Решение Калининградского областного суда от 14 августа 2023 г. N 3а-166/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Г.И.С. о признании недействующим приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 28 декабря 2022 года N 248 в части, установил:
Г.И.С. обратилась с административным иском в суд, указав, что является собственником нежилого здания N, площадью 334 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. Его кадастровая стоимость установлена в размере 20605958,74 рублей. Здание N расположено на земельном участке N площадью 686 кв. м., вид разрешенного использования - многоквартирный жилой дом. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области 28 декабря 2022 года N 248 здание N включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год. 15 марта 2023 года административный истец обратился в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области с заявлением об исключении здания N из Перечня на 2023 год. Решением комиссии в удовлетворении данного заявления было отказано. 16 декабря 2022 года административным ответчиком проведено обследование вышеуказанного объекта недвижимого имущества, которым установлено, что здание находится в аренде ООО "Г.", причем объект является непубличным, доступ в него посторонних лиц ограничен. Фактически часть здания используется как производственный объект. Основным видом деятельности ООО "Г." является проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов газовой отрасли промышленного и гражданского назначения. Просит признать недействующим п. 4364 приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области 28 декабря 2022 года N 248.
Административный истец Г.И.С., ее представитель Г.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержали. Согласно их пояснениям, административный ответчик на момент принятия решения о включении здания N в Перечень на 2023 год не располагал сведениями об использовании более 20% площади здания в качестве офиса. Так, в акте обследования не проведен расчет процентного соотношения общей площади и используемой в качестве офиса; не установлено наличие офисной инфраструктуры, которая является обязательным условием для отнесения объекта к деловым (офисным) центрам, ссылок на наличие договора аренды от 17 июня 2023 года в документах Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, обосновывающих решение о включении здания в Перечень, не имеется. Располагая идентичными сведениями, Министерство 28 декабря 2022 года приняло решение об исключении здания N из Перечней на 2020-2022 годы, вместе с тем, на период 2023 года включило этот объект в Перечень.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н.Н.В. административные исковые требования не признала и пояснила, что на периоды 2020-2022 г.г. обследование здания N не проводилось, его фактическое использование установлено не было, в связи с чем и принято решение об исключении его из Перечней на 2020-2022 г.г. 16 декабря 2022 года было проведено обследование этого объекта, и установлено, что он используется в качестве офиса для размещения сотрудников ООО "Г.". В перечень на 2023 год здание N было включено на основании данного акта обследования, а также принимая во внимание иные документы - технический паспорт, договор аренды от 17 июня 2023 года.
Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст.ст 400-401 Налогового кодекса РФ Г.И.С. в налоговом периоде 2023 года является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 378.2 НК РФ предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1).
В целях этой статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3).
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 9 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи.
В силу п.п. 10, 11 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 01 июля 2016 года N 330, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений, указанных в пункте 10 настоящего порядка, уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда следующие документы: правоустанавливающие документы на здание (помещение), а также на земельный участок, на котором расположено здание (помещение); техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения); копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда.
Согласно п. 13 этого же Порядка в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11 настоящего порядка, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (далее - обследование).
Установлено, что Г.И.С. является собственником объекта недвижимого имущества N, площадью 334 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, согласно ЕГРН имеющего назначение - нежилое, данные о наименовании отсутствуют.
Актуальная кадастровая стоимость здания N установлена в размере 20605958,74 рублей.
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке N площадью 686 кв. м., вид разрешенного использования - под существующий жилой дом. Земельный участок находится в аренде у Г.Н.С.
В соответствии с договором аренды имущества N 01-07/2013 от 17 июня 2013 года арендодатель Г.И.С. предоставляет в аренду ООО "Г." нежилые помещения общей площадью 266 кв. м., расположенные в здании N, в целях размещения подразделений и служб арендатора (использование под офис). Размер ежемесячной арендной платы составляет 312000 рублей.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области 28 декабря 2022 года N 248 здание N включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, под п. 4364.
15 марта 2023 года административный истец обратился в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области с заявлением об исключении здания N из Перечня на 2023 год. Решением комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения фактического использования объектов нежилого фонда, от 31 марта 2023 года в удовлетворении данного заявления было отказано - в связи с тем, что на момент формирования перечня на 2023 год помещения в здании предоставлены в аренду и используются для размещения сотрудников ООО "Г.".
Как следует из технического паспорта здания, изготовленного по состоянию на 16 февраля 2005 года, оно имеет назначение - административное. Согласно экспликации внутренних помещений, на 1 этаже расположено 4 кабинета общей площадью 74,5 кв. м., на втором этаже - 3 кабинета общей площадью 57,7 кв. м., на третьем этаже - кабинет площадью 97,4 кв. м. Данная площадь учтена как административная основная.
16 декабря 2022 года Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области проведено обследование здания N. Из акта от указанной даты следует, что вход в здание осуществляется по пропускному режиму. Помещения подвального этажа площадью 50,2 кв. м. являются вспомогательными. Помещения первого этажа площадью 90,9 кв. м. используются для размещения кухни, охраны, имеется помещения с оборудованными рабочими местами. Помещения на втором этаже площадью 94,9 кв. м. являются нежилыми. Доступ в помещения N 2ж-4ж не предоставлен. Помещение N 5ж оборудовано мебелью, в том числе круглым столом для переговоров, мониторами. На третьем этаже площадью 98,4 кв. м. организованы помещения архива и помещения с рабочими местами.
Согласно ответу на запрос ООО "Г.", арендуемые в здании N помещения используются данной организацией под офис. Доступ в кабинеты начальника управления и его заместителя при обследовании 16 декабря 2022 года не был предоставлен в связи с отсутствием их на рабочем месте.
Суд приходит к выводу о том, что арендуемые ООО "Г." помещения общей площадью 266 кв. м. (67,7% от площади здания), размещенные в здании N, используются в качестве офисных. На это указывают данные обследования, проведенного 16 декабря 2022 года, договор аренды имущества N 01-07/2013 от 17 июня 2013 года, сообщение ООО "Г.". То обстоятельство, что в акте обследования от 16 декабря 2022 года не произведен расчет доли площади, используемой под офис, правового значения не имеет, на результат проведенного обследования не влияет.
Из выводов Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, следует, что в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости подобного имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), сосредоточивающих потенциально доходную недвижимость.
Принимая решение об исключении здания N из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на периоды 2020-2022 г.г. административный ответчик исходил из того, что достаточных данных, подтверждающих фактическое использование этого объекта, не имелось, обследование перед этими периодами не проводилось. Однако, таковое было проведено перед налоговым периодом 2023 года, в связи с чем согласиться с доводом стороны административного истца о том, что решения о включении в Перечни на 2020-2023 г.г. проводилось на основании тождественных данных, нельзя.
Поскольку в 2023 году в здании N используется не менее 20 процентов его общей площади для размещения офиса, что подтверждено приведенными выше доказательствами, основания для включения его в Перечень имелись по признаку, указанному в п. 5 ст. 378.2 НК РФ, оснований для отмены соответствующего Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области не имеется, таким образом, в удовлетворении административных исковых требований Г.И.С. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
В удовлетворении административных исковых требований Г.И.С. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 14 августа 2023 г. N 3а-166/2023
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании