Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации"
Разработка проекта федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" была предусмотрена Планом действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2002 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), а также Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.
Действующие Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах (далее Основы) от 7 июля 1993 г. N 5341-1 положительно отразились на деятельности российских архивов. Реализация Основ проходила на фоне динамичного законотворчества в Российской Федерации. Позднее Основ приняты Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "О государственной тайне", "Об участии в международном информационном обмене", "Об обязательном экземпляре документов", "О приватизации государственного и муниципального имущества", "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" и другие, непосредственно затрагивающие работу с архивными документами.
Названные федеральные законы во многом ориентированы на использование информации и, хотя они не полностью учитывают особенности работы с архивными документами, их нормы должны быть состыкованы с архивным законодательством. Кроме того, Основы содержат положения (по разграничению собственности на архивные документы, о статусе муниципальных архивов и другие), которые вступили в противоречие с требованиями Основного закона России, а также иных законодательных актов, принятых в развитие Конституции Российской Федерации.
Противоречия и пробелы, имеющиеся в законодательстве об архивном деле, привели к необходимости разработки проекта федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации, в котором, с учетом анализа соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики, они устранены.
Законопроект предусматривает регулирование отношений в сфере организации хранения, комплектования, учета, использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от формы собственности на них, а также в сфере управления архивами в интересах граждан, общества и государства.
В законопроекте существенно расширен понятийный аппарат, необходимый для единообразного понимания важнейших процессов архивного дела, предусмотрено разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области архивного дела, определены источники комплектования государственных и муниципальных архивов, отражены особенности гражданского оборота документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности, определены обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по комплектованию государственных и муниципальных архивов и другие положения.
Главной целью законопроекта является совершенствование регулирования правоотношений в области организации комплектования, хранения, учета и использования архивов и архивных документов и управления архивами в целях обеспечения их безопасности и сохранности, всестороннего использования в интересах граждан, общества и государства. В законопроекте сохранены лучшие традиции отечественного архивного дела, связанные с государственным влиянием на создание, организацию и деятельность архивов, что должно способствовать укреплению российской государственности. В частности, к исключительному ведению Российской Федерации в лице ее органов государственной власти отнесены разработка государственной политики в области архивного дела, установление единых правил и норм организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и контроль за их соблюдением.
При этом учитываются конституционные права граждан на получение архивной информации и на неприкосновенность частной жизни.
Участниками регулируемых законопроектом отношений являются как юридические, так и физические лица, его действие определяется разносторонней востребованностью архивов обществом, государством и его гражданами, что проявляется в возрастающей активности их информационной деятельности.
Разработанный законопроект последовательно укладывается в общий процесс обновления правового фундамента российского общества на базе закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов социально-экономического устройства, способствует упрочению правовой основы дальнейшего развития архивного дела в Российской Федерации.
Законопроект совершенствует правовую базу архивного дела в Российской Федерации, утверждает принципы современной организации архивного дела, разграничивает право собственности на документы Архивного фонда, устанавливает порядок передачи этого права, предоставляет гарантии неотъемлемого права граждан на доступ к архивной информации, использование этой информации в пределах законов и общечеловеческой морали. Учитывается особое место Архивного фонда Российской Федерации в составе информационных ресурсов страны и его исключительное значение для обеспечения государственного суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, ее внешнеполитической деятельности, эффективного функционирования всех государственных структур, развития науки, культуры и образования. Тем самым создается законодательная база для надлежащего обеспечения государственного управления архивным делом в Российской Федерации.
Исходя из конституционного положения о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и, следовательно, местное самоуправление составляет самостоятельную, наряду с государством, систему осуществления народовластия, сформулированы отсутствующие в действующем архивном законодательстве принципы взаимодействия и сотрудничества государственных органов с органами местного самоуправления в области архивного дела, определен порядок делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий в архивной сфере.
В проекте регламентированы взаимоотношения архивных учреждений с ведомствами, создающими и хранящими отраслевые комплексы архивной документации, уточнен правовой механизм их взаимодействия и ответственности за нарушение правил работы с архивными документами.
Предусмотрено более четкое, состыкованное с нормами других федеральных законов регулирование порядка использования документов Архивного фонда Российской Федерации, уточнено изложение вопросов международного сотрудничества.
Принятый проект федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" займет свое место в системе российского законодательства. Будучи направлен прежде всего на реализацию положений Конституции Российской Федерации, в сочетании с нормами законов "О государственной тайне", "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене" и некоторых других, смежных федеральных законов, он составит корпус актов, регулирующих правоотношения в сфере информационного права и культуры.
Принятие закона позволит создать правовые основы организации и функционирования российских архивов, обеспечить защиту законных прав и интересов миллионов граждан.
С точки зрения социально-экономических и политических последствий реализация законопроекта позволит:
обеспечить приоритет федерального архивного законодательства;
повысить уровень защищенности Архивного фонда Российской Федерации;
повысить качество комплектования Архивного фонда Российской Федерации и его использования.
Принятие закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в связи с тем, что в настоящее время финансирование работ, связанных с организацией хранения, комплектования, учета, подготовкой и передачей документов на постоянное хранение осуществляется за счет текущих расходов федеральных государственных органов и организаций, государственных органов и организаций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных организаций.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации"
Принятие закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в связи с тем, что в настоящее время финансирование работ, связанных с организацией хранения, комплектования, учета, подготовкой и передачей документов на постоянное хранение осуществляется за счет текущих расходов федеральных государственных органов и организаций, государственных органов и организаций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных организаций.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 года N 5341-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст.1311);
постановление Верховного Совета Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5342-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах".
Признание утратившими силу указанных актов федерального законодательства предусмотрено проектом федерального закона (ст.31).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.