Решение Калининградского областного суда от 7 июля 2023 г. N 3а-182/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ц.В.М. к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области о признании недействующими пункта 7187 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли от 16 декабря 2020 года N 177, пункта 158 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли от 27 декабря 2021 года N 199, установил:
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес> включено под пунктами 7187, 158 соответственно в названные выше Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 и 2022 годы.
Ц.В.М., являющийся в данных налоговых периодах собственником нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, просил признать не действующими с даты принятия названные пункты Перечней, считая, что такое правовое регулирование противоречит налоговому законодательству и нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.
Административные требования мотивированы тем, что принадлежащее Ц.В.М. нежилое помещение расположено в здании, которое не имеет назначения, наименования, вида разрешенного использования, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а является многоквартирным домом, в котором принадлежащее ему нежилое помещение занимает менее 20% от общей площади многоквартирного дома, бесспорных доказательств размещения в нежилом помещении указанных в налоговом законодательстве объектов на дату утверждения Перечней, административным ответчиком не представлено, в связи с чем включение нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> в оспариваемые Перечни противоречит пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ).
В судебном заседании представитель Ц.В.М. - З.Д.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н.Н.В. просила в административном иске отказать, поддержала представленный письменный отзыв, согласно которому объект недвижимого имущества с кадастровым номером <данные изъяты> отвечает критериям, предусмотренным пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ, так как в соответствии с его техническим паспортом имеет наименование "торговое", экспликация входящих в его состав помещений подтверждает торговое назначение 100% площади принадлежащего административному истцу объекта.
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора Б.Л.В., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с положениями статьи 403 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.11.2015 N 362 "Об установлении на территории городского округа "Город Калининград" налога на имущество физических лиц" определены налоговые ставки, которые в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в 2021 году составляли 1,5 процента, в 2022 году и последующие годы - 2 процента, а в отношении прочих объектов налогообложения в 2019 году и в последующие годы - 0,5 процента.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года N 136 "Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области" предусмотрено, что Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 96 статьи 12 Положения).
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Под пунктом 7187 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером <данные изъяты>.
Приказ от 16 декабря 2020 года N 177 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21 декабря 2020 года.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Под пунктом 158 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером <данные изъяты>.
Приказ от 27 декабря 2021 года N 199 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2021 года.
Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, официально опубликованы, по мотиву нарушения порядка принятия не оспариваются административным истцом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1);
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение названных объектов;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения таких объектов и сопутствующей инфраструктуры.
По сведениям из ЕГРН, принадлежащее административному истцу в налоговых периодах 2021 и 2022 годов нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты> находится в здании с кадастровым номером <данные изъяты>, с назначением "многоквартирный дом", год завершения строительства 1964, по адресу: <адрес>, поставленном на кадастровый учет 15 февраля 2010 года (л.д. 62-64).
Данный многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, поставленном на кадастровый учет 08 октября 2010 года, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "под многоквартирный дом" (л.д. 61).
Нежилое помещение V из лит. А с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 150,8 кв. м, с 31 января 2013 года принадлежит на праве собственности Ц.В.М., поставлено на кадастровый учет 31 октября 2013 года, имеет назначение "нежилое", наименование "нежилое помещение", расположено в подвале N 1 многоквартирного дома с кадастровым номером <данные изъяты> (л.д. 47-50).
В техническом паспорте данного нежилого помещения его наименование указано как "торговое", согласно экспликации помещений 100% его общей площади имеет назначение "торговое", что является самостоятельным основанием для включения указанного нежилого помещения в оспариваемые Перечни (л.д. 52-53).
В такой ситуации не имеют правого значения доводы стороны административного истца о фактическом использовании помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, поскольку оно включено в оспариваемые Перечни по его предназначению, а не по фактическому его использованию.
Обоснованность включения нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> в данные Перечни подтверждена административным ответчиком надлежащими средствами доказывания.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В оспариваемой части Приказы Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, от 27 декабря 2021 года N 199 соответствуют подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного суд считает не подлежащими удовлетворению административные исковые требования Ц.В.М. о признании недействующими пункта 7187 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли от 16 декабря 2020 года N 177, пункта 158 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли от 27 декабря 2021 года N 199.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Ц.В.М. об оспаривании в части Приказов Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, от 27 декабря 2021 года N 199.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 10 июля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 7 июля 2023 г. N 3а-182/2023
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании