Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Астраханской области
от 25.04.2024 N 278-П
Приложение N 9
к модели СДУ
Рекомендации
по организации обучения по профессиональной программе "Помощник по уходу"
1. Настоящие рекомендации устанавливают подходы к организации обучения по профессиональной программе подготовки (переподготовки) или повышения квалификации "Помощник по уходу" (далее - профессиональная программа) лиц, изъявивших желание пройти профессиональное обучение или повышение квалификации в целях осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг по уходу.
2. Профессиональная программа реализуется на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, имеющих кафедру сестринского дела (далее - образовательная организация).
3. Обучение по профессиональной программе рекомендуется осуществлять в учебных аудиториях, оснащенных учебными тренажерами, симуляционным оборудованием, техническими средствами реабилитации, гигиеническими средствами ухода, наглядными пособиями (далее - учебные аудитории).
4. Лица, изъявившие желание пройти профессиональное обучение или повышение квалификации в целях осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг по уходу (далее - потенциальные работники), проходят психологическое тестирование (далее - тестирование).
5. К обучению допускаются потенциальные работники, успешно прошедшие тестирование, обладающие следующими личными и профессиональными качествами:
- стрессоустойчивость;
- человеколюбие и эмпатия;
- тактичность и умение хранить тайну;
- ответственность и инициативность;
- коммуникабельность и неконфликтность.
6. Материалы к тестированию разрабатываются образовательной организацией (организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности) по согласованию с уполномоченным органом в сфере социального развития.
7. Тестирование проводится ТКЦ на своей базе или на базе поставщика социальных услуг исходя из территориальной доступности для потенциальных работников.
8. Заполненные тестовые материалы ТКЦ передаются для обработки в образовательную организацию (организацию, имеющую лицензию на осуществление образовательной деятельности), которая информирует потенциального работника о результатах тестирования в срок не позднее трех рабочих дней до начала обучения по профессиональной программе.
9. Общие подходы к формированию и реализации профессиональной программы:
- реализация профессиональной программы осуществляется в соответствии с графиком учебного процесса, учебно-тематическим планом (рабочей программы), расписанием учебных занятий;
- общее количество часов, необходимых для освоения профессиональной программы, составляет не менее 35 часов, включая 10 часов теории и 25 часов практики (при условии 1 час равен 45 минутам);
- результатом освоения профессиональной программы является итоговая аттестация, которая проводится в форме квалификационного экзамена;
- количество часов, необходимых для проведения квалификационного экзамена, определяется из расчета 15 минут на 1 человека;
- срок реализации образовательной программы составляет пять рабочих дней;
- форма обучения - очная;
- виды учебных занятий - лекции, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и использованием видеоматериалов, практические занятия в учебных аудиториях, а также консультации и тренинги;
- учебные занятия проводятся в группах наполняемостью 10-20 человек;
- потенциальный работник, прошедший обучение, готов к выполнению трудовых функций (далее - ТФ), соответствующих виду профессиональной деятельности (далее - ВД):
Код |
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД 1 |
Предоставление услуг по уходу за лицами, нуждающимися в уходе |
ТФ 1.1 |
Приготовление пищи, подготовка пищи к приему, кормление лиц, нуждающихся в уходе (помощь лицам, нуждающимся в уходе, при приготовлении пищи, при подготовке пищи к приему, при приеме пищи) |
ТФ 1.2 |
Оказание гигиенических услуг лицам, нуждающимся в уходе (помощь лицам, нуждающимся в уходе, при оказании гигиенических услуг) |
ТФ 1.3 |
Поддержание мобильности лиц, нуждающихся в уходе (помощь лицам, нуждающимся в уходе, при позиционировании, пересаживании, перемещении) |
ТФ 1.4 |
Наблюдение за состоянием здоровья лиц, нуждающихся в уходе |
ТФ 1.5 |
Поддержание социального функционирования лиц, нуждающихся в уходе |
10. Общие подходы к формированию графика учебного процесса:
Период обучения |
Компонент программы |
1 |
2 |
Первый день |
Очно, 7 часов
Понятие и содержание ухода. Стандарты социальных услуг по уходу. Документация и отчетность помощника по уходу - 1 час. Инфекционная безопасность и санитарные нормы и правила - 1 час. Способы профилактики эмоционального выгорания - 1 час. Принципы правильного питания, правила питьевого режима - 1 час. Продукты и блюда, разрешенные для питания лицам, нуждающимся в уходе, сроки и условия хранения скоропортящихся продуктов питания. Приготовление (помощь) в приготовлении - 2 часа. Способы кормления лиц, нуждающихся в уходе, - 1 час |
Второй день |
Очно, 7 часов
Способы кормления лиц, нуждающихся в уходе, помощь при приеме пищи и соблюдении питьевого режима в соответствии с медицинскими рекомендациями. Соблюдение гигиены питания лиц, нуждающихся в уходе, - 2 часа. Особенности гигиенического ухода за различными категориями лиц, нуждающихся в уходе, в повседневной деятельности, в том числе с использованием технических средств реабилитации, - 1 час. Правила поддержания личной гигиены, проведение гигиенических процедур лицам, нуждающимся в уходе, - 3 часа. Способы проведения гигиенических процедур при физиологических отправлениях - 1 час |
Третий день |
Очно, 8 часов
Способы проведения гигиенических процедур при физиологических отправлениях. Помощь при пользовании туалетом и (или) иными приспособлениями. Подача судна, урологической утки, уход за стомами, катетерами, замена калоприемника, мочеприемника, замена расходных материалов, смена абсорбирующего белья, включая гигиеническую обработку, - 2 часа. Риски падения, бытовой травмы и возникновения пролежней, контрактур, тромбозов, застойных явлений и др., правила, способы и средства адаптации среды жизнедеятельности для лиц, нуждающихся в уходе, - 3 часа. Технические средства реабилитации, вспомогательные средства и приспособления для передвижения лиц, нуждающихся в уходе, - 1 час. Способы построения безопасных маршрутов для передвижения лица, нуждающегося в уходе, - 2 часа |
Четвертый день |
Очно, 8 часов
Эргономичные методы, приемы и средства при позиционировании и перемещении малоподвижных (обездвиженных) лиц, нуждающихся в уходе. Оказание помощи при передвижении и изменении положения тела, пересаживание - 3 часа. Правила и порядок действий при оказании первой помощи. Случаи и порядок вызовов служб экстренной и неотложной помощи - 3 часа. Основы здорового образа жизни, факторы, способствующие сохранению здоровья. Понятие о двигательных режимах, режимах питания, сна, отдыха здорового и больного человека - 1 час. Режим приема лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими рекомендациями и инструкцией по применению и способы их хранения - 1 час |
Пятый день |
Очно, 5 часов
Способы измерения основных показателей жизнедеятельности человека. Ведение дневников наблюдения за состоянием здоровья лица, нуждающегося в уходе, - 2 часа. Поддержание социального функционирования лиц, нуждающихся в уходе, - 3 часа. Квалификационный экзамен |
11. Общие подходы к формированию учебно-тематического плана (рабочей программы):
N |
Наименование тем и их содержание |
Количество часов |
||
всего |
из них |
|||
лекции |
практические занятия |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Общие понятия |
3 |
3 |
- |
1.1 |
Понятие и содержание ухода. Стандарты социальных услуг по уходу. Документация и отчетность помощника по уходу |
1 |
1 |
- |
1.2 |
Инфекционная безопасность и санитарные нормы и правила (асептика и антисептика, пути передачи инфекции, использование средств индивидуальной защиты и личная гигиена) |
1 |
1 |
- |
1.3 |
Способы профилактики эмоционального выгорания |
1 |
1 |
- |
2 |
Приготовление пищи, подготовка пищи к приему, кормление лиц, нуждающихся в уходе (помощь лицам, нуждающимся в уходе, при приготовлении пищи, при подготовке пищи к приему, при приеме пищи) |
6 |
1 |
5 |
2.1 |
Принципы правильного питания, правила питьевого режима |
1 |
1 |
- |
2.2 |
Продукты и блюда, разрешенные для питания лицам, нуждающимся в уходе, сроки и условия хранения скоропортящихся продуктов питания |
2 |
- |
2 |
2.3 |
Способы кормления лиц, нуждающихся в уходе, помощь при приеме пищи и соблюдении питьевого режима в соответствии с медицинскими рекомендациями. Соблюдение гигиены питания лиц, нуждающихся в уходе |
3 |
- |
3 |
3 |
Оказание гигиенических услуг лицам, нуждающимся в уходе (помощь лицам, нуждающимся в уходе, при оказании гигиенических услуг) |
7 |
1 |
6 |
3.1 |
Особенности гигиенического ухода за различными категориями лиц, нуждающихся в уходе, в повседневной деятельности, в том числе с использованием технических средств реабилитации |
1 |
1 |
- |
3.2 |
Правила поддержания личной гигиены, проведение гигиенических процедур лицам, нуждающимся в уходе (умывание, бритье, купание, гигиеническое обтирание, подмывание, гигиеническая обработка ногтей на руках и ногах, гигиеническая стрижка, смена нательного белья, одевание, смена постельного белья), в том числе с использованием технических средств реабилитации |
3 |
- |
3 |
3.3 |
Способы проведения гигиенических процедур при физиологических отправлениях. Помощь при пользовании туалетом и (или) иными приспособлениями. Подача судна, урологической утки, уход за стомами, катетерами, замена калоприемника, мочеприемника, замена расходных материалов, смена абсорбирующего белья, включая гигиеническую обработку |
3 |
- |
3 |
4 |
Поддержание мобильности лиц, нуждающихся в уходе (помощь лицам, нуждающимся в уходе, при позиционировании, пересаживании, перемещении) |
9 |
2 |
7 |
4.1 |
Риски падения, бытовой травмы и возникновения пролежней, контрактур, тромбозов, застойных явлений и др., правила, способы и средства адаптации среды жизнедеятельности для лиц, нуждающихся в уходе |
3 |
1 |
2 |
4.2 |
Технические средства реабилитации, вспомогательные средства и приспособления для передвижения лиц, нуждающихся в уходе |
1 |
1 |
- |
4.3 |
Способы построения безопасных маршрутов для передвижения лица, нуждающегося в уходе |
2 |
- |
2 |
4.4 |
Эргономичные методы, приемы и средства при позиционировании и перемещении малоподвижных (обездвиженных) лиц, нуждающихся в уходе. Оказание помощи при передвижении и изменении положения тела, пересаживание |
3 |
- |
3 |
5 |
Наблюдение за состоянием здоровья лиц, нуждающихся в уходе |
7 |
1 |
6 |
5.1 |
Правила и порядок действий при оказании первой помощи. Случаи и порядок вызовов служб экстренной и неотложной помощи |
3 |
1 |
2 |
5.2 |
Основы здорового образа жизни, факторы, способствующие сохранению здоровья. Понятие о двигательных режимах, режимах питания, сна, отдыха здорового и больного человека (в том числе поддержанию посильной социальной активности, посильной бытовой активности, когнитивных функций, посильной физической активности) |
1 |
- |
1 |
5.3 |
Режим приема лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими рекомендациями и инструкцией по применению и способы их хранения |
1 |
- |
1 |
5.4 |
Способы измерения основных показателей жизнедеятельности человека (измерение температуры тела, артериального давления, пульса, сатурации в соответствии с медицинскими назначениями), наблюдения за состоянием здоровья. Ведение дневников наблюдения за состоянием здоровья лица, нуждающегося в уходе |
2 |
- |
2 |
6 |
Поддержание социального функционирования лиц, нуждающихся в уходе |
3 |
2 |
1 |
6.1 |
Современные информационные технологии и устройства. Цифровые способы коммуникации. Альтернативные средства коммуникации. Способы коммуникации с лицами, имеющими нарушение слуха, зрения, когнитивных функций. Способы мотивирования к социальной, физической активности. Способы поддержания физической активности. Способы когнитивной стимуляции |
2 |
1 |
1 |
6.2 |
Общее представление о снижении когнитивных функций, признаки и степени когнитивных нарушений. Особенности и психология общения с лицами, живущими с деменцией, и организация ухода за такими людьми |
1 |
1 |
- |
Итого |
35 |
10 |
25 |
|
Квалификационный экзамен |
15 минут на 1 человека |
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Астраханской области от 25 апреля 2024 г. N 278-П "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.