В соответствии с частью второй статьи 44 1 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", пунктом 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Примерный порядок создания и деятельности комиссий по рассмотрению вопросов о приеме в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, временном выбытии, переводе и выписке из нее.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Министр |
А.О. Котяков |
Зарегистрировано в Минюсте России 25 апреля 2024 г.
Регистрационный N 77985
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 23 апреля 2024 г. N 231н
Примерный порядок
создания и деятельности комиссий по рассмотрению вопросов о приеме в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, временном выбытии, переводе и выписке из нее
1. Комиссия по рассмотрению вопросов о приеме в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами 1, временном выбытии, переводе и выписке из нее 2 создается на основании решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации 3.
2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Законом N 3185-I, Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" 4, настоящим Примерным порядком и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Комиссия рассматривает:
заявление гражданина или его законного представителя о приеме в стационарную организацию социального обслуживания, решение органа опеки и попечительства в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление 5, и иные документы, предусмотренные порядком предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, утверждаемым уполномоченным органом 6, поданные в соответствии с указанным порядком и поступившие в комиссию из уполномоченного органа или организации, которая находится в ведении уполномоченного органа и которой в соответствии с Федеральным законом N 442-ФЗ предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг на территориях одного или нескольких муниципальных образований 7;
заявление гражданина или его законного представителя о переводе или выписке из стационарной организации социального обслуживания, лица, обязующегося обеспечивать помощь гражданину, выписывающемуся из организации социального обслуживания, и уход за ним в случае установления у данного гражданина нуждаемости в помощи и уходе 8, и иные документы, предусмотренные и поданные в соответствии с Порядком и условиями перевода, выписки и временного выбытия из стационарной организации социального обслуживания, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 апреля 2024 г. N 176н 9, поступившие из стационарной организации социального обслуживания;
обращение гражданина или его законного представителя об отказе во временном выбытии из стационарной организации социального обслуживания 10.
4. По результатам рассмотрения заявлений и обращений, указанных в пункте 3 настоящего Примерного порядка, комиссия в соответствии со статьями 41, 42, 44 и 44 1 Закона N 3185-I вырабатывает рекомендации 11:
1) о приеме или об отказе в приеме в стационарную организацию социального обслуживания на условиях предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании;
2) о переводе или об отказе в переводе из стационарной организации социального обслуживания в иную организацию социального обслуживания;
3) о выписке или об отказе в выписке из стационарной организации социального обслуживания;
4) о временном выбытии или об отказе во временном выбытии из стационарной организации социального обслуживания.
5. Срок рассмотрения заявления о приеме в стационарную организацию социального обслуживания и выработки рекомендаций комиссии не может превышать десяти рабочих дней со дня подачи гражданином или его законным представителем такого заявления в уполномоченный орган или уполномоченную организацию.
Срок рассмотрения заявления о переводе из стационарной организации социального обслуживания в иную организацию социального обслуживания или о выписке из стационарной организации социального обслуживания и выработки рекомендаций комиссии не может превышать десяти рабочих дней со дня подачи гражданином или его законным представителем такого заявления в стационарную организацию социального обслуживания.
Срок рассмотрения обращения об отказе во временном выбытии из стационарной организации социального обслуживания и выработки рекомендаций комиссии не может превышать десяти рабочих дней со дня подачи гражданином или его законным представителем такого обращения в комиссию, в том числе через стационарную организацию социального обслуживания.
6. Состав комиссии формируется из представителей уполномоченного органа, органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органов опеки и попечительства, государственного юридического бюро (при наличии), общественных объединений и негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами, и врача-психиатра 12.
7. В состав комиссии входят председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии.
Число членов комиссии должно быть не менее чем семь человек.
Ротация состава комиссии осуществляется не реже одного раза в год.
8. Председатель комиссии (в его отсутствие заместитель председателя комиссии):
1) осуществляет общее руководство деятельностью комиссии и организует ее работу;
2) определяет даты заседаний комиссии;
3) утверждает повестку дня заседаний комиссии;
4) ведет заседания комиссии;
5) дает поручения секретарю и членам комиссии.
9. Секретарь комиссии:
1) организует своевременное направление членам комиссии приглашений на заседания комиссии, предложений для рассмотрения на заседаниях комиссии;
2) организует проведение заседаний комиссии;
3) осуществляет ведение и хранение протоколов заседаний комиссии;
4) организует направление членам комиссии копий протоколов заседания комиссии.
10. Члены комиссии участвуют в заседаниях комиссии, направляют секретарю комиссии предложения по вопросам организации работы комиссии, исполняют поручения председателя (при его отсутствии - заместителя председателя) комиссии.
11. Члены комиссии имеют равные права и обязуются не разглашать сведения о гражданах, которые им стали известны в связи с участием в деятельности комиссии.
12. Заседания комиссии могут проводиться в стационарной организации социального обслуживания либо в иной организации социального обслуживания, наиболее близко расположенной к месту жительства или месту пребывания гражданина.
Заседание комиссии по рассмотрению заявления о приеме в стационарную организацию социального обслуживания, переводе или выписке из нее проводится в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня поступления такого заявления в комиссию.
Информирование уполномоченного органа, стационарной организации социального обслуживания, гражданина, его законных представителей, иных лиц по указанию гражданина о дате, времени и месте проведения заседания комиссии осуществляет секретарь комиссии в течение дня, следующего за днем поступления заявления в комиссию.
13. Заседание комиссии по рассмотрению обращения гражданина или его законного представителя об отказе во временном выбытии проводится в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня поступления такого обращения в комиссию.
Информирование гражданина, его законного представителя, иных лиц по указанию гражданина о дате, времени и месте проведения заседания комиссии по рассмотрению обращения об отказе гражданину во временном выбытии осуществляет секретарь комиссии в течение дня, следующего за днем поступления обращения в комиссию.
14. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа ее членов.
Выводы комиссии, включаемые в рекомендации, принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.
15. Вопросы о приеме в стационарную организацию социального обслуживания, временном выбытии, переводе и выписке из нее рассматриваются комиссией при участии гражданина, его законного представителя и иных лиц по указанию гражданина, родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего, страдающего психическим расстройством. При рассмотрении комиссией вопросов о приеме в стационарную организацию социального обслуживания, временном выбытии, переводе и выписке из нее учитывается мнение гражданина 13.
16. Общение членов комиссии с гражданином, участвующим в заседании, осуществляется с его согласия, с согласия его законного представителя в доступной для него форме (при необходимости с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации). С учетом состояния здоровья гражданина комиссия к проведению беседы с ним может привлекать квалифицированных специалистов, в том числе логопеда, психолога.
17. Комиссия в целях выработки рекомендаций, предусмотренных частью шестой статьи 44 1 Закона N 3185-I, устанавливает:
1) уровень информированности гражданина, в том числе несовершеннолетнего, о последствиях его приема в стационарную организацию социального обслуживания, последствиях перевода в иную организацию социального обслуживания или выписки из нее, а также о последствиях отказа от поданного заявления;
2) наличие или отсутствие нуждаемости гражданина в помощи и уходе за ним при выписке из стационарной организации социального обслуживания, а также наличие лица, обязующегося обеспечивать помощь;
3) наличие или отсутствие оснований для отказа во временном выбытии лицу, подавшему заявление о временном выбытии из стационарной организации социального обслуживания.
18. При рассмотрении вопросов о приеме в стационарную организацию социального обслуживания, переводе, выписке или отказе во временном выбытии из нее граждан комиссия в целях выработки рекомендаций учитывает наличие или отсутствие:
1) у совершеннолетнего гражданина в случае его выписки, перевода или временного выбытия из стационарной организации социального обслуживания нуждаемости в предоставлении ему социальных услуг в форме социального обслуживания на дому или в полустационарной форме социального обслуживания;
2) у несовершеннолетнего гражданина возможности жить и воспитываться в семье, в том числе с учетом получения образования, социальных услуг в форме социального обслуживания на дому или полустационарной форме социального обслуживания, реабилитационных или абилитационных услуг.
19. При рассмотрении комиссией заявления о приеме в стационарную организацию социального обслуживания, переводе, выписке или обращения об отказе во временном выбытии из нее устанавливается мнение гражданина, его родителей или иных законных представителей, или иных лиц, обязующихся обеспечивать помощь гражданину, а также обстоятельства, предусмотренные пунктами 17 и 18 настоящего Примерного порядка.
20. В рекомендациях комиссии формулируется вывод:
1) о возможности или невозможности приема в стационарную организацию социального обслуживания на условиях предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании;
2) о возможности или невозможности перевода из стационарной организации социального обслуживания в иную организацию социального обслуживания;
3) о возможности или невозможности выписки из стационарной организации социального обслуживания;
4) о возможности или невозможности временного выбытия из стационарной организации социального обслуживания.
21. По результатам рассмотрения комиссией заявления и документов, предусмотренных в абзаце втором пункта 3 настоящего Примерного порядка, о приеме гражданина в стационарную организацию социального обслуживания вырабатываются рекомендации, в которых отражается наличие или отсутствие у гражданина нуждаемости в предоставлении, а также его желания в получении:
1) социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
2) социальных услуг в форме социального обслуживания на дому или в полустационарной форме социального обслуживания, срочных социальных услуг;
3) медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение) 14;
4) посторонней помощи и уходе;
5) реабилитации или абилитации, социальной занятости;
6) образования.
22. Рекомендации комиссии о приеме или об отказе в приеме в стационарную организацию социального обслуживания разрабатываются с учетом:
1) наличия или отсутствия у совершеннолетнего гражданина возможности сохранять привычный образ жизни в домашних условиях, включая социальные связи, проживать самостоятельно или при поддержке членов семьи, родственников или иных близких людей, в том числе с учетом предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому или в полустационарной форме социального обслуживания;
2) наличия или отсутствия у несовершеннолетнего гражданина возможности жить и воспитываться в семье, в том числе с учетом получения образования, социальных услуг в форме социального обслуживания на дому или полустационарной форме социального обслуживания, реабилитационных или абилитационных услуг;
3) наличия или отсутствия возможности у законного представителя, членов семьи, родственников или иных близких людей обеспечивать помощь гражданину, а также уход за ним;
4) письменной позиции органов опеки и попечительства относительно соблюдения законных интересов несовершеннолетнего, а также совершеннолетнего гражданина, признанного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недееспособным или ограниченно дееспособным 15.
23. По результатам рассмотрения комиссией заявления о переводе гражданина из стационарной организации социального обслуживания в иную организацию социального обслуживания вырабатываются рекомендации, в которых отражается наличие или отсутствие у гражданина нуждаемости в предоставлении, а также его желания в получении:
1) социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной или стационарной форме социального обслуживания;
2) медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение);
3) посторонней помощи и ухода;
4) реабилитации или абилитации, социальной занятости, трудоустройства;
5) образования.
24. Рекомендации комиссии о переводе или об отказе в переводе из стационарной организации социального обслуживания в иную организацию социального обслуживания разрабатываются с учетом:
1) наличия или отсутствия у совершеннолетнего гражданина возможности сохранять привычный образ жизни, в том числе наличие или отсутствие социальных связей в иной организации социального обслуживания;
2) наличия или отсутствия у несовершеннолетнего гражданина возможности жить и воспитываться в семье, в том числе с учетом получения образования, социальных услуг в форме социального обслуживания на дому или полустационарной форме социального обслуживания, реабилитационных или абилитационных услуг;
3) наличия или отсутствия у гражданина нуждаемости в помощи и уходе за ним, в предоставлении ему социальных услуг в форме социального обслуживания на дому или в полустационарной форме социального обслуживания;
4) письменной позиции органов опеки и попечительства относительно соблюдения законных интересов несовершеннолетнего, а также совершеннолетнего гражданина, признанного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недееспособным или ограниченно дееспособным.
25. По результатам рассмотрения комиссией заявления и иных документов о выписке гражданина из стационарной организации социального обслуживания вырабатываются рекомендации, в которых отражается наличие или отсутствие у гражданина нуждаемости в предоставлении, а также его желания в получении:
1) социальных услуг на дому или в полустационарной форме социального обслуживания;
2) медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение);
3) посторонней помощи и ухода;
4) реабилитации или абилитации, социальной занятости, трудоустройства;
5) иных социальных услуг;
6) образования.
26. Рекомендации комиссии о выписке или об отказе в выписке из стационарной организации социального обслуживания разрабатываются с учетом:
1) наличия или отсутствия у совершеннолетнего гражданина условий для самостоятельного проживания или проживания при поддержке членов семьи, родственников, друзей и иных близких людей;
2) наличия или отсутствия у гражданина, нуждаемости в помощи и уходе за ним, в предоставлении ему социальных услуг в форме социального обслуживания на дому или в полустационарной форме социального обслуживания;
3) наличия или отсутствия у гражданина, который по состоянию здоровья не способен проживать самостоятельно, законного представителя или иного лица, обязующегося осуществлять помощь и уход за ним, а также обеспечивать ему безопасные условия проживания, заботиться о его содержании и здоровье;
4) наличия или отсутствия у гражданина опыта проживания в домашних условиях или в условиях тренировочного проживания;
5) наличия или отсутствия у гражданина потребности в прохождении подготовки к самостоятельному проживанию вне стационарной организации социального обслуживания;
6) письменной позиции органов опеки и попечительства относительно соблюдения законных интересов несовершеннолетнего, а также совершеннолетнего гражданина, признанного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недееспособным или ограниченно дееспособным, а также об осуществлении опеки или попечительства после выписки.
27. Комиссия по итогам рассмотрения обращения гражданина или его законного представителя об отказе во временном выбытии вырабатывает рекомендации, в которых отражается наличие или отсутствие оснований для удовлетворения обращения гражданина о временном выбытии, включая оценку наличия условий:
1) для самостоятельного проживания гражданина в период временного выбытия или его проживания при поддержке членов семьи, родственников, иных близких людей (при необходимости), в том числе с учетом предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому или в полустационарной форме социального обслуживания, потребности в прохождении подготовки к самостоятельному проживанию вне стационарной организации социального обслуживания;
2) для обеспечения законным представителем или лицом, обязующимся обеспечивать помощь, гражданину, который по состоянию здоровья не способен проживать самостоятельно, в период его временного выбытия безопасных условий проживания, заботы о его содержании и здоровье.
28. Решения комиссии, в которых содержатся рекомендации, в течение двух рабочих дней после дня проведения заседания оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании комиссии и членами комиссии, принимавшими участие в ее заседании.
Член комиссии, не согласный с выводом, сделанным в решении комиссии, вправе в письменной форме изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии.
29. Секретарь комиссии осуществляет передачу (направление) протокола заседания комиссии в уполномоченный орган или уполномоченную организацию в случае, предусмотренном в абзаце втором пункта 3 настоящего Примерного порядка, или в стационарную организацию социального обслуживания в случаях, предусмотренных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 настоящего Примерного порядка, в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня проведения заседания комиссии, в пределах сроков, предусмотренных пунктом 5 настоящего Примерного порядка.
------------------------------
1 Далее - граждане.
2 Далее соответственно - комиссия и стационарная организация социального обслуживания.
3Часть первая статьи 44 1 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон N 3185-I); далее - уполномоченный орган.
4 Далее - Федеральный закон N 442-ФЗ.
5Часть первая статьи 41 Закона N 3185-I.
6Пункт 10 статьи 8 Федерального закона N 442-ФЗ.
7Пункт 7 статьи 5 Федерального закона N 442-ФЗ; далее - уполномоченная организация.
8 Далее - лицо, обязующееся обеспечивать помощь.
9 Зарегистрирован Минюстом России 12 апреля 2024 г., регистрационный N 77847.
10Часть седьмая статьи 44 1 Закона N 3185-I.
11 Далее - рекомендации.
12Часть третья статьи 44 1 Закона N 3185-I.
13Часть пятая статьи 44 1 Закона N 3185-I.
14Статья 22 Федерального закона N 442-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы приема граждан в интернаты для страдающих психическими расстройствами должна рассматривать региональная комиссия. Это касается и временного выбытия, перевода и выписки.
Установлены правила создания и деятельности таких комиссий.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 апреля 2024 г. N 231н "Об утверждении Примерного порядка создания и деятельности комиссий по рассмотрению вопросов о приеме в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, временном выбытии, переводе и выписке из нее"
Зарегистрировано в Минюсте России 25 апреля 2024 г.
Регистрационный N 77985
Вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 25 апреля 2024 г. N 0001202404250005