Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2024 г. N 44-КАД23-19-К7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Николаевой О.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Мотовилихинского района г. Перми на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 16 февраля 2023 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 июля 2023 г. по делу N 2а-45 33/2022 по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья "Бульвар Гагарина, 11 А" о признании незаконным распоряжения администрации Мотовилихинского района г. Перми, возложении обязанности об устранении нарушенного права.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Николаевой О.В., объяснения представителя товарищества собственников жилья "Бульвар Гагарина, 77А" Попова Д.И., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
товарищество собственников жилья "Бульвар Гагарина, 77А" (далее также - ТСЖ "Бульвар Гагарина, 77А") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения администрации Мотовилихинского района г. Перми от 4 августа 2022 г. N 059-36-01-05-196 "О принудительном демонтаже самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов", возложении обязанности устранить нарушение права.
В обоснование заявленных требований ТСЖ "Бульвар Гагарина, 77А" указало, что 4 августа 2022 г. главой администрации Мотовилихинского района г. Перми вынесено распоряжение о принудительном демонтаже металлического ограждения, расположенного по адресу: г. Пермь, бульвар Гагарина, 77а. По мнению административного истца, названное распоряжение является незаконным, поскольку ограждение установлено на земельном участке, расположенном вдоль придомовой территории. Данный земельный участок не относится к территории общего пользования и не находится в муниципальной собственности. Земельный участок под домом 77а не сформирован и на кадастровый учет не поставлен. Вместе с тем данное обстоятельство не лишает собственников помещений в многоквартирном доме права использования придомовой территории, в том числе для установки ограждений и шлагбаумов.
Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 7 октября 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления товарищества собственников жилья "Бульвар Гагарина, 77А" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 16 февраля 2023 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 июля 2023 г., решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 7 октября 2022 г. отменено. По делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, администрация Мотовилихинского района г. Перми просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты.
В обоснование жалобы административный ответчик указывает, что оспариваемое распоряжение принято в предусмотренном законом порядке, в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий, прав и законных интересов ТСЖ "Бульвар Гагарина, 77А" не нарушает. Земельный участок, на котором находится спорный объект, товариществу не выделялся, разрешение на размещение металлического ограждения (шлагбаума) не выдавалось.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 20 февраля 2024 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения норм права.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что постановлением главы г. Пермь от 29 октября 1998 г. N 2904 ТСЖ "Бульвар Гагарина, 77А" предоставлен в собственность земельный участок площадью 906,60 кв.м под жилой дом со встроенными помещениями в подвале за счет средств городских земель.
11 сентября 2000 г. упомянутый земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера ...
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на указанном земельном участке расположен многоквартирный жилой дом с кадастровым номером ...
В проекте планировки и проекте межевания территории, ограниченной ул. Патриса Лумумбы, ул. Аркадия Гайдара, ул. Ушинского, ул. Крупской, ул. Пушкарской, ул. Старцева, бульваром Гагарина в жилом районе Городские Горки Мотовилихинского района г. Перми, утвержденных постановлением администрации г. Перми от 29 декабря 2010 г. N 921, а также в документации по планировке территории, ограниченной ул. Патриса Лумумбы, ул. Крупской, зданием по бульвару Гагарина, 79, зданием по бульвару Гагарина, 77а, зданием по бульвару Гагарина, 77, зданием по бульвару Гагарина, 75, зданием по бульвару Гагарина, 73, зданием по бульвару Гагарина, 71, зданием по ул. Патриса Лумумбы, 19, в Мотовилихинском районе г. Перми, утвержденной министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 14 февраля 2022 г. N 31-02-1-4-220, отображен земельный участок с кадастровым номером ... площадью 906,60 кв. м.
В рамках осуществления муниципального земельного контроля в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", решением Пермской городской Думы от 21 декабря 2021 г. N 299 "О муниципальном земельном контроле на территории г. Перми" главой администрации Мотовилихинского района г. Перми в отношении ТСЖ "Бульвар Гагарина, 77А" вынесено предостережение от 4 августа 2022 г. N 52 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Согласно упомянутому предостережению ТСЖ "Бульвар Гагарина, 77А" использует земельный участок в незаконных границах - в размере более 906,60 кв. м. При этом в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах товарищества на какой-либо дополнительный земельный участок, а также документы, предусмотренные статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, подтверждающие право пользования дополнительным земельным участком. ТСЖ "Бульвар Гагарина, 77А" предложено использовать земельный участок с кадастровым номером ... в соответствии с границей, сведения о местоположении которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости; не допускать самовольного занятия земельного участка, не имея предусмотренных действующим законодательством прав (разрешений) на земельный участок.
Кроме того, 4 августа 2022 г. глава администрации Мотовилихинского района г. Перми издал распоряжение N 059-36-01-05-196 о принудительном демонтаже самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, а также включил названный объект в перечень самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории г. Перми.
Пунктами 3 и 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа (пункт 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению (подпункт 2 пункта 1 статьи 60); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60).
Порядок выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории г. Перми утвержден решением Пермской городской Думы от 8 ноября 2005 г. N 192 (далее - Положение N 192).
Согласно пункту 1.4 Положения N 192 самовольно установленный движимый объект - это движимое имущество (в том числе временные объекты), расположенное на соответствующей территории (недвижимом имуществе), указанной (указанном) в пункте 1.3 данного положения, без предусмотренных законодательством, нормативными правовыми актами города Перми правовых оснований и/или с нарушением условий договора аренды земельного участка, предоставленного для целей, не связанных со строительством, в том числе если размещение временного объекта(ов), не являющегося(ихся) недвижимым имуществом, не предусмотрено соответствующим договором аренды. Движимым объектом является ограждение (пункт 1.6).
Правилами благоустройства территории города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 г. N 277, установлено, что на территории общего пользования, а также земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, не предоставленных физическим и юридическим лицам, запрещается размещать объекты некапитального типа (пункт 3.10).
Размещаемые на земельном участке ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, ограждения, в том числе декоративные или заборы) относятся к элементам благоустройства (пункт 9.1 названных правил).
При проектировании, установке ограждения (забора), шлагбаума должен быть выполнен ряд требований, одним из которых является расположение ограждения, шлагбаума - в границах предоставленного земельного участка.
Запрещается устанавливать ограждения, шлагбаумы в нарушение требований пожарной безопасности по обеспечению проезда к объектам, расположенным на земельном участке или прилегающих территориях, в местах, обеспечивающих проход пешеходов и проезд транспорта к территории общего пользования или к объектам, расположенным на прилегающих территориях, в том числе на основании сервитута (пункт 9.4.2 названных правил).
Самовольные (незаконные) объекты могут быть выявлены органами местного самоуправления, в том числе в рамках осуществления земельного контроля (пункт 2.1 Положения N 192).
Учет выявленных самовольных (незаконных) объектов осуществляется администрацией г. Перми посредством ведения Единого реестра самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории г. Перми, в порядке, установленном администрацией г. Перми (пункт 2.4 Положения N 192).
Руководитель территориального органа издает распоряжения о принудительном демонтаже самовольных (незаконных) объектов, если владелец самовольного (незаконного) объекта не установлен либо объект не демонтирован его владельцем в добровольном порядке в течение срока, указанного в пункте 2.5 Положения (пункт 2.10 Положения N 192).
Суд первой инстанции с учетом приведенного правового регулирования, установив, что администрация Мотовилихинского района г. Перми в рамках своих полномочий в ходе осуществления муниципального земельного контроля выявила самовольно установленный движимый объект (металлическое ограждение - шлагбаум) на земельном участке, который ранее из государственной или муниципальной собственности административному истцу в порядке, предусмотренном земельным законодательством, не выделялся, что спорный объект возведен в отсутствие соответствующей разрешительной документации и установка ограждения (шлагбаума) будет препятствовать обустройству проезда и прохода к новому корпусу МАОУ "Школа дизайна "Точка", что владелец самовольного объекта не демонтировал его в добровольном порядке, а процедура принятия, форма, вид и порядок опубликования оспариваемого правового акта соблюдены, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Порядок предоставления земельных участков, на которых находится многоквартирный дом, в качестве общего имущества в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме установлен Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), согласно которым для возникновения права общей долевой собственности собственников помещений необходимо наличие двух условий, а именно границы земельного участка должны быть уточнены и сформированы в соответствии с требованиями законодательства и сформированный земельный участок должен пройти государственный кадастровый учет.
Согласно положениям статьи 16 Вводного закона переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса образования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2 и 5). В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечивается утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав; в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета (часть 3).
Как указывалось ранее, проектом планировки и проектом межевания территории г. Перми, утвержденными постановлением администрации г. Перми от 29 декабря 2010 г. N 921, и документацией по планировке территории, утвержденной министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 14 февраля 2022 г., было определено местоположение земельного участка с кадастровым номером ... площадью 906,60 кв.м, принадлежащего на праве собственности административному истцу.
В соответствии с пояснениями кадастрового инженера межевание земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г. Пермь, бульвар Гагарина, 77а, провести невозможно, поскольку имеет место наложение данного земельного участка на соседние земельные участки.
Собственники жилых помещений в указанном многоквартирном доме обратились в суд с иском к администрации Мотовилихинского района г. Перми об установлении границ земельного участка с кадастровым номером ... в размере 2131 кв.м в соответствии со сложившимся порядком фактического пользования с 1998 года по настоящее время и о признании права общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома на этот земельный участок.
Вместе с тем установление металлического ограждения в нарушение требований закона (без соответствующих разрешений), в том числе на находящемся в собственности земельном участке, само по себе является основанием для признания данного ограждения самовольно установленным и незаконно размещенным движимым объектом.
Приведенные выше обстоятельства при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции учтены не были.
С учетом изложенного принятые по административному делу судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, дать оценку доводу административного истца о наличии у ТСЖ "Бульвар Гагарина, 77А" права владения и пользования земельным участком, на котором расположено спорное ограждение, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 16 февраля 2023 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 июля 2023 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Николаева О.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2024 г. N 44-КАД23-19-К7
Опубликование:
-