Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2024 г. N 35-КАД23-6-К2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Абакумовой И.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Тверской области на решение Тверского областного суда от 22 ноября 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2023 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 г. по административному делу N 3а-97/2022 по административному исковому заявлению Малиновского Владимира Евгеньевича о признании недействующим постановления Правительства Тверской области от 22 ноября 2021 г. N 615-пп "Об утверждении генерального плана городского округа - города Твери Тверской области" в части включения земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: г. ..., в состав функциональной зоны озеленённых территорий общего пользования.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Правительства Тверской области, Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Малиновского В.Е. - Зиновьева А.В., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Вдовичева Ю.В., полагавшего, что судебные акты являются законными и обоснованными, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Тверской области от 22 ноября 2021 г. N 615-пп утверждён генеральный план городского округа города Твери Терской области, за исключением несогласованных вопросов генерального плана (приложение 11 к данному постановлению).
Малиновский В.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании указанного постановления не действующим с даты вступления в законную силу решения суда в части включения принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 4 039 кв. м, расположенного по адресу: г. ..., с видом разрешенного использования "под строительство жилого дома" в состав функциональной зоны озелененных территорий общего пользования.
В подтверждение нарушенных прав ссылался на отказ в выдаче уведомления о соответствии завершения строительства жилого дома.
Решением Тверского областного суда от 22 ноября 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2023 г., административное исковое заявление удовлетворено, постановление Правительства Тверской области от 22 ноября 2021 г. N 615-пп "Об утверждении генерального плана городского округа - города Твери Тверской области" в части включения земельного участка с кадастровым номером ... в состав функциональной зоны озелененных территорий общего пользования признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 г. принятые по делу судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Правительством Тверской области в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2023 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 26 февраля 2024 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия полагает подлежащими отмене обжалуемые судебные акты с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу пунктов 2, 5 статьи 1, частей 1, 3, 5 1, 5 2 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территории исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа, являясь документом территориального планирования, содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения; карту границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых населённых пунктов); карту функциональных зон.
Указанные документы включают в себя сведения о видах, назначении планируемых для размещения объектов, их основные характеристики и местоположение, границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов.
Применительно к настоящему делу, вопреки выводам судебных инстанций об отсутствии обоснования развития функциональных зон озеленённых территорий общего пользования, содержащиеся в Положении о территориальном планировании городского округа - города Твери Тверской области, являющегося составной частью постановления Правительства Тверской области от 22 ноября 2021 г. N 615-пп "Об утверждении генерального плана городского округа - города Твери Тверской области", дают основу для вывода о том, что запланированное формирование и развитие зон озеленённой территории общего пользования, в том числе в оспариваемой части не противоречит принципам и задачам градостроительного планирования, направлено на увеличение доли озелененной территории в соответствии с расчетными показателями минимально допустимого уровня озелененной территории с учетом интересов населения в потребности экологического и санитарного благополучия в связи с запланированным использованием близлежащих земельных участков под цели промышленности, энергетики и иного специального назначения, в частности, в связи с размещением стекольного производства, реализацией инвестиционного проекта по расширению данного производства, а также развитием транспортной инфраструктуры.
Включение же в спорные границы функциональной зоны озеленённой территории общего пользования, находящегося в частной собственности земельного участка с видом разрешенного использования "под строительство жилого дома", само по себе не может рассматриваться как угроза нарушения имущественных прав собственника земельного участка и объекта незавершенного строительства.
Согласно части 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечёт за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Как видно, федеральный законодатель отнюдь не исключает сочетания в пределах одной функциональной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, выводы судов об удовлетворении заявленных требований основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорное правоотношение.
Поскольку такие нарушения являются существенными, нарушают охраняемые законом публичные интересы, судебные акты подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тверского областного суда от 22 ноября 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2023 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 г. отменить. Принять по делу новое решение, которым Малиновскому Владимиру Евгеньевичу в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим постановления Правительства Тверской области от 22 ноября 2021 г. N 615-пп "Об утверждении генерального плана городского округа - города Твери Тверской области" в части включения земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., в состав функциональной зоны озеленённых территорий общего пользования отказать.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2024 г. N 35-КАД23-6-К2
Опубликование:
-