Решение Приморского краевого суда от 29 февраля 2024 г. по делу N 3а-37/2024
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Кулага Л.В.,
с участием прокурора Романовой О.Н.,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью <адрес> - Фролова М.В.,
представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края - Давиденко К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью <адрес> к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица министерство экономического развития Приморского края, администрация города Владивостока об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 28 декабря 2021 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 100 (1939) - 30 декабря 2021 года, и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 19 февраля 2024 года N 64-ри.
В Перечень на 2022 год включены: объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, <адрес>, д. лагерь <адрес> (пункт 6892) и объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, тер. <адрес> (пункт 7232).
Общество с ограниченной ответственностью <адрес> (далее - ООО <адрес>) обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что оно является собственником объектов недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1 016,8 кв. м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, <адрес>, д. лагерь <адрес> и здания вспомогательного назначения для персонала с кадастровым номером N, площадью 1 233,2 кв. м., расположенного по адресу: Приморский край, тер. <адрес>. Указанные объекты недвижимости включены в Перечень объектов на 2022 год (пункты 6892, 7232). Административный истец с включением принадлежащих ему на праве собственности зданий в указанный Перечень объектов недвижимого имущества не согласен. Полагает, что принадлежащие ему объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в отношении которых налоговая база должна определяться равной их кадастровой стоимости. Указанные в Едином государственном реестре недвижимости названия спорных зданий не содержат указаний на то, что они являются офисными, торговыми или жилыми объектами. Здания находятся на земельном участке с кадастровым номером N, на котором размещён детский оздоровительный лагерь <адрес>. Здания являются собственностью ООО <адрес>, зарегистрированного но адресу: 690108, Приморский край, г. Владивосток, тер.<адрес>, ООО <адрес>. Спорные здания составляют инфраструктуру детского оздоровительного лагеря <адрес>, функционально неотделимы от единого комплекса объектов, используемого в целях осуществления хозяйственной деятельности ООО <адрес>, используются для организации летнего оздоровительного отдыха детей. Нежилое здание с кадастровым номером N используется как столовая исключительно для отдыхающих детей и доступ в него посторонних лиц не допускается. Нежилое здание с кадастровым номером N используется для размещения персонала оздоровительного лагеря, который круглосуточно находится на территории детского лагеря, в том числе для обеспечения безопасного нахождения отдыхающих детей на территории лагеря. Из актов обследования зданий, составленных специалистами краевого государственного казённого учреждения "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" по состоянию на 28 марта 2023 года, следует, что здания не отвечают критериям для включения в Перечень. Считают, что в нарушение положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее - постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па) при включении объектов недвижимости в оспариваемый Перечень мероприятий по определению вида фактического использования спорных объектов недвижимости не проводилось, решений об определении вида фактического использования до принятия оспариваемых пунктов нормативного правового акта не принималось. Кроме того, спорные объекты были включены также в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утверждённый распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931-ри, однако по результатам определения вида фактического использования спорные здания были исключены из Перечня на 2023 год. Административный истец считает, что включение указанных зданий в Перечень на 2022 год нарушает его права в виде возникновения обязанности по дополнительной уплате налога на имущество.
Просит:
признать пункты 6892, 7232 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённого распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, недействующими со дня принятия указанного распоряжения;
взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц министерства экономического развития Приморского края, администрации города Владивостока не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьёй 150 частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель административного истца ООО <адрес> - Фролов М.В. на удовлетворении административного искового заявления настаивал, по доводам в нём изложенным, считает, что основания для включения зданий с кадастровыми номерами N, N в Перечень на 2022 годы отсутствовали; пояснил, что в настоящее время ООО <адрес> собственником указанных объектов недвижимости не является, но права и законные интересы ООО <адрес> оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает, поскольку административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в отношении указанных объектов недвижимости за 2022 год.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Давиденко К.А. в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме по доводам, изложенным в представленном отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что согласно пункту 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (после 1 января 2020 года министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) формировал и утверждал Перечень на 2022 год, в том числе на основании перечней офисных объектов, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края места расположения объектов недвижимости. Объекты, расположенные по адресу: Приморский край, г. Владивосток, тер. <адрес> включены в Перечень на 2022 год на основании информации представленной администрацией города Владивостока от 23 сентября 2021 года N 12134д/30. Согласно пунктам 6, 7 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па, в целях формирования Перечня Офисных объектов, Перечня Торговых объектов министерство промышленности и торговли Приморского края, уполномоченный орган используют информацию, содержащуюся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учёта (инвентаризации) и (или) сведения о таком учёте (инвентаризации), полученные в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти (в том числе их территориальных органов), органов исполнительной власти Приморского края, в том числе подведомственных органам исполнительной власти Приморского края организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, собственников объектов недвижимого имущества. Только в случае отсутствия сведений, позволяющих определить, что объект недвижимого имущества является административно-деловым центром и (или) торговым центром (комплексом), уполномоченный орган вправе обратиться в уполномоченный орган с предложением о проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений. Распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри принято и опубликовано в установленном законом порядке. Собственник объектов недвижимости не обращался в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края с заявлениями о проведении мероприятия но определению вида их фактического использования. При отсутствии указанных заявлений у министерства имущественных и земельных отношений Приморского края отсутствовали основания подвергать сомнению соответствие указанных объектов недвижимости, критериям объектов налогообложения исходя из кадастровой стоимости, и инициировать проведение на объекте мероприятий по определению вида их фактического использования. Порядком не предусмотрена обязанность уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путём осмотра объектов недвижимости и последующим составлением актов осмотра в случае наличия других оснований для включения объектов недвижимости в указанный Перечень.
Выслушав представителя административного истца Фролова М.В., представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Давиденко К.А., изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Романовой О.Н. полагавшей, что имеются основания для признания недействующими пунктов 6895, 7232 Перечня на 2022 год, со дня принятия указанного распоряжения органом его утвердившим, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, однако частью 2 данной статьи установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (в редакции постановления Правительства Приморского края от 3 февраля 2021 года N 41-пп), министерство имущественных и земельных отношений Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на формирование и утверждение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, а также на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела в рассматриваемый период (2021-2022 годы) ООО <адрес> являлось собственником объектов недвижимости: нежилого здания, площадью 1016,8 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, <адрес>, д. лагерь <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 21 декабря 2005 года сделана запись регистрации N N и здания вспомогательного назначения для персонала, площадью 1 233,2 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, тер. <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 2 июля 2019 года сделана запись регистрации N N
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год. Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 28 декабря 2021 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 100 (1939) - 30 декабря 2021 года.
В пункт 6892 Перечня на 2022 год включён объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, <адрес>, д. лагерь <адрес>, принадлежавший на тот момент ООО <адрес> на праве собственности.
В пункт 7232 Перечня на 2022 год включён объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, тер. <адрес>, принадлежавший на тот момент ООО <адрес> на праве собственности.
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий министерства имущественных и земельных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и введению в действие, и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
Административный истец ООО <адрес> вправе обжаловать указанный нормативный правовой акт, поскольку размер налоговых платежей на принадлежавшие ему на праве собственности объекты недвижимого имущества рассчитывается из кадастровой стоимости этих объектов недвижимого имущества, возлагая на него как на плательщика налога обязанность по уплате налога на имущество организаций за 2022 год по ставке налога как за объекты недвижимости, включенные в Перечень в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из положений пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции от 12 ноября 2021 года) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Правительством Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов; жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты, перечисленные в вышеуказанных правовых нормах.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Согласно санитарным правилам СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28, минимальное количество помещений, необходимых для функционирования хозяйствующего субъекта (далее - минимальный набор помещений) с круглосуточным пребыванием, включает: жилые помещения, помещения для организации питания, помещения для оказания медицинской помощи, помещения для реализации образовательных программ (учебные классы (комнаты самоподготовки) и (или) по присмотру и уходу за детьми (игровые комнаты), или комнаты для осуществления присмотра и ухода (игровые комнаты и (или) гостиные), душевые, умывальные, туалеты для проживающих, помещения для стирки, сушки и глажки белья, комнаты для хранения постельного белья, комнаты и туалеты для персонала (пункт 2.3.1).
Как следует из Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО <адрес> зарегистрировано 4 октября 2005 года, основным видом деятельности ООО <адрес> является деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления (ОКВЭД 85.41.91).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19 октября 2023 года, выданной филиалом публично-правовой компании "Роскадастр" по Приморскому краю, принадлежавший административному истцу на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 1 016,8 кв. м, количество этажей: 2, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, <адрес>, д. лагерь <адрес>, имеет наименование: нежилое здание, назначение: "нежилое", сведения о виде разрешённого использования отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19 октября 2023 года, выданной филиалом публично-правовой компании "Роскадастр" по Приморскому краю, ранее принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 1 233,2 кв. м, количество этажей: 2, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, тер. <адрес>, имеет наименование: здание вспомогательного назначения для персонала, назначение: "нежилое", сведения о виде разрешённого использования отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 16 февраля 2024 года, выданной филиалом публично-правовой компании "Роскадастр" по Приморскому краю, принадлежавшие в рассматриваемый период административному истцу объекты недвижимости расположены в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 58 275 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для дальнейшей эксплуатации объектов недвижимости оздоровительного и рекреационного назначения (для объектов общественно-делового назначения), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, <адрес>.
Других документов, подтверждающих иной вид разрешенного использования данного земельного участка в период включения указанных зданий в оспариваемый Перечень, в материалах административного дела не содержится. И такой вид разрешенного использования земельного участка размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также объектов общественного питания не предусматривает.
Из технического паспорта от 22 августа 2001 года, инвентарный N 15115, на здание столовой Лит. Х, расположенного по адресу: г. Владивосток, б. Емар, детский оздоровительный лагерь <адрес>, составленного Комитетом недвижимого имущества и технической инвентаризации г. Владивостока, следует, что объект недвижимости назначение "столовая", используется по назначению.
Из поэтажного плана Здания столовой и экспликации к нему следует, что в здании расположены помещения:
первый этаж: лестничные клетки, тамбуры, тепловой узел, кладовые технического инвентаря, туалеты, коридоры, душевые, раздевалки, кабинеты, кладовые, электрические щитовая, вентиляционные комнаты, лифты, мучной цех, мясо-рыбный цех, овощной цех, разгрузочный кабинет, охлаждающие камеры, машинные помещения;
второй этаж: вестибюли, коридоры, туалеты, кладовая технического инвентаря, дежурный, кабинеты, вентиляционная камера, лифты, холодильный цех, горячий цех, моечные, лестничная клетка, тамбур, обеденный зал, помещение для резки хлеба, раздаточная, обеденный зал.
Из технического паспорта, составленного филиалом ФГБУ "ЦНИИП Минстроя России" ДальНИИС по состоянию на 10 апреля 2019 года на здание, принадлежащее на праве собственности ООО <адрес>, следует, что технический паспорт был составлен на здание "Дом отдыха", местоположение: Приморский край, <адрес>, указано, что используется по назначению.
Из поэтажного плана и экспликации к нему следует, что в здании расположены помещения:
первый этаж: коридоры, санитарные узлы, комнаты отдыха, терраса;
второй этаж - мансарда: коридоры, санитарный узел, подсобные помещения, террасы.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что данные здания в рассматриваемый период составляли инфраструктуру детского оздоровительного лагеря <адрес>, функционально неотделимы от единого комплекса объектов, использовались для организации летнего оздоровительного отдыха детей.
Нежилое здание с кадастровым номером N использовалось как столовая для детей, пребывающих на отдыхе. Наличие здания столовой как такового являлось необходимым условием деятельности административного истца по организации отдыха и оздоровления детей. Фактическое использование столовой нельзя отнести к оказанию услуг общественного питания в том смысле, который следует из содержания подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ. Эксплуатируя указанное задание ООО <адрес> не занималось общественным питанием населения, а осуществляло действия, направленные на эффективность функционирования ООО <адрес> путем предоставления услуг по питанию исключительно лицам, временно проживающим в детском оздоровительном лагере Юнга.
Здание вспомогательного назначения для персонала с кадастровым номером N использовалось для размещения персонала оздоровительного лагеря, который круглосуточно находится на территории лагеря в период его работы, что также является соблюдением ООО <адрес> необходимого требования по организации работы детского оздоровительного лагеря.
Исходя из технических паспортов с поэтажной экспликацией на Здание столовой и Здание Дома отдыха, в них отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать данные здания административно-деловым центром и (или) торговым центром в соответствии с пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку сами здания не имеют в своём составе помещений с наименованием (назначением) "офис", "централизованные приемные помещения", "комнаты для проведения встреч", "офисное оборудование", а также помещений с наименованием (назначением) "торговое" или иным, предусматривающим размещение торговых объектов, и (или) объектов бытового обслуживания, общественного питания.
Судом установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что в нарушение положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па до утверждения Перечня на 2022 год мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости не проводилось, объекты включены в Перечень на основании информации, предоставленной администрацией города Владивостока.
Суд также отмечает, что в последующем краевым государственным казённым учреждением "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" по заявлению собственника было проведено обследование указанных зданий и составлены: Акт обследования нежилого здания с кадастровым номером N от 30 августа 2023 года и Акт обследования Здания вспомогательного назначения для персонала с кадастровым номером N от 28 августа 2023 года, в результате осмотров выявлено, что часть нежилого здания с кадастровым номером N используется для иных видов фактического использования (обеденный зал в детском лагере Юнга), часть помещений вспомогательные; расчет доли вида фактического использования не производился в связи с отсутствием видов фактического использования подлежащих расчёту; часть Здания вспомогательного назначения для персонала с кадастровым номером N используется для иных видов фактического использования (комплекс для отдыха в детском лагере Юнга), часть помещений вспомогательные; расчет доли вида фактического использования не производился в связи с отсутствием видов фактического использования подлежащих расчёту.
В связи с проведенным обследованием указанных объектов недвижимости распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 21 ноября 2023 года N 740-ри "О внесении изменений в распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931-ри "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год" они были исключены из Перечня на 2023 год.
При установленных обстоятельствах, а также предписаний федерального законодательства о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ), спорные здания не подлежали включению в оспариваемый Перечень.
Ссылка административного ответчика на отсутствие обязанности уполномоченного органа определять вид фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения путём осмотра объекта недвижимости ошибочна, основана на неверном толковании норм права, в том числе положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка (в редакции от 3 февраля 2021 года) мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - мероприятия по определению вида фактического использования), осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной министерству имущественных и земельных отношений Приморского края (далее - организация).
Результаты мероприятий по определению вида фактического использования рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Комиссия).
Согласно пункту 1.4 Порядка, решения об определении вида фактического использования объектов нежилого назначения принимаются министерством имущественных и земельных отношений Приморского края (далее - уполномоченный орган) с учётом рекомендаций Комиссии, внесенных по итогам рассмотрения результатов проведения мероприятий по определению вида фактического использования.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункты 6895, 7232 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённого распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, подлежат признанию недействующими со дня принятия распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в связи с тем, что нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (часть 1 статьи 103 КАС РФ).
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107, частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
В связи с удовлетворением заявленных требований в пользу ООО <адрес> с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей, уплата которой административным истцом подтверждается платёжным поручением N 577 от 28 декабря 2023 года.
С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью <адрес> - удовлетворить.
Пункты 6895, 7232 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённого распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, признать недействующими со дня принятия указанного распоряжения.
Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью <адрес> расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Приморского края разместить сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Г.А. Поломошнова |
Мотивированное решение суда составлено 15 марта 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 29 февраля 2024 г. по делу N 3а-37/2024
Опубликование:
-