Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Правительства Орловской области
от 26 апреля 2024 г. N 310
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Орловской области "Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области"
1. Оценка текущего состояния в сфере развития малого и среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности Орловской области
В настоящее время малый и средний бизнес Орловской области - это 25 тыс. предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые формируют более 40% оборота организаций региона и присутствуют практически во всех сферах экономики. В малом и среднем бизнесе занято более 27% работников от среднесписочной численности работников на всех предприятиях.
Сектор МСП в Орловской области представлен в основном индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями - юридическими лицами (71,8% и 25,1% соответственно от общего количества субъектов МСП). По состоянию на 10 января 2024 года по данным Единого реестра субъектов МСП число малых предприятий составляет 707 единиц, число средних предприятий - 65 единиц, число микропредприятий - 6266 единиц, число индивидуальных предпринимателей - 17 951 единицу.
Доля субъектов МСП в общей численности хозяйствующих субъектов региона составляет более 60%. Среднесписочная численность работников составляет 64,8 тыс. единиц.
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения на конец 2022 года составила 22,3%, по отношению к 2021 году этот показатель вырос на 0,7 процентных пункта.
Доля малых и средних предприятий в обороте предприятий в целом по экономике региона за последние два года имеет отрицательную динамику. Значение показателя в 2022 году по сравнению с 2021 годом снижено на 4,5 процентных пункта - с 36,2% до 31,7%.
На сегодняшний момент в регионе сформирована и успешно функционирует сеть организаций, образующих инфраструктуру финансовой, информационно-консультационной поддержки бизнеса: некоммерческая организация "Фонд поддержки предпринимательства Орловской области", некоммерческая организация микрокредитная компания "Фонд микрофинансирования Орловской области", Центр поддержки предпринимательства, Центр кластерного развития, Орловский региональный Центр поддержки экспорта.
В рамках реализации программных мероприятий с 2020 года государственная поддержка была оказана более 10 тыс. предпринимателей.
Основными факторами, сдерживающими развитие малого бизнеса в регионе, являются:
ограниченный доступ к недвижимому имуществу, существует значительный дефицит приспособленных для осуществления предпринимательской деятельности нежилых помещений;
трудности в продвижении товаров и услуг, поиске клиентов, установлении связей с поставщиками и потребителями, ограниченные возможности в организации сбыта продукции, рекламы и продвижения продукта на рынке;
низкая квалификация персонала и недостаток квалифицированных специалистов в условиях конкуренции с крупными компаниями с более значительными бюджетами, которые могут предложить хорошим работникам более высокий уровень оплаты труда и социальный пакет;
условия проживания, недостаточно комфортные для привлечения высококвалифицированных специалистов.
На развитие экономики и социальной сферы области в 2022 году за счет всех источников финансирования было использовано 60,6 млрд рублей инвестиций в основной капитал, что выше уровня 2021 года на 3,0% в действующих ценах и меньше на 12,2% - в сопоставимых.
В целом по Российской Федерации объем инвестиций в основной капитал увеличился на 4,6% в сопоставимых ценах, по ЦФО уменьшился - на 0,2%.
В общем рейтинге Орловская область занимает 13-е место среди 18 субъектов ЦФО, ранжированных по темпам роста объемов инвестиций в основной капитал (среди 85 субъектов Российской Федерации находится на 61-м месте).
Объем инвестиций в основной капитал в пересчете на душу населения в 2022 году составил 86,5 тыс. рублей (в 2020 году - 82,8 тыс. рублей).
Наиболее крупные поступления инвестиций в основной капитал были отмечены в сельском хозяйстве, а также в обрабатывающем производстве.
К наиболее крупным инвестиционным проектам, реализуемым на территории Орловской области, относятся следующие:
ООО "Керама Марацци" является одним из крупнейших промышленных предприятий Орловской области. На долю предприятия приходится почти половина российского экспорта керамической плитки и керамического гранита. В 2023 году планируется направить более 1 млрд рублей инвестиций.
ООО "Агропромышленный холдинг "Мираторг" в 2022 году вложило 6,1 млрд рублей инвестиций в реализацию комплексного проекта по созданию мощностей для удвоения свиноводства: строительство свиноводческих комплексов; строительство комбикормового завода; строительство мясохладобойни мощностью 4,5 млн голов в год по убою и переработке свиней. В 2023 году компанией планируется выручка в размере 12,8 млрд рублей, налоговые платежи в областной бюджет составят 288 млн рублей, плановый объем инвестиций на развитие производства около 250 млн рублей.
АО "Санофи Восток" в текущем году продолжает свое развитие, осуществляя производство инсулинов по полному циклу, упаковку онкологических препаратов, а также продуктов на основе моноколональных# антител, являющихся новейшим достижением медицины в лечении тяжелых аутоиммунных заболеваний. Выручка компании за 2022 год составила 1,3 млрд рублей.
Общество с ограниченной ответственностью "ОРЕЛ" успешно реализует инвестиционный проект по строительству, реконструкции и модернизации предприятия по производству цельномолочной продукции, сыров и сливочного масла, участков и цехов по переработке и сушке молока и сыворотки. Проектом предполагается создание производства мощностью переработки 350 тонн молока в сутки. Объем инвестиций с 2019 года составил 1,2 млрд рублей.
Компанией "НАШ СОЮЗ" осуществлен запуск мельницы двусортного помола, общий объем инвестиций составил 350 млн рублей.
Завершено проектирование линейного элеватора ООО "Дишнинский элеватор", планируется выход на строительную площадку. Объем капитальных вложений по проекту до 2028 года составит 1,6 млрд рублей.
Продолжается работа по развитию территории опережающего развития "Мценск" (далее - ТОР "Мценск"). За период функционирования ТОР "Мценск" Правительством Орловской области привлечено в качестве резидентов 14 субъектов МСП.
Развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Орел" (далее - ОЭЗ ППТ "Орел") является важнейшим инструментом регионального инвестиционного и социально-экономического развития Орловской области. В настоящее время на территории ОЭЗ ППТ "Орел" осуществляют реализацию проектов восемь резидентов. В перспективе ее развитие способно привлечь до 16 резидентов, которыми будет инвестировано в региональную экономку более 9 млрд рублей и создано не менее 1800 новых рабочих мест.
В реестр инвестиционных проектов Орловской области по итогам 2022 года включены 76 новых проектов общей стоимостью порядка 146,2 млрд рублей. В том числе в 2022 году в реестр были включены 6 проектов с общим объемом инвестиций 4,2 млрд рублей и созданием 1 161 нового рабочего места.
Улучшение инвестиционного климата в Орловской области - это длительный процесс, требующий индивидуального подхода к каждой проблеме и своего индивидуального решения.
За прошедшие годы в Орловской области проделана большая работа по внедрению "Регионального инвестиционного стандарта", в рамках которого:
утвержден состав региональной экспертной группы (далее также Стандарт);
утверждена Инвестиционная декларация Орловской области;
утверждены состав и положение об Инвестиционном комитете Орловской области;
АО "Корпорация развития Орловской области" была наделена полномочиями Агентства развития;
утвержден Свод инвестиционных правил Орловской области;
внедрен функционал Инвестиционной карты, размещенной на инвестиционном портале Орловской области, утверждены регламент формирования и ведения Инвестиционной карты и порядок обновления информации.
2. Приоритеты и цели государственной политики Орловской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности
В целях реализации системного стратегического подхода к государственному управлению Правительством Орловской области разработана Стратегия социально-экономического развития Орловской области до 2035 года, утвержденная постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 21 декабря 2018 года N 31/823-ОС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года" (далее - Стратегия), определившая основные приоритеты и направления развития региона на долгосрочную перспективу.
Согласно Стратегии для создания условий долгосрочного эффективного экономического развития необходимы:
оптимизация структуры экономики региона;
создание условий для интенсивного роста эффективных секторов экономики;
создание благоприятного предпринимательского климата.
Исходя из представленных выше направлений целями государственной политики в рамках реализации государственной программы являются:
увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых;
запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата.
На основании обозначенных в Стратегии основных факторов, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в регионе, а именно: ограниченный доступ к недвижимому имуществу, трудности в продвижении товаров и услуг, поиске клиентов, установлении связей с поставщиками и потребителями, ограниченные возможности в организации сбыта продукции, рекламы и продвижении продукта на рынке, низкая квалификация персонала и недостаток квалифицированных специалистов в условиях конкуренции с крупными компаниями с более значительными бюджетами, которые могут предложить хорошим работникам более высокий уровень оплаты труда и социальный пакет, условия для проживания, недостаточно комфортные для привлечения высококвалифицированных специалистов, основным приоритетом государственной политики в сфере реализации подпрограммы 1 является создание на территории Орловской области условий для развития МСП на основе формирования и совершенствования механизмов его поддержки.
На основании обозначенных в Стратегии проблем развития инвестиционной деятельности, а именно: необходимость преодоления конкурентного отставания в борьбе за привлечение инвестиционных ресурсов с ведущими регионами страны, имеющими в распоряжении значительные финансовые и материальные резервы, инфраструктурные ограничения, препятствующие созданию высокотехнологичных энергоемких производственных мощностей с высокой производительностью труда, недостаточность региональных институтов развития, интегрированных в федеральный и международный инвестиционные процессы, низкая ликвидность основных фондов большинства предприятий и как следствие невозможность активного использования инвестиционных механизмов, таких как долгосрочное кредитование, лизинг (финансовая аренда), низкая инвестиционная и эмиссионная активность предприятий, основным приоритетом государственной политики в сфере реализации подпрограммы 2 является создание на территории Орловской области благоприятного инвестиционного климата, условий для развития инвестиционной и проектной деятельности на основе формирования и совершенствования механизмов ее поддержки.
1. Цель государственной программы Орловской области "Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области" - увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
Поставленную цель планируется достичь за счет реализации следующих задач:
1) создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами;
2) создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса;
3) акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) системные меры развития международной кооперации и экспорта;
5) формирование и обеспечение функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства:
а) развитие системы микрофинансирования: предусматривается капитализация микрофинансовых организаций, созданных в качестве организаций инфраструктуры поддержки МСП, функции и полномочия учредителя в отношении которых выполняет Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области. Требования к микрофинансовой организации устанавливаются Федеральным законом от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и актами Министерства экономического развития Российской Федерации в рамках финансирования из федерального бюджета мероприятий государственной поддержки МСП, реализуемых субъектами Российской Федерации;
б) развитие системы гарантий и поручительств: предусматривается пополнение фондов организаций инфраструктуры поддержки МСП (подразделений организации инфраструктуры поддержки МСП), выполняющих функции гарантийного фонда, функции и полномочия учредителя в отношении которых выполняет Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области. Требования к гарантийному фонду устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках финансирования из федерального бюджета мероприятий государственной поддержки МСП, реализуемых субъектами Российской Федерации;
в) развитие центра поддержки предпринимательства: предусматривается обеспечение деятельности организации инфраструктуры поддержки МСП, оказывающей комплекс информационно-консультационных услуг, направленных на содействие развитию субъектов МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". Требования к центру поддержки предпринимательства устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках финансирования из федерального бюджета мероприятий государственной поддержки МСП, реализуемых субъектами Российской Федерации;
г) развитие центра кластерного развития: предусматривается обеспечение деятельности организации инфраструктуры поддержки МСП, осуществляющей выявление кластерных инициатив, содействие координации проектов субъектов МСП, обеспечение кооперации участников территориальных кластеров между собой, стимулирование создания и развития новых субъектов МСП. Требования к центру кластерного развития устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках финансирования из федерального бюджета мероприятий государственной поддержки МСП, реализуемых субъектами Российской Федерации;
д) развитие центра координации и поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП: предусматривается обеспечение деятельности организации инфраструктуры поддержки МСП для оказания информационно-аналитической, консультационной и организационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов МСП, содействия привлечению инвестиций и выходу экспортно ориентированных субъектов МСП на международные рынки. Требования к центру координации и поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках финансирования из федерального бюджета мероприятий государственной поддержки МСП, реализуемых субъектами Российской Федерации;
е) организация предоставления услуг по принципу "одного окна" в целях оказания поддержки субъектам МСП, физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход": предусматривается оказание комплекса государственных и муниципальных услуг, услуг организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", иных организаций предпринимателям и гражданам, планирующим начать предпринимательскую деятельность, по принципу "одного окна" посредством формирования многофункциональных центров для бизнеса и (или) центров оказания услуг, и (или) территориально обособленных структурных подразделений. Требования устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках финансирования из федерального бюджета мероприятий государственной поддержки МСП, реализуемых субъектами Российской Федерации;
ж) создание и развитие индустриального парка РЕГИОН 57: предусматривается обеспечение субъектам МСП льготного доступа к производственным площадям и помещениям индустриальных (промышленных) парков, агропромышленных парков, бизнес-парков, технопарков, промышленных технопарков в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний;
6) финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных направлениях.
2. Второй целью государственной программы является запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата.
Цель планируется достичь за счет реализации следующих задач:
1) содействие созданию инфраструктуры сопровождения инвестиционных проектов;
2) содействие развитию приоритетных направлений инвестиционной деятельности;
3) создание позитивного инвестиционного имиджа Орловской области;
4) участие в обучающих программах и семинарах специалистов, отвечающих за развитие инвестиционной и проектной деятельности в Орловской области;
5) обеспечение реализации проектной деятельности в Орловской области.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации, задачи государственного управления в сфере развития малого и среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности
Реализация государственной программы Орловской области "Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области" направлена на достижение показателей государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" и показателей "Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года":
увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек;
рост индекса физического объема инвестиций в основной капитал к 2030 году не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года (%).
Задачами государственного управления в области развития малого и среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности, направленными на обеспечение региональной безопасности Орловской области, в рамках достижения национальной цели развития "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", являются:
1) совершенствование нормативной правовой базы Орловской области, регулирующей деятельность субъектов МСП, устранение административных барьеров;
2) формирование и обеспечение функционирования инфраструктуры поддержки МСП;
3) финансовая поддержка субъектов МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в приоритетных направлениях;
4) расширение участия малых и средних предприятий в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
5) достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";
6) повышение эффективности оказания имущественной поддержки субъектам МСП, физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";
7) формирование и актуализация стратегических документов об инвестиционной деятельности в Орловской области;
8) содействие созданию и расширению инфраструктуры сопровождения инвестиционных проектов;
9) расширение возможностей привлечения инвестиций;
10) поддержка создания объектов инфраструктуры на территории производственных площадок для реализации инвестиционных проектов;
11) содействие реализации проектной деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти специальной компетенции Орловской области в целях повышения эффективности и результативности их деятельности.
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Постановление Правительства Орловской области от 26 апреля 2024 г. N 310 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.