью автоматизации задач учета, отчетности и обмена информацией в лесном хозяйстве Министерство внедряет программный продукт "АВЕРС: Управление лесным фондом ПРОФ". Программный продукт разработан в соответствии с форматами, регламентированными Федеральным агентством лесного хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.