Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации Моршанского
муниципального округа
от 27.04.2024 N 583
Программа
"Развитие культуры" (далее - программа)
Паспорт
муниципальной программы Моршанского муниципального округа
Ответственный исполнитель программы |
Отдел культуры, массового спорта, молодёжной политики и архивного дела администрации Моршанского муниципального округа. |
Соисполнители программы |
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центр культурно-досуговой деятельности" Моршанского муниципального округа; Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Музей народной культуры Моршанского муниципального округа"; Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Межпоселенческая центральная библиотека Моршанского муниципального округа". |
Подпрограммы программы |
Подпрограмма "Наследие" (приложение N 4); Подпрограмма "Искусство" (приложение N 5); Подпрограмма "Обеспечение условий реализации муниципальной программы" (приложение N 6). |
Цели программы |
Формирование культурного пространства, создание условий для выравнивания доступа населения к культурным ценностям, информационным ресурсам и пользования услугами учреждения культуры, обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни |
Задачи программы |
Сохранение, пополнение и использование культурного и исторического наследия Моршанского муниципального округа; обеспечение равного доступа населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности; создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры Моршанского муниципального округа. |
Целевые индикаторы и показатели программы, их значения на последний год реализации |
Доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений (2030 г. - 100%); прирост количества специалистов сферы культуры, повысивших квалификацию на базе центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих кадров в сфере культуры (2030 г. - 9 чел.) |
Сроки и этапы реализации программы |
2024 - 2030 годы, реализуются в один этап |
Объемы и источники финансирования программы |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию программы. Общий объем финансирования 119272,0 тыс. рублей, из них: 2024 год - 41 436,1 тыс. рублей; 2025 год - 39 917,1 тыс. рублей; 2026 год - 37 918,8 тыс. рублей; 2027 год - 0 тыс. рублей; 2028 год - 0 тыс. рублей; 2029 год - 0 тыс. рублей; 2030 год - 0 тыс. рублей в том числе: Федеральный бюджет: 2024 год - 0 тыс. рублей; 2025 год - 0 тыс. рублей; 2026 год - 0 тыс. рублей; 2027 год - 0 тыс. рублей; 2028 год - 0 тыс. рублей; 2029 год - 0 тыс. рублей; 2030 год - 0 тыс. рублей; Областной бюджет: 2024 год - 1023,2 тыс. рублей; 2025 год - 917,1 тыс. рублей; 2026 год - 918,8 тыс. рублей; 2027 год - 0 тыс. рублей; 2028 год - 0 тыс. рублей; 2029 год - 0 тыс. рублей; 2030 год - 0 тыс. рублей; Местный бюджет: 2024 год - 40 412,9 тыс. рублей; 2025 год - 39 000,0 тыс. рублей; 2026 год - 37 000,0 тыс. рублей; 2027 год - 0 тыс. рублей; 2028 год - 0 тыс. рублей; 2029 год - 0 тыс. рублей; 2030 год - 0 тыс. рублей Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании бюджета на соответствующий год. |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года, утвержденная Законом Тамбовской области от 04.06.2018 N 246-З "О стратегическом планировании в Тамбовской области", определяет повышение качества жизни населения как приоритетное направление, одним из показателей которого является создание условий доступа гражданам к культурным ценностям.
Муниципальная программа разработана в качестве механизма осуществления программно-целевого управления в сфере культуры на территории Моршанского муниципального округа Тамбовской области, достижения качественно нового уровня ее развития.
Ключевым понятием современного общества является культурная среда, представляющая собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.
Задачу пропаганды культурных и нравственных ценностей, сохранения национальной самобытности и нематериального наследия русского народа и многочисленных этнокультурных групп, проживающих на территории Моршанского муниципального округа Тамбовской области, решают библиотеки, культурно-досуговые учреждения, музей, сохранение и развитие которых является одной из приоритетных задач.
По состоянию на 01.01.2024 сеть учреждений культуры Моршанского муниципального округа Тамбовской области составляет организация различной подчиненности, включая юридические лица и филиалы, из них: 1 библиотека (в т.ч. 18 филиалов), 1 учреждение культурно-досугового типа (в т.ч. 24 филиалов) и 1 музей.
Однако доступ к уже имеющимся культурным ценностям ограничивается из-за неудовлетворительного состояния обеспечения сохранности библиотечных фондов, высокой степени износа парка музыкальных инструментов, компьютеров, оргтехники и аудиооборудования, транспорта.
Оснащенность культурно-досуговых учреждений музыкальными инструментами недостаточна - в среднем на 1 клуб приходится 1 инструмент. Во многих клубах наличие музыкальной техники обозначено лишь музыкальным центром, так практически 80 процентов инструментов, которыми оснащены клубные учреждения округа, находятся в эксплуатации по истечении срока полезного использования.
Формирование библиотечных фондов - главная проблема, стоящая перед библиотеками округа.
Отдельного внимания заслуживает проблема формирования фондов периодическими изданиями. Этот вид документов пользуется у читателей огромным спросом, притом, что количество изданий, выписываемых средней муниципальной библиотекой, как правило, недостаточное.
Следует также отметить что, библиотеки округа все еще не могут предоставить своим пользователям необходимый спектр услуг, связанных с автоматизацией процессов поиска информации и усвоения знаний с помощью информационных технологий в режиме удаленного доступа (в том числе через Интернет).
На сегодняшний день в муниципальных учреждениях культуры округа испытывается острый дефицит в квалифицированных кадрах, обусловленный низким общественным престижем профессий клубного и библиотечного работников, уровень оплаты труда работников культуры остается недостаточным. Уход специалистов из сферы культуры и слабый приток молодежи снижают эффективность работы. В большинстве учреждений культуры наблюдается ярко выраженная тенденция старения кадров, низкий процент работников с высшим образованием.
Культура округа нуждается в постоянном обновлении творческого потенциала. Решить эту проблему возможно через выявление молодых дарований. Участие в областных конкурсах, фестивалях по разным направлениям исполнительского искусства позволит найти талантливых, перспективных исполнителей, привлечь их к активной творческой деятельности.
Таким образом, модернизация сферы культуры должна коснуться всех направлений, начиная от кадровой политики и заканчивая укреплением материальной базы и реализацией новых творческих инициатив.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.
2. Приоритеты в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации муниципальной программы
Приоритеты и цели региональной государственной политики в сфере культуры определены в соответствии с:
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Федеральный закон от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Закон Тамбовской области от 27.07.2022 N 149-З "О регулировании отдельных вопросов в сфере библиотечного дела в Тамбовской области";
Государственная программа Тамбовской области "Развитие культуры", "утвержденная постановлением администрации Тамбовской области от 20.06.2013 N 642".
Реализация положений вышеуказанных нормативных правовых актов позволит наметить пути решения многих проблем данной сферы и решить некоторые из них.
Приоритеты деятельности в отдельных секторах описаны в соответствующих подпрограммах Программы.
Стратегическая цель муниципальной политики в сфере культуры:
укрепление единого культурного пространства Моршанского муниципального округа на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций;
сохранение культурного и духовного наследия, самобытных традиций, как национального богатства и основы единства общества;
обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства;
создание условий для улучшения доступа населения округа к информации и знаниям;
создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации культурного досуга; обеспечение инновационного развития отрасли культуры; создание условий для эффективной реализации программы.
Главной целью муниципальной программы станет: формирование культурного пространства, создание условий для выравнивания доступа населения к культурным ценностям, информационным ресурсам и пользования услугами учреждения культуры, обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни.
Достижение цели программы обеспечивается путем решения следующих задач:
сохранение, пополнение и использование культурного и исторического наследия Моршанского муниципального округа;
обеспечение равного доступа населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности;
создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры Моршанского муниципального округа.
Муниципальная программа реализуется в один этап.
Сроки реализации муниципальной программы - с 2024 по 2030 годы.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые и конечные результаты муниципальной программы
Состав показателей (индикаторов) муниципальной программы и подпрограмм, включенных в состав муниципальной программы, определен исходя из принципа необходимости и достаточности для характеристики достижения целей и решения задач муниципальной программы.
Целевые параметры муниципальной программы и подпрограмм, включенных в состав муниципальной программы, оцениваются с использованием следующих показателей (индикаторов), ответственность за достижение которых возложена на ответственного исполнителя муниципальной программы в целом.
Индикаторы реализации муниципальной программы и входящих в нее подпрограмм:
- доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений;
- прирост количества специалистов сферы культуры, повысивших квалификацию на базе центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих кадров в сфере культуры;
- прирост числа посещений муниципальных бюджетных библиотек;
- прирост числа посещений муниципального бюджетного музея;
- прирост числа посещений культурно-массовых мероприятий учреждений культурно-досугового типа;
- достижение соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", средней заработной плате в Тамбовской области.
Перечень и сведения о плановых значениях показателей (индикаторов) муниципальной программы и подпрограмм, включенных в состав муниципальной программы, (с расшифровкой плановых значений по годам реализации) представлены в приложении N 1 к муниципальной программе.
4. Обобщенная характеристика подпрограмм и мероприятий и ведомственных целевых программ муниципальной программы
В рамках Программы предусмотрена реализация подпрограмм. При этом предполагается реализация основных мероприятий, выделенных в структуре подпрограмм.
Для решения по сохранению, пополнению и использованию культурного и исторического наследия Моршанского муниципального округа, обеспечению равного доступа населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, развитию и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности предусматривается реализация подпрограмм "Наследие", "Искусство", "Обеспечение условий реализации муниципальной программы".
В рамках муниципальной программы и подпрограмм, включенных в состав муниципальной программы, будут реализованы следующие основные мероприятия:
развитие библиотечного дела;
развитие архивного дела;
развитие музейного дела;
сохранение и развитие исполнительских искусств;
развитие системы управления в сфере культуры.
Перечень мероприятий, необходимых для реализации муниципальной программы и подпрограмм, включенных в состав муниципальной программы, приведен в приложении N 2 к муниципальной программе.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Реализация мероприятий программы осуществляется за счет федерального бюджета, средств бюджета Тамбовской области, бюджета Моршанского муниципального округа.
Объем финансовых ресурсов из средств бюджета Моршанского муниципального округа на реализацию мероприятий Программы подлежит уточнению при формировании проектов бюджета на очередной финансовой год и плановый период, в установленном порядке.
Ресурсное обеспечение реализации программы за счет всех источников финансирования представлено в приложении N 3 к муниципальной программе.
6. Механизмы реализации муниципальной программы
Ответственный исполнитель:
обеспечивает совместно с соисполнителями разработку проекта муниципальных программы (внесения изменений), его согласование и внесение в установленном порядке в отдел экономики и сферы услуг администрации муниципального округа и финансовое управление администрации муниципального округа;
организует и координирует реализацию муниципальной программы, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, главным распорядителем которых является, несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программных мероприятий, принимает решение о внесении изменений в муниципальную программу в соответствии с установленными настоящим Порядком требованиями и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей муниципальной программы в целом и в части, его касающейся, а также конечных результатов ее реализации;
с учетом результатов оценки эффективности муниципальной программы и выделенных на реализацию в текущем году финансовых средств уточняет целевые индикаторы, программные мероприятия, затраты по ним, механизм реализации муниципальной программы, разрабатывает и представляет для согласования и утверждения в установленном порядке соответствующие изменения в муниципальную программу;
предоставляет по запросам отдела экономики и сферы услуг администрации муниципального округа и финансового управления администрации муниципального округа сведения о реализации муниципальной программы;
запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы;
разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств из федерального бюджета, бюджета Тамбовской области и внебюджетных источников;
подготавливает отчеты и пояснительную записку по установленным формам, представляет их в отдел экономики и сферы услуг администрации муниципального округа.
Соисполнители:
Разрабатывают, и осуществляют реализацию подпрограмм и/или основных мероприятий муниципальной программы, в отношении которых они являются соисполнителями;
обеспечивают целевое и эффективное использование средств; несут ответственность за целевые индикаторы в части, их касающейся; представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы отдела экономики и сферы услуг администрации муниципального округа и финансового управления администрации муниципального округа, а также отчеты о ходе реализации мероприятий муниципальной программы;
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчетов о ходе реализации муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.