Решение Приморского краевого суда от 22 января 2024 г. по делу N 3а-11/2024
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Внуковой О.Н.
при секретаре Джафаровой В.Э.
с участием прокурора Романовой О.Н.,
представителя административного истца - адвоката Юрченко Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лидер-ДВ" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - КГКУ "Управление землями имуществом на территории Приморского края", администрация города Владивостока, министерство экономического развития Приморского края, об оспаривании нормативных правовых актов в части,
установил:
ООО "Лидер-ДВ" обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что являлось собственником нежилого помещения с кадастровым номером N расположенного по адресу: <адрес>.
В результате перепланировки объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером N было разделено на 14 объектов - нежилых помещений.
05.08.2019 объект с кадастровым номером N был снят с кадастрового учета в связи с его преобразованием путем разделения на несколько объектов.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Вышеуказанными нормативными правовыми актами объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N включен в вышеназванные Перечни: на 2020 год под пунктом 7077, на 2021 год под пунктом 6912, на 2022 год под пунктом 6755.
30 мая 2023 года ООО "Лидер-ДВ" обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края с заявлением об исключении нежилого помещения с кадастровым номером N из Перечней на 2020, 2021, 2022 и 2023 годы, поскольку указанный объект недвижимости с кадастровым номером N никогда не соответствовал критериям указанным в ст. 378.2 НК РФ, кроме того, снят с кадастрового учета.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 20 июля 2023 года N 532-ри внесены изменения в распоряжение от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, согласно которому из перечня на 2020 год исключен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N (пункт 7077) и включены вновь образованные объекты недвижимости под пунктом 8568; под пунктом 8573; под пунктом 8574; под пунктом 8575; под пунктом 8576; под пунктом 8577; под пунктом 8578; под пунктом 8570; под пунктом 8569; под пунктом 8571; под пунктом 8572.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 20 июля 2023 года N 531-ри внесены изменения в распоряжение от 23 декабря 2020 года N 611-ри, согласно которому из перечня на 2021 год исключен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N (пункт 6912) и включены вновь образованные объекты недвижимости под пунктом 8519;
под пунктом 8523; под пунктом 8527; под пунктом 8528; под пунктом 8529; под пунктом 8530; под пунктом 8531.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 20 июля 2023 года N 530-ри внесены изменения в распоряжение от 27 декабря 2021 года N 742-ри, согласно которому из перечня на 2022 год исключен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N (пункт 6755) и включены вновь образованные объекты недвижимости под пунктом 9788;
с под пунктом 9742; под пунктом 9795; под пунктом 9796; под пунктом 9798; под пунктом 9799; под пунктом 9800.
Между тем, вновь образованные объекты недвижимости также не обладали признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, поскольку здание, в котором расположены спорные нежилые помещения, представляет собой производственный корпус, большинство помещений которого используются под склады или иные виды деятельности, впоследствии, часть помещений, в связи с сокращением производства, стали использовать под склады или вообще пустовали, в связи с чем были реализованы 3 лицам.
Более того в здании с кадастровым номером N расположена трансформаторная подстанция мощностью 1.2 МВт, что допускается только в производственных зданиях.
Офисные помещения, которые располагались в нежилом помещении с кадастровым номером N, согласно Акта от 17.08.2023, составили 18,80% от общей площади всего нежилого здания, в связи с чем, согласно действующему законодательству не подлежало включению в Перечень.
В остальных спорных нежилых помещениях офисные помещения отсутствуют, соответствующие мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости в отношении остальных спорных нежилых помещений уполномоченной организацией не проводилось.
Административный истец считает, что включение вышеуказанных объектов недвижимости в соответствующие Перечни на 2020, 2021, 2022 нарушает право административного истца, поскольку влечет за собой необходимость производить уплату налога на имущество в размере, исчисляемом исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Просит признать недействующими:
пункты 8568, 8569, 8570, 8571, 8572, 8573, 8574, 8575, 8576, 8577, 8578 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри ( в редакции распоряжения от 20.07.2023 г. N 532-ри);
пункты 8519, 8523, 8527 8528, 8529, 8530, 8531 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри ( в редакции распоряжения от 20.07.2023 г. N 531-ри);
пункты 9788, 9792, 9795 9798 9799, 9800 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри ( в редакции распоряжения от 20.07.2023 г. N 530-ри) со дня принятия указанных распоряжений, взыскать с министерства имущественных и земельных отношений госпошлину в размере 13500 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении полном объеме.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен, из представленного письменного отзыва следует, что с заявленными требованиями административный ответчик не согласился, указав, что действия министерства имущественных и земельных отношений Приморского края по включению спорных объектов недвижимости в указанные Перечни, были законными и обоснованными. Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края в 2019 году формировало и утверждало Перечень на 2020 год на основании Перечня офисных объектов, представленного департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края, которое получало данные сведения от органов местного самоуправления. Объекты, указанные в административном исковом заявлении, образовались путем разделения объекта, снятого 05.08.2019 года с государственного кадастрового учета и исключенного из Перечней на 2020, 2021, 2022 годы. На момент формирования и утверждения Перечней на 2020, 2021, 2022 годы, при отсутствии предложений от членов Комиссии, собственника, органов исполнительной власти Приморского края, администрации г. Владивостока, у Министерства отсутствовали основания инициировать проведение обследования объектов. Поскольку объекты включены уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в Перечень объектов, предусматривающих размещение офисных объектов, обследование для определения вида его фактического использования в целях включения в Перечни на 2020, 2021, 2022 годы не проводилось (отзыв прилагается).
Представитель КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен, из представленных письменных пояснений по делу следует, что министерством в 2019-2022 годах в график мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения объекты недвижимости расположенные по адресу: <адрес>, не включались, в связи с чем осмотры указанных объектов недвижимости сотрудниками Учреждения не проводились.
Представители заинтересованных лиц - администрации г. Владивостока, министерство экономического развития Приморского края в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещены судом.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению (заключение прилагается), давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из положений статей 72, 76 Конституции РФ, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Из содержания подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ следует, что налоговая база налога на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и конкретизирующими его положения актами.
Пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" установлено, что департамент земельных и имущественных (в настоящее время Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) отношений Приморского края уполномочен формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Данное распоряжение 30 декабря 2019 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Данное распоряжение 24 декабря 2020 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Данное распоряжение 28 декабря 2021 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
Вышеуказанными нормативными правовыми актами объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N было включено в вышеназванные Перечни: на 2020 год под пунктом 7077, на 2021 год под пунктом 6912, на 2022 год под пунктом 6755.
В результате перепланировки объект недвижимости - помещение с кадастровым номером N было разделено на несколько объектов - нежилых помещений с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N, N, N, в связи с чем был снят с кадастрового учета 5.08.2019 г.
В последующем объект кадастровым номером N был разделен на помещения N и N, затем помещение с кадастровым номером N разделено на помещения N и N. Из помещения с кадастровым номером N было образовано еще два помещения - N, N. Всего было образовано 14 объектов - нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, N N N N N N N N N N N, N.
ООО "Лидер-ДВ" 30 мая 2023 года обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края с заявлением об исключении нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> на 2020, 2021, 2022 и 2023 годы, в связи с его ошибочным включением, кроме того, указанный объект недвижимости с кадастровым номером N никогда не соответствовал критериям указанным в ст. 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате объединения, разделения объекта недвижимого имущества, включенного в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, сведения из Единого государственного реестра недвижимости являются основанием для включения вновь образованных объектов, при сохранении их соответствия критериям, указанной статьи.
20.07.2023 Министерством имущественных и земельных отношений Приморского края в Перечни на 2020, 2021, 2022 годы внесены изменения, а именно:
распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 20 июля 2023 года N 532-ри внесены изменения в распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри,
распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 20 июля 2023 года N 531-ри в распоряжение от 23 декабря 2020 года N 611-ри,
распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 20 июля 2023 года N 530-ри в распоряжение от 27 декабря 2021 года N 742-ри.
Указанные распоряжения опубликованы 27.07.2023 в "Приморской газете" (выпуск N 57 (2097)), на "Официальном интернет-портале правовой информации" www.pravo.gov.ru опубликовано 25.07.2023
Согласно указанным распоряжениям из Перечней на 2020, 2021 и 2022 годы исключен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N (пункты 6755, 7077, 9612 соответственно) и включены вновь образованные объекты недвижимости - в Перечень на 2020 год:
с кадастровым номером N под пунктом 8568; с кадастровым номером N под пунктом 8573; с кадастровым номером N под пунктом 8574; с кадастровым номером N под пунктом 8575; с кадастровым номером N под пунктом 8576; с кадастровым номером N под пунктом 8577; с кадастровым номером N под пунктом 8578; с кадастровым номером N под пунктом 8570; с кадастровым номером N под пунктом 8569; с кадастровым номером N под пунктом 8571; с кадастровым номером N под пунктом 8572.
В Перечень на 2021 год:
с кадастровым номером N под пунктом 8519; с кадастровым номером N под пунктом 8523; с кадастровым номером N под пунктом 8527; с кадастровым номером N под пунктом 8528; с кадастровым номером N под пунктом 8529; с кадастровым номером N под пунктом 8530; с кадастровым номером N под пунктом 8531.
В Перечень на 2022 год:
с кадастровым номером N под пунктом 9788; с кадастровым номером N под пунктом 9742; с кадастровым номером N под пунктом 9795; с кадастровым номером N под пунктом 9796; с кадастровым номером N под пунктом 9798; с кадастровым номером N под пунктом 9799; с кадастровым номером N под пунктом 9800.
Суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края с соблюдением требований к форме, порядку принятия и к введению их в действие.
Нормативные правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у Министерства на их принятие, а также по порядку их опубликования.
Вместе с тем, оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащих истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни на 2020, 2021 и 2022 годы, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно - деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно - деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению такие объекты, которые отвечают одному из критериев, установленным вышеуказанными правовыми нормами.
Между тем, принадлежащие административному истцу нежилые помещения ни одному из перечисленных выше условий не соответствуют.
В судебном заседании установлено, что спорные нежилые помещения включены в Перечень по критерию, предусмотренному пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, на основании представленных органом местного самоуправления сведений об отнесении объектов недвижимости назначение которых предусматривает размещения офисов.
Из материалов административного дела следует, что принадлежащие ООО "Лидер-ДВ" объекты недвижимости имеют наименование: "нежилое помещение". Данные о виде разрешенного использования помещений в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Технические паспорта на спорные помещения отсутствуют.
Каких-либо допустимых доказательств того, что указанные нежилые помещения имеют коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, суду не представлено.
Обследование спорных объектов для определения их фактического использования для целей налогообложения не проводилось.
Само здание, кадастровый номер N, в котором находятся помещения, располагается на земельном участке с кадастровым номером N площадью 11791+/-38 кв. м, категории земель "земли населенных пунктов", имеющем вид разрешенного использования "для использования в целях дальнейшей эксплуатации зданий".
Согласно техническому паспорту объект недвижимости - строение, расположенное по адресу: <адрес>, состоит из главного корпуса с антресолью пристроек и трансформаторной подстанции, имеет помещения: склады, кабинеты, подсобные помещения, тамбур, туалет, технический отдел, хлеборезка, сан. узел, раздевалка, мастерские, кладовые, ремонтные участки, цеха, дизельные участки и др.
Назначение и разрешенное использование помещений поименованных как "кабинет" в техническом паспорте не определены, в связи с чем, нельзя сделать вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), поскольку кабинеты не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
Согласно Актов обследования нежилых помещений при определении их фактического использования для целей налогообложения на 2023 год, по адресу: <адрес>, проведенному в августе 2023 года, на основании постановления Администрации Приморского края от 08.04.2015 N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций", распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 04.07.2023 N 496-ри "Об утверждении Графика мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения" (в редакции распоряжения от 03.08.2023 N 548-ри), объекты осмотра используются для иных видов фактического использования. Нежилое помещение с кадастровым номером N, в котором располагались офисные помещения, согласно Акта от 17.08.2023 составили 18,80% от общей площади нежилого здания.
В помещении с кадастровым номером N расположена трансформаторная подстанция мощностью 1.2 МВт, что допускается только в производственных зданиях.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объектов недвижимости критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункты 8568, 8569, 8570, 8571, 8572, 8573, 8574, 8575, 8576, 8577, 8578 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, (в редакции от 20.07.2023 г. N 532-ри),
пункты 8519, 8523, 8527, 8528, 8529, 8530, 8531 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, (в редакции от 20.07.2023 г. N 531-ри),
пункты 9788, 9792, 9795, 9798, 9799, 9800 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри ( в редакции от 20.07.2023 N 530-ри), подлежат признанию недействующими со дня принятия вышеуказанного распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
Разрешая требования административного истца о возмещении судебных расходов, суд приходит к следующему.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в связи с тем, что нормами КАС РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.
По смыслу главы 10 КАС РФ принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
В соответствии со статьей 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Выступающие в качестве административных ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную административным истцом при обращении в суд государственную пошлину.
При подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов государственная пошлина организацией уплачивается в размере 4 500 рублей ( ст.333.19 НК РФ)
Как следует из материалов административного дела, при подаче административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 13500 рублей, что подтверждаются платежными поручениями N 79 ПАО Сбербанк от 11.08.2023 на сумму 4500 рублей, N 86 ПАО Сбербанк от 28.09.2023 на сумму 4500 рублей и N 87 ПАО Сбербанк от 28.09.2023 на сумму 4500 рублей.
Таким образом, понесенные ООО "Лидер-ДВ" расходы в связи с рассмотрением настоящего административного дела, подлежат взысканию с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, как органа принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Лидер-ДВ" об оспаривании в части нормативных правовых актов - удовлетворить.
Пункты 8568, 8569, 8570, 8571, 8572, 8573, 8574, 8575, 8576, 8577, 8578 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри ( в редакции распоряжения от 20.07.2023 г. N 532-ри), признать недействующими со дня принятия указанного распоряжения.
Пункты 8519, 8523, 8527, 8528, 8529, 8530, 8531 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, ( в редакции распоряжения от 20.07.2023 г. N 531-ри) признать недействующими со дня принятия указанного распоряжения.
Пункты 9788, 9792, 9795, 9798, 9799, 9800 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, ( в редакции распоряжения от 20.07.2023 г. N 530-ри), признать недействующими со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Лидер-ДВ" расходы по оплате госпошлины в размере 13500 рублей.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 22 января 2024 г. по делу N 3а-11/2024
Опубликование:
-