Российская Конституция и конституционализация правового порядка (некоторые вопросы теории и практики)
Конституция и правовая система
Конституция как правовой механизм поддерживается и осуществляется целой структурой правовых и государственных институтов, общественным правосознанием, конституционной теорией и правоприменительной практикой. У конституции, как справедливо считают многие ученые и практики, нет собственного механизма реализации; им, в сущности, является вся правовая система, все ее элементы и взаимосвязи между ними прямо или косвенно причастны к осуществлению конституционных норм и принципов.
Демократическое государство, основанное на стабильно развивающейся и эффективно работающей конституции, предполагает многоуровневый характер реализации конституционных норм. Как отмечает судья Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиев, сильное государство должно функционировать "в соответствии с запретами, велениями, требованиями, составляющими содержание демократических конституционных принципов"*(1). Российская Конституция содержит принципы и положения, которые имеют многоуровневый характер правового регулирования. Поэтому в ходе реформ возникает проблема имплементации норм Конституции в отраслевое законодательство и судебную практику. После 1993 года стала формироваться новая тенденция в российском конституционном праве: сфера юридического действия и профессионального применения конституционных принципов постепенно расширяется, на наших глазах меняется их предназначение в правовой системе страны. Следует согласиться с утверждением Г.А. Гаджиева, что "знать и применять конституционные принципы должны не только законодатели, суды, но и органы исполнительной власти"*(2).
Десятилетний юбилей российской Конституции дает повод задуматься над осмыслением двух важных аспектов конституционализма: 1) насколько приблизилась российская правовая действительность к практике реального конституционализма; 2) необходима ли новая теория реализации Конституции для повышения эффективности действия конституционных норм. Эти вопросы, как представляется, требуют рациональных и достаточно объективных ответов.
Конституционализм, опираясь на нормативную основу (конституцию), в социальной и правовой практике выявляет множество проблем отраслевого понимания и применения конституционных норм. Как показывает десятилетний опыт реализации Конституции РФ 1993 г., существует несколько видов проблем. На наш взгляд, первый вид проблем связан с коренной трансформацией системы конституционных органов государственной власти, породившей статусные изменения и порядок взаимоотношений между Президентом, парламентом и Правительством на федеральном уровне, а также между федеральными и региональными органами государственной власти. Эта трансформация привела, с одной стороны, к доминирующей роли Президента РФ в конституционной системе России, а с другой - к возвышению конституционного правосудия в вопросах толкования и применения конституционных норм и принципов, воздействия на судебную систему и другие правоохранительные органы. Конституционное правосудие имеет важное значение для установления и осуществления в России, как и в других восточноевропейских странах, режима конституционной демократии. Интерпретируя принципы Конституции, Конституционный Суд выносит решения в отношении конституционных споров*(3).
Второй вид проблем определяется существенным преобразованием роли конституции и конституционной теории в правовой системе и отраслевом законодательстве, так как конституционные принципы, регулирующие различные отрасли права (гражданского, уголовно-процессуального, финансового, земельного и др.), выполняют двойственную роль. Они устанавливают основное содержание однородных отраслевых норм, указывая ориентиры развития отраслевого законодательства и судебной практики. В то же время, не меняя характера регулируемых отношений (гражданско-правовой, уголовно-процессуальный и т.п.), они создают конституционные гарантии защиты не только основных прав и свобод личности, но и тех отраслевых прав и свобод, которые генетически связаны с ними.
Третий вид проблем во многом характеризуется значительным увеличением числа законотворческих и нормотворческих органов в России на федеральном, региональном и местном уровнях, которые, как показывает практика, применяют различное "прочтение" конституционных положений, особенно по вопросам федерализма и местного самоуправления. Поэтому в условиях российского федерализма, в котором после 1999 года усиливаются тенденции централизации, оптимальное сочетание федеративного многообразия и однородности конституционного пространства остается наиболее сложным вопросом.
Конституционализация: что это такое?
Наряду с понятиями "конституционализм", "правовое и конституционное государство", "реализация конституции" современная наука конституционного права начала оперировать понятием "конституционализация правового порядка". В отечественном праве на него обратил внимание Ю.А. Тихомиров*(4). Это понятие требует изменения предшествующих представлений о проводниках верховенства права или правового государства, о взаимодействии конституции и правовой системы страны, как в условиях устойчивого развития, так и в переходный период, во время кардинальной трансформации государства и общества.
Что такое конституционализация правового порядка в условиях современного переходного периода российской государственности? Какие способы конституционализации существуют и могут быть применены для преобразования правовой системы и правового порядка в России? В данной работе эти вопросы освещаются с учетом перспектив развития и совершенствования российского конституционализма.
Процесс конституционализации правового порядка - всемирно-историческое явление, связанное с постоянно усиливающейся тенденцией юридизации общественных отношений при переходе от аграрного к индустриальному обществу и от индустриального к информационному обществу, с широким распространением в современном мире теории и практики конституционализма, концепции писаной конституции как основы правовой системы страны.
Феномен конституционализации может иметь широкое и узкое толкование. Последнее применяется в современном конституционном праве, где конституционализацией права считается возведение правовой нормы в ранг конституционного положения. В свете такого понимания процесс конституционализации права связан с проблемой определения и выбора объектов конституционного регулирования.
Широкое значение термина "конституционализация" может быть использовано не только в юриспруденции, но и в смежных социальных науках, в частности в конфликтологии. Конституционализация как масштабное явление подразумевает характерное для индустриальных обществ всемерное развитие иерархически взаимосвязанных способов и методов юридизации общественных отношений вообще и социальных конфликтов в частности.
Термин "конституционализация" используется в различных гуманитарных исследованиях: в конституционном, международном и европейском праве, в международных отношениях и в работах, анализирующих процесс европейской интеграции. В современных научных трудах освещаются вопросы конституционализации прав детей через конституционную доктрину, и тем самым им придается конституционный статус, или закрепление таких прав в нормах национальной конституции (например, сначала во временной, а потом в постоянной Конституции ЮАР*(5)). Особенно активно обсуждаются проблемы конституционализации европейского права и возникновение на его основе "постнационального конституционализма" в Европейском Союзе*(6). В этом случае под конституционализацией понимается современное развитие конституционных основ европейского права (так называемого первичного права, отраженного в учредительных договорах об образовании европейских сообществ и Европейского Союза), а также процесс создания европейской конституции как консолидированного акта.
В сравнительном конституционном праве конституционализацию связывают с процессом реализации конституции и ее воздействия на правовой и политический порядок. Конституционализация - следствие прямого юридического влияния конституции и может рассматриваться в качестве технического механизма навязывания конституционных норм в отношении правового порядка и некоторых элементов политического порядка*(7).
На наш взгляд, термин "конституционализация" может использоваться в конституционном праве для обозначения двух разновекторных процессов регулирования общественных отношений с помощью правовых норм высшего уровня. Во-первых, особая значимость для общества и государства отдельных видов общественных отношений может вызывать к жизни потребность регулирования их правовыми нормами, закрепленными в конституции. Поэтому конституционное регулирование способно расширять свой объект, а в конституцию могут вноситься изменения и дополнения, которые обеспечивают наиболее высокий статус регуляторов общественных отношений. Во-вторых, действующая в стране конституция с помощью эшелонированного и многоуровневого конституционного законодательства может распространять свое регулирующее воздействие на всю систему права и законодательства. В этом случае снижается потребность в конституционных поправках, так как различные уровни конституционного законодательства могут интегрировать правовые инновации, в значительной степени изменяющие содержание конституционного права.
Конституционализация как фактор преобразования правовой системы
Для определения природы, особенностей и способов воздействия конституции на общественные отношения, как правило, в отечественной науке использовалось и продолжает использоваться понятие "конституционное регулирование"*(8). Его применение к общественным отношениям - объективный показатель значимости определенных групп и видов таких отношений в конкретно-исторических условиях подготовки и принятия конституции страны. Конституционное регулирование - наиболее высокий из возможных уровней правового регулирования.
Между тем подлинное значение конституции и конституционного права для регулирования общественных отношений можно осознать, только учитывая их динамическое воздействие на правовую систему в целом. Динамика регулирования показывает, насколько проникают нормы конституции и конституционного права в другие отрасли права, преобразуя и подчиняя их фундаментальным конституционным императивам. Этот процесс проникновения норм конституции и конституционного права в качестве обязательных императивов в различные компоненты правовой системы можно охарактеризовать как конституционализацию правового порядка.
Конечно, конституция по своему правовому статусу и призванию уже выступает "как верховная составляющая правовой системы, ее основной, органически сущностный компонент"*(9). Вместе с тем в функциональном и правореализационном аспекте конституционным нормам необходим механизм обеспечения, состоящий из законодательного, правоприменительного, контрольного и интерпретационного компонентов. Поэтому проникновение норм конституции в качестве обязательных императивов в различные компоненты правовой системы - важный и нужный процесс реализации конституции после введения ее в действие, особенно в ситуации преобразования правовой системы государства.
Объекты конституционного регулирования часто связаны с историей и традициями страны. Конституция РФ 1993 г. знаменовала собой определенный разрыв с прежними представлениями о конституционном регулировании. В ней не закреплена избирательная система и отсутствует развернутая характеристика принципов избирательного права, что вызывало нарекания юристов, определивших это как конституционный пробел. Вместе с тем Конституционный Суд в ряде постановлений признал принципы избирательного права (включая свободные выборы на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании) общими принципами организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и отнес их к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов*(10). Произошла конституционализация принципов избирательного права, так как, по мнению Суда, они имеют универсальный характер и обязательны при формировании как федерального представительного и законодательного органа, так и законодательных органов субъектов РФ.
Социально-политические и социально-экономические условия, в которых может проходить динамическое воздействие конституции на правовую систему, в основном делятся на две группы. Первая предполагает существование стабильно функционирующего демократического конституционного режима и правовой системы. В таких условиях динамическое воздействие конституции протекает как нормальный и устойчивый процесс и усиливается при внесении конституционных поправок. В данном случае в ходе толкования и применения конституционных норм в соответствие с ними необходимо привести отраслевое законодательство и судебную практику. Динамизм конституционного воздействия зависит здесь от прямых и обратных связей между потребностями общественного развития и изменениями содержания (или смысла) конституционных норм. Вторая группа характерна для правовой системы обществ переходного типа. В современных социальных науках даже появились особая отрасль знаний и область исследований, названная "транзитологией"*(11). Россия находится в процессе фундаментальной политико-правовой и социально-экономической трансформации, которая может быть охарактеризована как переход к рыночной экономике, демократии и верховенству права. Подобные фундаментальные трансформации происходят в современных государствах Центральной и Восточной Европы.
Динамическое воздействие Конституции на правовую систему в условиях процесса перехода осложняется внешними и внутренними факторами. К первым относятся международно-правовые обязательства России, вытекающие из норм и принципов международного права, вступления России в Совет Европы и ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод*(12). В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ данная Конвенция инкорпорирована в правовую систему России и действует для нее в ее современном виде с 1 ноября 1998 г. Она используется Конституционным Судом РФ наряду с другими международно-правовыми актами, закрепляющими основные права и свободы человека при рассмотрении дел о конституционности правовых актов*(13). Толкуя положения Конституции о правах и свободах, в необходимых случаях Суд вынужден придавать им смысл, следующий из положений Конвенции и решений Европейского Суда по правам человека. Для других судебных органов, действующих на местах, по-прежнему остается острой проблема знаний международно-правовых актов и европейских стандартов в области прав человека.
Однако существуют и факторы внутреннего характера. При переходе от одной общественной и правовой системы к другой конституционное право (стоящее во главе других отраслей) является важнейшим средством трансформации общества на новом пути и институтом, который сам должен быть трансформирован. Право является носителем ценностей общества. Значимая роль его институтов заключается в установлении стабильной структуры человеческих взаимоотношений. Правовые институты являются "правилами игры", и без них невозможна экономическая и социальная активность. Институты содействуют взаимоотношениям между людьми и организациями. Они необходимы для достижения согласованных целей на социально приемлемом уровне. Так как моральные ценности и отношения между людьми меняются очень медленно, радикальные изменения сверху не приводят к успеху, особенно если они широко не распространены в обществе. Они могут даже ухудшить отношение к всеобщему признанию права. Это снижает роль права в управлении трансформацией.
Существует также много проблем в претворении в жизнь конституционно-правовых норм. Имплементация новых конституционных правил в российских экстраординарных условиях не продуцирует результатов, подобных тем, которые достигнуты в странах с демократической рыночной экономикой и стабильно функционирующим конституционным режимом. Помимо этого существует невысокий уровень доверия к новым конституционно-правовым институтам, принципам и нормам, особенно регулирующим основные права и свободы в связи с низкой эффективностью их судебного обеспечения, проблемами реализации исполнения судебных решений, в том числе и решений Конституционного Суда РФ.
Как показывает десятилетний опыт действия Конституции РФ, ее динамическое воздействие на правовую систему осложняется факторами инкорпорации норм международного и европейского права, регулирующих основные права и свободы; столкновением консервативной функции права и его преобразующей роли; невысоким уровнем доверия со стороны населения к конституционным принципам и нормам; проблемами исполнения решений судебных органов.
Конституция как фактор интеграции правовой системы
Юридической основой конституционализации выступает конституция, содержащая правовые нормы высшего порядка для всей правовой системы. Ключевую роль в конституционализации правового порядка играют нормативное и казуальное толкования Конституции РФ Конституционным Судом. Основными условиями конституционализации являются нормативность Конституции и ее прямое применение судебными и иными органами государственной власти. Существование норм международного права и их действие внутри правовой системы страны, как правило, согласовывается с принципом верховенства конституции. Процесс конституционализации обеспечивает интеграцию правовой системы, всех отраслей права, законодательства и других компонентов правовой системы. Конституционализация правового порядка - необходимый результат согласования конституционных ценностей и принципов, а также всего корпуса конституционного и отраслевого законодательства.
Современная идея конституционализации правового порядка тесно связана с универсальным характером конституционных норм. На наш взгляд, он имеет три аспекта. Во-первых, нормы конституции затрагивают в процессе регулирования все наиболее важные сферы общественной жизни: правовую, политическую, экономическую, социокультурную. Объем регулирования в этих сферах неодинаков. Однако современная конституция, определяя нормативную модель и юридический каркас общественных отношений, создает правовые предпосылки для согласованного развития различных подсистем общества, обеспечивает процесс универсализации юридических норм, гармонизирует отношения между нормами различных отраслей права, когда базовые конституционные нормы и лежащие в их основе конституционные ценности сталкиваются с отраслевыми принципами права, правовыми процедурами или доминирующими традициями.
Во-вторых, универсальность конституционных норм проявляется благодаря закреплению в конституции большого числа норм-принципов, норм-целей, норм-задач, которые в целом могут быть отнесены к категории конституционных провозглашений, выполняющих одновременно телеологическую и экспрессивную функции. Конституционные провозглашения имеют общий характер, и требуется толкование, конкретизирующее их применительно к отдельным правоотношениям. Поэтому проводниками качества универсальности всегда выступают конституционное толкование и конституционный контроль - гаранты конституционности различных нормативных правовых актов.
В-третьих, свойство универсальности зависит от правового и публичного потенциала конституционных положений. Степень открытости конституции к инновациям и социальным изменениям - важный показатель ее юридического и общественного потенциала. Действующая Конституция России в целом отвечает требованиям универсальности.
Процесс реформирования российской правовой системы должен обязательно сопровождаться дальнейшим осуществлением Конституцией функции ее интеграции. Понятием "интеграция" охватываются все структурные элементы правовой системы страны. В этой связи можно говорить об интеграции: системы права, различных его отраслей в духе новых конституционных принципов; отраслей законодательства под влиянием норм Конституции и конституционного законодательства; конституционно-правовых и других правовых институтов в соответствии с основами конституционного строя; идеологии и культуры в конституционно-правовой сфере, посредством которой в ее орбиту попадают все сферы правовой культуры.
Через принципы Конституции РФ отрасли права интегрируются в рамках единого правового пространства. Для проведения в жизнь принципов Конституции и их закрепления в системе российского законодательства необходима его новая систематизация, которая учитывала бы результаты преобразования правовой системы.
Таким образом, роль конституции в процессе конституционализации правового порядка проявляется в трех аспектах: 1) конституция выступает юридической основой процесса конституционализации; 2) конституция обеспечивает интеграцию правовой системы; 3) конституция устанавливает механизм согласования актов международного и национального права.
Способы конституционализации правового порядка в России
Существуют два основных способа конституционализации правового порядка, каждый из которых отражает пути и уровни проникновения конституционных норм и принципов в материю и дух отраслевого законодательства.
Первый способ - это нормативно-законодательная конституционализация правового порядка. Традиционный путь конституционализации - возведение правовой нормы в ранг конституционной, может иметь ограниченное применение, если текст конституции выделяет из корпуса законодательства особую разновидность конституционных законов и определяет их предмет, то есть вопросы, по которым они могут быть приняты, или сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы данным видом законов. Конституция РФ 1993 г. впервые в российском государственном (конституционном) праве предусмотрела особую разновидность законов - федеральные конституционные законы, которые, несомненно, расширяют предметное поле конституционного права. Например, вопросы общего и арбитражного судоустройства наряду с конституционным судоустройством и судопроизводством стали объектом регулирования федеральных конституционных законов и предметом конституционного права. Хотя в теории советского государственного права признавалось существование конституционных законов как актов, имеющих определенный предмет регулирования, в реальном смысле такие законы появились только с принятием Конституции РФ 1993 г. Иногда их называют органическими законами*(14), которые принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, во исполнение и развитие ее положений. Обеспечивая конституционализацию правового порядка, федеральные конституционные законы не являются составной частью Конституции РФ и не могут изменять содержание ее норм*(15). В свою очередь такие законы подлежат проверке на соответствие Конституции РФ по процедуре абстрактного контроля при осуществлении конституционного правосудия. Нормативно-законодательная конституционализация не обеспечивает в полной мере гармоничную и непротиворечивую правовую систему, так как допускает появление не соответствующих друг другу различных по юридической силе правовых актов.
Второй способ - нормативно-интерпретационная конституционализация правового порядка. Проникновение норм и принципов Конституции в отраслевое законодательство может распространяться при помощи интерпретационной деятельности Конституционного Суда РФ, когда он рассматривает дела о толковании Конституции или о конституционности различных нормативно-правовых актов в ходе осуществления конституционного контроля.
Для нормативно-интерпретационной конституционализации характерны следующие особенности, которые вытекают из природы интерпретационной деятельности. Во-первых, источником ее применения является конституционный конфликт или коллизия, проблемы применения положений Конституции различными субъектами права. Поэтому посредством интерпретации и разрешения споров Конституционный Суд создает необходимые условия для надлежащего применения норм Конституции различными государственными органами и особенно судами. Во-вторых, это наиболее гибкий способ гармонизации отраслевого законодательства и правовой системы в соответствии с духом и принципами Конституции, который тем не менее является продолжительным по времени, так как рассчитан на перспективу, а инициатива его применения не находится в руках Конституционного Суда. В-третьих, в процессе нормативно-интерпретационной конституционализации существует опасность изменения смысла и содержания конституционных норм без изменения текста Конституции. Результатом такого процесса могут стать расширение или видоизменения первоначального смысла конституционных положений.
Следовательно, конституционализация правового порядка в России - необходимый процесс реализации конституционных норм, обеспечения основных прав и свобод личности, поддержания территориальной целостности государства, разрешения конституционных конфликтов и коллизий, устранения из правовой системы неконституционных нормативно-правовых актов.
Правовые сферы конституционализации
Эффективность реализации Конституции РФ 1993 г. в течение прошедшего десятилетия на разных этапах развития была неодинаковой. Период правления Б.Н. Ельцина отличался бoльшей политической конфликтностью, длительным противостоянием думской оппозиции и президентской власти, что определяло низкий уровень доверия к конституционным положениям, особенно к положениям о социальных правах, которые в широком общественном сознании еще с советских времен обладают повышенной ценностью по сравнению с другими правами и свободами. После прихода к власти В.В. Путина и достижения ограниченного консенсуса с думским большинством в вопросах создания новых институтов конституционно-правовой и федеративной ответственности, реформы местного самоуправления, создания федеральных округов появились возможности расширения социального и правового поля действия Конституции РФ. Конституция получила опору в реформированном отраслевом законодательстве, в решениях Конституционного Суда РФ, которые, в свою очередь, нередко содержали рекомендации или прямые предписания относительно планов законодательной деятельности Федерального Собрания. Решение Конституционного Суда РФ о принятии нового закона адресуется, прежде всего, Государственной Думе как ведущей палате по разработке и рассмотрению законопроектов. Однако учет позиций Конституционного Суда РФ должен прослеживаться во всей текущей работе палат Федерального Собрания*(16). Между тем Федеральное Собрание очень часто не соблюдало установленные в решениях Суда сроки изменения действующих законов, не согласующихся с Конституцией РФ, или принятия новых законов.
Среди множества направлений реализации Конституции РФ 1993 г. за десятилетний период можно выделить несколько ключевых сфер конституционализации правового порядка: 1) социальная защита и социальные права граждан; 2) гражданские и политические (особенно избирательные) права и свободы; 3) предпринимательская деятельность и защита права собственности; 4) престиж президентской власти; 5) правосудие и уголовно-процессуальные права граждан.
Активную роль Конституционный Суд РФ проявляет в конституционализации институтов социальной защиты и социальных прав граждан. В решениях Суда признавалось безусловное право политического выбора законодателей при принятии решений по вопросам социальной политики*(17). Суд не оценивает целесообразность решений законодателя по вопросам социальной политики, поэтому не может устанавливать конкретные размеры пенсий, пособий, виды льгот. Вместе с тем Суд проверял решения законодателя на соответствие Конституции РФ и выяснял, соблюден ли в проверяемых нормах баланс конституционных ценностей демократического правового социального государства. В Постановлении от 24 мая 2001 г. Суд конституционализировал обязанность государства обеспечивать равные условия реализации приобретенных социальных прав с соблюдением принципа равенства, закрепленного ст.19 Конституции РФ*(18). В Определении от 6 ноября 1998 г. об отказе в принятии к рассмотрению запроса Администрации Челябинской области о проверке конституционности ст.4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Конституционный Суд отметил, что среди полномочий федерального законодателя в сфере социальной защиты граждан есть обязанность принимать законы, обеспечивающие социальную защиту тех категорий населения, которые в ней нуждаются, и определять механизм реализации этих законов, включая степень и формы участия в ней органов государственной власти субъектов Российской Федерации*(19).
Если принцип равенства социальных прав может быть обеспечен конституционным правосудием в ходе абстрактного или конкретного контроля, то обязанность законодателя принимать законы по социальной защите нуждающихся категорий граждан, даже в случае ее конституционализации, является предметом законодательной политики и связана с установленной налоговой системой и экономическими возможностями государства.
Ряд гражданских и политических прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, искажались нормативно-правовыми актами законодательных и исполнительных органов государственной власти или правоприменительной практикой (в том числе судебной). Поэтому Конституционный Суд РФ проводил конституционализацию личных (гражданских) и политических прав и свобод: права на признание гражданства по рождению, свободы передвижения и выбора места жительства, свободы совести и равенства прав религиозных объединений, равенства избирательных прав российских граждан на территории различных субъектов Федерации и др.
Судебно-конституционный контроль не раз оказывал воздействие на сферу предпринимательской деятельности и защиты права собственности, тем самым проводя в жизнь конституционные принципы экономического строя, осуществляя или поддерживая конституционализацию частного права. Эта проблема комплексно проанализирована в работе Г.А. Гаджиева*(20). В одном из последних решений Конституционный Суд РФ конституционализировал имущественные права на спорную вещь добросовестных приобретателей. Исходя из общеправового принципа справедливости и конституционного права на собственность, Суд признал недопустимой двустороннюю реституцию в отношении добросовестных приобретателей (особенно жилых помещений)*(21). В резолютивной части Постановления было указано, что положения п.1 и 2 ст.167 ГК РФ о последствиях недействительности сделки в части, касающейся обязанности каждой из сторон возвратить другой все полученное по сделке, не могут распространяться на добросовестного приобретателя, если это непосредственно не оговорено законом. Тем самым был выявлен конституционно-правовой смысл положений ГК РФ, распространено действие Конституции РФ в части защиты имущественных прав на добросовестных приобретателей.
В ряде решений Конституционный Суд РФ поддержал престиж президентской власти, осуществив конституционализацию ограничений развития российского парламентаризма. В ходе предстоящих в 2004 году выборов и формирования нового состава Правительства Президенту РФ целесообразно не использовать свое право (подкрепленное решением Конституционного Суда РФ) на неоднократное представление в Государственную Думу одной и той же кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ. Такой подход будет способствовать укреплению парламентского характера взаимоотношений между Президентом, Федеральным Собранием и Правительством, снятию ограничений на формирование элементов развитого и рационализированного парламентаризма.
Конституционализация равного доступа к правосудию, новых принципов уголовного процесса и защиты уголовно-процессуальных прав граждан осуществлялась при помощи казуального толкования Конституции РФ и законодательной деятельности Федерального Собрания. Через восемь лет после принятия Конституции РФ старый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был заменен новым Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Принятие УПК РФ стало возможным в силу доминирования президентской власти и изменившегося расклада политических сил в Государственной Думе после 1999 года*(22). Однако реальная конституционализация новых уголовно-процессуальных прав и принципов уголовного судопроизводства в духе Конституции началась значительно раньше благодаря активной преобразующей роли Конституционного Суда РФ, который подталкивал законодателей к изменению позитивных норм через признание неконституционными положений старого УПК. В 1996-2000 гг. Конституционный Суд РФ своими постановлениями и определениями способствовал развитию состязательного начала в уголовном судопроизводстве и отделению функции суда от функции уголовного преследования; расширению сферы судебного контроля за решениями органов, осуществляющих уголовное преследование; увеличению возможностей участников уголовного процесса защищать свои права и законные интересы; обеспечению принципа равенства граждан перед судом и запрету назначения смертной казни в качестве меры наказания (до введения суда присяжных на всей территории России)*(23).
Новый УПК РФ, воспринявший многие правовые позиции Конституционного Суда, стал нормативной базой трансформации уголовного судопроизводства в современный состязательный тип процесса.
Таким образом, несмотря на имеющиеся проблемы реализации положений Конституции РФ в условиях преобразования российской правовой системы, можно констатировать достижение определенных успехов в деле проникновения конституционных норм в отраслевое законодательство. С помощью нормативно-законодательной и особенно интерпретационной конституционализации правового порядка происходит постепенная гармонизация отраслей российского права в духе важнейших конституционных принципов, приобретает упорядоченную структуру механизм реализации российской Конституции.
И.А. Кравец,
заведующий кафедрой конституционного и международного права
Сибирского университета потребительской кооперации,
доктор юридических наук, доцент (Новосибирск)
"Журнал российского права", N 11, ноябрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М., 2002. С.9.
*(2) Там же.
*(3) См.: Epstein L., Knight J., Shvetsova O. The Role of Constitutional Courts in the Establishment and Maintenance of Democratic Systems of Government // Law & Society Review. 2001. Vol.35. Nо 1. P.155.
*(4) См.: Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М., 2000. С.249.
*(5) См.: Woodhouse B. The Constitutionalization of Children's Rights: Incorporating Emerging Human Rights into Constitutional Doctrine // UniversityofPennsylvaniaJournalofConstitutional Law. December 1999. Vol.2. Issue 1. P.1; Sloth-Nielsen J. The Contribution of Children's rights to the Reconstruction of Society: Some Implications of the Constitutionalisation of Children's Rights in South Africa // The InternationalJournalofChildren's Rights. 1996. Vol.4. P.323-344.
*(6) См.: Shaw Jo. Postnational Constitutionalism in the European Union // Journal of European Public Policy. 1999. Vol.6. Issue 4. P.579-597; Schmitter P. An Excursus on Constitutionalization // ConWEB, No. 3/2000. Constitutionalism Web-Papers, http://www.qub.ac.uk/ies
*(7) См.: Fogelklou A. Constitutionalism and the Presidency in the Russian Federation // International Sociology. 2003. Vol.18. No. 1. P.183-184.
*(8) См.: Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985.
*(9) Игнатенко Г.В. Отзыв на автореф. дисс. : д-ра юрид. наук И.А. Кравца. Екатеринбург, 2002.
*(10) См., например: Постановление КС РФ от 22 января 2002 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 69, части второй статьи 70 и статьи 90 Конституции Республики Татарстан, а также пункта 2 статьи 4 и пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов Республики Татарстан" в связи с жалобой гражданина М.М. Салямова // СЗ РФ. 2002. N 6. Ст.627.
*(11) См.: Капустин Б.Г. Конец "транзитологии"? // Полис. 2001. N 4. С.6-26; Lukin A.V. The Transitional Period in Russia // Russian Social Science Review. Jul. / Aug. 2000. Vol.41. Issue 4. P.5-31; Solnick S.L. Russia's "Transition": Is Democracy Delayed Democracy Denied? // Social Research. Fall 1999. Vol.66. Issue 3. P.789-825; McFaul M. Lessons from Russia's Protracted Transition from Communist Rule // Political Science Quarterly. Spring 1999. Vol.114. Issue 1. P.103-130.
*(12) См.: СЗ РФ. 2001. N 2. Ст.163.
*(13) См.: Тиунов О.И. Практика Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам применения международно-правовых норм о защите прав человека в свете участия России в Совете Европы // Российская Федерация в Совете Европы: проблемы применения норм о защите прав человека. Материалы международного семинара (17-18 апреля 1997 года). Екатеринбург, 1998. С.8-12; Игнатенко Г.В. Конвенция о защите прав человека и основных свобод в российской правовой системе: реальность и перспективы // Там же. С.3-7.
*(14) См.: Конституционное право России / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. Екатеринбург, 2001. С.37-38 (Автор главы - профессор М.С. Саликов).
*(15) См.: Постановление КС РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 45. Ст.4408.
*(16) См.: Лазарев В.В. Проблемы исполнения решений Конституционного Суда Российской Фудерации Государственной Думой // Исполнение решений конституционных судов: Сборник докладов. М., 2003. С.64-65.
*(17) См.: Бондарь Н. Конституционный императив социальных прав (О практике Конституционного Суда РФ по социальной защите граждан) // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. N 2. С.219-220.
*(18) См.: Постановление КС РФ от 24 мая 2001 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой" // СЗ РФ. 2001. N 22. Ст.2276.
*(19) См.: Бондарь Н. Указ. соч. С.223, 225.
*(20) См.: Гаджиев Г.А. Указ. соч. С.13-49.
*(21) См.: Постановление КС РФ от 21 апреля 2003 г. "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева" // СЗ РФ. 2003. N 17. Ст.1657.
*(22) См.: Михайловская И. Вторая попытка модернизации: новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. N 1. С.30.
*(23) Более подробно о реформировании уголовного судопроизводства см.: Михайловская И. Судебная политика: роль решений Конституционного Суда в реформировании уголовного судопроизводства Российской Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2001. N 3. С.167-171.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российская Конституция и конституционализация правового порядка (некоторые вопросы теории и практики)
Автор
И.А. Кравец - заведующий кафедрой конституционного и международного права Сибирского университета потребительской кооперации, доктор юридических наук, доцент (Новосибирск)
"Журнал российского права", 2003, N 11