Правительство Республики Карелия постановляет:
Внести в государственную программу Республики Карелия "Развитие здравоохранения", утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 9 апреля 2015 года N 118-П "Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2015, N 4, ст. 687; N 8, ст. 1565; 2016, N 2, ст. 263; N 5, ст. 1016; N 9, ст. 1946; N 12, ст. 2633; 2017, N 2, ст. 208; N 3, ст. 434; N 6, ст. 1098; 2018, N 3, ст. 546; N 7, ст. 1474; 2019, N 6, ст. 1303; N 12, ст. 2873; 2020, N 5, ст. 1043; 2021, N 6, ст. 1400; 2022, N 3, ст. 654; N 8, ст. 2054, 2110; 2023, N 3, ст. 651; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 18 декабря 2023 года, N 1000202312180002; 28 декабря 2023 года, N 1000202312280004), изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Карелия
от 9 апреля 2015 года N 118-П
Государственная программа Республики Карелия "Развитие здравоохранения"
Стратегические приоритеты государственной программы Республики Карелия "Развитие здравоохранения"
1. Оценка текущего состояния сферы здравоохранения в Республике Карелия
Сеть медицинских организаций Республики Карелия по состоянию на 1 января 2024 года для оказания медицинской помощи населению на территории республики представлена 39 медицинскими организациями Республики Карелия и их структурными подразделениями, в том числе лечебно-профилактические учреждения - 36 единиц, из них больничные учреждения - 22 единицы, диспансеры - 4 единицы, учреждение переливания крови - 1 единица, учреждение охраны материнства и детства - 1 единица, амбулаторно-поликлинические учреждения - 8 единиц; учреждения здравоохранения особого типа - 3 единицы.
Оказание первичной медико-санитарной помощи жителям г. Петрозаводска и близлежащих муниципальных районов в Республике Карелия осуществляют специалисты 4 поликлиник для взрослого населения, 2 поликлиник для детей, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия (далее - ГБУЗ) "Республиканский стоматологический центр". На территориях муниципальных районов (округов) и городских округов в Республике Карелия оказание первичной медико-санитарной помощи осуществляют 14 центральных районных больниц и их структурные подразделения: 2 районные больницы, 3 участковые больницы, 1 филиал, 1 районная поликлиника, 50 врачебных амбулаторий, 146 фельдшерско-акушерских пунктов.
С учетом потребности населения муниципальных образований в Республике Карелия, сформировавшихся потоков пациентов, особенностей расположения медицинских организаций Республики Карелия и транспортной сети, наличия врачей-специалистов в Карелии организована работа 5 межмуниципальных медицинских центров (медицинских организаций второго уровня) (города Костомукша, Сегежа, Сортавала, Беломорск, Петрозаводск), оказывающих консолидированную специализированную медицинскую помощь населению по профилям "травматология" (травматологический центр второго уровня), "онкология" (центр амбулаторной онкологической помощи). В составе ГБУЗ "Медвежьегорская центральная районная больница", ГБУЗ "Беломорская центральная районная больница", ГБУЗ "Сортавальская центральная районная больница", ГБУЗ "Сегежская центральная районная больница", ГБУЗ "Межрайонная больница N 1" работают первичные сосудистые отделения.
В 2020 - 2023 годах открыто 4 центра амбулаторной онкологической помощи на базе ГБУЗ "Межрайонная больница N 1", ГБУЗ "Сегежская центральная районная больница", ГБУЗ "Сортавальская центральная районная больница", ГБУЗ "Городская поликлиника N 1" (г. Петрозаводск).
В 2023 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, ожидаемая продолжительность жизни населения в Республике Карелия составила 69,75 года (увеличение на 0,72 года по сравнению с 2022 годом - 69,03 года).
В 2023 году по сравнению с 2022 годом в Карелии отмечено снижение на 10,8% показателя общей смертности - до 16,5 случая на 1000 человек населения (в 2022 году - 18,2 случая на 1000 человек населения); количество умерших за январь - декабрь 2023 года составило 8681 человек и снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 1007 человек, или на 10,4%.
За 2023 год, по оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, младенческая смертность снизилась в 1,7 раза по сравнению с 2022 годом и составила 3 промилле, что является историческим минимумом для Карелии.
Общая заболеваемость населения Республики Карелия в 2023 году снизилась на 0,7%) - с 2906,49 случая на 1000 человек населения в 2022 году до 2 886,17 случая на 1000 человек населения в 2023 году.
В 2023 году в 8,4 раза снизилась общая заболеваемость населения республики новой коронавирусной инфекцией (COVID-19); на 1,2% - новообразованиями, на 1% - болезнями органов дыхания. Вместе с тем наблюдался рост общей заболеваемости болезнями уха - на 21,7%, инфекционными болезнями - на 16,4%, болезнями эндокринной системы - на 15,1%, болезнями глаза - на 9,2%, болезнями костно-мышечной системы - на 6,7%о, болезнями органов пищеварения - на 6,5%>, болезнями нервной системы - на 4,2%, болезнями системы кровообращения - на 3,4%, болезнями мочеполовой системы - на 0,9%.
В 2022 году возобновлено оказание медицинской помощи населению в полном объеме после отмены ограничительных мер, связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19), активное проведение профилактических медицинских осмотров, в том числе диспансеризации.
В результате диспансеризации и профилактических медицинских осмотров определенных групп населения в 2023 году с впервые в жизни установленным диагнозом выявлено 5313 заболеваний, или 1,4% от общего числа впервые зарегистрированных заболеваний (388 504 заболевания).
По итогам реализации регионального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи (Республика Карелия)" на территории Республики Карелия за 2023 год охват граждан профилактическими осмотрами составил 65,3% (111,1% от плана на 2023 год), осмотрено 344,95 тыс. человек.
В настоящее время в Республике Карелия отсутствуют населенные пункты, находящиеся вне зоны доступности для граждан первичной медико-санитарной помощи.
С целью обеспечения доступности первичной медико-санитарной помощи для граждан, проживающих в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 2000 человек, в Республике Карелия в 2019 - 2023 годах введены в эксплуатацию 40 фельдшерско-акушерских пунктов и 4 врачебные амбулатории.
На труднодоступных и удаленных территориях актуальным является использование передвижных медицинских комплексов.
С целью повышения доступности первичной медико-санитарной помощи для жителей отдаленных, труднодоступных и малонаселенных пунктов в медицинских организациях здравоохранения Республики Карелия функционируют 20 мобильных медицинских комплексов, в их числе 15 передвижных фельдшерско-акушерских пунктов, 3 передвижные флюорографические установки, 2 мобильных стоматологических кабинета. За 2023 год с использованием мобильных медицинских комплексов осуществлено 1489 выездов, осмотрено 29,23 тыс. пациентов.
В целях обеспечения доступности экстренной медицинской помощи на территории республики реализуются мероприятия по развитию санитарной авиации.
В 2023 году совершено 195 вылетов санитарной авиации, эвакуировано 288 человек, в их числе 35 детей, из них 4 ребенка в возрасте до 1 года.
Медицинские организации здравоохранения Республики Карелия нуждаются в дальнейшем переоснащении (дооснащении) медицинским оборудованием.
По данным ведомственной статистики, в 2023 году количество аппаратов и оборудования для лучевой диагностики и лучевой терапии со сроком эксплуатации свыше 10 лет в подразделениях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, составило 264 единицы, аппаратов и оборудования эндоскопических отделений (кабинетов) со сроком эксплуатации свыше 7 лет - 203 единицы, лабораторного оборудования - 420 единиц.
Республика Карелия, как и большинство субъектов Российской Федерации, имеет дефицит врачей, среднего и младшего медицинского персонала. В 2023 году расчетный дефицит медицинских специалистов составил 357 врачей и 750 средних медицинских работников.
Одной из основных причин снижения укомплектованности медицинских организаций необходимым количеством медицинских работников является ощутимое снижение заработной платы, вызванное сокращением стимулирующих "ковидных" выплат. Кроме того, продолжается трудовая миграция медицинских работников из медицинских организаций Республики Карелия в медицинские организации частной формы собственности (коммерческие). По итогам 2023 года укомплектованность медицинских организаций Республики Карелия врачами составила 93%, а средними медицинскими работниками - 91%.
В Карелии сохраняется тенденция к увеличению доли населения в старших возрастных группах. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2018 году доля граждан 60 лет и более составляла 23,3%, по состоянию на 1 января 2023 года - 27%. Данная динамика предполагает проведение мероприятий по повышению качества и доступности медицинской помощи, в том числе по профилю "гериатрия".
Сохраняются проблемы с обеспечением населения, в том числе льготных категорий граждан, лекарственными препаратами. Для их решения требуется совершенствование организационных процессов, в том числе внедрение системы мониторинга движения лекарственных препаратов во всех медицинских и фармацевтических организациях.
В настоящее время все медицинские организации Республики Карелия, в том числе врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты, включены в единый цифровой контур на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Основной задачей, стоящей перед здравоохранением, является необходимость ускорения темпов роста ожидаемой продолжительности жизни с учетом текущей демографической ситуации, обусловленной негативным влиянием новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также рисками, формирующимися в условиях нарастающего санкционного давления вследствие введения торговых, технологических и финансовых ограничений со стороны недружественных государств, ухудшения геополитического фона в целом.
Мероприятия, направленные на решение указанных проблем, будут реализовываться как в рамках действующих направлений (подпрограмм) государственной программы Республики Карелия "Развитие здравоохранения" (далее - Программа), так и в рамках новых инициатив социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Карелия в сфере охраны здоровья.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья граждан в Республике Карелия, помимо необходимости решения существующих проблем, связано с рядом общемировых тенденций. В связи с этим структура Программы должна охватывать как направления, обеспечивающие достижение национальных целей в сфере охраны здоровья (решение первоочередных проблем смертности и заболеваемости), так и направления, обеспечивающие прорыв системы здравоохранения в соответствии с общемировыми тенденциями.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены в следующих документах:
Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указе Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 года N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года";
Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указе Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 года N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года";
Указе Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 года N 2581-р;
Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р;
Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 3468-р;
Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2018 года N 899р-П.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400, целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан.
Достижение указанных целей обеспечивается путем решения следующих задач:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности и уровня инвалидизации населения, профилактика профессиональных заболеваний;
повышение качества и доступности медицинской помощи, включая вакцинацию и лекарственное обеспечение;
обеспечение устойчивости системы здравоохранения, ее адаптации к новым вызовам и угрозам, в том числе связанным с распространением инфекционных заболеваний;
повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определена национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".
Указанная цель декомпозирована на мероприятия и показатели, характеризующие ее достижение, в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р.
Основная цель Программы - повышение ожидаемой продолжительности жизни до 76,71 года к 2030 году.
Государственная политика Республики Карелия в сфере реализации Программы заключается в том числе в обеспечении сбалансированности стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям и срокам их реализации, по целевым показателям, финансовым и иным ресурсам, а также согласованности управленческих решений по развитию здравоохранения Республики Карелия.
Достижение целей Программы обеспечивается единством принципов и методологии организации и функционирования системы территориального планирования отрасли здравоохранения.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Стратегические приоритеты Программы соответствуют требованиям основных документов стратегического планирования в сфере охраны здоровья.
Цели и показатели Программы соответствуют целям и показателям государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере здравоохранения в Республике Карелия
Для достижения позитивных демографических трендов планируется реализация комплекса мер по снижению смертности населения, росту ожидаемой продолжительности жизни.
В рамках указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" планируется:
создание и развитие медицинской инфраструктуры, в том числе в малонаселенных пунктах, приобретение мобильных медицинских комплексов, организация санитарно-авиационной эвакуации в труднодоступных населенных пунктах;
совершенствование системы оказания медицинской помощи лицам с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, сахарным диабетом, а также детям;
ликвидация дефицита медицинских работников;
развитие информационных технологий в здравоохранении;
реализация мероприятий, направленных на увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни;
повышение качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 года N 1304 "О модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации" в рамках региональной составляющей федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации", входящего в состав национального проекта "Здравоохранение", будет продолжена реализация региональной программы Республики Карелия "Модернизация первичного звена здравоохранения в Республике Карелия" на 2021 - 2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 14 декабря 2020 года N 926р-П.
Будет продолжена реализация на территории Республики Карелия Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 года N 254, в рамках которой определены приоритетные направления по решению основных задач развития системы здравоохранения, предусматривающие в том числе:
строительство и реконструкцию объектов здравоохранения;
оснащение медицинских организаций современным лабораторным оборудованием;
обеспечение оптимальной доступности для граждан (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) первичной медико-санитарной помощи, совершенствование санитарно-авиационной эвакуации;
дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи.
В рамках утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 февраля 2013 года N 66 Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года на территории Республики Карелия будет продолжена реализация мероприятий, направленных на повышение удовлетворенности населения доступностью лекарственного обеспечения.
Реализация указанных задач будет осуществляться путем выполнения мероприятий региональных составляющих федеральных проектов национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография", федеральных проектов, не включенных в национальные проекты, а также ведомственных проектов и комплексов процессных мероприятий Программы.
Кроме того, с учетом приобретенного опыта борьбы с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) одними из ближайших приоритетных задач реализации государственной политики в сфере охраны здоровья будут:
предупреждение распространения инфекционных заболеваний;
поддержание готовности системы здравоохранения к оказанию медицинской помощи пациентам с инфекционными заболеваниями;
обеспечение доступной и быстрой диагностики инфекционных болезней для населения;
организация диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого и детского населения, активизация диспансерного наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями.
Ожидаемыми результатами реализации указанных мероприятий Программы к 2030 году будут снижение смертности от новообразований - до 250,2 случая на 100 тыс. человек населения, снижение смертности от болезней системы кровообращения - до 857,4 случая на 100 тыс. человек населения, что в совокупности позволит достичь снижения к 2030 году смертности населения от всех причин до 17,5 случая на 1000 человек населения.
Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 76,71 года к 2030 году планируется достичь, в частности, путем увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, снижения заболеваемости населения социально значимыми заболеваниями.
Повышение удовлетворенности населения медицинской помощью будет достигнуто путем реализации мероприятий, направленных, в частности, на увеличение доли лиц с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением и получивших в текущем году медицинские услуги в рамках диспансерного наблюдения, в общем числе пациентов с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением, доли лиц с онкологическими заболеваниями, прошедших обследование и (или) лечение в текущем году, в общем числе состоящих под диспансерным наблюдением, и других.".
Глава |
А.О. Парфенчиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2024 г. N 123-П "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Карелия от 9 апреля 2015 года N 118-П"
Вступает в силу с 19 апреля 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 18 апреля 2024 г. N 1000202404180005