Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению
Администрации Томской области
от 23.04.2024 N 151а
Характеристика
текущего состояния сферы реализации государственной программы
Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики как в Российской Федерации, так и на территории Томской области. Развитие отрасли "образование" направлено на достижение задачи развития Томской области "Содействие повышению качества образования в Томской области" в рамках среднесрочной цели "Повышение уровня и качества жизни населения на всей территории Томской области, накопление человеческого капитала", указанной в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 N 2580, а также на обеспечение целей, поставленных в рамках указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования путем вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, которое обеспечивается увеличением охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования.
Система образования Томской области представлена образовательными организациями различных типов и видов.
1. Общее образование
Сеть организаций системы общего образования Томской области на начало 2023/2024 учебного года представлена 551 организацией и включает следующие типы и виды организаций:
дошкольные образовательные организации - 180 ед.;
общеобразовательные организации (включая вечерние и частные) - 302 ед.;
организации дополнительного образования детей (включая частные) - 69 ед. (в ведении отрасли образования);
организации дополнительного профессионального образования (ОГБОУ ДПО "Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования") - 1 ед.;
ОГАОУ "Томский региональный центр развития талантов "Пульсар" - 1 ед.
Общая численность обучающихся в муниципальных и государственных общеобразовательных организациях (включая вечерние и частные) по состоянию на 20.09.2023 составляет 128 972 человека, из них 41 740 человек (32,4%) обучаются в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности (в городской местности - 87 232 чел.). На протяжении ряда лет сохраняется положительная динамика численности обучающихся в муниципальных и государственных общеобразовательных организациях.
Численность педагогических работников в общеобразовательных организациях системы общего образования (включая вечерние и частные организации) на 20.09.2023 - 10052 чел.
В регионе отмечается устойчивая тенденция к закреплению в педагогической профессии молодых учителей. Доля учителей моложе 30 лет в Томской области составляет 17%, до 35 лет - 11%, старше 55 лет - 27%.
Работа по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров организована в рамках основной деятельности Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Томской области (далее - ЦНППМ). Осуществляется формирование индивидуальных образовательных маршрутов на основании результатов диагностики, разработка новых практико-ориентированных программ повышения квалификации, реализуются курсы повышения квалификации, комплексное методическое консультирование педагогов и управленческих кадров в ходе прохождения индивидуальных образовательных маршрутов и освоения программ повышения квалификации и т.д.
Общее число воспитанников в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях с группами дошкольного образования, а также группах присмотра и ухода по состоянию на 01.01.2023 составило 51623 человека (данные Томскстат ФСН N 85-к).
Охват детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет дошкольным образованием по итогам 2022 года составлял 100% (данные региональной АИС "Комплектование ДОО").
Решение задачи обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования в Томской области решается в том числе за счет участия Томской области в федеральных проектах и программах путем:
строительства новых детских садов;
создания дополнительных мест в действующих образовательных организациях;
создания мест в частных дошкольных образовательных организациях.
За период 2018-2022 годов реализации регионального проекта "Содействие занятости. Томская область" национального проекта "Демография" в регионе построено 19 новых детских садов на 3100 мест (252 для детей до 3 лет) и создано 457 дополнительных ясельных мест в негосударственном секторе дошкольного образования. В 2023 году начато строительство дошкольной образовательной организации на 280 мест (100 мест для детей до 3 лет) в мкр. Левобережный Томского района (поручение Правительства РФ от 21.07.2021 N ММ-П54-9754 Томской области в рамках ФАИП).
Обеспечивается выполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части обеспечения 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Актуальная очередь на территории Томской области детей указанной возрастной категории по состоянию на 01.01.2023 отсутствует (0 чел.).
С 01.01.2023 и по настоящее время на территории Томской области во всех муниципальных образованиях обеспечение доступности дошкольного образования детей в возрасте до 3 лет составило 100%. Актуальный спрос на получение дошкольного образования во всех муниципальных образованиях региона отсутствует.
В регионе осуществляется финансовая поддержка организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования путем предоставления денежной выплаты родителям (законным представителям) детей, осваивающих образовательную программу дошкольного образования и получающих услуги по присмотру и уходу в организациях, осуществляющих обучение, частных образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей в целях возмещения затрат за присмотр и уход. С 01.09.2022 увеличена сумма ежемесячной денежной выплаты родителям детей, осваивающих образовательную программу дошкольного образования в частных образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, до 5 тыс. рублей.
В целях осуществления отдельных государственных полномочий по обеспечению предоставления бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, в том числе в дошкольных образовательных организациях, в Томской области в 12 муниципальных образованиях работают 22 консультационных центра для родителей (законных представителей), чьи дети не посещают дошкольные образовательные организации. В 2023 году в данные центры поступило порядка 2 тысяч обращений родителей (законных представителей).
В Томской области организовано обучение всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Обучение организовано в инклюзивной форме, в отдельных классах, группах и в отдельных организациях, осуществляющих деятельность исключительно по адаптированным основным образовательным программам (далее - АООП). В настоящее время в 9 муниципальных образованиях Томской области функционирует 14 общеобразовательных организаций, в которых обучаются дети различных нозологических групп. В 50 школах открыты отдельные классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Большое внимание уделяется вопросам повышения доступности и качества образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также их социальной интеграции, способности к ведению самостоятельной жизни, самореализации в различных сферах жизнедеятельности.
Создание таких условий стало возможным, в том числе при реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в которых Томская область принимает участие с 2020 года. По итогам реализации мероприятия федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в 2020-2023 годах была обновлена инфраструктура в 9 отдельных образовательных организациях, которые получили субсидию из федерального бюджета в первую очередь на приобретение нового современного оборудования для предмета "Технология", коррекционных занятий и дополнительного образования детей.
В школы закуплено и установлено оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностические комплекты, коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения; оборудование учебных кабинетов и мастерских для организации качественного доступного образования обучающихся.
В 2023 - 2024 учебном году осуществлен переход на ФГОС среднего общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. N 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413" (зарегистрирован 12.09.2022 N 70034), а также реализуется федеральная образовательная программа и проводится апробация примерных рабочих программ по предметам.
Региональным оператором по сопровождению введения обновленных ФГОС ОГБУ ДПО "Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" в течение 2023 года были реализованы организационно-методические мероприятия, включающие: еженедельные методические консультации с образовательными организациями, вебинары по введению обновленных ФГОС СОО, обучение педагогических и руководящих работников на курсах повышения квалификации по обновленным ФГОС.
Поэтапный переход на ФГОС выявил ряд проблем: недостаточное обеспечение материально-технической базы общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС; нехватка площадей зданий для организации внеурочной деятельности обучающихся; старение учительского корпуса и дефицит педагогических кадров.
В ходе реализации мероприятия "Создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах" регионального проекта "Современная школа" в 2023 году было открыто 17 центров "Точка роста" в 10 муниципалитетах Томской области. Во всех школах проведен ремонт кабинетов, поставлено базовое и дополнительное оборудование. В 2023 году закуплено, поставлено и подготовлено к работе: 198 цифровых лабораторий; 62 ноутбука; 65 МФУ; 73 цифровых микроскопа; 34 набора по робототехники и мехатронике.
На базе Центров "Точка роста" в 2023 году было проведено более 603 социокультурных мероприятий, в которые было вовлечено 12 978 участников.
На базе Центров "Точка роста" реализуются 685 дополнительных общеразвивающих программ. Количество детей, охваченных дополнительными общеразвивающими программами, составляет 17 108 чел., в т.ч. 2 655 обучающихся занимаются шахматами на постоянной основе. Преимущественно реализуются общеразвивающие программы дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей (Робототехника, промышленный дизайн, графический дизайн, 3D-моделирование, Черчение и конструирование в программе "Компас", программирование (Scratch), ТРИЗ, Программирование БПЛА, БПЛА Практические полеты, VR/AR, Мультстудия, "ВидеоБум", "Снимаем кино", Юный журналист, Медиастудия, Медиажурналистика, школьная газета, школьный пресс-клуб, школьный медиацентр, школьное телевидение, "Основы видеомонтажа", "Школа безопасности", "Дружина юных пожарных", "Азбука безопасности", "Научись спасать жизнь", Юные инспектора дорожного движения, "Юный турист", "Дорожная азбука", "Экология в экспериментах", "Чудеса науки и техники", "Легоконструирование", "Познавательная биология", "Юный химик", "Лаборатория ArduiNo", "Чудеса науки и природы", "Научные развлечения", "Практическая биология", "Физическая лаборатория", "Загадки физики", "Занимательные опыты и эксперименты", "Мир растений и животных", "Юный биолог", "Учусь создавать проекты", "Химия и окружающая среда", "ЭкоРосток", "Основы исследовательской деятельности по биологии", "Растениеводство", "Практическая химия", "Экологический клуб", "Экология Томской области" и др.). Созданы все условия для вовлечения обучающихся и педагогических работников в проектную деятельность. Руководители и педагоги Центров "Точка роста" прошли в 2023 году курсы повышения квалификации на базе ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" (всего обучено более 56 человек).
Развитие профильного обучения в системе общего образования в 2023 году ориентировано на реализацию стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, а также концепцию реализации основных промышленных кластеров Томской области (ядерных технологий, нефтехимический, "умные" технологии, возобновляемых природных ресурсов, трудно извлекаемых природных ресурсов и лесопромышленный). Трудовое воспитание и ранняя профориентация школьников в 2023 году продолжалась в рамках всероссийских проектов "Билет в будущее", "Проектория", "Уроки цифры", курса внеурочных занятий "Россия - мои горизонты" и региональных проектов. Основным форматом организации деятельности в данном направлении являются весенние и осенние профориентационные кампании.
Мероприятия Кампаний проводятся на школьном, муниципальном и региональном уровне, ежегодно формируется сводный региональный план Кампаний, также планы формируются на уровне каждого из 20 муниципалитетов и каждой общеобразовательной организации. В мероприятиях Кампаний принимают участие школьники 5 - 11 классов, педагоги, представители профессиональных образовательных организаций, общественных организаций и сообществ (родители, представители НКО, выпускники), работодатели региона (производственные компании, предприниматели, бизнес - сообщество), СМИ.
С целью обеспечения равного доступа обучающихся к профориентационным мероприятиям в рамках Кампаний эффективно используются онлайн и офлайн-форматы:
- Всероссийские открытые онлайн-уроки "ПроеКТОриЯ";
- Всероссийские образовательные мероприятия "Урок Цифры";
- интерактивные мероприятия "Уроки Арктики и Дальнего Востока", "Урок моря";
- экскурсии на предприятия и производства;
- профессиональные пробы;
- лекции-беседы, классные часы, родительские собрания, на которые приглашаются представители потенциальных работодателей, успешные выпускники;
- дни открытых дверей в организациях среднего и высшего профессионального образования, в том числе с использованием 3D-туров на сайтах организаций;
- конференции, конкурсы, профориентационные клубы и игры, тестирования, кейсы и др.
В 2023 - 2024 учебном году школы приступили к внедрению единой модели профессиональной ориентации обучающихся.
В Томской области возможность получения дополнительного образования для детей обеспечена государственными, муниципальными и негосударственными организациями сферы образования, а также образовательными учреждениями культуры, спорта. В региональном Навигаторе дополнительного образования детей зарегистрированы 677 образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
Общий охват обучающихся дополнительным образованием составляет 79,7% (136207 человек). (Количество детей в возрасте 5 - 18 лет, проживающих в Томской области, - 170945 человек).
В целях достижения регионального результата "Доля детей, охваченных программами технической и естественно-научной направленности" регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" проводится работа по вовлечению детей в техническое творчество и программы естественно-научной направленности. По данным регионального навигатора, в 2023 году охват детей программами технической направленности составил 41482 человека и программами естественно-научной направленности - 24016 человек, что составляет 38,3%.
В 2023 году по данным ведомственного мониторинга за счет увеличения количества дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих доступность обучения для детей с ВОЗ, увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам (2023 год - 61%, 2022 год - 57%, 2021 год - 46%, 2020 год - 38,3%, 2019 год - 36,5%, 2018 год - 32%).
В Томской области действует региональный навигатор ДОД. Навигатор интегрирован с единой информационной системой сбора и анализа данных по учреждениям, программам, мероприятиям дополнительного образования и основным статистическим показателям охвата детей дополнительным образованием Минпросвещения России (далее - ЕАИС ДО). С января 2022 года через Навигатор осуществляется передача информации об охвате детей значимыми региональными мероприятиями, проектами, в том числе организуемыми на базе центров IT-куб, Кванториумов, центров по работе с одаренными детьми.
В Томской области в каждом муниципальном образовании создана школьная спортивная лига. В рамках работы школьных спортивных клубов организовано сетевое взаимодействие с федерациями Томской области по видам спорта. В целях поддержки и развития деятельности школьных спортивных клубов, направленных на развитие массовых и индивидуальных форм физкультурной и спортивно-массовой работы с обучающимися образовательных организаций, ежегодно проводится Региональный этап Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурной работы и развитие массового спорта среди школьных спортивных клубов, в 2022, 2023 годах проведены региональные этапы всероссийских спортивных игр школьных спортивных клубов, также команда Томской области участвовала во всероссийском этапе данного конкурса.
По программам физкультурно-спортивной направленности обучается 42037 несовершеннолетних в возрасте от 5 до 18 лет. По данным статистического наблюдения "Физическая культура и спорт в общеобразовательных организациях", на базах СОШ открыто 41 отделение по видам спорта (1184 секции из них 703 в сельской местности), в которых занимаются 13866 (6533 в сельской местности) школьников.
С целью вовлечения детей и подростков в занятия физической культурой в Томской области ежегодно проходят спортивные соревнования среди школьников по таким видам, как: президентские состязания, президентские спортивные игры, мини-футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, лыжные гонки, полиатлон, гиревой спорт, городошный спорт, лапта, легкая атлетика, Белая ладья (шахматы), спортивный туризм, Школа безопасности. Все данные мероприятия проходят поэтапно, первый этап (школьный) является самым массовым. Далее идет отбор лучших команд на муниципальном уровне, на региональных этапах всех соревнований принимает участие порядка трех тысяч лучших школьников от муниципальных образований. Томская область входит в 10 первых команд (из 85 регионов) по итогам проведения всероссийских этапов Президентских состязаний и Президентских спортивных игр. Ежегодно команда Томской области выходит в финал всероссийских соревнований "Мини-футбол в школу".
Также продолжена реализация общероссийского проекта "Самбо - в школу!", целью которого является массовое вовлечение обучающихся в систематические занятия самбо, а также нравственное и патриотическое воспитание школьников. На конец 2023 года в проекте участвует 26 общеобразовательных организаций.
В 2023 году в Томской области был дан старт проекту "Футбол в школу". К участию в проекте присоединились 64 общеобразовательные организации Томской области. В рамках проекта ребята смогут осваивать любимый всеми вид спорта прямо в школе, в рамках уроков физической культуры, кружков внеурочной деятельности или программ дополнительного образования. В рамках проекта образовательные организации получают необходимые для начала занятий средства обучения и воспитания. Всего в проект ежегодно будет вовлечено более 3000 школьников. В образовательных организациях Томской области проект реализуется по инициативе Томской областной федерации футбола при поддержке Департамента общего образования Томской области.
Одним из приоритетных направлений развития образования является работа с талантливой молодежью. Это отражено и в национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года и в национальном проекте "Образование", одной из основных целей которого является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Задача сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала, формирования будущей профессиональной элиты актуальна для Томской области. Одним из ключевых факторов ее решения является формирование эффективной системы работы с одаренными детьми, направленной на создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, соответствующих современным требованиям.
За годы реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на региональном уровне созданы нормативные, организационные и финансовые условия, определяющие системную работу с талантливыми детьми.
С 2013 г. на территории Томской области сформирована сеть из 5 региональных и 9 межмуниципальных центров по работе с одаренными детьми (далее - РЦ и ММЦ), создан портал по работе с одаренными детьми, сформирован единый реестр образовательных событий и региональная база данных победителей и призеров олимпиад, разработаны и внедрены механизмы сетевого взаимодействия и финансовые механизмы, развивается конкурсное движение, организуется подготовка и повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
Эффективным инструментом поиска и раскрытия талантов и способностей детей, используемым в региональной системе, является дополнительное образование, которое предоставляет возможности для самореализации обучающихся.
РЦ и ММЦ, охватывающие своей деятельностью все 20 муниципальных образований Томской области, обеспечивают информационное, организационное, методическое, психолого-педагогическое, тьюторское сопровождение одаренных детей, их родителей, педагогов, реализуют образовательные программы (не менее 50 ежегодно), проводят комплексы мероприятий (не менее 90 мероприятий ежегодно), оказывают финансовую поддержку для участия талантливых школьников в мероприятиях всероссийского и международного уровня. На поддержку ММЦ из областного бюджета ежегодно выделяется порядка 6 млн рублей.
Система общего образования Томской области развивает сотрудничество с вузами, расположенными на территории Томской области. Университетами разработаны и реализуются различные модели сопровождения и поддержки одаренных детей, в том числе проводятся профориентационных события, лекции ведущих ученых, лабораторные работы и профессиональные пробы "Первый шаг в профессию". В открытых профильных школах ежегодно обучается более 500 старшеклассников.
В работе с талантами задействованы все томские университеты, участвуют в проведении событий организации культуры, спорта, представители бизнеса и производства, организации дополнительного образования.
Ежегодно не менее 90% школьников региона принимают участие в мероприятиях от школьного до международного уровня, не менее 1500 обучающихся ежегодно представляют Томскую область на высокорейтинговых всероссийских и международных мероприятиях, входящих в перечни Минпросвещения России и Минобрнауки России.
Особое место среди олимпиад занимает всероссийская олимпиада школьников (далее - ВсОШ), которая способствует широкому вовлечению школьников в олимпиадное движение и выявлению их способностей. С каждым годом увеличивается число участников ВсОШ от школьного до регионального уровня, растет число победителей и призеров заключительного этапа ВсОШ.
Результаты участия обучающихся Томской области в региональном и заключительном этапах ВсОШ:
Показатель |
2020/2021 уч. г. |
2021/2022 уч. г. |
2022/2023 куч. г. |
Количество участников регионального этапа ВсОШ, чел. |
1208 |
1444 |
1812 |
Количество победителей регионального этапа ВсОШ, чел. |
100 |
121 |
207 |
Количество победителей и призеров регионального этапа ВсОШ, чел. |
10 |
9 |
17 |
По итогам проведения заключительного этапа ВсОШ в 2023 году Томская область заняла 11-е место в рейтинге регионов Российской Федерации по количеству дипломов победителей и призеров, поднявшись на 15 позиций рейтинга.
В 2023 году из областного бюджета впервые выделена субсидия в объеме 20 млн. рублей на финансовое обеспечение расходов на участие детей и сопровождающих их лиц в региональных, межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях. Это позволило создать условия для предъявления результатов своей деятельности на очных высокорейтинговых мероприятиях обучающимся вне зависимости от места проживания и финансовых возможностей семей. Благодаря такой финансовой поддержке в 2023 году существенно увеличилось число победителей высокорейтинговых мероприятий.
Всего в 2023 году более 2500 тысяч школьников стали участниками высокорейтинговых мероприятий, входящих в перечни Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Минспорта России, 349 из них стали победителями и отмечены почетным знаком "Юное дарование Томской области". 49 школьников и 19 педагогов стали участниками программ в Образовательном центре "Сириус", 10965 результатов школьников региона занесены в Государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности.
В Томской области ежегодно устанавливаются и выплачиваются премии и стипендии, которые присуждаются на конкурсной основе. В большей части муниципальных образований Томской области в рамках реализации муниципальных программ работы с одаренными детьми присуждаются муниципальные премии для одаренных и талантливых детей и молодежи.
Ежегодно для более 500 педагогов на базе РЦ и ММЦ, ресурсно-внедренческих центров инноваций, региональных стажировочных площадок всероссийскими партнерами реализуются программы повышения квалификации; более 800 педагогов участвуют в конкурсах профессионального мастерства, в том числе направленных на поддержку специалистов, работающих с одаренными детьми и молодежью.
Благодаря участию в реализации мероприятий федеральных программ и проектов, Томская область получила дополнительные возможности для развития региональной системы выявления, развития и поддержки способностей и талантов детей и молодежи, в том числе за счет развития инфраструктуры системы образования.
В рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" в 2023 году в Томской области открыт Томский региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (далее - ТРЦ), функции которого с 2018 года выполняет ОГБУ "Региональный центр развития образования". ТРЦ создан по модели Образовательного центра "Сириус" и реализует образовательные программы по 4 направлениям: "наука", "искусство", "спорт" и "предпринимательство".
Открытие ТРЦ будет способствовать решению существующих проблем, а также увеличению охвата детей дополнительным образованием. Образовательной деятельностью ТРЦ планируется обеспечить ежегодный охват не менее 5% (около 6000 чел.) обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования в Томской области. В числе основных ожидаемых результатов создания ТРЦ: расширение спектра и повышение качества организации и проведения образовательных событий, совершенствование мер поддержки одаренных и талантливых детей; увеличение количества участников региональных, федеральных и международных олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов, физкультурно-спортивных состязаний; увеличение победителей и призеров высокорейтинговых значимых мероприятий регионального, всероссийского, международного уровней.
Помимо развития инфраструктуры обновляется и содержание работы: внедряются новые методы и программы, повышается вариативность программ дополнительного образования, совершенствуется система повышения квалификации педагогов, работающих с детьми.
В целом реализуемая в регионе система выявления, информационно-консультационного, экспертного сопровождения и поддержки одаренных детей в различных программах, образовательных событиях по уровням: школьный - муниципальный - региональный - всероссийский/международный позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию каждому ребенку, проявить и развить ему свои способности в полной мере.
Вместе с тем при организации работы с одаренными детьми являются актуальными проблемы кадрового дефицита (прежде всего, в сельской местности); недостаточности материально-технической базы образовательных организаций для реализации востребованных современных дополнительных образовательных программ; недостаточного уровня финансирования. В фокусе внимания сегодня также остаются такие проблемные вопросы, как: недостаток современных образовательных программ, в том числе сетевых образовательных программ, онлайн-программ; отсутствие устойчивых связей между системой образования и производственными компаниями региона, сдерживающее реализацию целей научно-технологического развития; низкий уровень межведомственного взаимодействия субъектов системы образования с организациями культуры, спорта; отсутствие нормативных механизмов реализации сетевых образовательных программ, а также механизмов, регулирующих использование ресурсов организаций профессионального образования, производственных компаний для обучения, сопровождения и развития одаренных детей, молодежи; отсутствие единого регионального (межведомственного) информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта; отсутствие системы индивидуального сопровождения (наставничество) одаренных детей, молодежи на этапах "школа-вуз-предприятие"; отток лучших выпускников школ и вузов из региона.
2. Профессиональное образование
По состоянию на 1 января 2023 года профессиональное образование Томской области представлено 23 областными государственными профессиональными образовательными учреждениями, 9 филиалами и 1 областным государственным учреждением дополнительного профессионального образования с общим числом обучающихся 21,7 тыс. человек.
В областных государственных профессиональных образовательных организациях подготовка кадров осуществляется по 207 основным образовательным программам (129 специальностей и 78 профессий), из них по 52 программам из перечня наиболее востребованных на рынке труда профессий и специальностей - ТОП-63 и по 76 программам из перечня приоритетных профессий и специальностей для экономики Томской области - ТОП-Регион. Число обучающихся по направлению "Новая экономика" (ТОП-63 и ТОП-Регион) составляет 17,3 тыс. студентов или 83,0%.
Одна из приоритетных задач профессионального образования - обеспечение квалифицированными кадрами, которые соответствуют требованиям рынка труда, потребностям промышленных партнеров и экономики региона. Реализуется подготовка специалиста нового типа, обладающего конкурентоспособностью уже с момента окончания профессиональных образовательных организаций. С этой целью проводится модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптированных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ во всех профессиональных образовательных организациях.
В целях формирования региональной кадровой политики Томской области в 2018 году был создан Координационный совет по кадровому обеспечению экономики Томской области при Губернаторе Томской области (далее - Координационный совет). В состав Координационного совета входят заместители Губернатора Томской области, представители Ассоциации "Совет муниципальных образований", Союза Томской торгово-промышленной палаты и работодателей или объединений работодателей Томской области.
Проводимая модернизация в системе профессионального образования Томской области направлена на:
- создание новой образовательной инфраструктуры подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций;
- обеспечение повышения качества образования в условиях, отвечающих современным требованиям;
- сокращение периода адаптации обучающихся и выпускников системы профессионального образования (далее - СПО) на первом рабочем месте через практико-ориентированные инструменты;
- повышение престижа системы СПО, в том числе через повышение показателей трудоустройства выпускников, повышение патриотической осознанности, а также повышение инвестиционной привлекательности образовательных организаций их финансовой устойчивости.
Потенциал СПО Томской области в настоящее время позволяет обеспечивать ее развитие, а также решать задачи, поставленные национальными и федеральными проектами.
В 2023 году трудоустройство по программам подготовки специалистов среднего звена и по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) составило 80,0% (выпуск 2022 года).
3. Реализация полномочий Российской Федерации в сфере образования
С 2009 года на уровень субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации в сфере образования, предусмотренные частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи 6.3 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
К переданным полномочиям относятся: федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования, лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация образовательной деятельности и подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях, ученых званиях.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательной деятельности осуществляются в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Томской области, за исключением организаций, в отношении которых соответствующее полномочие отнесено законодательством к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования.
Лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация образовательной деятельности и подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях, ученых званиях являются государственными услугами и носят заявительный характер.
По состоянию на 1 января 2023 года количество объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования составляет 872, представленного 850 юридическими лицами и 22 индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности. Из общего количества лицензиатов количество организаций, прошедших государственную аккредитацию образовательной деятельности по основным образовательным программам, составляет 341.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется посредством проведения предусмотренных законодательством контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий с учетом отнесения объекта контроля к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Данный вид контроля осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Положением о федеральном государственном контроле (надзор) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997.
Объектами государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования являются 20 муниципальных образований. Государственный контроль (надзор) за реализацией такими органами полномочий в сфере образования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
<< Приложение N 2 |
Приложение >> N 4 |
|
Содержание Постановление Администрации Томской области от 23 апреля 2024 г. N 151а "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.