Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
На территории округа действует 12 учреждений культуры, искусства и дополнительного образования, подведомственных Управлению культуры и молодежной политики, расположенных в различных микрорайонах г. Озерска, а также в поселках Метлино и Новогорный.
В системе дополнительного образования в сфере культуры и искусства округа функционируют детские школы (МБУДО "ДМШ N 1", МБУДО "ДМШ N 2", МБУДО "ДХШ", МБУДО "ДШИ"), которые выполняют функции художественно-эстетического просвещения детей, обеспечивают возможность раннего выявления таланта и создания благоприятных условий для его профессионального становления.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" МБУДО "ДМШ N 1", МБУДО "ДМШ N 2", МБУДО "ДХШ", МБУДО "ДШИ" получена лицензия на право ведения образовательной деятельности по дополнительным предпрофессиональным образовательным программ (далее - ДПОП).
С 01.09.2021 реализуется 9 предпрофессиональных программ: "Живопись", "Фортепиано", "Народные инструменты", "Баян", "Аккордеон", "Домра", "Балалайка", "Гитара".
Для реализации ДПОП предусмотрены федеральные государственные требования (далее - ФГТ), для выполнения которых необходимо развивать и укреплять, имеющуюся материально-техническую базу, и удерживать качественный состав преподавателей. ФГТ предоставления услуг по образованию в области искусства определяют необходимость регулярного пополнения и замены специального учебного оборудования, музыкальных инструментов, учебной мебели, оргтехники, звуковой аппаратуры.
Количество учащихся в учреждениях дополнительного образования в сфере культуры и искусства в 2022 году составляло 1264 чел., охват дополнительным образованием в округе - 14,2%. Учитывая уменьшение количества детей, необходимо сохранить охват обучением на уровне 14 % от численности учащихся Озерского городского округа с 1 по 9 класс.
Учащиеся дополнительного образования в сфере культуры и искусства ежегодно принимают участие в конкурсах различного уровня. Растет качественный уровень подготовки, о чем свидетельствует увеличение количества лауреатов и дипломантов международных и региональных конкурсов, который необходимо поддерживать в 2023 - 2026 годах - не менее 200 человек ежегодно.
Осуществление мероприятий обеспечения качества, доступности и эффективности оказания услуг учреждениями культуры будет способствовать выявлению талантливых творческих детей и молодежи, обеспечению условий для их образования и развития их потенциала и согласно требованиям охраны жизни и здоровья, повышению качества предоставляемых услуг в сфере дополнительного образования и дальнейшей профориентации учащихся.
Библиотеки выполняют социальные и коммуникационные функции, это базовый элемент культурной, образовательной и информационной инфраструктуры Озерского городского округа, вносят весомый вклад в его социально-экономическое развитие. Услуги, предоставляемые библиотеками, способствуют образованию, творческому и культурному развитию населения.
Библиотеки формируют и удовлетворяют потребности детей и молодежи в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщают подрастающее поколение к чтению, к отечественной и мировой культуре.
Обеспечение населения библиотечно-информационным обслуживанием на территории Озерского городского округа осуществляет 1 централизованная библиотечная система - МКУК "Централизованная библиотечная система". Она объединяет Центральную городскую библиотеку и сеть детских и школьных библиотек, 7 библиотек-филиалов, в том числе 2 поселковых, 27 пунктов выдачи книг.
В библиотечных системах округа функционируют 2 информационных центра с 2-мя компьютерными классами на 28 мест, в которых осуществляется бесплатный доступ в Интернет для пользователей библиотек. Выход в Интернет есть во всех обособленных подразделениях библиотек.
Охват библиотечным обслуживанием населения округа в 2022 году составлял 44,8%, в 2023-2026 годах необходимо сохранить охват библиотечным обслуживанием на уровне 50%.
Объем книговыдач планируется - 680 единиц ежегодно.
Важнейшей составляющей деятельности библиотек является комплектование книжных фондов. В связи со снижением финансирования комплектования книжных фондов обновляемость фонда прогнозируется на уровне - 0,4% ежегодно.
Одна из основных функций библиотеки - оказание помощи в реализации образовательных и самообразовательных потребностей жителей. Финансирование мероприятий будет способствовать сохранению уровня информационного обслуживания населения округа.
Укомплектованность кадрового состава библиотек планируется сохранить на уровне 100 %.
Проведение культурно-досуговых мероприятий и занятий творческих коллективов, кружков осуществляют следующие культурно - досуговые учреждения:
2 учреждения клубного типа (МБУ "КДЦ", МБУ ДК "Синегорье");
МБУ "Центр культуры и досуга молодежи";
МБУ Парк культуры и отдыха.
Культурно - досуговыми учреждениями в 2022 году на платной основе проведено 777 мероприятий.
Для увеличения количества посещений были использованы формы привлечения зрителей:
проведение мероприятий совместно с общественными организациями;
внедрение инновационных проектов с участием самобытных творческих коллективов России;
проведение национальных концертов с участием татаро-башкирских коллективов.
На территории округа в 2022 году функционировало 140 клубных формирования с общим охватом населения порядка 4%.
По итогам 2022 года количество посещений культурно - досуговых учреждений составило - 164 701, в том числе на платной основе - 41 188 посещений или 17% от общего их количества.
В 2024 году и плановый период 2025 и 2026 годов культурно-досуговыми учреждениями планируется проведение ежегодно не менее 400 мероприятий на бесплатной основе. В том числе мероприятия, включенные в перечень основных мероприятий, утвержденных приказом Управления культуры и молодежной политики; социально значимые мероприятия; мероприятия в рамках комплексного плана по экстремизму; мероприятий в рамках реализации послания Президента и др.
Количество посещений планируется сохранить на уровне не менее 140 тыс. ежегодно.
Количество участников клубных формирований в 2024-2026 годах предполагается не менее 3 тыс. человек ежегодно. Охват жителей округа клубными формированиями планируется сохранить на уровне 4%.
Задачу по приобщению жителей округа к театральному искусству осуществляют МБУК ОТДиК "Наш дом", МБУ ТК "Золотой петушок".
В 2022 году театрами было проведено всего 1025 мероприятий, которые посетили 64 246 зрителей, из них 147 мероприятий на выезде, которые посетило 8 418 зрителей, осуществлено 8 новых постановок.
В 2024-2026 годах планируется осуществлять театрально-зрелищных мероприятий не менее 500 единиц. Театры работают над обновлением репертуара, сохранением количества мероприятий
Театры активно работают над привлечением зрителя и расширением аудитории за счет проведения курсов актерского мастерства, закулисных мероприятий, читок пьес и других мероприятий (филармонических концертов, городских праздников), организации и проведения театральных фестивалей и конкурсов. Одним из наиболее успешных и значимых проектов является фестиваль экспериментальных театральных форм "Ночь в театре", собирающий представителей театральных школ со всего Урала, и пользующийся огромным успехом у зрителей Озерского городского округа.
Результатом этой работы станет сохранение удельного веса населения, посещающего театрально-зрелищные учреждения (профессиональные театры) к численности жителей округа не менее 50%.
Сохранение достигнутых результатов и дальнейшее развитие театрального искусства в округе не представляется возможным без принятия мер, направленных на повышение уровня доступности и качества услуг, предоставляемых населению театрами: реализации новых творческих проектов, активизации гастрольной деятельности, социально-бытовой поддержки театральных работников и укрепления материально-технической базы театров.
Современный музей - это тщательно скомплектованная, научно и профессионально освоенная музейная коллекция, ориентированная на удовлетворение потребностей современного посетителя, предоставляемая в наиболее понятных и комфортных для него формах музейной коммуникации. Работа городского музея призвана повышать уровень патриотизма жителей Озерского городского округа, способствует росту значимости территории Озерского городского округа в истории Урала.
Научно-экспозиционная деятельность будет обеспечиваться организацией выставок, предоставленных Челябинским областным краеведческим музеем и госкорпорацией "Росатом", частными коллекциями. Выставки будут организованны на базе МКУ "Городской музей".
Планируется проведение ежегодно не менее 10 выставок. Число предметов, включенных в состав Музейного фонда ежегодно не менее 500 ед.
В 2024-2026 годы планируется участие специалистов музея в конференциях различного уровня с целью повышения уровня качества оказания услуг работниками музея.
Задачами Управления культуры и молодежной политики в соответствии с компетенцией, установленной правовыми актами органов местного самоуправления Озерского городского округа, являются:
1) обеспечение реализации полномочий администрации Озерского городского округа по решению следующих вопросов местного значения:
организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности фондов муниципальных библиотек городского округа;
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;
создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе;
организация предоставления дополнительного образования детям, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального, городского округа, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального, городского округа, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
2) создание условий для деятельности музеев и экспонирования музейных предметов и коллекций;
3) создание благоприятной культурной среды для воспитания и развития личности, формирования у жителей позитивных ценностных установок;
4) обеспечение культурного обслуживания населения с учетом культурных интересов и потребностей различных социально-возрастных групп, способностей и возможностей граждан;
5) создание условий для культурно-творческой деятельности, эстетического воспитания и художественного образования населения, а также приобщения к творчеству и культурному развитию, занятию любительским искусством, ремеслами, поддержки творческих проектов;
6) обеспечение доступности муниципальных учреждений культуры для жителей городского округа;
7) сохранение и пропаганда культурно-исторического наследия, учет объектов культурного наследия;
8) обеспечение эффективной работы подведомственных муниципальных учреждений культуры в развитии различных видов культурной деятельности с учетом изменяющихся потребностей общества;
9) осуществление комплексного анализа и прогнозирования тенденций развития культуры на территории городского округа.
Решение этих задач обеспечивается оперативным и качественным исполнением обязанностей работниками Управления культуры и молодежной политики администрации Озерского городского округа, что, в свою очередь, обеспечивает права работников на своевременные и в полном объеме выплаты по оплате труда, повышение профессионального уровня работников, создание условий труда, обеспечение каждого работника необходимым техническим оборудованием, средствами связи, канцелярскими принадлежностями, своевременной информацией, получаемой, как по каналам средств массовой информации, так и сети "Интернет", возможностью работы в правовых системах.
Это ведет к необходимости обеспечения полноценного технического обслуживания и бесперебойной работы оборудования, состоящего на балансе Управления культуры и молодежной политики, а также обеспечению безопасности информационных систем и баз данных, содержащих конфиденциальную информацию.
Молодежь - особая социально-демографическая группа населения в возрасте от 14 до 35 лет, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.
Необходимость работы с данной группой населения отмечается на всех уровнях власти.
Приоритеты и цели в сфере молодежной политики определены Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года", Основами государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р), Законом Челябинской области от 13.09.2006 N 45-ЗО "О молодежи" (с изменениями от 30.03.2021 "О внесении изменений в Закон Челябинской области "О молодежи"), Государственной программой Челябинской области "Повышение эффективности реализации молодежной политики в Челябинской области" (утв. постановлением Правительства Челябинской области от 30.12.2020 N 780-П).
Целью государственной молодежной политики являются совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны.
В системе местного самоуправления работе с молодежью уделяется особое внимание.
Согласно статистической информации в Озерском городском округе количество молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет:
2019 год - 24 222 человек;
2020 год - 24 023 человек;
2021 год - 24 252 человек.
Именно эта категория озерчан, занимающая более 27,2% в общей численности населения округа, в текущий момент определяет востребованность объектов образовательной и физкультурно-оздоровительной инфраструктуры, а в ближайшей перспективе будет формировать предложение на рынке труда.
В настоящий момент в Озерском городском округе налажена инфраструктура поддержки молодежи: Общественная молодежная палата при Собрании депутатов Озерского городского округа; волонтерские организации "СМИК", волонтерские корпуса при образовательных учреждениях, волонтеры из числа работающей молодежи ФГУП "ПО "Маяк" и др. Ежегодно ряды молодежи Озерска пополняются бойцами Всероссийской студенческой стройки "Мирный атом".
В округе ежегодно растет число молодежи, активно вовлеченной в общественную жизнь. Среди молодых людей Озерска много талантливых ребят, достойно представляющих округ на межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях.
Реализуемые направления работы в сфере молодежной политики актуальны и по сей день, однако существует ряд проблем, которые сложились в экономических и политических реалиях развития общества в целом. Данные проблемы требуют пристального внимания при реализации данной Программы, - именно на их решение направлен комплекс программных мероприятий:
1. Формирование условий, направленных на гражданско-патриотическое, духовное развитие и воспитание молодежи.
2. Поддержка социальных и общественных инициатив молодых граждан Озерского городского округа
3. Реализация интеллектуального, творческого и спортивного потенциала молодежи в интересах общественного развития.
4. Создание условий для более полного вовлечения молодежи в социальную, политическую и культурную жизнь общества.
5. Профилактика употребления наркотических средств в молодежной среде.
Воспитание креативного и талантливого молодого поколения горожан должно стать решающим фактором развития Озерска. Для этого нужен соответствующий социальный климат, меры по эффективной всесторонней социализации молодых людей, раскрытие в них стремления к развитию, самостоятельности, ответственности, компетентности и профессионализму, коммуникативных и лидерских качеств, гражданственности и патриотизма, высоких нравственных и моральных стандартов.
Таким образом, создание условий для комфортной жизни молодежи в Озерском городском округе является важнейшим направлением деятельности органов местного самоуправления. Муниципальная программа - один из возможных инструментов поддержки молодых граждан, организации для них и вместе с ними культурного, образовательного, спортивного досуга.
В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года обозначены Стратегические приоритеты, которые имеют стратегические цели. Одна из них звучит так: "новая культурная среда: создание Культурной среды в регионе для сохранения, накопления и развития человеческого капитала, повышения уровня удовлетворенности населения Челябинской области качеством и доступностью услуг в сфере культуры, укрепления духовной общности и гармонизации межнациональных отношений".
Для обеспечения данной цели в Озерском городском округе работает 12 учреждений культуры и искусства, которые способствуют духовному развитию и реализации культурных потребностей жителей округа, а также обеспечивают доступностью услуг в сфере культуры. Специфика города Озерска, его закрытость и отдаленность от областных центров обусловили развитие в нем разнообразных форм городской культуры, характеризующихся ориентацией на широкий круг культурных интересов жителей города.
Тем не менее, в учреждениях культуры и искусства сохраняется потребность в обновлении материально-технической базы.
Механизмом реализации приоритетного направления социальной сферы Челябинской области "Новая культурная среда" является реконструкция, ремонт и оснащение учреждений культуры, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии и не отвечающих современным требованиям эксплуатации.
Изменившиеся потребности населения в сфере культуры и искусства, необходимость повышения конкурентоспособности услуг требуют создания новых направлений деятельности и модернизации традиционных направлений, что невозможно без своевременного обновления материально-технической базы и укомплектования современным сценическим оборудованием.
Укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры в Озерском городском округе в части оснащения современным оборудованием и техникой требует системного подхода. Целесообразно решать поставленные задачи в рамках программы, обеспечивающей эффективное решение проблем в рассматриваемой области.
Необходимость решения указанных в настоящей Программе задач вытекает из закрепленной в Конституции и действующем законодательстве обязательности предоставления за счет бюджета услуг по организации обслуживания населения муниципальными учреждениями культуры. При этом решение этих задач должно идти с использованием программно-целевого метода, то есть путем реализации Программы, что обеспечит больший уровень эффективности использования бюджетных ресурсов и лучшую связь их объемов с достижением планируемых результатов.
Учитывая необходимость комплексного подхода к финансированию сферы культуры, разработана муниципальная программа, обеспечивающая эффективное решение проблем за счет реализации мероприятий, скоординированных по ресурсам и срокам.
К основным рискам реализации программы относятся:
1. Финансово-экономические риски, связанные с недофинансированием или несвоевременным финансированием мероприятий программы из бюджета округа.
2. Нормативно-правовые риски, связанные с непринятием или несвоевременным принятием необходимых нормативных правовых актов, внесением изменений в федеральное законодательство, влияющих на мероприятия программы.
3. Непредвиденные риски, причинами которых могут стать кризисные явления в экономике, природные, техногенные катастрофы и катаклизмы, которые могут привести к ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, снижению доходов, поступающих в бюджет округа и к необходимости концентрации средств бюджета округа на преодоление последствий данных процессов.
4. Организационные и управленческие риски, которые могут возникнуть по причине недостаточной проработки вопросов, решаемых в рамках программы.
Для предотвращения и минимизации рисков предусмотрен мониторинг хода реализации мероприятий муниципальной программы, что позволит своевременно принимать управленческие решения в отношении повышения эффективности использования средств и ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.