Особенности налогообложения в Германии
В Германии общие правила, регулирующие все связанные с налогами вопросы (от определения налоговой базы, установления размера налогов и порядка их взимания до мер принудительного исполнения, включая внесудебное обжалование и налогово-уголовное и налогово-административное право) изложены в положении о налогах и обязательных платежах от 16.03.77 г. (далее - положение). В соответствии с положением:
налоги - это денежные выплаты, не являющиеся встречной платой за какую-либо особую услугу, которыми общество в лице соответствующего публично-правового образования в целях получения доходов облагает всех лиц, в связи с деятельностью которых возникает факт, с которым закон связывает налоговое обязательство;
налогоплательщиком является тот, кто имеет налоговое обязательство, является ответственным за уплату налога, обязан удерживать и отчислять налог за счет третьих лиц, подавать налоговую декларацию, вносить обеспечение, вести учет и отчетность и выполнять иные обязанности, возложенные на него налоговым законодательством.
В положении определяются правила налогообложения, права и обязанности финансово-налоговых органов (к которым относятся налоговые инспекции и таможенные органы) и налогоплательщиков. При этом особое внимание уделяется вопросам, связанным с обязанностью налогоплательщиков по содействию финансово-налоговым органам (в том числе обязанности по подаче налоговой декларации и ведению бухгалтерского учета с соблюдением общих принципов бухгалтерского учета без применения каких-либо определенных методов).
В положение, как уже указывалось, помимо общих вопросов налогообложения включены положения об уголовных и административных налоговых правонарушениях, а также специальные положения об уголовном и административном процессе в связи с соответствующими налоговыми правонарушениями.
В целях правовой защиты налогоплательщик в случае несогласия с решением финансово-налогового органа может реализовать свои права в судебном порядке. Следует обратить внимание на то, что налоговое правосудие в Германии осуществляется независимыми специальными судами, структура и порядок работы которых урегулированы в положении о налоговых судах. Подавать иск в налоговый суд можно лишь в том случае, если процесс внесудебного обжалования не дал результатов (более 97% спорных вопросов разрешаются на стадии внесудебного обжалования). В определенных случаях по вынесенным налоговым судом решениям может подаваться кассационная жалоба в вышестоящий суд (в федеральный налоговый суд), в котором налогоплательщик должен быть представлен адвокатом, налоговым консультантом или аудитором.
Установлено, что профессиональное оказание помощи в налоговом консультировании в подобных случаях разрешено лишь лицам и обществам, которые имеют право на осуществление такой деятельности на основании закона о налоговом консультировании, который регулирует профессиональные права налоговых консультантов, включая надзор за их профессиональной деятельностью.
Классификация налогов аналогична действующей в нашей стране: федеральные налоги, налоги федеральных земель, совместные (общие) и муниципальные налоги. В то же время имеется ряд налогов, не предусмотренных нашей системой. Так, в число местных налогов входит налог на вторую квартиру (помимо налога на имущество) в случае владения или распоряжения такой квартирой на территории общины, взимающей налог. Такой налог впервые стал взиматься в одной из общин, расположенной на берегу озера, где вторые квартиры или отдельные дома использовались для сдачи дачникам, и суммы налога должны были компенсировать повышенную финансовую нагрузку подобных общин. По данному налогу плательщиком является владелец второй квартиры независимо от того, является он собственником или квартиросъемщиком, а налоговой базой является годовая сумма квартплаты, у собственника - обычная квартплата для аналогичных квартир.
Помимо земельного налога взимается также налог на приобретение земельных участков. Налогом облагаются правовые сделки по земельным участкам, направленные на приобретение права собственности на участок или правового статуса, подобного статусу собственника (например, купчие и прочие сделки, документирующие право на передачу в собственность земельного участка). Налог может взиматься также и в других случаях, например при переходе права собственности в ходе производства по лишению права собственности, изменения состава пайщиков простого товарищества путем перехода не менее 95% паев новым участникам, а также в случае непосредственного или опосредованного получения в одни руки не менее 95% паев общества, владеющего земельным участком. Плательщиком данного налога являются лица, участвующие в операции по приобретению (продавец и покупатель). По договоренности налоговое бремя может нести один из них. Как правило, налог исчисляется по ставке 3,5% стоимости земли.
Сбор за право охоты и рыболовства также относится к местным сборам, и его правовой основой являются законы земель о муниципальных налогах. Плательщик сбора - лицо, осуществляющее охоту или рыболовство. Сбор взимается ежегодно на основе "годовой оценки добычи" от охоты, а в случае сдачи в аренду охотничьих угодий - с арендной платы. При рыболовстве исходят из количества районов, в которых занимаются рыболовством.
Объектом сбора на противопожарную охрану является получение страховых платежей (премий, взносов) по страхованию от пожара, если застрахованные объекты находятся в Германии. Плательщик сбора - страховщик, который самостоятельно исчисляет сбор путем декларирования и перечисляет его соответствующей налоговой инспекции. Сбор исчисляется, как правило, исходя из платы за страховку и составляет 8%.
Еще одним платежом, связанным со страхованием, является налог со страхового оборота, которым облагается плата за страховку (премии, взносы). При этом основание возникновения страховых отношений (договор или закон) значения не имеет, за исключением государственных и частных видов страхования жизни и медицинского страхования, а также обязательного страхования на случай безработицы. Ставки налога, который перечисляется страховыми компаниями, различны. Например, при страховании от пожара и прекращения производственной деятельности из-за пожара они составляют 10%, при страховании зданий с противопожарной составляющей - 13,75%, при страховании домашнего имущества с противопожарной составляющей - 14%, при страховании от несчастного случая с возвратом премии - 3%. Правовой основой взимания налога со страхового оборота является закон о налоге со страхового оборота (т.е. он не относится к местным налогам), и его суммы причитаются федерации.
В 1992 г. одной из общин на основании основного закона был введен местный налог на упаковку, которым облагается отдельный экземпляр одноразовой упаковки или посуды (одноразовые банки, бутылки, пластмассовые стаканчики, разовая посуда или пластмассовые приборы).
В налоговой системе Германии имеется также церковный налог, которым облагается принадлежность к одной из церковных организаций. Налогоплательщиками являются все члены церковной организации. Налог взимается на основании законов о церковном налоге, принимаемых органами законодательной власти федеральных земель, но поступления этого налога причитаются церковным организациям. Налоговой базой по церковному налогу является годовая сумма подоходного налога, исчисленная в соответствии с законом о подоходном налоге (поскольку в Германии подоходный налог в семье подлежит совместному обложению, то при исчислении церковного налога учитываются вероисповедание супругов и их принадлежность к одной или нескольким церквям). Налоговые ставки по этому налогу составляют 8-9% от подоходного налога.
К местным налогам относится также налог с развлекательно-увеселительных мероприятий, которым облагаются проводимые в общинах увеселительные мероприятия (в частности, танцевальные мероприятия, демонстрация кинофильмов, содержание игровых и развлекательных автоматов). Налогоплательщиком является организатор мероприятия или владелец игровых и развлекательных автоматов. Базой обложения данным налогом служат либо цена и число проданных входных билетов, либо суммы, устанавливаемые по типичным критериям (например, по размеру помещения, занятого игровыми и развлекательными автоматами).
Еще одним специфическим платежом является налоговая надбавка "За солидарность", взимаемая на основании закона о мерах по преодолению финансового наследия в связи с объединением Германии. В целях финансирования процесса объединения Германии с 1 января 1995 г. надбавка взимается со всех налогоплательщиков в виде надбавки к подоходному налогу или налогу с корпораций. Период взимания надбавки не ограничен сроком, и в настоящее время она взимается в размере 5,5% налоговой базы.
Г. Титова
Минфин России
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 2, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71