В целях совершенствования организации прокурорского надзора в сфере миграции, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам в пределах компетенции:
1.1. Осуществлять надзор за исполнением законодательства в сфере миграции на системной основе во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами.
1.2. При осуществлении прокурорского надзора в указанной сфере согласно компетенции учитывать основные цели, принципы и задачи миграционной политики, которые определены в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.10.2018 N 622.
1.3. В рамках предоставленных законом полномочий добиваться:
эффективного противодействия незаконной миграции;
обеспечения прав участников миграционных отношений - граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, их защиты от преступных посягательств;
предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов;
недопущения незаконного привлечения к трудовой деятельности нелегальных мигрантов;
предотвращения вовлечения мигрантов в криминальную среду, экстремистскую, террористическую, коррупционную деятельность.
При реализации надзора исходить из принципов недопустимости:
подмены функций органов контроля (надзора), а также создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности участников экономических отношений;
вмешательства в хозяйственную деятельность организаций, привлекающих к работе иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов, в том числе в области информационных технологий.
1.4. Анализировать нормативные правовые акты (их проекты), регулирующие названную сферу правоотношений, на предмет наличия в них коррупциогенных факторов.
1.5. На федеральном и региональном уровнях в пределах установленной компетенции и в целях повышения эффективности противодействия незаконной миграции, основываясь на результатах анализа криминогенной обстановки, в случае необходимости обеспечить формирование и организацию деятельности межведомственных рабочих групп по предупреждению, пресечению и выявлению преступных посягательств, связанных с нарушением миграционного законодательства, в порядке, установленном приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, Следственного комитета Российской Федерации, Росфинмониторинга, ФСИН России, ФССП России, ФНС России от 31.07.2018 N 465/493дсп/398/ДСП/76дсп/232дсп/11дсп/345/ММВ-8-2/26дсп "Об организации взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации по вопросам противодействия преступной деятельности в миграционной сфере".
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам с учетом компетенции:
2.1. Обеспечить эффективность и действенность надзора за исполнением законов, надлежащее состояние законности в сфере миграции.
Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводить в случае непринятия органами МВД России, иными уполномоченными правоохранительными и контролирующими органами исчерпывающих мер по устранению нарушений, их уклонения от реализации своих полномочий, принципиально оценив бездействие указанных органов.
Особое внимание обращать на факты несоблюдения прав и свобод человека и гражданина, решительно пресекать злоупотребления, нарушающие права законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе их неправомерного задержания.
В целях предупреждения и пресечения вовлечения мигрантов в организованную преступную деятельность акцентировать внимание на своевременном выявлении и устранении причин и условий, способствующих формированию в среде мигрантов преступных сообществ, осуществляющих общественно опасную деятельность в сфере незаконного предпринимательства, незаконного оборота наркотиков и оружия, а также вовлечению мигрантов в террористическую и экстремистскую деятельность.
Одной из первоочередных задач считать защиту лиц, сообщающих о фактах нарушений миграционного законодательства, от преследований и ущемления их прав и законных интересов.
Ориентировать правоохранительные органы на необходимость выявления иностранных граждан, которые по запросу компетентных органов иностранных государств могут подлежать выдаче для уголовного преследования или исполнения приговора.
2.2. Сосредоточить усилия на надлежащем исполнении органами МВД России обязанностей по своевременному выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства на объектах естественных монополий, государственных корпораций, космической отрасли, строительного, торгового, транспортного, агропромышленного, оборонно-промышленного, топливно-энергетического, жилищно-коммунального комплексов, градообразующих предприятиях, а также в сфере здравоохранения, по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, в том числе по возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении работодателей за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
2.3. В ходе прокурорского надзора за реализацией органами внутренних дел полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции обращать внимание:
на своевременность и полноту внесения сведений об иностранных гражданах и лицах без гражданства в государственные информационные системы в сфере миграции;
эффективность взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами, а также внутриведомственного взаимодействия подразделений по вопросам миграции с другими подразделениями органов внутренних дел;
результативность использования функционала ведомственных баз данных в целях выявления и пресечения преступлений, связанных с организацией незаконной миграции, фиктивной регистрацией (постановкой на миграционный учет) лиц указанной категории по месту жительства (пребывания), а также для снятия правонарушителей с такого учета. Давать оценку бездействию сотрудников полиции, имеющих доступ к сведениям об адресах массовой регистрации мигрантов и другим данным, свидетельствующим о нарушении прибывшими лицами правил пребывания в Российской Федерации, в том числе о представлении при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений или подложных документов;
обеспечение контроля за исполнением иностранными гражданами или лицами без гражданства постановлений об их административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда;
качество и доступность предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства государственных услуг в сфере миграции.
2.4. С использованием всех имеющихся полномочий реагировать на факты ненадлежащего выполнения органами МВД России функций по выявлению и пресечению незаконной деятельности лиц, фиктивно регистрирующих (осуществляющих постановку на учет) иностранных граждан и лиц без гражданства.
При установлении случаев оказания такими лицами содействия в незаконном пребывании или регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации за материальное вознаграждение, а также совершения иных противоправных деяний в сфере миграции реализовывать полномочия, предусмотренные статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
2.5. В органах МВД России и их подразделениях проверять соблюдение миграционного законодательства при принятии решений о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, видов на жительство, разрешений на работу или патентов, а их работодателям и заказчикам работ (услуг) - разрешений на привлечение и использование иностранных работников. По всем фактам незаконной выдачи или продления действия разрешительных документов принимать меры прокурорского реагирования.
В ходе проверок давать оценку законности и обоснованности приобретения гражданства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, своевременности принятия органами МВД России решений о прекращении российского гражданства.
2.6. Обращать повышенное внимание на своевременность принятия органами МВД России мер административного воздействия в отношении лиц, срок действия разрешительных документов которых истек. При выявлении фактов бездействия ставить перед должностными лицами органов внутренних дел вопрос об организации внеплановых выездов по месту возможного нахождения лиц указанной категории и о привлечении их к административной ответственности, выдворении, депортации в соответствии с действующим законодательством.
2.7. Незамедлительно организовывать рассмотрение информации о правонарушениях иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц, принятых в гражданство Российской Федерации, опубликованной в средствах массовой информации и размещенной в сети "Интернет", вызвавшей общественный резонанс.
В отношении указанных лиц с привлечением контролирующих органов проводить проверки законности их нахождения на территории Российской Федерации, получения разрешительных документов и осуществления трудовой деятельности, а также соблюдения законодательства о налогах и сборах. Информацию о принятых по результатам проверок мерах доводить до сведения общественности.
2.8. Принимать меры к повышению эффективности работы органов внутренних дел и пограничных органов ФСБ России по исполнению требований федерального законодательства о запрете въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства по основаниям, предусмотренным статьями 26, 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
2.9. В органах ФССП России и МВД России проверять соблюдение законодательства при осуществлении ими функций по выдворению, депортации (реадмиссии) иностранных граждан за пределы Российской Федерации, по их помещению в специально предназначенные для этого учреждения МВД России (далее - специальные учреждения) и содержанию в них.
Ежемесячно проверять законность содержания иностранных граждан и лиц без гражданства в специальных учреждениях, при необходимости привлекать к проверкам контролирующие органы в сфере соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического и иного законодательства.
Добиваться неукоснительного соблюдения установленного законом порядка содержания иностранных граждан и лиц без гражданства в специальных учреждениях. Уделять внимание фактам использования недозволенных мер воздействия к иностранным гражданам и лицам без гражданства, содержащимся в таких учреждениях, неоказания им медицинской помощи, ненадлежащего материально-бытового обеспечения, воспрепятствования им в обжаловании действий и решений должностных лиц, нарушивших их права.
Решительно пресекать случаи неоправданного затягивания срока содержания в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, участвующих в следственных действиях или судебном разбирательстве.
2.9.1. Обеспечить поступление из органов МВД России информации обо всех фактах принятия судами решений об освобождении иностранных граждан и лиц без гражданства из специальных учреждений.
Незамедлительно принимать меры, направленные на освобождение из специальных учреждений лиц, в отношении которых судами приняты решения об освобождении из специальных учреждений, а также срок содержания которых истек.
2.9.2. Организовать взаимодействие между структурными подразделениями прокуратур, обеспечивающими участие в рассмотрении административных дел, предусмотренных Главой 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и осуществляющими надзор за исполнением федерального законодательства, в части передачи сведений о нарушениях закона, допущенных при содержании (пребывании) иностранных граждан в специальных учреждениях, выявленных при рассмотрении судами дел.
2.10. Используя меры прокурорского реагирования, а также в рамках мероприятий по координации взаимодействия обеспечить эффективность функционирования в органах МВД России системы сбора, накопления, обработки и анализа данных о нарушениях законодательства в сфере межнациональных отношений в среде мигрантов, фактах межнациональных и межконфессиональных конфликтов; соблюдение установленного порядка организации мониторинга средств массовой информации, сетей связи общего пользования; активизацию профилактической работы по предотвращению преступлений экстремистской и террористической направленности с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, фактов разжигания межнациональной розни, ненависти либо вражды, иных преступлений и правонарушений в сфере миграции.
2.11. В органах МВД России и органах государственной власти субъектов Российской Федерации проверять законность приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в рамках государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Обращать внимание на наличие такого права лишь у лиц, отнесенных к категории "соотечественников" Федеральным законом от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
2.12. При проведении проверки исполнения законов органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления акцентировать внимание на соблюдении законодательства при использовании бюджетных средств, выделенных на реализацию государственных и муниципальных программ в сфере поддержки переселения соотечественников из-за рубежа и социальной адаптации иностранных граждан.
2.13. Обеспечить исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления требований закона в сфере межнациональных (межэтнических) отношений с участием иностранных граждан.
Особое внимание уделять вопросам:
развития программ социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в общество, участия в реализации и финансировании этих программ работодателей, получающих квоты на привлечение иностранной рабочей силы;
создания в субъектах Российской Федерации условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни иностранных граждан, испытывающих сложности в интеграции, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами;
принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов и маргинализации находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан;
своевременного исполнения предусмотренных государственными и муниципальными программами мероприятий и их надлежащего финансирования.
2.14. При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции проверять соблюдение прав иностранных граждан и лиц без гражданства на охрану здоровья и медицинскую помощь. Своевременно выявлять и пресекать случаи незаконного отказа лицам данной категории в оказании медицинской помощи и прохождении медицинского освидетельствования, навязывания платных медицинских услуг.
2.15. Обеспечить системный и своевременный прокурорский надзор за соблюдением прав несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства на охрану их жизни и здоровья, образование. Акцентировать усилия на предупреждении вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность, в том числе в целях трудовой и сексуальной эксплуатации.
2.16. При оценке выявленных по итогам проверок нарушений законодательства в обязательном порядке руководствоваться требованиями антикоррупционного законодательства, организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам организации прокурорского надзора в указанной сфере.
При установлении фактов совершения преступлений коррупционной направленности должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих органов использовать полномочия по направлению материалов в следственные органы в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Обеспечивать исполнение требований Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", в том числе при принятии решений о представлении полученных результатов органу дознания, следователю или в суд, сосредоточить внимание на работе по выявлению и раскрытию преступлений рассматриваемого вида подразделениями собственной безопасности правоохранительных органов.
2.17. Организовать надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях, связанных с нарушением миграционного законодательства, расследовании уголовных дел органами дознания и предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Незамедлительно в рамках предоставленных законом полномочий реагировать на нарушения законодательства, допущенные следователями и дознавателями при проведении доследственных проверок и расследования уголовных дел. В случае выявления волокиты, принятия органами следствия и дознания незаконных процессуальных решений ставить вопрос об устранении нарушений законодательства и привлечении виновных должностных лиц к ответственности.
2.18. Ориентировать руководителей правоохранительных органов на повышение требовательности в части обязательного установления в ходе оперативно-розыскной деятельности лиц, являющихся организаторами преступлений в сфере миграции.
2.19. Обеспечивать эффективный надзор за всесторонним и объективным расследованием уголовных дел по фактам массовых беспорядков с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, спровоцированных конфликтами на национальной почве. Требовать от правоохранительных органов дачи правовой оценки действиям организаторов таких акций.
2.20. Особое внимание обращать на полноту и законность принятия органами следствия и дознания мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением в сфере миграции.
2.21. По фактам укрытия от учета совершенных в сфере миграции преступных деяний при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, выносить согласно пункту 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц.
2.22. Систематически проверять законность принятых дознавателями и следователями решений об ограничении выезда из Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
2.23. При осуществлении прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства уделять внимание полноте исследования дознавателями и следователями данных о личности иностранных граждан и лиц без гражданства, законности их пребывания на территории Российской Федерации, реализации органами предварительного расследования положений части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о принятии мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
2.24. В целях укрепления законности в сфере миграции активно использовать все возможные формы взаимодействия правоохранительных, контролирующих органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также национальных представительств, диаспор, религиозных организаций и других институтов гражданского общества для предотвращения, своевременного выявления, пресечения преступлений в этой сфере.
Организовать обязательное исполнение принятых совместных решений, оперативный обмен информацией и согласованность действий при реализации общих задач по обеспечению законности в сфере миграции.
Наиболее актуальные проблемы в части противодействия незаконной миграции, предупреждения преступности в среде мигрантов обсуждать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, межведомственных совещаниях, по результатам которых разрабатывать дополнительные меры, направленные на обеспечение законности и укрепление порядка в обозначенной сфере.
2.25. По мере изменения действующего законодательства регулярно проводить обучающие семинары для прокурорских работников, осуществляющих надзор за исполнением законов в сфере миграции.
2.26. На постоянной основе проводить мониторинг информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и социальных сетей на предмет выявления информации о предоставлении незаконных услуг в сфере миграции и продаже поддельных документов, которые могут быть использованы иностранными гражданами и лицами без гражданства для легализации на территории Российской Федерации. Принимать меры к ограничению доступа к информационным ресурсам, содержащим предложения по приобретению поддельных документов в сфере миграции, в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2019 N 596.
Реализовывать полномочия по обращению в суд с требованиями о блокировке информации в сети "Интернет" о способах организации незаконной миграции.
3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам о результатах надзорной деятельности информировать Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью, Главное гражданско-судебное управление, управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главную военную прокуратуру согласно установленной компетенции по итогам работы за полугодие и год не позднее 20 января и 20 июля. В докладных записках отражать сведения в соответствии с приложением к настоящему приказу.
4. Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью, Главному гражданско-судебному управлению, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуре обобщать состояние законности и прокурорского надзора в пределах компетенции, представлять информацию в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно к 30 января и 30 июля, которому докладывать о результатах обобщения первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации ежегодно к 10 февраля и 10 августа.
5. Признать утратившими силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 01.07.2015 N 343 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции" и пункт 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 21.06.2016 N 361 "О внесении изменений в приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", от 01.07.2015 N 343 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции".
6. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор |
И.В. Краснов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны новые поручения по прокурорскому надзору в сфере миграции. Помимо прочего, необходимо следить за законностью выдачи иностранцам разрешительных документов, пресекать попытки вовлечения данных лиц в преступную деятельность, незамедлительно организовывать рассмотрение информации о правонарушениях иностранцев и лиц, принятых в российское гражданство, вызвавшей общественный резонанс. Также необходимо уделять внимание вопросам развития программ социальной и культурной адаптации иностранцев и их интеграции в общество.
Ранее изданный приказ по этому вопросу признан утратившим силу.
Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 апреля 2024 г. N 273 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере миграции"
Опубликование:
-