Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу ФАС России
от 28.12.2023 N 1079/23
Руководство по отдельным вопросам применения обязательных общих требований, предъявляемых к рекламе
I. Общие положения
1. Настоящее руководство разработано в соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" в целях разъяснения рекламодателям, рекламораспространителям и рекламопроизводителям обязательных требований при осуществлении деятельности по распространению рекламы в целях недопущения нарушений положений Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") и введения в заблуждение потребителей рекламы.
2. Настоящее руководство разработано во исполнение пунктов 4, 8, 28, 34, 35, 50, 54 Приложения к Протоколу заседания рабочей группы в полном составе пo реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере рекламы N 12 от 29 августа 2022 г.
II. О некорректном сравнении в рекламе
3. Обязательное требование: недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами
(пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе")
Сравнение предполагает такую подачу информации, в которой сопоставляются два и более явления, исследуются их параметры, сходство или различие. Применительно к сравнению товаров это может осуществляться как путем прямого сопоставления конкретных характеристик, свойств, параметров изделий, так и уподобления одного изделия другому либо указанием на их различность.
К некорректному сравнению должно относиться такое, которое противопоставляется корректному. В толковом словаре термин "корректный" определяется как "вежливый, тактичный, учтивый", а также "правильный, точный". Соответственно для целей определения понятия некорректного сравнения необходимо понимать неточное, неправильное сравнение. При этом приводимые в таком сравнении сведения являются в принципе достоверными, однако их компоновка или выбор создают определенную несовместимость.
Так, некорректным может быть признано сравнение, которое основано на несопоставимых фактах, при котором создается общее вводящее в заблуждение впечатление (относительно самой возможности сравнения), при сравнении необъективных характеристик.
Например, в рекламе приводится сравнение по такому показателю, как расход топлива комбайнов, при этом сравниваются комбайн "XXX" с мощностью 255 л.с. и комбайн "YYY" с мощностью 300 л.с. Проведение сравнения в отношении качественных характеристик товаров при различных их мощностях может быть признано некорректным.
Также некорректным сравнением будет, например, сопоставление эффективности действия биологически активной добавки и лекарственного средства, в то время как их природа и качественные показатели различны и не могут сопоставляться.
Кроме того, также к некорректному сравнению могут быть отнесены случаи, когда делается вывод о сходстве товаров либо превосходстве одного товара над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не указываются. При этом в рекламе может приводиться как сравнение рекламируемого товара с конкретным другим товаром, так и сравнение рекламируемого товара со всеми иными товарами (без указания конкретного товара, с которым производится сравнение) - например, путем использования слов "самый", "лучший", "N 1".
При использовании терминов в превосходной степени, в том числе слов самый", "лучший", "N 1", в рекламе должен быть приведен критерий, обосновывающий использование такого сравнения.
Кроме того, обоснование применения в рекламе сравнения с использованием таких слов должно быть подтверждено документально.
В отсутствие указания критерия такого сравнения создается впечатление, что рекламируемый товар обладает заявленным преимуществом по всем критериям. Однако, данный вывод достоверен только в отношении одного или нескольких критериев, однако не всех (в случае, если заявленное преимущество недостоверно ни по одному из критериев, такая реклама должна признаваться недостоверной - в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе").
Необходимо обратить внимание на то, что диспозиция нормы пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" предполагает сравнение рекламируемого товара с любыми находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
При этом в Федеральном законе "О рекламе" отсутствует указание на то, что такие товары должны быть введены в оборот хозяйствующими субъектами-конкурентами. Соответственно, реклама может оцениваться на предмет наличия в ней некорректного сравнения, даже если сравниваются товары, не конкурирующие между собой.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - Постановление Пленума ВАС N 58) при анализе информации, содержащейся в рекламе, необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.
Необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.
Поэтому реклама может быть признана ненадлежащей и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.
III. О критериях отнесения рекламы к оскорбительной и непристойной
4. Обязательное требование: в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия
(часть 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе")
К бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.
К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые в том числе ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.
Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).
Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. При этом для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.
Кроме того, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям культуры, объектам культа, кладбищам и т.п.).
IV. Об использовании в рекламе образов медицинских работников
5. Обязательное требование: в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого к использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников
(пункт 4 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе")
Использование образов медицинских работников допускается исключительно в рекламе:
медицинских услуг;
средств личной гигиены;
в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
А также реклама любых товаров с использованием образов медицинских работников допускается в случае, если указанная реклама распространяется исключительно:
в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;
в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Также необходимо отметить, что запрет, содержащийся в пункте 4 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", касается не только визуального образа медицинских и фармацевтических работников, но любых визуальных, звуковых и иных средств, формирующих образ медицинских и фармацевтических работников в сознании потребителя рекламы.
Под образом понимается отражение в сознании потребителей рекламы объектов материального мира, их наглядное, живое представление. При этом необходимо заметить, что использование образов может быть визуальным, звуковым, текстовым.
Визуальным использованием образов медицинских и фармацевтических работников в рекламе, по мнению ФАС России, является изображение в рекламе данных лиц (включая неизвестных или вымышленных), в том числе демонстрация частей тела, силуэтов и т. п.
Следовательно, использованием образов медицинского и фармацевтического работника может признаваться указание в тексте рекламы наименования специальности медицинского работника (например, стоматолог, отоларинголог, хирург и т.п.) или профессиональной принадлежности (врач, доктор, фармацевт, аптекарь и т.п.).
Голос человека сам по себе является формой предоставления информации и, по мнению ФАС России, не рассматривается как использование образа медицинского работника, если он явно не создает наглядного представления о медицинском или фармацевтическом работнике.
При этом следует исходить из того, что сформировать в сознании потребителя рекламы впечатление присутствия медицинского или фармацевтического работника возможно также путем включения в рекламу деталей, свидетельствующих об участии в сюжете рекламного ролика медицинского или фармацевтического работника, в частности демонстрация в кадре медицинского халата и фонендоскопа и т.п.
V. О рекламе информационной продукции
6. Обязательное требование: не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Закон о защите детей), без указания категории данной информационной продукции
(часть 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе")
Закон о защите детей вводит необходимость присвоения информационной продукции соответствующей категории.
Так, согласно части 1 статьи 12 Закона о защите детей категория информационной продукции может обозначаться знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей.
Вместе с тем нормы Федерального закона "О рекламе" не закрепляют, каким именно образом должно быть сделано указание на категорию информационной продукции в рекламе, соответственно такое указание может быть сделано любым способом, позволяющим обозначить категорию рекламируемой информационной продукции, - как предусмотренным частью 1 статьи 12 Закона о защите детей, так и иным образом.
Также необходимо отметить, что указанное требование части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" распространяется только на рекламу информационной продукции, но не рекламу иных товаров или услуг.
Под информационной продукцией, согласно статье 2 Закона о защите детей понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Таким образом, сайт в сети Интернет может рассматриваться как информационная продукция исключительно, если такой сайт зарегистрирован в качестве сетевого издания.
Так, в случае распространения рекламы, объектом рекламирования в которой выступает сайт в сети Интернет, зарегистрированный в качестве сетевого издания, указанная реклама подлежит маркировке, предусмотренной частью 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
При этом, если указание в рекламе на сайт в сети "Интернет" размещено с целью ознакомления потребителей рекламы с дополнительной информацией и такой сайт не выступает самостоятельным объектом рекламирования, указание в данной возрастной маркировки, предусмотренной частью 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", не требуется.
Таким образом, положения части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в части необходимости наличия пометки с возрастной категорией, применяются исключительно в отношении рекламы информационной продукции.
VI. Об использовании русского языка в рекламе
7. Обязательное требование: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации
(часть 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе")
Указанная норма носит отсылочный характер и подразумевает необходимость соблюдения в рекламе любого законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства, касающегося использования в рекламе русского языка.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном языке в Российской Федерации") государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе. В части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке, в частности, перевод должен быть идентичным по содержанию, равнозначными по размещению и техническому оформлению (иметь одинаковые параметры - цвет, тип и размер шрифта), выполнен разборчиво.
В силу данной нормы в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык.
Перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.
При этом статья 38 Федерального закона "О рекламе" не устанавливает ответственность за нарушение части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и не определяет субъекта ответственности за нарушение данной нормы, в связи с чем возбуждение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в части нарушения только части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не предусмотрено.
Вместе с тем в ряде случаев в рекламе одновременно выявляется нарушение помимо части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", нарушение иных норм данного Закона.
Следовательно, при использовании в рекламе иностранных слов необходимо удостовериться в том числе в наличии принятых практик использования таких слов в сфере рекламы, а также в отсутствии введения в заблуждение потребителей рекламы.
Так, в случае, если реклама с информацией, выполненной на иностранном языке, вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно объекта рекламирования, такая реклама подлежит оценке на предмет наличия признаков нарушения иных положений Федерального закона "О рекламе", предусматривающих ответственность за введение потребителей рекламы в заблуждение.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, реклама, в которой часть информации о товаре выполнена на иностранном языке без соответствующего перевода, может вводить потребителей рекламы в заблуждение, соответственно, нарушать часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Также согласно пункту 1 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.
Соответственно, в случае отсутствия в рекламе перевода иностранного слова или выражения, которое может привести к искажению смысла информации для потребителя, такая реклама будет нарушать пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку понимание смысла рекламной информации зависит от уровня владения соответствующим иностранным языком.
При этом неологизмы, возникшие путем заимствования слов из иностранных языков, не являются иностранными словами.
Таким образом, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык.
Положения части 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" устанавливают исключения из правила о переводе, закрепленном в части 2 данной статьи, признавая, что такие требования не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания.
Таким образом, если товарный знак зарегистрирован и (или) используется на иностранном языке, в том числе записан на латинице, размещение в рекламе такого объекта исключительных прав не требует перевода на русский язык.
Вместе с тем по смыслу части 1.1 статьи 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" в ряде сфер, в том числе в рекламе, государственный язык подлежит использованию с учетом особенностей осуществления деятельности в таких сферах.
VII. О порядке распространения рекламы товаров, на производство и реализацию которых требуется получение лицензий
8. Обязательное требование: не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений
(пункт 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе")
Статья 7 Федерального закона "О рекламе" предусматривает перечень товаров и услуг, реклама которых не допускается, независимо от способа и места размещения такой рекламы.
Так, реклама деятельности, подлежащей лицензированию, при отсутствии у организации или индивидуального предпринимателя лицензии на осуществление такой деятельности, Федеральным законом "О рекламе" не допускается.
В части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержится перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию.
Таким образом, реклама видов деятельности, входящих в данный перечень, при отсутствии лицензии на осуществление такой деятельности, Федеральным законом "О рекламе" не допускается.
При этом в соответствии со статьей 13 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям указанного Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
Однако Федеральный закон "О рекламе" не содержит положений, обязывающих указывать информацию о лицензии непосредственно в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию.
VIII. О размещении рекламы на телеканалах на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов
9. Обязательное требование: в случае размещения рекламы на телеканале (в телепрограммах, телепередачах) на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями (организацией), уполномоченными (уполномоченной) на проведение указанных исследований федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи
(часть 12 статьи 5 Федерального закона "О рекламе")
Данная норма предусматривает обязанность по заключению договора с организациями (организацией), уполномоченными на проведение исследования объёма зрительской аудитории телеканалов, в тех случаях, когда реклама на телеканале размещается на основе данных, полученных по результатам такого исследования, в том числе, если в договоре на распространение рекламы предполагается обеспечение рекламодателю получения определённого количества контактов с зрительской аудиторией.
Следует учитывать, что если реклама на телеканале размещается без учёта данных, полученных по результатам исследования объёма зрительской аудитории телеканалов, например, если телеканал, на котором размещается реклама, не входит в перечень телеканалов, объём зрительской аудитории которых исследуется соответствующими уполномоченными организациями, заключение договора с организациями (организацией), уполномоченными на проведение исследования объёма зрительской аудитории телеканалов, не является обязательным в силу части 12 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Указанная обязанность по заключению договора с организациями (организацией), уполномоченными на проведение исследования объёма зрительской аудитории телеканалов, установлена для рекламодателей, рекламораспространителей и их представителей и посредников.
При этом, согласно частям 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение части 12 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
IX. О соотношении норм статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и статей 14.1-14.3 Федерального закона "О защите конкуренции"
10. Нормы статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и статей 14.1-14.3 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" содержат ряд сходных положений, касающихся распространения не соответствующих действительности сведений, введения потребителей в заблуждение, некорректного сравнения.
Вопрос соотношения данных норм и возможности применения санкций рассматривался в том числе Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации при вынесении Постановления Пленума ВАС N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе".
Так, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что административная ответственность за недобросовестную конкуренцию установлена статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Однако совершение соответствующих действий, являющихся нарушением законодательства о рекламе, в силу части 1 данной статьи влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 14.3 КоАП РФ.
При разграничении сферы применения названных статей КоАП РФ антимонопольный орган исходит из того, что если ложные, неточные или искаженные сведения, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами, находящимися в состоянии конкуренции с указанным лицом, а также иная информация, распространение которой отвечает признакам недобросовестной конкуренции, содержатся в рекламе, то применяется административная ответственность, установленная статьей 14.3 КоАП РФ, а не статьей 14.33 КоАП РФ.
Если информация, распространение которой отвечает признакам недобросовестной конкуренции, распространяется не только посредством рекламы, но и другим способом (например, на этикетках товара, в переписке с контрагентами по договорам), лицо подлежит привлечению к административной ответственности на основании статьи 14.33 КоАП РФ.
Таким образом, если информация, которая содержит не соответствующие действительности сведения, введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение, распространяется исключительно в рекламе, такая информация подлежит оценке на предмет соответствия законодательству о рекламе, если указанная информация распространяется как в рекламе, так и иными способами при введении товара в оборот, такая информация подлежит оценке на предмет соответствия антимонопольному законодательству (в части недобросовестной конкуренции).
X. О недопущении введения потребителей рекламы в заблуждение
11. Обязательное требование: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы
(часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе")
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной.
Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
При этом в соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума ВАС N 58 рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Федеральным законом "О рекламе" к рекламе, в частности, о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Постановление Пленума ВАС N 58 отдельно обращает внимание на то, что оценка рекламы должна осуществляться с позиции обычного потребителя. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и т.п.), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре.
Данная позиция применима и для аудиорекламы, в том числе при распространении её на радиоканалах, в которой используются скороговорки (слишком быстрая речь), а также иные способы оформления рекламы (тихая, невнятная речь, обрывистые фразы), которые делают обязательную к размещению рекламную информацию не воспринимаемой.
Записанные рекламные аудиосообщения, сокращенные по времени техническими средствами до появления неестественности голоса, содержащие обязательную или существенную информацию, не допускаются.
Музыкальное (шумовое) сопровождение не должно мешать нормальному прослушиванию озвучиваемой диктором (вокалистом, актёром) информации.
Если в аудиорекламе часть информации, обязательной в силу требований Федерального закона "О рекламе" выполнена таким образом, что не воспринимается потребителем из-за ускорений, быстрой речи, такая реклама считается ненадлежащей.
При этом само по себе ускорение или иное изменение речи в аудиорекламе, не приводящие обязательную информацию в вид, недоступный к восприятию, не являются нарушением.
Так, если отсутствующей признается информация, обязательная к размещению в силу прямого указания Федерального закона "О рекламе" в рекламе отдельных видов товаров/услуг (например, ч. 10.1 ст. 5, ст. 8, 9, ч. 7 ст. 24, ч. 1, 7 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" и т.д.), то такое нарушение квалифицируется по соответствующей специальной статье Федерального закона "О рекламе".
Если отсутствующей признается информация, которая может быть квалифицирована как существенная, то такое нарушение квалифицируется по части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
XI. О распространении рекламы на платежных документах
12. Обязательное требование: не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов
(часть 10.3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе")
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
При этом согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 данного Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 данного Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
Информация о Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), например, о возможности внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги с использованием данного Портала, размещенная на платежных документах, не может быть признана рекламой и является справочно-информационной, поскольку размещение такой информации не преследует целей, связанных с рекламой каких-либо товаров (работ, услуг) реализуемых (осуществляемых, оказываемых) какими-либо субъектами предпринимательской деятельности.
Следовательно, размещение на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов, информации о Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), например о возможности внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги с использованием данного Портала, не является нарушением части 10.3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и указанным Федеральным законом не запрещено.
Также, распространяемая агентами или исполнителями информация, размещенная на квитанциях на оплату коммунальных услуг, об акциях и скидках на их оплату в целях стимулирования граждан оплачивать счета за коммунальные услуги (в том числе в электронной форме) или погашать долги перед сбытовой компанией, не направленная на формирование интереса к какому-либо товару, также не относится к рекламе, если проведение данной акции не связано с приобретением какого-либо товара, помимо своевременной оплаты счета коммунальной услуги.
Вместе с тем в случае, если реклама вложена в конверт с квитанцией на оплату коммунальных услуг и представляет собой отдельный носитель, инструментально не прикрепленный к самой квитанции, ее распространение указанным способом не может рассматриваться как нарушение части 10.3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.