Решение Калининградского областного суда от 25 мая 2023 г. N 3а-1/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску З. А.М., А. И.В., А. А.И., А. А.И., С. Л.Ф., Ч. А.А., А. М.А., С. В.И., Г. И.И., Б. С.Н., И. Л.П., Н. А.Е., Г. Л.Г. об оспаривании Генерального плана ГО "Город Калининград" в редакции изменений, внесенных Постановлением Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года N 474, установил:
З. А.М. обратился с административным иском в суд, указав, что собственником квартиры <адрес> на основании договора о совместной деятельности на долевое инвестирование строительства жилья от 01.11.2001 г., дополнительного соглашения к вышеуказанному договору от 01.08.2006 г. Жилой дом <адрес> является 11-квартирным блокированным жилым домом. Строительство данного многоквартирного дома осуществлено застройщиком ООО "Л.-К." на основании разрешения на строительство от 12.04.2004 г. N 326 "Д". Дом введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию от 23.08.2006 г. N 39-015-2114-00066-06, акта государственной приемочной комиссии, утверждённого постановлением мэра города Калининграда от 11.05.2004 г. N 1122, постановления мэра г. Калининграда от 14.07.2004 г. N 1868 "О внесении изменений в постановление мэра города Калининграда от 11.05.2004 г. N 1122". Многоквартирный жилой дом расположен на части земельного участка по улице <адрес>, который на основании постановления мэра г. Калининграда от 06.03.2000 г. N 648 был предоставлен ООО "Л.-К." в аренду на 49 лет под строительство двух 8-миквартирных домов с административными помещениями и торговым центром. 19 мая 2000 года на основании данного постановления между администрацией и застройщиком был заключен договор N 003134 на передачу в аренду городских земель сроком на 49 лет. Исходя из схемы, приложенной к договору, следует, что часть земельного участка, на котором в настоящее время расположен жилой дом истца с элементами благоустройства, находится в границах участка, предоставленного в аренду Застройщику. При строительстве многоквартирного жилого дома на земельном участке, отведенном застройщику для целей строительства, был выполнен элемент благоустройства придомовой территории - детская площадка с ограждением, подъездная дорога к дому, гостевая парковка. В доме истца имеются встроенные гаражи, подъездная тупиковая дорога длиной 66 метров для въезда и выезда. Указанные элементы благоустройства в течение 17 лет содержались за счет собственников дома <адрес>. Земельный участок площадью 9904 кв. м., на котором велось строительство, был сформирован и поставлен на кадастровый учет 13 июня 2005 года с кадастровым номером N. Этот земельный участок был снят с кадастрового учета без ведома правообладателей 11 августа 2010 года в связи с разделом под домами <адрес>, при этом были сформированы земельные участки N площадью 4152 кв. м. и N площадью 2605 кв. м. В этот же период сформирован земельный участок N площадью 179 кв. м. под блок-секцию по <адрес>. В 2020-2021 годах жители дома <адрес> обращались в органы власти за формированием земельного участка под указанный многоквартирный жилой дом. 4 августа 2021 года по заказу стороны административного истца ООО "Г." была изготовлена схема расположения на кадастровом плане территории образуемого из земель муниципальной собственности земельного участка под многоквартирный жилой дом, которая была направлена в администрацию ГО "Город Калининград" с заявлением о формировании земельного участке согласно схеме. Уведомлением от 28 августа 2021 года в удовлетворении этого заявления было отказано, в качестве причины указано отсутствие проекта межевания территории. Между тем, подготовленный ранее по инициативе административного истца проект межевания не был утвержден. Ответом главы администрации ГО "Город Калининград" на обращение собственников помещений дома <адрес> от 28 сентября 2021 года отказ в предоставлении муниципальной услуги по образованию земельного участка под многоквартирным жилым домом был признан правомерным, в ответе также содержалась ссылка на Генеральный план ГО "Город Калининград" в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года N 474, которым часть испрашиваемой территории отнесена к функциональной зоне транспортной инфраструктуры. В этой части данный нормативный акт является незаконным, поскольку с момента формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка N площадью 9904 кв. м. у собственников помещений многоквартирного жилого дома <адрес> возникло право собственности на него в силу Закона о введении в действие Жилищного Кодекса РФ, а дальнейшие действия по снятию его с учета и разделу ничтожны. На момент первичного обращения собственников за формированием земельного участка под многоквартирный жилой дом в августе 2020 года эта территория не относилась к функциональной зоне транспортной инфраструктуры и не находилась в границах красных линий. Формирование земельного участка под многоквартирный жилой дом должно осуществляться с учетом сложившегося фактического землепользования. Просят признать недействующим и не подлежащим применению Постановление Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года N 474 "О внесении изменений в Генеральный план городского округа "Город Калининград" в части отнесения к функциональной зоне транспортной инфраструктуры земель, расположенных в границах территории, испрашиваемой под многоквартирного жилого дома <адрес>, отраженной на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной кадастровым инженером ООО "Г." Я. Ю.А.
Впоследствии к административному исковому заявлению З. А.М. присоединились А. И.В., А. А.И., А. А.И., С. Л.Ф., Ч. А.А., А. М.А., С. В.И., Г. И.И., Б. С.Н., И. Л.П., Н. А.Е., Г. Л.Г.
Представитель административных истцов З. А.М., А. И.В., А. А.И., А. А.И., С. Л.Ф., Ч. А.А., А. М.А., С. В.И., Г. И.И., Б. С.Н., И. Л.П., Н. А.Е., Г. Л.Г. А. О.Н. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Согласно заявлению, административные исковые требования поддерживает. Полагает, что при формировании земельного участка под многоквартирный жилой дом <адрес> необходимо учитывать фактически сложившееся землепользование - согласно схеме, изготовленной 4 августа 2021 года кадастровым инженером Я. Ю.А.
Представитель административных ответчиков Правительства Калининградской области, Министерства градостроительной политики Калининградской области И. В.С. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, указав на то, что спорная территория отнесена к функциональной зоне транспортной инфраструктуры для обеспечения доступа к береговой черте оз. Верхнее.
Представители заинтересованного лица администрации ГО "Город Калининград" Л. Ю.И., А. Э.Л. возражали против удовлетворения административных исковых требований и пояснили, что иного доступа к участку береговой черты оз. Верхнее, кроме как через <адрес>, не имеется. Берег водного объекта является территорией общего пользования, и к нему должен быть обеспечен проход (проезд). Предоставлявшийся под застройку в 2000 году земельный участок находится в водоохранной зоне. Функциональная зона транспортной инфраструктуры была установлена в отношении этой территории ранее действовавшим Генеральным планом г. Калининграда, утвержденным в 2008 году. В настоящее время территория общего пользования, прилегающая к оз. Верхнему, в районе <адрес>, планируется к благоустройству.
Заслушав участвующих в деле лиц, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 ГрК РФ определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ).
Установлено, что административные истцы З. А.М., А. И.В., А. А.И., А. А.И., С. Л.Ф., Ч. А.А., А. М.А., С. В.И., Г. И.И., Б. С.Н., И. Л.П., Н. А.Е., Г. Л.Г. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме <адрес>.
Указанный жилой дом введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию от 23 августа 2006 г. N 39-015-2114-00066-06, акта государственной приемочной комиссии законченного строительством одиннадцатиквартирного блокированного жилого дома по <адрес>, утверждённого постановлением мэра города Калининграда от 11.05.2004 г. N 1122, постановления мэра г. Калининграда от 14 июля 2004 г. N 1868 "О внесении изменений в постановление мэра города Калининграда от 11.05.2004 г. N 1122".
Строительство указанного жилого дома осуществлялось на земельном участке по улице <адрес>, который на основании постановления мэра г. Калининграда от 06 марта 2000 г. N 648 был предоставлен застройщику ООО "Л.-К." в аренду на 49 лет под строительство двух восьмиквартирных домов с административными помещениями и торговым центром.
19 мая 2000 года на основании данного постановления между Администрацией и Застройщиком был заключен договор N 003134 на передачу в аренду городских земель сроком на 49 лет.
Впоследствии постановлением мэра г. Калининграда были внесены изменения в пункт 1 постановления мэра г. Калининграда от 06 марта 2000 г. N 648, согласно которым вместо назначения участка "под строительство двух 8-миквартирных домов с административными помещениями и торговым центром" изменено на "под строительство 20-тиквартирного жилого дома со встроенными гаражами на 14 автомашин, 10-тиквартирного жилого дома со встроенными гаражами на 11 автомашин, 11-тиквартирного блокированного жилого дома и блока индивидуальных гаражей на 6 автомашин".
Постановлением мэра г. Калининграда от 06 июля 2001 г. N 2043 были внесены изменения в пункт 1 постановления мэра г. Калининграда от 06 марта 2000 г. N 648, согласно которым площадь земельного участка составила 0,9904 га. На основании данного постановления 16 октября 2000 г. было заключено соглашение об изменении договора аренды, к которому также прилагалась схема земельного участка.
Земельный участок площадью 9904 кв. м. был сформирован и поставлен на кадастровый учет 13 июня 2005 г. с присвоением кадастрового номера N. На сформированном земельном участке располагались три строящихся дома (в т.ч. и спорный жилой дом), которые после завершения строительства были введены в эксплуатацию.
Соглашением от 14 августа 2007 года вышеуказанный договор аренды N 003134 от 19 мая 2000 года был расторгнут.
На месте расположения указанного земельного участка были образованы 14 земельных участков, имеющих статус временных, в т.ч. два участка под многоквартирные жилые дома, и 11 участков под каждую из блок-секций дома <адрес> (в т.ч. земельный участок N). В связи с обращением правообладателей земельных участков с кадастровыми номерами N, N и N, указанным участкам был присвоен статус "актуальные", а остальные были сняты с кадастрового учета, в т.ч. был снят с кадастрового учета земельный участок N, с присвоением ему статуса "архивный", поскольку на его месте были образованы иные участки.
В настоящее время действует Генеральный план ГО "Город Калининград", утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225. Постановлением Правительства Калининградской области от 05 августа 2021 года N 474 в него были внесены изменения (а фактически он был изложен в новой редакции).
Порядок принятия и опубликования нормативного акта постановления Правительства Калининградской области от 05 августа 2021 года N 474 являлись предметом судебной проверки по иным административным делам, рассмотренным Калининградским областным судом (3а-44/2022, 3а-98/2022).
По инициативе собственников помещений жилого дома N 14-34 по ул. Курортной кадастровым инженером Я. Ю.А. 4 августа 2021 года изготовлена схема расположения земельного участка под указанный многоквартирный жилой дом, площадью 3323 кв. м., при этом формируемый земельный участок является смежным с земельным участком N и имеет с северной стороны конфигурацию по поворотным точкам Н22, Н23, Н24, Н25, Н26, Н27, Н1, Н2, Н3.
В редакции Генерального плана ГО "Город Калининград", утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, действовавшей до издания Постановления Правительства Калининградской области от 05 августа 2021 года N 474, Генеральным планом ГО "Город Калининград" данная территория, расположенная к северу от многоквартирного жилого дома, которую административные истцы полагают относящейся к земельному участку под ним, была включена в функциональную зону застройки малоэтажными жилыми домами. Оспариваемым нормативным актом она отнесена к функциональной зоне транспортной инфраструктуры. Однако, согласно Генеральному плану г. Калининграда, утв. решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 22 февраля 2006 года N 69, эта же территория относилась к улично-дорожной сети.
Обращение в суд с настоящим административным иском обусловлено стремлением административных истцов устранить препятствия к формированию земельного участка под многоквартирный жилой дом <адрес> согласно схеме, изготовленной кадастровым инженером Я. Ю.А., который должен включать, по их мнению, и вышеуказанную территорию, отнесенную к функциональной зоне транспортной инфраструктуры.
Согласно имеющимся в деле материалам, спорная территория, находящаяся в функциональной зоне транспортной инфраструктуры, обеспечивает доступ к береговой черте оз. Верхнее. В силу положений ч.ч. 2, 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой черты данного водоема относится к территории общего пользования, к которой должен быть обеспечен доступ. Из материалов дела следует, что территория общего пользования, прилегающая к оз. Верхнему, в районе <адрес>, планируется к благоустройству как общественное пространство.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 9 июня 2022 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 24 марта 2023 года отказано в удовлетворении исковых требований об оспаривании отказа в образовании земельного участка под многоквартирный жилой дом <адрес> по фактическому землепользованию, площадью 3 323 кв. м., оспаривании снятия 11 августа 2010 г. с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N, восстановлении на кадастровом учете указанного земельного участка в измененных границах, отраженных на схеме N 435 от 04 августа 2021 г. расположения на кадастровом плане территории образуемого путем образования из земель государственной или муниципальной собственности, изготовленной кадастровым инженером ООО "Г." Я. Ю.А., с признанием его общим имуществом многоквартирного жилого дома <адрес>; удовлетворено требование о признании незаконным формирования земельного участка с кадастровым номером N, площадью 179 кв. м., под блок-секцию многоквартирного блокированного дома <адрес> и снятии его с кадастрового учета.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Из описательно-мотивировочной части апелляционного определения от 24 марта 2023 года следует, что причинами отказа в образовании земельного участка под многоквартирный жилой дом <адрес> согласно схеме N 435 от 04 августа 2021 г. явились отсутствие документации по планировке территории, нахождение части территории в функциональной зоне транспортной инфраструктуры, нахождение ее в непосредственной близости от береговой линии водного объекта и необходимость обеспечения беспрепятственного доступа неограниченного круга лиц к нему.
При этом необходимо учесть, что собственники дом <адрес> не лишены возможности формирования земельного участка под этим многоквартирным жилым домом иной конфигурации, не включающей территорию, отнесенную к функциональной зоне транспортной инфраструктуры.
Таким образом, с учетом вступившего в силу решения суда от 9 июня 2022 года, установление в отношении спорной территории функциональной зоны транспортной инфраструктуры отвечает принципу баланса публичных и частных интересов и не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного административные исковые требования о признании недействующими и отмене Постановления Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года N 474 "О внесении изменений в Генеральный план городского округа "Город Калининград" в части отнесения к функциональной зоне транспортной инфраструктуры земель, расположенных в границах территории, испрашиваемой под многоквартирного жилого дома <адрес>, отраженной на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной кадастровым инженером ООО "Г." Я. Ю.А., удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
В удовлетворении административного искового заявления З. А.М., А. И.В., А. А.И., А. А.И., С. Л.Ф., Ч. А.А., А. М.А., С. В.И., Г. И.И., Б. С.Н., И. Л.П., Н. А.Е., Г. Л.Г. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение будет изготовлено 1 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 25 мая 2023 г. N 3а-1/2023
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании