Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 12
к постановлению
Администрации Томской области
от 23.04.2024 N 151а
Характеристика
сферы реализации подпрограммы
За последние годы в системе профессионального образования (СПО) было сделано много для изменения качества обучения и повышения престижа рабочих профессий. СПО главный человеческий ресурс, который поможет экономике как региона, так и в целом страны обеспечить технологический прорыв.
Сеть образовательных организаций профессионального образования представлена практически в каждом муниципальном образовании Томской области. Различные категории молодежи имеют возможность получить:
по очной и очно-заочной формам:
- профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих,
- среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих),
по очной, очно-заочной и заочной формам обучения:
- среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена.
Департаменту профессионального образования Томской области по состоянию на 1 января 2023 года подведомственны 23 областные государственные профессиональные образовательные организации и 1 областное государственное учреждение дополнительного профессионального образования.
В экономике как в России в целом, так и в Томской области растет запрос на инновации - новые знания и оригинальные технологические решения. Это привело к необходимости создания кластеров - союза производственных компаний и образовательных организаций, объединенных общими целями, сферой деятельности, профессиональным обменом специалистами и знаниями. В системе профессионального образования Томской области создано 9 образовательно-отраслевых кластеров с учетом приоритетов, содержащихся в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, и построения системы взаимосвязей в инновационной цепочке "Образование - Технологии - Производство" по отраслевому признаку, а также достижения поставленных результатов - подготовка кадров под "Новую экономику" (ТОП-63 и Топ-Регион) и обеспечение кадрами рынка труда - "Зрелых технологий".
За последние годы наработан положительный опыт взаимодействия как внутри системы профессионального образования - в рамках сетевого взаимодействия, так и с промышленными партнерами и бизнесом. Вместе с тем имеет место ряд проблем, связанных с необходимостью более эффективного использования имеющихся ресурсов системы профессионального образования, выстраивания приоритетов развития образовательных учреждений, ориентации образовательных ресурсов на потребности экономики Томской области.
Кроме того, слабые взаимоотношения с промышленными партнерами (недостаточное их участие в формировании регионального заказа на подготовку кадров и ее реализации) в системе профессионального образования показали необходимость продолжения работы по проведению институциональных изменений и формирование нового дизайна инфраструктуры сети профессионального образования Томской области на основе кластеризации экономики, стратегических приоритетов развития региона и реализации национальных и федеральных проектов.
Анализ текущей потребности в кадрах муниципальных образований и крупнейших работодателей Томской области показал, что структура набора должна в большей степени ориентироваться на приоритетные отрасли в связи с формирующимся в них дефицитом кадров в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2030 года и реализуемыми инвестиционными проектами.
Изменение подходов к формированию структуры приема за счет бюджетных ассигнований бюджета Томской области по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена позволило изменить долю приема для приоритетных отраслей экономики Томской области (нефтегазовая, фармацевтическая, биотехнологическая, нефтехимическая промышленность, машиностроение, здравоохранение, агропромышленный, строительный, научно-образовательный, лесопромышленный комплексы). За последние пять лет в структуре контрольных цифр приема (КЦП) за счет бюджета Томской области сохраняется доля принимаемых на обучение по программам среднего профессионального образования, ориентированных на высокотехнологичные производства Томской области (нефтегазовая промышленность, биотехнологии и фармацевтическая промышленность, нефтехимическая промышленность, агропромышленный комплекс, машиностроение, здравоохранение, строительный комплекс, научно-образовательный комплекс, лесопромышленный комплекс, транспорт). В 2023 году доля КЦП для высокотехнологичного производства составила 67%. За последние 3 года увеличивается объем КЦП для социальной сферы (здравоохранение, образование и культура) и составляет - 21% (2020 - 17%). При формировании КЦП сохраняется ориентация на реализуемые инвестиционные проекты, приоритетные направления, указанные в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, на перечень наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, специальностей.
Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов необходимо реализовывать за счет концентрации уникальных образовательных ресурсов на базе ведущих профессиональных образовательных организаций, развития на их базе сетевых форм реализации образовательного процесса на основе коллективного пользования дорогостоящими технологическими и кадровыми ресурсами совместно с ведущими предприятиями региона.
За последние 5 лет в системе профессионального образования Томской области проведен ряд изменений как в правовой, системной, организационной, так и в инфраструктурной сфере профессионального образования.
Правовая:
- совместно с промышленными партнерами системы профессионального образования разработаны и внедрены "Модели наставничества системы профессионального образования и индустриальных партнеров Томской области", что позволило решить задачу успешной профессиональной адаптации на рабочем месте за более короткий промежуток времени, качественного самоопределения выпускника с местом работы и их закрепляемости на рабочем месте;
- совместно с промышленными партнерами сформированы и ежегодно актуализируются перечни наиболее востребованных профессий и специальностей экономики Томской области (Топ-Регион) и компетенций опережающей профессиональной подготовки;
- отработаны механизмы повышения престижа педагогической деятельности в системе профессионального образования Томской области (постановление Губернатора Томской области N 65 от 15.09.2020 "О премиях Губернатора Томской области лучшим педагогическим и руководящим работникам в сфере среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в Томской области").
Системная:
- отработаны механизмы взаимодействия и сотрудничества между организациями (профессиональные образовательные организации, общеобразовательные организации, потенциальные работодатели). Разрабатываются региональные локальные акты, определяющие порядок реализации практико-ориентированного (дуального) образования в Томской области;
- применяется практико-ориентированная (дуальная) модель обучения. Удельный вес численности студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования с применением дуальной модели обучения, в общей численности студентов составил - 6,19% (по Российской Федерации - 4,18%);
- отработаны механизмы независимой оценки качества подготовки кадров в форме демонстрационного экзамена, что позволило повысить качество подготовки кадров в системе профессионального образования Томской области в 1,5 раза и увеличить количество экспертов демонстрационного экзамена из числа работодателей в 1,3 раза;
- формируются у студентов новые или дополнительные компетенции, востребованные работодателями региона. Доля студентов профессиональных образовательных организаций, у которых формируются новые или дополнительные компетенции, составляет 15,7% от численности обучающихся;
- реализуется подготовка выпускников системы профессионального образования Томской области под конкретное рабочее место с дополнительными востребованными компетенциями от работодателя, в том числе по сквозным цифровым компетенциям, отработана функциональная структура системы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций Томской области. В 2023 году доля трудоустройства по программам подготовки специалистов среднего звена и по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) составила 80,0% (выпуск 2022 года);
- разработаны и внедрены образовательные программы получения дополнительных сквозных цифровых компетенций для различных категорий граждан;
- внедрена целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в управлении профессиональными образовательными организациями, в том числе через представительство в коллегиальных органах управления профессиональной образовательной организацией и участие в обновлении образовательных программ. Из 226 членов состава управляющих советов 89,8% составляют представители родительской общественности, студенты, работники профессиональных образовательных организаций, работодатели, представители ассоциаций и общественных организаций;
- развивается чемпионатное движение системы профессионального образования:
1) в 2015 году Томская область вступила в Движение "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия) (далее - Движение). Оператором Движения в Российской Федерации выступала Автономная некоммерческая организация "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)". Цель Движения состояла в повышении престижа рабочих профессий и развитии навыков мастерства от традиционных ремесел до многопрофильных профессий в области промышленности и сферы услуг. В 2015 году проведены первые региональные соревнования по 9 компетенциям основной возрастной категории (16 - 22 года) и 1 компетенции для возрастной категории Юниоры (16 лет и моложе). К 2022 году число компетенций составило 94 и количество участников более 600 человек. Победители Регионального чемпионата получали возможность представлять свой регион на Национальном уровне и на международных соревнованиях. С 2015 по 2022 год конкурсанты достойно представляли Томскую область на всех уровнях чемпионатов профессионального мастерства, о чем говорят количество полученных медалей и медальонов за профессионализм - 99.
В 2023 году Министерством просвещения Российской Федерации разработана новая концепция Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству (далее - Чемпионатное движение).
Стратегической целью Чемпионатного движения является содействие оперативному и эффективному кадровому обеспечению различных отраслей экономики Российской Федерации. Концепция Чемпионатного движения предусматривает проведение региональных этапов в субъектах РФ с целью создания условий и системы мотивации, способствующих повышению значимости и престижа рабочих профессий, профессиональному росту молодежи путем гармонизации лучших практик и профессиональных навыков посредством организации и проведения региональных этапов Чемпионатов.
В 2023 году проведен региональный этап чемпионата "Профессионалы" и Чемпионата высоких технологий по 58 компетенциям с охватом 363 человек. В оценке соревнований приняли участие 557 экспертов. Конкурсные площадки организованы на базе 17 профессиональных образовательных организаций Томской области;
2) "Абилимпикс" - система конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью, проведение которых направлено на эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию людей с инвалидностью к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.
Томская область вступила в движение "Абилимпикс" в 2016 году. В этот же год проведен I Региональный этап Чемпионата профессионального мастерства "Абилимпикс" для 40 участников, являющихся инвалидами, по 10 профессиональным компетенциям. За 7 лет чемпионатного движения количество компетенций возросло до 29 и охват участников до 197 человек. Всего в период с 2016 по 2022 годы по результатам участия в чемпионатах на Национальном уровне у сборной Томской области - 30 медалей, из них: 6 "золотых", 14 "серебряных", 10 "бронзовых".
В 2017 году на базе ОГБПОУ "Томский техникум социальных технологий" создан Региональный центр развития движения "Абилимпикс", основная функция которого - проведение на территории Томской области Региональных чемпионатов.
В реестр национальных экспертов "Абилимпикс" от Томской области включены 12 экспертов по компетенциям: "Портной", "Ремонт обуви", "Массажист", "Роспись по шелку", "Обработка текста", "Администрирование баз данных", "Дизайн персонажей", "Брошюровка и переплетное дело", "Сити-фермерство".
Инфраструктурная:
- сформирован новый дизайн инфраструктуры сети профессионального образования Томской области на основе кластеризации экономики и реализации инвестиционных проектов (9 образовательно-отраслевых кластеров); выведены дублирующие профессии/специальности и внедрены новые под заказ промышленных партнеров, предприятий и бизнеса с укрупнением сети (перепрофилирование по отраслевому направлению подготовки кадров);
- в системе профессионального образования Томской области с 2017 года на базе ОГБПОУ "Томский техникум социальных технологий" осуществляет образовательную и методическую деятельность Базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональной системы инклюзивного образования инвалидов (далее - БПОО). Ежегодно происходит увеличение количества обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, поступающих на обучение в областные профессиональные образовательные организации. Данному обстоятельству способствует открытие новых профессий и специальностей для инвалидов, деятельность БПОО Томской области, а также проведение эффективной межведомственной профориентационной работы и адресная деятельность профессиональных образовательных организаций по профессиональной навигации учащихся общеобразовательных организаций, являющихся инвалидами.
В 2021 году в СПО Томской области создан Социальный кластер по вопросам образования и трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Ведущей организацией в составе участников социального кластера является ОГБПОУ "Томский техникум социальных технологий". Социальный кластер объединяет проекты, направленные на достижение общей цели, - повышение доступности образования и уровня трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Томской области;
- в рамках реализации федерального проекта "Профессионалитет" как одной из стратегических инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 N 2816-р) создается аутентичная производственная среда в среднем профессиональном образовании: формирование нового дизайна инфраструктуры сети профессионального образования Томской области на основе комплексной реструктуризации среднего профессионального образования во взаимодействии с реальным сектором экономики, отраслевой подход к подготовке кадров - кластеризация экономики и реализация инвестиционных проектов (создан полный технологический цикл и оснащение под требования работодателя); сокращение сроков обучения.
В 2022 году созданы 2 образовательно-производственных центра (кластера) в Томской области: для сельскохозяйственной отрасли на базе ОГБПОУ "Томский аграрный колледж" с опорным работодателем АО "Сибагро" и для железнодорожного транспорта на базе филиала СГУПС "Томский техникум железнодорожного транспорта" с ОАО "РЖД".
В 2023 году создан образовательный кластер среднего профессионального образования для отрасли "Туризм и сфера услуг" на базе ОГБПОУ "Колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг", в который входят 9 представителей бизнеса ("Аркада", "ТОРТА", "Спар - Томск", швейная фабрика "Тайга", студия Image professional, ресторан "Гости", сеть пиццерий Maya Pizza и "ПиццеРио") и 3 профессиональные образовательные организации Томской области.
Участие в проекте позволило провести перезагрузку процесса подготовки профессиональных кадров, реализации программы государственно-частного партнерства, а именно, участие опорного работодателя в проекте от согласования перечня и закупки оборудования для лабораторий колледжа до полного погружения в образовательный и воспитательный процессы. Оснащение зон современной инфраструктурой позволяет вести подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями. В рамках проекта создано 33 новых производственных комплекса по 5 отраслевым направлениям.
В 2024 году будут созданы 2 кластера:
- образовательный кластер для отрасли "Средства массовой информации и коммуникационные технологии" на базе ОГБПОУ "Томский индустриальный техникум". В состав кластера вошли 4 представителя бизнеса (ООО "Информационно-консалтинговое агентство", ООО "Графика", Управление федеральной почтовой связи Томской области, ОГКУ "Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг") и 3 профессиональные образовательные организации;
- образовательно-производственный центр (кластер) для атомной отрасли на базе ОГБПОУ "Северский промышленный колледж" с участием ведущих предприятий АО "Сибирский химический комбинат" АО "ТВЭЛ".
В период с 2018 по 2022 годы в рамках национального проекта "Образование" создано и оснащено 49 новых мастерских в профессиональных образовательных организациях в 12 профессиональных образовательных организациях Томской области.
В период с 2018 по 2023 годы в рамках областного бюджета в 25 профессиональных образовательных организациях создано 54 мастерские, из них признаны Министерством просвещения Российской Федерации 11 мастерских, созданных в рамках национального проекта "Образование".
В рамках реализации национального проекта "Образование" на базе ОГБПОУ "Томский техникум информационных технологий" в 2019 году открыт Центр опережающей профессиональной подготовки Томской области. За 4 года его функционирования прошли обучение более 38,6 тыс. граждан различных категорий.
В рамках реализация регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" внедрена цифровая образовательная среда в 23 профессиональных образовательных организациях и 6 филиалах. Оборудованы 66 лабораторий цифровой образовательной среды.
Главная задача образовательной политики - подготовка квалифицированных кадров в соответствии с потребностями экономики. Исходя из необходимости достижения цели реализации мероприятий подпрограммы будет осуществляться по следующим направлениям:
удовлетворение потребностей обучающихся в качественном образовании, посредством разработки и реализации инновационных образовательных программ и технологий, обеспечивающих индивидуализацию и вариативность образования;
интенсификация образовательных программ во всех образовательно-отраслевых кластерах Томской области, отвечающая потребностям экономики и рынка труда, способствующая самореализации обучающихся (сокращение сроков обучения не более чем на 1 год) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
повышение квалификации педагогических и руководящих работников, формирование системы подготовки и профессиональной переподготовки кадров;
создание условий для непрерывной и опережающей подготовки населения с целью повышения уровня жизни в Томской области, в том числе с использованием ресурсов Центра опережающей профессиональной подготовки Томской области;
создание благоприятных условий для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
сохранение контингента и увеличение обучающихся, охваченных дополнительным образованием;
вовлечение контингента в различные формы наставничества;
совершенствование системы молодежной политики и воспитательной работы для успешной социализации и самореализации в системе профессионального образования Томской области;
воспитание гражданственности, патриотизма среди молодежи, сохранение преемственности поколений, развитие культуры и бережного отношения к историческому прошлому своего региона, своей страны;
создание современной образовательной среды, обеспечивающей эффективное применение новейших технологий для перехода к ориентированному на персонализацию образовательного процесса, доступность, комфортность и возможность для самореализации обучающихся, включая лиц с ОВЗ;
организация питания обучающихся в областных государственных профессиональных образовательных учреждениях;
обеспечение местами в общежитиях обучающихся, создание социально-бытовых условий для их проживания и обучения.
Приоритеты выбора показателей, цели и задач государственной программы в сфере образования на период до 2028 года сформированы с учетом представленных показателей в следующих стратегических документах:
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденная постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 N 2580;
Национальный проект "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);
Федеральный проект "Профессионалитет", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 N 2816-р.
<< Приложение N 11 |
Приложение >> N 13 |
|
Содержание Постановление Администрации Томской области от 23 апреля 2024 г. N 151а "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.