Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение B
(справочное)
Подготовка чистых образцов резины из автомобильных шин
B.1 Общая информация
Получение образцов резины из автомобильных шин является сложным процессом из-за сложности их конструкции, которая включает множество различных компонентов, как показано на рисунке B.1. Визуальный осмотр участков шины требует навыка для идентификации различных компонентов. Целью данного приложения является предоставление основных рекомендаций по разрезанию шины и отбору образцов из полученных срезов.
A - протектор; B - боковина; C - герметизирующий слой и слой каркаса; D - наполнительный шнур; E - бортовая лента; F - подпротекторный слой; G - слои брекера
Рисунок B.1 - Конструкция покрышки
Конструкция, показанная на рисунке B.1, является примером, демонстрирующим основные компоненты покрышки/шины, но в зависимости от конкретной конструкции возможно отсутствие одних компонентов и присутствие других.
Визуальный осмотр аккуратно вырезанного поперечного сечения, при необходимости - с помощью увеличительного стекла, может быть полезным для определения фактической конструкции перед началом процедуры отбора образцов.
B.2 Аппаратура
B.2.1 Разделочная машина 5), * для резки материалов из покрышки на слои толщиной от 0,1 до 0,2 мм.
------------------------------
5) Подходящие машины можно приобрести в компании Fortuna Spezialmaschinen GmbH, Eisenbahnstrape 15, D-71263 Weil der Штадт, Германия, www.fortuna-werke.net. Данная информация приведена для удобства пользователей настоящего стандарта и не является одобрением машин со стороны ИСО.
* Допускается использовать ручной или автоматический филярный (двоильный) станок для обработки материалов (например, кожи) любого изготовителя.
------------------------------
B.2.2 Нож и резаки вместе с подходящими защитными перчатками и рукавицами.
B.2.3 Увеличительное стекло.
B.3 Процедура
Данная процедура отбора образцов предназначена только для новых покрышек/шин, разрезанных на части подходящих размеров (в зависимости от размера покрышки). Допускается использовать процедуру с незначительными изменениями для покрышек/шин всех типов и размеров, имеющихся на рынке (шины для легковых автомобилей, шины для грузовых автомобилей, мотоциклов и др.).
Как указано в 6.1.1, из каждого компонента необходимо выделить не менее 0,350 мг масла. Это предполагает минимальный размер образца примерно от 2 до 20 г, в зависимости от содержания экстрагируемых веществ. На практике, если компоненты покрышек состоят из слоев вулканизованной резины толщиной менее 1 мм (например, слои брекера и каркаса в шинах для легковых автомобилей), могут возникнуть затруднения при получении образца для анализа надлежащего размера.
Процедуру отбора образца осуществляют по следующим шагам:
a) шаг 1. Используя подходящий нож, отрезают от покрышки часть протектора, т.е. протектор, подпротекторный слой (при наличии) и слои брекера (A, F и G на рисунке B.1). Проверяют поперечное сечение среза визуально для подтверждения отсутствия любых материалов, которые могут загрязнить образец. Используя разделочную машину, берут чистый образец из протектора и подпротекторного слоя (при наличии). Первые 0,1-0,5 мм поверхности образца удаляют во избежание загрязнения посторонними материалами;
b) шаг 2. Отрезают от покрышки боковую часть, т.е. боковину покрышки, бортовую ленту, наполнительный шнур, герметизирующий слой и прослойки каркаса, находящиеся между герметизирующим слоем и боковиной (B, C, D, E и F на рисунке B.1). Удаляют из заготовки бортовые кольца и разделяют ее последовательно на различные компоненты, как описано в подэтапах:
1) подэтап 2A. Отрезают ножом материал между линиями резки 1 и 2, показанными на рисунке B.2, устанавливают глубину резки разделочной машины на требуемую толщину и берут чистые образцы из боковины и герметизирующего слоя, определенные при визуальном осмотре сечения куска боковой сборки покрышки. Первые 0,5-1,0 мм поверхности боковины удаляют во избежание загрязнения посторонними веществами. Для герметизирующего слоя из-за его малой толщины данную процедуру осуществить невозможно. В этом случае тщательно проверяют его под увеличительным стеклом для исключения возможности загрязнения материалом защитного слоя;
2) подэтап 2B. Отрезают ножом материал между линиями резки 2 и 3 (см. рисунок B.2), устанавливают глубину резки разделочной машины на требуемую толщину и отбирают чистые образцы из бортовой ленты и наполнительного шнура, определенные при визуальном осмотре сечения боковой части покрышки, осторожно удаляя все остальные компоненты, не представляющие интерес.
1 - линия резки 1; 2 - линия резки 2; 3 - линия резки 3
Рисунок B.2 - Срез боковой части покрышки
B.4 Фотографии процесса
На рисунках B.3-B.15 приведены примеры иллюстраций различных шагов данной процедуры.
Рисунок B.3 - Шаг 1. Вырезание части протектора покрышки с использованием ножа и перчаток, защищающих от порезов
Рисунок B.4 - Шаг 1. Отделение части протектора от протекторного блока
Рисунок B.5 - Шаг 1. Визуальный осмотр перед удалением брекера (в данном случае отсутствует подпротекторный слой)
Рисунок B.6 - Шаг 1. Готовый для анализа образец протектора после очистки поверхностного слоя
Рисунок B.7 - Шаг 2. Удаление бортового кольца покрышки путем резки вдоль линии 3 рисунка B.2
Рисунок B.8 - Шаг 2. Удаление боковой части покрышки путем резки вдоль линии 1 рисунка B.2
Рисунок B.9 - Шаг 2. Отрезание боковой части покрышки от протектора и бортового кольца
Рисунок B.10 - Подэтап 2A. Боковая часть покрышки после резки вдоль линии 2 на рисунке B.2
Рисунок B.11 - Подэтап 2A. Резка верхней части боковой части покрышки с помощью разделочной машины для получения чистого образца боковины покрышки
Рисунок B.12 - Подэтап 2A. Готовый для анализа образец боковины после удаления поверхностного слоя
Рисунок B.13 - Подэтап 2A. Образец герметизирующего слоя каркаса, отобранный из боковой части покрышки
Рисунок B.14 - Подэтап 2B Отделение бортовой ленты и наполнительного шнура борта шины от боковой части покрышки (между линиями 2 и 3 рисунка B.2)
a) Протектор |
b) Боковина |
c) Бортовая лента |
d) Наполнительный шнур |
e) Герметизирующий слой каркаса |
Рисунок B.15 - Образцы, готовые для анализа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.