Physical culture, health-improvement and sport services. General requirements
УДК 379.85:006.354
ОКС 03.080.30
Дата введения - 1 сентября 2024 г.
Взамен ГОСТ Р 52024-2003
Предисловие
1 Разработан Ассоциацией Саморегулируемой организацией "Отраслевое объединение национальных производителей в сфере физической культуры и спорта "Промспорт" (СРО "Промспорт")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 444 "Спортивные и туристские изделия, оборудование, инвентарь, физкультурные и спортивные услуги"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 апреля 2024 г. N 390-ст
4 Взамен ГОСТ Р 52024-2003
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает виды физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг (далее - услуги), общие требования, требования безопасности услуг, включая методы их контроля. Требования настоящего стандарта распространяются на предприятия, организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, оказывающих физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.003 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 30494 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях
ГОСТ Р 52025 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей
ГОСТ Р 54578 Воздух рабочей зоны. Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия. Общие принципы гигиенического контроля и оценки воздействия
ГОСТ Р 55710 Освещение рабочих мест внутри зданий. Нормы и методы измерений
ГОСТ Р 55789 Оборудование и инвентарь спортивные. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55789, [1], [2], [3], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 физкультурно-оздоровительная и спортивная услуги: Деятельность, осуществляемая исполнителем услуги, направленная на удовлетворение потребностей граждан в сохранении и укреплении здоровья, достижение спортивных результатов, физической подготовке, физическом развитии.
Примечание - Услуга включает в себя организацию и/или проведение занятий, в том числе физкультурных и зрелищных мероприятий.
3.2 оценочная комиссия: Группа квалифицированных специалистов в области теории и методики спортивной подготовки, спортивной медицины, обслуживания и эксплуатации спортивного оборудования и инвентаря, устанавливающая уровень безопасности и качества услуг.
Примечание - Услуги оценивают методом отдельной оценки всех факторов риска с присвоением им соответствующих критериев опасности.
3.3 исполнитель услуги: Организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель или физическое лицо, оказывающие физкультурно-оздоровительные или спортивные услуги.
3.4 условия обслуживания: Совокупность организационно-методических, технических и территориально-климатических факторов, воздействующих на потребителя услуги в процессе оказания услуги.
3.5 зона безопасности: Пространство, примыкающее к игровой зоне спортивной площадки, месту выполнения спортивного упражнения, территории или трассе, определенных как место оказания физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, которое необходимо для безопасности потребителей и других участников оказываемых услуг.
3.6 качество услуги: Совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять физкультурно-оздоровительные, спортивно-зрелищные и спортивные потребности потребителя.
4 Виды физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг
К физкультурно-оздоровительным и спортивным услугам относят:
- занятия по физической культуре и спорту;
- спортивно-зрелищные мероприятия;
- учебно-тренировочный процесс;
- материально-техническое обеспечение услуг;
- информационно-консультативные и образовательные услуги;
- прочие услуги.
4.1 Занятия по физической культуре и спорту предусматривают:
- занятия общей физической подготовки и оздоровительной физической культуры;
- предоставление индивидуальных (групповых) рекомендаций по режиму занятий;
- проведение соревнований в учебных группах, командах, школах и клубах по видам спорта;
- спортивно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия;
- организация различных видов досуга с учетом особенностей оказываемых услуг, включая культурно-массовые и развлекательно-игровые мероприятия, а также различные виды активного отдыха с учетом требований безопасности, в том числе медицинского обеспечения.
4.2 Спортивно-зрелищные мероприятия включают в себя:
- спортивные соревнования, олимпиады, универсиады, фестивали, проходящие с организованным участием зрителей;
- спортивно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия для участников турниров, кроссов, марафонов, турниров по спортивным играм;
- показательные выступления ведущих спортсменов и представителей спортивных организаций.
4.3 Учебно-тренировочный процесс предусматривает:
- обучение потребителей услуг рациональной технике двигательных действий, формирование умений, навыков и связанных с этим знаний, в избранной спортивной дисциплине;
- занятия, направленные на развитие и совершенствование физических способностей потребителей;
- обучение навыкам, направленным на развитие у потребителя услуг недостающих компонентов тактической, технической, физической и других видов готовности к потреблению услуги;
- организацию комплексного контроля за уровнем разносторонней подготовленности и состоянием здоровья потребителя услуг;
- консультативную помощь по различным направлениям построения и содержания учебно-тренировочного процесса.
4.4 Материально-техническое обеспечение услуг включает в себя:
- спортивные и неспортивные объекты, оборудованные для проведения соответствующих занятий (физкультурно-оздоровительных упражнений, спортивных тренировок) по выбранному виду услуг и соревнований;
- спортивное оборудование (тренажеры, снаряды, инвентарь, в том числе специальное, специализированное);
- комфортность и проведение медико-восстановительных процедур.
4.5 Информационно-консультативные и образовательные услуги предусматривают:
- предоставление информации общего характера (через Интернет, средства массовой информации, рекламу и др.) о структуре и содержании услуг;
- консультации потребителей услуг специалистами по вопросам, связанным с предстоящим оказанием услуг, исключающим в дальнейшем потерю или нарушение здоровья и получение травмы;
- консультации специалистов в области питания (врача, диетсестры) по вопросам рационального режима питания и приема пищевых добавок, витаминов для потребителей услуги;
- консультации специалистов по проведению медико-восстановительных мероприятий;
- подготовку рекомендаций для потребителей программ занятий, а также общих правил по их эффективному использованию;
- техническую и тактическую подготовку (переподготовку) и повышение квалификации в области физической культуры и спорта.
4.6 Прочие услуги предусматривают:
- организацию ремонта и подготовки (подгонки) спортивного оборудования, инвентаря, снаряжения, спортивной экипировки (в том числе одежды, обуви и др.);
- прокат спортивного инвентаря;
- обеспечение потребителей услуг парковками транспортных средств на территории объекта спорта или прилегающей территории;
- временное хранение имущества потребителей услуг;
- обеспечение транспортной доступности;
- другие виды услуг.
5 Общие требования
5.1 Услуги должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, нормативных и технических документов конкретного вида спорта или спортивно-массового мероприятия.
Оценку качества и безопасности услуг проводят не менее одного раза в год путем создания или привлечения оценочной комиссии, имеющей в своем составе квалифицированных специалистов.
5.2 Требования к услугам должны обеспечивать:
- формирование здорового образа жизни потребителей;
- систему подготовки спортсменов различной квалификации;
- точность и своевременность исполнения;
- эстетичность, эргономичность и комфортность;
- зрелищность спортивно-массовых мероприятий;
- социальную адресность;
- информативность.
5.2.1 Формирование здорового образа жизни потребителей предусматривает:
- соответствие оказываемой услуги потребностям и физическим возможностям потребителя услуги;
- доступность и обеспеченность населения услугами;
- использование исполнителем услуги индивидуальных методик (планов) занятий и индивидуальной системы тренировок по выбранным видам услуг;
- систематическое врачебно-педагогическое обеспечение услуг в процессе их оказания потребителю.
5.2.2 Система подготовки спортсменов различной квалификации включает в себя:
- программно-нормативное, научно-методическое и медико-биологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов;
- учебно-тренировочные мероприятия различной направленности (тренировочные занятия, семинары, сборы и т.п.);
- соревнования с учетом цели и направленности спортивной подготовки;
- систему контроля тренировочного процесса, включая соответствие тренировочных нагрузок текущему состоянию, уровню общей и специальной подготовленности спортсменов.
5.2.3 Точность и своевременность исполнения услуг
Оказываемые потребителям услуги по срокам и условиям обслуживания должны соответствовать требованиям нормативной, технической и другой документации на услуги конкретного вида.
Исполнители должны оказывать услуги в сроки, установленные действующими правилами оказания услуг или договором об оказании услуг [2].
5.2.4 Эстетичность, эргономичность и комфортность
Оказываемые услуги должны соответствовать требованиям эстетичности. Оформление спортивных сооружений, мест оказания услуг и их интерьеров (включая оформление спортивно-зрелищных мероприятий) должно соответствовать информационно-композиционной целостности и гармоничности, обеспечивать удобство и комфортность при их использовании, а также не должно противоречить обычаям и традициям данного региона.
При оказании услуг должно быть учтено требование эргономичности, которое характеризует соответствие условий обслуживания и применяемого спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря гигиеническим, антропометрическим, физиологическим возможностям потребления. Соблюдение требований эргономичности обеспечивает комфортность обслуживания и способствует сохранению здоровья и работоспособности потребителя.
5.2.5 Зрелищность спортивно-массовых мероприятий, перечисленных в 4.2
Обеспечение зрелищности услуг предусматривает:
- участие специалистов в организации программ предоставления услуг, имеющих профильное образование (в том числе режиссеров, свето- и звукооформителей и др.);
- информацию о ходе спортивно-зрелищных мероприятий;
- удобство и оформительскую привлекательность спортивных сооружений для зрителей и участников мероприятий;
- привлекательность дизайна спортивной формы для зрителей и участников мероприятий;
- рекламное обеспечение предстоящих спортивно-зрелищных мероприятий.
5.2.6 Социальная адресность
Требования социальной адресности должны предусматривать:
- доступность и обеспеченность населения услугами с учетом востребованности и популярности;
- соответствие услуги физическим возможностям различных групп потребителей, в том числе инвалидов;
- установление режима оказания услуг, а также выбор методов обслуживания потребителей.
5.2.7 Информативность услуг
При оказании услуг исполнитель обязан предоставить потребителям услуг информацию об оказываемых услугах в доступной форме в соответствии с [2], [4].
Данная информация должна быть постоянно размещена на информационных стендах, установленных на удобном для ознакомления месте, и на официальном сайте (при наличии) организации, оказывающей услугу, для ознакомления потребителями услуг. В случае наличия на объекте нескольких зон раздельного посещения - в каждой зоне должна быть размещена соответствующая информация.
5.2.7.1 Потребителям услуг необходимо предоставлять следующую информацию о физкультурно-оздоровительной и спортивной организации:
- перечень оказываемых услуг;
- условия оказания услуг;
- перечень необходимых документов для получения выбранного вида услуг;
- сведения о наличии лицензий (в случае оказания лицензируемых видов деятельности);
- информацию о факторах риска и уровне опасности услуг;
- медицинские противопоказания для соответствующих видов услуг;
- правила поведения в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;
- о нахождении пункта медицинской помощи, мест общего пользования, путей эвакуации и др.;
- правила поведения потребителей и других участников оказания услуги во внештатных ситуациях;
- правила техники безопасности;
- квалификацию исполнителей услуги;
- правила поведения на территории спортивных сооружений с целью исключения дисциплинарных нарушений и снижения риска травматизма при оказании услуги;
- дополнительную информацию.
5.2.7.2 Исполнители услуги должны провести собеседование (консультацию, инструктаж) с потребителями услуг:
- о правилах личной безопасности;
- особенностях выбранного вида услуг;
- порядке и правилах оказания выбранного вида услуг;
- факторах риска для здоровья, зависящих от физического состояния, технической подготовленности, экипировки потребителя, а также климатических и природных условий;
- полноте и правильности заполнения обязательных документов;
- режиме оказания услуги и отдыха, личного поведения потребителей (для определенного вида услуг);
- порядке действий потребителей при возникновении внештатных и чрезвычайных ситуаций.
Факт проведения собеседования необходимо зафиксировать документально.
5.2.7.3 Спортивное оборудование, предоставляемое потребителям услуг, должно соответствовать правилам вида спорта и национальным стандартам.
По месту оказания услуги должны находиться документы (или их копии, заверенные руководителем исполнителя услуги) на оборудование (паспорт, сертификат, инструкция по применению и др.).
В случае применения оборудования, характеристики которого отличаются от установленных в национальных стандартах или на которое отсутствуют стандарты, исполнитель услуги обязан проинформировать об этом потребителя.
6 Требования безопасности
6.1 Услуги и условия обслуживания потребителей должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества всех участников услуги и соответствовать требованиям ГОСТ Р 52025.
6.2 Используемое спортивное оборудование и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в национальных стандартах и нормативных документах, проходить периодический контроль технического состояния и использоваться в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя. На спортивное оборудование и инвентарь, применяемый при оказании услуг, должны быть сопроводительные (эксплуатационные) документы на русском языке.
6.3 Спортивное оборудование и инвентарь, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, должны иметь соответствующие подтверждающие документы.
6.4 Спортивное оборудование и инвентарь, не подлежащие подтверждению соответствия, должны иметь документ изготовителя, подтверждающий их пригодность и безопасность применения.
6.5 При оказании услуг следует соблюдать требования:
- пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004, [5];
- санитарно-гигиенических правил и норм [6];
- медицинского обеспечения;
- профилактики и предупреждения травматизма.
6.6 Требования к объектам, используемым для оказания услуг
6.6.1 При оказании услуг следует использовать спортивные и неспортивные объекты, соответствующие требованиям нормативных документов и обеспечивающие условия для обслуживания всех категорий граждан (детей, пожилых людей, маломобильных граждан, людей с ограниченными возможностями, инвалидов).
6.6.2 При оказании услуг используемые сооружения, а также территория вокруг них, при необходимости, должны иметь рабочее и аварийное освещение в соответствии с требованиями, установленными в правилах вида спорта или по ГОСТ Р 55710.
6.6.3 Показатели микроклимата (температура, относительная влажность, вентиляция), предельно допустимое содержание вредных веществ и пыли в воздухе, а также допустимый уровень шума в помещениях должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.005, ГОСТ 30494, ГОСТ Р 54578, [6].
6.6.4 Территория спортивного объекта, предназначенная для игровых видов спорта или выполнения спортивных упражнений, по периметру должна иметь защитное ограждение или размеченную зону безопасности шириной не менее 1 м; для единоборств, территорий размещения силового оборудования (тренажеров) и для остальных видов физкультурно-спортивной деятельности - не менее 0,8 м. Правила некоторых видов спорта (стрелковые виды спорта, автоспорт, авиаспорт, парашютный спорт и др.), а также особенности оказания услуг могут устанавливать другие требования к зонам безопасности, которые должны быть обоснованы и разработаны для каждого объекта дополнительно.
Территория зоны безопасности должна быть в одной плоскости со спортивной площадкой, нахождение на ней посторонних предметов не допускается, неровности поверхности не должны превышать 10 мм. Внешний край зоны безопасности должен быть отмечен контрастной разметкой или другим способом.
6.7 Требования к собственникам спортивных объектов
Собственники спортивных объектов (далее - собственники) обязаны обеспечить безопасность и качество оказываемых услуг путем отбора компетентного персонала или арендатора, регулярного контроля за текущим состоянием зданий, сооружений и установленного оборудования. Собственники должны обеспечивать организацию контрольно-пропускного и внутриобъектового режима и соответствие спортивного объекта требованиям действующих нормативных документов.
6.8 Требования к исполнителям услуг
6.8.1 Исполнители услуг (персонал) должны иметь соответствующую квалификацию в применяющихся областях:
- соответствующую профессиональную квалификацию, подтвержденную документами, оформленными в установленном порядке;
- документальное подтверждение о состоянии здоровья, актуализируемое не реже одного раза в год путем проведения медицинского освидетельствования или осмотра;
- опрятный внешний вид;
- знания государственного и регионального языков, позволяющие объяснять потребителям условия получения услуги;
- иметь документ об аттестации при необходимости.
При выполнении услуг исполнитель должен быть вежливым, доброжелательным, коммуникабельным и соблюдать правила личной гигиены.
6.8.2 Исполнители услуги должны уметь пользоваться оборудованием, уметь совершать необходимые действия во внештатных ситуациях (пожар, несчастный случай, ухудшение самочувствия, резкое изменение погодных условий и т.д.) для обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей.
6.8.3 Исполнители, оказывающие услуги, должны:
- обеспечивать безопасность процесса оказания услуг для жизни и здоровья потребителей и охраны окружающей среды;
- соблюдать правила эксплуатации спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря; охраны труда и техники безопасности и своевременно проходить соответствующие инструктажи;
- знать и соблюдать действующие законы, иные нормативные правовые акты, касающиеся профессиональной деятельности персонала, свои должностные инструкции, соответствующие программы проведения мероприятий по оказанию услуг;
- иметь допуск к оказанию услуг после пройденного медицинского осмотра в соответствующей и исправной экипировке.
Подтверждающие квалификацию документы (копии, заверенные руководителем исполнителей услуги) должны находиться по месту оказания услуги (местом оказания услуги может быть место старта, финиша или другое специально определенное место).
7 Требования охраны окружающей среды
7.1 Оказание услуг не должно оказывать негативных воздействий на окружающую природную среду (засоренность территорий, запыленность и загазованность воздуха и т.п.).
7.2 Экологическую безопасность услуг необходимо обеспечивать соблюдением установленных требований охраны окружающей среды согласно национальным стандартам, санитарным нормам и правилам, другим документам, устанавливающим требования в области охраны окружающей среды.
8 Методы контроля
Для контроля качества услуг применяют следующие методы:
- органолептический (визуальный);
- аналитический (анализ документации);
- инструментальный;
- экспертный (на основе анализа суждений (качественных и количественных оценок) специалистов и экспертов, включая анализ измерений показателей и условий оказания услуг);
- социологический (проведением социологических обследований, в том числе учетом записей в книге отзывов и предложений, Интернет-отзывов, с последующим анализом полученных данных, анализом чрезвычайных происшествий).
8.1 Визуальным способом проверяют наличие документов, информирующих и регламентирующих оказание услуг, правильность и своевременность оформления документов, доступное размещение для ознакомления пользователями информации, документальное подтверждение об ознакомлении пользователем или законным представителем.
При контроле документов проверяют их соответствие предъявляемым к ним требованиям по полноте и правильности оформления, актуальности и своевременности пересмотра, обновления и изъятия из обращения устаревших.
8.2 Определение состояния зданий, сооружений, всех видов оборудования проводят путем анализа документации и экспертной оценки.
При контроле зданий и сооружений проверяют соответствие размеров и состояния санитарно-гигиеническим нормам и правилам, требованиям противопожарной безопасности обеспечения учреждения всеми видами коммунально-бытового обслуживания, создания необходимых условий для пребывания в нем потребителей, персонала.
При контроле оборудования проверяют достаточность по количеству и назначению, его состояние, соответствие требованиям стандартов, технических условий, протоколам испытаний изготовителей или, выданным третьей стороной, других нормативных документов; правильность и эффективность использования, своевременность приобретения и ремонта.
Безопасность оборудования оценивают по наличию документов, подтверждающих его пригодность и исправность, сертификатов, деклараций, технических паспортов и т.п.
8.3 Соответствие персонала, оказывающего услуги, проверяют по документам, подтверждающим спортивную и профессиональную квалификацию, наличию аттестации в организации.
8.4 Ежегодную оценку уровня оказания услуг оценочная комиссия осуществляет на соответствие национальным стандартам, в том числе ГОСТ Р 52025, применяя экспертный и социологический методы.
8.5 Инструментальные методы применяют с привлечением специализированных лабораторий.
8.6 Определение размеров зон безопасности проводят от линии края игровой площадки или территории, предназначенной для выполнения упражнений под углом 90° в направлении линии противоположного края зоны безопасности. Линейные и угловые измерения осуществляют средствами измерений II класса точности. Неровности измеряют с помощью измерительной универсальной дорожной (контрольной) рейки длиной 3000 мм.
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" |
[2] |
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2003-1 "О защите прав потребителей" |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "2300-I"
[3] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2023 г. N 129 "Об утверждении Правил оказания физкультурно-оздоровительных услуг" |
[4] |
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
[5] |
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" |
[6] |
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" |
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная и спортивная услуги; исполнитель услуги; условия обслуживания; качество услуги; зона безопасности; оценочная комиссия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52024-2024 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 апреля 2024 г. N 390-ст)
Опубликование:
Российский институт стандартизации, Москва, 2024 г.
Дата введения - 1 сентября 2024 г.