Должны ли индивидуальные предприниматели при подаче в налоговый орган декларации по налогу на доходы физических лиц представлять также документы (копии документов), подтверждающие фактически произведенные в налоговом периоде расходы?
Вправе ли налоговый орган проводить камеральную проверку представленных деклараций и предоставлять профессиональные налоговые вычеты без истребования первичных документов?
Согласно п.3.5 приказа МНС России от 01.11.2000 N БГ-3-08/378 и приказу МНС России от 24.10.2002 N БГ-3-04/592 "Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и Инструкции по их заполнению" в п.2 приложения В "Доходы, полученные от предпринимательской деятельности без образования юридического лица и частной практики" декларации формы 3-НДФЛ указываются вид предпринимательской или иной деятельности и сумма дохода, полученного налогоплательщиками от занятия такой деятельностью.
В этом же пункте приложения В приводятся по каждому виду деятельности суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. По всем указанным в декларации расходам должны представляться документы, подтверждающие эти расходы, либо их копии с составлением реестра. К расходным документам на иностранном языке должен прилагаться перевод на русский язык.
Однако с учетом того, что согласно ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных учета доходов и расходов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих уплаченные (удержанные) налоги, требовать от индивидуальных предпринимателей приложения к декларации по налогу на доходы физических лиц всех расходных документов нецелесообразно, достаточно, чтобы к декларации был приложен подробный реестр таких документов.
В соответствии со ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка осуществляется уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Эта информация должна истребоваться при наличии оснований предполагать занижение в налоговой декларации сумм причитающихся к уплате налогов в случаях, не требующих назначения выездной налоговой проверки (например, при необходимости подтверждения наличия у налогоплательщика права на предоставление заявленных в декларации налоговых вычетов).
Таким образом, налоговые органы не вправе проводить камеральную проверку деклараций по налогу на доходы физических лиц без истребования первичных документов, подтверждающих фактически произведенные индивидуальными предпринимателями расходы.
Т.Ю. Левадная,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 декабря 2003 г.
"Налоговый вестник", N 12, декабрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1